Советская игрушка морской бой

Обновлено: 02.05.2024

Навстречу Дню Военно-морского флота (в 2020-м году он празднуется 26 июля) - проводим "ревизию" развлекательных опций, которыми можно ознаменовать широкие празднества этого дня. Тех, кого интересует данный вопрос во всей его широте, отсылаем к нашему материалу " День ВМФ 26 июля: развлечения на праздник" ; здесь же вспоминаем самую известную игру в тему: "Морской бой"

Один из самых знаменитых игровых автоматов СССР «Морской бой» имеет весьма богатую историю. Именно с этой тактической игрушки, частично заимствованной в плане технологий у западных коллег, в СССР и начала развиваться игровая индустрия, призванная разнообразить досуг советских граждан.

Как появились советские игровые автоматы

Развитие отечественных игровых автоматов берёт старт ещё в 60-х годах XX века. Тогда делегация министерства культуры СССР с дружеским визитом посетила немало тематических парков в Японии, США и Германии. Чиновники внимательно изучали организацию, как самих точек развлечений, так и заводов, где проектировали аттракционы. После этой знаменательной поездки за границу, уже в мае 1970-го на территории СССР появились первые автоматы.

Выставочный зал игровых автоматов открылся в Сочи и проработал там полгода. Второй проект в это время был в Минске, а затем мигрировал на Рижское взморье: по факту он стал более востребованным (за 4,5 месяца более 1,5 млн. посетителей). До столицы автоматы дошли только к концу лета 1970 года — первый зал с зарубежными аттракционами появился в парке им. Горького.

После гастролей по крупным городам и финальной выставки 1971 года автоматы остались в СССР, поскольку власти выкупили все экспонаты. «Союзаттракцион» выбрал 30 популярных экземпляров и отправил их на отечественные заводы, чтобы запустить выпуск адаптированных аналогов. Тогда созданием первых моделей занимались 23 непрофильных предприятия оборонно-военного комплекса с мощными и передовыми технологиями.

Легендарный «Морской бой»

Специальное объединение «Союзаттракцион» поставило своей целью курировать разработку и обслуживание совершенно нового вида развлечений. В момент перестройки СССР уже выпускал около 6 тыс. аттракционов. Технически игровые автоматы делились на две группы: механические (или электро-механические) и электронные (на основе микропроцессоров).

Несмотря на частичный плагиат зарубежных копий, отечественной версии добавили отличия, продиктованные советской идеологией. Например, поскольку азартные игры были запрещены, то автоматы не предусматривали иных призов, кроме бонусных уровней за удачную тактику.

Однако к 80-м годам около 20% выпускаемых автоматов линейки уже были оригинальными. Принципиально свежие вариации придумывали в специальной лаборатории ЦНИЛАТ. Параллельно с созданием новых моделей, там также занимались социологическими исследованиями, адаптируя зарубежные копии под советские реалии и изучая влияние игр на людей.

Например, самый известный советский автомат «Морской бой» — дубликат американского «Sea Devil». В то время никто не следил за соблюдением авторских прав, многие игры просто переделывали на новый лад и выпускали под видом оригинальных идей. Поэтому тактическую морскую игру можно фактически считать не просто одним из самых первых, но и наиболее удачных проектов в игровой линейке СССР.

Принцип работы аппарата

«Морской бой» был самым популярным отечественным игровым автоматом, без которого не обходился ни один игровой зал. В основе данного развлечения лежала имитация торпедной атаки с подводной лодки. Так главным принципом работы аппарата стало использование зеркальных отражений объектов. Визуальная глубина создавалась благодаря специальным зеркалам, поэтому то, что человек видел корабль далеко на горизонте, было лишь иллюзией. На самом деле механизм находится практически вплотную к игроку (на уровне колен). Среди других характерных элементов автомата можно отметить:

  • перископ (для наблюдения и контроля над полем боя);
  • условные обозначения (кораблей и амуниции);
  • информационное табло (условия и правила игры);
  • выдвигающаяся подставка (для маленьких посетителей).

Непосредственно управление происходило через кнопку «Пуск» на правой рукоятке перископа, через который игрок видит всю панораму. На поле боя периодически возникали корабли противника, и при помощи поворота перископа необходимо было выбрать одну из 8 трасс. Затем нужно было учесть поправку на скорость движения фигурок, нажать кнопку и следить за подсвеченной торпедой.

При удачном попадании игрок слышал характерный звук и видел вспышку (взрыв), после чего корабль тонул или разворачивался и плыл обратно. В случае промаха судно просто продолжало движение в привычном направлении. Всего за игру разрешалось сделать 10 выстрелов торпед. Причём серьёзным минусом автомата являлся тот факт, что при определённой сноровке топить корабли было довольно легко.

Интересные факты из истории автомата

Одновременно выпускалось сразу несколько вариаций игровых автоматов «Морской бой» (как минимум 3 версии), которые отличались как визуально (цвет раскраски, картинки на панелях, виды кораблей), так и в плане конструкции (компоновка составных элементов, способы проецирования взрывов или надписей).

Во всех аппаратах при поражении 10 кораблей подряд игрок получал право на призовую (бонус) игру — 3 бесплатных пуска. В то же время существовали и небольшие читы: например, при максимальном повороте перископа вправо и влево (при обратном движении кораблей) можно было запустить «торпеду» прямо в момент выхода корабля из-за ширмы-укрытия, и тогда вражеский корабль 100% попадал под поражение.

Поклонники «Морского боя» досконально изучили возможности этих автоматов и знали многие хитрости игры. В некоторых моделях подводную лодку можно было поразить только, если попасть ей в хвостовую часть, а не в центр корпуса. А иногда обмануть аппарат получалось ещё при запуске: когда монету в 2 копейки с силой вбивали в монетоприемник, то автомат ошибочно принимал её за 15-копеечную и запускал игру.

Даже после спада популярности, интерес к автомату не угас. В 2007 году группа энтузиастов из Москвы (А. Вугман, А. Стаханов и М. Пинигин) захотели установить у себя в гараже «Морской бой». Они нашли старое устройство на помойке в Таганском парке, а затем в их коллекции появилось еще несколько аппаратов, которые им отдавали даром или приходилось выкупать. В итоге у друзей появилась идея открыть музей, где в любимые автоматы можно по-настоящему поиграть. Именно так возник Музей советских игровых автоматов, под который даже удалось получить отдельное помещение — подвал-бомбоубежище в общежитии МАМИ.

К началу 2020 года коллекция музея насчитывала уже 400 автоматов и обзавёлся филиалами в Санкт-Петербурге и Казани (но второй закрылся из-за нерентабельности). О реабилитации советских автоматов писали в международных путеводителях и брали интервью журналисты из CNN, Wired и даже The New York Times.

«Морской бой» считается культовым автоматом. Пускай по факту он был скопирован с американской игры, отечественный аналог очень полюбился советским гражданам и стал настоящим символом игровой эпохи в СССР.


Сегодня наступила вожделенная СУББОТА — и покажу вам одну интересную штуковину, попавшую мне на время в руки и сфотографированную для истории со всех сторон)) Ну, и чтобы бы прониклись этим магическим предметом конца 1980-х нужно осилить много букв)))) Итак поехали…Ностальгируйте, пишите, делитесь воспоминаниями…

Игровая приставка в кармане советского школьника – это, прямо скажем, незаменимая вещь. Можно убить время в любой очереди, можно скоротать скучное путешествие в общественном транспорте, можно даже очень интересно провести занудный урок на задней парте.
И пока жители просвещённого Запада 80-х годов ХХ века растили «Покемонов», гоняли в электронный футбол и довольно весело проводили время, у выходцев из бывшего СССР были газеты и кроссворды. Компьютеры были большими, недоступными и непонятными штуковинами, а читать в очередях книги или газеты об очередной победе мудрой партии хотелось далеко не всегда.
«Начинка» консолей серии «Game & Watch» была, можно сказать, примитивной – её легко скопировал технически отстающий СССР. Сегментированный ЖК-экран — если приглядеться, можно увидеть, что он содержит множество заранее установленных символов. Материнская плата и ПЗУ, с установленной на него единственной игрой. То, что в Японии было общедоступной ерундой, в Советском Союзе стало настоящим сокровищем. Кроме того, в портативную консоль входили две-четыре клавиши управления, в зависимости от игры. Кнопки выбора режимов – «игра 1» и «игра 2» были не везде, и, как правило, незначительно меняли сложность. Узнаёте? Всё это было скопировано подчистую.
Первые версии «советской игровой приставки» получились самыми знаменитыми. «Ну, погоди!» – примитивная поделка про Волка, который собирает яйца, катящиеся из четырёх лотков. Сопровождалось сие действие противным писком, вызывающим и сегодня зубную боль, а тогда казавшимся нам музыкой богов. Со временем яйца начинали катиться всё быстрее, и одновременно из разных лотков. Бытовал миф, что если набрать 100 или 999 очков, приставка покажет секретную серию мультсериала «Ну, погоди!», специально нарисованную для неё, и не предназначенную для ТВ.
Пиратская копия японской игрушки быстро разошлась по Советскому Союзу под брендом «Электроника», принадлежавшему Министерству электронной промышленности.
слову, игра «Ну, погоди!», является полной копией игры «Mickey Mouse MC-25». Советские инженеры даже не особо заморачивались с графикой – первая приставка должна была «прощупать» советский рынок на спрос со стороны покупателей. В оригинальной версии буржуйский Микки Маус стоял с плетёной корзинкой и ловил куриные яйца. Куриц было 4, две на первом этаже, две – на втором. При достижении 999 очков игра начиналась заново без какого-нибудь финала. Пропустив три яйца, пользователь проигрывал.

Скопировав электронную составляющую приставки, советские конструкторы столкнулись с другой проблемой – просто скопировать игры для неё было невозможно. Их, как минимум, нужно было перевести на русский язык, перерисовать графику… За дело взялись «Арзамасский Завод Радиодеталей», «Ангстрем», «Биллюр», «Микрон», «Октябрь», «Восход». Память платы содержала в себе примерно 50 статичных картинок – их было решено перерисовать. Кто сегодня вообще знает, что вместо игры «Nintendo EG-26 Egg» появилась «Электроника ИМ-13. Разведчики космоса»? «Переписанные» платы штамповались на заводах, и заключались в хорошо знакомые нам корпуса из металла и пластика. Советские граждане охотно расставались с 25 рублями – внушительной по тем временам суммой – чтобы ловить яйца, отбивать шайбы или путешествовать по космосу.

Всего с 1980 года по 1991 год Nintendo выпустила около десяти различных игр. Все они были подчистую скопированы в СССР. Граждане страны раскупили несколько миллионов приставок – практически все выпущенные тиражи – и требовали ещё. Заводской барьер преодолели уже к распаду Страны Советов. Пока одни стреляли из танков по дому правительства, другие сообразили, как работает и программируется 4-битный микропроцессор серии КБ1013. Технический прорыв ознаменовался тем, что на просторах свежеобразованного СНГ начали появляться игры, не имеющие западного аналога от «Game & Watch».
«Ну, погоди!» была продана в количестве свыше 400 тыс. копий. Министерство электронной промышленности СССР почуяло золотую жилу, и заводы заработали в полную силу. Второй версией игры стала «Электроника ИМ-03. Тайны океана». Игра копировала «Octopus OC-22». У этой версии консоль осталось только две клавиши управления – «влево» и «вправо». Игроки выступали в роли водолаза, который должен был уклоняться от щупалец гигантского осьминога. Задача игрока – встать на освободившееся от щупалец место. Следующая конечность – следующее место, всего шесть раз, чтобы дойти до сундука с сокровищами и так же вытащить его на поверхность. На всё про всё три жизни. Со временем, скорость игры возрастала.

Следующая поделка – «Электроника ИМ-04. Весёлый повар» копирующая «Chef FP-24». Играть предстояло за повара, который в сумасшедших условиях должен был готовить еду. За его движения отвечали всего две кнопки. Сверху экрана кошки бросали различные ингредиенты, вроде сосисок и рыбы – снизу это добро поджидали кот и мыши. Задача игрока – собирать продукты, не оставляя их мышам. Наконец, в 1989 году «Электроника» выпустила сразу две игры. «Электроника ИМ-09. Космический мост» предлагала игроку двигать платформу, на которую прыгали парящие в невесомости космонавты. Мост должен был доставить их из ракеты в луноход. Платформа двигалась только по одной оси – налево и направо. Вторая игра, под названием «MG-09 Space Bridge», в целом была полной копией первой, только созданной для экспорта.

Среди других игр, выпущенных сумрачными советскими инженерами, были подобные однотипные развлечения. Позже, когда учёные научились менять структуру платы и код программы, начали появляться уникальные игры. Одной из них стала «Электроника ИМ-10. Хоккей». Процесс всё ещё напоминал «Ну, погоди!», но шайбы нужно было отбивать уже снизу. «Электроника ИМ-20. Воздушный тир» предлагала игроку стрелять по платформам сверху. «Электроника ИМ-23. Автослалом» превращала игрока в пилота болида, который должен был обгонять четырёх соперников на одной из четырёх трасс. «Электроника ИМ-27» представляла собой космический тир, «Электроника ИМ-50. Весёлая арифметика» предлагала сыграть за Незнайку, который отгадывает правильные ответы при сложении цифр.

Пожалуй, самой интересной советской «игрой на экране» стала «Электроника ИМ-26» со сменными экранами. Верхняя часть карманной приставки представляла собой простой картридж, а нижняя – органы управления. Впрочем, ни одной оригинальной игры для этой консоли так и не вышло. Наконец, для фанатов паяльника и микросхем завод «Октябрь» выпустил электронный конструктор «СТАРТ 7250». В комплект входило два дисплея, материнская плата, несколько кнопок, корпус и прочие мелкие атрибуты. Умелый игрок мог собирать себе игры собственными руками. Впрочем, программный код был предустановленным – поиграл в одну, разобрал, поставил другой дисплей. В общей сложности, «Электроника» выпустила более 30 различных карманных игр. Тем не менее, по-настоящему уникальных игровых продуктов на советском пространстве так и не вышло – несколько самобытных проектов остались невостребованными.

В первой и второй частях этого поста рассказывалось о редких электронных игрушках времён СССР.
Третью, и наверно заключительную, часть поста я посвящяю уже не особо редким. Эти игрушки довольно часто встречались в магазинах "Детский мир", но т.к. цена на электронные игрушки часто зашкаливала, они были недоступны многим детям. Но от этого были только более желанны. И радость при получении такого подарка на Новый год или день рождения была просто неописуема.
Итак, продолжим!

Воздушный бой

Игра для 2х детей(взрослых), один управляет самолетом, другой - ракетницей. Колличество самолетов и ракет - ограничено. Питание - 4 батарейки

Морской бой

43

Электроника ИЭР-01

Автогонки — портативная игра 1983 г.

44

«Электроника ИМ-20» Суперкубики

Это наверное первый портативный Тетрис

Различные варианты луноходов и планетоходов










Радиоуправляемые автомобили





Автомобили с проводным пультом управления





Электрические Роботы с радиоуправлением

49

Правила дорожного движения

Разнообразная военная техника на пульте управления













51

Подводная лодка

52 Катер Нептун

Катер Нептун

53 Телеграфный аппарат

Телеграфный аппарат

54 электровикторина не знаешь - узнаешь

Электровикторина "не знаешь – узнаешь"

55 Электронный конструктор 1

Электронный конструктор

56 Юный водитель

Знаменитые «За рулём» и «Юный водитель»

57

Ну и в заключении оригинальный вариант знаменитой игры «Ну погоди!»

Недавно я прогуливался в парке и встретил своего приятеля с шестилетним сыном. Ребенок увлеченно управлял квадрокоптером. Мы с приятелем разговорились и вспомнили свое детство − нам, советским мальчишкам о таком развлечении не приходилось даже мечтать. Однако в СССР все же были радиоуправляемые игрушки. Не такие навороченные, конечно, как сейчас, но все же. Давайте вспомним некоторые модели.

Танки

Ну кто из советских мальчишек не играл в войнушку? Здесь очень кстати были радиоуправляемые танки.
Эти танки не отличались оригинальностью, но это было не важно. Главное − такие игрушки успешно создавали атмосферу военного времени, которая была так знакома в СССР.

Танк готов сражаться за Красную армию.


Еще одна модель из СССР. На самом деле «беспроводных» танков было мало, в основном встречались модели, управляемые через проводной пульт.


Стоит отметить, что внешний вид радиоуправляемых игрушечных танков был максимально приближен к реальным моделям.



Автомобили

Радиоуправляемые машинки были в арсенале, пожалуй, у каждого советского мальчика. Здесь разнообразие моделей поражает − игрушки были абсолютно разных размеров, цветов и модификаций. Когда своя машина надоест, можно было ненадолго поменяться с другом.
Автомобиль вираж. В коробке − само авто, инструкция и пульт.


Спортивная радиоуправляемая машина.




Луноходы

Всем известно, что тема космоса в СССР, да и в других странах была на пике популярности. Неудивительно, что одной из самых любимых радиоуправляемых игрушек для советских детей были луноходы.
Тогда они пользовались особой популярностью, поэтому было выпущено несколько модификаций.
Первый луноход 1982 года.


Луноход латвийского производства с проводным пультом.



А такой луноход даже был у кого-то из моих друзей.



Прочие интересные электронные игрушки

Помимо перечисленных радиоуправляемых моделей, советские детишки с удовольствием играли и в другие электронные игрушки. Вспомним несколько самых любимых.
Поговорим не только об игрушечном транспорте, но и немного о других советских электродевайсах.

Подводная лодка

Была не радиоуправляемой, а управлялась с помощью проводного пульта. Даже в ванне, думаю, было интересно запускать ее в плавание. Хотя, судя по длине провода, она была предназначена и для использования в водоемах.
Может, у кого из читателей была такая? Напишите в комментариях, насколько влагоустойчивой она была.



Катер «Нептун»

Эта модель вообще никак не управлялась. Катер работал от батарейки и плыл по известной только ему одному траектории.
Вот его бы я не рискнул запускать в речке. Только если привязав к нему страховочную веревочку.



Планетоход «Интеркосмос»

Во времена СССР планетоход «Интеркосмос» был чем-то невообразимым. К игрушке прилагался пульт управления и, конечно, инструкция.
Машина передвигалась в направлении назад-вперед, а также делала поворот на месте. Также игрушка была оснащена световыми эффектами.
Планетоход «Интеркосмос».



Кстати, подобные игрушки успешно выставляются для продажи на онлайн-площадки. За них можно получить вполне приличные деньги. Стоимость редких экземпляров доходит до 20 тыс. руб.

Воздушный бой

Одновременно в игре могли участвовать только два человека. Один должен был взять на себя управление ракетницей, а другой − самолетом. Родители разрешали своим детям играть в «Воздушный бой» только дома.
Иначе − ценная игрушка могла быть испорчена мальчишками во дворе. Работала игра от батареек.
Одна из модификаций радиоуправляемой игрушки «Воздушный бой».



Морской бой

Большинство советских ребят играли в морской бой традиционным способом − на бумаге, но в глубине души мечтали об электронной версии.
Только избранным мальчишкам посчастливилось стать обладателями настольной игры «Морской бой». Ради этого они были готовы на все − хорошо себя вести, учиться на отлично и помогать родителям по дому. Естественно, игрушка предназначалась для двоих человек.
Каждый квадрат является аналогом рабочего поля на бумаге.


Так выглядит игрушка «Морской бой» с расставленными кораблями.



Чижик

Электронная игрушка «Чижик» предназначалась для знакомства детей младшего возраста с музыкальными инструментами. Клавиатура состояла всего из двух октав, но для освоения азов музыки этого было вполне достаточно.
Представляю, как болели головы родителей после пары часов игры их чада с такой игрушкой.
Выглядит почти как настоящее пианино.

еще

еще

еще

еще

Морской бой, да! Помню я копил пятнадцатики на него. Помню даже запах этой резины на перископе, до сих пор!

А я знал секрет, просто ставил перископ в угол до упора и как только корма проходит черту пускал торпеду, в самом угу шел подрыв, постоянно играл в бонусную игру:)

Игровой автомат "Морской бой" устанавливался в зонах отдыха нескольких проектов атомных подводных лодок, например проект 941, проект 949А. Про эти проекты точно знаю, так как сам видел. На многих проектах тоже устанавливали, но на каких точно не знаю. Да, и бонус - 15 копеек бросать не надо было. Кнопку нажать только.

Больше всего людил Морской бой, магистраль и снайпера. Помню как бабка меня гнала от автомата потому что выбивал постоянно призовые игры в снайпера и не давал никому играть. А ей баблосы нужно было зарабатывать.

Помню у нас в парке был павильон игровых аппаратов,по 15 коп.Пропадал там целыми днями,и помню привезли первую видео игру,очередь на нее с утра занимали,не помню как она называлась,может кто то напомнит,Лягушонок прыгает по замку преодолевая ловушки.

Если честно Морской бой скучноватый. корабли шли с одинаковой скоростью. Если не дёргать перископ и дождаться, когда корабль своей серединой встанет на одну из вертикальных полос на перископе, пускается торпеда и звиздец лоханке

Всегда была надежда чегой-то вытащить.:)

МУЗЕЙ ИГРОВЫХ АВТОМАТОВ

Ну не совсем пропали. Просто видоизменились согласно времени и прогрессу. У нас в кинотеатрах несколько разновидностей есть и в ТРЦ встречаются. Но не то конечно.

Читайте также: