Синтаксический разбор что изображают дымковские игрушки

Обновлено: 16.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

1. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО – ЭТО …?

2. А ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ?

3. СВОЙСТВО ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ?

4. ГЛИНЯНУЮ ДЫМКОВСКУЮ ИГРУШКУ ОТНОСЯТ К ГОРОДСКОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РЕМЕСЛУ ИЛИ К НАРОДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОМЫСЛАМ?

5. КАК НАЗЫВАЛАСЬ ВЕСЕННЯЯ ЯРМАРКА, НА КОТОРОЙ ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ РАСПИСНЫЕ ИГРУШКИ?

6. ГДЕ НАХОДИТСЯ ДЫМКОВСКАЯ СЛОБОДА?

7. КОГО ИЗОБРАЖАЛИ НА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКЕ?

8. ИЗ ЧЕГО ИЗГОТАВЛИВАЮТСЯ ДЫМКОВСКИЕ ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ?

9. ПО КАКОМУ ФОНУ ВЫПОЛНЯЕТСЯ РОСПИСЬ И КАК ДОБИВАЛИСЬ ЭТОГО ЦВЕТА?

10. КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ УКРАШАЛИ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ?

11. КАКИЕ ЦВЕТА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ РОСПИСИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ?

12. ПОЧЕМУ СЕЛО НАЗВАЛИ ДЫМКОВО?

1. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО – ЭТО …?

2. А ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ?

3. СВОЙСТВО ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ?

4. ГЛИНЯНУЮ ДЫМКОВСКУЮ ИГРУШКУ ОТНОСЯТ К ГОРОДСКОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РЕМЕСЛУ ИЛИ К НАРОДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОМЫСЛАМ?

5. КАК НАЗЫВАЛАСЬ ВЕСЕННЯЯ ЯРМАРКА, НА КОТОРОЙ ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ РАСПИСНЫЕ ИГРУШКИ?

6. ГДЕ НАХОДИТСЯ ДЫМКОВСКАЯ СЛОБОДА?

7. КОГО ИЗОБРАЖАЛИ НА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКЕ?

8. ИЗ ЧЕГО ИЗГОТАВЛИВАЮТСЯ ДЫМКОВСКИЕ ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ?

9. ПО КАКОМУ ФОНУ ВЫПОЛНЯЕТСЯ РОСПИСЬ И КАК ДОБИВАЛИСЬ ЭТОГО ЦВЕТА?

10. КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ УКРАШАЛИ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ?

11. КАКИЕ ЦВЕТА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ РОСПИСИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ?

12. ПОЧЕМУ СЕЛО НАЗВАЛИ ДЫМКОВО?

1. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО – ЭТО …?

2. А ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ?

3. СВОЙСТВО ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ?

4. ГЛИНЯНУЮ ДЫМКОВСКУЮ ИГРУШКУ ОТНОСЯТ К ГОРОДСКОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РЕМЕСЛУ ИЛИ К НАРОДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОМЫСЛАМ?

5. КАК НАЗЫВАЛАСЬ ВЕСЕННЯЯ ЯРМАРКА, НА КОТОРОЙ ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ РАСПИСНЫЕ ИГРУШКИ?

6. ГДЕ НАХОДИТСЯ ДЫМКОВСКАЯ СЛОБОДА?

7. КОГО ИЗОБРАЖАЛИ НА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКЕ?

8. ИЗ ЧЕГО ИЗГОТАВЛИВАЮТСЯ ДЫМКОВСКИЕ ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ?

9. ПО КАКОМУ ФОНУ ВЫПОЛНЯЕТСЯ РОСПИСЬ И КАК ДОБИВАЛИСЬ ЭТОГО ЦВЕТА?

10. КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ УКРАШАЛИ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ?

11. КАКИЕ ЦВЕТА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ РОСПИСИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ?

12. ПОЧЕМУ СЕЛО НАЗВАЛИ ДЫМКОВО?

1. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО – ЭТО …?

2. А ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ?

3. СВОЙСТВО ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ?

4. ГЛИНЯНУЮ ДЫМКОВСКУЮ ИГРУШКУ ОТНОСЯТ К ГОРОДСКОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РЕМЕСЛУ ИЛИ К НАРОДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОМЫСЛАМ?

5. КАК НАЗЫВАЛАСЬ ВЕСЕННЯЯ ЯРМАРКА, НА КОТОРОЙ ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ РАСПИСНЫЕ ИГРУШКИ?

6. ГДЕ НАХОДИТСЯ ДЫМКОВСКАЯ СЛОБОДА?

7. КОГО ИЗОБРАЖАЛИ НА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКЕ?

8. ИЗ ЧЕГО ИЗГОТАВЛИВАЮТСЯ ДЫМКОВСКИЕ ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ?

9. ПО КАКОМУ ФОНУ ВЫПОЛНЯЕТСЯ РОСПИСЬ И КАК ДОБИВАЛИСЬ ЭТОГО ЦВЕТА?

10. КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ УКРАШАЛИ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ?

11. КАКИЕ ЦВЕТА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ РОСПИСИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ?

12. ПОЧЕМУ СЕЛО НАЗВАЛИ ДЫМКОВО?

1. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО – ЭТО …?

2. А ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ?

3. СВОЙСТВО ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ?

4. ГЛИНЯНУЮ ДЫМКОВСКУЮ ИГРУШКУ ОТНОСЯТ К ГОРОДСКОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РЕМЕСЛУ ИЛИ К НАРОДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОМЫСЛАМ?

5. КАК НАЗЫВАЛАСЬ ВЕСЕННЯЯ ЯРМАРКА, НА КОТОРОЙ ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ РАСПИСНЫЕ ИГРУШКИ?

6. ГДЕ НАХОДИТСЯ ДЫМКОВСКАЯ СЛОБОДА?

7. КОГО ИЗОБРАЖАЛИ НА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКЕ?

8. ИЗ ЧЕГО ИЗГОТАВЛИВАЮТСЯ ДЫМКОВСКИЕ ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ?

9. ПО КАКОМУ ФОНУ ВЫПОЛНЯЕТСЯ РОСПИСЬ И КАК ДОБИВАЛИСЬ ЭТОГО ЦВЕТА?

10. КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ УКРАШАЛИ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ?

11. КАКИЕ ЦВЕТА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ РОСПИСИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ?

12. ПОЧЕМУ СЕЛО НАЗВАЛИ ДЫМКОВО?

1. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО – ЭТО …?

2. А ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ?

3. СВОЙСТВО ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ?

4. ГЛИНЯНУЮ ДЫМКОВСКУЮ ИГРУШКУ ОТНОСЯТ К ГОРОДСКОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ РЕМЕСЛУ ИЛИ К НАРОДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОМЫСЛАМ?

5. КАК НАЗЫВАЛАСЬ ВЕСЕННЯЯ ЯРМАРКА, НА КОТОРОЙ ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ РАСПИСНЫЕ ИГРУШКИ?

6. ГДЕ НАХОДИТСЯ ДЫМКОВСКАЯ СЛОБОДА?

7. КОГО ИЗОБРАЖАЛИ НА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКЕ?

8. ИЗ ЧЕГО ИЗГОТАВЛИВАЮТСЯ ДЫМКОВСКИЕ ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ?

9. ПО КАКОМУ ФОНУ ВЫПОЛНЯЕТСЯ РОСПИСЬ И КАК ДОБИВАЛИСЬ ЭТОГО ЦВЕТА?

10. КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ УКРАШАЛИ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ?

11. КАКИЕ ЦВЕТА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ РОСПИСИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ?

12. ПОЧЕМУ СЕЛО НАЗВАЛИ ДЫМКОВО?

Народное искусство – это создаваемое народом на основе опыта, национальных традиций и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

В народном искусстве можно выделить два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. К традиционным народным промыслам относят, Хохлому, гжель, матрёшек, глиняную игрушку, лаковые миниатюры и т.п.

Давным давно, за дремучими лесами, на берегу голубой реки Вятки, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи. Из труб валился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково.

В Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет.

Женщины Дымковской слободы лепили из глины игрушку к весенней ярмарке «Свистунье». И стали эти игрушки называть дымковские.

Самые обычные домашние животные превращались в руках мастеров в сказочные, фантастические существа: кони, коровушки-кормилицы, петухи-индюки. А барыни? Наездники? Олени?

Для того чтобы слепить игрушку, готовили глину с добавлением песка и воды.

Игрушка была красно-коричневая. А роспись вели по белому фону. Для этого сначала выполняли побелку.

Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Это прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой геометрический узор.

Состоит дымковский узор из самых простых элементов: кружки, кольца, точки, полоски, линии.

Игрушки очень яркие и декоративные. Свойство декоративной композиции – декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определённой меры условности изображения.

В росписи преобладают яркие цвета: красный, малиновый, синий, фиолетовый, золотисто – желтый.

Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Процесс горения – один из важнейших физико-химических процессов на Земле. (2)Без него существование человека было бы невозможным. (3)Изучение процесса горения необходимо для более эффективного расходования углеводородного топлива и защиты от опустошительных пожаров. (4)Несмотря на важную роль процесса горения в нашей жизни, изучен он явно недостаточно, и для этого есть веская причина – притяжение Земли, из-за которого при горении возникает движение воздуха: нагретый воздух устремляется вверх, а холодный снизу приходит ему на смену. (5)Этот поток усложняет исследование процесса горения, поэтому в условиях невесомости изучать горение легче. >>>

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Что изображают дымковские игрушки? (2)Нянек с детьми, баранов с золотыми рогами, гусей, уточек, индюшек с индюшатами, петухов, оленей и, конечно, молодых людей, катающихся на лодке, скоморохов на конях, барынь с зонтиками. (3)Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. (4)Вся она броская, яркая, горящая цветными пятнами. (5)Она напоминает рисунки, выполненные детьми, в ней присутствует полнота ощущения радости жизни. >>>

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Процесс образования полезных ископаемых происходит повсеместно: на суше, в реках, озёрах, морях и океанах. (2)Наиболее активен этот процесс в горах и на плоскогорьях в жарком и влажном климате. (3)Высокие горы энергично разрушаются внешними силами Земли: ветром, водой, суточными и сезонными колебаниями температуры и движущимися ледниками. (4)В результате возникает огромная масса обломков, которая постепенно перемещается по планете в направлении наиболее низких её участков. (5)При общем движении наиболее прочные, тяжёлые и инертные частицы накапливаются в низинах и излучинах рек, здесь и образуются россыпи золота, платины, олова, алмазов и вольфрама. >>>

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червём размером в несколько сантиметров. (2)Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги. (3)Здесь, так же как и в опале, игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчётливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. (4)Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. (5)Можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красный цвет (красная часть спектра); если же свет падает наклонно, волосок отражает (в зависимости от угла) то жёлтый, то зелёный, то синий цвета, и глазу он предстаёт поочерёдно во всех цветах радуги. >>>

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Учёные научились создавать голограммы, на которых изображены предметы, не существующие в реальности. (2)Достаточно компьютеру задать форму объекта и длину волны падающего на него света, и по этим данным рисуется картина интерференции отражённых лучей. (3)Пропустив световой пучок сквозь искусственную голограмму, можно увидеть объёмное изображение предмета. (4)Эта возможность стала настоящим подарком для инженеров: теперь они могут исследовать и регистрировать процессы и явления, описанные порой только теоретически. (5)Например, раньше крайне сложно было узнать, как распределяется напряжение в деталях турбореактивного двигателя, которые во время работы разогреваются до высоких температур, теперь с помощью голографических методов такие исследования проводят без особого труда. >>>

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии. (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате, точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (3)На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. (4)Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (5)Теперь, желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом. >>>

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. (2)Резина, из которой делают шарики, состоит из длинных нитевидных молекул, переплетённых в многослойную сетку. (3)Молекулы гелия (а они состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке. (4)К тому же, когда шарик надувают, его стенка растягивается, становится тоньше, отверстия сетки немного расширяются, и процесс утечки газа облегчается; когда уже довольно много гелия вышло наружу и давление в шарике упало, он уменьшается, а его стенка снова утолщается. (5)Таким образом, утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, когда шарик съёжился, замедляется, и он может долго лежать на полу, но совсем всё же не сдуется. >>>

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека. (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле, однако эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса. >>>

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Шапка Мономаха – одна из древнейших русских корон. (2)Её в 1116 году подарил киевскому князю Владимиру Мономаху в знак дружбы и уважения константинопольский император. (3)Шапка Мономаха стала короной не сразу. (4)Сначала её передавали из рода в род как память о мудром князе Владимире, и выглядела она иначе, чем теперь. (5)Когда же решили венчать Мономаховой шапкой на царство, её превратили в корону. >>>

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки. (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого. (3)Новое – это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, поэтому стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного. >>>

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Что изображают дымковские игрушки? (2)Нянек с детьми, баранов с золотыми рогами, гусей, уточек, индюшек с индюшатами, петухов, оленей и, конечно, молодых людей, катающихся на лодке, скоморохов на конях, барынь с зонтиками. (3)Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. (4)Вся она броская, яркая, горящая цветными пятнами. (5)Она напоминает рисунки, выполненные детьми, в ней присутствует полнота ощущения радости жизни.

Выполните пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Установилась хорошая погода: с утра до вечера (1) мы с бабушкой стояли на палубе парохода (2) плывущего между (3) тронутых осенней позолотой (4) берегов Волги. Лениво и гулко бухая (5) лопастями по воде (6) тянется вверх по течению пароход с баржой на длинном буксире. Баржа серая (7) похожая на мокрицу. Незаметно плывёт над Волгой солнце (8) и каждый час вокруг всё ново (9) всё меняется.

Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «радостно встретил», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  1. ПРИВЕТСТВОВАТЬ – написание приставки определяется её значением – приближение.
  2. НЕПРАВДА – НЕ пишется слитно с именем существительным, которое не употребляется без НЕ.
  3. К ПРИСТАНИ – в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 3-го склонения пишется окончание -И.
  4. НАВЗНИЧЬ – в кратком имени прилагательном с основой на шипящий пишется буква Ь.
  5. БЕСКОНЕЧНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

Прочтите текст и выполните задания 6–8.

Текст А.Г. Алексина

(1)Меня ждали шестнадцать лет. (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.

(5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской.

(6)А гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо.

(8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.

– (10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил!

(12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.

– (13)Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. – (14)Всё помнит, будто вчера читал. (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!

(16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.

(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:

– (18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!

(22)Вот до чего доводит любовь!

(23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют.

(24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги? (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы.

(29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!

(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.

– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.

– (36)Значит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – (37)Мы очень рады.

(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я.

(По А.Г. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург.
Его произведения повествуют главным образом о мире юности.

  1. Герою-рассказчику нравится, что все в семье его восхваляют.
  2. Сестра героя-рассказчика, Людмила, работает в строительном институте.
  3. Герою-рассказчику хочется, чтобы его принимали в семье таким, каков он есть на самом деле.
  4. Любовь и чрезмерная забота родителей сделали героя-рассказчика эгоистичным и чёрствым.
  5. Герой-рассказчик является поздним ребёнком в семье и считает несправедливым, что все гордятся им, а не сестрой Людмилой.
  1. Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.
  2. – Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.
  3. Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.
  4. Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.
  5. Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!

Выполните лексический анализ.
Замените просторечное слово «смазал» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

2. Синтаксический анализ

(1)Дымковская игрушка - это одно из произведений народного декоративного искусства. (2) Возник этот народный промысел в слободе Дымково, близ города Вятки. (3) Это один из промыслов, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.

(4) Возникновение игрушки связывают со Свистуньей – весенним праздником, к которому женщины лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов и других животных и раскрашивали их яркими цветами. (5) Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Предложение 1 имеет грамматическую основу – это одно из произведений.

В предложении 2 есть уточняющий член.

В предложении 3 подлежащее выражено словосочетанием.

В предложении 4 есть обособленное приложение.

В предложении 5 есть подчинительная и сочинительная связь между частями сложного предложения.

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

«Взгляните только на белую кувшинку (1) когда она так царственно покоится на водной поверхности среди своих прелестных бутонов и массы (2) слово подёрнутых воском (3) плавающих листьев!» (4) писал ещё в 1887 году известный русский естествоиспытатель Н.Ф.Золотницкий (5) и (6) наверное (7) ни об одном из водных растений не было сложено столько легенд и преданий (8) не написано столько стихов и картин (9) а по народному поверью (10) в озёрах и тихих речках среди кувшинок живут волшебные существа (11) нимфы-русалки.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «стальная спица», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Орфографический анализ.

ГРАНИЧАЩИЙ (с другими странами) – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола I спряжения, пишется буква А.

(далеко) НЕ ГЛУПЫЙ – раздельное написание частицы НЕ с прилагательным определяется словом, усиливающим отрицание.

НЕ МЕШАЙ – деепричастие, без НЕ употребляется, поэтому пишется раздельно.

ПРОВЕТРИШЬ – в безударном личном окончании глагола II спряжения пишется буква И.

ЭКСПЕДИЦИЯ – в окончании имени существительного после Ц пишется буква И.

Прочитайте текст и выполните задания 6-9

(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.

(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5) Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.

(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.

(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.

(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына.

(15)Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.

(17)Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.

(18)Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.

(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. (20)Не чувствуя под собой ног и не зная, что ей делать, она жалостно попросила:

(21)Сыграйте, Яков Ильич.

(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам.

(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать. (По В.А. Осеевой-Хмелёвой*)

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – советская детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

6.Анализ содержания текста.

Динка не ожидала увидеть в хате настолько выразительный и наполненный жизнью портрет.

На портрете была изображена женщина, удивительно похожая на Иоську.

Динка удивилась, что в убогой хате вообще есть украшения и предметы искусства.

Динку поразила изысканность платья женщины на портрете.

Яков Ильич и Иоська жили в старой хате на краю обрыва.

7. Анализ средств выразительности.

Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.

Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.

Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.

Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам.

Не чувствуя под собой ног и не зная, что ей делать, она жалостно попросила:

– Сыграйте, Яков Ильич.

8.Лексический анализ.

Замените книжное выражение «внушало ужас» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9. 3) Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт людям настоящее искусство?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дымковская игрушка представляет собой небольшую глиняную статуэтку, раскрашенную яркими красками. Каждая такая игрушка уникальна, ее формы и стиль росписи не имеют аналогов в мире.

История дымковской игрушки берет свое начало на Руси еще в XVI веке. Зародился этот старинный народный промысел в слободе Дымково, около города Вятка (сегодня это Кировская область). Именно по месту происхождения дымковской игрушки она и получила свое название. Изредка ее также называют кировская или вятская.


Появлением дымковской игрушки мы обязаны языческому празднику Свистунья. В этот день было принято чтить память погибших во время столкновений в 1418 году между Вятскими и Устюжскими дружинами (так называемое Хлыновское побоище). Трагедия состоит в том, что участники побоища были уверены, что сражаются с татарами, так как из-за темноты не могли рассмотреть противника. Как говорят, время лечит, и постепенно трагедия была забыта, а праздник остался. В этот день проводились массовые гуляния с песнями, плясками, и, как несложно догадаться из названия Свистунья, свистом. Специально с этой целью к празднику делали свистульки, которые, по сути, и являются первыми дымковскими игрушками. Традиция настолько полюбилась жителям слободы, что они стали делать фигурки постоянно, не приурочивая их к празднику. Интересно, что изготовлением игрушек занимались в основном женщины.


В Советском союзе поддержали народный промысел дымковской игрушки и всячески способствовали его развитию. Еще до войны лучшие мастерицы были организованы в артель по изготовлению фигурок. Это было сделано с целью, сохранить знания, традиции и опыт, чтобы передать их будущим поколениям. Одна из мастериц за свой талант получила даже звание Героя Труда СССР.


Дымковские игрушки делают исключительно вручную, и даже с развитием технических возможностей производство не было автоматизировано. Материалом для изготовления фигурок служит красная глина, тщательно вымешанная с речным песком. Изделия обжигают, покрывают так называемыми белилами (молоко с мелом), после чего раскрашивают. Краски также делают самостоятельно из яиц и кваса. В завершение игрушки покрывают яичным белком, который придает им яркость.


Дымковские игрушки отличаются контрастностью и четкостью цветовых границ, что подсознательно вызывает положительные эмоции. Орнамент хоть и кажется сложным, но делается из простых геометрических фигур – круг, клетка, полоска и точка. Возможно, поэтому создается впечатление, что игрушки расписаны детьми.


Сюжеты для дымковских сувениров могут быть взяты из различных сфер жизни. Здесь не существует никаких ограничений. Самыми распространенными являются фигурки домашних животных, водоносови детей. Дымковская игрушка стала своего рода визитной карточкой Кировской области. В центре города был даже открыт памятник «Семья» — женщина с двумя детьми, мужик с гармошкой, кошка и собака. Композиция выполнена в духе дымковской игрушки.

Читайте также: