Шишкин лес музей деревянной игрушки

Обновлено: 16.05.2024

Почему бы не придумать для административного центра Вороновского поселения более звучное название? На самом деле все логично, хотя и путаницы достаточно.

Датой основания поселка считается 1952 год. Здесь располагалась Вороновская машинно-тракторная станция (МТС). Такие станции повсеместно строили в советское время для поддержки колхозов. На МТС ремонтировали и обслуживали тракторы, комбайны, сдавали автомобили в аренду. Рядом построили новое здание ремонтной мастерской, а вслед за ним – малоэтажные дома и бараки для работников станции. В 60-х годах МТС переименовали в лугомелиоративную станцию – или сокращенно ЛМС. И хотя просуществовала она всего два года, но именно она дала название поселку. По странной причине на советских картах вплоть до 90-х годов территорию продолжили обозначать как «свх. Вороново».

Сегодня в поселке множество точек притяжения. В самом его сердце есть променад у городского пруда. Здесь можно полюбоваться на плавающие фонтаны, сидя в ажурных качелях коконах.

Душой поселения по праву считается Дом культуры «Дружба», а еще одним поводом для гордости жители считают галерею «Наследие Вороново». Многие поклонники искусства называют ее «Вороновской Третьяковкой». Здесь можно отыскать единственный портрет улыбающегося Пушкина.

Еще один интересный факт: именно в Вороновском почти два века назад зародился знаменитый Бабенский игрушечный промысел. Но возродилась традиция создания игрушек из дерева в 2001 году уже в совсем другом поселении, о котором мы расскажем дальше.

Поселок Шишкин Лес (поселение Михайлово-Ярцевское, ТАО): шиш или шишки?

Откуда произошло такое интересное название поселка? Даже старожилы этих мест расходятся во мнениях. Одни считают, что раньше здесь собирали шишки и топили ими печь. А поскольку шишек была тьма, появился такой топоним. Другие же полагают, что все дело в художнике Иване Ивановиче Шишкине. Есть мнение, что величайший пейзажист приезжал в эти места в гости к графу Шереметеву в усадьбу «Михайловское». С тех пор лес называли Шишкиным, а позже это название распространилось и на весь поселок.

История топонима действительно связана с судьбой рода Шереметевых, но не только потому, что до 1918 года она принадлежала им. Название поселения происходит от слова «шиш». И это не то, о чем вы подумали. Оно употреблено в значении «холм». Сергей Дмитриевич Шереметьев, русский общественный деятель, был первым краеведом этой местности и обнаружил, что до XVII века поселение называлось Шишкина пустошь. А уже потом местные жители посадили здесь сосны, и пустошь превратилась в лес. Так что обе теории частично верны.

В 1959 году в Михайловское по распоряжению Никиты Хрущева перевели Министерство сельского хозяйства. Так что поселок активно застраивался для служащих министерства. В основном возводили здания в 4 и 5 этажей.

Поселок Шишкин Лес сегодня считается административным и культурным центром поселения Михайлово-Ярцевское в Троицком округе. Здесь добывают известную на всю Россию воду. Производственная база расположена в поселке. Питьевая вода добывается из артезианских скважин. А еще именно здесь делают знаменитую Бабенскую деревянную токарно-полированную игрушку.

В 2001 году, когда решили возродить производство Бабенской игрушки, в поселке Шишкин Лес открыли детскую художественную школу «Бабенская игрушка». Тогда же появился музей токарных игрушек «Дом токаря», где выставляются самые интересные экземпляры.

Поселок Газопровод (Сосенское, НАО): пирамида майя по-сосенски

Поселок Газопровод интересен не только своим названием, но и жителями. Именно благодаря им началась газификация Москвы. В 1946 году голубое топливо поставляли в Москву из Саратова. Но для восстанавливающегося после Великой Отечественной войны города этого было недостаточно. Поэтому в 1951 году построили новый магистральный газопровод «Дашава-Киев-Брянск-Москва». На территории поселка был конечный пункт маршрута. Здесь организовали управление по эксплуатации газопровода, которое сегодня мы знаем как «Газпром трансгаз Москва».

Этот поселок имеет кое-что общее с Зеленоградом. Одна из его достопримечательностей, кстати, тоже связанная с газовой отраслью, – это бизнес-центр в форме многоступенчатой пирамиды. Здесь находится московская штаб-квартира «Газпром межрегионгаз Москва». Согласитесь, немного напоминает одну из пирамид майя. Создал это великолепие Игорь Покровский, который почти 40 лет был главным архитектором Зеленограда.

Оставить отзыв

История богородской игрушки насчитывает не одно столетие. Но, как и раньше, сохраняя многовековые традиции промысла, в наших мастерских игрушки продолжают вырезать вручную из настоящего дерева.

Жмите на ссылку в шапке профиля и приобретайте традиционные богородские игрушки в нашем магазине.

Сережа Лысанов

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

Высоко сидят, далеко глядят!
Пока мастера в Богородском над новыми игрушками трудятся, мишки владения свои зорко осматривают:)

Татьяна Подолякина

Наталья Адлер

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

Жизнь становится счастливей, если вас окружают красивые вещи.
Радуйте себя и своих близких статуэтками ручной работы из авторских коллекций богородских мастеров :)

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

Продолжаем знакомить с мастерами богородского промысла.

Дворников Михаил Яковлевич - лауреат премии Ленинского комсомола, член Союза художников СССР.
Свою трудовую карьеру на фабрике начал с 1973 года. В след за ним ряды богородских резчиков пополнили два его брата - Алексей и Василий.
В 1983 году Михаил Яковлевич занял должность главного художника. Талантливый резчик стал автором более ста творческих произведений, которые и сегодня вырезаются на фабрике.
Многие его работы хранятся в музеях страны
и частных коллекциях за рубежом.
Мастер демонстрировал приёмы богородской резьбы в Германии, Греции, Франции, Англии, Китае, Чехословакии и Тунисе.

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

В Богородское пожаловало лето во всей своей красе. Вдохновляемся буйством красок и продолжаем создавать очаровательные статуэтки для вашего интерьера.

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

Расписные курочки из нашего детства.
Эти родные сердцу игрушки из ароматной липы, украшенные красочным узором, дарят нам чувство радости и тёплые воспоминания.

А какие игрушки были в вашем детстве?

Богородская игрушка

Богородская игрушка запись закреплена

Удивительное дело, как в умелых руках богородских резчиков кусочек обычного дерева преображается
в настоящее произведение искусства.

А на нашем сайте для вас найдётся еще множество замечательных статуэток и игрушек :)

Кандидат педагогических наук Л. РЕЗАНОВ, доцент кафедры декоративно-прикладного творчества Московского государственного университета культуры и искусств, учитель центра образования № 1828 "Сабурово" (Москва). Фото автора.

О бабенской игрушке в Подольском районе Московской области знают и стар, и млад. С историей промысла детей знакомят учителя местных школ. А делать игрушки своими руками ребят обучают в поселке с поэтическим названием Шишкин Лес, где несколько лет назад был открыт центр дополнительного образования "Бабенская игрушка". Теперь сюда приезжают преподаватели со школьниками и студентами из окрестных мест и из столицы, чтобы познакомиться с технологией промысла, с его прошлым и настоящим.

С. В. Виданов с ребятами испытывают волчки-перевертыши перед раскраской. Чтобы волчок перевернулся, нужно приложить особое усилие.

Как и встарь, обучать детей токарному делу в центре дополнительного образования "Бабенская игрушка" начинают с двенадцати лет и, естественно, с самых простых вещей.

В класс росписи игрушки принимают детей с шести-семи лет. Некоторые ребята-старшеклассники одновременно проходят обучение и в токарном классе, и в классе росписи.

Свое имя промысел получил по названию деревни Бабенки, что в тридцати километрах от московской кольцевой автомобильной дороги и в нескольких километрах от Шишкина Леса. С конца XIX века в этих местах на юго-западе Подмосковья стали изготовлять деревянную токарно-полированную игрушку. Промыслом в разные годы было охвачено более сорока деревень трех волостей. Исследователи называют здешних мастеров изобретателями многоместных игрушек-вкладышей. Из Подольской губернии родом и мастер Василий Петрович Звездочкин, который, переехав в Москву, стал одним из авторов известной на весь мир русской матрешки.

До 1917 года ассортимент токарных изделий в Бабенках был очень разнообразен. Точили пасхальные яйца, мелкие рюмочки, чашечки, графинчики, самовары, грибки, баночки, подсвечники, погремки (в основном из березы). Изделия подмосковных токарей получали дипломы международных выставок-ярмарок и экспортировались в другие страны. Два уникальных экспоната того времени: 100-местное полированное яйцо токаря Ф. Е. Ромахина и крохотные бирюльки И. В. Сазонова - до сих пор хранятся в Музее игрушки Сергиева Посада. 50-местные яйца делали многие мастера.

Большинство токарей работали на дому. Инструмент мастера покупали в Москве, но чаще заказывали у местных кузнецов. Красители и растворители обычно приобретали в местных лавках. Работали круглый год, с перерывом на два летних месяца (июль, август), чтобы убрать урожай со своих наделов. Детей приобщали к станку с 12-13 лет: начинали учение с изготовления несложных предметов или с полировки (механической окраски игрушек на станке). Учеба длилась, как правило, два года.

После известного Декрета народных комиссаров "О мерах содействия кустарной промышленности" (1919 г.) в Московской губернии повсеместно появились токарные артели: Бабенская, Осоргинская, Ликинская, "Апрелевский токарь", улитинская "Сельчанин", сергиево-посадская "Дитяшко" и др.

Бабенский токарь-старожил Александр Григорьевич Седов (1923 г. р.) вспоминает: "В артели было больше 300 человек. В три смены работали. Своя станция вырабатывала электричество и подавала свет в цех. Деревня Бабенки освещалась до одиннадцати часов вечера, пока работают рабочие в мастерской. Кустари точили тысячи разных видов игрушек: пирамиды, матрешки, Ваньку-встаньку, бирюльки…" В отличие от Бабенок другие деревни уезда специализировались на какой-то одной игрушке. Ярцево - "сидело" на матрешке, Пудово - на вкладных шарах.

В сложные 1920-е годы бабенские мастера одними из первых стали зарабатывать валюту своими изделиями (в те времена произведения русских кустарно-художественных промыслов были очень популярны на Западе).

В 1926 году в селе Вороново организовали школу кустарного ученичества (сокращенно ШКУ, а позднее ФЗУ) для подготовки специалистов-игрушечников: токарей, полировщиков, раскрасочников. Вот как описывает свою учебу в ШКУ К. Н. Максимова: "Училась я в 1935-37 гг. в группе у Царева и Гаврилова на токаря. С утра - в школу. Там завтракаем. Учимся до обеда по общеобразовательным дисциплинам. Обед. После обеда - 4 часа токарки. Начинали с того, как правильно обтесать и забить чурку, держать инструмент. Далее - заточка инструмента, простенькие вещи, сначала глухие, потом выборные. На экспорт точили самовары, которые полировал Г. Ф. Рыбаков в красный цвет. Отличники учебы премировались поездками в Москву и Ленинград…" В 1941 году школу закрыли. За пятнадцать лет она подготовила около 500 мастеров по изготовлению деревянной игрушки.

До 1930 года токари работали более или менее свободно, сами ездили на рынки, договаривались с магазинами, брали в дома учеников. Ситуация резко изменилась с началом коллективизации. Слово "кустарь" стало чуждым советскому обществу. Индивидуальное производство не поощрялось. И люди потянулись с насиженных мест в города, на фабрики. Уходили лучшие, увозя опыт, мастерство, традиции и обескровливая собственный промысел.

В годы Великой Отечественной войны все мужское население до шестидесяти лет призвали в армию. В токарных артелях работали лишь женщины. Но вместо игрушек они точили ручки для саперных лопат, детали к вещмешкам и палаткам.

До войны игрушечный ассортимент насчитывал до 250 наименований, а после - лишь до 50 видов. Вместо закрытых Вороновской, Свининских артелей и Вороновской ШКУ осталась одна игрушечная артель "Полированная игрушка" в деревне Бабенки. С середины 50-х годов в артель начинают поступать выпускники Загорской профтехшколы. Липу в это время закупали в Рязанской и Арзамасской областях в количестве 150 кубометров в месяц, позднее ее стали привозить из Башкирии; березу рубили в Серпуховском лесничестве. В 1963 году был организован выпуск изделий с выжигой (выжиганием. - Прим. авт. ) и модернизированы станки для выпуска уникальных токарных игрушек. На фабрике трудились 117 человек, из них только восемь токарей-надомников.

В 70-е годы в Бабенках пошла мода на большие матрешки, самовары, бочата, банки, которые мастера точили исключительно для себя, своих домочадцев и родни, причем в матрешку частенько вкладывали бутылку. А завел эту моду токарь А. Г. Седов. В перестройку, как и в далекие двадцатые, все ожило, забурлило. В Россию стало приезжать больше иностранцев. Подорожали сувениры. За выточенное яйцо токарю на фабрике платили 8 копеек, а за забором - уже 50 копеек. Уходили "на сторону" яйца и матрешки. Пять лет бушевала эта стихия. Потом спрос на токарные изделия упал, поубавилось скупщиков, разбежались мастера. Фабрика закрылась. Профессионалов, которые могли бы передать свое искусство подрастающему поколению, оставалось все меньше. К середине 90-х годов в московском Центральном Детском мире была лишь одна секция с отечественными игрушками. А сегодня славную профессию токаря по дереву можно смело занести в своего рода Красную книгу (если б такая была).

Лишь стараниями энтузиастов, и в первую очередь заслуженного деятеля искусств Московской области Сергея Валентиновича Виданова, бабенский игрушечный промысел не забыт. В поселке Шишкин Лес распоряжением администрации Подольского района Московской области построен целый учебный комплекс - муниципальный центр дополнительного образования детей "Бабенская игрушка". Он был открыт 1 сентября 2001 года. Здесь уютные светлые классы, просторные, хорошо оборудованные мастерские для росписи и токарного производства, большой зал для выставок и концертов. За четыре года учащиеся осваивают программу обучения и получают диплом о художественном начальном образовании. По старинным образцам С. В. Виданову удалось восстановить вместе с ребятами почти весь обширный ассортимент бывшей Бабенской фабрики. Так, в игре и в труде дети изучают историю, постигают народное искусство, проникаются уважением к традиции. Нередко разрабатывают и собственные игрушки. А во время акции "Вернем игрушки детям" передают самодельные коллекции в детские сады.

Интерес к точеной игрушке у Сергея Валентиновича с детства был настолько серьезный, что сразу после школы он пошел работать на фабрику в цех росписи, где трудились в основном женщины. С благодарностью вспоминает свою наставницу Анну Сергеевну Цареву. Токарному же мастерству учился самостоятельно. После службы в армии окончил Московское училище прикладного искусства. Стал профессиональным художником. На фабрике до ее закрытия проработал недолго. Но оказался практически единственным на бабенской земле человеком, кто свое ремесло не бросил. Мало того, подавшись в сторожа, в свободное время Сергей собирал сведения из истории бабенского промысла, ездил по деревням, записывал воспоминания старожилов, часами пропадал в архивах. За последние тридцать лет освоил станок так, что теперь может ваять на нем и 50-местные матрешки, и миниатюрные бирюльки, помещающиеся в скорлупе грецкого ореха. "Поколение, на бабенских игрушках воспитанное, в космос прорвалось. И недаром. Наши игрушки действительно развивают, настраивают на созидание", - говорит Виданов.

Рядом с центром, в отдельной рубленой избе, - музей токарных игрушек "Дом токаря". В нем насчитывается более 600 ценнейших экспонатов бабенского промысла, в том числе деревянный токарный станок XIX века, старые черно-белые фотографии мастеров, лучшие поделки художников прошлых лет и наших современников . В экспозиции много работ нынешних мальчишек и девчонок, учеников Виданова.

Гости в Шишкином Лесу не редкость. Дважды приезжали сюда воспитанники Детской академии русской культуры (при центре образования "Сабурово" Южного округа Москвы). Приезжали, чтобы поучиться токарному искусству, разнообразным техникам росписи и конечно же увезти домой маленькую точеную расписную игрушку, сделанную своими руками. Во время этих этнографических экспедиций, которые длились около недели, ребята вели летопись, куда записывали свои впечатления. Вот некоторые отрывки из летописи (без ссылки на авторов).

"Мастер-класс просто суперский. Всегда приятно, когда тебя чему-то новому учат, а если еще и получается, то пребываешь на седьмом небе".

"Если говорить честно, я раньше сидел дома в четырех стенах (у меня однокомнатная квартира). И совершенно не знал, как это интересно самому что-нибудь сделать руками, чему-нибудь практическому научиться".

"Поездка в Шишкин Лес мне очень, очень сильно запала в душу. Я видел выточенные изделия. Сергей Валентинович называет их мелочевкой. Меня поразило, что из обыкновенной чурки можно сотворить тонкостенное и изящное изделие".

"То, что вижу и держу в руках, непостижимо, не укладывается в моей голове. Изделия народного промысла. Их сделал наш русский мужик?! Нет - это мог сделать только большой Мастер. Вероятно, что эти люди вдохновляются красотой природы, воодушевляются и делают необыкновенные вещи".

"Встречи с мастером и его учениками позволили понять одну простую истину - народное ремесло не умирает, нужно просто о нем вспомнить, и оно преодолеет время и, как феникс, возродится, шагнув в новую эпоху вместе с нами".

Боголепов И. Промыслы Московской губернии. - М., 1880.

Виданов С. Бабенский игрушечный промысел. - Подольск, 2002.

Виданов С. Бабенская игрушка. Энциклопедия. - Подольск, 2006.

Вихляев П. Промыслы. - М., 1908.

Водарский Я., Истомина Э. Сельские кустарные промыслы Европейской России на рубеже XIX-XX столетий. - М., 2004.

Народное искусство Подмосковья. Возрождение традиций токарного ремесла. Выпуск 2. Сост. Барадулин В. А. - Подольск, 1997.

Промыслы крестьян Подольского уезда Московской губернии середины XIX - начала XX вв. / Автор-составитель С. В. Виданов. - Подольск, 2004.

На фото Сергей Виданов. Фото: Никита Нестеро

На фото Сергей Виданов. Фото: Никита Нестеров

Уже осенью в поселке Шишкин Лес откроется музейная экспозиция в которой будут представлена история Михайловской школы графа Сергея Шереметева и образцы бабенских игрушек 1900 – 1980 годов.

Мы поговорили с одним из основателей этого места, преподавателем Детской школы искусств «Бабенская игрушка», талантливым мастером Сергеем Видановым.

С большим количеством образцов народного промыла нам удалось познакомиться в его кабинете. Стены украсили стеллажи, заставленные матрешками, деревянными грибами, ярко раскрашенными животными и разноцветными башнями-пирамидами. Под потолком висели старинные фотографии. Их дополнили копии дореволюционных, советских газет и архивных документов с упоминаниями фактов из истории народного промысла и биографии знаменитых мастеров.

— Открыть нашу школу помог Николай Москалев, глава Подольского района, в состав которого входил поселок Шишкин Лес. Можно сказать, это была наша с ним совместная инициатива. Мы начали обустраивать все в конце 90-х. Школа открылась в 2001 году, — поделился Сергей Виданов.

Несмотря на то, что на момент нашей с ним беседы занятия в учреждении уже закончились, в кабинет время от времени заходили юные ученики нашего героя. Ребята советовались с преподавателем, задавали вопросы и возвращались к неоконченным поделкам.

ССтеллажи в кабинете Сергея Виданова. Фото: Никита Нестеров

Стеллажи в кабинете Сергея Виданова. Фото: Никита Нестеров

— У нас дети осваивают сразу два ремесла. С одной стороны ребята учатся работать с деревом. С другой — рисовать. А моя задача не только научить, но и сохранить. Если останется почва, можно развивать дальше, — продолжает Сергей Виданов. — Еще наши воспитанники работают в других творческих направлениях. Ребята участвуют в выставках, становятся лауреатами различных творческих конкурсов. Почти у всех народных промыслов есть отличительная роспись. Наша Бабенская игрушка может похвастаться другой особенностью. Она тщательно отполирована. Ее очень приятно держать в руках. По этой причине промысел и завоевал свою популярность. В первую очередь Бабенская игрушка — представляет собой яйца, грибы, башни, пирамидки, волчки, бирюльки, матрешки. Это обусловлено формой заготовки. Игрушки вытачиваются на старых токарных станках, — объяснил Сергей Виданов. — А еще у нас тут целый грибной город.

Он продемонстрировал различные головоломки. Одна из них, бирюльки, старинная игра на усидчивость. Цель — подцепить фигуры различных необычных форм небольшим крючком и, не уронив их, поочередно переместить в коробочку.

Токарный станок и заготовки. Фото: Никита Нестеров

Токарный станок и заготовки. Фото: Никита Нестеров

— Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук. На первый взгляд может показаться, что даже взрослому нелегко подцепить крючком деталь и опустить ее в коробочку. Это не так. Здесь главное приноровиться, — продемонстрировал Сергей Виданов.

Рассказав об игрушках, он показал токарный цех. В этот момент его помощник запустил станок. Как только стамеска прикоснулась к болванке, воздух наполнился запахом свежей древесной стружки.

— А еще недавно у нас провели ремонт, — подытожил народный ремесленник. После этого школа действительного преобразилась. Но самое главное впереди. Сергей Виданов подходит к запертой двери, открывает ее и позволят заглянуть в помещение, залитое светом вечернего солнца.

— Очень надеюсь, что скоро здесь будет музей. Планируем обустроить его за лето. Приходите на открытие в сентябре.

А в конце нашей беседы Сергей Виданов подарил свою книгу с подробным рассказом об истории Бабенской игрушки.

СПРАВКА:

Бабенская игрушка зародилась в Вороновской и Краснопахорской волостях примерно в середине позапрошлого века. Изначально ее изготавливали на дому местные крестьяне. С ростом популярности в деревне Бабенки, сейчас поселение Вороновское, основали артель. Это случилось в 1911 году. За полтора столетия технология изготовления игрушек нисколько не изменилась. Разве что вместо станка с ножным приводом стали использовать механический.

В 19 веке на юге Подмосковья распространился промысел по изготовлению токарной деревянной игрушки. Наибольшее развитие он получил в селениях Вороновской и Красно-Пахорской волостей Подольского уезда. Традиционное искусство изготовления подмосковных токарных деревянных игрушек развивалось поколениями токарей, столяров, художников-разрисовщиц.

В 1934 году в городе Климовске открылась Гривненская фабрика по производству деревянной токарной игрушки, куда по мере его развития вплоть до 1950-х годов переселялись бабенские умельцы, принося свои традиции, навыки.

В 1972 г. фабрика «Полированная игрушка» и Гривненская фабрика объединились с центром производства в г. Климовске, в дальнейшем оно было преобразовано в Открытое акционерное общество «КЛИМО» которое является преемником и продолжателем Бабенского народного промысла деревянной токарной игрушки. Традиции изготовления, очертания, которые отличаются сдержанностью, пластичностью и лаконизмом, сохранены на современном уровне развития технологии и материалов и видны в мягко очерченных, округлых формах.


В 1995 году ОАО «КЛИМО» получило статус «Предприятие народных художественных промыслов России». Мастера остаются верными носителями традиций, которые живы и по сей день.


Для школьников 1-5 классов на фабрике проводятся экскурсии. Дети попадают в сказочный мир деревянных игрушек.


Начинаются они с музея, где представлены около 200 экспонатов изделий, выпускаемых с 40-х годов прошлого века в деревне Бабенки и в городе Климовске, фотографии старых мастеров, токарный станок, различные приспособления. Также можно посмотреть игрушки, выпускаемые в настоящее время: каталки, пирамиды, игрушки-дергунчики, счетные наборы.

Экскурсовод знакомит с историей промысла, технологическим процессом изготовления игрушек от распиловки бревна до готового изделия. Показывает как из деревянных круглых деталей при помощи резинки и шипов получается фигурка-дергунчик «Циркач». Далее просмотр фильма о производстве.

В программу входит посещение цеха. Дети увидят участок разрисовки где по образцу художника мастера разрисовывают собранную игрушку. На их глазах у фигурок появятся глаза, веселая улыбка; оживут матрешки на «Карусели»; мебель для кукол покроется цветами.


Далее - мастер–класс. Принимать участие могут и дети и взрослые. С помощью мастера экскурсанты раскрашивают кисточками и гуашью деревянные фигурки, которые можно забрать с собой.

Продолжительность экскурсии 2 часа.

После окончания можно приобрести в магазине понравившиеся игрушки «Климо» а также изделия других предприятий народных художественных промыслов России: (Хохломы, Гжель, Филимоново, Жостово, и др.)

Время проведения ежедневно, кроме выходных дней.
Телефон для справок (495) 996-66-09, (4967) 62-02-34

Читайте также: