Серебрение елочных игрушек в домашних условиях

Обновлено: 10.05.2024

Добрый день, дорогие подписчики и гости моего канала.

Сегодня мы с вами поговорим про - амальгаму. Как не странно, мне уже неоднократно присылают вопросы такого плана: "а не опасно ли иметь дома игрушки с амальгамой? Это же ртуть!" Так что я решила ответить на этот вопрос в форме небольшой обзорной статьи.

Сразу поясню - я не химик. Но в силу того, что я занимаюсь елочными игрушками, я много читаю и стараюсь узнавать про технологии, связанные с производством ёлочных игрушек на сколько я могу это делать.

Итак, что есть амальгама?

Амальгамными игрушками называют игрушки, которые имеют серебряное блестящее покрытие. Тут стоит сразу отметить, что слово "амальгама" не совсем корректно, хотя его и используют в качестве обозначения группы игрушек с блестящим серебряным покрытием. Для понимания, когда я обычно пишу "амальгама" относительно советской игрушки - я имею ввиду определение блестящего покрытия на игрушке, а не его состав.

Итак, есть ли в амальгаме ртуть?

Амальгама (лат. amalgama — «сплав») — жидкие или твёрдые сплавы ртути с другими металлами, чаще всего встречаются соединения серебра. Также амальгама может быть раствором ведущих себя аналогично металлам ионных комплексов (например, амальгама аммония).

И да, если смотреть изначально, то амальгама содержит ртуть.

НО в производстве советской ёлочной игрушки ртути нет. Объясню почему.

В советское время использовали два вида блестящего покрытия (то, что мы называем амальгамой): серебряную и алюминиевую. Причем алюминий пришел на смену серебра позже, когда производству требовались дешёвые аналоги.

Различие этих покрытий между собой следующее:

1. Серебряная - это результат реакции серебряного зеркала.

Реакция серебряного зеркала — это реакция восстановления серебра из аммиачного раствора оксида серебра. В водном растворе аммиака оксид серебра растворяется с образованием комплексного соединения — гидроксид диамминсеребра(I) [Ag(NH3)2]OH (информация из Википедии).

Проще говоря: если в колбу налить азотнокислое серебро, добавить аммиачный раствор и глюкозу и подогреть на водяной бане, то металлическая часть осядет на стенки и дно, создавая эффект отражения. Используется в промышленности для производства елочных игрушек, термосов и зеркал. Хранить такой раствор нельзя, потому что он может быть взрывоопасен, так что остатки надо утилизировать.

Ну и собственно ответ на вопрос про содержание в таком покрытии ртути - ее там попросту нет.

Такая амальгама практически всегда внутри игрушки! Отличить ее можно по цвету, размещению внутри игрушки, а так же по характерным окислениям - черные пятна, которые возникают в результате химических реакций серебра (могут возникать от попадания воды, сколов или трещин на стекле игрушек).

Игорь Баталов

1.Приготовление концентратов растворов серебрения

Приготовление концентрата компонентов серебрильного раствора удобно тем, что можно приготовить любое количество готового рабочего раствора, хоть 100 или даже 50 мл.
Учитывая то, что для серебрения (елочных игрушек) в испытанном мной растворе на 2 части серебрильного раствора добавляется 1 часть раствора-восстановителя, то приготовив даже 50 мл серебрильного раствора, мы имеем общий заливаемый (в игрушку) объем 75 мл. Часто этого вполне достаточно.
Приготовление концентрата серебрильного раствора:
Главный принцип приготовления концентратов состоит в том, что ингредиенты входящие в рецептуру растворяются в 100 мл дистиллированной воды.
Пример:
Возьмем классический рецепт серебрильного раствора.
Серебрильный раствор.
1.
1.
Нитрат серебра 7,2 г/л (дефицит)
2.
Гидроокись натрия (натриевая щелочь) – 4 г/л ( я использовал калиевую щелочь- КОН- её- 6,4 г нужно)
3.
Аммиак – 16 мл/л ( это 25-ти%-й) если 10-ти%-й (из хоз. Магазина)-значит в 2,5 раза больше- 40 мл
Восстановитель:
1.
1.
Формалин (37%) – 1 мл/л
2.
Глюкоза – 5 г/л (куплена в аптеке, продается в сухом виде для каких-то мед. анализов свободно, нужно только найти аптеку где её продают)
Для взвешивания использовал электронные весы с ценой деления 1 г. Можно, но неудобно и грубо. Все сухие вещества взвешивались будучи положены на листок бумаги ( не забудьте учесть вес листка как тары!)
Лучше использовать охотничьи (пороховые) весы. У них цена деления 0,01 г. (продаются в соответствующих охот. Магазинах)

Приготовление:
В чистую, тщательно промытую дистиллированной водой СТЕКЛЯННУЮ или ПОЛИЭТИЛЕНОВУЮ емкость (хорошо использовать емкости для анализов) темного (а вто таких для анализов не бывает, ну ничего) цвета вливается 100 мл дистиллированной воды. Затем в эту воду добавляется отмерянное по рецепту количество нитрата серебра – 7,2 гр., перемешивается. Емкость подписывается «Серебро». Если вы готовите больше концентрата, например, 500 мл, то нитрата серебра добавляется соответственно – 5х7,2=36 гр. Этот концентра следует хранить в темном, прохладном месте. (холодильник)
После того как раствор отстоится, следует обратить внимание, есть ли на дне емкости какие либо взвешенные частицы. Если эти частицы выглядят как белые хлопья – это означает, что использовалась недостаточно чистая вода, в которой присутствовали соли. Они вступили в реакцию с нитратом серебра и образовали хлористое серебро. Если таких белых хлопьев немного ( на дне не более 2 мм осадка), то концентрат достаточно профильтровать через фильтровальную бумагу. При этом раствор будет качественным и на процесс металлизации не повлияет. Если же белых хлопьев больше, то раствор желательно заменить.
Если в концентрате присутствует много пыли, песчинки и другие механические включения, то раствор так же следует профильтровать.
Иногда при приготовлении концентрата через некоторое время раствор приобретает черную окраску. Это означает, что во время приготовления в раствор случайно были внесены посторонние химические ингредиенты. В основном это глюкоза или двухлористое олово, которые восстанавливают серебро до металлического. Такой темный раствор следует заменить. Если же на дне образовался небольшой черный осадок, состоящий из черных включений, то, скорее всего, во время приготовления в концентрат попала гидроокись натрия. Такой раствор так же можно профильтровать и использовать. Если концентрат нитрата серебра на некоторое время оставить на солнце, то раствор потемнеет. Такой раствор использовать нельзя.
Так как нитрат серебра является самым дорогостоящим ингредиентом и испортить концентрат можно не только во время приготовления, но и во время использования, то мы рекомендуем приготавливать не

Игорь Баталов

Так как нитрат серебра является самым дорогостоящим ингредиентом и испортить концентрат можно не только во время приготовления, но и во время использования, то мы рекомендуем приготавливать не более 500 мл концентрата нитрата серебра.
Далее таким же способом приготавливается второй раствор в емкости с надписью «Щелочь». Для этого в 100 мл воды растворяется 4 г гидроокиси натрия (калия). Он идет в сухом виде в виде чешуек. В 500 мл соответственно 4х5=20 г.
В третей емкости с надписью «Аммиак» в 100 мл воды добавляется 40 мл аммиака (это если 10-ти%-й). На 500 мл соответственно 40х5=200 мл. Здесь следует учитывать, что в результате получается не 500 мл концентрата, а 700 мл. Это учитывается при дальнейшем смешивании рабочего серебрильного раствора. На 100 мл воды- 40 мл аммиака= 140 мл концентрата аммиака (учтите. )
Для получения концентрата восстановителя в 100 мл воды растворяется 5 г глюкозы и добавляется 1 мл формалина. Так как дозировка формалина должна быть очень точной, то для этого используется шприц объемом 2 см куб. (только с пластмассовым штоком). Для 500 мл соответственно глюкозы 5х5=25 г, а формалина 1х5=5 мл. Емкость с концентратом восстановителя подписывается литерой «В1». Вот как раз восстановитель можно приготовить сразу, не делая концентрата: просто добавь воды! Т.е. растворить в 1литре дистиллированной воды 5 г. глюкозы

2. Приготовление рабочих растворов серебрения

Допустим нам нужно приготовить 100 мл рабочего серебрильного раствора. 100 мл рабочего раствора – это 1/10 часть от литра. Поэтому для приготовления рабочих растворов следует вливать 1/10 часть конценрата.
Для этого мы в емкость с литерой «Ср» (серебрильный раствор) наливаем 50 мл дистиллированной воды.
Затем берем концентрат «Серебро» (нитрат серебра) и вливаем 1/10 часть от 100 мл, т.е. 100/10=10 мл концентрата в емкость «Ср».
Затем берем концентрат «М3» (аммиак) и вливаем так же 1/10 часть от 140 мл (концентрат аммиака это 100мл воды и 40 мл аммиака10%) 140/10=14 мл в емкость «Ср». При этом раствор может сначала потемнеть, но затем при перемешивании он должен обесцветиться.
Далее берем емкость «Щелочь» (гидроокись калия) и вливаем 1/10 часть от 100 мл, т.е 10 мл в емкость «М». При этом раствор так же может потемнеть, но при перемешивании должен обесцветиться.
У нас получилось – мы добавили 50 мл воды, затем 10 мл концентрата нитрата серебра, затем 14 мл концентрата аммиака, а затем 10 мл концентрата гидроокиси натрия. Получаем 50+10+14+10=84 мл. Но так как мы рассчитывали концентраты на 100 мл рабочего серебрильного раствора, то в емкость «Ср» следует долить 16 мл дистиллированной воды. (Можно долить и 20 мл, так как 4 мл на процесс металлизации не повлияют). Итак, мы получили 100 мл рабочего серебрильного раствора.

Игорь Баталов

Все работы можно провести на кухне под вытяжкой, хотя она и особо не требуется. Только очень слабый запах аммиака, да и то если близко наклониться. А вот руки защищайте, не потому, что "разъест", просто попавший на кожу и особенно ногти рабочий раствор (смесь Ср и Восстановителя) при попадании солнечного света темнеет ( как фотобумага). И сходит с кожи за 2-3 недели, а с ногтей ещё дольше. Промывка ничем не помогает.

Кристина Гришина

Игорь, какой вы молодец! Так все подробно рассказали! Даже просто читать было интересно Надеюсь попробовать все же

Сегодня покажу свой опыт с восстановлением амальгамной игрушки. К сожалению, я не химик и пока не знаю, как провести реакцию зеркала дома, потому пробую восстановить амальгаму своими силами.

Попал ко мне вот такой ребенок с погремушкой (1954г) с отбитой рукой (сзади) и разбитой трубочкой.

К сожалению, фото отбитой руки забыла сделать. Осталось только фото на этапе восстановления. Для имитации амальгамы я решила попробовать фольгу. На фото видно место, где была дыра - там я наклеила фольгу.

Из моих ошибок - не до конца стёрла почернение амальгамы вокруг дыры. Потом расскажу, почему это плохо.

Сняла краску с костюма, платочек и лицо оставила аутентичным.

Дальше провела стандартные манипуляции: залепила дыру эпоксидкой, высушила. После высыхания первого слоя, все оставшиеся неровности выровняла вторым слоем эпоксидки. Зашкурила, покрыла прозрачным лаком.

Трубочку восстановила так же с помощью фольги и эпоксидки. После чего высушила игрушку. И приступила к нанесению краски. Изначально игрушка была покрыта полупрозрачной малиновой краской. Я купила точно такой же оттенок краски - Idea vetro. Эта краска совсем не дешёвая, но цвет точно такой же, как на старых советских ёлочных игрушках.

После нанесения малинового оттенка сушила игрушку сутки, чтобы краска полностью высохла и набрала прочность.

Далее наносила зелёную краску - это Tamiya color. Тоже весьма не дешёвая краска. Но очень приятная мне в работе. Я не использую цапон лак, который раньше использовали для советских ёлочных игрушек, так как у меня сильная аллергия на запахи.

В итоге получился во такой ребенок с погремушкой. Цвет погремушки сделала темный дымчатый, немного отличается от оригинала. Но так мне показалось интересным для контраста.

Не совсем идеальный для меня. А все потому, что на до конца стёрла старую почерневшую амальгаму. Из-за чего место заделки несколько выделяется из-под полупрозрачной малиновой краски. Ну и амальгама с фольгой, конечно, не идентичны.

В советское время игрушки красили самыми различными красками и лаками. Иногда не очень качественно. Или елочные игрушки хранились в неприемлемых условиях, потому некоторые игрушки могут быть в нормальной форме (целое стекло), но с повреждениями краски. В такие игрушки можно вдохнуть вторую жизнь.

Самые простые на мой взгляд - это игрушки с амальгамой. Красить их одно удовольствие. Для их покраски я использую полупрозрачные акриловые краски с лаком. На фото японские краски.

Вот эта пирамидка после восстановления краски. Полупрозрачная краска пропускает блеск амальгамы.

Вот на примере клубники разберем покраску амальгамной игрушки. Состояние стекла идеальное, амальгама без повреждений, но краска блеклая и отслаивается.

Снимаем старую краску с поверхности игрушки. Для снятия можно использовать ацетон, растворитель 646. Иногда краски смываются простой водой. Все зависит от того, чем красили игрушку на заводе. Подбираем средство по ходу. Обычно у старых игрушек в районе трубочки есть почернение - это почернение амальгамы. Его тоже можно аккуратно удалить ватной палочкой. Главное, не капните внутрь игрушки и не повредите хорошую амальгаму. В итоге у нас получается полностью очищенная от краски игрушка.

Далее приступаем собственно к покраске. Размер кисти и способ нанесения краски в каждом случае подбирается под игрушку. Я нанесла полупрозрачную акриловую краску. Сначала красный слой. Сушу, надев на деревянную палочку.

После полного высыхания крашу зеленый хвостик. И вуаля, получилась сочная спелая ягода.

Не амальгамные игрушки крашу непрозрачными акриловыми красками. Например, вот такой Маленький мук был в ужасном состоянии, вся краска сходила хлопьями и оставалась на руках. Целым было только лицо. Я решила сохранить аутентичное личико, смыла только одежду. Само лицо я закрепила обычным прозрачным клеем ПВА. Его нанесла тонким слоем, после высыхания он становится абсолютно прозрачным. При этом пва придает краске матовость. На ноге у Мука была трещина, ее я тоже залечила, но о восстановлении трещин напишу отдельно.

Цвета красок я старалась подобрать очень близко к оригинальным. В качестве палитры использую пластиковые крышки. В итоге вот такая игрушка получилась. Сверху акриловой краски я наношу слой лака. В данном случае использовала матовый акриловый лак.

Существует несколько способов серебрения и окраски, из них мы описываем 3 способа: сегнетовый, натровый и формалиновый, которые были разработаны в Научно-исследовательском институте игрушки.

Эти способы, уменьшая употребление азотно-кислого серебра в 2—4 раза, не снижают качества и срока Сохранности серебряного слоя на игрушках. Для проверки рецептуры, и качества материалов делают небольшое количество серебрящего состава, л только после получения пробных хороших результатов изготовляют состав в размерах, необходимых для массового производства.

Сегнетовый способ серебрения. Раствор приготавливается отдельно :i двух баках. Для первого состава берут 10 г а1зогно-®ислото серебра и растворяют его в 400 см3 дестиллиро- ваннон воды. Для второго состава взвешивают 12,5 г сегнетовой соли и, растворяя в '5 л дестиллированной воды, кипятят в течение 20 минут. После кипячения второго состава оба состава смешивают вместе н наполняют этим раствором первый бак.

Для второго бака раствор приготовляют так: взвешивают 15 г азот- шмкислого серебра, растворяют ein в 400 см3 доетиллироваиной воды. i\ эту жидкость капают нашатырного спирта около 30 см3 25-шроцентной крепости до тох пор, пока жидкость начнёт светлеть (совсем, прозрачная жидкость не годится). После этого жидкость разбавляют пятью литрами дестиллированной воды и вливают этот раствор ро второй бак.

Раствор из первого и второго бака по резиновым трубкам через наконечники отдельпо поступает в стек- лянпую игрушку, смешивается там и даёт на стенках серебряную амальгаму.

Натровый способ серебрения. По этому способу имеется два рецепта изготовления раствора для серебрения.

По первому рецепту приготавливают два раствора.

Для первого раствора берут 15 г азотно-кислого серебра и, растворяя его в 100 см3 нашатырного спирта (25%), добавляют 4,4 л десгиллиро- ваниой воды.

Затем отдельно растворяют 70 г твёрдого едкого натра в одиом литре дестюглированной воды и вливают 470 см3 этого раствора в состав азотно-кислого серебра и аммиака.

Таким образом получают раствор для первого бака.

Для второго бака взвешивают 20 т сахара-рафинада и растворяют его в 4 л дестиллированной воды, добавляют 40 капель концентрированной серной кислоты.

После этого раствор кипятят в течение 10—15 минут.

В раствор второго бака после его кипячения добавляют на 200 си3 4,8 л дистиллированной воды.

Раствор первый лучше готовить в день серебрения. Необходимо его хранить в посуде коричневого стекла и в тёмном месте, чтобы не было разложения азогно-вислого серебра.

Раствор второй рекомендуется готовить заранее — за день до серебрения.

Приготовление раствора но второму рецепту производят так: для первого бака взвешивают 15 г (можно 20 г) авотнонК'йслого серебра, растворяют его в Ш) см3 дестиллированной воды, добавляют 30 см3 нашатырного спирта (25%) и затем* вливают ещё 4.G л дестиллированной воды.

После этого берут 100 г твёрдого едкого натра и растворяют его в I л дестиллированной воды п вливают постепенно 40 см3 этого состава в вышеуказанный состав азотно-кислого серебра и аммиака. Так получают раствор для первого бака. ,

Раствор для второго бака приготавливают из 5 г сахара рафинада, растворённого в 5 л дестиллированной воды с добавлением 20 капель концентрированной серной кислоты. Всё это тщательно смешивают.н кипятят в течение 20 минут.

Таким образом получают раствор для второго бака.

Способ серебрения тот же, что и в описанном выше случае.

Формалиновый способ серебрения. Раствор первый приготовляют из 15 г азотно-кислого серебра, растворяемого в 300 см3 дестиллированной воды, добавляют 50 • см3 нашатырного спирта (25%), после чего в этот состав добавляют дестиллированной воды до 5 л.

Для второго бака берут 125 см3 формалина (40% продажног^), прибавляют 5 л дестиллированной воды и тщательно взбалтывают. Подача серебрильных составов в игрушку та. же, что была описана для еегнетового . способа серебрения.

Перед процессом серебрения производят первый бракераж игрушек, обрезают излишек ушка и тщательно очищают от пыли и жирных пятен путём промывки 0,02% раствором хлористого олова. Для этого бе- руг 0,2 г кристаллического хлористого олова и растворяют его в 10 л деетиллироваппой воды. Этим раствором хлористого олова тщательно ополаскивают стеклянные ёлочные изделия, наливая 5—10 см3 раствора в изделия. После промывки изделия серебрят.

При всех способах серебрения раствор первый и раствор второй вливают в изде.тия одновременно из разных баков, в разных долях. Серс- брильшой жидкостью изделия заполняются на Ve их объема. К баним прикреплены две резиновых трубки, кончающиеся ганрццевыми (ветеринарными) иголками. ЭТИ ИГОЛКИ спаяны вместе. После наполнения игрушек при горячем способе их вручную взбалтывают в тазу с горячей водой (ряс. 19) при температуре 35— 40° С.

При холодном способе серебрения, т. е. без взбалтывания в горячей воде, нужно в изделия наливать Vi объёма серебрящего состава, и в этом случае восстановление серебра происходит через 4—5 минут при температуре 18—20° О.

Полное восстановление серебра при горячем способе происходит через 2—3 минуты, в результате чего на изделиях образуется прочный яркий серебряный слой.

После ополаскивания изделия сушат при температуре 30—35 в течение 2—2,5 часов.

Примечали е. При формалиновом способе серебрения быстро образуется серебряный слой на стекле. При этом способе необходимо особенно строго придерживаться рецептуры.

Необходимо учесть, что игрушки, серебрённые натровым способом, имеют менее прочную амальгаму и хуже сохраняются, чем серебрённые сегнетовым способом.

Смотрите также:

Для серебрения меди смешивают 3 части азотносеребряной соли, 2 части. хлористого натрия и 210 частей кремортартара.
создание новых сплавов металлов и способов огранки камней, использование гальванического золочения и серебрения

Серебрение осуществляют главным образом гальваническим способом с использованием цианистых электролитов, обеспечивающих высокое качество покрытий; бесцианистые электролиты в виде других комплексных солей серебра применяются лишь в исключительных.

Травление и серебрение горячим способом применяют для осветления поверхности изделий из сплавов серебра, которая стала черной при отжиге из-за окисления. При травлейии удаляют окись.

Температура раствора 30—35°С. Способы ремонта деталей. Технологические процессы восстановления .
свойства металла и с успехом применяли . воронение, оксидирование, меднение, серебрение, золочение и хромирование.

Читайте также: