Шишкина школа рисование дымковская игрушка

Обновлено: 16.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект учебного занятия

по изобразительному искусству

Тема: «Дымковская игрушка»
Цель: формирование представления у детей о дымковской игрушкой и знакомство с особенностям дымковской росписи.
Задачи:
Дидактические: - познакомить с народным промыслом - дымковской игрушкой;

- учить выделять характерные особенности дымковской игрушки;

- дать понятие «узор»;
Развивающие: - формировать у учащихся умения рисовать кистью элементы узоров;

- формировать умение делать зарисовки по мотивам дымковской росписи;

- способствовать проявлению аккуратности в работе, развивать фантазию и наблюдательность учащихся;

Воспитательные : - воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Технологическая карта урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Формировать внутреннюю готовность выполнения нормативных требований

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

А сейчас улыбнитесь друг другу. Улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение понадобится для работы. Я желаю вам успехов и хорошего настроения.
Посмотрите на слайд.

«Искусство требует знаний.»
- Как вы понимаете данную фразу?
- Это девиз нашего урока.

Настраиваются на работу

PowerPoint( презентация, слайд)

Устойчивая положительная мотивация к деятельности

Этап актуализации знаний

Организовать фиксирование индивидуальных затруднений у каждого учащегося

- Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок, мы с вами отправимся в путешествие, закройте глаза и прослушайте мелодию!

Внимание! Внимание!

Веселое гуляние!

Приходи народ!

Разевай по шире рот,

Добрым людям здесь почет,

Всех нас ярмарка зовет.

Куда же мы с вами отправимся? (на ярмарку).

Что такое ярмарка?

Посовещайтесь с соседом по парте.

Ярмарка – это не только торг, но и большой праздник, показ всего разнообразия искусства русского народа. На ярмарки собираются множество людей. Народные гулянья, кукольные представления, веселые карусели сопровождают торг. Вся щедрость русской души отражена в праздновании ярмарки. Здесь можно увидеть самобытные русские изделия народного промысла, где проявлялся художественный талант народа.

PowerPoint( презентация, слайд)

анализировать устройство изделия, определять в нем детали и способы их соединения, вносить творческие изменения в создаваемые композиции

Р: Получат возможность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Допускать возможность существования различных почек зрения, формулировать собственное мнение и позицию.

Получат интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи

Научатся основам экологической культуры

Этап выявления места и причины затруднения

- Ребята, есть ли у вас дома игрушки?

- Из чего они сделаны? (Из пластмассы, резины, металла, меха)

- Они сделаны из современных материалов. Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью нарядные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называются центрами народных промыслов. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них.

Прослушайте стихотворение и скажите, а с каким видом народного промысла мы познакомимся на уроке?

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что – то есть от радуги,

От капелек росы,

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично!

Сделаны из глины

Игрушки всем на диво.

Дети в карусели

На лошадок сели.

На санях - Емеля,

Вот собачка Бимка.

Только все игрушки называют … («дымка»)

Так что же это? (Дымковская игрушка)

Анализируют, отвечают на вопросы

Формулируют проблему урока

PowerPoint (презентация, слайд)

PowerPoint (презентация, слайд)

осознанно соблюдать технику безопасной работы ножницами, иглой и другими инструментами;

составлять композиции, используя технику аппликация;

анализировать устройство изделия, определять в нем детали и способы их соединения, вносить творческие изменения в создаваемые композиции;

П: научатся ориентироваться в разнообразии способов решения задач, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Допускать возможность существования различных почек зрения, формулировать собственное мнение и позицию.

Получат интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи

Научатся основам экологической культуры

Этап построения проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Какая будет цель?
А для достижения нашей цели, нам поможет что? (план)
1. Узнать, что такое дымковская игрушка и её историю возникновения
2. Рассмотреть как украшали игрушку
3. Изготовить игрушку

Формулируют тему и цель урока

Научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее условиями

Этап реализации построенного проекта

Построить новый способ действий и формировать умения его применять

- Кто-нибудь может быть уже знает, почему дымковскую игрушку назвали именно так?

- Дымковская игрушка потому так и называется, что родилась она в селе Дымково, недалеко от реки Вятки. В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку. В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки – свистульки - были у всех – и у взрослых, и у детей. Люди верили, что свистом могут прогнать злые силы.

- А почему праздник называется Свистунья, как вы думаете? (Ответы детей)

- Об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже маленькие дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к стану врага, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья, и замертво падали кони. Враги решили, что их окружили подоспевшие на выручку дружины и в страхе бежали. С тех пор горожане отмечают свой праздник - Свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек, которые вы сейчас увидите.

Настоящий художник должен уметь видеть необычное в обыкновенном. Да, да! Сначала он должен научиться подмечать такие детали, которые не заметит никто другой, а уж потом браться за кисти и краски. Впрочем, иногда бывает и наоборот. В любом случае надо непременно попробовать вместе с Художником написать автопортрет, натюрморт и даже пейзаж!


Рисование, выпуск 51. Разные контрасты

Рисование, выпуск 52. Линия-средство композиции

Рисование, выпуск 53. Дымковская игрушка

Рисование, выпуск 54. Лубок

Рисование, вып. 56. Штриховка по форме

Рисование, выпуск 57. Дерево и внимательность

Рисование, выпуск 58. Виды орнамента

Рисование, выпуск 59. Простой коллаж

Рисование, выпуск 60. Обьёмный коллаж

Рисование, выпуск 62. Рабочие инструменты

Рисование, выпуск 62. Рабочие инструменты

Рисование, выпуск 64. Автопортрет

Рисование, выпуск 66. Былина у Васнецова

Рисование, выпуск 67. Персонажи Билибина

Рисование, выпуск 69. Портретисты

Рисование, выпуск 70. Шишкин

География, выпуск 70. Канада, часть 2

Рисование, выпуск 71. Пейзажисты

Рисование, выпуск 72. Анималисты

Рисование, выпуск 73. Маринисты

Рисование, выпуск 74. Баталисты

Рисование, выпуск 75. Художники-бытописатели

Рисование, выпуск 76. Художники-бытописатели

На этой странице можно смотреть все выпуски телешоу «Шишкина школа. Рисование» канала «Радость Моя». Для просмотра доступны все выпуски, запись передач в хорошем качестве. Видеозаписи опубликованы на видеохостинге Youtube на официальном канале правообладателя, и доступны для просмотра в любое время.

бесплатно смотреть видео канала Радость Моя

бесплатно смотреть видео канала Радость Моя

На нашем сайте можно смотреть прямой эфир, архив эфира телеканала «Радость Моя», и другие видео загруженные на Youtube канал «Радость Моя».

«Радость моя» — это Детский семейный образовательный телеканал. Мы предлагаем зрителям культурно-просветительские, образовательные и детские программы собственного производства. На нашем канале каждый член семьи найдёт для себя что-то полезное. Особенность «Радости моей» — приверженность православным традициям.

НОД по ИЗО «Дымковская игрушка» Возрастная группа: вторая младшая. Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием) : Народная игрушка Тема НОД : «Украсим дымковскую уточку» Направление образования и развития (образовательная область) Художественно – эстетическое развитие Речевое развитие Цель.

Конспект НОД по рисованию на тему «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров» Конспект НОД по рисованию Тема : «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров» Тема: «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров» Цель: познакомить с народными дымковскими игрушками. Задачи: Обратить внимание детей на узоры, украшающие игрушки. Учить выделять и.

Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование - Мастер-класс в младшей группе «Дымковская барыня»

Публикация «Мастер-класс в младшей группе «Дымковская. » Мастер – класс в младшей группе «Капитошка» Тема: «Украшение юбки дымковской барыни» Цель: знакомство дошкольников с дымковской игрушкой, формирование чувства патриотизма и уважения к самобытной русской культуре. ОО «Художественно-эстетическое развитие» Приобщение к искусству.

Занятие по ИЗО в подготовительной группе с использованием ИКТ «Роспись дымковских барышень» Цель: 1. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и.

Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование - Конспект ОД по декоративному рисованию «Дымковская барышня» с детьми 4–5 лет

Конспект занятия в средней группе по декоративному рисованию «Закрепление знаний о Дымковской игрушке» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «ЛАСТОЧКА» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Воспитатель: Богданович Т.С. г. Елизово Цель: закрепление знаний о дымковской игрушке .

Лепка из пластилина «Дымковская барыня»

Лепка из пластилина «Дымковская барыня» Цель: Приобщение детей к народному декоративно прикладному искусству через знакомство с «Дымковской игрушкой». Задачи: Познакомить детей с народным промыслом – «Дымковская игрушка». Познакомить детей с цветовым колоритом и с элементами узора дымковских игрушек – круги, горошины.

Конспект занятия по рисованию «Дымковская игрушка «Лошадка» в группе раннего возраста Цели: • Формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа. • Продолжать формировать умение отщипывать пластилин от большого куска, скатывать шарики и прикреплять их на основу; • Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику рук; •.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок изобразительного искусства в 1 классе

по теме: «Дымковская игрушка»

Цель: приобщение учащихся к духовному опыту поколений.

- познакомить с народным промыслом - дымковской игрушкой;

- учить выделять характерные особенности дымковской игрушки;

- дать понятие «узор»;

- формировать у учащихся умения рисовать кистью элементы узоров;

- формировать умение делать зарисовки по мотивам дымковской росписи;

- способствовать проявлению аккуратности в работе, развивать фантазию и наблюдательность учащихся;

- воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Оборудование : слайдовая презентация, игрушка-шаблон для раскрашивания, кисти, гуашь, листы для тренировки выписывания узоров.

1. Организационный момент.

Подойдите к своим партам,

Обведите взглядом их.

Все ль готово там, в порядке?

Все ль сейчас лежит на них?

Вы друг другу улыбнитесь,

На места свои садитесь.

Начинаем наш урок,

Пусть он всем пойдет впрок.

2. Актуализация опорных знаний

- Ребята, есть ли у вас дома игрушки?

- Из чего они сделаны? (Из пластмассы, резины, металла, меха)

- Они сделаны из современных материалов. Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью нарядные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называются центрами народных промыслов. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них.

- Ребята, а вот и гости к нам пожаловали. (Слайд 1)

- Гости к нам прибыли из старинной деревни Дымково.

- Чем знаменито Дымково?

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимой так длинны,

А лепили там из глины

Мы поклонимся не раз.

И о дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

- А почему игрушку называют дымковской? (Ответы детей)

3. Изложение нового материала.

- Дымковская игрушка потому так и называется, что родилась она в селе Дымково, недалеко от реки Вятки. (Слайд 2) В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку. (Слайд 3) В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки – свистульки - были у всех – и у взрослых, и у детей. (Слайд 4) Люди верили, что свистом могут прогнать злые силы.

- А почему праздник называется Свистунья, как вы думаете? (Ответы детей)

- Об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже маленькие дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к стану врага, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья, и замертво падали кони. Враги решили, что их окружили подоспевшие на выручку дружины и в страхе бежали. С тех пор горожане отмечают свой праздник - Свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек, которые вы сейчас увидите.

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок. (Слайд 5)

Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву отпустил. (Слайд 6)

Посмотри, как хороша,

Эта барыня душа!

Щечки алые горят,

Удивительный наряд! (Слайд 7)

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алеет гребешок. (Слайд 8)

4. Организация практической работы.

1) Рассматривание игрушек.

- Какое настроение создают эти игрушки? (Веселое, радостное)

- Почему веселое и радостное? (Игрушки светлые, яркие, нарядные)

- Давайте полюбуемся дымковскими игрушками. Какого цвета в них больше всего? (Преобладает белый цвет)

- А знаете ли вы почему? (Ответы детей)

- Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему игрушку сделать такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделялись на белом фоне.

2) Гимнастика для глаз.

Хорошо гостей встречали,

Глазки у ребят устали. (поморгать глазами )

Посмотрите все в окно, (повернуть глаза в сторону окна)

Ах, как солнце высоко! (поднять глаза вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза)

В классе радугу построим, (нарисовать глазами дугу)

Вверх по радуге пойдем, (поднять глаза вверх)

Вправо, влево повернем, (повернуть глазами вправо, влево)

А потом скатимся вниз, (опустить глаза вниз)

Жмурься сильно, но держись! (зажмурить глаза и открыть).

3) Анализ дымковского узора.

- А теперь посмотрим, кто из вас внимательный. Вы будете на экране рассматривать дымковские игрушки и примечать, какими узорами их расписывали. (Кружочки, клеточки, полоски, волнистые линии, точки, кольца, веточки и другие, слайд 9)

- По форме узоры просты и незамысловаты. Украшали этими узорами не случайно. Русский народ вкладывал в них особый смысл: круги означали солнце, волнистые линии – воду, маленькие кружочки – семена, то есть все то, что окружало мастеров и символизировало богатую жизнь и хороший урожай. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

- Какие цвета использовали для выполнения дымковского узора? (Яркие - красный, зеленый, желтый, синий, белый)

4) Приемы выполнения узоров.

Учитель показывает на доске основные приемы дымковской росписи, дети повторяют на альбомных листах. (Слайды 9, 10)

- Мы начнем учиться с самых простых элементов:

а) берем кисточку и набираем красную краску;

б) в первой строке рисуем круги, следите, чтобы они были одинакового размера, и расстояние между ними тоже было одинаковым;

в) теперь набираем синюю краску и в центре каждого круга рисуем жирную точку. Краску какого цвета мы еще можем взять для этого элемента? (Желтую, зеленую).

Таким же образом объясняется написание других элементов росписи.

- Дети, обратите внимание, что элементы в строке и при росписи игрушек повторяются. Повторяющиеся элементы называются «узор».

5. Самостоятельная работа учащихся.

- Вы потренировались выполнять элементы дымковской росписи на листочке. Сегодня вы распишете дымковскими узорами игрушку-шаблон, а потом мы составим из ваших игрушек коллективное панно.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Рассмотрите панно. Давайте подведем итог урока.

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

- Какая работа давалась вам легко?

- Что было трудно?

- Если вам урок понравился, многое узнали, запомнили, сможете рассказать другим, то приклейте в свой блокнот смайлик.

- А если урок показался скучным, на уроке было трудно выполнять задания или ничего не запомнили, не поняли, то приклейте тучку.

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Читайте также: