Символы в народной игрушке

Обновлено: 16.05.2024

Мирошниченко Лиза, 10 лет

«Изо и основы дизайна»

Попова Елена Петровна

Любая игрушка очень важна для воспитания ребёнка. Через игру и игрушку ребенок познает мир и себя в нем. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о мире. Такими игрушками являются куклы в различных национальных костюмах, солдатики в военной форме, модели всевозможных исторических и культурных объектов и предметов. Определенная часть игрушек служит для развития у ребенка двигательных и моторных реакций, способствует его нормальному физическому развитию.

Кроме вышеперечисленных категорий существует достаточно распространенная категория народной игрушки, связанная с передачей ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.

Проблема исследования: какой смысл несут графические знаки в старославянской символике народной игрушки.

Актуальность данного исследования заключается в изучении истории развития народной игрушки, древнерусской культуры.

Цель исследования – изучить графические символы в русской народной игрушке.

Задачи:

  • Изучить литературу по теме;
  • Рассмотреть историю русской народной игрушки;
  • Изучить символику народной игрушки.

Объект исследования – глиняная народная игрушка.

Предмет исследования – образы и символы в росписи глиняных игрушек

Гипотеза: декоративная роспись народной игрушки имела в древности магический смысл.

Что такое игрушки? Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Хотя на самом деле таковым не является. Словарь Ожегова дает следующее определение: "Вещь, служащая для игры". На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: "игрушка - вещица сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". Ключевым в этом определении является слово "особенно". Потому что игрушки принадлежали и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.

Следует отметить, что практически каждая народная игрушка, а за ними и фабричная, несет в себе определенную символику. Эта символика вполне конкретным образом воздействует на психику ребенка. Хорошо известно, что человек различным образом психически реагирует на различные геометрические фигуры, формы и их сочетания. Это надо учитывать, давая ребенку ту или иную игрушку. Например, использование игрушки, раскрашенной в черные и красные может нанести наиболее возбудимым детям психологическую травму. Данный цвет традиционно использовался для обозначения мертвого и загробного мира. Еще 20-30 тысяч лет назад во всем мире могильники и захоронения принято было покрывать красной охрой, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Другим примером воздействия цвета является голубой цвет. Он традиционно связывается с небесной символикой, благостью и спокойствием. Отметим, что в ряде психологических тренингов для внутреннего успокоения рекомендуется представить себе голубое небо.

Огромное значение у древних славян имели символы. Ведь символ – это не просто значок или украшение а совокупность магических эффектов. Проще говоря, символ в язычестве славян несет в себе прежде всего магическую нагрузку, а уже только в самую последнюю очередь – эстетическую.

Символ применяется для воздействий на мир, преобразования его. Многие символы являются оберегами, «отвращающими» темные силы хаоса, способные причинить вред от носителя сего оберега.

С символикой неба, возрождением солнца и зарей связывался и петух. Его изображение так же было пожеланием счастья и удачи, даруемых солнцем. Вообще, изображение различных птиц относилось к благим пожеланиям. Птицы связывались с небесным миром и, в силу этого, могли принести ребенку божественное благословение. Каждое животное в древности связывалось с определенным богом, а каждый бог мог защитить или помочь человеку в чем-то конкретном.

Часто для игры используются изображения таких животных, как козел, олень, баран, конь. Отметим, что баран олицетворяет солнце и счастье. Козел связывался с плодородием.

С изображением коня связывался целый ряд представлений. В первую очередь, с конем соотносили солнечных богов. С символикой солнца связываются и всевозможные кони-качалки и качели. Кони-качалки и изображение коней вообще, должны были принести удачу и благословение солнца для ребенка.

Медведь по поверьям славян был хранителем земных богатств и силы.

Славяне очень ответственно относились к выбору в своей жизни того или иного цвета. Для повседневной жизни славяне выбирали одни цвета, для религиозно – обрядовой другие. Так же костюм был выполнен в соответствии со своим полом, социальным статусом и даже настроением.

В Славянской мифологии цвета тоже обладают чётким значением.

Но всё это разнообразие цветовых значений достаточно просто выстроить в логическую цепочку, и сразу начинает прорисовываться вся многозначность и занимательность трактовок того или иного цвета.

Белый цвет – это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение. Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел.

Белый цвет – абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый – также разрешение проблем, новое начало.

Красный цвет на Руси – синоним красоты. Красный цвет это кровь – символ жизни, но одновременно и символ смерти. Цвет жизни, огня, плодородия, здоровья.

Синий цвет наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. В отличие от энергичного красного цвета, синий цвет воздействует «сдерживающее» и настраивает большинство людей на задумчивость. Это цвет мудрости. Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота, целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь. Синий цвет неба – наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов.

Зеленый – это весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа, рай, изобилие, преуспевание, мир.

Желтый – это свет солнца, интеллект, интуиция, вера, мёд. Темно-желтый означает предательство, измену, ревность, амбиции, скупость, скрытность, обман, неверие, воровство. Золотисто-желтый является символом солнца и божественности. Это цвет Благородства и достоинства.

Золото есть образ света, оно символизирует свет солнца и в связи с этим является атрибутом русских князей. Солнце, золото, русские князья – все они излучают свет.

Серебряный – цвет умеренности, цвет старости, знания и мудрости, приобретённой многими летами. Серебро обладает мощным обеззараживающим свойством, поэтому Славяне, прекрасно осведомленные об этом свойстве, использовали посуду из серебра.

Голубой – день, небо, жизнь.

Коричневый ассоциировался у Славян, прежде всего с Матерью Сырой Землёй – кормилицей. Мать Сыра Земля даёт и отнимает жизнь.

Не менее интересна и важна графическая символика – изображение определенных знаков, которые имеют не украшательское значение, а несут определенный символический смысл.

Полностью материалы по исследованию здесь

Завершая работу можно прийти к выводу, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Дымковские и каргопольские, дымковские и филимоновские. Все это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. Мы убедились в том, что орнамент - это не просто геометрические узоры, а целый мир образов. Все элементы имеют древнее символическое значение.

Таким образом, дети приобщаются к народной культуре, общаясь с народной игрушкой, изучая ее историю и самобытные особенности.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Дворец творчества детей и молодежи» г. Ангарска

Научно-практическая конференция «Мир, сотворенный руками человека. Традиции и современность»

В игрушках нашел отражение своеобразный язык художественного творчества, в котором закодированы этнические образы-символы, постоянно живущие в памяти народа. Для педагогики значимо, что образность, яркость, эмоциональность, конкретность соответствуют психофизиологическим особенностям зрительного восприятия детей. Игрушка - это предмет-знак, обеспечивающий для ребёнка возможность самого лёгкого, занимательного и доброжелательного по отношению к его ранимой душе вхождения в национальную культуру.

Русская народная игрушка имеет свою специфику, она представляет собой яркое и самобытное произведение прикладного искусства, передаёт его этнические черты, отражает особый национальный колорит. Г. М. Блинов точно отмечает, что игрушка - «не только предмет детской забавы, но и большое, настоящее и своеобразное искусство, подчиняющееся общим законам творчества и имеющее свои собственные закономерности».

Игрушка, созданная народом, опирается на родную и близкую ему природу, наполняется традициями национального образа жизни (быт, костюм, праздничная культура и т. д., характеризует страну и взгляды определенного народа. Национальный характер игрушек проявляется в том, что в них в обобщённой форме отражаются все представления о прекрасном, обычаи, вкусы и верования народа. Игрушке, как и всему народному творчеству, присуща высокая степень художественного обобщения. Это относится и к форме, и к содержанию художественных произведений. Народное декоративно-прикладное творчество - искусство условное, не воспроизводящее действительность, а отражающее жизнь в обобщённой форме и на своём особом языке.

Как и любое произведение народного искусства, игрушка служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Народный мастер удивительно точно чувствует выразительные возможности материала, обладает способностью найти такую форму, очертания создаваемого предмета, оригинальные соотношения отдельных деталей, частей орнамента и общего объема, которые в целом выражают душевное состояние, настроение и мироощущение народа.

Народная игрушка радует ребенка, забавляет его, в ней много юмора, жизнерадостности, и в то же время она будит мысль ребенка. Она помогает развивать эстетические чувства и воспитывает у детей любовь к национальному искусству. Очевидно, что в народной игрушке таится некий психологический смысл, который притягивает взор ребенка и раскрывает душу. По мнению Е. А. Флёриной, народная игрушка «несёт ребёнку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность, неудержимая яркость и благородная сдержанность в подборе цвета, которые связаны с местными традициями в оформлении».

Итак, попытаемся выделить основные особенности народных игрушек. Народное творчество существенно отличается от профессионального декоративно-прикладного искусства, так как в большинстве случаев народные умельцы не получали специального художественного образования. Их работы являются выражением традиционного коллективного творчества. Основные образы, приемы обработки материала, представления о прекрасном создаются и сохраняются веками, усилиями многих народных мастеров. Традиционно навыки ремесла, технология изготовления передавались от отца к сыну, от матери к дочери.

Рукотворные изделия, и в том числе, народные игрушки, всегда были нужны людям не только для практических целей, для воспитания и социализации детей, они связывали людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой. Художественный вкус, эстетические воззрения веками шлифовались в коллективном творческом опыте. Василии Сергеевич Воронов, один из самых ярких исследователей русского народного творчества, писал, что «искусство, рождённое народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного художественного творчества». Отсюда своеобразие и особенности языка народного творчества, которые дают повод говорить о «народном примитиве», то есть о творчестве наивном и непосредственном, о произведениях, выполненных простейшими техническими приемами и инструментами.

Следующей важной особенностью народной игрушки является то, что в ней сюжет не играет решающей роли, он служит для организации пространства, является как бы поводом к диалогу между мастером и ребёнком, заставляет прочувствовать, вникнуть в нехитрые секреты красоты народной игрушки.

Народная игрушка рождалась в живом общении матери и ребёнка, бабушки и внучки, они «делались без всяких выкроек, чертежей, рецептов. Все их размеры определены величиной ладони, пальцев, горсти, руки. Игрушечные фигурки соразмерны человеку, своему создателю», - пишет Л. Г. Дайн. И глиняные, и деревянные, и тряпичные игрушки, как правило, были небольшого размера. Маленький размер, простые орудия труда не дают возможности мастеру передавать тонкие нюансы и оттенки психологического состояния художественного образа, он не стремится к передаче мимики и даже движения. Традиционные игровые куклы, выполненные из ткани, были «безликими», что позволяло детям мечтать и фантазировать, выдумывая настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление; кроме того, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась.

Крестьянская игрушка отличалась большими возможностями, побуждающими ребёнка к активной игре. Она служила импульсом к действию, требовала от ребёнка живого участия. Чисто созерцательных игрушек не было. Никогда не доводилась игрушка до такой законченности, когда ребёнку нечего было с нею делать. С ранних пор он должен был вложить в игрушку частицу своего труда, а позднее - и творчества. Народная игрушка исторически являлась и сегодня для современного дошкольника может стать источником самостоятельного духовного и художественного творчества ребенка, вкладывающего в неё частицу своего труда.

Повторим, что для большинства игрушек свойственны предельная обобщенность формы. «Отдельные второстепенные детали сливаются в единую массу. Компактность и монолитность делают малую народную скульптуру особенно выразительной». Силуэт деревянных и глиняных игрушек представлен плавной замкнутой линией, он выразителен и закончен. Для игрушки характерна особая экспрессия цвета, высокая культура орнаментально-цветового и пластического ритма, отсутствие нарочитой декоративности. Обобщённая форма игрушки и, в то же время, реалистичность художественного образа, делают её необходимым элементом художественно-эстетического воспитания ребёнка.

Г. Л. Дайн отмечает, что в крестьянской игрушке причудливо соединены разнообразные изобразительные приёмы. В ней условная форма может соседствовать с предельно правдоподобной, даже натуралистичной. Мастера крестьянской игрушки изображали предметы и животных такими, какими они им виделись. Это был результат их зрительных и эмоциональных впечатлений и, одновременно, - духовно-практических представлений о мире. Для изображений характерны условность, обобщенная пластика, отсутствие деталей, приземистые пропорции, неяркая глазурь или несложная роспись.

Суровый климат, нелёгкие условия жизни приучали древних славян и их потомков к необходимости бережного отношения к природе и её дарам. В этом - истоки удивительной рациональности форм предметов крестьянского быта, народной игрушки, естественного соединения в каждом из них прекрасного и полезного. «Кустари-игроделы, как правило, используют в своей работе материалы, которые редко находят применение в «большой» скульптуре (глина, фарфор, кость) или неупотребимы в станковой и монументальной скульптуре вовсе (солома, мох, еловые шишки, тряпки, тесто, лоза и т. д.)».

С раннего возраста дети в крестьянской среде умели из самых доступных, а часто бросовых и непригодных к серьёзному делу материалов, мастерить себе игрушки. «Куклы иногда устраиваются очень просто: какая-нибудь тряпочка или сильно поношенный головной платок свёртываются в «скалку», перетягиваются ближе к одному концу ниткою, чтобы отделить голову от туловища, накладывается на туловище какой-нибудь пёстрый лоскут, заменяющий костюм, и кукла готова». Лицо её, как правило, не обозначалось, оставаясь белым. «Да и красиво это считали - белолица кукла, и тряпицу на лицо старались положить из отбелённой, чистой самотканины».

В народной игрушке четко выражена практическая, утилитарная сторона - игровая функция. Практическое назначение игрушки имеет достаточную значимость, чтобы отнести игрушку к прикладному искусству. Русская народная игрушка была многофункциональной, в одном и том же обличий она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение - все эти её значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию: духовную функцию общения. Народная игрушка рождалась в живом разговоре матери с дочкой, она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передавать, а младшее принимать, сохранять и передавать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Тематика и формы народных игрушек рождались из естественной связи человека с материальной жизнью общества, с развитием его духовной культуры и педагогических взглядов. В процессе игр с народными игрушками происходило ознакомление детей с окружающей действительностью через осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов - дерева, глины, ткани, шишек, ниток, мха, лыка, льна.

Русская народная художественная культура, в которой переплелись взаимовлияющие и проникающие друг в друга быт, искусство, религиозная вера, представляет собой особый неповторимый пласт в истории развития мировой культуры. Народные игрушки являются важным средством художественно-эстетического воспитания, они помогают формировать художественный вкус, учат видеть и понимать прекрасное в окружающем мире и в искусстве. Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие дошкольника, на развитие детского творчества, на формирование патриотических чувств. Декоративно-прикладное искусство близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, доступно детскому восприятию, понятно ему, помогает развивать психические процессы (восприятие, воображение, мышление, речь, внимание, расширяет детский кругозор.

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Символика родного города» для детей подготовительной к школе группы

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию «Символика родного города» для детей подготовительной к школе группы Цель: учить детей находить изображение флага и герба города Севастополя среди других изображений, определять на слух гимн города среди.

Дидактическая игра «Символика нашей Родины»

Дидактическая игра «Символика нашей Родины» В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям представляет собой целенаправленную.

Досуг в подготовительной группе «Живой язык» Вед1.:-Здравствуйте,дорогие ребята! В рамках недели «Живого языка» мы предлагаем вам принять участие в увлекательной викторине «Вопросы.

Конспект ООД «Символика России» c элементами техники пластилинографии в старшей группе

Конспект ООД «Символика России» c элементами техники пластилинографии в старшей группе Конспект ООД в старшей группе по теме «Символика России» c элементами техники пластилинографии. Образовательные области: Познавательное.

Консультация для родителей «Иностранный язык с пеленок» Скорость жизни, условия жизни и многие другие факторы приводят к тому, что развитие современного поколения детей происходит намного быстрее,.

Консультация «Нужна ли нам символика?» Современное дошкольное образовательное учреждение отличается умением не только предоставлять разнообразные качественные образовательные.

Проект «Символика родного города»

Проект «Символика родного города» Тема. Символика родного города Актуальность проекта Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Символ птицы в народной игрушке»


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Использование современных информационных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС

«Арт-терапевтические возможности применения мандалотерапии в работе»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Символ птицы в народной игрушке»

«Символ птицы в народной игрушке»

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в покол.

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Давно наши предки украшали свои изделия самыми простейшими орнаментами.

Крестьянин – земледелец природу считал живой и одушевленной, поклонялся ей и даже деревьям, думал, что они наделены душой. Человек стремился привлечь к себе добрые силы природы, защититься от злых, и делал он это при помощи своего искусства.


Птица – один из древнейших образов в народном искусстве. Птица участвовала в.

Птица – один из древнейших образов в народном искусстве.
Птица участвовала в сотворении мира и была олицетворением солнца, плодородия и счастья. Эти представления дошли до нашего времени в народных песнях сказках и легендах.

Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, о.

Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, грозу и солнечный свет. С птицей сравнивали тучу, а падающий из неё снег - с перьями и пухом.

У многих народов есть предания о волшебной птице с прекрасными золотыми перья.

У многих народов есть предания о волшебной птице с прекрасными золотыми перьями. В русском народном фольклоре – это жар-птица.

А сколько интересных образов птицы в народной игрушке! Птиц изображали разных.

А сколько интересных образов птицы в народной игрушке! Птиц изображали разных: тетеревов, голубей, куриц, петухов, и все они принимали декоративные формы. Индюк в дымковской игрушке, филимоновские, тверские птицы-свистульки.

Первоначально игрушка возникла совсем не для забавы. Различные фигурки живот.

Первоначально игрушка возникла совсем не для забавы. Различные фигурки животных и птиц, носившие обобщенный, условный характер имели магический заклинательный смысл. Глиняные игрушки чаще были свистульками. По древним поверьям, свист и вообще шум был способен отгонять злые силы: в то же время свист напоминал пение птиц.

Дымковская игрушка знаменита своими петухами и индюками, которые зачастую бы.

Дымковская игрушка знаменита своими петухами и индюками, которые зачастую бывают довольно крупных размеров.

В Каргополе птицы обобщенной формы с солнечными знаками на боках.

В Каргополе птицы обобщенной формы с солнечными знаками на боках.

Совсем другие по пластике филимоновские птички

Совсем другие по пластике филимоновские птички

Абашевские птички задорны и горделивы. И им есть чем гордиться: они украшены.

Абашевские птички задорны и горделивы. И им есть чем гордиться: они украшены яркими эмалевыми красками в самых неожиданных сочетаниях.

Игрушки-птички не только лепили из глины, но и вырезали из дерева. В Нижегор.

Игрушки-птички не только лепили из глины, но и вырезали из дерева.
В Нижегородской области из небольшого кусочка дерева вырезают гладкие обтекаемые свистульки, расписанные анилиновыми красителями.

Особое место среди птиц, вырезанных из дерева, занимают щепные птицы. Фигурка.

Особое место среди птиц, вырезанных из дерева, занимают щепные птицы. Фигурка птицы символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала семейство.

Как гласит поверье, мастер должен был выточить её за 52 (по числу недель в году) прикосновения к дереву ножа или топора.

С древнейших времён птица считается предвестницей весны. Есть поверье, что.

С древнейших времён птица считается предвестницей весны. Есть поверье, что своим громким криком прогонят птицы с земли русской мрак и стужу и принесут «тепло летушко».

Птицы издавна в народе считались предвестниками счастья, оберегом семьи. Если.

Птицы издавна в народе считались предвестниками счастья, оберегом семьи. Если ранней весной на дереве возле вашего дома сидит много птиц, то нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется.



Птица Сирин


Выполнить эскиз образа-птицы для лепки на основе зарисовки с натуры, по пам.

Выполнить эскиз образа-птицы для лепки на основе зарисовки с натуры, по памяти, по представлению.
Решение образа по выбору: «Птица счастья», «Птица Феникс», «Утица», «Говорящая птица», «Лебедушка, «Жар-птица» и др.
Материалы; простой или цветные карандаши.
Творческое задание:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 465 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Изобразительное искусство», Коротеева Е.И.
  • Тема: Три основных цвета — жёлтый, красный, синий

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Оставьте свой комментарий

  • 29.12.2017 1535
  • PPTX 3.7 мбайт
  • 45 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Безлепко Марина Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

77 минут

«Особенности изучения математики с учащимися с ОВЗ»

80 минут

«Методика обучения письму и чтению в начальной школе»

88 минут

«Развитие мыслительной функции, логических операционных навыков в процессе проведения учебных занятий» (коллоквиум)

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.





Это всё солярные знаки, то есть знаки и символы Солнца. В давние времена, когда люди верили в божественную силу природы, Солнце было одним из главных природных явлений, которому поклонялись. Это символ земной жизни, без солнечного света и тепла не будет урожая, будет холод, болезни. Знаки Солнца образуются из различных сочетаний коротких и длинных линий и точек. Как правило, рисуют на груди животного, юбках барынь. Замкнутый круг – полосочка на игрушке в языческие времена была символом оберега, спасения, это символ добра против зла. Замкнутый круг предотвращал вторжение злых сил. Кольцевые линии, идущие по фигуре игрушки – символ заключенного в игрушку добра, символ солнца




Елочка – это символическое изображение Древа жизни. Образ Древа – символ плодородия.



Конь у древних вятичей, южно-восточных славян, является символом устремления вперед, и конь является символом солнца, но как атрибут, а не солнце. Мифологический образ солнца очень многогранен и обладает множеством символов и атрибутов. Конь – один из них. Причем наиглавнейший.



Всадник – податель травы, росы, воды, урожая, счастья. Всадник на коне – образ света, жизни. Всадник – воин освобождал Весну от зимних оков холода и мрака, отпирал Солнце и весенние воды. Всадник на коне связывался с возрождением солнечного тепла, света, жизни.


Барыня – хранительница и защитница семейного очага, женских ремесел, прародительница рода человеческого. Землю, ее плодородие народ издревле олицетворял в образе матери. Первые глиняные женские фигурки изображали женское божество Матери-земли или Богини плодородия. Берегиню всегда изображали с птицей или птицами. Иногда Барыня является олицетворением Древа Жизни. И в этом случае можно говорить о Богине-Матери, которая является покровительницей всех природных сил, защитницей и владычицей в мире птиц, зверей, растений и людей. Именно поэтому ее изображают с детенышами зверей.


Символы засеянного поля, призваны защитить и увеличить урожай. Символы достатка и благополучия. Точки – символы зерна. К символам возделанного поля можно отнести также крестообразно разделенный квадрат или ромб с точками-зернами.Зигзаги и дуги – символы радуги и небесных вод, дождя, который несет плодородие земле. Косые или волнистые линии – небесные воды, дающие плодородие земле

Корова – символ спасения и благополучия. С глубокой древности животные с рогами являлись символом благосостояния рода и почитались как существа, несущие на рогах солнечный диск.

Олень - его ветвистые рога также воспринимались как символ Мирового Древа, а следовательно сам Олень соотносился с образом великой Богини – владычицы природы. Олень – символ плодородия, богатства, надежной защиты.

Медведь – в древности почитаемый у всех народов образ тотемного предка, образ хозяина, покровитель лесов, зверей и людей. Медведь - символ добра, а медведица с малышом – сродни барыни и явяется защитницей рода, семьи. По народным верованиям, Медведица когда-то родила первую женщину, поэтому медведь и медведица часто выступают как покровители женщин рожениц и женщин вообще.

Волк – символ любви и добра.

Петух – один из сильных оберегов. Символ солнца и света. Благодетельный его смысл связывался в народных представлениях с мечтой о счастье. Это символ наступающего дня и света. Петух – птица огня, вещая птица. Петух отгоняет злые силы. Его голос ослабляет и разрушает действие злых чар. Сидящие друг против друга петухи символизируют плодородие.

Утка – является женским символом, связана с Небесным и с Подземным миром, и с культом Великого женского божества, которое не только дарует плодородие земле, воде, но и защищает род, семью от всякого дурного влияния и воздействий. Утка – покровительствует всем женским ремеслам.

Птица – вестник весны и посредник между мирами, между человеком и и миром богов. Птица должна была донести людскую молитву до небес.

Символика в орнаменте

В современном мире орнамент – узор, который украшает предметы быта, не неся смысловой нагрузки. Для нас ромбы на ковре – просто ромбы, а круги – просто круги.Но были времена, когда люди умели читать орнаменты, зашифровывали в них свои представления о жизни, о потустороннем мире, о вечных истинах

Можно сказать, что декоративный рисунок есть результат найденной взаимосвязи между восприятием природы и декоративным отображением действительности.За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. д., от простых сочленений до сложных хитросплетений.

Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами. На определенных этапах художественной эволюции происходит «стирание» грани между орнаментальной и сюжетной росписью. Это можно наблюдать в искусстве Египта (амаранский период), искусстве Крита, в древнеримском искусстве, в поздней готике, модерне.

Сначала возник геометрический орнамент, это было на заре человеческой культуры. Что могло быть проще прямых или волнистых линий, кругов, клеток, крестов? Именно эти мотивы украшают стенки глиняных сосудов первобытных людей, древнейшие изделия из камня, металла, дерева и кости. Для древнего человека они были условными знаками, с помощью которых он мог выражать свое понятие о мире. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая – воду, крест – огонь, ромб, круг или квадрат – солнце.

Символика в орнаменте

По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой. Например, в филимоновской игрушке(Россия) мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Мастера пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы встречаются и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии.

А орнамент в русском народном костюме. Основными мотивами которого являлись солярные знаки – круги, кресты; изображения женской фигуры – символа плодородия, матери – сырой земли; волнообразные ритмические линии – знаки воды; горизонтальные прямые линии, обозначающие землю; изображения дерева – олицетворение вечно живой природы. Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Вышила женщина ёлочки – значит, пожелала она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной.

Образ солнца занимает одно из главных мест в декоративно-прикладном искусстве. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, можно найти в разных видах народного творчества.

Прямой равноконечный крест так же был в народной символике образом солнца. Ромб же почитался символом плодородия и часто совмещался со вписанным в него солнечным знаком.

Кроме геометрического, в орнаменте Древней Руси, очень часто можно встретить различные древние языческие сюжеты. Например, женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия. В языческом искусстве древо жизни воплощало силу живой природы, оно изображало божественное древо, от которого зависело произрастание трав, хлебных злаков, деревьев и «рост» самого человека. Очень часто можно встретить сюжеты магических календарных обрядов, которые связанны с основными этапами сельскохозяйственных работ.

Наиболее разнообразная символика характерна для образов растительного мира, включавшего цветы, деревья, травы.
В орнаменте Египта в декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. Мотив лотоса получил широкое распространение в орнаментальных формах Древнего Востока (Китая, Японии, Индии и др.).

Символика в орнаменте

В орнаменте египтяне так же использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево- они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни..

Лавр в Древней Греции был посвящен богу Аполлону и служил символом очищения от грехов, так как священной лавровой ветвью обмахивали подлежащего очищению. Венками из лавра награждали победителей в музыкальных и гимнастических состязаниях в Дельфах — главном центре культа Аполлона. Лавр служил символом славы.

Символика в орнаменте

Хмель — культурное растение, живописный вид которого способствовал широкому применению форм растения в орнаментике. Изображение хмеля в соединении с колосьями использовалось в качестве украшения на предметах домашней утвари.

Виноградная лоза — гроздья и ветви пользовались особым почитанием в античности и в средние века. В древнегреческой мифологии это атрибут бога Вакха, у христиан — в соединении с колосьями (хлеб и вино, означающие таинство причастия) — символ страданий Христа.

Символика в орнаменте

Плющ — вечнозеленый вьющийся кустарник, иногда дерево; подобно виноградной лозе был посвящен Вакху. Листья его имеют разнообразную форму, чаще всего сердцевидную или с заостренными лопастями. Они часто использовались в античном искусстве для украшения ваз и сосудов для вина.

Дуб — царь лесов, символ силы и могущества. Листья дуба были широко распространены в римской орнаментике. Их изображения часто встречаются на фризах и капителях, церковной утвари и в других видах прикладного искусства готики, а также в работах мастеров итальянского Возрождения. В настоящее время изображение листьев дуба вместе с лавром можно встретить на медалях и монетах.

Символика в орнаменте

Дуб – символ мощи, выносливости, долголетия и благородства, а также славы.

В древнем Китае сосна символизирует бессмертие, долголетие. истинно благородную личность.С образом сосны перекликается образ кипариса, который наделялся в китайских верованиях особыми охранительно-целительными свойствами, включая защиту от мертвых.Среди цветущих деревье важное место занимает дикая слива -мейхуа-это дерево символ Нового года, весны и рождения всего нового.Среди цветов центральное место отведено пиону.Пион ассоциируется с женской красотой и семейным счастьем.Орхидея и хризантема связаны с божественным миром и ритуальной обрядностью.Самым распространенным символом среди овощей является тыква горлянка, ставшая символом бессмертия и долголетия.

Символика в орнаменте

Расписная тыква-горлянка, сосуд и талисман (Китай, XIX век)

Символика в орнаменте

«Счастливые плоды»: гранат, мандарин, апельсин-символы долголетия и успешной карьеры.

Символика в орнаменте

Мотивы сакуры часто встречаются в в японском декоративно-прикладном искусстве.Это символ красоты, юности, нежности, неизбежной изменчивости преходящего мира.Цветы широко используются в орнаментальных мотивах всех времен и стилей. Они служат украшением тканей, обоев, посуды и других видов декоративного искусства.

Роза имеет полярную символику: это небесное совершенство и земная страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. Это также символ сердца, центра мироздания, космического колеса, божественной, романтической и чувственной любви. Роза – завершенность, таинство жизни, ее средоточие, неведомое, красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность, а в сочетании с вином – чувственность и совращение. Бутон розы – символ девственности; увядшая роза – скоротечность жизни, смерть, скорбь; ее колючки – боль, кровь и мученичество.

Символика в орнаменте

Геральдические розы: 1 – Ланкастеров; 2 – Йорков; 3 – Тюдоров; 4 – Англии (бэдж); 5 – немецкая роза Розенов; 6 – русская гербовая.

Геральдическая средневековая роза имеет пять или десять лепестков, что связывает ее с пифагорейскими пентадой и декадой. Роза с красными лепестками и белыми тычинками – эмблема Англии, самый известный нагрудный знак английских королей. После «Войны Алой и Белой Роз», названной так по нагрудным знакам фамилий, боровшихся за английскую корону, алая роза Ланкастеров и белая Йорков были объединены в форме «Розы Тюдоров». Ярко-пунцовая роза – неофициальная эмблема Болгарии. Знаменитая чайная роза – эмблема Пекина. Девять белых роз – в гербе Финляндии.
В древних орнаментах наряду с растениями часто изображаются различные животные: птицы, кони, олени, волки, единороги, львы. Они образуют горизонтальную структуру древа жизни: на вершине — птицы; на уровне ствола — люди, звери, а также пчелы; под корнями — змеи, лягушки, мыши, рыбы, бобры, выдры.

Животных можно увидеть на вышитых полотенцах и передниках, на расписных сундуках , на резных и расписных прялках; на стенах древнерусских соборов и в украшениях изб, в орнаментах буквиц. Древние образы коня и птицы сохранились в народных игрушках и в посуде. В форме звериных или птичьих голов вырезались навершия для конских плеток и боевых луков. Стилизованные звери и птицы украшали гребни для волос, утварь и посуду. В древности многие явления природы олицетворялись в образах животных и каждый смотрел на эти явления с той точки зрения, которая была ему ближе в зависимости от образа жизни и занятий: точка зрения пастуха отличалась от взглядов охотника, а их обоих — от воина. Свои знания о земных животных люди переносили и на атмосферные явления.
Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду . Образ птицы широко вошел в фольклор практически всех народов мира.

Символика в орнаменте

Конь также олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением, — ветер, бурю, облака. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, золотогривым. Деревянный конь, мастерившийся для детской забавы, был часто весь украшен солярными знаками или цветами . Считалось, что это оберегает ребенка от злых сил. Изображения коней можно часто увидеть на предметах домашнего обихода (ручках ковшей, прялках , веретенах), на одежде.

В северных районах природные явления, связанные с конями, древние люди относили и к оленям .Олени часто изображались возле древа жизни на вышитом полотенце, иногда их помещали вместо конька на крыше избы. Сакральная роль коня, оленя в скифском искусстве часто связана с надеждой о благополучном вознесении души в мир иной.
Лев в мифологии многих народов был символом солнца и огня, а также в разные времена у разных народов он олицетворял высшие силы, мощь, власть и величие, великодушие, благородство, ум. Образ льва издревле существовал в декоративно-прикладном искусстве.
На протяжении многих веков лев оставался одной из излюбленных фигур в русской символике. В древнерусских изображениях, связанных с великокняжеской властью, образ льва в зависимости от того, что его окружало, имел два значения: власть, даруемую Богом, и побежденную силу зла.

Народные мастера часто вырезали львов на лобовой доске избы или рисовали на сундуках в окружении растительного орнамента, мастерицы вышивали их.

Символика в орнаменте

Женское начало. Великая Мать в ужасной ипостаси ткачихи судьбы иногда изображается в виде паука. Все лунные богини – прядильщицы и ткачихи судьбы. Паутина, которую плетет паук, плетется из центра по спирали, – символ созидательных сил Вселенной, символ мироздания. Паук в центре паутины символизирует центр мира; Солнце в окружении лучей; Луну, олицетворяющую циклы жизни и смерти, прядущую паутину времени. Паук часто ассоциируется с удачей, богатством или дождем. Убить паука – плохая примета.

Символика в орнаменте

Паук, изображенный на амулете американских индейцев

Благодаря устойчивости религиозных канонов, значение символов в орнаментике Египта, искусства стран Древнего Востока сохранялось без изменения в течение многих тысячелетий.Поэтому для этнографов и археологов древние орнаменты представляют собой знаки, с помощью которых можно «прочитать» своего рода магические тексты.

Этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии, посольские дары и приглашенные художники способствовали перемещению произведений искусства из одной страны в другую, что приводило к распространению художественных идей и стилей.
Часто последующие поколения художников используют предыдущее искусство и создают на его основе свои вариации. Таким ярким примером может служить элемент свастика, один из самых ранних символов, который встречается в орнаментах почти всех народов Европы, Азии, Америки и др. Древнейшие изображения свастики встречаются уже в культуре племен Триполья V—IV тыс. до н. э. В древних и средневековых культурах свастика — солярный символ, счастливый знак, с которым связаны представления о плодородии, щедрости, благополучии, движении и силе солнца.

Коловрат или Солнцеворот — один из древнейших древнерусских символов, олицетворяющий Солнце и солнечных богов Сварога, Даждьбога и Ярилы. От слова «коло» — солнце и произошло название символа.

Сам символ выглядит как круг с загнутыми лучами, поэтому у многих он ассоциируется с фашисткой свастикой. Хотя это в корне не так: фашисты действительно использовали этот солярный символ, но не наоборот.

Символика в орнаменте

В 1852 г. французский ученый Эжен Бурнуф впервые дал четырехконечному кресту с загнутыми концами санскритское название «свастика», что примерно означает «несущая добро». Своим символом свастику сделал буддизм, придав ей мистический смысл вечного вращения мира.
В орнаментах нового времени фактически отсутствует современная символика, несмотря на то, что она существует в избытке в окружающей действительности. Как исключение, может быть творчество художников-модернистов. В конце XIX — начале XX в. эти художники попытались создать свою собственную символику и воспроизвести ее в своем творчестве.
Орнамент в их произведениях играл уже не вспомогательную роль, а становился неотъемлемой частью изображения, органично вплетаясь в канву сюжета.
Тогда же А. Белый — теоретик русского символизма писал: «Художник-символист, насыщая образ переживанием, претворяет его в своем творчестве; такой претворенный (видоизмененный) образ есть символ». И далее А. Белый фиксирует основные лозунги символизма в искусстве: «1. символ всегда отражает действительность; 2. символ есть образ, видоизмененный переживанием; 3. форма художественного образа неотделима от содержания».
В этих трех пунктах известным поэтом и прозаиком точно сформулированы основные положения создания символического произведения, которые могут быть использованы в любом виде искусства, в том числе и орнаментальном.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: