Саратовская глиняная игрушка презентация

Обновлено: 01.05.2024

Глиняная игрушка – особый вид
народного творчества. Она
предназначается не только для
игры, а служит для украшения
быта. Образы игрушек
достаточно просты, оригинальны
и выразительны.
Глиняную игрушку лепили повсюду,
где занимались гончарным
мастерством. Чаще всего лепили
женщины, чтобы позабавить
детей. Именно женщины стали
расписывать глиняную игрушку,
создавая неповторимые образы.
Постепенно в отдельных местах
глиняная игрушка стала
самостоятельным промыслом.

3. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества

4. Козёл, олицетворяя добрую силу, покровительствовал урожаю.

5. Дымковская игрушка

Самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается
предельно простой и ясной пластической формой,
обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по
белому фону. Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле
города Вятка (сейчас Киров). Там отличные глины и речной
песок, пригодные для керамического промысла.
Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой,
когда работы в поле не было, курился дымок из печи в каждой
избе. Там лепили и обжигали в русской печи игрушки. К весне
кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и
столешницах.

6. Барыни в пестрых юбках

7. Бравые кавалеры и всадники

8. Важные петухи и индюки

9. Водоноски, кормилицы, няни

10. Женихи и невесты

Лепка.
Дымковскую игрушку лепят по
частям, используя красную
глину. Приступая в
выполнению барыни или
кормилицы, прежде всего
лепят юбку – широкий у
основания, пустотелый конус.
На него насаживают торс,
оттягивают шею и закрепляют
шарик – голову, к плечам
прикрепляют руки колбаски и
закрепляют их у талии. Затем
игрушку украшают шляпой и
кудрями, рюшами и
муфтами.Затем игрушку
обжигают в печи.Из печи
игрушка выходит краснокоричневой, но затем цвет
глины скрывается побелкой.

12. Роспись дымковской игрушки


Побеленная игрушка расписывается. Узор
строго геометрический, состоящий из
комбинаций полос, клеток, кругов, круглых
пятен.
Обычно роспись строиться по такой схеме:
у человека на лице с чуть выпуклым носом
– круглые красные щеки и рот, черные дуги
бровей над точками глаз, черные или
коричневые волосы. Характер одежды –
желтый, синий, зеленый, красный,
малиновый, черный.
Кроме яркой и своеобразной росписи,
дымковская игрушка имеет отделку
сусальным золотом.

13. Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка - русский
художественный промысел,
сформировавшийся в Одоевском районе
Тульской области. По местным преданиям
деревня была названа так в честь горшечника
Филимона, открывшего залежи высокосортной
глины. Для филимоновской игрушки и по сей
день характерны удлиненные формы и
мажорная, необычайно яркая роспись
сплошной окраски, с чередующимися
цветными полосами алого, малинового,
желтого и зеленого цветов.
Промысел игрушки возник на основе
местного гончарного промысла в середине XIX
в. В начале XX в. угас и был восстановлен в
1960-е гг.

Основной тип изделий - свистульки традиционных форм ( разнообразные птицы,
барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые
пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики".
При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная
роспись с характерными ритмичными полосками.
Высокие барыни в широких юбках колоколом, с осиными талиями и
несоразмерно маленькими головками, всадники на причудливых лошадях,
похожих на жирафов, фантастические полосатые звери сразу привлекают к
себе внимание .

Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого,
синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь,
водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского
искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте
прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X - XI
веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего
филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую
терракотовую скульптуру. Немногочисленные образцы старых филимоновских изделий
(середина XIX века – начало 1930-х годов), которые есть теперь в собраниях всего
нескольких музеев, позволяют судить о том, что период с середины XIX века до конца 20х годов XX века являлся расцветом для филимоновского промысла. Современная
филимоновская игрушка в музеях и частных собраниях представлена, в основном
довольно широко, произведениями конца 1950-х – 1970-х годов.

16. Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка - г.Каргополъ Архангельской
области.
Производство игрушки сопутствовало
старинному гончарному промыслу в Панфиловской
волости Каргопольского уезда. В отличие от
гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не
прервалось. В промысле сохраняются наиболее
традиционные типы русской игрушки - женские
фигуры, изображения животных. В последние
десятилетия получили распространение жанровые
сцены. Для каргопольской игрушки характерна
красочная роспись по предварительно выбеленной
поверхности фигур.
В настоящее время делаются попытки
восстановить каргопольское гончарное ремесло.

Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди
площади, под самой соборной колокольней. Его можно было
узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых
глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная
реклама. Быстро стирались и самодельные краски: мел, сажа,
синька, а то и скобленая ржавчина. Поэтому красили лишь ее
"фасад", наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с
крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические
окружности с синей точкой в центре.

18. Абашевская игрушка

Производство игрушки развивалось внутри
старинного гончарного промысла в приволжских
селениях. Угасание гончарства обусловило
выделение игрушки в самостоятельный промысел,
который получил известность в 1930-е гг. Для
абашевской игрушки характерны окраска яркими
масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и
особые скульптурные приемы в изображении
животных, нередко имеющих сказочный облик.
В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной
яркой краской, которая затем дополняется
серебряной или золотой. Этот прием ("оживка")
придает игрушкам индивидуальный, весьма
сувенирный характер. Поэтому абашевские
заготовки, с точки зрения их игрушечной ценности безусловно интереснее.

19. Городецкая игрушка


Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких
свистулек: вылепленные игрушки расставляют тесными рядами на доски и
в течение нескольких дней сушат в тени. Затем обжигают, а после обжига
расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками – в красный,
оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все тулово игрушки
покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого
тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета
(красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.).
Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

21. Скопинская игрушка

Заслуженную славу и известность городу Скопину, расположенному на
юге Рязанской области, на левом берегу реки Верды, принесли
оригинальные декоративные керамические сосуды, известные со
второй половины 19 века и представляющие главное направление
деятельности современного скопинского промысла. Игрушка Скопина
представлена, в основном, выразительными фигурками животных,
среди которых больше всего медведей и всадников – «солдат». Реже
встречаются композиции на подставочках, очевидно,
предназначенные скорее для украшения комодов, чем для игры детей.


Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц,
медведя, всадников и барынь, типичны для любой народной игрушки. Но
в Скопине, как и повсюду, сложились чисто местные приемы компоновки
фигурок, их лепки, декоративного оформления. Скопинская игрушка
своеобразна и оригинальна, их не уступает другим.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

УНИКАЛЬНАЯ САРАТОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКАМуниципальный интеллектуально-творчес.

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса


«Как общаться с ребенком, чтобы он дал вам поработать из дома?»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

УНИКАЛЬНАЯ САРАТОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКАМуниципальный интеллектуально-творчес.

УНИКАЛЬНАЯ САРАТОВСКАЯ
ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА
Муниципальный интеллектуально-творческий марафон обчающихся 1-4-х классов «Страна знаний»
Номинация «Все обо всем»
Исследовательский проект
Выполнила ученица 4а класса МБОУ «СОШ№33» г.Энгельса
Руководитель: Глухова Ирина Викторовна
2021 год

Актуальность -Сегодня все понимают, что возможность творить - главное условие.

Актуальность -Сегодня все понимают, что возможность творить - главное условие для гармоничного развития личности ребенка в целом, а чтобы творить, надо знать творчество народов нашей страны, своего родного края.
Проблема (идея) - Лепка народных игрушек к тому же способствует приобщению прекрасному, к культуре своего народа, но, прежде чем лепить, надо научиться разбираться в особенностях глиняной игрушки.
Цель – определить особенности, найти сходства и отличия саратовской глиняной игрушки и игрушек наиболее знаменитых ремесленных центров.
Задачи исследования:
Узнать о саратовской глиняной игрушке;
Систематизировать имеющиеся сведения об игрушках разных ремесленных центров;
выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров;
Обобщить полученные результаты и сделать выводы об уникальности саратовской глиняной игрушки.

Из истории русской глиняной игрушкиГлиняные игрушки являются частью ремесел.

Дымковская игрушкаВедёт свою историю с XV века; Среди переселенцев, обосновав.

Дымковская игрушка
Ведёт свою историю с XV века;
Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, гончаров и игрушечников. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают.
Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны.
Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга.
Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Каргопольская игрушкаВедет свою историю с XIX века; промысел, распространен.

Каргопольская игрушка
Ведет свою историю с XIX века;

промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.

архаичный внешний вид, хорошо узнаваем по стилю, росписи и типажу.
Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу – настоящих красок тогда не знали.
2 направления сюжетов:
-старинные одиночные животные и люди: Полкан (мужчина с телом коня), Берегиня (держащая голубей в руках), женщина-мать как олицетворение животворящей силы земли и солнца, любимый образ — фигура «Бобки»;
-сюжетные многофигурные композиции, которые демонстрируют сельский образ жизни или сказки: «Девушка стирает», «Рыбаки», «Тройка лошадей» и т.д.

Филимоновская игрушкаВпервые упоминается в летописях XVI века; Родина промыс.

Филимоновская игрушка
Впервые упоминается в летописях XVI века;
Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области;

Изначально все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики»;

Всю скульптурку лепят из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм;

Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.

Саратовская игрушкаПромысел зародился в начале 17 века в пригородных русских.

Саратовская игрушка
Промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова и на окраинах города;
Не было отдельного промысла по изготовлению игрушки, и не было единого вида игрушки, как например в Дымково;
Саратовская область богата на глины. «Здесь встречаются глины разных оттенков: серо-белые, голубоватые, темно и светло коричневые, желтые, черные, красные и другие. Эти глины использовались как в лепке игрушки, так и в её декорировании.
Все глиняные игрушки по технологии изготовления делились на две группы: те, которые обжигались, назывались «жженка», и те, что делались без обжига «сушка»;
Игрушка, изготовленная методом «сушки»
Игрушка, изготовленная методом «жженки»

Долгое время этот вид искусства был незаслуженно забыт и сегодня он возрождае.

Долгое время этот вид искусства был незаслуженно забыт и сегодня он возрождается благодаря мастеру художественной лепки из глины Петру Петровичу Африкантову.Он смог один возродить историческую игрушку Саратовского края.

Это направление стало брендом города Саратова. В Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева и в Саратовском областном музее краеведения представлены традиционные глиняные саратовские игрушки.
Петр Петрович Африкантов
Возрождение саратовской глиняной игрушки

Характерные особенности саратовской глиняной игрушкиОсновной формой Саратовс.

Характерные особенности
саратовской глиняной игрушки
Основной формой Саратовской глиняной игрушки были фигуры животных. Лепка фигуры человека являлась, как правило, исключением.

Саратовская игрушка не статична. Все животные или люди выполнены в движении.

Игрушка полностью не покрывалась красителями, как в других местах. «Цвет глины был определяющим цветом.

Декор у Саратовской игрушки особенный делается древним ямчатым способом. На тело игрушки штампиками вдавливанием наносятся геометрический ямчатый декор, из треугольников, квадратов, кругов, крестиков, звездочек и т.п. Это процесс называется «расточкой».

Определенной цветовой гаммы в Саратовской игрушке нет. Можно красить любым цветом.


Выводы Глиняные игрушки всех рассмотренных народных промыслов имеют многовеко.

Выводы
Глиняные игрушки всех рассмотренных народных промыслов имеют многовековую историю;
Все игрушки выражают одни и те же образы: животных людей, сцены из жизни;
Саратовские глиняные игрушки имеют свои особенности, фигуры не статичны, а изображены в движении ;
Саратовская глиняная игрушка имеет свой особенный декор, и раскрас, которые делают ее уникальной и узнаваемой среди других глиняных игрушек.
Заключение
Все перечисленные виды русских глиняных игрушек популярны среди народа уже не одно столетие. Простые формы свистулек и поделок отражают опыт многих поколений ремесленников и художников.
Сказочный мир глиняных игрушек — яркое проявление народного творчества, которое заслуживает внимания. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, помогают проследить историю, развитие и региональные особенности таких произведений искусства.

Таким образом, гипотезу о том, что Саратовская глиняная игрушка не похожа на другие, т. е уникальна в своем исполнении считаю доказанной.

Благодарю за внимание Список используемой литературы и источники информации.

Благодарю за внимание
Список используемой литературы и источники информации:

Краткое описание документа:

Саратовская глиняная игрушка имеет такую богатую историю, и что, несмотря на то, что она была несправедливо забыта, в наше время это искусство продолжает свое существование, и более того, вдохновлено новой волной популярности среди современных ценителей народного мастерства. Игрушки не стали выглядеть хуже, напротив, сделав большой шаг в развитии, современные мастера вывели их на новый уровень.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Тема урока: Саратовская глиняная игрушка, русская народная песня.

Цели: сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи.

Проводит инструктаж. Настраивает детей на работу.

Показать многообразие народных игрушек.

Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего они сделаны? Где? Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи - один от другого не отличишь.

А вот игрушки, которые у меня в руках (или изображены на плакатах на доске), все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину.А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть.

Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы . Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Точная дата появления саратовской игрушки неизвестна, но исчезновение пришлось на 1960-е годы. Изготовление игрушки обычно было делом мастера-одиночки, а сбыт таких игрушек производился на рынках Саратова и пригородов.

В XXI веке началось возрождение саратовской игрушки и немаловажную роль в этом сыграл музей народных художественных ремёсел «Солдатенковы».

Несмотря на то, что технология изготовления игрушки была частично утеряна, сейчас она полностью восстановлена. В Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева и в Саратовском областном музее краеведения. представлены традиционные глиняные саратовские игрушки.

Игрушка изготавливается с обжигом (жжёнка) и без обжига (сушка). Цвет жжёнки золотистый, а цвет сушки всегда природный цвет глины — бело-серый или светло-коричневый, до желтоватого.

Декорируется игрушка древним ямчатым способом. На сыром изделии штампиками оттискиваются геометрические рисунки в виде ямок. Штампиковые углубления потом выборочно заполняются красителями. Раньше красителями служили местные разноцветные глины. Сейчас для подкраски используются гуашь и темпера.

У всех игрушек гривы коней, глаза, копытца, подкрашиваются чёрной или тёмно-коричневой краской. После подкрашивания, изделие покрывается молоком, бесцветным водоэмульсионным лаком или нитролаком, на который, для лучшего блеска, наносится бесцветный масляный лак. Отличается Саратовская глиняная игрушка от других глиняных игрушек своим декором, особенность которого состоит в подкрашенных и отлакированных геометрических штампиковых углублениях.

В основном на Саратовщине лепили животных. Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые композиции. Особое предпочтение отдавалось свисткам. Свистки делались нескольких видов: маленькие, средние и большие — «гуделки». У гуделок проделывалось до шести игральных отверстий.

Африкантов Петр Петрович Игрушки из глины на Руси лепили испокон веков. Саратовский самодеятельный художник П.П. Африкантов рассказывает, что среди его предков тоже были мастера, занимавшиеся этим промыслом. Он помнит, что в семье лепили многие: дед, мама и её сёстры. Они, конечно же, не были так известны, как создатели знаменитой дымковской, каргопольской или филимоновской игрушки. Однако у каждого были свои приемы подбора и подготовки глины, способы изготовления фигурок, секреты их украшения.

Петр Петрович Африкантов родился в 1950 г. в деревне Малая Крюковка Татищевского района Саратовской области. После окончания средней школы поступил в Тимирязевский сельскохозяйственный техникум. Затем работал трактористом, шофером, автомехаником, корреспондентом, редактором и заведующим редакцией сельскохозяйственной литературы Приволжского книжного издательства. В настоящее время является педагогом дополнительного образования, руководителем детского объединения "Керамика".

Изучение нового материала. Познакомить учащихся с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента.

Беседа о приемах работы с глиной. Игрушки, о которых мы говорим, делают из глины, лепят. И здесь существуют свои законы и правила.

1. Вытяжка. Основной кусок пластилина формуют идентично очертаниям будущей игрушки.

2. Лепка из пласта. Раскатывают пласт глины толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке.

Цель: формирование представлений о саратовской игрушке.

Задачи:

1. Образовательные.

• Познакомить с историей возникновения промысла, технологией изготовления саратовской игрушки;

• Учить выделять характерные особенности пластики и росписи игрушки. ;

• Формировать представления о символизме саратовской росписи;

• Упражнять в узнавании саратовской глиняной игрушки.

2. Развивающие.

• Развивать познавательную активность и познавательные процессов.

• Развивать слуховое и зрительное внимание;

• Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;

• Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;

• Развивать логическое мышление.

3. Воспитательные.

• Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству России.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация на тему «Саратовская глиняная игрушка»; выставка игрушек, дымковские игрушки, хохломская посуда, гжельские изделия, городецкие доски.

Ход НОД:

I. Вводная часть (мотивация).

Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Как вы думаете, что это такое?

Обращает внимание на карту России с силуэтами разных игрушек.

Воспитатель: Да, это карта нашей Родины.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Подводит детей к выставке изделий народных промыслов.

Воспитатель: Здесь на выставке у нас много разных игрушек.

Наша русская игрушка

Не стареет сотни лет,

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? А какие вы знаете сказки?

- Сегодня мы познакомимся со сказкой о Саратове и саратовской глиняной игрушке. А для этого отправимся в виртуальную экскурсию. Вы готовы?

II. Основная часть.

Воспитатель: Гончарное ремесло всегда было одним из главных народных промыслов в Саратовской губернии. Промысел зародился в начале 17 века в русских деревнях Малая и Большая Крюковка и на окраинах города Саратова по месту залегания пригодных для изготовления игрушки глин.

Воспитатель: В далёком прошлом вечерами, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки, обсуждали насущные проблемы. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие.

- Да, ребята русский народ издавна любил создавать игрушки для своих детей. Их делали из разных материалов: глины, дерева, соломы, ткани.

Устанет мастер от основной работы, возьмёт кусок глины, да и слепит что-нибудь эдакое, какую-нибудь безделицу для своих детей. Изготовлением игрушек стали заниматься целые семьи, передавая секреты от поколения к поколению.

Вот и в наше время есть в Саратове мастер народных художественных промыслов Петр Петрович Африкантов – потомственный игрушечник.

Этот мастер не только лепит игрушки, но и пишет о них. Книги Петра Африкантова находятся в музеях и библиотеках Саратова. Также мастер создал в городе школу по лепке и декорированию глиняной игрушки. Он снял фильм по изготовлению Саратовской глиняной игрушки.

На Руси любили играть в подвижные игры.

Предлагаю Вам поиграть в русскую народную игру «У бабушки Маланьи».

«У Маланьи, у старушки, Дети идут хороводом, приговаривая

Жили в маленькой избушке

С вот такими вот носами, Показывают жестами

С вот такими бородами,

Ничего не ели, Воспроизводят действия, показанные Ведущим.

-Давайте узнаем, как же изготавливают глиняную игрушку в Саратове.

Воспитатель: Саратовская глиняная игрушка лепится из серо-белой местной глины. Места ее залегания – склоны саратовских гор вдоль Волги. Иногда мастера добавляли в серо-белую глину коричневую и получали светло-коричневые оттенки. В отличии от многих других Саратовская игрушка всегда имела естественный цвет глины и никогда не закрашивалась красителями полностью.

Воспитатель: Сырьё для изготовления игрушек, предназначенных для обжига, тщательно перерабатывается, оно измельчается на мельнице в муку, просеивается или в жидком состоянии процеживалось через частое сито или материю. Таким способом из глиняной массы удаляются крупинки извести, которые повреждают изделие.

Воспитатель: Главная особенность Саратовской игрушки – уникальный штампиковый (ямчатый) декор. В этом и состоит её особая художественная ценность. По сырому изделию штампиками с геометрическим рисунком (линии, квадраты, уголки и др.) на теле игрушки оттискивается симметричный узор.

Воспитатель: После высыхания изделия, в штампиковые углубления выборочно закапывается один или несколько красителей. Потом на игрушку тампоном (пульверизатором) наносится молоко (клей ПВА, ацетоновый бесцветный лак). Сверху по первому покрытию наносят масляный бесцветный лак, чтобы изделие блестело еще больше.

Дидактическое задание «Продолжи пословицу или поговорку».

- Ребята, для вас есть интересное задание «Продолжи пословицу или поговорку». Продолжите фразу:

Делу время… потехе час.

Где песня поется, …там счастливо живется.

Не рой другому яму…– сам в нее попадешь.

Как аукнется… – так и откликнется.

Правда в огне не горит…и в воде не тонет.

Воспитатель: Посмотрите сколько много самых разных и удивительных игрушек. Все они красивые, а из какого материала эти игрушки изготавливают?

Воспитатель: В основном на Саратовщине лепили животных. Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые сценки. Наибольшей популярностью пользовались свистки с головами животных.

Воспитатель: Свистки были разной величины: маленькие – с одним или двумя игральными отверстиями и большие свистки – «гуделки». «Гуделки», чаще всего, лепились в виде птиц, у которых в хвостовой части делалось вдувное отверстие. По бокам проделывалось до шести игральных отверстий.

Просмотр слайдов 12, 13,14..

Русская народная игра «Жмурки на местах».

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Жмурки на местах».

Выберем «жмурку» с помощью считалочки:

Колокольчик всех зовёт,

Колокольчик нам поёт

Звонким, тонким голоском:

Выходи из круга вон!

«Жмурке» завязывают глаза, поворачивают вокруг себя.

-Ищи три года нас!

Дети расходятся и не сходят со своих мест. Можно приседать, вставать на колени. Найденный становится «жмуркой», когда водящий узнаёт его.

Дидактическая игра «Магазин игрушек».

Слайды 16-21.

Дети рассматривают слайд и находят среди изображенных саратовскую игрушку, называют ее.

е. В случае правильного ответа, при щелчке на эту игрушку, раздается звук «колокольчик», и игрушка перемещается на полочку в верхней части слайда. В случае неверного ответа, при щелчке происходит действие «качание» и раздается звук «щелчок». Игра продолжается пока вся полка не будет заполнена.

III. Заключительная часть (рефлексия).

Воспитатель: Вот и закончилась наша виртуальная экскурсия. Сегодня мы увидели, что в России много мест, где изготавливаются игрушки и всюду на творчество мастеров влияет окружающая природа, какой материал для изготовления имеется поблизости.

- Что мы успели узнать нового сегодня на экскурсии?

- А что вам особенно понравилось и запомнилось, вы можете нарисовать.

Прикреплённые файлы:

Конспект занятия «История глиняной посуды» «История глиняной посуды» Цель: Рассказать детям об истории глиняной посуды, (керамике, учить их обследуя вещи из керамики, выделять её.

Конспект НОД по познавательному развитию в младше-средней группе «В гостях у сказки» Цель: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях. Задачи:1) Закрепить умения детей угадывать знакомые сказки. 2) Развивать.

Конспект НОД по познавательному развитию «Кошкин дом» Программное содержание: 1. Формировать представление детей о жизни диких, бездомных и домашних животных. 2. знакомить детей с образом жизни.

Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской глиняной игрушки «Козлик»

Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской глиняной игрушки «Козлик» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ НОДпо художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы на тему: "Роспись дымковской глиняной игрушки "Козлика"".

Конспект «Составление описательного рассказа по игрушке «Цыпленок» Тема: "Составление описательного рассказа по игрушке цыпленок" Тип: контрольно-проверочный Группа: средняя. Виды детской деятельности: игровая,.

Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки-красавицы»

Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки-красавицы» Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бабочки - красавицы» Эта презентация предназначена для.

Презентация по познавательному развитию «Грачи — вестники весны» Эта презентация предназначена для НОД с детьми дошкольного возраста. Интеграция образовательных областей: "Познание", "Чтение художественной.

Презентация по познавательному развитию с детьми старшего возраста «История Рождественской ёлочки» Вот и новогодние праздники прошли, которые мы так ждали, готовились к ним, украшали помещения, наряжали елку, учили стихи, чтобы рассказать.

Конспект «Составление рассказа о любимой игрушке». Средняя группа Задачи: -связная речь:учить описывать и сравнивать кукол:правильно называть характерные признаки,строить законченные предложения; -словарь.

Видео-презентация «Зимние явления в природе» к занятию по познавательному развитию: «В гости к дедушке Природоведу» 1-й Слайд[/b] Презентация «Зимние явления в природе» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Федосеева Юлия Владимировна2-й.

Личный кабинет

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как заглавными буквами, так и прописными.

Поиск достопримечательностей по сайту

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как большими буквами, так и малыми.

Поиск достопримечательностей по району


Как искать интересные места и достопримечательности по региону

Для поиска нужной информации нужно в окне "Выбрать регион" нажать на нужное значение. Поиск ведется по всем локациям и объектам принадлежащим выбранному региону, кроме некоторых объектов, занимаюих несколько районов, таких как реки.

В списке появятся все статьи, где в адресе указан выбранный регион, это может быть район Саратовской области, города Саратов и Энгельс, а так же, поиск дает некоторые результаты по соседним с Саратовской областью областям.

Саратовская глиняная игрушка наравне с саратовской гармошкой является брендом Саратовской области, промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова

Саратовская глиняная игрушка наравне с саратовской гармошкой является брендом Саратовской области, промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова

Познавательный и активный туризм

Этнотуризм и ремесла

Ремесла и народные промыслы

Карта интересных мест области

Туристическая карта Саратова

Карта природных памятников

Саратовская глиняная игрушка наравне с саратовской гармошкой является брендом Саратовской области. Гончарное ремесло всегда была одним из главных народных промыслов в Саратовской губернии. Зародился данный вид творчества в деревня Малая Крюковка Татищевского района. Промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова и на окраинах города по месту залегания пригодных для изготовления игрушки глин. Широкое распространение получил промысел во второй половине 19 века. По мнению историков, навыки изготовления игрушки на саратовскую землю, возможно, были привезены первыми поселенцами, которые заселяли необжитые земли по берегам реки Большой Колышлей и его притоку реки Крюковка, так же как производство сарпинки завезено немецкими ткачами. Обычно в те времена приезжал барин с крестьянами и заселял отведённую ему землю. Переселение производилось из разных мест государства и отследить, откуда переехали на саратовскую землю игрушечники, сегодня не представляется возможным.


На Саратовщине не было отдельного промысла по изготовлению глиняной игрушки. Игрушку мастера- одиночки ваяли по вечерам, в свободное от основной работы время. Лепили кто лучше, кто похуже, кто с обжигом делал, а кто без обжига, кто из серо-белой глины, а кто из коричневой. На Саратовщине игрушки полностью не покрывались красителями, как в Дымково и других местах. Цвет глины, был определяющим цветом. Сердце Саратовской игрушки – её декоре. После лепки игрушка декорируется. А декор у ней особенный, не как у других. Она декорируется древним ямчатым способом. На тело игрушки штампиками, вдавливанием наносится геометрический ямчатый декор из крестиков, кружочков, звёздочек и так далее. Из таких штампиковых оттисков составляются часто целые геометрические рисунки. Этот процесс называется «расточка». Саратовская игрушка – это многообразие оттенков глин, штампиков и штампиковых геометрических рисунков.


По данным исследователей эта игрушка намного старше дымковской, хотя точная дата появления саратовской игрушки неизвестна, но исчезновение пришлось на 1960-е годы. Аналогов Саратовской игрушки не существует. Изготовление игрушки обычно было делом мастера-одиночки, а сбыт таких игрушек производился на рынках Саратова и пригородов. Своеобразная "ямчатая" игрушка помогала воспитывать детей и украшала быт сельчан. Долгое время данный вид искусства был незаслуженно забыт и возрождается благодаря мастеру художественной лепки из глины Петру Петровичу Африкантову он унаследовал технологию лепки от мастера Пахомовой Пелагеи Андрияновны 1916 г.р. Несмотря на то, что технология изготовления игрушки была частично утеряна, считается, что сейчас она полностью восстановлена. В Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева и в Саратовском областном музее краеведения, представлены традиционные глиняные саратовские игрушки.


Игрушка изготавливается с обжигом (жжёнка) и без обжига (сушка). Цвет жжёнки золотистый, эта игрушка лепилась из серо-белой глины с добавлением желтоватой (бежевой), Сырьё для изготовления игрушек, предназначенных для обжига, тщательно перерабатывается, оно измельчается на мельнице в муку, просеивается или в жидком состоянии процеживалось через частое сито или материю. Таким способом из глиняной массы удаляются крупинки извести, которые повреждают изделие. Дальше фигурка обрабатывалась геометрическими штампиками, сушилась и обжигалась. Именно из-за обжига она имела приятный золотистый цвет. В штампиковые углубления закапывалась обычно коричневая глина. Сейчас закапываются и другие красители. После закапки покрывалась молоком или яйцом.


Цвет сушки всегда природный цвет глины — бело-серый или светло-коричневый, до желтоватого, эта игрушка не обжигалась в печи. Она лепилась из серо-белой саратовской глины, обрабатывались геометрическими штампиками, сушились, подкрашивались и покрывались молоком. Игрушка всегда имела естественный цвет глины и полностью красителями не закрашивалась. Места залегания серо-белой глины – склоны саратовских гор вдоль Волги, есть выходы глиняного пласта в различных местах Саратовского и Татищевского районов.


Декорируется саратовская игрушка уникальным древним ямчатым способом. На сыром изделии штампиками оттискиваются геометрические рисунки в виде ямок. В этом состоят её художественная ценность и главная отличительная особенность от других известных игрушек. По сырому изделию штампиками с геометрическим рисунком (линии, квадраты, уголки, кружочки, полушария, точки, звёздочки, треугольнички и др.) оттискивается на теле игрушки геометрический рисунок. После высыхания изделия, в штампиковые углубления (выборочно) закапывается краситель или красители. Раньше красителями служили местные разноцветные глины. Сейчас для подкраски используются гуашь и темпера. Потом на изделие тампоном (пульверизатором) наносится молоко (клей ПВА, ацетоновый бесцветный лак). В результате чего, поверхность изделия получает матовый блеск. Чтобы изделие блестело сильнее, сверху по первому покрытию наносится масляный бесцветный лак. Надо отметить, что в результате покрытия лаком изделие отражает солнечные лучи не только всей своей поверхностью, но и каждое штампиковое углубление на теле изделия отражает лучи по-своему, оно даёт свой угол отражения и свой лучевой спектр.


У всех игрушек гривы коней, глаза, копытца, подкрашиваются чёрной или тёмно-коричневой краской. После подкрашивания, изделие покрывается молоком, бесцветным водоэмульсионным лаком или нитролаком, на который, для лучшего блеска, наносится бесцветный масляный лак. Отличается Саратовская глиняная игрушка от других глиняных игрушек своим декором, особенность которого состоит в подкрашенных и отлакированных геометрических штампиковых углублениях.


В основном на Саратовщине лепили животных. Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые сценки. Наибольшей популярностью пользовались свистки с головами животных. Свистки были разной величины: маленькие – с одним или двумя игральными отверстиями и большие свистки – «гуделки». «Гуделки», чаще всего, лепились в виде птиц, у которых в хвостовой части делалось вдувное отверстие. По бокам проделывалось до шести игральных отверстий. Людей, по сравнению с животными, лепилось мало. В арсенал животных входил верблюд. Игрушки лепились как в статичном состоянии, так и в игровых позах.

Читайте также: