Шаблон для презентации дымковской игрушки

Обновлено: 20.05.2024

Дымковская игрушка

№ слайда 1

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует

№ слайда 2

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женс

№ слайда 3

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с

№ слайда 4

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных

№ слайда 5

Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

Дымковская игрушка — рукодельное изделие. Каждая — создание одного мастера. От л

№ слайда 6

Дымковская игрушка — рукодельное изделие. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного

№ слайда 7

Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми

№ слайда 8

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через

№ слайда 9

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.


№ слайда 10


№ слайда 11


№ слайда 12

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАРодина этой игрушки слобода ДЫМКОВО,расположенная на низком бе

№ слайда 1

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКАРодина этой игрушки слобода ДЫМКОВО,расположенная на низком берегу реки Вятка,недалеко от города Вятка

ДЫМКОВОМесто это очень низкое: песчаная пойма, вся в протоках и озерцах.С высоко

№ слайда 2

ДЫМКОВОМесто это очень низкое: песчаная пойма, вся в протоках и озерцах.С высокого городского берега слободу ДЫМКОВО как на ладони видно: летом она вся в буйной зелени, только дымок из зелени крутится (отсюда, может, и название пошло).А весной затопляло Дымково по самые крыши.Кормились слободчане в основном рекой: рыбалка, сплав леса, да еще игрушки глиняные делали и грузила для сетей.

История созданияВ старину Вятка славилась своими базарами, праздниками-ярмарками

№ слайда 3

История созданияВ старину Вятка славилась своими базарами, праздниками-ярмарками, которые назывались «СВИСТУНЬЕЙ» или «СВИСТОПЛЯСКОЙ». Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки, которые крестьяне лепили из местной красной глины.Зимой этими игрушками украшали окна домов


№ слайда 4


№ слайда 5


№ слайда 6


№ слайда 7


№ слайда 8


Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках.


Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.


Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.


Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.


После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья.


Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.


Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.


Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни. Водоноска


Девушка с самоваром


Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю. Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.


Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды. Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды.



Народный «дымковский» стиль неоднократно использовался в художественных (прежде всего детских) произведениях (например, мультфильм «Вернулся служивый домой», режиссёр Владимир Дегтярёв, 1959). Народный «дымковский» стиль неоднократно использовался в художественных (прежде всего детских) произведениях (например, мультфильм «Вернулся служивый домой», режиссёр Владимир Дегтярёв, 1959).


В 2010 году в центре города Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2010 году в центре города Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность).

Аудитория: дети 5 – 7 лет

Среда, в которой создан ресурс: Microsoft Office PowerPoint

Цель: познакомить детей с дымковской росписью.

1.закрепить знания детей о знакомых видах росписи (хохломская, городецкая, гжель);

2.познакомить с историей возникновения дымковской росписи;

3.учить узнавать и называть элементы дымковской росписи;

4.формировать навыки рисования дымковских узоров.

1.развивать чувство цвета при составлении композиции;

2.развивать замысел и творческие умения.

1.воспитывать любовь к русскому народному творчеству;

2.воспитывать познавательный интерес.

Краткое описание

image%2812%29.jpg

Это титульный слайд, может содержать в себе название презентации и ее автора.

Предназначен для того, чтоб дети вспомнили виды росписи, с которыми уже знакомы. Это может быть 3-4 вида или 2. Название можно не использовать, а вставить только картинки, по которым дети и назовут ту или иную роспись. В подготовительной к школе группе можно оставить названия, т.к. многие дети уже читают.

image%2813%29.jpg

Во время познавательного рассказа воспитателя можно использовать слайд с изображением слободы Дымково или творческого процесса по созданию игрушки.

image%2814%29.jpg

Ребятам будет очень интересно посмотреть, какие же игрушки расписывали дымковские мастера.

image%2815%29.jpg

На этом слайде можно показать, какие цвета преобладают в росписи. Количество стрелок можно изменить (добавить или убрать). Стрелки подвижные, что позволяет расширить возможности слайда (например, на каждое движение стрелки открывается нужный цвет). Длина стрелок и ширина тоже легко регулируется.

image%2816%29.jpg

На этом слайде будет целесообразно показать ребятам, что в своей росписи мастера использовали такие элементы, как клетки, полоски, круги, точки, ромбики.

image%2817%29.jpg

Тут может быть любое изображение, выбранное педагогом для дальнейшей работы (барыня, конь, барашек, индюк).

image%2818%29.jpg

Этот слайд говорит сам за себя.

image%2819%29.jpg

На этом слайде можно предоставить образцы работ, на которые ребята будут опираться во время росписи трафаретов. Его можно не переключать до конца образовательной деятельности.

image%2820%29.jpg

На этом слайде я предоставила интернет – ресурсы, с которых позаимствовала картинки для презентации.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Дымковская игрушка

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса

Курс повышения квалификации

Особенности методической работы в онлайн-образовании

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дымковская игрушка

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных пром.

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игр.

Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля.

Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, сос.

Особенностью дымковской игрушки
является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины



Для росписи используют контрастные сочетания ярких цветов: красного.

Для росписи используют контрастные
сочетания ярких цветов:
красного, малинового, жёлтого,
оранжевого, голубого, зеленого,
синего и черного

Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы.

Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам.

Каргопольская игрушкадымковская игрушкаковровская игрушкафилимоновская иг.

Каргопольская
игрушка
дымковская
игрушка
ковровская
игрушка
филимоновская
игрушка

Анна Афанасьевна Мезрина (1853 – 1938). Именно ее творчество стало связующей.

Анна Афанасьевна Мезрина (1853 – 1938). Именно ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.

Алексей Иванович Деньшин (1893 – 1948).

Алексей Иванович Деньшин (1893 – 1948).







Этапы изготовления дымковской игрушки

Этапы изготовления
дымковской игрушки

Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вят.

Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге.
Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, а раньше и ногами месили.
Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.

Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней«примажут» стан, р.

Свернут блин,
и получится
колокол юбки
для барыни.
К ней«примажут» стан, ручки, головку.

Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы при.

Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.

Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 час.

Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.

Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотог.

Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.

Герои дымковской игрушки:Барыни. Кормилицы. Кавалеры. Мужики. Горожанки. Куп.

Герои дымковской игрушки:
Барыни.
Кормилицы.
Кавалеры.
Мужики.
Горожанки.
Купчихи.
Офицеры.
Скоморохи.
Звери.
Птицы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 730 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии»
  • Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»
  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
  • Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»
  • Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»
  • Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства»

Оставьте свой комментарий

  • 29.11.2015 33294
  • PPTX 3.3 мбайт
  • 1707 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Болотова Ирина Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

75 минут

«Ораторское искусство. Как говорить так, чтобы Вас было интересно слушать?»

59 минут

«Как поддержать и уберечь подростка на первых трудовых шагах»

91 минута

«Мотивация всех участников образовательного процесса на развитие Личности, через здравый смысл»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: