Сообщение про романовскую игрушку

Обновлено: 04.05.2024

Глиняные игрушки

Глиняная игрушка – это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. Изделия из глины пользовались особым успехом у людей независимо от пола, возраста и статуса. Мастерами воссоздавались реальные или воображаемые предметы и образы, которые предназначались для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, являлись частью интерьера, украшением дома. Игрушки демонстрировали историческую сущность народов на протяжении нескольких столетий.

Описание игрушки

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеров-ремесленников и художников создают образцы глиняных изделий, придерживаясь многолетних традиций народа и пользующие популярностью вот уже не одно столетие.

Дымковская глиняная игрушка образовалась в 15-м столетии недалеко от города Вятка в слободе Дымково. Игрушки изготовлялись и расписывались только руками, поэтому среди них не найдёшь одинаковых и похожих друг на друга фигурок. Для нанесения орнамента использовали специальная смесь, в составе которой было яйцо, уксус и сухой анилиновый краситель. Главными элементами росписи являлись геометрические фигуры. Для создания узоров обычно использовалось яркие цвета и позолота. Формой Дымковской игрушки являются полые внутри фигурки изображающие животных, птичек, девиц и кавалеров. В давние времена готовые игрушки покрывали молочно-меловой смесью и уже, потом наносили краски. В современном мире мастера Дымковской игрушки предпочитают, используют для росписи краску на водной основе (гуашь), с добавлением яичного продукта или темперные краски. Вятская игрушка вот уже много лет считается народным искусством, отличительной чертой которого является яркость, красочность и индивидуальность.

Каргопольская игрушка появилась в г. Каргополь Архангельской обл. и была практически полностью утрачена. Благодаря мастерице-игрушечнице У.И. Бабкиной сохранились некоторые образцы. Она смогла воссоздать утраченный вид промысла и создать архаичную внешность, стилистику, типаж и методы росписи игрушки. Многочисленные фигурки (Берегиня, Полка, Бобка) и сюжетно-тематические композиции дошли до наших дней, и являются украшением музея народного творчества.

Филимоновская игрушка относится к середине 16 века. Промысел появился среди мастеров гончарного дела, проживающих в Тульской области. Лепкой игрушек занимались в основном женская половина населения и ребятня, используя местную пластичную глину. Со временем данное производство пришло в убыток и одни из последних мастериц проживали в деревне Филимоново. Одиночные и многофигурные композиции пользовались огромным спросом и покупались населением для эстетического удовольствия. Существовало более 50-и образцов филимоновской игрушки, среде них были фигурки людей и животных, целые тематические сюжеты. По своей стилистики фигурки имели вытянутые пропорции, были расписаны орнаментом, состоящим из геометрических фигур, в качестве красителей использовали синтетические краски.

Абашевская игрушка родом из села Абашево. В связи с тем, что большинство населения являлись староверами, то и игрушки носили в основном религиозные мотивы, например, оленьс необычными рогами олицетворяющие «дорогу к всевышнему». В середине 19 века изготовлением игрушки занялись мастера в одном их районов Пензенской области. Игрушки делались умельцами, каждый из которых придерживался истории, но и сам придумывал свои уникальные сувениры. Начиная с 30-х гг. изделия стали раскрашивать маслянистыми красителями, а сверху добавляли бронзовые или серебряные элементы. Хлудневская игрушка – это гончарный промысел, который начал своё существование в Калужской области, в деревне Хлуднево. Начиная с 16 века мастера, используя глину этих мест, лепили музыкально-шумовые инструменты и различные фигурки. Одна придуманная мастерицей фигурка могла содержать целую историю, и чтобы её узнать обладатель сувенира должен был повертеть игрушку и раскрыть скрытый замысел мастера. Ещё одной визитной карточкой Хлудневского гончарного промысла является «мокрый соловей» – это сосуд со свистком, звук из которого можно извлечь только налив в него воду. На сегодняшний день такие свистки делают в форме птичек.

В Липецкой области в селе Романово-Городище, где проживали бояре Романовы со своими крестьянами, возникло гончарное производство, где из глины местной добычи создавались цветная посуда, «романушки» (свистульки), и более 40 сюжетных Романовских игрушек, среди которых: летящие птицы, тройки лошадей, наездники, животные, люди и многое другое. Керамика Скопина – это изделия из глины и керамики, представленные в виде скульптур или игрушек. Появление промысла в 19 веке в Рязанской области в городе Скопине, связано с обнаружением залежей глины. Ещё во времена Древнерусского государства появились декоротивно-бытовая посуда и фигурки, отличающиеся своей простотой. Это были герои русских сказок в первую очередь драконы, и хищной птицы скопа.

Как играть?

В давние времена глиняные игрушки в форме фигурок использовали в качестве предметов для проведения ритуальных обрядов, связанных с сельскохозяйственным календарём. Известно, что например, свистулька выполняла функции оберега, и исходящий из неё звук обладал способностью отгонять злых духов. Изготовляли игрушку-свистульку к весне, к тому времени, когда славяне начинали праздновать «свистопляску» – самобытный праздник сопровождаемый свистом и плясками. Впоследствии, когда этот музыкальный предмет перестал выполнять вышеуказанные функции, он обрёл новый статус и его развитие пошло по двум направлениям.

В первом случае свистулька превратилась в музыкальный инструмент в виде сосудообразной флейты с десятком – окарину (гусёнок). А в другом варианте – стала народной игрушкой и могла быть представлена в виде птицы или целой композиции (филимоновская барыня со свистулькой-птицой под мышкой). Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей. Многочисленные образцы подобных глиняных изделий были найдены при раскопках на территории Киева, Рязани, Москвы, Коломны и других величественных городов России.

Плюсы и минусы

Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты три фигурки – это конь, птица и баба. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия. Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например, красный, означал огонь; жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца; зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос; белый издавна считался символом чистоты. Игрушки для детей создавались из расчёта возраста, соблюдались размеры, пластика, отсекалось всё лишнее, и оставалась одна суть. Фигурки были наполнены тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребёнка, вызывали эмоции и радость.

Новый век

До сих пор одной из визитных карточкой России является глиняная игрушка, которая является отражением русского культурного наследия. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, погружают человека в мир сказок, по-прежнему символизируя щедрость и безграничную доброту русской души. На сегодняшний день они уже не несут той функциональности и значения, что в прошлые века, но остаются объектом любования.

Плешковская игрушка

Плешковская игрушка — народный художественный промысел по изготовлению глиняной игрушки. О плешковской игрушке известно было уже в 17 веке. Промысел появился в селе Плешково Орловской области. Согласно историческим источникам вокруг деревни стояли густые леса, а в самом месте из-за скудности земли образовалась плешь. Так и появилось название деревни ¬– Плешково. Несмотря на отсутствие растительности и плодородных почв, на этом месте люди добывали замечательную глину, из которой делали горшки и квасники, а для детей лепили игрушки-свистульки, принимали участие в выставках и ярмарках, вследствие чего о плешковской игрушке стало известно не только на территории России, но и далеко за пределами нашего государства – в Германии, США, Италии и Франции. Местные жители утверждают, что раньше в данной местности в мае месяце люди отмечали необычный праздник «Свистунью». Звонкий свист игрушек-свистулек помогал жителям изгонять из своих домов и сердец нечистую силу, все злое и черное, что накопилось за зиму.

До сих пор на территории России мастера игрушечники изготавливают детские игрушки и свистульки, сохраняя народные традиции, передавая от одного поколения другому секреты ремесла и искусства создания игрушек, народные представления о красоте, природе и жизни. Форма игрушек полностью сохранилась с 18 века, современные мастера лишь немного усовершенствовали и видоизменили внешнее оформление, наделяя игрушку новым смыслом. Сегодня плешковская игрушка – это не просто детская забава и свистулька, она сохранила в себе архаичность, когда созданные образы использовались в таинственных магических обрядах и несли в себе образ богов, использовались в качестве оберегов домашнего очага.

Описание игрушки

Плешковская глина после обжига приобретает светло-розовый или бежевый оттенок с блестящими крапинками, благодаря слюде, входящей в ее состав. Глина обладает пористостью, из-за этого краска для росписи игрушек, впитываясь, оставляет на поверхности блеклые нежные тона, которые замечательно сочетаются с природным цветом глины. Мастера используют совсем немного красок, чтобы получились красивые свистульки ремесленнику необходимо нанести лишь несколько цветных полос или пятен. Цвета, обычно используемые для раскрашивания фигурок, – красный, синий, зеленый, реже желтый. Раньше использовали натуральные красители (тертый кирпич, смешанный с соком лопуха или конопли, сок ягод и первоцветов). Современные мастера используют уже готовые краски для росписи. Тем не менее, несмотря на насыщенный цвет, готовая краска, впитываясь в поверхность глины, приобретает нежный пастельный оттенок. Из-за своей структуры плешковская глина не требует дополнительного декора – небольшие поблескивающие вкрапления и так очень гармонично смотрятся. Большинство плешковских игрушек – свистульки, но изготавливались и обычные игрушки. Характерная особенность плешковских игрушек – расположение свистка, в фигурках людей свисток находится в руке. Форма игрушки цельная, без налепов и лишних деталей. Размер игрушки обычно не больше детской ладошки. Глаза, рот и нос персонажа делаются с помощью тонкой палочки надавливанием – получаются маленькие дырочки. Плешковские игрушки-свистульки отличаются от других простым внешним оформлением и лаконичностью. Образы, используемые в плешковской игрушке стандартны, как и в игрушках из других районов: женщина с младенцем на руках, фигурки животных и птиц. С давних времен эти образы наделялись языческим значение, олицетворяющим жизнь, любовь, благодать и пр.

Плюсы и минусы

Птицы (курицы, петухи и утки) – являлись оберегом, олицетворяли пробуждение жизни и природы, тепло и весну, являлись предвестниками богатого урожая. Лошади считались олицетворением плодородия, хорошей погоды. Бараны были знаком богатства, успеха, достатка. Коровы и козы предвещали плодородие, здоровье и счастье в доме. Фигурки женщин означали начало новой жизни и связь поколений.

Новый век

Исторически сохранены имена самобытных мастеров-игрушечников: Ольга Даниловна Малютина, Александра Михайловна Иванилова, семья Фроловых Александр Викторович и Наталья Николаевна, а также их дети Александр и Анна. Сегодня народные плешковские игрушки бережно хранятся в музеях Тулы, Смоленска, Красноярска, Сергиева Посада, Москвы, Новосибирска и даже Гессена (Федеративная республика Германия).

Романовская игрушка

Не было в России ни одного села или деревни где не процветали бы различные ремесла. А русский народный промысел по изготовлению глиняных игрушек был практически в каждой губернии России, индивидуальный и самобытный. Не была исключением и Липецкая губерния. Именно здесь, в селе Романово (сегодня с. Ленино), что в 15 км от Липецка, сформировался промысел по изготовлению глиняных игрушек-свистулек. В 16 веке территория данных земель принадлежала боярам Романовым, в основном ее заселяли крестьяне-переселенцы из села Вослебы Рязанской губернии. По историческим сведениям, именно они и принесли гончарный промысел на новую, богатую глиной землю. Древнейшие образцы игрушек, бытовой и кухонной утвари датируются 17 веком, они до сих пор хранятся в Липецком областном краеведческом музее. Липецкая земля богата гончарной глиной разных сортов и видов – черной, красной, желтой, белой, что позволяло гончарам широко разворачивать свое ремесло. Романовские игрушки очень ценились и были известны по всей России, их охотно покупали на базарах и ярмарках в городах и окрестных деревнях.

Описание игрушки

Первые глиняные романовские игрушки – это различные свистульки с двумя, четырьмя и более игровыми отверстиями в виде лошадок, оленей, баранов, петушков, а также небольшие фигурки барышень и всадников. Готовая игрушка после обжига покрывалась поливой или красилась краской, разведенной на основе куриного яйца. Основные цвета, используемые для росписи, неяркие и сдержанные – красный, желтый, зеленый, редко – синий, черный, малиновый. Романовская игрушка насчитывает более 40 различных сюжетов, каждый персонаж обладал обрядовым смыслом и являлся оберегом. Собака – охрана дома, индюк – детская игрушка, часто его подвешивали над люлькой малыша, козел означал хлебное изобилие и т.п. Уже в конце 19 века романовские игрушки полностью меняются как по внешней форме, так и по содержанию. Простые, миниатюрные свистульки значительно увеличиваются в размерах, достигая 30-40 см в высоту. Петушки и птицы приобретают высокий гребень необычной и причудливой формы, яркое оперение. Раскраска фигурок становится более яркой и броской.

Таким образом, маленькие свистульки становятся уже не детскими игрушками, а декоративными статуэтками. До петровской эпохи преобладали фигурки домашних животных и птиц, позже стали популярны фигурки людей: генералы, мчащиеся на тройках лошадей, изящные барыни в пышных нарядах, статные офицеры. Высшее развитие романовского промысла приходится на 19 век, это связано с популярностью Липецкого курорта, который посещала вся столичная знать, частыми посетителями были поэты, писатели, актеры, музыканты, офицеры, политические деятели. Постепенно всем привычная сдержанная поливная игрушка отходит на второй план, уступая первое место яркой, раскрашенной масляными и анилиновыми красками мелкой пластике, которая охотно покупается отдыхающими и заезжими гостями. Курортники старались привезти из этих мест яркий и оригинальный сувенир в виде декоративной, самобытной фигурки. Игрушка приобретает свой узнаваемый стиль: выделяются мельчайшие детали: у офицеров и генералов — эполеты и аксельбанты, шнуры и перевязи, медали, ордена и пуговицы, кокарды на фуражках; мелкие детали серебрятся; барышень украшают замысловатые головные уборы. Игрушка превращается в мини-скульптуры, становясь похожей на фарфоровые фигурки, распространённые в то время.

Как играть?

Детям наверняка будут интересны глиняные расписные свистульки, они привлекают своей яркостью и необычностью. Несмотря на свои миниатюрные размеры, глиняные свистульки мелодично свистят. Взрослые же считают, что хрупкие глиняные игрушки не подходят для игр маленьким детям. И совсем зря, глиняные игрушки яркие, необычные и самобытные, изготовлены из натурального материала, безопасного для ребенка. По мнению психологов и педагогов важно включать в игры ребенка самобытные, народные свистульки и фигурки. Предложите вашему малышу глиняную свистульку и он сам придумает, что с ней сделать. Так, яркая расписная птичка превращается и в самолетик и в ныряющую рыбку, и даже в оберег. Мелодичный свист по народным преданиям отгоняет злых духов.

Плюсы и минусы

В возрасте от 2 до 5 лет дети с удовольствием слушают сказки, которые развивают память и внимание. Необычный вид глиняных игрушек однозначно заинтересует ребенка, ведь дети привыкли к магазинным игрушкам, своеобразные глиняные игрушки станут прекрасным образцом для знакомства с русским народным творчеством. Кроме того, игрушками из глины можно не только любоваться, но еще и создать их самостоятельно, благо наша земля богата этим природным материалом. Занятия лепкой успокаивают, оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, снимают тревожность. В процессе лепки получается объемный предмет, именно благодаря этому лепка позволяет малышу представить образ, а потом создать его. Пытаясь как можно точнее создать выдуманный образ, кроха начинает активно работать сразу всеми пальчиками, что способствует развитию речи и мышлению, а также поможет в будущем при освоении письма и рисования.

Новый век

Производство

Игрушки романовских мастеров были представлены на выставках и ярмарках Москвы, Беларуси, Твери, Италии, Скопина, Воронежа. До сих пор работы этих авторов бережно хранятся в Санкт-Петербургском Русском музее, Московском Государственном Российском Доме народного творчества, других музеях России, Франции, Италии, Израиля, Польши и Китая. Сегодня любой желающий может попробовать себя в роли мастера-игрушечника, своими руками слепить свистульку в студии романовской игрушки г. Липецка.


Глиняные поделки села Романово ныне Липецкой области известны с XVI в. Принято считать, что гончарный промысел в Романове появился после того, как в эти края переселились крестьяне из села Вослебы Скопинского уезда Рязанской губернии и было это в XVI веке.

Эту глиняную игрушку в народе ласково прозвали по названию села — «романушка». О ней написано много статей и книг. С первого взгляда, она впечатляет своей выразительностью и разнообразием образов.

Романовская малая скульптура сохранила милую непосредственность и самобытность, праздничность и сказочность, не утратила поэтического строя.

Лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре — более 40 основных сюжетов насчитывалось уже по официальным упоминаниям в конце XIX века.

Барыня с ребенком. Романовская игрушка, Липецкая обл. 1919 г. ГМЗ Царицыно.

К перечисленному можно прибавить: птица-свисток, жаворонок, петух, козел ржаной, романушка-мать, конь, собака, индюк-оберег.

Все они имели и обрядовый смысл: собака — охранитель; индюк — игрушка для ребенка и оберег, её привязывали к люльке; козел ржаной — хлебное изобилие.

Позже появились образы утки, селезня, быка, коровы.

К наиболее поздним (начало XX в.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью.

Раскрашивается игрушка двумя способами: поливой и масляными красками. Полива бывает жёлто-зелёная, зелёная, коричневая. Позднее на смену поливе пришли разнообразные краски: красные, бордовые, зелёные, жёлтые и чёрные. Нередко раскраска дополняется серебрянкой.

Игрушка романушка. Всадник на коне.

История романовской игрушки

Романовской эта игрушка называется по названию села Романово. Там и в ближайших сёлах Пады, Хрущевка, Троицкое активно развивался гончарный промысел, лепили посуду и игрушки. В этих местах на высоком берегу реки Воронеж отличные месторождения гончарных глин разных сортов.

Не часто бывает, чтобы изготовление игрушек выделилось в отдельный промысел, но с романушкой произошло именно так. Игрушки ценили как малую скульптуру, их охотно покупали в городе и в деревне. Скупщики покупали и вывозили романушку далеко за пределы области.

Скорее всего, они и стали заниматься гончарным ремеслом, да и игрушки, если присмотреться, чем-то напоминают скопинские скульптуры.

Научный и искусствоведческий интерес к игрушки-романушки возник благодаря известному просветителю, подвижнику и краеведу Михаилу Павловичу Трунову (1867–1942 )и «Петровскому обществу». Игрушки стали покупать для коллекции. В отчете общества за 1909 год говорится:

В с. Романове, Липецкаго уезда, изстари существуетъ кустарный гончарный промыселъ и въ музее положено начало составленiю коллекцiи глиняныхъ игрушекъ, работы этихъ кустарей; игрушки эти оч. разнообразны, некоторыя работаются по стариннымъ формамъ, но въ последнее время старина заменяется новыми формами, конечно соответствующими переживаемымъ интересамъ: в последнiе годы напр. появились куклы, изображающiя японцевъ.

Этихъ игрушекъ въ музее имеется пока всего 21 №№ (даръ М. Н. Труновой), но желательно, чтобы члены Петровскаго О-ва оказали содействiе въ составленiи возможно полной коллекцiи и 23 апреля прiобрели для музея этихъ игрушекъ: въ этотъ день, единственный въ году, доставляется изъ Романова въ Липецкъ на ярмарку эти изделiя.

Именно тогда и начали собирать первые глиняные игрушки для Краеведческого музея и для других российских музеев.

Наибольшего расцвета романовский промысел достиг во второй половине XIX в., а вот к 1930-м годам промысел стал угасать. Новое развитие он получил в 1980-е, когда его стали изучать студенты Липецкого педагогического института.

В настоящее время современные мастера, опираясь на романовские традиции прошлых веков, возрождают древний игрушечный промысел Липецкого края.

Офицер. Традиционный сюжет. Полива.

Романовская игрушка очень разнообразна, мастера лепят более полусотни сюжетов — от глубоко традиционных животных, птичек-свистулек, всадников, до современных сиринов и медведей; от простых собачек, до объёмных композиционных выездов и повозок, запряжённых тройкой лошадей. Как и встарь, игрушка покрывается поливой или окрашивается краской.

Село Романово

История села непосредственно связана с династией Романовых и начинается в XVI веке. Земли Романовых в Скопинском уезде были разорены и тогда крестьян переселили сюда.

Образовалось городище, затем город Романов. Поначалу земли относились к Тамбовской губернии, а потом перешли к Липецкой. До сих пор иногда, в описаниях фондов музеев, в описании можно встретить, что игрушка — Тамбовской губернии.

С XVIII века город снова стал селом. После революции 1917 года село Романово переименовано в Ленино, так оно зовётся и сейчас.

За всё время существования села там процветал гончарный и игрушечный промысел. Угасание произошло с приходом технического прогресса и в связи с политическими переменами в стране после революции.

Есть предположения, что отказ кустарей от гончарного производства в этих краях связан с высоким налогом на гончарство.

Музыкальная игрушка

Романовская глиняная игрушка всегда была музыкальной. Это настоящие окарины, на которых можно наигрывать мелодии. Обычно свистульки имеют от двух до шести–восьми отверстий.

Поют в романушке и барыньки, и медведи, и диковинные петухи с огромными гребешками. Мастера утверждают, что именно местная глина даёт необыкновенные акустические возможности.

Курортный сувенир

Игрушка поначалу была довольно простой, лепили в основном образы домашних животных. На развитие сюжетности во многом повлияло открытие Липецкого курорта в XIX веке.

Игрушки стали яркими и более выразительными. Появились многофигурные композиции: сани с возницей, гуляющие пары в нарядных одеждах, тройки, шикарные диковинные птицы-индюки с пышными хвостами.

Каждый, кто приезжал на Липецкие воды, считал необходимым увезти красивый сувенир.

На сюжетность игрушки также ещё повлияла и мода на фарфоровые статуэтки. Появилось выражение «комодная игрушка». Барыни, офицеры, нянюшки и наездники — эти образы появились сразу в разных ремёслах — сергиевской игрушке, тульской городской и других, не обошли они и романушку.

Ильина С.В.

Как рождается крынка – я увидела ещё маленькой девчонкой восьми лет. Зачарованно и безотрывно смотрела на работу мастера, который на моих глазах накатывал жгутики и намазывал друг на друга, а потом происходило чудо — жгуты исчезали, несколько движений рук и появлялась крынка, горшок. «Волшебник» — подумала я…

Учителя

Выезд в два коня. Романовская игрушка. Мастер: С.В. Ильина

Через несколько лет Маркин В.В. и Гункин И.Ф. собрали ножной гончарный круг в кабинете, где проходил кружок и Иван Федорович стал сажать за него мальчишек — обучать. За гончарный круг он не посадил ни одну девчонку, только приговаривал: «Не бабское это дело, лепите игрушку». Мне оставалось только смотреть, слушать и самой лепить.

Петух. С.В. Ильина

Во время занятий Иван Фёдорович рассказывал о своей жизни: как заготавливали глину, как «мучили» её (замачивали), как лепили игрушки всей семьей от мала до велика, как обжигали. Для ребёнка это было серией сказок, воображение дорисовывало картинки к каждому рассказу.

Олень-древо с птичкой. Небесный покровитель молодых пар. Романовская игрушка. Мастер: С.Н. Ильина

По окончанию учебного года летом приходила к Ивану Фёдоровичу домой. К нему на практику приезжали студенты из ЛГПИ Художественно-графического факультета, и он проводил занятия у себя дома. Там я впервые увидела, что такое обжиг в горне (печь для обжига в земле), как игрушки и посуда меняют свой цвет при обжиге.

Ещё тогда, в детстве, я решила, что когда-нибудь у меня будет такая же печь. Когда Гункин И.Ф. перестал вести занятия по романовской игрушке в школе, их продолжал вести Маркин В. В., он и стал моим учителем и наставником.

Свой горн

В 2005 году мы с мужем поставили горн у себя на участке, предварительно изучив горн Гункина И. Ф. Земляной горн представляет собой яму, выложенную внутри кирпичом.

Растопка

Состоит горн из двух камер. Одна, нижняя, служит топкой, вторая – камерой для укладки изделий. Так называемая печь прямого огня. Первый же обжиг в печи показал, что пройдет не один год, прежде чем смогу овладеть процессом обжига. Выяснилось, что этот процесс несравним с простым подбрасыванием дров в костер. Это, если хотите, исследовательская работа —научиться качественно обжигать работы в горне.

Горн

В разных частях камеры, во время обжига может быть разная температура на 200-300°С. С одного обжига мы можем получить и пережог изделий, хорошее качества работы и недожог керамики. Изначально поставила себе задачу научиться обжигать в печи без помощи современных технологий — по старинке. Опираясь на воспоминания из рассказов Гункина И.Ф., частично свои воспоминания, выстраивала режим нагрева печи. Опыт работы в электрических печах с игрушкой уже был немаленький, оставалось его перенести на дровяную печь.

Работала в эти годы только с игрушкой, с одним видом глины и определяла температуру на глаз. Чтобы научиться относительно равномерно обжигать работы у меня ушло три года. По истечении этого времени пришло умение управлять температурой в любой части горна, поднимать и опускать её, делать температурные выдержки. Попутно изучала свойства пород дров, которыми приходилось пользоваться и их своевременное использование на разных этапах обжига.

Впервые случайно села за гончарный круг в 2005 году, выкрутив небольшой горшочек. Общение с опытными мастерами на выставках и фестивалях помогло приобрести большое количество информации о горнах, самодельных гончарных кругах, печах. В 2006 г. мне собрали самодельный электрический круг, и Маркин В.В. уговорил Петра Федоровича Гункина, брата Гункина И.Ф., давать мне уроки и поставить пальцы на круге.

В то время приоритетным направлением в моей работе была романовская игрушка, а гончарное ремесло лишь любительским интересом. Серьезно темой гончарства я занялась с 2010г. Гункина П. Ф уже не было в живых и пришло осознание, насколько ценными были те немногие уроки, что я получила.

Каждый местечковый промысел включает ряд движений и определённое положение рук для того, чтобы превратить глиняную массу в любую форму на гончарном круге. Для того чтобы отработать эти движения до автоматизма нужна только практика. Отличительной особенностью романовского промысла является жгутовой прием использования глины при изготовлении сосудов средних и крупных форм. Маленькие формы (кружки, миски, тарелки) вытягивали из комка глины. На круг набивается донце, которое выравнивается сразу. Затем накатываются жгуты, количество которых зависит от величины и высоты сосуда, который вы хотите выкрутить. Жгуты вмазываются правой рукой, в то время как ладошкой левой руки формируете внешнюю стенку сосуда. Нижний жгут примазывается очень тщательно к донцу. Дальше, вмазывая один жгут на другой, мы поднимаем стенки сосуда, на нужную высоту. Тщательно все смачивается водой, и, работая одновременно двумя руками, превращаем жгутовой « цилиндр», в однородную заготовку. Следующий этап — это придать заготовке нужную форму.

Гончарная утварь. С.В. Ильина

Липецкая земля богата залежами глин, разных цветов и составов. Одни богаты известняком и мелом, тощие и жирные. Посуда, которую мы изучала в фондах музеев Липецка, отличалась по цвету, соответственно была разной по составу глины. Где мастера копали глину? Какие местные глины смешивали? Спросить было уже не кого. Проще всего глину приобрести на профильном заводе, готовую к употреблению. Но это не местный материал, поэтому на протяжении нескольких лет была опробованы все глины Липецкого района. Работала с чистой карьерной глиной, смешивала разные виды глин, изменяла их пропорции в составе глиняной массы, обжигала изделия, сравнивала со старыми образцами. Работа не прекращалась, пока не добилась положительных результатов.

Со свинцовыми глазурями я принципиально не стала работать. Меня заинтересовал более старый и экологически чистый способ обработки посуды. Следующей задачей, которую я поставила для себя — были «синюхи».

Романовский промысел

Во время работы по поиску материалов в Государственном архиве Тамбовской области и Государственном архиве Липецкой области, встречались упоминания о мастерах Романовского уезда, которые в середине XIX в. возили работы по всей Тамбовской губернии. То есть промысел был достаточно мощным и богатым.

Паровоз в вагонами. Романовская игрушка. С.В. Ильина

Есть упоминания о том, что мастера производили около 90 видов посуды и участвовали в крупных ярмарках, представляющих Тамбовскую губернию. Мастера Романовского уезда упоминаются в справочнике по промыслам Тамбовской губернии – 1900г. издания. В 1921 году с. Романово переименовано в с. Ленино.

Водовоз с гармошкой. Романовская игрушка. С.В. Ильина

После 1920-х годов пока не найдены архивные упоминания о гончарном промысле, только об игрушечном. Встречаются краткие заметки в периодической печати. По рассказам Гункина Ивана и Петра Федоровичей, их отец и другие мастераперестали массово возить на ярмарки посуду и игрушки во времена коллективизации — конец 1930-40-х г. Облагали налогом не только каждый горшок на телеге, но и каждую игрушку. Нет реализации для мастера, нет и производительности. Многие бросили свои мастерские, и ушли работать на подработки, чтобы кормить семьи.

Мужик на козле с гармошкой. Романовская игрушка. С.В. Ильина

После Великой Отечественной войны 1941–1945гг. многие мастера не вернулись. И.Ф. Гункин — остался единственным гончаром на всю округу. Благодаря искусствоведам А.Н Фрумкину, Н.Ф. Вяткиной, которые обратили внимание на романовскую игрушку, а значит, привлекли внимание к работе и знаниям И.Ф. Гункина, появилась возможность возродить и романовский гончарный промысел.

Возрождение

Последние 60 лет гончарный романовский промысел был в тени игрушечного промысла, над возрождении которого работал не один десяток лет группа мастеров.

Выезд парочки с возницей. Романовская игрушка. С.В. Ильина

Первым делом были изучены фонды Липецкого областного краеведческого музея и Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства. Затем были поездки по окрестным селам, в дома культуры, при которых создавались уголки быта и мини- музеи. Знакомилась с коллекциями Липецких школ и гимназий, где на удивление есть даже акты о приемке и истории предметов.

Романовская игрушка7. С.В. Ильина

Благодаря этим энтузиастам, найдены образцы посуды, которых нет ни в одном музее Липецка. Подавляющее большинство — это обливная посуда. Документально установлено, что посуду и игрушку обливали уже с середины XIX века. Но, очевидно, по большинству старых образцов, даже если посуда была обливной, её все равно слегка чернили. Это была дань вековым традициям или мастера воспринимали посуду такой? Сейчас трудно сказать.

Офицер на коне. С.В. Ильина

Более поздние образцы (весь период работы И.Ф. Гункина) были только обливными, даже не было и намека на чернение. По рассказам старого мастера «синюхи» делал его отец — Федор Гункин. Часть отец делал обливными — это на рынок, часть синюшили для себя и для местных.

Благодаря сотрудничеству с искусствоведом Н.А. Прямковой и краеведом Липецкой области А.Ю. Клоковым были найдены интересные образцы посуды начала XX в., а самое главное — это были «синюхи». Опыт обжига игрушек в горне был, осталось восстановить процесс обработки «синюхи» на нашей местной глине, ну и конечно параллельно обучаться гончарному ремеслу.

Обжиг

Обжиг разделяют на окислительный и восстановительный. Окислительный — это обычный обжиг, который можно проводить и в электрических печах. Восстановительный — это томление посуды при определённой температуре без доступа кислорода. При этом процессе, посуда приобретает от серого ( часто неравномерного) до черного цвета.

Горн.

Цвет посуды зависит от температуры, при которой замазываются все отверстия, засыпается и перекрывается любой доступ кислорода. Имеют значения и дрова, которые закладываются перед закупориванием. У каждого мастера свои хитрости. Ушло несколько лет, чтобы освоить этот процесс, но результат до сих пор непредсказуем.

Гончарная посуда. С.В. Ильина

В этом прелесть горна, он может служить как обычной печью для обжига керамики, так и выполнять функции восстановительной печи. В последнем случае могут восстанавливаться металлы и соли, содержащиеся в глине. Оттенки на работах могут быть медными, серебристыми, бронзовыми, обычные глазури приобретают различные металлические и люстровые оттенки.

С каждым обжигом, открываешь что-то новое для себя, в себе, в своей работе.

Читайте также: