Санитарно гигиеническое исследование игрушки

Обновлено: 13.05.2024

2.3.1. Игрушки, игры, их части и принадлежности, пасты для лепки должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям настоящих санитарных правил по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим, микробиологическим и токсиколого-гигиеническим показателям (пункты 2.3.2 - 2.3.16).

2.3.2. В игрушках не допускается применение древесины с червоточинами и сучками, набивочных материалов, содержащих твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическая стружка, щепки, осколки стекла или пластмассы и другое), горючих газов и горючих жидкостей.

2.3.3. В игрушках для детей до 3 лет не допускается применение меха, кожи, стекла, ворсованной резины, картона и бумаги, а также полимерных недублированных пленок толщиной менее 0,038 мм, целлулоида, набивочных гранул размером 3 мм и менее без внутреннего чехла, наполнителей игрушек, подобных погремушкам, размер которых во влажной среде увеличивается более чем на 50%.

2.3.4. В игрушках для детей старше 3 лет допускается наличие стекла в том случае, если оно необходимо для выполнения игрушкой ее функции.

2.3.5. В конструкторах и моделях для сборки для детей в возрасте до 10 лет пайка не допускается.

2.3.6. Не допускается утечка содержимого в игрушках, наполненных жидкостью или другим наполнителем.

2.3.7. В наборах предметов-реактивов для опытов не допускается применение пожаро- и взрывоопасных веществ, а также веществ, образующих такие соединения в процессе проведения опытов.

2.3.8. Защитно-декоративное покрытие игрушки должно быть стойким к влажной обработке. Не допускается поверхностное окрашивание и роспись погремушек и игрушек, контактирующих со ртом пользователя.

2.3.9. Масса погремушек должна быть не более 100 грамм.

2.3.10. В игрушках для детей до 3 лет не допускается миграция химических веществ 1 класса опасности.

2.3.11. Игрушки, игры, пасты для лепки, спортивный инвентарь, части и принадлежности должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям безопасности по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим, токсиколого-гигиеническим показателям, установленным настоящим разделом санитарных правил.

2.3.12. Требования к органолептическим показателям:

а) интенсивность запаха образца и водной вытяжки игрушек для детей до 3 лет и игрушек, контактирующих с полостью рта, не должна превышать 1 балла;

б) интенсивность запаха образца и водной вытяжки игрушек для детей старше 3 лет не должна превышать 2 баллов;

в) игрушки, предназначенные для детей до 3 лет, и игрушки, контактирующие с полостью рта, не должны обладать привкусом интенсивностью более 1 балла.

2.3.13. Требования к физико-гигиеническим показателям:

а) эквивалентный уровень звука игрушек, имеющих акустическое звучание (кроме игрушек, издающих импульсный звук, игрушек-модулей для спортивных соревнований, настроенных музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов), для детей до 3 лет должен быть не более 60 дБА, от 3 до 6 лет - не более 65 дБА, старше 6 лет - не более 70 дБА. Уровень звука игрушек для игры на открытом воздухе должен быть не более 75 дБ;

б) максимальный уровень звука для детей до 3 лет должен быть не более 70 дБА, от 3 до 6 лет - не более 75 дБА, старше 6 лет - не более 80 дБА. Максимальный уровень звука игрушек для игры на открытом воздухе не должен превышать 85 дБА; игрушек, издающих импульсный звук, - не более 90 дБА;

в) уровень напряженности электростатического поля на поверхности игрушек не должен превышать 15 кВ/м;

г) уровень напряженности электромагнитного поля, излучаемого радиоуправляемыми, электронными и электротехническими игрушками, не должен превышать 25 В/м при диапазоне частот 03 - 300 кГц, 15 В/м при диапазоне частот 03 - 3 МГц, 10 В/м при диапазоне частот 3 - 30 МГц, 3 В/м при диапазоне частот 30 - 300 МГц, 10 мкВт/см2 при диапазоне частот 0,3 - 300 ГГц;

д) уровень напряженности электрического поля тока промышленной частоты (50 Гц), создаваемого игрушкой, не должен превышать 0,5 кВ/м;

е) уровень интенсивности интегрального потока инфракрасного излучения не должен превышать 100 Вт/м2;

ж) уровни локальной вибрации, создаваемые игрушкой, не должны превышать 63 дБ при среднегеометрической частоте октавных полос 8 Гц и 16 Гц, 69 дБ - при 31,5 Гц, 75 дБ - при 63 Гц, 81 дБ - при 125 Гц, 87 дБ - при 250 Гц, 93 дБ - при 500 Гц, 99 дБ - при 1000 Гц. Корректированный уровень виброускорения не должен превышать 66 дБ;

з) в детских игрушках запрещается использование систем лазерного излучения всех типов;

и) удельная эффективная активность естественных радионуклидов в природных материалах (песок, гипс, глина) и изделиях из них (керамические изделия), входящих в состав наборов для игр, наборов для детского творчества, не должна превышать 370 Бк/кг.

2.3.14. Требования санитарно-химической безопасности:

а) материалы и изделия, предназначенные для производства игр и игрушек, а также игры и игрушки, должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил по химической безопасности (Приложение 1);

б) выделение вредных веществ, содержащихся в 1 кг любых материалов игрушки, кроме формующихся масс и красок, наносимых пальцами, не должно превышать следующие допустимые уровни:

в) выделение вредных веществ, содержащихся в 1 кг формующихся масс и красок, наносимых пальцами, не должно превышать следующие допустимые уровни:

2.3.15. Оценка токсиколого-гигиенических показателей изделий проводится по индексу токсичности или по местному кожно-раздражающему действию.

Требования к токсиколого-гигиеническим показателям:

а) игрушки не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия;

б) игрушки, предназначенные для детей до 3 лет, а также игрушки, функционально контактирующие с полостью рта ребенка, не должны оказывать раздражающего действия на слизистые;

в) индекс токсичности игрушек, определяемый в водной среде (дистиллированная вода), должен быть от 70 до 120% включительно, в воздушной среде - от 80 до 120% включительно. Значение индекса токсичности, определяемого с помощью люминесцентного бактериального теста, должно быть меньше 20%.

2.3.16. Требования микробиологической безопасности:

игрушки должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил по микробиологической безопасности (таблица 2).

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА, НОРМЫ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ

Производство и реализация игр и игрушек

Дата введения 1993-09-01

Научно-исследовательским институтом гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора России (Кайсина О.В., Сухарева Л.М., Чумичева О.А.); Московским городским центром Госсанэпиднадзора (Михайлова И.Л.); Московским областным центром госсанэпиднадзора (Лежнева А.Б.); Управлением санитарно-эпидемиологического надзора Госкомсанэпиднадзора России (Епифанова Т.М.); научно-исследовательским институтом резиновых и латексных изделий Департамента химической промышленности Российской Федерации (Чикишев Ю.Б., Шумская Н.И.).

СанПиН 43-125-4142-86, "Список сырья и материалов", дополнения N 1, 2 к Санитарным правилам N 867-70 считать утратившими силу.

УТВЕРЖДЕНО Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 12 августа 1993 г. N 9

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами возлагается на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

СанПиН распространяется на ассортимент игрушек в соответствии с ГОСТом 25779-90 "Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля".

Производству и реализации подлежат игрушки (игры), безопасность которых подтверждена сертификатом.

1. Требования к материалам

1.1. Для производства игрушек (игр) разрешается использовать:

сырье и материалы, включенные в Перечень (приложение 1);

другие материалы, получившие гигиеническую оценку и подтвержденные сертификатом.

1.2. Для изготовления игрушек (игр) допускается использовать производственные отходы материалов (вторичная переработка). Использование производственных отходов, поступающих с других неспециализированных по выпуску детских игрушек предприятий, допускается по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.3. Для производства игрушек не допускается применение материалов:

указанных в ГОСТе 25779-90 (п.1.3.);

натурального меха и кожи (для игрушек, предназначенных для детей до 3-х лет);

1.4. Детали музыкальных духовых игрушек, предназначенные для соприкосновения с губами детей, и погремушки должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.

2. Требования и игрушкам

2.1. Предприятия, организации и учреждения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также иные юридические и физические лица, осуществляющие производство и реализацию игрушек (игр), направляют продукцию в учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации для оценки и оформления гигиенического сертификата (приложение 3).

2.2. Игрушки (игры) должны соответствовать утвержденному образцу-"типовому представителю".*

* "Типовой представитель" - образец игрушки, изготовленный по единой технологии применяемых материалов и красителей (вне зависимости от образца игрушки).

2.3. Уровень запаха всех видов игрушек (игр) не должен превышать 2-х баллов.

2.4. Декоративное или защитное покрытие игрушек должно быть стойким к действию слюны, пота и влажной обработки.

2.5. Уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры в помещении (за исключением настроенных музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов), не должен превышать 65 дБА, а уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры на открытом воздухе, не более 75 дБА.

2.6. Уровень звука игрушки, издающий импульсный шум в качестве игрового момента (одиночный выстрел), должен быть не более 95 дБА.

2.7. В настольно-печатных играх текст должен быть напечатан контрастным для фона цветом. Цифровые и буквенные обозначения должны иметь черную окраску или черный рельеф.

Гигиенически обоснованными являются следующие оптимальные цвета для фона:

Высота букв текста в настольно-печатных играх, предназначенных для чтения детьми в возрасте до 10 лет, должна быть не менее 2,3 мм и не менее 1,75 мм - для детей старше 10 лет.

2.8. Из игрушек не должны выделяться мономеры, пластификаторы, ингредиенты резин и продукты их превращения в концентрациях, превышающих допустимые количества миграции (ДКМ) для изделий, контактирующих с пищевыми продуктами.

3. Требования к производству и реализации игрушек (игр)

3.1. Предприятие должно гарантировать выпуск продукции безопасной для здоровья ребенка, подтвержденной наличием сертификата.

3.2. Устройство и санитарное содержание производственных помещений, в которых изготавливаются игрушки (игры), должны отвечать действующим "Санитарным правилам организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию" N 1042-73* МЗ СССР.

* На территории Российской Федерации действуют СП 2.2.2.1327-03. - Примечание изготовителя базы данных.

3.3. Работники, непосредственно связанные с изготовлением, контролем и реализацией игрушек, не должны иметь противопоказаний по состоянию здоровья в соответствии с действующими нормативными документами.

3.4. На потребительской упаковке или вкладыше следует указывать возраст детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка, в частности:

от года до 3-х лет (ясельный);

от 3-х до 6-ти лет (дошкольный);

от 6-ти до 10-ти лет (младший школьный);

от 10-ти до 14-ти лет (средний школьный).

3.5. Запрещается прикладывать к губам игрушки, предназначенные для контакта со ртом ребенка при их демонстрации. У продавца должен быть демонстрационный образец.

4. Санитарно-гигиенический контроль

4.1. Контроль за соблюдением санитарных правил и норм возлагается на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется на этапе постановки игрушки на производство и при ее производстве и реализации.

На этапе постановки игрушки на производство проводится гигиеническая оценка ее, по результатам которой выдается гигиенический сертификат (прил. 2).

4.2. Для гигиенической оценки должны быть представлены: нормативно-техническая документация, образцы игрушек (не менее 3-х экземпляров) и рецептура применяемых материалов. При необходимости предприятие-изготовитель представляет описание технологического процесса. Образцы и копии документов возврату не подлежат.

При рассмотрении заявки на сертификацию продукции предприятие-изготовитель информируется о сроках проведения гигиенической сертификации, видах исследования и стоимости работ.

4.3. На импортные изделия и материалы должны быть представлены сертификаты, подтверждающие их безвредность для здоровья детей.

При отсутствии или отказе от выдачи сертификата импортные материалы и изделия подлежат экспертизе органами Государственного санитарного надзора в установленном порядке.

4.4. Госсаннадзор за выпускаемыми и реализуемыми игрушками (играми) проводится:

путем выборочного контроля образцов игрушек, взятых у изготовителя или в торговле; игрушки оплате и возврату не подлежат;

в порядке инспекционного контроля за сертифицированной продукцией совместно с территориальными органами Госстандарта России.*

4.5. Надзор, проводимый органами Госстандарта и Госсанэпиднадзора России предусматривает взаимное признание результатов и испытаний.

4.6. При выявлении игрушек, не соответствующих настоящим требованиям, необходимо запретить (приостановить) производство или реализацию.

При решении вопроса о прекращении дальнейшего производства или реализации данных игрушек (игр) следует информировать вышестоящие органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другие заинтересованные ведомства и организации.

4.7. Для оформления банка данных об использовании новых материалов для производства игрушек (игр) органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы обязаны ежегодно представлять в Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации данные о вновь согласованных материалах отечественного и импортного производства.

5. Лабораторные исследования

5.1. Образцы игрушек, предназначенные для исследования, должны быть изготовлены по технологии, утвержденной для их серийного производства, и представлены для исследований не раньше, чем через 10 дней, и не позже 30 дней после их изготовления.

Количество образцов, необходимых для исследования, зависит от характера и объема исследования и согласовывается заинтересованной организацией с учреждением, проводящим экспертизу. Минимальное количество - 3 образца. В тех случаях, когда изготавливаются крупногабаритные игрушки, для лабораторного исследования могут представляться отдельные детали игрушек, изготовленные по технологии, которая будет применяться при серийном производстве.

5.2. При постановке игрушки на производство образцы для исследования предъявляются предприятием-изготовителем; при выборочном или инспекционном контроле отбор образцов осуществляется органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора с оформлением соответствующей документации.

5.3. Органолептические исследования.

5.3.1. Игрушки из пластических масс тщательно промываются водой при температуре 37°С (без механической обработки, применения мыл или синтетических моющих средств), прополаскивают дистиллированной водой и просушивают при комнатной температуре.

5.3.2. При органолептических исследованиях образцов игрушек отмечается: внешний вид, характер поверхности (сухая, липкая, гладкая), наличие дефектов и запах.

Определение запаха игрушек (или вытяжек) проводится комиссией (не менее 5 человек) при комнатной температуре. Характер запаха отмечается описательно (посторонний, неприятный, специфический ароматический, неопределенный). Интенсивность запаха выражается в баллах в соответствии с нижеследующей шкалой (см. табл.1).

Определение интенсивности запаха*

* Инструкция по санитарно-химическому исследованию изделий, изготовленных из полимерных и др. синтетических материалов, предназначенных для контактов с пищевыми продуктами, утверждена Минздравом СССР, N 880-71 от 2 февраля 1971 года.

1.2. Размеры, масса (масса игрушки для детей до 3-х лет не должна превышать 100 г, для 7-ми лет – не больше 400 г и для детей до 10 лет – 800 г).

1.3. Расцветка игрушки.

1.4. Материал (основной и дополнительный), на каких частях.

1.6. Форма и конструкция.

1.7. Прочность и аккуратность изготовления.

1.8. Наличие легкого отделения мелких деталей, колючих, режущих,
слабо защищенных и других деталей, опасных с точки зрения детского травматизма.

2. Санитарная характеристика материала

2.И. Загрязненность материала (сырья), использование старого утиля.

2.2. Прочность фиксации красителя (краска расположена на поверхности ровным слоем, неровным, имеет выпуклости, трещины, дефекты окрашивания, прочность пленки).

2.3. Особенные и специальные санитарные признаки (огнебезопасность, способность рассеваться и др.).

3. Эстетическая и воспитательная характеристика игрушки (развивает начальные движения и восприятие, знакомит детей с элементами науки и техники, содействует художественному и музыкальному развитию детей, отображает предметы и образцы внешнего мира).

4. Органолептическая оценка игрушки (уровень запаха игрушек для детей до 3 лет – не больше 1 балла, от 3 до 7 лет – 2, для старших 7 лет – не больше 3 баллов).

5. Химический анализ игрушки (см. приложение 2).

6. Санитарно-гигиеническая (суммарная) оценка и рекомендации.

Приложение 2. Методики химического анализа детских игрушек

1. Проведение лабораторного определения прочности фиксации красителя:

а/ переход краски на салфетку после мойки игрушки холодной водой;

б/ стирание: +слабое, ++среднее, +++сильное, х – краска не вытирается:

– при протирании сухим тампоном;

– во время стирки в горячей воде (60 °С) с мылом не меньше 3 мин,

– во время стирки на протяжении 3 мин 2 % раствором хлорной извести комнатной температуры (18 °С).

2. Определение состояния красителей при действии на них на протяжении 2 мин 1 % раствора НСІ, КОН, NaHCO3.

Взять тампоны ваты, смоченные в кислоте, в щелочи, в содовом растворе и поочередно протереть окрашенные места игрушки. Если краска растворяется – вата окрашивается.

Если игрушка окрашена в несколько цветов, необходимо проверить на растворимость каждый вид краски.

О неудовлетворительной фиксации судят по изменению цвета использованных растворов, изменению цвета ватного тампона при нанесении их на поверхность игрушки, по изменению вида игрушки (потемнение краски, наличие липкой поверхности игрушки).

3. Определение свинца в краске.

Если краска растворимая, необходимо определить наличие свинца. Для этого тампон ваты смочить в 3-5 % растворе уксусной кислоты и протереть участок окрашенной игрушки, потом на вату нанести каплю 5 % раствора йодистого калия.

При наличии свинца в количестве больше, чем 0,1 %, вата закрашивается в желтый цвет за счет образования РbІ.

Во время гигиенической оценки оптических игрушек кроме вышеуказанных пунктов необходимо определять:

а/ силу увеличения (необходимо, чтобы отображение букв было высотой не меньше 2,75 мм)

б/ приближение предмета к глазам (при рассмотрении должно быть не ближе чем на 250 мм)

в/ межцентровое расстояние систем стереоскопу (норма 50-64 мм).

Приложение 3. Санитарно-гигиеническая характеристика школьных учебников

Схема санитарного исследования школьных учебников

1. Санитарно-гигиеническая характеристика:

    1. Название учебника и его короткое описание (автор, название, издательство, место и год издания, тираж, для какого класса (возраста) предназначенный.
    2. Качество переплета (материал, твердый, мягкий, на тканевой основе)
    3. Соединение (клеевое, проволочное, ниточное)
    4. Размеры.
    5. Масса.

2. Видимость текста:

2. 1. Качество бумаги (цвет, прозрачность, гладкость).

2.2. Качество печати (контрастность букв и фона, насыщенность, цвет, прочность краски).

3. Легкость для чтения

3.1. Гарнитура шрифта.

3.2. Кегль шрифта.

3.3. Высота малой буквы „н”, мм

3.4. Толщина основных штрихов, мм

3.5. Толщина соединительных штрихов, мм

3.6. Длина строки, мм

3.7. Формат издания, мм

3.8. Плотность набора

3.9. Количество переносов.

3.10. Интерлиньяж, мм

3.11. Апрош между словами, мм

4. Общая санитарно-гигиеническая оценка и рекомендации.

Приложение 4. Методика гигиенической оценки школьных учебников

Гигиеническая оценка школьных учебников проводится в соответствии с „Санітарними правилами оформлення шкільних підручників” № 1405-7676 и Госстандартом 7.21-80 „Підручники та навчальні посібники для І-Х класів загальноосвітньої школи. Видавниче оформлення і поліграфічне виконання” и заключается в оценке качества оформления учебника, то есть соответствия основных элементов оформления учебников гигиеническим требованиям, которые в значительной мере предопределены в первую очередь возрастным особенностями развития детей. При этом особенно важное значение имеет качество учебников для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного анализатора и недостаточным развитием у них навыков чтения.

Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника (качество переплета, использования шершавой, пористой, непроклеенной бумаги, которая легко вбирает влагу, приводит к быстрому загрязнению и порче учебника, мешает формированию гигиенических навыков у детей и влечет эпидемическую опасность).

Обложка учебника должна быть крепкой, сделанной из материала, который минимально может загрязняться. Для учебников используют твердые переплеты, покрытые бумажной, пленочной или сплошной тканевой обложкой с кантом, тканевой или бумажной спинкой, и мягкие переплеты на бумажной или нетканой основе. Учебники сшивают нитями, не допускается клеевое или проволочное соединение.

Максимальная масса школьного учебника не должна превышать 300 г. Общая масса учебников в расчете на один учебный день в комплекте с письменными принадлежностями (без массы ранца или портфеля) не должна превышать допустимых норм перенесения грузов на расстояние до 3 км. учениками І-III классов от 1,5 до 2 кг, IV-V – от 2 до 2,5 кг, УІ-УІІ – от 3 до 3,5 кг, VІІІ-Х(ХІ) – от 4 до 4,5 кг

Степень зрительной нагрузки при чтении зависит от:

  • условий видимости текста;
  • легкости для чтения.

Видимость текста определяется:

  • качеством бумаги (цвет, прозрачность, гладкость). Бумага должна быть белого или едва желтоватого цвета с коэффициентом отражения 0,7-0,8, гладкой и блестящей, плотной и не глянцевой. Прозрачность бумаги определяют за разницей коэффициентов отражения до и после подкладывания под страницу черной пластинки. Эти требования больше всего удовлетворяет бумага печатная № 1 и офсетная № 1 и № 2. Допускается применять печатную бумагу № 2, запрещается печатная бумага № 3 и газетная.
  • качеством печати(контрастность букв и фона, насыщенность, цвет и прочность краски).

Легкость для чтения определяется:

  • характером шрифта (гарнитурой, кеглем);
  • форматом полосы;
  • длиной строк;
  • интерлиньяжем;
  • апрошем.

Гарнитура – это вид или рисунок шрифта. Она должна иметь простые очертания с прямым черчением букв, быть четкой, выразительной, что достигается при определенных соотношениях ширины букв к их высоте, а также толщине основных (вертикальных) и соединительных (горизонтальных и наклоненных) штрихов.

Кегль – это размеры шрифта и набора, который включает высоту буквы и свободных пространств над и под буквой и измеряется в печатных пунктах (пункт равняется 0,376 мм).

Он должен отвечать возрастным особенностям зрительного восприятия и степени развития навыков чтения. В частности, учебники для 1 класса (в т.ч. буквари и др.) должны набираться гарнитурами больших кеглей с очертаниями, которые приближаются к квадрату, и небольшой разницей в толщине основных и соединительных штрихов, без насечек на концах букв, что значительно облегчает чтение и больше всего отвечает особенностям зрительного восприятия детей, которые учатся читать. В букваре весь текст набирается одной гарнитурой. Замена рисунка шрифта в букваре недопустима. Новые буквы в букварях выполняются не нарисованными, а печатными, не мельче кегля 48, за исключением образцов прописей.

Во II классе дети переходят от узнавания отдельных букв к свободному чтению. Тогда наиболее легко воспринимается шрифт с насечками на концах, которые ведут взгляд ребенка от буквы к букве. В учебниках для среднего и старшего школьного возраста постепенно переходят от больших кеглей к меньшим с соотношением ширины букв и их высоте 1:1,5 – 1:1,75 и соотношением толщины основных и соединительных штрихов 2:1-3:1.

В ІІІ-Х(ХІ) классах дополнительные тексты (примечания, объяснения, указатели, словари и тому подобное) допускается печатать шрифтом прямого или курсивного, нормального или полужирного черчения, а также курсивом с кеглем не ниже 8. Слова и фразы в тексте рекомендуется выделять прямым полужирным или жирным шрифтом, разбивка допускается лишь для отдельных слов.

Правильное сочетание требований к печати и набору, в частности уменьшение кегля шрифта с возрастом детей требует укорачивания длины строк. При оформлении учебников для младшего и среднего школьного возраста нельзя использовать набор в две колонки, поскольку частые переходы от строки к строке затрудняют восприятие текста и предопределяют зрительную усталость. В учебниках для VІІІ-ХІ классов из предметов, которые не требуют длительного непрерывного чтения (анатомия и физиология человека, география, словари, указатели и тому подобное), допускается набор в две колонки кеглем 10 при длине строк не меньше 63 мм и расстоянии между колонками не меньше 9-10 мм

Легкость чтения текста определяется также четкостью ограничения полосы набора окружающими полями, которые должны контрастировать с полосой набора, быть белыми, иметь достаточные размеры, чтобы при движении глаз вдоль строки и при переходе от строки к строке боковым зрением четко воспринимались конец и начало строки. Оптимальные размеры полей определяются по разнице рекомендуемых форматов издания и полосы набора. Для обеспечения четкого восприятия текста между ним и рисунками создаются пробелы не меньше 12 пунктов для черно-белых и 18 пунктов для цветных рисунков.

Плотность набора, то есть количество знаков на площади 1 см2, должна составлять не больше 10 знаков при размерах кегля 14 и выше и не больше 15 знаков при размерах кегля 9-12. Плотность набора считается удовлетворительной, если на 1 см2 приходится не больше двух строк. Все строки за исключением заглавий и абзацев должны начинаться с одного вертикального уровня, что продиктовано правильным ритмом движения глаз вдоль строки.

Дополнительный текст подается с небольшим отступлением от вертикали, которая дает возможность быстро находить его в учебнике.

Плотность набора исследуют путем наложения на страницу специальной металлической пластинки с пятью отверстиями площадью 1 см2 каждое, коэффициент отражения бумаги – фотометром.

Количество переносов на страницу ограничивается, в частности в учебниках для младших классов, тремя-четырьмя.

В учебниках, особенно для детей младшего школьного возраста, рекомендуются цветные иллюстрации, выполненные светлыми, малонасыщенными красками с четкими деталями.

Интерлиньяж – расстояние между строками, размерами полей.

Апрош – расстояние между буквами и словами в строке.

Размеры шрифтов, интерлиньяж, апрош измеряют с помощью микроскопа с микрометрическим окуляром или микрометрической лупы (цена деления 0,1 мм), длину строк – металлической линейкой с миллиметровыми делениями. Четкость печати определяют с применением лупы с 2-5-разовым увеличением. Фактические размеры шрифтов определяют путем измерения малой буквы “н”.

Все измерения делают в трех местах учебника (в начале, в середине и в конце).

Требования к гарнитурам, кеглям шрифтов и их размеров, набора учебников для школьников разного возраста приведенные в таблице.

Детская игрушка - не просто предмет для развлечения. Она способствует умственному, физическому и эстетическому развитию ребенка.
Играя, дети познают окружающий мир. Игрушкой пользуются абсолютно все дети - и раннего и дошкольного возраста. Игрушка как предмет детского обихода должна отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям.

С гигиенической точки зрения особенно важно, из какого материала сделана игрушка. Это могут быть резина или мягкие ткани, металл или дерево, пластмассы и др. К каждому из указанных материалов гигиенисты предъявляют определенные требования.
Обязательным условием гигиенической полноценности игрушки является такая ее конструкция, которая исключает возможность детского травматизма. Игрушки не должны иметь острых частей, которые могут нанести травму ребенку; детали игрушек должны быть хорошо зачищены и закреплены.
В детских учреждениях обязательно должна строго соблюдаться групповая принадлежность игрушек. С этой целью каждой группе дошкольного учреждения необходимо иметь набор игрушек, которыми дети других групп не должны пользоваться.
Игрушки из плюша, меха, сукна, бумаги, картона невозможно тщательно очистить от пыли и грязи, поэтому они противопоказаны, особенно самым маленьким.
Такие игрушки, как свистульки, губные гармошки, дудки, которые дети берут в рот, не допускаются ввиду опасности передачи со слюной инфекции от одного ребенка к другому. Взамен их можно применять такие озвученные игрушки, как погремушки, ручная гармонь, органчик, колокольчик, а также барабан.
Игрушки из тканей (плюшевые, меховые, суконные) трудно подвергать тщательной очистке. Использование движущихся игрушек (тележки, каталки) весьма желательно и целесообразно. Вместе с тем они должны отвечать возрастным требованиям детей данной группы и удовлетворять всем указанным требованиям.
Детям дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) необходимы крупные строительные материалы, дающие простор фантазии, сложные, позволяющие комбинировать: конструкторы, заводные игрушки и т. п.
Всем возрастам очень полезны игрушки, предназначенные для игр детей на воздухе. Прогулки тогда проходят с большим эмоциональным подъемом у детей, что немало способствует их оздоровительному эффекту.
Приобретать для детских учреждений нужно преимущественно такие игрушки, которые легко мыть и дезинфицировать (например, резиновые, металлические, деревянные) с хорошей отделкой, прочной и безопасной для детей окраской.

Уход за игрушками.

Игрушки постоянно переходят от одного ребенка к другому и поэтому могут стать переносчиками инфекции. Дети раннего возраста, играя, часто берут в рот игрушку, которую только что бросили на пол или загрязнили.
Как показывают наблюдения, наиболее простым и в то же время достаточно эффективным способом борьбы с бактериальной обсемененностью игрушек является мытье юс горячей водой (не ниже 50°) с мылом и щеткой или пищевой содой в течение минуты. Мыть игрушки необходимо ежедневно, а не только по мере их загрязнения.
Хранить игрушки нужно в закрытых шкафах в группах раннего возраста, а для дошкольников - на полках, высота которых должна быть доступной детям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


гигиенические требования к тестированию физической подготовленности детей

В данном материале перечислены требования к проведению диагностики детей дошкольного учреждения.


Консультация для воспитателей "Педагогические и гигиенические требования к организации питания"

Консультация для воспитателей "Педагогические и гигиенические требования к организации питания","Задачи по формирова­нию культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных норм".


Специальные и гигиенические требования к созданию предметно-развивающей среды: требования СанПина, безопасность, охрана труда

Консультация для педагогов.


Проект на тему: «Санитарно-гигиенические требования к мебели, игрушкам, наглядным пособиям, раздаточному материалу, плакатам.»

Общие требования к мебели, игрушкам, наглядным пособиям.

Гигиенические требования к игрушкам

Данная публикация предназначина по здовому образу жизни для детей дошкольног возраста.Игрушка — один из важных предметов детского обихода, с которым ребенок сталкивается с первых дней своей жизн.


ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ ИГРУШКАМ

Игрушки являются предметом постоянного и широкого пользования и к ним предъявляются строгие гигиенические требования.

Предметы оборудования, предназначенные для детей и подростков, должны отвечать педагогическим и гигиеническим требованиям. Учебно-производственное оборудование помещений должно обеспечивать проведение воспитательной и учебной работы, развивать художественный вкус.

Гигиенические требования к детской мебели и инструментам включают соответствие их анатомофизиологическим возможностям организма с учетом роста и возраста детей и подростков. Конструкция мебели и других предметов оборудования должна быть прочной, устойчивой, достаточно легкой, доступной для поддержания ее в чистоте. Покрытие мебели должно быть водостойким, выдерживать частое мытье горячей водой с моющими средствами и обработку дезинфицирующими средствами. Строительные и отделочные материалы не должны выделять в воздух помещений вредных химических веществ.

В процессе учебных занятий организм детей испытывает статическую нагрузку вследствие необходимости поддерживать длительное время вынужденную рабочую позу. Занятия за партой, чертежным столом, работа в столярной, слесарной мастерских и др. связаны преимущественно со статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, ног. Статическая нагрузка резко увеличивается при неправильном устройстве мебели, несоответствии ее размеров росту и пропорциям тела ребенка. При этом возникают условия, способствующие нарушению функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, сдавлению передних отделов межпозвоночных дисков; нарушению осанки и зрения.

Положение тела считается правильным, если сохраняются устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов.

При работе в мастерских поза учащихся должна обеспечивать высокую работоспособность при минимальных физиологических затратах.

Физиологическими исследованиями установлено, что при письме менее утомительна поза с малым наклоном корпуса вперед.

Для поддержания физиологически рациональной дозы важным условием является соответствие размеров мебели антропометрическим данным. Так, при .определении высоты сиденья принимают во. внимание длину голени со стопой, глубины сиденья— неполную среднюю величину длины бедра. Мышечное напряжение уменьшается за счет достаточного количества площадей опоры (сиденье, спинка стула, пол или подножка). .

В мебели для детей и подростков должно быть .выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, сиденья и спинки стула (скамьи). Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции сиденья и дистанции спинки.

Дифференция — это расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья. Оно равно разности высоты сиденья и высоты локтя свободно опущенной руки сидящего школьника плюс 5—6 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к искривлению позвоночника или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).

Дистанция спинки — это расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до, спинки стула. Оно не должно превышать переднезаднего диаметра туловища ребенка более чем на 5 см.

При завышенной дистанции учащийся лишен возможности использовать спинку стула (скамьи) как дополнительную опору, при недостаточной дистанции он оказывается «зажатым» между крышкой парты и спинкой скамьи.

Дистанция сиденья—это расстояние (пр горизонтали) между краем крышки стола и краем сиденья; она должна быть только отрицательной (не менее 4 см и не более 8 см). При нулевой и особенно положительной дистанции учащийся для правильного размещения предплечья на столе вынужден тянуться вперед, что приводит к неудобной рабочей позе.

«Важно не только обеспечить рабочее место в соответствии с ростом ребенка, но и воспитывать правильную посадку, приучать его сохранять во время занятий наименее утомительную позу.

Набор мебели для яслей и детских садов обусловлен спецификой учебно-воспитательного процесса и включает предметы различного функционального назначения.

Специальными измерениями установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели и их соотношений, при колебании роста детей и подростков 10—15 см существенно не различаются.

Набор оборудования для учебно-производственных мастерских должен обеспечивать выполнение программ трудового обучения.

Чтение — это не только один из основных способов восприятия учебного Материала школьниками, но и активная работа органа зрения и мозга.

Письменные принадлежности: тетради, чернила, ручки, карандаши — должны способствовать образованию у детей навыка Письма при минимальном напряжении зрения и мелких мышц кисти рук.

Игрушка — один из важных предметов детского обихода, с которым ребенок сталкивается с первых дней своей жизни. Игрушки — это увлекательный и в то же время поучительный мир для ребенка, им принадлежит особая роль в физическом и умственном развитии, нравственном и эстетическом воспитании.

Значение одежды для сохранения здоровья, улучшения физического развития, повышения работоспособности человека очень велико.

К обуви предъявляются такие же гигиенические требования, как и к одежде. Она обеспечивает защиту организма от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и предохраняет стопу от механических повреждений.

Головной убор должен соответствовать сезону, климатическим и погодным условиям. В качестве зимнего головного убора носят меховые шапки-ушанки или вязаные шерстяные шапки с подкладкой.

Медицинская сестра, санитарные дружинники следят за тем, чтобы все участники походов имели экипировку, соответствующую времени года, погодным условиям.

Читайте также: