Шов используемый при сборке игрушек или при подшивке края изделия из сыпучих тканей

Обновлено: 01.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: "Технология изготовления мягкой игрушки"

Цель : формирование умения изготовления мягкой игрушки круглой формы.

Задачи: 1. Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения мягкой игрушки.
2. Развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.
3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.

Оборудование: Материалы, инструменты, приспособления для выполнения мягкой игрушки: кожа, мех, ткани, шнур, нитки, ножницы, игла, мел, клей ПВА.

Тип урока: комбинированный
План
1.Психологический момент.

2.Изучение нового материала.

3.Подведение итогов теоретической части занятия.

5.Выполнение практической работы.

6.Рефлексия. Выставка работ.

- Повторение правил охраны труда.

БЕЗЛЕКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ НИКТОШКИ
НИКТОШКИ — так мы называем игрушки, которые можно придумать самим на основе простых геометрических форм. Никтошка - это не зверь и не человек. Он может исполнять любую роль, какую вам захочется.
Сделать такую игрушку очень просто. Даже начинающие смогут попробовать свои силы.
Возьмите кусочек меха или ткани, выкроите из него две заготовки. Попарно сшейте детали и набейте заготовку. Теперь оформите её - прикрепите глазки, носик, ротик, чубчик и любые другие украшения.
Никтошку можно выполнить по образу игрушки-колобка, т.е. голова и туловище единые, выполненные из одной детали, а можно сшить туловище отдельно. Изменяя размеры, формы деталей, сочетая их между собой и по-разному оформляя, вы получите огромное количество всевозможных забавных никтошек.
При желании можно сделать никтошкам ручки и ножки любых форм. Начинайте с самых простых: круги, овалы. Дальше пробуйте усложнять их форму. Ручки-лапки можно пришивать к туловищу- голове как у колобков, просто к туловищу или крепить на тесемочках-веревочках и потом пришивать к туловищу. Очень забавная выйдет игрушка, если тесемочки-веревочки протянуть сквозь туловище, нигде не фиксируя их. Для этого лучше всего использовать сутаж. Получится Никтошка-дергунчик. Его ручки и ножки можно вытягивать в любую сторону.

Рубрика «Хочу знать»
Образцы НИКТОШЕК Подбор материалов
Драп и искусственный мех с длинным и коротким ворсом – это основные материалы для изготовления игрушек-самоделок. При их умелом комбинировании игрушки получаются очень выразительными. Например, из драпа – основные детали (голова, туловище, лапы, ступни); из меха – мелкие детали (ушки, чубчик, грудка, лоб, хвостик).
Подбирая материал для работы, вы можете использовать маленькие яркие кусочки фетра. Из фетра особенно хорошо получаются клювы, носы, уши, ступни и другие мелкие, но важные детали игрушек. Можно применять в работе войлок. После стирки он становится пушистым, а при раскрое его края не осыпаются. Из кримпленовых кусочков хорошо мастерить удлиненные детали (руки, ноги, лапы), разнообразные украшения (фартуки, воротнички, галстуки, шапочки и т.п.). Из трикотажа, байки, синтепона, меха с коротким ворсом можно сделать накладки на мордочку игрушки. Белоснежный тканный синтепон при необходимости можно покрасить в нужный цвет гуашью, акварелью или краской “Фантазия”. Цветные кусочки используйте для изготовления маленьких деталей: накладок, губ, ушек, подглазников, ладошек и др.
Выкраивание деталей
Положите выкройку на изнаночную сторону материала и обведите ее ручкой или карандашом. Линии делайте точными и тонкими, чтобы не получилось искажений. Если детали парные, переверните выкройку на другую сторону и обведите ее повторно. Чтобы не запутаться, пометьте "зеркальные" детали цифрами 1 и 2.
Сначала обведите крупные детали, затем – поменьше. Старайтесь экономнее использовать материал и располагать детали друг к другу.
Мягкую и плотную ткань раскраивайте, широко разводя рукоятки ножниц, тогда линии срезов получаются ровными и плавными.
Меховые детали раскраивайте кончиками ножниц, разрезая только тканевою основу, чтобы не повредить ворса. Следите за его направлением, указанным на выкройке стрелкой, в противном случае игрушка может получиться не выразительной.
При раскрое деталей из синтепона их не следует обводить ручкой. Лучше приколоть деталь выкройки булавкой к материалу, а затем, придерживая рукой, аккуратно выкроить, не задевая лекало.
Соединение деталей
Крупные детали из любого материала сначала сметайте с изнаночной стороны, а затем сшейте петельным швом руками или прострочите на машинке. В незаметном месте оставьте отверстие размером 3-4 см для выворачивания и набивки игрушки.
Маленькие детали из фетра, войлока, драпа сшивайте с лицевой стороны петельным швом. Шов должен быть очень аккуратным, отверстие для набивки минимальным (1-1,5 см).
Не забудьте сшить парные части игрушки (лапы, крылья, руки и др.).
Затем выверните все детали, помогая себе палочкой или тупой стороной карандаша. Не пользуйтесь при этом ножницами, пинцетами или другими острыми инструментами, так как они могут прорвать швы и ткань выворачиваемой детали.
Вывернув все заготовки, хорошенько расправьте их, чтобы детали приняли правильную форму.
Демонстрация трудовых приемов при выполнении различных швов.

- Шов "вперед иголку" используется для сметывания крупных деталей игрушки, чтобы затем выполнить основной шов более аккуратно, без смещения деталей относительно друг друга.
- Шов "назад иголку" применяется при стачивании деталей преимущественно из ткани.
- Шов "через край" удобен в изготовлении накладок.
- Петельный шов – это основной шов в вашей работе. Им лучше всего сшивать детали игрушки. Если игрушка из меха или меха и ткани, то сшивайте детали с изнаночной стороны. Внимательно следите за тем, чтобы мех не попадал в шов. Если игрушка небольшого размера из плотной ткани, то сшивать детали следует с лицевой стороны. Аккуратно выполненный петельный шов украсит вашу игрушку.
- Шов "зиг-заг" чаще применяется при аппликационных работах с плотной тканью, клеенкой, кожей, когда деталь меньшего размера накладывают на деталь большего размера и она, таким образом, выполняет роль украшения.
- Стыковочный шов используют при сшивании меха с лицевой стороны, а так же набивочных отверстий и при сборке игрушек (пришивание голов, лап, ушей, накладок, хвостов). На лицевой стороне изделия этот шов абсолютно не заметен.
Подшивочный или потайной шов так же может использоваться при сборке игрушек или при подшивке края изделия из сыпучих тканей.
Набивка игрушки
Лучший материал для набивки – кусочки синтепона или капроновых чулок и колгот. Игрушка должна держать форму, но при этом не быть твердой. Такие части игрушки как лапы, туловище и хвосты набивайте мягко. Детали мордочки (нос, щеки) обозначьте выразительнее – набейте их плотнее. В кисти, ушки, ласты, крылья больших игрушек положите минимальное количество набивки, а в аналогичные детали маленьких игрушек – не кладите совсем. Помогайте себе пинцетом или палочками.
Окончательная отделка
Глаза можно сделать из синтетической пленки от надувных игрушек, из обложек книг и дневников. Они получаются выразительными, но подходят более крупным игрушкам. А маленьким зверюшкам глазки можно выполнить из бисера, бусинок, пуговиц на ножках.
Для работы пригодится и искусственная кожа. Из нее кроят носы, коготки, ошейники и другие украшающие игрушку детали.
6.Рефлексия . Выставка работ и оценок
Фронтальный опрос учащихся:
- Какие материалы могут использоваться для выполнения мягкой игрушки?

рис.1

Шов "вперед иголку" для мягкой игрушки.

Шов выполняется справа налево. Длина и частота стежков могут быть различными. Это сметочный шов. Им пользуются для временного скрепления деталей изделия. Он похож на пунктирную линию и выглядит одинаково с обеих сторон (рис.1).

Чтобы детали были скреплены прочно, применяют шов "вперед иголку" в два приема. Прошив изделие мелкими стежками швом "вперед иголку", ткань поворачивают и шьют этим же швом в обратном направлении, заполняя промежутки между сделанными стежками.

Такой шов с обеих сторон выглядит одинаково, как сплошная линия из плотно прижатых друг к другу стежков.

рис. 2

Шов "назад иголку" для мягкой игрушки.

Этот шов выполняется справа налево. Сначала делают прокол с изнанки и протягивают иглу на лицевую сторону. Далее делают прокол вниз, отступив назад на длину стежка, и проводят иглу с изнаночной стороны на длину трех стежков вперед. Стежки должны иметь равную длину. Следующий прокол снова делают назад, в промежутке между проколами.

Готовый шов выглядит так: на лицевой стороне - ровные, аккуратные стежки, точно такие же, как у шва "вперед иголку", а на изнаночной - стежки накладываются друг на друга (рис. 2).

рис. 3

Шов "строчка" для мягкой игрушки.

Этот шов применяется для скрепления деталей. Он достаточно прочный и вполне заменяет машинный. Строчной шов выполняют так же, как шов "назад иголку", только все стежки делают одинаковыми, причем каждый прокол совмещают с концом последнего стежка.

С лицевой стороны шов напоминает машинную строчку с ровными сплошными стежками, а с изнанки похож на шов "назад иголку", но более частый (рис. 3).

рис. 4

Шов "через край" для мягкой игрушки.

Шов "через край" применяется для соединения деталей из искусственного или натурального меха. Он предупреждает выпадение нитей на срезах, обеспечивает прочность и аккуратность изделия. Шов выполняется справа налево и слева направо. На ткани нить укладывается витками. Для прочности проколы следует делать как можно чаще, и обязательно на одном расстоянии от края (рис. 4).

При выполнении шва иглу постоянно вводят с изнаночной стороны на лицевую, перекидывая нить через край.

Вариантом этого шва является двойной шов "через край", который выполняется в два приема: сначала стежки прокладывают в одну сторону, а затем в обратном направлении. Нужно следить, чтобы проколы при этом совпадали.

рис. 5

Подрубочный шов для мягкой игрушки.

Шов применяют при подшивке края изделий из сыпучих тканей (ситец, байка и др.). Прежде чем подшить край изделия, его дважды подгибают в сторону изнанки. Ширина подгиба зависит от изделия. Подогнутый край прометывают швом "вперед иголку",-а затем начинают подшивать. Стежки делают, захватывая иглой одновременно два слоя материи: наружный (основу изделия) и внутренний (загнутый край).

С наружной стороны лучше захватывать одну нитку, у загнутого края можно захватить две-три нити (рис. 5).

Отгладив подшитое изделие, наметку удаляют.

рис. 6

Петельный шов для мягкой игрушки.

Петельный шов состоит из отдельных петлеобразных стежков и выполняется слева направо. Иглой прокалывают ткань сверху вниз по вертикальной линии, при этом нитка всегда остается под иглой. Нитку протягивают через ткань плавно, так как из-за резких движений петли окажутся затянутыми неравномерно. Если шить петельным швом, то получится прочный край, контурная линия образует вид шнура (рис. 6).

Петельный шов обычно применяют при шитье игрушек из несыпучих тканей (фетра, сукна, клеенки и т. д.). Изделия выкраивают без прибавления на шов и шьют по лицевой стороне. Петельным швом можно также украсить одежду кукол.

Поскольку при изготовлении этой игрушки детали не выворачивают, то узелок лучше всего прятать между деталями. Если в процессе работы нитка заканчивается, то вводить новую нитку следует на втором-третьем стежке от конца. В этом случае переход на новую нить незаметен, а работа получается более аккуратной.

рис. 7

Потайной шов для мягкой игрушки.

Такой шов используется, когда игрушка почти готова и нужно аккуратно зашить отверстия, оставленные для выворачивания и набивки. Сначала делают прокол со стороны изнанки и протягивают иглу на лицевую сторону одной из деталей. Далее по лицевой стороне другой детали выполняется один стежок шва "вперед иголку", затем делается такой же стежок на первой детали и нить хорошо затягивается. Стежки должны быть небольшими (рис. 7).

1. Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения мягкой игрушки.

2. Развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.

3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.

1. Раздаточный материал:

- план-конспект изготовления мягкой игрушки;

- примерные варианты эскизов Никтошек;

- виды швов соединения деталей.

2. Материалы, инструменты, приспособления для выполнения мягкой игрушки: кожа, мех, ткани, шнур, нитки, ножницы, игла, мел, клей ПВА.

    Организационный момент.
  1. Изучение нового материала.
  2. Подведение итогов теоретической части занятия.
  3. Охрана труда.
  4. Выполнение практической работы.
  5. Подведение итогов. Выставка работ.

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

БЕЗЛЕКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ НИКТОШКИ

НИКТОШКИ — так мы называем игрушки, которые можно придумать самим на основе простых геометрических форм. Никтошка - это не зверь и не человек. Он может исполнять любую роль, какую вам захочется.

Сделать такую игрушку очень просто. Даже начинающие смогут попробовать свои силы.

Возьмите кусочек меха или ткани, выкроите из него две заготовки. Попарно сшейте детали и набейте заготовку. Теперь оформите её - прикрепите глазки, носик, ротик, чубчик и любые другие украшения.

Никтошку можно выполнить по образу игрушки-колобка, т.е. голова и туловище единые, выполненные из одной детали, а можно сшить туловище отдельно. Изменяя размеры, формы деталей, сочетая их между собой и по-разному оформляя, вы получите огромное количество всевозможных забавных никтошек.

При желании можно сделать никтошкам ручки и ножки любых форм. Начинайте с самых простых: круги, овалы. Дальше пробуйте усложнять их форму. Ручки-лапки можно пришивать к туловищу- голове как у колобков, просто к туловищу или крепить на тесемочках-веревочках и потом пришивать к туловищу. Очень забавная выйдет игрушка, если тесемочки-веревочки протянуть сквозь туловище, нигде не фиксируя их. Для этого лучше всего использовать сутаж. Получится Никтошка-дергунчик. Его ручки и ножки можно вытягивать в любую сторону.

Драп и искусственный мех с длинным и коротким ворсом – это основные материалы для изготовления игрушек-самоделок. При их умелом комбинировании игрушки получаются очень выразительными. Например, из драпа – основные детали (голова, туловище, лапы, ступни); из меха – мелкие детали (ушки, чубчик, грудка, лоб, хвостик).

Подбирая материал для работы, вы можете использовать маленькие яркие кусочки фетра. Из фетра особенно хорошо получаются клювы, носы, уши, ступни и другие мелкие, но важные детали игрушек. Можно применять в работе войлок. После стирки он становится пушистым, а при раскрое его края не осыпаются. Из кримпленовых кусочков хорошо мастерить удлиненные детали (руки, ноги, лапы), разнообразные украшения (фартуки, воротнички, галстуки, шапочки и т.п.). Из трикотажа, байки, синтепона, меха с коротким ворсом можно сделать накладки на мордочку игрушки. Белоснежный тканный синтепон при необходимости можно покрасить в нужный цвет гуашью, акварелью или краской “Фантазия”. Цветные кусочки используйте для изготовления маленьких деталей: накладок, губ, ушек, подглазников, ладошек и др.

Положите выкройку на изнаночную сторону материала и обведите ее ручкой или карандашом. Линии делайте точными и тонкими, чтобы не получилось искажений. Если детали парные, переверните выкройку на другую сторону и обведите ее повторно. Чтобы не запутаться, пометьте "зеркальные" детали цифрами 1 и 2.

Сначала обведите крупные детали, затем – поменьше. Старайтесь экономнее использовать материал и располагать детали друг к другу.

Мягкую и плотную ткань раскраивайте, широко разводя рукоятки ножниц, тогда линии срезов получаются ровными и плавными.

Меховые детали раскраивайте кончиками ножниц, разрезая только тканевою основу, чтобы не повредить ворса. Следите за его направлением, указанным на выкройке стрелкой, в противном случае игрушка может получиться не выразительной.

При раскрое деталей из синтепона их не следует обводить ручкой. Лучше приколоть деталь выкройки булавкой к материалу, а затем, придерживая рукой, аккуратно выкроить, не задевая лекало.

Крупные детали из любого материала сначала сметайте с изнаночной стороны, а затем сшейте петельным швом руками или прострочите на машинке. В незаметном месте оставьте отверстие размером 3-4 см для выворачивания и набивки игрушки.

Маленькие детали из фетра, войлока, драпа сшивайте с лицевой стороны петельным швом. Шов должен быть очень аккуратным, отверстие для набивки минимальным (1-1,5 см).

Не забудьте сшить парные части игрушки (лапы, крылья, руки и др.).

Затем выверните все детали, помогая себе палочкой или тупой стороной карандаша. Не пользуйтесь при этом ножницами, пинцетами или другими острыми инструментами, так как они могут прорвать швы и ткань выворачиваемой детали.

Вывернув все заготовки, хорошенько расправьте их, чтобы детали приняли правильную форму.

Демонстрация трудовых приемов при выполнении различных швов.

Шов "вперед иголку" используется для сметывания крупных деталей игрушки, чтобы затем выполнить основной шов более аккуратно, без смещения деталей относительно друг друга.

Шов "назад иголку" применяется при стачивании деталей преимущественно из ткани.

Шов "через край" удобен в изготовлении накладок.

Петельный шов – это основной шов в вашей работе. Им лучше всего сшивать детали игрушки. Если игрушка из меха или меха и ткани, то сшивайте детали с изнаночной стороны. Внимательно следите за тем, чтобы мех не попадал в шов. Если игрушка небольшого размера из плотной ткани, то сшивать детали следует с лицевой стороны. Аккуратно выполненный петельный шов украсит вашу игрушку.

Шов "зиг-заг" чаще применяется при аппликационных работах с плотной тканью, клеенкой, кожей, когда деталь меньшего размера накладывают на деталь большего размера и она, таким образом, выполняет роль украшения.

Стыковочный шов используют при сшивании меха с лицевой стороны, а так же набивочных отверстий и при сборке игрушек (пришивание голов, лап, ушей, накладок, хвостов). На лицевой стороне изделия этот шов абсолютно не заметен.

Подшивочный или потайной шов так же может использоваться при сборке игрушек или при подшивке края изделия из сыпучих тканей.

Лучший материал для набивки – кусочки синтепона или капроновых чулок и колгот. Игрушка должна держать форму, но при этом не быть твердой. Такие части игрушки как лапы, туловище и хвосты набивайте мягко.

Детали мордочки (нос, щеки) обозначьте выразительнее – набейте их плотнее. В кисти, ушки, ласты, крылья больших игрушек положите минимальное количество набивки, а в аналогичные детали маленьких игрушек – не кладите совсем. Помогайте себе пинцетом или палочками.

Глаза можно сделать из синтетической пленки от надувных игрушек, из обложек книг и дневников. Они получаются выразительными, но подходят более крупным игрушкам. А маленьким зверюшкам глазки можно выполнить из бисера, бусинок, пуговиц на ножках.

Для работы пригодится и искусственная кожа. Из нее кроят носы, коготки, ошейники и другие украшающие игрушку детали.

3. Подведение итогов теоретической части занятия

  1. Какие материалы могут использоваться для выполнения мягкой игрушки?
  2. В чем заключается особенность выкраивания деталей из меха?
  3. Что необходимо учитывать при выкраивании деталей из меха и почему?
  4. Повторение правил охраны труда.
  5. Какие части необходимо набивать наиболее туго и почему?
  6. Как правильно выкроить детали?
  7. Как правильно набить игрушку?
  8. Какие швы можно применить для соединения деталей игрушки?
  9. Что входит в окончательную отделку игрушки?

4. Повторение правил охраны труда

5. Выполнение индивидуальной практической работы

Учащиеся самостоятельно выполняют эскиз игрушки, подбирают материалы, выкраивают детали и оформляют игрушку по своему желанию и в соответствии со своими возможностями. Используя конспект, приложение 1 и приложение 2.

6. Подведение итогов и выставка работ

Учащиеся демонстрируют выполненные работы, рассказывают технологическую последовательность выполнения игрушки и какие материалы, инструменты и приспособления они использовали в своей работе.

Я веду кружок мягкой игрушки. Мне хотелось создать с детьми яркую, необычную игрушку, требующую немного материала, небольших знаний и умений в шитье.Это занятие исключительно творческое, способное пробуждать и развивать фантазию. Вместе с тем рукоделие – важный компонент трудового обучения: где дети приобретаю навыки шитья, развивают глазомер, объёмное мышление. (слайд 2)

2. Схема обдумывания (слайд 3)

3. Выявление основных параметров и ограничений.

  • Экологически чистое.
  • Красивое. Яркое.
  • Безопасное.
  • Прочное.
  • Шов ровный.
  • Цвет нити должен соответствовать цвету ткани.
  • Сшито аккуратно.

4. Теоретические сведения.

Мягкая игрушка может быть довольно крупной, неподвижной и подвижной. Такие игрушки уютны. Мелкие мягкие игрушки могут быть использованы в качестве украшений и маленьких подарков-сувениров.

Приступая к работе, нужно подготовить все необходимое. Это материалы и инструменты.

Мягкие игрушки бывают:

а) Плоскостные (их основой служит картон, на задней стороне которого пришивают петлю, чтобы можно было повесить игрушку на стену). Эти игрушки могут служить хорошим сувениром.

б) Полуобъемные (изготавливаются также из различных видов тканей, искусственного меха, ворсистой пальтовой ткани). Для изготовления такой игрушки можно использовать предыдущую выкройку. Только между основой и тканью делают мягкую прокладку, которая придает игрушке объем.

в) Объемные (мягкие игрушки из нескольких деталей, каждая из которых набивается ватой или поролоном).

Виды швов. Чтобы игрушка была по-настоящему красивой и аккуратной, нам нужно вспомнить, как выполняются некоторые ручные швы.

Сметочный, или шов “вперед иголку”. Этот шов поможет временно скрепить детали, чтобы

Шов “строчка” применяется для скрепления деталей. Строчной шов выполняется, как шов “назад иголку”, только стежки все одинаковые и между ними оставляют небольшое расстояние.

Подрубочный шов применяется при подшивке края изделий из сыпучих тканей (ситец, байка, шелк).

Петельный шов состоит из отдельных петлеобразных стежков и выполняется слева направо. Иглой прокалывают ткань сверху вниз по вертикальной линии, при этом нитка всегда остается под иглой. Нитку протягивают через ткань постепенно, так как резкие движения образуют неодинаково затянутые петли.

Стебельчатый шов также служит для украшения изделий.

Цветовое решение игрушки. Цвет — одно из самых важных средств создания игрушечного образа. Мир игрушки — мир необычного. Поэтому и цвет игрушки чаще всего необычный, условный.

Собрав разноцветные лоскутки, соединив их между собой, надо выбрать наиболее удачные сочетания цветов.

Овладеть искусством цветовых сочетаний помогает природа.

Процесс выполнения мягкой игрушки. Состоит из следующих этапов:

— подбор материала и подготовка его к работе;

— раскрой деталей (основные и отделочные детали);

— придание формы отдельным деталям;

Материал для изделия выбирают в зависимости от величины, внешнего вида и назначения игрушки. Чем она меньше, тем эластичнее должна быть ткань. Выбранный материал необходимо раскроить. Для этого выкройку накладывают на изнаночную сторону ткани, прижимают и обводят остро отточенным карандашом.

Оформление изделия.

Глаза придают игрушке особую индивидуальность, делают ее живой, поэтому должны быть выполнены с особой тщательностью. Глаза у игрушек могут быть самой разной формы, в зависимости от выбранного персонажа. Можно делать глаза из черных или темно-коричневых пуговиц. Особенно распространенным материалом для их изготовления является разноцветная клеенка.

Оформление головок кукол. Материалом для кукольных головок может служить трикотаж белого, розового или телесного цвета. В зависимости от размера головки из трикотажа вырезают круг и собирают его по краю на нитку крупными стежками (обметочным швом). Нитку слегка стягивают и в образовавшийся мешочек кладут вату, после чего нитку стягивают до конца, чтобы образовался плотный шарик.

Место сборки трикотажа должно быть на затылке. Это и будет голова.

Из того же трикотажа вырезают маленький кружок (диаметром примерно 3—4 см) и делают шарик тем же способом. Это будет нос. Нос пришивают чуть ниже центральной линии лицевой части головы. Стягивать нитку нужно до такой степени, чтобы глазная впадина получилась на центральной линии лица. Благодаря такой утяжке, на лице получаются щеки. В глазные впадины пришивают или приклеивают глаза. Рот рисуют или вышивают стебельчатым швом красной ниткой мулине. Такой же утяжкой можно пользоваться при оформлении головок животных.

5. История и современность.

Искусство изготовления игрушек — один из древнейших видов народного художественного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях, богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах, богатых залежами глины,— из глины.

Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н. э. Это — миниатюрные орудия охоты — луки, стрелы, топорики, предметы быта, посуда, погремушки.

Различные игрушки найдены в захоронениях Древнего Египта, Греции, Китая и др. Это — куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных, выточенные из мягкого камня, бивней мамонта, рога. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки-куклы, сшитой из лоскутков ткани, меха.

Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось из поколения в поколение.

В дореволюционной России сложилось несколько промысловых центров изготовления игрушек, многие из них сохранились и успешно развиваются в наше время.

Старейшим промысловым центром в Подмосковье был Троице-Сергиев Посад. В XVIII в. и первой половине XIX в. игрушечное дело в Троице-Сергиевом Посаде достигло невиданного расцвета. Этот район стал ведущим по производству кустарных игрушек.

Русскими мастерами-игрушечниками создана целая галерея ярких образов старой России. Черты юмора, добродушной насмешки показывают отношение самого мастера к своим персонажам.

Промысел резных игрушек одновременно развивался и в деревне Богородской, принадлежащей Троице-Сергиевому монастырю. Игрушечный промысел здесь существовал уже в XVII в. и был тесно связан с производством игрушек в Троице-Сергиевом Посаде.

Образы богородских игрушек наделены чертами, присущими человеку.

Во всем мире славится ярко раскрашенная деревянная матрешка. Мастерство изготовления многоместных вкладных игрушек у отдельных мастеров доходило до виртуозности. В Государственном музее игрушки экспонируется 100-местное яйцо, изготовленное в начале XX в. А матрешки изготавливали содержащими до 60 вкладышей.

Трудоемкую ручную работу вытачивания болванок заменили токарным станком, и стала игрушка вырабатываться просто и быстро. Подобные куклы пробовали выпускать во Франции, Германии и других странах, но милая русская матрешка пользуется наибольшей популярностью. Слава ее разнеслась по всему миру. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе ей была присуждена золотая медаль.

Особой декоративностью отличается городецкая игрушка.

К одному из ярких явлений народного искусства относится глиняная игрушка Промысел дымковской игрушки возник в селе Дымково. Дымковская игрушка известна особым стилем и колоритом.

Необычайно красочна и фантастична народная глиняная игрушка из села Филимоново Тульской области. Все игрушки представляют собой свистульки.

Традиции народного искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться в новых формах на традиционной основе.

Наиболее ценные черты народной игрушки — яркая образность, добродушный юмор, чувство материала бережно сохраняются и находят воплощение в новых образцах советской промышленной игрушки.

Современная народная игрушка уже не отвечает своим первоначальным функциям — она исчезла из игры детей, как исчезают из жизни многие старые крестьянские ремесла. Народная игрушка входит в нашу жизнь как одно из ярких явлений народного искусства, как общепризнанный сувенир, украшение современного интерьера.

Педагоги высоко ценят воспитательное значение народной игрушки как одного из видов декоративно-прикладного искусства, знакомство с которым приобщает школьников к истории страны, способствует формированию у них художественного вкуса.

6. Банк идей.

Изучив теоретический материал, я приняла решение выбрать в качестве объекта творческого проекта изделие, выполненное в технике шитья мягкой игрушки, с помощью которого можно украсить интерьер, создать сувенир или игрушку.

В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов (слайд 4)

Рассмотрим и оценим варианты, применив технологию

“Сетка принятия решений”(слайд 5)

Наличие спроса Наличие материала Наличие инструментов Достаточность знаний Оригинальность идеи
“Клубничка” - - + + +
“Свинка” - - + - -
“Букет” + - + + +
“Радужка” + + + + +
“Лучик” + - + - +
“Опенок” - + + + -
“Снежка” - - + + +

Исходя из результатов оценки, наиболее оптимальным является 4 вариант “Радужка”, так как соответствует большинству предъявленных выше требований.

7. Эскизная проработка базового материала.

Мною был разработан рисунок с учетом названия игрушки. В эскиз входят все цвета радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. (слайд 6)

8. Требования к изделию.

Название изделия Мягкая игрушка “Радужка”
производство Единичное
Внешний вид Яркий
Размеры 40 х 20
Требования к материалу Семь цветов ткани
Метод изготовления Сшивание наметочным швом, назад игла
Функциональное назначение Игрушка-сувенир
Экологические требования Использование натуральных, экологически чистых материалов.

9. Дизайн-спецификация. (слайд 7)

10. Материалы и инструменты.

Мягкие игрушки можно делать из самых разнообразных материалов: ситца, штапеля, байки, фланели, бархата, плюша, шерстяной ткани, сукна, фетра и др. Нам не нужно искать что-нибудь специально, ведь для работы можно использовать все, что есть в вашем доме.

Для выполнения выбранной мною игрушки-сувенира потребуются:

1. Ткань: атлас семи цветов 20?20 см – 7 отрезков (по цветам).

2. Ткань: атлас 40?40см.

3. Нитки армированные №40.

5. Пуговицы 2 шт.

11. Правила безопасности во время работы.

  • Во время работы ножницы должны лежать с правой стороны на столе с сомкнутыми лезвиями.
  • Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, а кольцами вперед.
  • Иглы, булавки, ножницы, наперсток хранят в специальной шкатулке с крышкой.
  • Если игла не нужна, её следует вколоть в подушечку.
  • Нельзя пользоваться грязной иглой.
  • В процессе работы необходимо пользоваться наперстком.
  • Перед началом работы вымыть руки.
  • Нельзя перекусывать нитку зубами; от этого портится эмаль зубов, можно поранить губы и язык.
  • Делать перерыв в работе каждые пол часа, чтобы не утомились глаза и не устали пальцы.

12. Технология изготовления.

№ п/п Последовательность выполнения работы Инструменты, оборудование, материалы
1 Выбор и создание эскиза модели Книги, журналы, эскизы
2 Подготовка схемы Карандаш, ножницы
3 Раскройка деталей изделия Булавки, ножницы, мел, шаблоны, ткань, шаблоны
4 Стачивание деталей туловища Детали, нитки, ножницы, игла
5 Набивка части изделия Синтепон
6 Зашить отверстие Игла, нитки, ножницы
7 Оформление головы 7 кружочков из ткани, нитки, ножницы, игла, синтепон.
8 Сборка изделий Шарики, ножницы, игла нитки, наперсток
9 Стачивание деталей рук Выкройка деталей рук, нитки, игла, ножницы
10 Набивка частей изделия синтепон
11 Сборка изделия Нитки, наперсток, игла
12 Стачивание деталей ног Нитки, игла, ножницы, наперсток, выкройка деталей ног
13 Набивка деталей Синтепон
14 Сборка изделия. Детали, игла, нитки, ножницы, наперсток

13. Контроль качества.

Готовое изделие отвечает следующим требованиям:

- Конструктивные требования: получившееся изделие прочное, соответствует стилю.

- Технологические требования: на изготовление игрушки уходит минимум ткани, можно использовать остатки ткани.

- Эстетические требования: для работы я использовал контрастные цвета ткани, они отлично сочетаются.

Экологические требования: изделие выполнено из экологически чистых материалов. Оно не принесет вреда здоровью.

- работа выполнена аккуратно;

- работа выполнена соответственно эскизу и выкройке

- работа оформлена в конечное изделие;

- изделие производит благоприятное впечатление;

14. Экономическое обоснование.(слайд 10)

затраты Стоимость за единицу,р. количество Общая стоимость, р
Атласная ткань 150 руб 0,5 м 75 руб.
нитки 10 руб. 1 10 руб
пуговицы 5 руб 2 шт 10 руб
синтепон 50 руб 0,5 м 25 руб
итого 120 рублей

Для данного изделия я нашла лоскутки ткани. Поэтому для моего изделия не потребовалось финансовых вложений. А нитки с иглой есть в каждом доме.

15. Реклама.(Слайд 11)

Если бы мне пришлось продавать своё или подобное изделие, то я бы сделал такую рекламу.

16. Самооценка.

Результат полностью оправдал мои ожидания. Мне понравился внешний вид моего изделия, цветовая гамма, я считаю, что это прекрасный подарок и замечательная игрушка. Мое изделие оценили коллеги, им очень понравилось само изделие и то, что его сделала я сама. В дальнейшем я планирую продолжать придумывать игрушки – это развивает фантазию, это увлекательное занятие.

  • Нитки – крученые изделия, вырабатываемые из х/б пряжи.
  • Притачать – соединить части детали или мелкие детали с основной деталью.
  • Прострочить – закрепит ткань, сложенную по сгибу на желаемую ширину.
  • Радуга - разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда Солнце освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него cтороне неба. Объясняется преломлением, отражением и дифракцией света в каплях дождя.
  • Дизайн – художественное конструирование предметов, интерьеров; проектирование эстетического облика предметной среды.
  • Себестоимость – затраты на изготовление чего-либо, выраженные в денежной форме.
  • Композиция –построение, внутренняя структура произведения.

18. Литература.

1. Нессонова О.А. “Технология. Организация проектной деятельности”, Волгоград, 2009 год.

2. Городкова Т.В. “Мягкие игрушки- мультяшки и зверюшки”, Ярославль “Академия развития”, 1997 год

3. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек сувениров”, Москва “Просвещение”, 1983 год.

4. Журнал. “Начальная школа” №12 2002 год. Конышева Н.М. “О проблеме проектной деятельности на уроках Практического труда”.

Загрузить презентацию (817 кБ)

Цели:

  • Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек, техническими условиями.
  • Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда.
  • Сформировать навыки по выполнению прямых, косых стежков.
  • Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, образцы стежков и строчек, набор ручных инструментов, хлопчатобумажные лоскутки, нитки, ПК, проектор.

На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, сметать, наметать, заметать, пришить.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Проверка готовности к уроку.

II. Повторение.

-Для чего надо знать свойства ткани?

-Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится?

- Назовите положительные и отрицательные свойства хлопчатобумажных тканей?

-Какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?

-Что относится к приспособлениям?

III. Изучение нового материала.

Как вы думаете? От чего зависит качество готового изделия?

(Ответы учащихся) учитель демонстрирует прихватку - игрушку или другое изделие.

Качество изделий зависит от многих факторов: от хорошо подобранной ткани, правильно построенной выкройки и т. д. Но, если все вышеназванные операции сделаны безошибочно, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить. Чаше всего в таком случае изделие безвозвратно испорчено. Чтобы такого нее случилось с вашими изделиями, будем сегодня учиться выполнять ручные швы ровными и аккуратными.

Сведения о ручных стежках и строчках.

При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала сметывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обметывание петель и срезов, пришивание пуговицы. С ручными работами вы познакомились в начальной школе. Чтобы приступить к выполнению машинных работ, нужно повторить все, что вы изучали раньше.

Качество и безопасность работы, а также производительность труда во многом зависит от правильно подобранных инструментов и приспособлений и правильных приемов работы.

Шов - это место соединения деталей.

Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную. (слайд 2)

Строчка - это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные. (слайд 3)

Рассмотреть таблицу №3 в учебнике на стр. 22-23. «Виды ручных стежков и строчек»

Рис.1 Виды стежков: прямые, петельные, петлеобразные.

Виды строчек: сметочные, заметочные, выметочные, наметочные, копировальные, обметочные.

К ручным операциям относятся такие операции, которые выполняются ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, а также работы по удалению из деталей или изделий стежков временного назначения.

Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Опасности в работе:
    повреждение пальцев иглой или булавкой;
    травма руки ножницами;
    травма глаз.
  2. Что нужно сделать до начала работы:
    посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
    положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
  3. Что нужно делать во время работы:
    быть внимательной к работе;
    надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;
    вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
    класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
    передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.
  4. Что нужно сделать по окончании работы:
    посчитать количество игл и булавок в игольнице;
    убрать рабочее место.

Организация рабочего места для выполнения ручных работ.

При ручных работах используют следующие инструменты: иголки, наперсток, ножницы, сантиметровая лента. (Слайд 4 )

К приспособлениям относятся: булавки, манекен, лекала, колышек, резец, линейки, угольники, мелок. Таблица 1, стр. 17

- Ручные швейные иголки выпускаются под номерами от 1 до 12. Иголки нечетных номеров - тонкие и длинные. В школьной практике используют в основном иголки № 3. Они должны быть прямыми, острыми, хорошо отшлифованными и соответствовать виду ткани и выполняемой работе.

- Нитки подбирают в соответствии с тканью и видом выполняемой работы. Самые тонкие выпускают под № 100, а самые толстые - под № 10. В школе чаще всего используют № 50 и № 40. Для отделочных швов на шелковых шерстяных тканях применяют нитки № 65, 75.

Для проталкивания иголки в ткань и предохранения при этом пальца от уколов служит наперсток. Наперстки бывают четырех номеров (2, 3, 4, 5) и двух видов: с донышком и без него. Наперсток должен соответствовать размеру среднего пальца правой руки.

- Булавки (с колечком или головкой) применяются для накалывания выкроек на ткань при временном соединении деталей изделия, а также во время примерки. Острый конец булавки должен быть без заусенцев, чтобы прокалывании не затянуть или разорвать нити ткани.

- Ножницы подразделяются на портновские, закройные и хозяйственные. Портновскими ножницами раскраивают тяжелые шерстяные ткани, закройными — легкие шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные, хозяйственными — шелковые, бельевые и хлопчатобумажные ткани.

Учащимся рекомендуются хозяйственные ножницы длиной 175 - 200 мм. Один конец у них узкий, другой широкий.

- Швейный мелок представляет собой небольшие плитки особо приготовленного белого или цветного мела. Край его затачивают так, чтобы при проведении им по ткани оставался след шириной 0,5—1,5 мм. Для нанесения линий на ткань можно использовать также сухое с тонким краем мыло.

Терминология ручных работ. Таблица № 2 стр.21.

Практическая работа.

Выполнение ручных стежков и строчек при изготовлении игрушки. (слайд 6-16)

Учитель показывает учащимся приемы выполнения ручных швов, обращая их внимание на аккуратность в работе, соблюдение правил безопасности работы.

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ:

  1. Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.
  2. Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.
  3. Сметывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После сметывания нитки копировальных стежков удаляют.
  4. Нитку закрепляют в начале и в конце строчки: в начале—с помощью узелка на конце нитки, в конце — двумя-тремя стежками одной длины.
  5. Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.
  6. Отделку на изделие пришивают нитками в цвет отделки.
  7. Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани

Текущий инструктаж

I. Повторить правила по технике безопасности и санитарно - гигиенические требования.

НЕЛЬЗЯ:

• перекусывать нитку зубами — от этого портится эмаль и можно поранить губу; 1

• пороть швы и прорезать петли бритвой, так как можно порезать руки;

II. Пользование основными инструментами для шитья.

Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения

учащимися самостоятельной работы):

- разбор типичных ошибок

- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

Правила безопасной работы

Во-первых, все иголки свои собери
И маленький домик для них смастери.
Открою тебе интересный секрет:
Ты другу расскажешь, а может, и нет.

У нас у иголок имеются ушки,
Ушки, конечно же, любят подушки.
Иголкам подушку скорей подари,
На ней все иголки свои собери.

Поверь, они счастливы будут безумно,
А мы- то с тобой поступили как умно!
Не будешь иголки искать где попало,
Ну вот, и от мамы тебе не попало…

Игла в работе весела,
Она тонка и так мила!
Не будешь класть ее на место,
Вдруг потеряется в отместку.
И затаится в беспорядке…
А тебе потом воткнется в пятку.

Иголки надо сосчитать,
Когда садишься за работу,
Потом внимательно собрать,
Хотя бывает неохота.

С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передай.

Лишь окончена работа-
Ножницам нужна забота.
Не забудь их закрыть
И на место положить.

Напомнить хочу про рабочее место-
Диван или кресло?
Усядемся лучше с тобою за столом,
И ткань здесь разложи, и мыло найдем,
Коробку достанем, где все инструменты.
Сошьем все детали, набьем элементы,
Те из, которых игрушка родиться,
Рабочее место тебе пригодится!
Все правила эти обязан ты знать
И неуклонно их выполнять!

Читайте также: