Сочинение дымковская игрушка 6 класс описание

Обновлено: 12.05.2024

В статье «Как научиться правильно писать сочинения», я написала о правилах и советах написания лучших сочинений, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы сочинений, посмотрите, почитайте:

Сочинение на тему: Дымковская игрушка

Игрушка Дымковская — необыкновенно красивое изделие, изящно оформленное и художественно окрашенное. Каждый мастер игрушек создает вручную и использует свою душу и воображение. Чаще всего этой профессией занимаются женщины. Их богатая фантазия превращает цельный кусок глины в произведение искусства. Умелые руки раскрашивают тонкие наряды и украшения. Мастера погружаются в мир оригинальности и изучают цветовую символику и древние традиции. Яркость цветов поражает. Цвета желтый, красный, оранжевый — символы красоты и огня.

Игрушка «Дымково» получила свое название от деревни Дымково, которая расположена на реке Вятка. Сельское хозяйство родилось более полувека назад. В древние времена вятский народ отмечал своеобразный праздник — Свистопласку. Народные праздники были громкими, веселыми, с песнями и свистками. Считалось, что свист и шум отпугивают злых духов. Для подготовки к празднику женщины делали трубы из глины, удобного материала. Их обжигали в горячей печи, лимитировали мелом и молоком и красили порошковой краской. Для росписи узоров использовались радиусы и перья. Они накрыли их взбитым яйцом, чтобы сделать их блестящими.

Действие продукции было взято с бытовых сцен: дамы в широких платьях, господа на лошадях, домашние животные, птицы с большими хвостами, медведи. Все игрушки расширяются вниз, чтобы глина не трескалась при высушивании. Особенностью является узор геометрических форм в сочетании с гладкими окрашенными поверхностями. Например, блузка молодой леди полностью красного цвета, а узор роскошной юбки — желто-синие круги на белом фоне.

В настоящее время процесс производства остался прежним. Сначала мастер смешивает светло-красную глину с речным песком и хорошо ее месит. Затем он формирует изделие на части: тело, конечности, украшения. При соединении деталей вместе мастер тщательно выравнивает стыки влажной глины, чтобы не было зазоров и неровностей. Процесс сушки занимает от двух до пятидесяти дней. Затем игрушки обжигаются в специальных печах при температуре 700-900 градусов. После стрельбы фигурки становятся красновато-коричневыми и их нужно отбеливать. Делайте это с помощью специальных порошкообразных белил, которые наносятся в несколько слоев. Белизна делает поверхность более ровной и придает краскам яркий блеск. Для окраски используют температурные или акриловые краски и тонкие мягкие столбиковые кисти. Особую роль играет заказ живописи. Сначала окрашиваются более светлые участки, затем слой за слоем наносятся более темные участки. В конце раскрашиваются мелкие детали: Глаза, брови, усы, орнамент. Узор покрыт сусальным золотом.

Дымковская игрушка широко используется в детском творчестве. Элегантность и простота делают его привлекательным.

Русские народные промыслы сохранились до наших дней, а дымковская игрушка стала символом Вятской области.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Надо, чтобы были использовано хотя бы одно из этих слов: Волшебник, художник, творец, создатель, лепит, творит, создаёт, декорирует, украшает. Заранее спасибо!

Я хочу вам рассказать о Дымковском промысле. Этот народный промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедший к нам из глубины веков . Считается, что он возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от матери к дочери. Особенность этого промысла в том, что эти игрушки изготовляли с осени до весны, а в четвертую субботу после праздника Пасхи, игрушки белили мелом и украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках отвозили в город Вятку на праздник . Известный исследователь русской глиняной игрушки Л. А Динцес считал, что в глубокой древности она была не только забавой, но и воплощала образы языческих верований .Женская фигура олицетворяла Мать – сыру Землю, Великую богиню природы ; кони и олени - великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие ; птицы - стихию воздуха, связывающую небо и землю.
Я восхищаюсь народным искусством . Особенно мне нравятся глиняные игрушки . Каждая из них уникальна и неповторима . Яркие игрушки дарят радость, хорошее настроение.

Я хочу вам рассказать о Дымковском промысле. Этот народный промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедший к нам из глубины веков . Считается, что он возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от матери к дочери. Особенность этого промысла в том, что эти игрушки изготовляли с осени до весны, а в четвертую субботу после праздника Пасхи, игрушки белили мелом и украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках отвозили в город Вятку на праздник . Известный исследователь русской глиняной игрушки Л. А Динцес считал, что в глубокой древности она была не только забавой, но и воплощала образы языческих верований .Женская фигура олицетворяла Мать – сыру Землю, Великую богиню природы ; кони и олени - великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие ; птицы - стихию воздуха, связывающую небо и землю.
Я восхищаюсь народным искусством . Особенно мне нравятся глиняные игрушки . Каждая из них уникальна и неповторима . Яркие игрушки дарят радость, хорошее настроение.

русский народный промысел - это форма народного творчества, в которой отчётливо просвечиваются русские традиции зародившиеся много веков назад . изделия русских промыслов
сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. все эти творения необычайно красивые . мне очень нравится городецкая роспись за свою солнечность .
городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России

Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.

Хохлома 6 класс

Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.

Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.

А где - то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.

Матрешка 6 класс

Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.

Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.

Хохлома 6 класс

Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.

Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.

А где - то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.

Матрешка 6 класс

Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.

Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.

Хохлома 6 класс

Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.

Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.

А где - то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.

Матрешка 6 класс

Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.

Гжель
Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.

Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.

Хохлома

Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.

Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.

Дымковская игрушка

А где — то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.

Матрешка

Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.

Истоки промысла

Знаменитая роспись хохлома не только выглядит сказочно, но и рождение такого искусства окружено легендами и оплетено волшебством.



Хохлома — это красочная и весьма детальная роспись

Известно, что хохлома — русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в округе славного и величавого Великого Новгорода. В связи с появлением знаменитой росписи есть легенда. Давно, на берегу живописной реки, в нижегородской округе, жил умелец с «золотыми руками». Он искусно вырезал из дерева ложки-плошки, а потом раскрашивал их волшебным образом, да так, что всем казалось, будто они сделаны из чистого золота! Слава о народном умельце быстро разнеслась по округе, а потом докатилась и до самого царя. Правитель был рассержен, почему такой талантливый мастер, и вдруг не у него в услужении при дворе. Послал тогда царь служивых в глухие леса, чтоб доставить искусника ко двору. Искали прислужники мастера, а он словно сквозь землю провалился. А случилось следующее: умелец волшебным образом узнал, что идут за ним слуги царя, и скрылся из виду, да так, что никогда его больше и не видели. Но перед уходом обучил он своему мастерству добрых людей, чтобы в каждой избе плошки да ложки сверкали золотом.



Русский народ украшал хохломой посуду, столовые приборы и многое другое

На самом деле же есть научный факт, что роспись по дереву и особую технологию принесли на Заволжье раскольники, которые бежали, спасаясь от жестокого царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных умельцев, иконописцев, художников. Они и научили местное население такой необыкновенной росписи. Красиво раскрашенную посуду продавали в большом торговом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали, откуда он привез такое диво, он охотно отвечал: «Из Хохломы!». С тех пор так и повелось именовать необычайно красивую, в русском народном стиле, роспись хохломой.



Резьба по дереву и роспись под хохлому по сей день являются достаточно популярным русским ремеслом в некоторых районах

Мини-сочинение на тему «Народные промыслы»

Берущие свои истоки с самых незапамятных времен, народные ремесла и промыслы чрезвычайно популярны и сегодня, ведь это не просто история, это опыт сотен поколений, переплетающийся с национальными мотивами и уникальными умениями.

Каждое произведение народного творчества, будь то художественная роспись, гончарное искусство, деревянные изделия и прочее, в своем роде совершенно уникально. Оно согрето теплом рук настоящего мастера и пропитано его душевными порывами. Ведь только истинное вдохновение может подарить человеку фантазию и полет авторской мысли. И если само изготовление чудесных примеров народного промысла совершается с любовью и сердечной теплотой, то и результат становится поистине поразительным проявлением таланта и вкуса.

Будучи, по своей сути, произведениями народного искусства, все эти предметы, будь то кухонная утварь или интерьерный декор, являются и чрезвычайно полезными в обычном хозяйстве вещами. Они придают каждому дому неповторимый уют и стиль, они верно служат по своему назначению, оказывая своим обладателям практическую пользу. Надо сказать, что применение столь оригинальных и уникальных вещей в обыденной жизни чрезвычайно приятно, и ощущение их тепла и особенной энергетики мастера-умельца поселяется в этом доме.

Необычайно интересным и увлекательным становится изучение промыслов, как одной из важных и неотъемлемых частей истории жизни целого народа. Ведь каждый завиток национальной росписи, каждый изгиб формы несет в себе особенный смысл, вложенный в это искусство многими поколениями.

Народные промыслы – это прекрасная возможность ощутить себя частью целой нации, попробовать своими руками и освоить старинное ремесло своих предков, окунуться в древнюю историю и привнести ее частичку в наши дни.

Вариант 2

Народные промыслы живут и развиваются. В нашей области есть фабрика Хохломской росписи. В Ельце — Елецкие кружева, знаменитые во все времена. Ни одна модница не откажется их иметь в своём гардеробе. А уж расписные самовары, ложки, подносы стали украшением не только музеев, их можно найти в каждом доме.

Безупречная форма, изящество рисунка в сочетании золотого покрытия, простота и лаконичность, строгий силуэт и филигранность отделки — всё это характерно для деревянных изделий с хохломской росписью. На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь это узоры, заимствованные из древне — русской графики, народные мотивы, былинно сказочный орнамент. Кто хоть раз видел изделия с такой росписью, всегда захочет их иметь у себя.

Это достойный подарок на все времена. Настоящее искусство не умирает, настоящее мастерство передается из рук в руки. Необходимо иметь и развивать народные промыслы.

Вариант 3

Я хочу вам рассказать о Дымковском промысле. Этот народный промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Считается, что он возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от матери к дочери. Особенность этого промысла в том, что эти игрушки изготовляли с осени до весны, а в четвертую субботу после праздника Пасхи, игрушки белили мелом и украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках отвозили в город Вятку на праздник . Известный исследователь русской глиняной игрушки Л. А Динцес считал, что в глубокой древности она была не только забавой, но и воплощала образы языческих верований.

Женская фигура олицетворяла Мать – сыру Землю, Великую богиню природы; кони и олени — великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие; птицы — стихию воздуха, связывающую небо и землю.

Я восхищаюсь народным искусством. Особенно мне нравятся глиняные игрушки. Каждая из них уникальна и неповторима. Яркие игрушки дарят радость, хорошее настроение.

Русские ремесла и старинные народные промыслы России

Кузнечное дело

Самым древним народным промыслом на Руси стало кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).

Отдельной отраслью было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Мастера изготавливали искусные ювелирные вещи – бронзовые амулеты и украшения: подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья). Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.

Гончарное ремесло

Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.

Обработка дерева

Дохристианская Русь знала литье и чекан, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей. Киевские художники владели резьбой по кости, чернением, гравировкой по металлу, изготовлением изразцов, стеклоделием.

Но искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.

Художественная роспись

Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов:

Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.

Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) — декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.

Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) – так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку. Первоначально художники писали иконы. Старинная технология росписи передается из поколения в поколение.

Хохлома — это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость и юмор.

Ремесло в Туле

В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. О появлении первых самоваров в Туле известно с 1778 года. Существует около 200 разновидностей самовара. В Туле есть даже музей самоваров. Но главным русским сувениром считается матрешка — полая внутри, ярко расписанная деревянная кукла, из которой, одна за другой, вынимаются такие же куклы, мал-мала меньше.

Это интересно: Сочинение Истинный творец – это тот, кто обладает талантом и готов на самоотдачу во имя искусства. Такой человек живет ради творчества и предан своим идеалам. Он любит свое дело и стремится достичь в нем совершенства.

Сказочная лазурная роспись

Ученик может написать сочинение о народном промысле гжель. Гжельская роспись является одной из самых известных: ее сразу узнают благодаря всем оттенкам синего и голубого на белоснежном фоне. Свое начало эта роспись берет из деревеньки Гжель.

Она была известна своими глинами. Долгое время заводы, находившиеся там, выпускали гончарную посуду и игрушки на бытовую тематику. Расписывали их желтой, коричневой, синей и другими красками. Направлением росписи была растительная тематика.

Со временем была найдена серая глина, и началось изготовление вещей из полуфаянса. А уже со второй половины 19-го века для росписи использовали только синюю краску. Примерно в 1800 г. в деревне Володино братья Куликовы нашли белую фаянсовую глину. Неподалеку был построен и первый завод по изготовлению изделий из фарфора. Его основатель, Павел Куликов, знал эту технику, но желал сохранить ее в тайне. Поэтому он сам работал на заводе, а помогал ему еще один рабочий.

Но Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли на завод и срисовали устройство горна. Затем они открыли собственные заводы по изготовлению фарфора. Но завод Куликова известен тем, что именно от него берет начало производство фарфора в Гжели.

Стремясь постоянно к повышению качества продукции и получению тонкого фарфора и фаянса, владельцы заводских предприятий постоянно совершенствовали состав белой глины. А синяя роспись на белоснежном фоне делала эти изделия прекрасными. Мотивами для гжельской росписи традиционно считаются изображения цветов (чаще всего роз), птиц и узоров. Благодаря своей простоте, понятной красоте становится все популярнее.

Тема урока: обучающее сочинение - описание народной игрушки.

Цель урока: 1)познакомить учащихся с народными промыслами, их особенностями, игрушками этих народных промыслов, работать над описанием народной игрушки;

2)развивать устную и письменную речь, учить составлять план, отбирать материал по теме;

3)воспитывать интерес к народному творчеству, трудолюбие, усидчивость, внимательность.

Оборудование: план описания народной игрушки, эпиграф, выставка промыслов "Огненная хохлома", "Дымковское чудо", "Голубая сказка", рабочие материалы.

"Человек по натуре своей художник.

Он всюду, так или иначе, стремится

вносить в свою жизнь красоту".

I. Организация класса, включая объявление темы, цели урока.

II. Работа над сочинением.

1. Слово учителя.

Народные игрущки поражают нас простотой и выразительностью. Ярка и красочна народная игрушка. Из детской забавы она постепенно превратилась в декоративную настольную скульптуру. Вятский художник И.А.Деньшин посвятил народной игрушке бесхитростные строки:

Завелась неведомая птица -

Всякий ей дивится:

Не поёт и не летает,

Вся горит и полыхает,

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту,

Это птица не простая,

Просто диво - безделушка,

Зовут её народная игрушка.

Народная, потому что выполнена руками народных русских умельцев. Веселы, талантливы, жизнелюбивы и, конечно, добры были эти люди. Ведь создать красоту может только добрый-предобрый человек. Такой была и Марьюшка, решившая перед смертью красоту людям оставить.

Давайте и мы на эту красоту посмотрим. Перед нами выставка народных промыслов - хохломская роспись, гжель, дымковские игрушки. (Ребята смотрят выставку народных промыслов).

С незапамятных времён известны миру русские народные промыслы. Заглянем в глубь веков.(Рассказ ученика "Подарок из далёкой Московии").

Вот и нам предстоит выяснить, что такое Хохлома. (Рассказ ученика "Огненная Хохлома"). После рассказа ребята заполняют рабочие материалы о хохломе.

Здесь чашки и плошки,

Здесь и милые Матрёшки.

(В руках учителя чашки, плошки, матрёшка).

Алый, шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а, может, шесть.

Наша русская. (матрёшка).

(Ребята рассматривают матрёшку).

Как вы думаете, сколько секретов внутри?

Откуда взялась на Руси такая игрушка?

Почему её называёт матрёшкой?

Исторические сведения о происхождении матрёшки.

(Рассказ ученика "О происхождении матрёшки").

2. Выполнение упражнения "Матрёшка"

(Самопроверка. Слова на доске).

Посмотрите, перед нами голубая сказка (Рассказ ученика о гжели).

Ребята заполняют рабочие материалы о гжели.

Перед нами игрушки: куколки, лошадки, обезьянки, дракончики. Обратите внимание: в каждом мазке вся гамма синего цвета - от тёмного до прозрачно-светлого. Два-три прикосновения кисти - и рождаётся розы, васильки, одуванчики, ромашки. Только всё синие и голубое: и цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска, а какая нарядная роспись. Одним словом, голубая сказка.

Теперь новая игрушка!

В оперении нарядном:

Распустил свой хвост. (индюк).

Перед нами дымковское чудо - дымковская игрушка!

(Рассказ ученика о дымковском промысле).

Ребята заполняют рабочие материалы о дымковском промысле.

Любимые дымковские игрушки: индюки, барыни в ярких расписных платьях, кавалеры. Замечательная дымковская игрушка - "Кормилица", или "Нянюшка".

(Ученик описывает "Нянюшку").

Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами, народными игрушками. Какие чувства вызывают они у вас и почему?

(Ребята читают свои высказывания).

III. Подведение итогов урока.

Вывод. Народные игрушки нарядные, красочные, чувствуется, с какой любовью делали их мастера, передавая тепло своих рук и сердец. Одним словом, народная игрушка - это настоящий праздник!

Теперь нам предстоит написать сочинение о народной игрушке, озаглавить его.

Красочно оформить работу и сдать.

План описания народной игрушки

1. К какому народному промыслу относится эта игрушка?

2. Какова история промысла?

3. Каковы характерные отличия промысла?

4. Что представляет собой ваша игрушка?

Назовите её детали( из чего состоит, во что одета, краски каких цветов использовал мастер при её создании).

5. Какие чувства вызывает эта игрушка и почему?

Сказка о волшебных перьях Жар-птицы

Жила-была на свете сиротинка. И звали её Марьюшка. Собой пригожая, тихая, скромная. А уж мастерица, почитай, во всей округе лучше её не было. Шила Марьюшка шелками цветными и бисером. Кому рубашку, кому рушник, а кому пояс узорчатый сделает. А что за работу получит, тем и довольна, на то и жила.
Прослышали об искуснице купцы заморские. Из далёких стран приехали посмотреть сироткино рукоделие. Увидели и от изумления даже рты разинули. Не думали красоту подобную увидеть. Потом наперебой стали уговаривать Марьюшку с ними ехать. Горы золотые сулили. А Марьюшка в ответ:
– Не надо мне вашего золота. Никуда я не поеду из родной деревни. А работу мою, коли нравится, продать могу.
С тем купцы и уехали. Только славу рукодельницы по всей земле понесли. И дошёл тот слух до Кащея Бессмертного. Осерчал Кащей, что есть на свете красота великая, какой он не видывал. Прикинулся тогда Кащей добрым молодцем, перелетел через моря глубокие, горы высокие и очутился перед Марьюшкиной избушкой.
Постучал он в двери, поприветил мастерицу, как положено. Попросил показать рукоделие готовое. Вынесла ему Марьюшка рубашки да рушники шитые – один краше другого.
– Бери, добрый молодец, что тебе по душе придётся! Коли сейчас денег нет, отдашь, когда будут. А коли работа моя не приглянулась, то скажи, как сделать. Я уж постараюсь.
Увидал Кащей такую красоту, услыхал такие слова ласковые – пуще прежнего озлобился. Виданное ли это дело, чтобы крестьяне простые красотой владели, какой у него, у самого Кащея Бессмертного нет. Стал он поначалу сиротинку уговаривать: – Поедем ко мне, Марьюшка. Будешь жить царицей во дворце из драгоценных камней. Есть будешь на золотой посуде. Спать на лебяжьем пуху. Гулять будешь в саду, где поют птицы райские, где растут яблоки золотые.
– Не проси меня, добрый молодец, – отвечает Марьюшка, – не нужно мне твоё богатство, не нужны и диковины заморские. Нет ничего лучше родимых полей и лесов. Не поеду я из родных мест никуда. ..Здесь люди живут, которым моё рукоделие радость приносит. А для тебя одного не неволь, вышивать не стану.
Не стерпел Кащей подобных слов.
– Коль не хочешь людей оставить, то быть тебе птицей, а не девицей. Глядь, на том месте, где стояла Марьюшка, стонет, бьётся Жар-птица. А сам Кащей взвился орлом чёрным. И упал орёл с поднебесья. Схватил Жар-птицу в острые когти и взвился под облака. Как почувствовала Марьюшка силу железных когтей, как поняла, что уносят её из родимых мест, решила она людям последнюю память о себе оставить.
Стала Жар-птица перья свои красочные на землю сбрасывать. Падали они на луга заливные, в леса густые. Упадёт перо на землю, ветер-баловник травой да листьями принакроет, а всё равно сияния их разноцветного притушить не может.
Сбрасывает Марьюшка перья, а сама понимает, что силы её к концу подходят. Были те перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может. А только тот, у кого душа красоту понимает и руки ту красоту для других создавать готовы.

Подарок из далёкой Московии

Сэр Джон был счастлив. Сегодня утром его парусник доставил в Лондон из Архангельска большую партию русской пеньки и строевой лес. Впрочем, не это известие обрадовало английского дельца. Пенька и лес – дело привычное. Уже не первый раз и даже не первый год совершали его парусники рейсы между Лондоном и далеким северным городом. Радость невозмутимому англичанину доставил подарок капитана парусника – большой короб с посудой из деревянного золота, которую умели делать только в далекой Московии.

Послезавтра на торжественном обеде сэр Джон удивит своих друзей. То-то поразятся они, увидев чаши, блюда, ложки, расписанные фантастическими цветами! Сэр Джон потер руки от удовольствия, представив, как кто-нибудь возьмет тяжелую на вид, отливающую золотым блеском чашу и застынет изумленный – чаша выточена из дерева!

-“Вы не узнали, - обратился торговец к капитану корабля, - имя мастера, создавшего эту посуду?”

- “Я спрашивал, сэр. Московиты называют какое-то странное имя: Хо-хло-ма.

Сегодня мы поговорим с тобою о русском народном искусстве, точнее, только об одном его художественном явлении — искусстве «золотой Хохломы».

Огненно-красный цвет хохломских изделий, золотое сияние затейливых узоров вызывает ощущение жаркого пламени, огня. И недаром! Созидательный огонь превратил деревянные поверхности посуды в золотые. Они блестят золотистым металлическим блеском. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди не только воспевали в песнях и сказках её неповторимую красоту, но и создавали простые предметы обихода. Мастера этого народного промысла украшали их яркой нарядной росписью, в которой ожили любимые природные мотивы.

Хохломские художники любят рисовать на поверхности своих изделий «ягодки»: земляничку, черничку, малинку, ежевичку, рябинку и чёрную и красную смородинку.

Самый любимый орнамент художников — «травка». Как правило, это удлинённые, слегка изогнутые тонкие былинки. А если «травки» превратились в крупные кудри-завитки, то тогда эти узоры называют «кудремами».

Есть на карте, недалеко от Горького, село Хохлома, известное теперь всему миру своими изделиями. Хохлома - это удивительная яркость и праздничность.

Пронина Светлана Александровна

Во время летнего отдыха в г. Кирове я посетила Музей Дымковской игрушки. В какое удивительное место попала я! Передо мной открылся мир дымковской игрушки - мир сказочно нарядных, красивых и выразительных глиняных фигурок. Тут и

« Утки-марфутки бережком идут,

Уточек-марфуточек купаться ведут».

Похожие на сундучки.

Сундучки не простые,

Красивые, красные, золотые».

А барышни- щеголихи, загадочные и лукавые, веселые и улыбчивые, в пышных ярких одеяниях, раскрашенных узорами, каких я раньше никогда не видела. Меня очень заинтересовало, как из глины можно создать такую красоту в домашних условиях!

Это определяет актуальность исследования данной темы.

Объект исследования – дымковская игрушка.

Чтобы начать свое исследование я выдвинула гипотезу : дымковскую игрушку возможно сделать в домашних условиях.

Цель работы: в ходе практической работы научиться изготавливать дымковскую игрушку в домашних условиях.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Проанализировать научную, учебную литературу.

2. Раскрыть понятие « Дымковская игрушка»

3. Познакомиться с историей происхождения данных изделий.

4. Узнать основные темы и типажи в творчестве мастеров дымковской игрушки, особенности росписи по глине.

5. Изготовить в домашних условиях глиняные фигурки по специальной технологии и расписать их.

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • Анализ литературы;
  • практическая работа;
  • описание полученной работы.
  • сравнительный анализ полученной работы и гипотезы.

2.Понятие «Дымковская игрушка»

Для этого я изучила немало литературы. В толковом словаре узнала, что игрушки –это вещи, служащие для игры, забав, развлечений. В другой литературе вычитала: «Дымковские» от названия заречной слободы Дымково близ города Вятка, ныне Киров. Но самое главное, мне стало известно, что дымковские игрушки – один из русских народных глиняных художественных промыслов и очень старинных. Им более четырех столетий!

3.История происхождения дымковской игрушки.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником в честь славянского Бога Весны и Солнца- Ярилы. К этому празднику женщины лепили глиняные игрушки- свистульки. Они были в виде коней, баранов, уток, козлов, индюков. Обжигали их, раскрашивали. Делали сначала для детей, а потом и для взрослых. Под свист свистулек народ гулял на ярмарках, плясал, пел, веселился. Это даже стали называть « свистопляской». Люди верили, что свистом могут прогнать злые силы. Позднее праздник потерял значение, а промысел остался. Гончарные изделия слободы Дымково стали частью народного творчества, а глиняная расписная игрушка особым видом народного искусства.

4.Основные темы и типажи в творчестве мастериц, особенности росписи по глине.

Игрушки в слободе делали семьями. Это изделия ручной работы. Мастера и мастерицы никогда не повторяли одни и те же узор, краски подбирали гармонично. Двух одинаковых работ не бывало. Поколениями воспитывались потомственные мастера в освоении дымковского ремесла: фамилии Кошкиных, Пенкиных, Широковых и многих других остались в истории дымковской игрушки известными, прославленными. Какие же темы раскрываются в данном творчестве? Это, конечно, в первую очередь, тема труда. Фигурки хлеборобов, пахарей, рыбаков, удачливых охотников; эта тема была связана с мужчиной, он же всадник на коне, воин- защитник, гусар. Да и просто разудалый кавалер. Женщина трудилась дома, поэтому с ней раскрывается тема материнства. Фигуры детей рядом с матушкой, нянюшкой, вот композиция с изображением , как хлеб печет в печи бабашка, как несет на коромысле ведро с водой красавица. Как она прядет и т.д.

Тема « Масленицы » праздника дала возможность создать образы веселой тройки коней, мчащихся по хрустящему снегу. Типажи героев и героинь разнообразны: «Барыня с самоваром», « Гуляние у пруда» барышень с кавалерами . Тема сказок тоже интересно раскрыта, вот Снегурочка, вот Курочка ряба, Колобок, Медведь и Маша. А современные мастерицы воспевают героев сказок А.С. Пушкина: Лукоморье, « кот ученый», « русалка на ветвях», няня поэта Арина Родионовна и т.д.

Роспись игрушек исполнялась по белому меловому грунту, мел разводили на молоке. Излюбленные краски - зеленые, оранжево- желтые, красные, голубые. Орнамент чаще- это круги, точки, полости, клетка.и.т.д.
Расписные дымковские игрушки веселы и задорны, в них и добрая насмешливость, и наивность, и чувство юмора. Сегодня нить традиций не прерывается, а сохраняется. О традициях, узорах, методиках росписи можно говорить много.

5.Технология создания изделий.

Для изготовления дымковской игрушки в домашних условиях мне понадобилось следующее:

- кисточки, простой карандаш;

- домашняя печь с духовкой.

Моя работа проходила в несколько этапов: сначала я изучила роспись дымковской игрушки, потом я сделала рисунки барышень в расписных костюмах.Затем лепила из глины фигурки, согласно технологии.После просыхания обжигала в печи, на кухне, дома. Через день покрыла водоэмульсионной белой краской в два слоя. Когда краска подсохла, яна просохшие фигурки нанесла цветные орнаменты гуашью.

Читайте также: