Сообщение на тему история игрушек 4 класс технология

Обновлено: 03.05.2024

Цели деятельности учителя: формирование конструкторско-технологических умений, с помощью игрушек-попрыгушек.

Планируемые результаты:

Знать: правила техники безопасности, происхождение и назначение игрушек.

Уметь: изготавливать игрушку с раздвижным подвижным механизмом, собирать раздвижной подвижный механизм.

Выполнить: игрушку- лягушку с раздвижным подвижным механизмом

Личностные: воспитывать аккуратность при выполнении работы, интерес к предмету, воспитывать у детей художественный вкус и аккуратность; развивать воображение, творческое мышление, фантазию.

Тип урока: «открытие» нового знания.

ВложениеРазмер
Конспект урока технологии "История игрушек. Игрушка-попрыгушка", 4 класс 291.6 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Тема: История игрушек. Игрушка-попрыгушка.

Изделие: Игрушка - лягушка.

Цели деятельности учителя: формирование конструкторско-технологических умений, с помощью игрушек-попрыгушек.

Знать: правила техники безопасности, происхождение и назначение игрушек.

Уметь: изготавливать игрушку с раздвижным подвижным механизмом, собирать раздвижной подвижный механизм.

Выполнить: игрушку- лягушку с раздвижным подвижным механизмом

Личностные: воспитывать аккуратность при выполнении работы, интерес к предмету, воспитывать у детей художественный вкус и аккуратность; развивать воображение, творческое мышление, фантазию.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование для учителя: технологическая карта, образец изделия, презентация.

Оборудование для ученика: цветная бумага, цветной картон, проволока, ножницы, клей.

Методы и приёмы

1.Самоопределение к деятельности

Словесный: слово учителя

- Ребята! Нам всем приятно, когда рядом с нами человек с хорошим настроением. Всем вокруг становится тепло и радостно. Давайте все будем поддерживать доброе и хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день. А теперь протянем руки навстречу солнцу и скажем дружно, вместе:

Я улыбаюсь миру,

Мир улыбается мне,

Я желаю всем людям планеты

- Молодцы ребята! Садитесь

Приветствуют учителя и друг друга

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя, учебный диалог

Наглядный: наличие образцов,

Практический: работа с учебником

- Посмотрите на образцы, которые представлены на слайде.

- Чем они различаются?

- В чём их сходство?

- Что общего в конструкции и технологии изготовления этих игрушек?

- Подумайте, как называются игрушки под номером 3 и 4?

- А почему они так называются?

– У всех игрушек есть шарниры. Игрушки под номером 3 и 4 могут «прыгать».

К.: выражение своих мыслей и аргументирование своего мнения

Р.: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий.

3.Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Наглядный: образец изделия

- Ребята, чтобы узнать какую игрушку мы будем делать, отгадайте загадку

Зелёная, но не трава.

Холодная, но не лёд.

Поёт, но не птица-

Вот такая небылица.

как огурец соленый:

и цвет такой зеленый.

Сидит и отмокает

в рассоле на болоте.

Но есть ее не стоит -

- Ребята, а что вы ещё знаете об этом животном?

- Какая тема нашего урока?

- А кое изделие мы будем делать?

- Вот это удивительное животное мы сегодня будем делать, только в виде подвижной игрушки

-Ребята, какие цели мы поставим на урок?

- Отвечают на вопросы

- Сделать игрушку с подвижным механизмом

Л.: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К.: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и усвоениями коммуникации

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Прежде чем, мы будем выполнять изделие, давайте поговорим о истории игрушек. Но вам нужно слушать внимательно, чтобы поработать с таблицей в паре.

– Нас окружает огромное разнообразие игрушек. Но во все времена особой популярностью пользовались игрушки ручной работы. Очень часто любимой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена человеческая фантазия и душа.

Древние русские игрушки, как правило, выполнялись в двух самых распространенных на Руси материалах: глине и дереве.

- Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», то есть сделанными на потеху, на забаву. Это были «потешные лошадки», оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы «в полном тогдашнем наряде».

-Кукла – первая среди игрушек. Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом и уже позднее превратилась в детскую игрушку.

Всем известен народный обычай – дарить детям куклы.

В давние времена чаще их делали в семье сами, а иногда привозили новые «потехи» с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие.

– Для чего нужны игрушки? Кто в них играет?

– Есть ли у вас любимые игрушки? Какие? Чем любимая игрушка вам дорога?

– Может ли игрушка научить чему-то полезному?

– Откройте учебник. Рассмотрите в учебнике рисунки игрушек. Что или кого они изображают? Из каких материалов они изготовлены?

– В России сохранились традиции игрушечных промыслов. Рассмотрите в учебнике игрушки разных российских промыслов. Вспомните их названия. Каковы их сюжеты? Чем похожи и чем различаются схожие по сюжету игрушки?

Данная презентация знакомит младших школьников с историей возникновения русских игрушек, с различными народными промыслами.

ВложениеРазмер
istoriya_igrushek-sochinenie_v_4_kl.pptx 2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Искусство изготовления игрушек с глубокой древности передавалось от отца к сыну, от деда к внуку . Даже в самой бедной крестьянской семье всегда были нарядные игрушки. Взрослые наблюдали за тем, как дети играют. Считалось, что если ребенок небрежно обращается с игрушками- значит, не будет в доме богатства и удачи. Верили, что игрушки охраняют и защищают детей. Русская деревянная игрушка

Любимым материалом в народных ремёслах было дерево, обычно липа, осина или сосна. Полено расщепляли топором на аккуратные заготовки и делали из них посуду, ложки, игрушки. Такие заготовки назывались баклуши. Колоть сухое дерево было легко, и работой это не считалось. Отсюда пошло выражение «бить баклуши», то есть бездельничать. Из заготовок мастер умел вырезать любую фигурку- барыню, солдата, мужика, крестьянку, монаха; затем игрушки раскрашивались.

Особенно любимыми были игрушечные кони- «запряжки»-одиночки, пары, тройки. Топором вырубали чёткие по силуэту фигурки и острым ножом делали мелкие детали. Сколачивали возок и запрягали лошадок. В древности конь считался «слугой Солнца»,он приносил людям солнечное тепло и радость. Вот почему расписные колёса игрушечных повозок напоминают маленькие солнышки. Особенно славились своими игрушечными конями деревни вокруг городов Владимира и Архангельска.

Недалеко от Москвы есть старинное село Богородское . В нем издавна жили плотники да столяры. Они строили дома с резными наличниками, мастерили шкафы и стулья. А в свободное время топором да ножом из чурбачков да щепочек вырезали для детских забав деревянные игрушки. Богородская игрушка

Игрушки из села Богородского не простые, а «живые». Богородские цыплята стучат клювиками и клюют зёрнышки, бабочки хлопают крылышками, кони скачут, а зайцы играют в мячик.

Игрушки в богородском делают на раздвижных планках или с гирьками- противовесами, к которым подвязаны верёвочки. Качается гирька, дергается веревочка, и двигаются фигурки.

В Туле, Вятке, Курске лепили и красили нарядно разодетых барынь и кавалеров. На русском же Севере, в частности в Каргополье , где в основном жили земледельцы, делали фигурки крестьян и крестьянок, коров, лесных зверей. Глиняная игрушка

Одной из самых замечательных мастериц русской глиняной игрушки была У.И.Бабкина. Своими игрушками рассказывала Ульяна Ильинична о трудовых буднях села, весёлых народных праздниках. Лепила задорных танцоров, лихих гармонистов, добродушных крестьянок с полными блюдами кренделей, хозяек с корзинами в руках, кормилиц с младенцами, охотников и кузнецов, возчиков и всадников.

Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые игрушки- конечно, дымковские. Их изготавливают в слободе Дымково под Вяткой. Дымковская игрушка

Ещё в 19 веке многие путешественники с восторгом описывали забавный вятский праздник «свистунью». Во время этого праздника жители Вятки гуляли , плясали, пели и свистели в расписные свистульки из глины .

Знаменита своими игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Глина здесь не коричневая, а белая, она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных. А сколько разных узоров из точек, звездочек, полос и кружочков придумывают филимоновские мастера! Филимоновская игрушка

На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки. Каргольские мастера любят лепить крестьянок в платках и барынь в шляпках, идущих с базара с покупками, мужичков – гармонистов в лаптях и кафтанах. У них широкие лица и коренастые фигуры. Каргопольская игрушка

Особенно интересен каргопольский Полкан, или Китоврас, - получеловек – полуконь, древний персонаж славянских мифов.

Матрешка – наиболее известный и любимый русский сувенир. К 20 веку она стала символом русского народного искусства. Матрешка

Матрешку придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика – мудреца Фукуруму. Это была игрушка – неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла Фукурума, только поменьше.

И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японца Фукуруму. А кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще… С.В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда. Как же назвать красавицу? И назвали Матрешей, старинным русским именем. Так родилась матрешка – разъемная деревянная кукла.

Не только для русских, но и для жителей многих стран планеты матрешка стала поистине русской девочкой, символом всего русского и самой России.

В каждом городе, в каждой деревне мастера придумывают свои игрушки, не похожие на другие. Производство народной игрушки продолжает развиваться и в наши дни.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока по технологии для 4 класса на тему: «История игрушек»

Цель : дать представление о понятиях, соответствующих теме урока.

Задачи: научить выполнять задания в техниках, соответствующих теме урока.

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

- Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

– Ребята, а вы любите получать подарки? Ось Симметрия – тоже любит их получать. Давайте ей сделаем подарки своими руками!

Как вы думаете, какой подарок мы можем ей изготовить? (Композицию из симметричных деталей)5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.

9. Итог урока.

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Интерактивные технологии в обучении и воспитании

Курс повышения квалификации

Геймификация как универсальная технология развития внутренней учебной мотивации школьников


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Краткое описание документа:

Конспект урока по технологии для 4 класса на тему: «История игрушек»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 843 материала в базе

Материал подходит для УМК

«Технология», Лутцева Е.А., Зуева Т.П.

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Технология», Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
  • Тема: Студия «Игрушки»
  • Учебник: «Технология», Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
  • Тема: Весенние цветы
  • Учебник: «Технология», Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
  • Тема: Открытка с лабиринтом
  • Учебник: «Технология», Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
  • Тема: День защитника Отечества
  • Учебник: «Технология», Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
  • Тема: Плетёная открытка
  • Учебник: «Технология», Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
  • Тема: Студия «Подарки»
  • Учебник: «Технология», Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
  • Тема: Вышивка лентами
  • Учебник: «Технология», Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
  • Тема: Аксессуары одежды

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Технология и организация кухонь народов мира: особенности и традиции»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к конкурсам профмастерства WorldSkills Russia»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

Оставьте свой комментарий

  • 08.10.2021 296
  • DOCX 13.6 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ломиворотова Дарина Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

27 минут

«Морское приключение – игра-путешествие для детей от 4-х лет»

57 минут

«Игра в архитектуру. "Учимся рисовать эскизы зданий, мебели, интерьеров"»

29 минут

«Порядок проведения иммунопрофилактики в рамках национального календаря прививок»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Любишь ли ты играть? Несомненно, каждый ребенок ответит «Да». Кто-то любит плюшевого медвежонка, кто-то пожарную машину или даже компьютер. В повседневной жизни нас окружает множество самых разнообразных игрушек. Почти все игрушки родители покупают нам в магазине. Но вырастая в окружении игрушек, мы практически не знаем их истории. Нам стало интересно, в какие игрушки играли наши родители ? Как выглядели куклы в старину? Где люди брали игрушки?

ВложениеРазмер
istoriya_igrushki.docx 118.24 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел: социальноориентированный проект

Номинация: Забытые страницы

Работу выполнили: Пономарева Ирина Глебовна

Шейман Александра Владимировна

Костицина Ксения Алексеевна

Место учебы авторов: ГБОУ СОШ №31, 4 «Б» класс

Руководитель исследования: Фешкова Юлия Александровна, учитель ГБОУ СОШ № 31

Независимый эксперт: Рогозина Кристина Викторовна, учитель ГБОУ СОШ № 4

13 февраля 2017 г.

  1. Что мы знаем об игрушках. Игрушки наших родителей. 4
  2. Родина первой игрушки. 5
  3. Появление игрушек на Руси. 5
  4. Кукла – часть народной традиции. 6

Использованная литература 8

Любишь ли ты играть? Несомненно, каждый ребенок ответит «Да». Кто-то любит плюшевого медвежонка, кто-то пожарную машину или даже компьютер. В повседневной жизни нас окружает множество самых разнообразных игрушек. Почти все игрушки родители покупают нам в магазине. Но вырастая в окружении игрушек, мы практически не знаем их истории. Нам стало интересно, в какие игрушки играли наши родители ? Как выглядели куклы в старину? Где люди брали игрушки?

Решив ответить на эти вопросы, мы поставили перед собой цель:

- узнать историю русской игрушки.

-изучить историю возникновения игрушки;

- узнать как выглядела игрушка в старину, как ее изготавливали;

- сравнить современные и старинные игрушки;

- выяснить, отличаются ли игрушки наших родителей от современных;

-изготовить старинную игрушку своими руками.

Объект исследования: игрушка.

Предмет исследования: история игрушки.

Гипотеза: исследовав историю игрушки, мы больше узнаем о культуре своего народа.

- изучение научной литературы;

- работа со справочным материалом;

- опросы, беседы, анкетирование учеников, родителей.

- экскурсия в этнографический музей

1 . Что мы знаем об игрушках. Игрушки наших родителей.

Нам стало интересно, насколько хорошо наши сверстники знают историю игрушки, насколько важную роль занимают они в их жизни. Нами была составлена анкета и проведено анкетирование учащихся 2-4 классов. В нем приняло участие 64 человека.

Здесь мы приводим вопросы анкеты и результаты, выраженные в процентах:

1.Любите ли вы играть?

2.Твоя любимая игрушка:

Мягкая игрушка – 36%

3.Делаешь ли ты игрушки сам?

4.Знаешь ли ты, в какие игрушки играли твои родители, бабушки и дедушки?

5.Знаешь ли ты, какие игрушки изготавливали в старину?

6.Для чего, кроме игры предназначались куклы?

Смогли ответить на этот вопрос – 9%

Не ответили на вопрос 91%

Проанализировав полученные в результате исследования данные, мы пришли к выводу, что дети любят играть в игрушки, у всех есть своя любимая игрушка, многие ребята любят мастерить самостоятельно. Однако большинство опрошенных не знают игрушек своих родителей, затруднились с ответом на вопрос, какие игрушки делали в старину и имели ли они еще какое-либо предназначение, кроме непосредственно игры.

Мы провели опрос наших бабушек и дедушек и узнали какие игрушки были распространены во времена их детства.

Большинство игрушек делали своими руками. Например, «Буркало». В дощечке делали два отверстия и протягивали нить. «Буркало» крутили на веревке или нитке, и игрушка издавала низкий, «бурчащий» звук.

Любимыми игрушками многих мальчиков были деревянные лошадки. Машинки были деревянными или металлическими. Маленьким детям дарили кошечек и уточек на колесиках.

Некоторые бабушки и дедушки вспоминают о «бильбоке». Это игрушка, представляющая собой шарик из бумаги, прикрепленный ниткой к палочке. Шарик подбрасывали и ловили на острие палочки или в чашечку. Побеждал тот, кто мог поймать шарик наибольшее количество раз подряд.

А в какие игрушки играли наши родители? Мы обратили внимание на то, что игрушки конца ХХ века были скопированы с персонажей советских мультфильмов. Это Чебурашка и крокодил Гена, Винни-Пух, котенок Гав и другие. Наши мамы нянчили пластмассовых пупсиков, а папы мечтали о железной дороге. Большой популярностью пользовалась кукла Неваляшка и герои передачи «Спокойной ночи, малыши» - Хрюша, Степашка, Каркуша и Филя. Любимой игрушкой детей был плюшевый медвежонок.

Отличались и материалы изготовления. Раньше в большей степени использовались металлы (машинки), было много резиновых и пластмассовых игрушек.

Мы изучили много литературы и узнали, что:

2. . Родина первой игрушки.

Древнейшая игрушка – это кукла. Самых первых кукол, возраст которых свыше 4 тысяч лет, археологи находят в могилах египтян. Они представляли собой деревянный чурбанчик без рук и ног. Головы украшались париками из нитяных или деревянных бус. Однако служили эти куклы вовсе не детям, а взрослым и были связаны с религией. Египетские куклы приносились как дары умершему и были призваны скрасить его одиночество. Кукла как символ становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.

3. Появление игрушек на Руси

Самые древние русские игрушки были из глины или дерева. Деревянные игрушки были распространены среди восточно-славянских племен в IX веке. Это подтверждено находками археологов на территории древнего Новгорода. При раскопках в Новгороде, Старой Ладоге, на реке Ояти они обнаружили древние деревянные игрушки, хорошо сохранившиеся во влажной почве. Простейшие игрушки представляют собой слегка подправленные ножом сучки с неожиданными изгибами. Часто это плывущие птицы, настороженно вытянувшие шеи или нахохлившиеся.

Деревянными игрушками торговали на новгородских ярмарках наравне с сундуками и деревянными ложками.

Первое упоминание о деревянной игрушке в письменных источниках встречается в ХVII веке. Из этой записи можно узнать, что к «цареву двору» деревянную игрушку покупали в Троице-Сергиевском монастыре . Во время «Троицких » походов царским детям покупали также потешные возки, деревянных коней и птичек. Сто лет спустя, в 1721 году, в расходной книге мы узнаем, что детям Петра I «куплено в Москве на торгу разных игрушек… живства числом осьмнадцать — кони, коровы, олени, бараны, лебеди, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами.» Интересно, что игрушки, которыми играли и царские дети, и крестьяне были сделаны в одних и тех же мастерских.

Игрушки, сделанные мастерами, называли «потешными», так как они делались для забавы, игры. Это были «потешные» лошадки, оружие, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы.

4. Кукла – часть народной традиции

Кукла – это часть культурного наследия России, связанная с народными обычаями и обрядами. Ее история начинается с глубокой древности. Изначально кукла служила обрядовым символом, оберегом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку.

Раньше к любому торжественному событию в семье изготавливали куклу. За жизнь таких кукол накапливалось около сотни. Все они бережно хранились как очень большая ценность.

На Руси было принято делать куклу без лица. Считалось, что без лица она была предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил.

Крестьянские куклы делались для разных целей: для игры, как куклы –обереги и для обрядов.

Кукла-стригушка. Самая распространенная детская кукла. Ее делали из стриженой травы. Когда женщина выходила на работу в поле, делая такую игрушку ребенку, чтобы занять его. Иногда такую куклу использовали в лечебных целях, вплетая туда целебные травы. Ребенок вдыхал их запах, который оказывал лечебное воздействие.

Кувадка. Этих кукол вешали над колыбелью младенца. Кувадок должно было быть нечетное количество. Считалось, что эти куклы отгоняют от ребенка злых духов.

Крупеничка (или Зернушка). Это кукла оберег на достаток в семье, хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в крестьянской семье. При сборе урожая ее набивали гречишным зерном или пшеницей и ставили в красный угол. Люди верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет благополучным, сытым.

Столбушка (Скрутка). Кукла-оберег в русской народной традиции. Ее основа – скрученная в трубочку ткань или березовый столбик. Отсюда и название. Считалось, что эта кукла – помощник в душевной беседе. Ей можно пожаловаться на судьбу, высказать свои печали. Тогда жить станет легче и проще.

Берегиня. Эта кукла считается помощницей хозяйки дома, символ благополучия и достатка, образ замужней счастливой женщины. Эта кукла берет гармонию и счастье в доме.

Кукла –десятиручка. Кукла предназначалась девушке, недавно вышедшей замуж. Такую куклу дарили невесте на свадьбу, чтобы она все успевала, и в семье все ладилось. Эту куклу делали из соломы, травы, лыка и красиво оформляли.

Кукла –желанница. Наибольшим спросом и в наши дни пользуется кукла, исполняющая заветные желания. На Руси сокровенная куколка пряталась от посторонних глаз и хранилась в сундучке. Чтобы исполнилось желание, хозяйка повязывала Желаннице красивую тесьму или пришивала яркую бусинку. Затем подносила куколку к зеркалу и приговаривала: «Полюбуйся на себя красавица. Исполни за подарок мое желание».

Кукла - ловушка для снов. Охранительницу сновидений изготавливали непременно весной. Такую куколку обвязывали оранжевой ниткой, символизирующей солнечные лучи, а на груди красной ниткой вышивали обережный крест. Кукла «день-ночь» делалась из привязанных друг к другу фигурок из белой и черной ткани. Подвешенная возле кровати, она не только берегла ночной покой, но и заряжала энергией и радостью на предстоящий день.

Мы приняли решение провести презентацию нашего проекта на заседании школьного клуба «Эврика 31» и ответить на вопросы, которые вызвали наибольшие затруднения у ребят.

Также, набрав достаточно информации о старинных куклах, мы решили провести мастер-класс. Был изучен способ изготовления куклы-кувадки и проведено занятие в нашем классе. Под нашим руководством одноклассники сделали куклу и узнали ее историю. Всем очень понравилось. Полученных кувадок мы подарили первоклассникам.

3 февраля 2017 года мы посетили Российский этнографический музей, где проходила программа «Этнопарк». Там нас познакомили с традициями народов севера, населяющих нашу страну. В заключении программы мы участвовали в мастер-классе и научились делать хантыйскую куклу-оберег акань, которая по преданиям приносит счастье замужним женщинам.

Детство — это особый мир, в котором сочетается фантазия, игра и познание. В забавах ребенок учится общаться, получает бытовые навыки, развивает мышление и творческие способности. В мире взрослых игрушки имеют культурную и историческую ценность. Их коллекционируют и выставляют в музеях. История возникновения детских игрушек начинается до нашей эры. За несколько тысячелетий они прошли путь от простейших фигурок до произведений искусства.

Характеристика игрушки

Игрушками называют предметы, символизирующие объекты окружающего мира и предназначенные для обучения и развлечения. Их используют в учебно-воспитательной работе, психологическом тестировании и терапии, декорировании, прикладном искусстве.

В игру дети переносят ситуации, которые впервые наблюдают в жизни, выражают собственное отношение к ним. Изготовление игрушек — творческое хобби. В куклах мастера воплощают героев сказок, фильмов и мультфильмов, собственные идеи. Сборные модели автомобилей, кораблей, архитектурных миниатюр украшают интерьер.

История возникновения игрушек для детей

Дети играли с фигурками людей и животных за три тысячи лет до нашей эры, поэтому, когда появилась самая первая игрушка, историкам трудно проследить. С популярными в 20-21 веке йо-йо выполняли трюки еще древние греки.

В истории создания представителей современного игрушечного мира проще узнать, кто автор. Неваляшку оснастил «несгибаемым» механизмом технолог Нахабинской фабрики Иван Ефимкин, а «взрослую» куклу Барби изобрела американская бизнес-леди Рут Хэндлер.

история возникновения игрушки

Первые игрушки древности

Фигурки древних кукол вырезали из костей мамонта и мягкого известняка, изготавливали из перевязанных пучков соломы. Древнегреческие дети играли восковыми и глиняными игрушками. Лошадок ставили на колеса уже в 900 году до нашей эры.

У древнеегипетских кукол двигалась нижняя челюсть. На территории Индии археологи находили обезьянок, свистульки в форме птичек. В азиатских странах человеческие фигурки использовали в религиозных ритуалах.

Древние славяне делали кукольные обереги — мотанки, куватки. Они не только участвовали в играх девочек, но и защищали от болезней, берегли сон от злых духов. Мальчики играли с деревянными саблями и лошадками-качалками. В забавах дети готовились к взрослой жизни женщины-хозяйки и мужчины-воина.

Самая древняя игрушка — глиняный мяч. Его следы сохранились в пещере троглодитов вблизи французской коммуны Дуэ-ла-Фонтэн.

история возникновения игрушки

Появление мягких игрушек

История происхождения плюшевых мишек, собачек и зайчиков началась в 16-17 веке. Игрушки шили из ткани и набивали соломой. Их использовали как манекены и изготавливали только для аристократов.

В 19 веке советы по изготовлению детских игрушек печатали в модных журналах. Первое производство наладила немка Маргарет Штайфф. Женщина пошила игрушечных зверей для племянников. Ее работа понравилась соседям и вскоре Маргарет принимала постоянные заказы.

К делу подключились сестры и отец. Штайффы открыли мастерскую, а затем в 1902 году появился знаменитый мишка Тедди, названный в честь президента США Теодора Рузвельта.

история возникновения игрушки

А для чего же нужны игрушки?

Кроме развлечения и познания игрушки служат для всестороннего развития ребенка. Они сопровождают его с пеленок до школы, от развивающего коврика до настольных интеллектуальных игр.

Главные функции игрушек:

  • развитие логики, воображения, мелкой моторики;
  • помощь в выражении внутренних переживаний;
  • объединение с другими детьми в общей игре, социальная адаптация;
  • отвлечение внимания, повышение настроения;
  • заполнение времени ребенка.

Игрушек может быть не много, но разных. Игры помогают родителям лучше понять характер и способности ребенка.

история возникновения игрушки

Виды игрушек

Игрушечные предметы, фигуры и принадлежности различают по форме, предназначению, материалу и способу изготовления. Основные разновидности:

Читайте также: