Сонные игрушки в детском саду

Обновлено: 03.05.2024

Дневной сон для дошкольников, вынужденных рано вставать по утрам, очень важен. Но что делать, если в тихий час в саду детей кладут спать без подушек? Это законно — или по новым нормам подушки вообще не нужны? Разбираемся вместе с Департаментом образования и науки Москвы и ортопедом Константином Суминым.

Вопрос. В случайном разговоре с ребенком выяснила, что в саду они спят без подушек! Спросила у заведующей, как же так, мне ответили, что у них в саду никогда не было и не будет подушек. Но если я очень хочу, то могу принести свою. Это вообще законно? И правда ли, что детям подушки не нужны? Заведующая говорит, что они и вовсе вредны, но она же не врач.

Департамент образования и науки города Москвы:

В соответствии с санитарными правилами каждый ребенок в дошкольном учреждении должен быть обеспечен индивидуальным полотенцем для рук. А при организации сна — индивидуальными постельными принадлежностями, а именно комплектом постельного белья, одеялом и подушкой.

Константин Сумин:

Подушка в целом аксессуар необязательный, но только при условии отсутствия какой-либо патологии (заболевания шейного отдела позвоночника, сосудов и т. п.). Но если со сном детей до 3 лет мы уже договорились (младенцы и тоддлеры могут спать без подушки, это не вредно), то о детях постарше и взрослых споры все еще продолжаются. Однако каких-либо строгих показаний ко сну без подушки (или с ней) для здоровых людей пока нет — а значит, спать можно так, как вам удобно.

Чтобы сон на подушке был комфортным, важно правильно ее выбрать.

  • Однозначно подушка не должна быть слишком высокой: в таком случае, если человек спит на спине, шейный отдел позвоночника будет находиться в согнутом положении, а это не физиологично.
  • Если ребенок (или взрослый) спит, лежа на боку, роль подушки заключается в поддержании головы. Следовательно, максимальная ее высота не должна превышать длину плеча — от шеи до плечевого сустава.
  • Материал, из которого изготовлена подушка, должен быть гипоаллергенным, а также дышащим, чтобы не провоцировать излишнюю потливость.
  • А еще многие забывают, что человек может менять положение тела во сне. И получается, что все новомодные подушки с «памятью формы» просто бессмысленны: это не более чем маркетинговый ход.

В период адаптации к дошкольному учреждению, к его режиму и требованиям эмоциональные дети испытывают чувства тревоги и беспокойства. Важно чтобы дети в этот период полноценно отдыхали\, востанавливали свои силы и нервную систему. Для того чтобы дети с удовольствием спали можно использовать мягкие игрушки.

ВложениеРазмер
Ритуал для засыпания в детском саду во время адаптации. 12.88 КБ

Предварительный просмотр:

Цель : снижение тревоги, агрессии и общей невротичности в период адаптации ребёнка к детскому саду; создание положительной мотивации на режимный момент сна; улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности.

Можно использовать мягкие игрушки различных размеров. Систематические игры детей с этими игрушками после нагрузок( после занятий) или в период негативных эмоций( после конфликтов, после ухода родителей и т.д.) имеют релаксирующую особенность.

В период адаптации детей к дошкольному учреждению, к его режиму и требованиям эмоциональные дети испытывают чувства тревоги, беспокойства, а иногда и раздражения, проявляют агрессию. Значение полноценного отдыха для дошкольников трудно переоценить. Для того чтобы дети с удовольствие спали, можно использовать мягкие игрушки.

Ритуал для тревожных детей.

-Мягкие игрушки ( безопасные зверюшки) размером от 10 до 20 см по количеству детей, которые расположены на специальной полочке в спальне.

-Для детей с вредными привычками, а также для гиперактивных детей- игрушки с наполнителем.

-Медленная спокойная музыка для засыпания с постоянно повторяющейся темой.

-Умеренная музыка для пробуждения.

Введение в ритуал:

Воспитатель обращает внимание на полочку с игрушками. Дети рассматривают игрушки. Воспитатель объясняет присутствие игрушек в спальне: это «сонные игрушки», они помогут уснуть и увидеть сказочные сны. Тихо звучит музыка, под которую разбираются постельки и дети готовятся ко сну. Игрушки должны «сами выбрать» ребёнка. Воспитатель вместе с игрушкой подходит по очереди к детям, которые легли в постель, и шепотом обращается к малышу, называя его ласковым словом, подчеркивая его положительные черты характера, поведения и пр.

Например: « ты сегодня так старался в игре, что зайчонок выбрал именно тебя для сна. Он шепчет тебе ласковые слова(можно их произнести) , а ты ему прошепчи тоже что-то приятное и приласкай его».

Воспитатель хвалит каждого ребенка, указывая на значение его действия, приободряет малыша, вселяет в него чувство уверенности, повышает его самооценку.

Каждый день следует отмечать новые личностные приобретения у ребенка и систематически добавлять его положительные качества. Игрушки тоже меняются, что позволяет внести разнообразие и сюрпризный момент в данный ритуал.

После того как все игрушки « выбрали» детей, музыка затихает, и дети вместе с ними отдыхают. Ребенок может продолжить поглаживать игрушку, засыпая.

Пробуждаются дети по музыку, одеваются, по желанию рассказывают свои сны друг другу и взрослому, затем аккуратно ставят игрушки на полочку, поблагодарив за сон.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду.

Материал содержит практические рекомендации для воспитателей в адаптационный период .Данные рекомендации помогут практикующим педагогам наладить взаимоотношения с семьями воспитанников.

Программа работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ

Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и пре.

«Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ» (обобщение опыта)

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику провед.

Работа с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада

Материал об основных критериях, характеризующих особенности привыкания ребенка к новым условиям дошкольного учреждения.

Работа с детьми с тяжёлой формой адаптации к условиям ДОУ Условия организации режима в группе в период адаптации детей к ДОУ

Работа с детьми с тяжёлой формой адаптации к условиям ДОУУсловия организации режима в группев период адаптации детей к ДОУПроцесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель п.


Советы воспитателю. Период адаптации детей первой младшей группы. Пример игр в адаптационный период.

Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации сни.

Из опыта работы «Все детишки спать должны». Консультация для воспитателей и родителей

В детском саду я работаю уже давно. В свое время передо мной, как и перед молодой мамой и в то же время начинающим воспитателем, встал вопрос: «Как правильно укладывать детей спать, чтобы они спали здоровым, долгим сном?» Бенджамин Спок в книге «Ребенок и уход за ним» писал: «Отход ко сну должен доставлять ребенку радость». Главной задачей является не просто убедить ребенка, что нужно спать, а настроить его на сон. Воспитатели должны использовать не только педагогические методы, но и показать детям свою любовь и волнение за них.

Хорошему сну должна способствовать положительная атмосфера. В первую очередь, обстановка в спальне. Как правильно, должны преобладать пастельные тона. Для создания благоприятной атмосферы наша заведующая позаботилась о выборе цвета в спальных комнатах. Бледно-розовый цвет стен, такого же оттенка шторы, на кроватках бледно-розовые покрывала. Окна спальни затеняют раздвижные жалюзи белого цвета. Палас выбрали спокойного светло - бежевого цвета. В группе малышей всё в нежно салатовых тонах.

При укладывании детей в разных возрастных группах использую разные методы. В младшей группе конечно подхожу к каждому ребенку. Разговариваю спокойным, убаюкивающим голосом, поглаживаю по голове, спине, плечам и бережно укрываю одеялом. Говорю, что ему сейчас приснится замечательный сон, который он потом расскажет мне и своей маме. А ещё он не один будет спать, а вместе с детьми и своей игрушкой. Хорошо, когда родители приносят ребенку его любимую игрушку, которую он укладывает с собой. Она постоянно находится на кроватке и предназначена только для сна. Игрушка напоминает малышу о маме, доме, и он чувствует себя с ней спокойнее.

Перед сном, в младшей группе, я предлагаю ребенку зайти в спальню, посмотреть на свою кроватку, говорю, что она целый день ждала встречи с ним. Из своего опыта могу сказать, что очень многим детям нравится этот процесс. Проснувшись, они с большим восторгом рассказывают маме о том, что видели во сне, и им было очень хорошо. Детям старших групп я говорю о том, что нашему организму нужен отдых.

Если мы не будем отдыхать, мы будем болеть. Привожу примеры, сравнивая организм ребенка с техникой, которая может сломаться, если будет постоянно включена (например, телевизор, а у нас живой организм и нам, тем более, нужно хорошо отдыхать, чтобы восстанавливать силы. При разговоре с детьми употребляю слово отдыхать, а не спать.

Процесс подготовки ко сну начинается после обеда. Настраиваю детей на сон сразу после выхода из-за обеденного стола. Задаю спокойный тон, говорю о том, что младшие дети уже спят. Иногда мы заходим в младшую группу, чтобы удостовериться, что малыши действительно уже спят и нужно вести себя тихо, не топать ногами, не двигать шумно стулья при раздевании. Потом отправляемся в умывальную комнату, где проводятся нужные процедуры. Раздевая детей, говорю им о том, что, когда они проснутся, их будет ждать что-то новое и интересное, желаю им приятных сновидений. Читаю или рассказываю детям сказки.

Особую роль в этом процессе играет музыка. Во время укладывания детей я пою им колыбельные песни. Ведь недаром в древние времена пели колыбельные песни: они оказывают успокаивающее действие на нервную систему. Но я, как правило, пою колыбельную песню, сочиняя её на ходу о прошедшем дне. В маленьких куплетах я пою о хороших и плохих делах детей, тем самым даю возможность спокойно оценить как свои поступки, так и других детей. Пою о том: чем сегодня занимались, что нового узнали, тем самым, закрепляя в памяти детей прошедшую деятельность. При этом замечаю, что даже те дети, которые никогда не спали днем дома, привыкают и начинают спокойно засыпать.

Очень нравится детям колыбельная песня, которую я сочинила сама. Она подходит для детей всех возрастных групп. Текст напечатаю в следующем посте.

Большое значение для привыкания детей старшей группы к режиму дня имеет работа с родителями. Ведь многие родители не укладывают детей спать, тем самым, сбивая их ритм жизни. Даже если ребенок наотрез отказывается спать, необходимо, чтобы он хотя бы просто полежал в кроватке. Этот немаловажный вопрос я часто затрагиваю на родительских собраниях.

Очень важно и то, как пробуждаются дети. У меня в группе существует правило «тишины». Дети не только просыпаются в тишине, но одеваясь и, приводя себя в порядок, стараются не шуметь, чтобы дать возможность проснуться в тишине остальным детям. Не открывая жалюзи, я тихим голосом говорю, что пора вставать. Когда проснувшиеся дети встают, открываю жалюзи на окнах и потихоньку начинаю будить тех, кто еще не проснулся: подхожу к ним, тихо разговариваю, ласково называя по имени, говоря, что пора просыпаться. Наверное, у вас возникнет вопрос (сколько детей в группе, детей в моей группе всегда за 30, а точнее 35-36. Поэтому учу своих деток помогать мне при пробуждении, они помогают с удовольствием!

Когда дети встают, потягиваются, улыбаются мне – по сердцу разливается необыкновенно теплое чувство благодарности за то, что они есть в моей жизни. И мне выпало счастье найти свою любимую профессию и ежедневно испытывать чувство радости от общения с детьми.



Уложить ребенка спать днем — сложная задача. Но одно дело, когда он протестует против тихого часа дома, совсем другое — детский сад. Можно ли отказаться от дневного сна и насколько это вредно для дошкольника — разбираемся вместе с к. п. н., доцентом департамента музыкального искусства ИКИ Московского городского педагогического университета, педагогом-психологом Юлией Челышевой.

Вопрос. Ребенок отказывается спать в детском саду. Можно ли что-то сделать, чтобы он в это время просто играл в группе?

Ответ. Первое, на что стоит обратить внимание, — это возраст ребенка. Если речь идет о старшем дошкольнике 5–6 лет, то его нервная система уже довольно устойчива, он может обойтись и без дневного сна. А вот младшие дошколята в возрасте 3–4 лет нуждаются в дневном сне. Он необходим им, чтобы разгрузить нервную систему, которая еще недостаточно сформирована.

У того, что ребенок отказывается от сна в детском саду, всегда есть причина. Важно ее найти. Возможно, спальня и сон в детском саду вызывают у ребенка тревогу или даже страх. Незнакомая обстановка, ситуация дискомфорта. Кроме того, нередко у этого есть и физиологические причины: ребенок не успевает устать к моменту тихого часа, особенно часто это бывает у детей, которые встают в садик не к 8 утра, а когда сами проснутся.

Или обратная ситуация: ребенок так перевозбуждается, что попросту не может переключиться на сон. Однако всегда стоит иметь в виду, что каждый ребенок индивидуален и может быть так, что нервная система у него уже достаточно хорошо сформирована и он просто не нуждается в дневной перезагрузке.

Если ребенок наотрез отказывается спать в детском саду, то по законодательству он может не спать, а заниматься тихой спокойной деятельностью в игровой

Играть в конструктор, листать книжки, собирать пазлы и т. д. Главное условие — не шуметь, а игра не должна сопровождаться бурными эмоциями, чтобы не мешать другим.

Вопрос о том, что ребенок не будет спать в саду, решается родителями и воспитателем группы в индивидуальном порядке. Но нужно понимать, что если таких детей в группе будет несколько, то они будут играть друг с другом, шуметь, мешать спящим, а это нарушит определенный порядок и режим группы, что, естественно, недопустимо.

Так что логично, что воспитатели, как правило, неохотно идут на договоренность об отсутствии сна у одного из их подопечных и ищут любые пути решения этой проблемы. Самый распространенный ход: ребенку разрешают не спать, а просто лежать в кровати с открытыми глазами. Предлагают ему подумать, помечтать, тихонько поиграть с какой-то игрушкой, которую разрешают взять в спальню.

Важно, что ребенок находится именно в спальне, а не в игровой или учебной комнате. Как правило, даже самые упрямые нехочухи в такой ситуации рано или поздно отключаются и засыпают.

Многие дети так сильно любят свою игрушку, что не хотят расставаться с ней даже на время сна в детском саду. А воспитатели порой выступают против такой практики. Это вообще законно? И что делать, если ребенок не может уснуть без любимого зверя или куклы? Отвечают юрист и воспитатель детского сада.

Вопрос. Ребёнок привык дома спать с игрушкой. В садике ему запрещают брать ее с собой в кровать. Это законно?

В законодательстве нет статьи, четко регламентирующей эту ситуацию. Однако работники детских садов обязаны проводить разные санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия*. Более того, воспитатель или его помощник несут ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей, пока они в детском саду**. Поэтому воспитатель может настоять на том, чтобы ребенок ограничил взаимодействие с игрушкой, если она для него потенциально опасна.

Например, если игрушку принесли с улицы, на ней могут находиться микробы, способные навредить ребенку. Без проведения специальной обработки предмета, работник детского сада может подвергнуть ребенка опасности. Следовательно, запрет воспитателя законен в том случае, если игрушка может нанести вред. Пока ребёнок находится на территории детского сада, воспитатели отвечают за его безопасность.

Игрушки — это часть родительского дома, которую дети берут с собой в сад. Благодаря им дети чувствуют себя комфортнее в незнакомой среде. Спать с игрушкой не запрещено, но есть несколько причин, по которым воспитатель может быть против этого. Какой должна быть игрушка, чтобы таких проблем не возникло?

  • Игрушка не должна быть слишком большой. Иначе она может помешать дыханию ребенка.
  • Игрушка должна быть чистой и без повреждений, которые могут нести опасность для ребенка (например, без торчащей проволоки).
  • Игрушка должна быть сделана из гипоаллергенных материалов.
  • Желательно, чтобы части лица или мордочки у игрушки (например, глаза, нос и остальные детали) были вышиты нитками. Если такие детали сделаны, к примеру, из пуговиц, ребенок может случайно проглотить их во сне.

* Часть 4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в РФ».

** Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н.

Читайте также: