С какого месяца ребенку нужны игрушки

Обновлено: 28.04.2024

грудничок играет с погремушкой

Не секрет, что каждый любящий родитель, желает своему малышу самого хорошего. С первых дней мы планируем для своей крохи жизнь. Мы переживаем по любому поводу, разболелся ли животик, или наше чадо плохо спало всю ночь. Любые хорошие моменты — это одновременно и радость и память на всю жизнь. Каждый папа и каждая мама часто балуют свою кроху подарками.

А что ребенку нужно? Конечно же, игрушка! Новорожденный не исключение, этот карапуз с первых дней увлеченно знакомится с окружающим миром и первые игрушки приносят крохе массу новых впечатлений. Главное, чтобы игрушка была интересной и безопасной! Сегодня мы поговорим о погремушках для новорожденного.

Погремушки бывают разные

Существуют различные виды погремушек, но можно выделить основные:

  • Классика. Такой тип погремушки в основном простого строения с удобной ручкой. Например: круглый шар, размером с кулачок новорожденного, с несколькими мелкими деталями внутри. Когда новорожденный трясет игрушкой, шар издает характерные звуки;
  • Шелестелки. Мягкая игрушка с внутренней шелестящей вставкой. Часто можно встретить игрушку в виде книжки, где каждая страничка издает новый звук и имеет разную структуру ткани. Подойдут такие игрушки новорожденному с первых дней и до года. Благодаря такой погремушке, у крохи развивается мелкая моторика и слух;
  • Прорезыватель зубов. Такую полезную игрушку, иногда совмещают с погремушкой. Так, малышу можно и зубки почесать и звук приятный послушать;
  • Погремушка слинговая. Почему такое название? Потому что такие игрушки сделаны в виде бус, из разных тканей, деревянных шаров и других забавных для ребенка деталей.

Мамы любят одевать их на шею и новорожденный может вволю наиграться с погремушкой, в то время как мама носит его в слинге. Такие бусы сейчас набирают популярность и не только благодаря своей уникальности, а и тому, что молодая мама может сделать их сама;

  • Подвески. Такие погремушки можно вешать на кроватку для новорожденных или коляску. Делают их в основном из пластмассы, или ткани. Иногда добавляют в них моторчик и дергая игрушку вниз, новорожденный с удовольствием смотрит как она, жужжа, возвращается в начальное положение;
  • Погремушка — одежда. Видели ли вы когда-нибудь звонкие носочки или браслетики у малышей? Вот это и есть погремушка. На носочек, например, пришивают тканевую мордочку животного, в которой вшита погремушка. Или на полоску ткани цепляют различные звонкие детали. Главное, чтобы они были крепко пришиты!;
  • Серебряные погремушки. Для новорожденных существуют и такие игрушки. Они очень красиво смотрятся и малышам нравятся. Иногда такие погремушки делают именными.

Выбираем игрушку по возрасту и по делу!

Выбирать погремушку, это как в магазин пойти за продуктами. Не зная заранее для каких целей она нужна, можно скупить огромное количество невероятных игрушек. Так что давайте разберемся как выбрать погремушку:

  1. Если забава нужна новорожденному первых дней жизни, стоит обратить внимание на классические погремушки и шелестелки. Другого вида игрушку малыш еще не поймет;
  2. Ребенку постарше, примерно с 4 месяцев, можно брать развивающие коврики с подвесными погремушками, забавные книжки пищалки и игрушки с кнопочками, а также слинго — бусы; В статье важная информация о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца>>>
  3. Начиная с 4 месяцев и до 1 года, стоит купить прорезыватель для зубов. Учтите, что заранее необязательно покупать к 4 месяцам, так как зубки у каждого новорожденного начинают резаться по-своему;
  4. С более осознанного возраста (6—7 месяцев) новорожденный с удовольствием будет играть в большие мягкие кубики, куклы, зайцы с шелестящими и звуковыми эффектами; Что же нового происходит в жизни ребенка в этом возрасте, читайте: Что должен уметь ребенок в 6 месяцев>>>
  5. В этом же возрасте можно попробовать дать ребенку игрушки — развивашки с запахом, такие можно купить у хендмейдера или сделать самому.

А вы знали? Самые дорогие для сердца ребенка, погремушки — сделанные мамой. Даже энергетически эти игрушки несут массу положительной энергии. Кстати, это уже доказано наукой!

Часто мамы задаются вопросом: во сколько месяцев ребенок держит погремушку? Ответ неоднозначный, ведь каждый новорожденный развивается по-своему, но в основном с 2 месяцев новорожденному можно давать ее в руки и не осознанно он будет держать ее несколько минут, а в 3—4 месяца, малыш сам будет тянуться к забаве. Подробнее об этом читайте в статье Когда ребенок начинает держать игрушку в руках>>>

Когда ребенок осознанно начинает брать игрушки, это означает что малыш перешел на новый этап развития. Примерно в 5 месяцев новорожденный, осознанно тянет руки и хватает игрушку. Вначале, он это делает двумя руками, для твердости, а когда урок будет усвоен, ребенок будет проделывать это одной рукой.

В полгода малыш может удерживать по одной игрушке в каждой руке, а также брать их, находясь в лежачем положении (на животе, на боку).

Важно! Не стоит расстраиваться, что ваш малыш немного запаздывает. Характер у детей разный и каждый по своему графику развивается! Но если есть большие сомнения — обратитесь к вашему детскому педиатру за советом.

В какие игры можно поиграть с погремушкой?

Варианты игр с малышом при помощи погремушек, можно разделить на несколько этапов:

  1. Возраст ребенка 2—3 месяца:
  • Вложите удобное колечко или ручку погремушки малышу в ладошки. В этом возрасте он неосознанно сожмет свои ручки и несколько минут будет держать игрушку;
  • Когда ребенок освоит и осознает (причинно-следственная связь) эту игру, усложните задание. Теперь держите игрушку перед ним и передвигайте ее влево, вправо, немного вверх и вниз. Делать это нужно медленно. Эта игра развивает фокусировку зрения. Узнайте из статьи, когда новорожденный начинает видеть>>> Если новорожденный потянется и попробует взять погремушку — задание пройдено;
  1. Возраст новорожденного 3—4 месяца:
  • Вот и пришло время когда нужно давать погремушку. В этом возрасте научите ребенка брать погремушку с ваших рук и передавать ее обратно. Важно проделывать это упражнение в разных позициях. Пусть новорожденный проиграет ситуацию находясь на боку, на животе, на спине; Читайте, чтобы узнать, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  1. Возраст малыша 5—6 месяцев:
  • Хорошая игра «перекладывание». Нужно научить новорожденного перекладывать игрушку с одной руки в другую;
  • Вторая игра-задание, заключается в том, чтобы ребенок твердо держал две погремушки, а мама немного тянула то одну, то другую. Игра хорошо развивает мозг и помогает осознавать происходящие действие;
  1. Возраст ребенка 7—8 месяцев:
  • Игры становятся разнообразней: малыш размахивает, стучит, бросает, грызет свою игрушку. Все это благоприятно сказывается на его развитии. В это время поиграйте с ребенком в маленький, звонкий мяч. Неважно, что малыш не сможет его поймать, он все разно получи массу удовольствия.
  1. Возраст 8—11 месяцев:
  • Оденьте новорожденному звонкие носочки или браслетики, пусть малыш подвигается вместе со своей забавой;
  • Поиграйте с ребенком в разные кубики, или мячики с разным наполнителем. Пусть одна погремушка шелестит, другая звенит, а третья пересыпается внутри маленькими горошинками;
  • Начинайте обучать ребенка действиям: лови, стучи, бросай, кусай.

Знайте! Даже самому маленькому проказе, могут надоесть некоторые игрушки. Спрячьте их на время, а через недельку достаньте. Так, старые погремушки станут новыми.

Мамин хендмейд, или делаем погремушку своими руками

Как же сделать погремушку своими руками? Создать забаву для своего крохи, несложно, главное фантазия! Предлагаем несколько простых вариантов:

  • Делаем выкройку мяча (баскетбольного или теннисного). Можно взять любую мягкую ткань, лучше хб., сшиваем. Через отверстие в мяче вставляем воздушный шарик и бросаем в него несколько бусин или звоночек. Такому мячу будет рад любой ребенок. Секрет в том, что шарик можно время от времени надувать или спускать;
  • Мама может изготовить слинго — бусы . Если нет деревянных бусин, можно взять коробочки от киндер сюрприза. Обшивать или обвязывать и чем наполнять — дайте разгуляться своей фантазии;
  • Можно сделать погремушку — книжку. Добавив в нее разные по текстуре странички шелестелки;
  • Самый простой и распространенный вид хендмейда — пластиковые баклажки 0,5, заполненные наполовину разными семенами и крупами. Такая игрушка не оставит равнодушным ни одного новорожденного.

Счастье вашего малыша — в ваших руках. Иногда простые объятья приносят больше радости, чем новые игрушки. Уделяйте достаточно времени своему карапузу и он будет счастлив!

Главная / Грудничок / Развитие ребенка / по навыкам / В каком возрасте ребёнок начинает держать игрушку в руках?

ребенок лежит на спине смотрит на игрушку


Покупать погремушку для младенца можно с самого рождения. Когда ему исполнится три недели – он уже ею заинтересуется.

Его вообще в этом возрасте начинает интересовать всё яркое и движущееся. Особенно младенцам интересны погремушки, издающие звуки.

Вы часто спрашиваете, когда же ребёнок начинает держать игрушку в своих руках? Сегодня как раз об этом и расскажу.

Особенности развития

Несмотря на то, что новорожденного ещё не интересуют игрушки, у него развит хватательный рефлекс. Если что-то попадает к нему в руки, он их сжимает и держит предмет, но сам не осознаёт, что происходит. Читайте подробнее о рефлексах новорожденного>>>

Это может быть игрушка, мамин палец или одежда. Такое действие он совершает неосознанно, и чтобы выпустить предмет из рук, ему нужно помочь расцепить пальцы.

Прежде чем научиться держать игрушку в руках, пройдёт несколько этапов:

  1. С 8 недель малыш будет удерживать помещенные в руке предметы, и тянуть их ко рту.
  2. С 4 месяцев осознанно хватать игрушки, какие попались в его поле зрения, и притягивать их.
  3. После 5 месяцев ребёнок пробует брать игрушки с кроватки или с другой поверхности. Он зажимает их обеими руками, а также учится сдавливать их и одной рукой.
  4. В 6 месяцев ребёнок лёжа может схватить игрушки, а также держать в обеих руках разные игрушки. Допустим, правую руку он может взять погремушку, а в левую — мягкую игрушку.

О развитии ребёнка, особенностях сна и о том, как правильно воспитывать смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребёнка до года>>>

Чтобы ребёнку захотелось захватить игрушку в руку, она должна быть яркой и находиться на расстоянии около 40 см от него. Если игрушки будут ближе — он их просто не заметит. Узнайте, когда новорожденный начинает видеть>>>

Тяжелую игрушку тоже не следует брать, ведь малыши пока ещё роняют игрушки и могут ударить себя.

Ещё примечательно вот что. Если в указанный период ваш ребёнок не выполняет те или иные действия, это не означает, что он отстаёт в развитии. Читайте интересную статью Развитие ребёнка по месяцам до года>>>

В каком возрасте ребёнок начинает держать игрушку — очень индивидуально.

Если он в положенный возраст не держит предметы в руках, значит, ему удастся это чуть позже. А родители могут ему в этом помочь.

Как научить ребёнка держать игрушку

Учить ребёнка держать предмет в руке необходимо в хорошем настроении, ласковым голосом и в игровой форме. Узнайте когда малыш начинает улыбаться>>>

От этого зависит, во сколько месяцев ребенок начнёт держать игрушки.

Запаситесь терпением, так как это займёт время и потребует многочисленных повторений.

Важно! Ни в коем случае не сравнивайте в чём-либо своего с ребёнка с другими.

Итак, обучение заключается в нескольких упражнениях:

  • сцепление рук;
  • вкладывание игрушки в руку;
  • схватывание предметов.

Чтобы ребенок умел сцеплять руки, нужно в этом ему помогать. Он научится чувствовать, что его пальцы могут сжимать что-то.

Перед тем, как вложить игрушку в руку ребёнку, поводите ею перед его глазами. Но на положенном расстоянии, чтобы он её видел. Малыш будет отслеживать игрушку взглядом.

Затем вложите её в руки ему между большим пальцем и всеми остальными пальцами, поперёк ладони. Так ему точно будет удобно её держать.

На первых занятиях соединяйте пальцы ребёнка своими руками.

Сначала малыш будет быстро выпускать игрушку из своих рук. Потом начнёт удерживать её на несколько секунд, а затем и дольше.

Когда ребёнок начинает держать игрушку в руке довольно продолжительное время, можно усложнить упражнение: слегка потягивать её на себя.

Это упражнение даст почувствовать ребенку напряжение в мышцах.

Для того чтобы ребёнок научился схватывать игрушки, повесьте яркий предмет рядом с какой-нибудь рукой: левой или правой, неважно.

Теперь уже не торопитесь вкладывать ему игрушки сами. Дайте ему возможность и время для того, чтобы он сам дотянулся до неё и схватил. Ведь ему важно познавать механизм движений и развивать его.

От вас потребуется:

  • коснуться тыльной стороны его руки, чтобы он раскрыл ладошку;
  • позвенеть погремушкой, чтобы он заинтересовался ею;
  • подождать, чтобы ребёнок сам взял выбранную игрушку;
  • поменять игрушку, если интереса не было проявлено;
  • подвести руку ребёнка с игрушкой к свободной руке и помочь дотронуться до предмета.

Важно! Непременно хвалите, когда ребёнок начинает держать игрушки самостоятельно.

Он уже учится радоваться и осознавать свой успех. Подробнее в статье Когда ребёнок начинает смеяться>>>

Обязательно следите за состоянием игрушек. Они должны быть чистыми, ведь ребёнок обязательно потянет их в рот.

Желательно брать качественные игрушки: чтобы они не издавали неприятного запаха и были гладкими, без заводских дефектов, которые могут повредить нежную кожу ребенка.

Топ 10 игрушек, которые можно предложить новорожденному

Первые игрушки можно предлагать малышу в 1 месяц. К этому времени малыш начинает смотреть по сторонам и кратковременно фиксирует взгляд на предмете.

При выборе игрушки рассуждайте так: все, что попадает ребенку в руки сразу попадает ему в рот Поэтому предметы должны быть безопасными и прочными: не иметь острых краев и мелких отделяющихся деталей.

П ервая игрушка должна быть яркая и с хорошим звуком.

В 4 месяца рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

В 5 месяцев берет из рук взрослого игрушку и удерживает.

игрушки.jpg

1. Погремушка

Это первая игрушка малыша. Ее можно приобрести в месяц. Внутри есть гремящие шарики или колокольчиками. Продаются в виде навесных бус, состоящих из мячиков или фигурок животных. Малыш разглядывает бусы лежа в кроватке или коляске.

2. Музыкальный мобиль

Это набор навесных игрушек, которые крепятся над кроваткой малыша. Устройство крутится и издает приятную музыку, малыш следит взглядом за перемещениями предметов. Выбирайте мобиль со спокойной музыкой и не слишком яркими предметами. Располагайте над ножками, чтобы игрушка попадала в поле зрения малыша.

3. Черно-белые карточки и предметы

Дети хорошо воспринимают черные и белые цвета. Приобретите специальные карточки или распечатайте их из интернета. Повесьте такие рисунки в кроватку и на стены в квартире. Для совсем маленьких выбирайте простые линии и усложняйте рисунки по мере взросления.

4. Прорезыватель

прорезыватель.jpg

Должен быть примерно 4-6 см, чтобы удобно поместиться в ручку малыша. Хорош в период прорезывания зубов. Выбирайте экологичные материалы с прорезиненными вставками.

5. Мякиши

Для развития тактильных ощущений предлагайте ребенку мягкие игрушки из ткани: кубики-мякиши, куклы - тильды, мягкие книжки. Выбирайте натуральные материалы с прочными швами. Это один из самых безопасных видов игрушек.

6. Развивающий коврик

Предназначен для малышей от 3х месяцев. Представляет собой полотно с дугами, на котором располагаются навесные игрушки. Основание имеет шуршащие, пищащие, двигающиеся элементы. Можно дополнять любыми навесными предметами по вашему вкусу.

7. Резиновые игрушки для купания

Черепашка, уточка, кораблик. Выбирайте разные цвета. Такие игрушки часто содержат пищащие элементы, которые привлекают малыша. Развлечения в воде могут помочь заинтересовать кроху купанием, если он, например, боится воды.

Это важно!

8. Звуковые игрушки

муз коврик.jpg

Детское пианино или другое устройство издающее звуки. Говорящие и поющие игрушки. Они разовьют слух и мышление. Помогут деткам различать игрушки. Очень скоро малышу начнет нравиться нажимать на кнопки и извлекать звуки из игрушки самостоятельно.

9. Неваляшка

Игрушка имеет образ в виде улыбающегося личика, который детям очень нравится разглядывать. Музыкальный элемент и способность качаться привлекает малышей. Игрушка способствует играм на животике, а также помогает, например, одеваться. Дети часто улыбаются и гулят с неваляшками. Первую неваляшку лучше приобрести небольшую – 20-25 см. чтобы малыш мог сам ее качать.

10. Игрушки-развивайки

Кубик-сортер, детские счеты, молоточек с фигурками, развивающий центр. Игрушки с движущимися и музыкальными элементами. Подойдут малышам от 6 мес, когда они уже сидят.

Мамы могут сделать игрушки своими руками:

  1. Тканевая куколка с наполнителем. Возьмите выкройку в интернете, а в части куколки вшейте разные материалы: фасоль, макароны, гречку, шуршалки из бумаги. По этому же принципу можно сделать любую игрушку-мякиш.
  2. Маленькая пластмассовая бутылочка из-под воды с крупой и макаронами внутри. Малыш видит гремящие элементы сквозь стенки бутылки. Позаботьтесь о плотно закрученной крышечке.
  3. Вырежете черные и белые фигурки из фетра. Повесьте их на шнурок. Расположите над кроваткой или коляской малыша.

Как играть с младенцами:

игра с младенцем.jpg

  • Расположите погремушку на расстоянии 25-30 см от личика ребенка, погремите и привлеките внимание. Потряхивайте и медленно перемещайте из стороны в сторону. Малыш будет внимательно следить за ней глазками.
  • Детям от 2х месяцев вкладывайте игрушки в ручки. Привлеките внимание к ручке с вложенным предметом и потрясите ее, поводите из стороны в сторону.
  • Катайте по ладошке малыша игрушки с разными фактурами: резиновый мячик, тканевую куколку, пластмассовую погремушку. Так Вы развиваете тактильные ощущения и мышление крохи.
  • Покажите как играть: берите ручку ребенка и трогайте предметы в развивающем коврике. Нажимайте пальчиком ребенка на кнопки и открывайте дверцы.
  • Перемещайтесь с малышом по квартире и разглядывайте черно-белые карточки. Разговаривайте с ним. Малыш будет внимательно слушать Вашу речь и смотреть на фигурки. Для него это увлекательно и познавательно.

Это важно!

Учите малыша играть: вкладывайте предметы в ручки ребенка, показывайте как перемещать игрушку и издавать звуки.

Выделим главное:

  1. Предлагайте игрушки малышу с 1 мес. Это период когда кроха активно начинает крутить головой и рассматривать предметы. До 3х месяцев это 3-4 игрушки. Дальше игрушек может быть больше, их нужно периодически менять когда ребенок теряет интерес.
  2. Предлагайте малышу безопасные и качественные игрушки из экологичных материалов. Следите чтобы не было отделяющихся мелких элементов, которыми малыш может подавиться.
  3. Выбирайте игрушки по возрасту: до 3х месяцев это игрушки, за которыми малыш наблюдает: движущийся мобиль, навесная погремушка, черно-белые картинки. С 3х месяцев предложите игрушки, которые можно трогать, задевать и брать в ручку.
  4. Учите малыша играть с игрушками: вкладывайте в ручку, покажите как перемещать и издавать звуки.
  5. У малышей есть любимые игрушки. А некоторые игрушки могут напугать ребенка. Когда предлагаете новое, не подносите сразу близко, понаблюдайте за реакцией.

Опытная мама, консультант по юридическим вопросам

Другие статьи

Рекомендуем для вас

Подвижные игры для детей

Подвижные игры в 1-3 года, игры для группы детей.

Ротавирусная инфекция у детей

Температура при ротавирусе у ребенка. Лечение ротавирусной инфекции. Что дать ребенку при ротавирусе.

Выбираем детский крем

Состав детского крема. На что стоит обратить внимание?

Игры с песком для ребенка

Развивающие игры для песочницы. Игры с кинетическим песком.

Игры с водой для детей

В какие игры с водой можно поиграть с ребенком. Игры в бассейне для детей. Правила безопасности игры с водой

Ребенок убегает. Что делать?

Ребенок убежал от мамы на улице. Разбираемся, что делать взрослым. Почему ребенок убегает? Как объяснять ребенку, что убегать нельзя.

Прикорм в 4 месяца

К 4-м месяцам желудочно-кишечный тракт младенца становится более зрелым. Самое время задуматься о начале прикорма.

Ребенок обжегся. Что делать?

Ребенок обжегся смесью, чаем, водой в ванной, об плиту.

Официальный сайт производителя детского питания Nutrilak создан в помощь молодым родителям. Здесь есть не только полная информация о нашей продукции: молочных смесях, кашах, специализированных продуктах для беременных и кормящих, но и полезные материалы для мам и пап.

В разделе Школа мам вы найдете статьи и видеоуроки о питании, росте, развитии детей первого года жизни и старше. Мы ответили на частые вопросы о детском здоровье, психологии, продуктах для детей, собрали советы экспертов. Не нашли ответа на свой вопрос? Пишите, будем рады помочь!

Грудное молоко — лучшее питание для малыша.
Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует грудное вскармливание для детей до 6 месяцев.
«Nutrilak» поддерживает ВОЗ и предлагает продолжать грудное вскармливание как можно дольше. Перед применением продукта проконсультируйтесь со специалистом.

Ребенок начинает видеть и слышать, еще находясь в утробе матери, однако его зрение и обоняние сильно отличаются от взрослых. Кроме того, каждый младенец уникален, поэтому временные промежутки, в которые стандартно входят те или иные реакции, могут разниться. Как понять, что зрение и слух ребенка формируются нормально? Расскажем в этой статье.

видеть и слышать.jpg

Факторы внутриутробного развития

Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:

  • Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
  • Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
  • Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца

Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.

Формирование полноценного зрения

Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение. Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ: нет, до месяца ребенок не может узнавать лиц, так как его зрение способно распознать только силуэт. Осознанные реакции на движения появляются только в возрасте 1 месяца. В этот период детское зрение развивается до следующего уровня:

  • Малыш способен фиксировать взгляд на предмете, находящемся на расстоянии до 30 см
  • Большой интерес вызывают контрастные черно-белые картинки
  • Ребенок начинает различать и рассматривать человеческие лица

Что видит малыш

С какого месяца формируется «взрослое» зрение? Примерно в три месяца малыш уже способен полноценно отличать лица, узнавать родителей, интересоваться яркими игрушками и изображениями. Если же говорить о зрении новорожденного, несколько дней назад появившегося на свет, то у него оно проявляется со своими особенностями:

  • В первые недели грудничок не способен фокусировать взгляд на предметах более пяти секунд
  • Ребенок только учится пользоваться двумя глазами одновременно, поэтому иногда глазки «разъезжаются»
  • Сетчатка глаз постоянно тренируется и развивается, по мере взросления ребенка его глаза начинают различать все более сложные узоры, цвета и оттенки

Стоит сразу сказать, что ни один врач не даст точного ответа, во сколько дней после рождения у ребенка гарантированно должны происходить определенные изменения: все зависит от индивидуальных особенностей детского организма.

Что слышит новорожденный?

Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.

видеть и слышать1.jpg

Какова нормальная реакция

Обычные реакции — это:

  • Движение ручками и ножками
  • Повороты головы
  • Поиск источника голоса глазами
  • Замирание или вздрагивание
  • Плач
  • Прислушивание

Если эти реакции отсутствуют в первый месяц жизни ребенка при фоновых звуках, не стоит нервничать, это совершенно нормально. А вот если малыш не реагирует даже на громкие и продолжительные звуковые раздражители, это повод показаться специалисту. К счастью, нарушения слуха имеются только у 1–2 % из 1000 новорожденных**.

Упражнения для развития зрения

Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.

Упражнение I. Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете

Упражнение II. До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг

Упражнение III. Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего

Упражнение IV. К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла

Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.

Причины для тревоги

Есть несколько признаков, которые должны вызывать у родителей тревогу. В этом случае с визитом к врачу медлить не стоит:

  • у шестимесячного ребенка слишком часто косят глазки
  • в три месяца ребенок никак не реагирует на предметы, не смотрит на лица
  • на третьем месяце жизни малыш не проявляет никаких реакций при звуках голоса матери или других членов семьи

Именно эти признаки могут стать свидетельством нарушений работы зрения или слуха. К счастью, большинство из них современная медицина решить в состоянии: главное — своевременно обратиться за помощью. Кстати, если хочется убедиться в том, что с ребенком все хорошо, можно посетить детского офтальмолога. Проверку зрения рекомендуется проходить хотя бы раз в год, и это касается не только новорожденных малышей, но и детей дошкольного и школьного возраста.

* В.Ф. Базарный. Зрение у новорожденных

** Шилова Н. А., Харламова Н. В., Чаша Т. В., Куликова Н. Ю., Толкачева Е. В. Исследования слуха у новорожденных детей

Чем занять ребенка в месяц? С этого возраста можно развивать зрение, слух, мускулатуру и нервную систему малыша. Для этого существуют специальные упражнения.

чем занять ребенка советы.jpg

Игра «Погремушка»

Мама держит погремушку на расстоянии 35–40 см от личика малыша. Привлекает его внимание, а затем водит из стороны в сторону - малыш начинает следить глазами. Когда кроха привыкнет – можно усложнить упражнение движениями вверх-вниз и по диагонали. Важно чтобы движения были плавными и медленными.

Черно-белые картинки с линиями и геометрическими фигурами

Распечатайте такие карточки на принтере и вешайте в кроватку, то справа, то слева от малыша. Кроха будет с удовольствием их разглядывать.

Мелодичная музыка

Включайте ребенку не громкую музыку. Малыш сразу станет более сосредоточен, так как будет слушать ее.

Игра «Разговор с животиком»

Прикоснитесь губами к животу малыша и расскажите что-нибудь. Малыш тут же отреагирует на приятные вибрации.

Легкий массаж ручек и ножек малыша

Нежно разминайте и поглаживайте каждый пальчик, а затем ладошку и ступни крохи. Дело в том, что на ступнях и ладонях находится множество точек, отвечающих за развитие речи и мышления. Кроме того, такие занятия приносят малышу удовольствие и расслабляют его.

Expert

Опытная мама, эксперт Нутрилак

Из личного опыта

“Я совмещала такой массаж с уходом за малышом: при смене подгузника или пеленании. Со временем дочка стала реагировать: успокаивалась и замирала или тихонько гулила”

запор у малыша.jpg

Это важно!

Все занятия с малышом в месяц нужно проводить в спокойной обстановке, без громких звуков. Важно чтобы мама улыбалась, поглаживала и нежно разговаривала с крохой. Тактильное общение— это основное условие для гармоничного развития крохи.

В три месяца малыш уже держит голову, различает предметы и реагирует на звуки. Добавляйте новые упражнения и занятия, развивайте слух и мелкую моторику крохи.

Песенки

Пойте ребенку песенки. Со временем малыш начнет узнавать их и радостно реагировать.
Знакомьте с миром вокруг. Носите кроху по квартире, показывайте и описывайте предметы. Так вы разовьете зрение и мышление малыша.

Навесные погремушки

Закрепите над кроваткой или коляской навесные погремушки так, чтобы ребенок мог сам задевать их ножками или ручками. Со временем малыш будет стараться двигаться, чтобы погремушка издала звук. Так вы разовьете у крохи физическую активность и координацию.

Пальчиковые игры

Подойдут игры «Сорока-ворона», «Ладушки» и «Посчитаем пальчики». В возрасте до года это поможет малышу легко и без усилий научиться манипуляциям с предметами: например, удерживать погремушку, собирать пирамидку, играть в кубики.

Подвесной музыкальный мобиль

Установите его в кроватку малыша. Фигурки, двигающиеся под музыку, непременно увлекут его. Выбирайте варианты, где есть несколько мелодий: очень скоро у малыша появятся любимые.

Гимнастика и массаж

Такие занятия помогут укрепить мускулатуру и нервную систему малыша. Подойдут упражнения с осторожным сгибанием-разгибанием ручек и разведением их в стороны, подъем ножек вверх и опускание их по очереди то в одну, то в другую сторону.

Музыкальные игрушки

Предлагайте крохе звенящие погремушки, поющие игрушки, маракасы, пианино и все, что издает музыку.
Первые книжки. В этом возрасте малышу подойдут мягкие книжки с яркими картинками. Рассматривайте их вместе с малышом, называйте и описывайте предметы.

Кубики-мякиши

Это кубики из ткани, с мягким наполнителем внутри. Их можно сжимать и разжимать, мять и жевать. Они развивают фантазию и координацию движений.
Первые прятки. Спрячьтесь за одеялом и скажите «ку-ку», а затем выгляните. Малыш быстро поймет суть игры и будет весело смеяться над вами.

Игрушки Монтессори.

Это специальные игрушки из дерева. Они имеют простые и логически понятные формы. Например, деревянные бусы, лабиринты из шариков, игрушки-вкладыши. Суть методики в том, что сначала взрослый учит малыша играть в игрушку, а затем постепенно переходит в позицию благодарного зрителя и наблюдает. Такие игрушки отлично развивают логику, мышление и самостоятельность малыша.

Expert

Опытная мама, эксперт Нутрилак

Из личного опыта

“Оба моих ребенка с удовольствием играли в игрушки Монтессори. Но каждый в свое: сын любил деревянные бусы, а дочь игрушки-вкладыши. Я, как мама, видела реальную пользу от таких занятий: малыш увлечен, развивает мелкую моторику и размышляет.”

Бизиборд

Это развивающие доски, на которые прикреплены замки, шнуровки, звоночки, обесточенные розетки, дверцы, мягкие мешочки и пр. Их можно приобрести в готовом варианте или сделать самим. Такая игрушка дает малышу возможность познавать мир через тактильное восприятие и развивает практически все: мелкую моторику, память, логическое мышление, координацию движений и усидчивость (очень пригодится гиперактивным малышам). Важно не просто дать такую игрушку малышу, а показать, как играть. Увлечь. Предложить варианты.

Игры в ванной

Дети обожают плескаться в воде. Посадите малыша в ванну с малым количеством воды и дайте 4-5 игрушек. Покажите, как игрушка ныряет, плавает и набирает воду. Малыш быстро научиться вам подражать. Это отлично развивает мышцы спины малыша.

Чтение книг

Чтение лучше сделать обязательным ритуалом – малыш учит сосредотачиваться, рассматривать предметы и впитывает информацию. Обратите внимание на книжки с окошками, внутри которых спрятан персонаж или предмет, книжки со звуками, книги-игрушки в виде зайчика или паровозика. Все это здорово привлекает внимание малыша к чтению.
С десяти месяцев. Ребенок начинает вставать на ножки с опорой, некоторые дети уже делают первые шаги. Предлагайте малышу игрушки с физической активностью и развитием координации.

Каталки-толокары

Это игровая консоль с кнопками, трещотками и крутящимися элементами высотой 35–40 см. Наверху имеется ручка, за которую малыш может держаться, толкая игрушку перед собой. Игрушки-толокары полезны, в отличие от ходунков: малыш сам опирается на ручку, чтобы встать и сам садиться, когда интуитивно чувствует нагрузку на позвоночник. Это поможет малышу правильно освоить важный для ходьбы навык приседания.

Наборы для лепки

Лепка особенно полезна гиперактивным детям. Такие занятия успокаивает ребенка и развивает в нем усидчивость. При этом у малыша работают оба полушария мозга: он не только тренирует логику и аналитические способности (левое полушарие), но способность мыслить в пространстве, образное мышление, понимать связь между вещами (правое полушарие). Подойдет любой вариант: пластилин, масса для лепки, глина. Предложите малышу самостоятельно выбрать цвет и помогите размять кусочек. Покажите, как отщипывать кусочки и прилеплять их на бумагу или стол.

Пальчиковые краски

Рисовать ими можно на любой поверхности: бумага, картон, пластик, стекло, кафель в ванной, сама ванна и даже животик, и ручки малыша. Они легко смываются и не опасны если немного попадут в ротик малыша. Ребенок до 3-х лет еще физически не способен правильно держать кисть или карандаш, а вот рисовать пальчиками или ладошками у него получается очень здорово.

Игра в мяч

Посадите ребенка напротив себя, возьмите небольшой легкий мяч и покатите в сторону малыша. Помогите поймать и похвалите. Затем покажите, как катить мяч в вашу сторону. Такие игры помогут малышу развить мышцы и навык слежения за предметом.
Игрушки-сортеры. Это игровая панель, куда малыш должен поместить предметы «сортируя» их по цвету, форме и размерам. Отлично развивает аналитические навыки и память малыша. Для первых игр выбирайте простые игрушки с 3–5 элементами, чтобы заинтересовать ребенка и помочь усвоить ему суть.

Детские стишки для малышей

чем занять ребенка в месяц.jpg

Стихи очень привлекают детей, в отличие от текстов и сказок, которые нравятся им чуть позже. Детей увлекает рифма, а лаконичность помогает уловить смысл.

С трех месяцев. Читайте малышу короткие стихи. Делайте периодические остановки во время чтения, со временем, в эти паузы малыш начнет гулить. Это будут ваши первые диалоги:
Мы проснулись, мы проснулись,
Сладко-сладко потянулись,
Маме с папой улыбнулись!

Ты мне ручку подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка найдем!
С шести месяцев. Добавляйте более сложные варианты:
Это-ложка, это -чашка,
В чашке гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала,
Кашки гречневой не стало!

Мой мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А во Средним кашу ел.
С Указательным запел.
А большой меня встречал и конфетой угощал!
Регулярное чтение стихов развивает речевой запас, логику, мышление и память малыша.

Чем занять ребенка, если надо отойти?

В один месяц можно увлечь малыша музыкальным мобилем и черно-белыми карточками.
С трех месяцев уложите малыша на развивающий игровой коврик, предложите музыкальные игрушки, самостоятельно издающие звук.
С шести месяцев прикрепите над кроваткой крохи навесную погремушку, которую он может сам задевать ручками или ножками. Положите малыша на живот и дайте маленькие мячики, неваляшку или кубики мякиши. Включите детские песенки или аудиокнигу со стихами.
С восьми месяцев подойдет бизиборд, музыкальные игрушки с кнопками, детские игровые центры со звуком и светом.
С десяти месяцев каталки-толокары, легкий мяч, машина или кукла со звуком, деревянные бусы.
В любом возрасте можно использовать любимую игрушку, которую мама достает, когда ей срочно нужно отойти, а затем потихоньку убирает,10–15 минут свободного времени вам обеспечено.

Это важно!

Если вам нужно срочно открыть курьеру или достать горячий противень из духовки, прежде всего позаботьтесь о безопасности малыша. За несколько минут в кроватке с бортиками или манеже с ребенком ничего не случиться. Особенно если мама слышит его.

Как выстроить план дня, чтобы ребенок не занимал все время мамы. Практические советы.

чем занять ребенка до года.jpg

  1. Примерно с четырех месяцев начните выстраивать режим малыша. Детям комфортно жить по расписанию: пришло время обедать – едим, время спать – спокойно засыпаем. А мама, в таком случае, имеет возможность планировать свой день и делать домашние дела тогда, когда малыш максимально спокоен.
  2. Составляйте план дня с вечера. Идите по списку приоритетности – сначала самые важные, затем менее значимые и т. д. Тогда, как бы ни прошел день – самое главное вы успеете.
  3. Разделите день на три части «утро», «день», «вечер». В каждой части чередуйте бытовые дела и занятия с малышом. Например,: приготовили обед, почитали с ребенком книгу, поставили стирку – пошли с крохой гулять. Так вы много успеете за день, а ребенок не будет чувствовать себя покинутым.
  4. Старайтесь все бытовые дела делать на бодрствование ребенка. Используйте коляску, детский шезлонг, слинг или переноску. Перемещайте малыша везде с собой – ребенок более спокоен, когда видит маму. Это сложнее, чем делать домашние дела без ребенка, но, как говориться, любой навык приходит с опытом. Зато пока малыш спит, вы получаете драгоценные минуты отдыха.
  5. Если дни проходят однообразно, а ребенок занимает все время, старайтесь гулять каждый день. Начиная с шести месяцев хотя бы раз в неделю ходите с малышом в гости, или выходите «в свет»: торговые центры, кафе, парки. Маме полезно менять обстановку, а ребенок, который регулярно общается с другими людьми и бывает в разных местах, легко адаптируется в новых условиях, коммуникабелен и уверен в себе. А еще он более развит – он больше знает и много видел.
  6. Не бойтесь предоставить ребенка самому себе: приучайте малыша периодически играть самостоятельно, сидя в кроватке или манеже хотя бы по 10–15 минут пока вы моете пол или посуду. Когда ребенок начнет проситься на ручки – ласково разговаривайте с ним, объясняйте, что «мама сейчас занята», показывайте игрушки и увлекайте вариантами деятельности. Рано или поздно детские любопытство и желание играть возьмет верх, и малыш начнет искать другое занятие, кроме сидения на ручках.


Это нужно не только для разгрузки мамы. Самостоятельные дети более успешны в жизни, они не пасуют перед трудностями и легко усваивают новые навыки.

Читайте также: