Советский луноход игрушка электроника

Обновлено: 01.05.2024

Все современные шутки, что "в советское детство игрушки были деревянными и наглухо привинчены к полу", конечно же, абсолютно несостоятельны: ассортимент игрушек разного целевого назначения был по-настоящему огромен и разнообразен.

Но совершенно отдельную нишу занимали так называемые "умные" игрушки, которые предназначались не просто для развлекательных целей, а способствовали приобретению каких-либо навыков или развитию определенных умений. Некоторые из таких игрушек были довольно дорогими, в продаже встречались эпизодически и нередко случалось такое, что на весь большой двор с кучей ребятни находился всего один-единственный владелец подобный редкости.

Конечно же, хозяин вожделенной игрушки моментально приобретал весомый авторитет и "водиться" с ним мечтал каждый сознательный участник дворовых игр :) Наряду с радиоуправляемыми машинками, электромеханическими прибалтийскими игрушками и вожделенной игрой "За рулем" умением придавать авторитет владельцу славились различные планетоходы-луноходы. Космическая тематика вообще в советское время была очень популярной во всех областях жизни, что же касается детских игрушек - тут к ней наблюдался повышенный интерес.

Далеко не все советские игрушки со "сложной начинкой" имели в своей основе отечественные разработки. Так, например, невероятно популярный "Луноход" (он же - "Планетоход"), увидевший свет в далеком 1982 году, был довольно близкой копией американской игрушки BigTrak, появившейся на три года раньше советского варианта.

Но. как бы то ни было, в то время это была, пожалуй, одна из самых "умных" игрушек в СССР, которая в доступной и ненавязчивой форме помогала ребенку познакомиться с азами информатики. Ведь в отличие от большинства других самодвижущихся игрушек, "Луноходу" для движения требовались четкие указания-программы.

Клавиатура игрушки была очень простой: клавиши пульта, напечатанные на листе бумаги, были прикрыты прозрачной защитной пленкой; нажатие на них сопровождалось звуковым сигналом. Луноход мог выполнять шесть команд: движение вперед, назад, вправо, влево, стоп и лазер. Команды для движения управляли двумя электромоторчиками, а команда "лазер" включала лампочку и миниатюрный громкоговоритель.

Но все было бы слишком просто, если бы игрушка могла ездить по заданному кнопочкой направлению. Настоящее обучение информатике начиналось с использования кнопочек с цифрами, которые также присутствовали на клавиатуре лунохода. Каждая задаваемая игроком команда должна была сопровождаться определенным коэффициентом, обозначающим длину отрезка, на который луноход продвинется по заданию играющего.

Каждый отрезок - это 25 см, и если ребенок хотел, чтобы луноход проехал 2 метра вперед, ему нужно было задать команду ВПЕРЕД с коэффициентом 8. При поворотных командах игрушка рассматривала коэффициент в градусах (единица - это примерно 4 градуса, и игроку приходилось упражняться в вычислениях, чтобы задать игрушке нужный градус поворота).

Причем, чтобы обеспечить точность этим вычислениям, ребенку нужно было учитывать еще и особенность той поверхности, по которой катается луноход. Например, играя во дворе и гоняя игрушку по асфальту, колеса будут иметь хорошее сцепление с его поверхностью, а вот если луноход катается по натертому скользкому паркету, там лишний заданный градус поворота может заставить его крутануться слишком сильно.

При остановке лунохода команда СТОП путем заданного коэффициента определяла, на какое время игрушка должна остановиться. Примерно тот же алгоритм работал и при использовании команды ЛАЗЕР: например, заданный коэффициент 1 означал, что луноход ненадолго остановится, даст вспышку лампочки и один звуковой сигнал, а коэффициент 5 заставлял игрушку остановиться на более длительное время, дать пять вспышек и пять звуковых сигналов.

Все эти команды можно было чередовать в любой последовательности, и играющей поневоле увлекался составлением оптимального алгоритма, чувствуя себя самым настоящим программистом. Существовала возможность почувствовать себя и программистом "продвинутого" уровня, используя при создании программ циклы, т.е. заставляя то или иное действие (цепочку действий) повторяться заданное количество раз.

У лунохода цикличность была ограничена всего лишь двумя повторами - для этого имелась кнопочка х2, но начинающему программисту этого было вполне достаточно. Т.е. если играющий нажмет эту кнопку, то вся заданная им последовательность команд будет выполняться дважды. Журнал "Наука и Жизнь" 1988 года приводил даже схему, чтобы помочь владельцем луноходов разобраться с особенностями команд и использованием циклов.

Кстати, в отличие от своей заграничной версии, отечественный Луноход имел огромное преимущество: он был оснащен датчиком столкновения с препятствием. Сама по себе игрушка была дорогой (27 руб.) и дефицитной, но и батарейки к ней купить было не так-то просто. поэтому замысел разработчика был прост: если игрушка наткнулась на стену или уперлась в ножки шкафа, нечего ей буксовать, расходуя батарейки, пусть лучше питание у нее отключится.

Правда, неудобство в этом тоже было - при отключении питания из простенькой памяти устройства стиралась заданная программа, вынуждая игрока набирать последовательность команд заново. Хоть максимальная длина программы и составляла всего лишь 16 пунктов, однако подобное обстоятельство нередко вызывало досаду.

К слову сказать, дети осваивали азы программирования намного быстрее, чем большинство взрослых, которые подолгу крутили в руках инструкцию и быстро осваивали лишь самые простые команды вроде ВПЕРЕД или НАЗАД :))

Сегодня мне хотелось бы рассказать о модели лунохода программируемой самоходной, как написано на ней самой. О том, что такая игрушка существовала я знал только по слухам — друг рассказывал что в детстве у него была подобная. Внешний вид представлен на рис.1.

вид сверху


Рис. 1 Внешний вид лунохода
Всех заинтересовавшихся прошу под кат, где будет рассказана история знакомства и возвращения лунохода к жизни. Осторожно, под катом достаточно много фотографий.

Волею судеб доводится работать преподавателем в Ивановской государственной текстильной академии ИВГПУ. В один прекрасный день мой тогда еще студент, а ныне аспирант Сергей Баженов принес данное чудо техники, поскольку на кафедре мы занимаемся различными работами в этой области. Я сразу понял что это именно тот робот, о котором упоминал мой друг (как оказалось позднее, это действительно был он). Робота Сергею тоже кто-то отдал, со словами, что он полностью работоспособен. Внешний вид давал надежду на то, что он действительно запустится без проблем. Вид спереди представлен на рис. 2.

вид спереди


Рис. 2 Вид спереди

Осмотр показал, что это Модель лунохода программируемая самоходная ЭЛЕКТРОНИКА Заводской №476, дата выпуска аж ноябрь 1986 года, цена 27 рублей (рис.3).

бирка


Рис. 3 Бирка с информацией

От этой информации лично я испытал небольшой шок — такое чудо разработали у нас? Однако небольшой поиск принес и небольшое разочарование, это клон игрушки BigTrak.
Желания его запустить это однако не уменьшило. Были закуплены батарейки, установлены в отсек… (рис. 4) и нас ждало небольшое разочарование, робот не реагировал ни на какие операции.

батарейный блок


Рис. 4 Батарейный отсек

Оказалось, что мы забыли еще одно место установки батареи питания типа крона для питания платы устройства (рис. 5).

отсек под крону


Рис. 5 Отсек для установки «кроны»

Однако и это не помогло, контакты были сильно окислены, а вскрытие корпуса также выявило несколько оторванных от платы проводков (рис. 6)(один точно был, другой пациент, вероятно, получил после вскрытия).

вскрытый корпус


Рис. 6 Внутреннее устройство лунохода

На фотографии вскрытого робота (рис. 6) хорошо видно его устройство. Слева (на рис. 6) черный бампер, расположенный спереди, соединенный с микропереключателями которые позволяли отключать игрушку при ударе в препятствие. Там же расположились динамик а выше лампочка. В центре находится блок управления (рис. 7).

блок управления


Рис. 7 Блок управления

В задней части (на рис. 7 справа) клавиатура для программирования команд роботу. Под клавиатурой располагается блок с батарейками (рис.8).

откинутая клавиатура


Рис. 8 Фото с откинутой клавиатурой

После вскрытия прошло достаточно большое количество времени, в течении которого внутри боролись два желания — установить Raspberry Pi и Arduino и полностью модернизировать робота и желание сохранить первозданную красоту модели. В конце концов победило желание оставить его как память в том виде в котором он к нам пришел, только восстановить его работоспособность.

И вот в эти длинные выходные было выделено время для восстановления. Были обратно запаяны отвалившиеся провода, зачищены окислившиеся контакты. И о чудо — аппарат ожил, после нажатия на кнопку «Тест» он зазвучал и не просто зазвучал, а поехал, правда одним правым колесом. После небольшого толчка пришло в движение и левое. Пришлось перейти к вскрытию привода, благо по ремонтопригодности он на высоте (как и многие другие советские изделия, с которыми приходилось сталкиваться) (рис 9-12).

вид снизу с вынутым блоком


Рис. 9 Вид снизу с отсоединенным приводом

приводной блок перед вскрытием


Рис. 10 Привод перед вскрытием

приводной блок


Рис. 11 Внешний вид приводного блока

блок правого двигателя


Рис. 12 Блок правого двигателя

Вскрытие приводного блока (рис. 11-12) показало интересную схему определения пройденного расстояния. В одну из шестеренок установлено несколько магнитов (рис.12, красная шестеренка), а рядом установлен геркон (сам геркон и оторванный контакт вы можете увидеть на рис. 13). Для синхронизации оборотов обоих редукторов при прямолинейном движении на валу обоих моторчиков стоят прямоугольные магниты (для правого дивгателя представлен на рис. 12 слева).

геркон


Рис. 13 Геркон

К сожалению вскрытие показало, что в нескольких местах у шестеренки левого колеса сломаны зубья. Однако и сейчас робот вполне функционирует, о чем свидетельствует видео, представленное ниже.

Небольшой обзор показал что на сегодняшний день BigTrak производят наши вечные друзья китайцы (куда же без них).
Более того, существует реинкарнация BigTrack и новая версия с камерой и управлением через телефон.

Работа над восстановлением лунохода будет продолжена уже совместно со студентами (необходимо заменить шестеренку, проверить контакты, идущие от геркона), и он займет свое почетное место на кафедре системного анализа наземного транспорта и технических систем.

Советские игрушки из СССР. Марсаход и луноход Игрушки, Детство, Ностальгия, Воспоминания из детства, СССР, Россия, Длиннопост

У меня был луноход, с двумя серебристыми фигурками. Главная проблема была - батарейки купить.Их не было нигде. Отана! Я привез батарейки! Всегда вспоминаю.

Вот, тоже игрушка времён СССР =)

марсАход, что за FFUUUUUUUUUUUUUUUck.

Луноход был и была подводная лодка, запускали в ванной с братом. Батарейки эт да.. когда мама покупала, был праздник дома.

Был планетоход, бесило что надо бегать за ним-кнопки управления на недлинных проводках сзади были. мечтали , чтоб без проводков , сам катался аппарат. 35 лет назад.

Антенна у верхнего лунохода потерялась, во время движения крутилась.

луноход был у меня. Еще в то время, когда на игрушках не экономили, так что ноги у него были стальные, штампованные, оцинкованные, с оранжевыми пластиковыми опорами.

Воспоминания о жизни нашей семьи во время ВОВ (часть 5)⁠ ⁠

КАК МЫ ЖИЛИ В ПАРБИГЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

КАК МЫ В ВОЙНУ УЧИЛИСЬ

Здание школы, в которой я учился в Парбиге, было построено в 1936 г. Сначала это была семилетняя школа. С 1940 г. она стала средней школой. Первый выпуск из 10-го класса был в 1943 г. Парни после 10-го класса были призваны в армию. Школа размещалась в большом одноэтажном деревянном здании недалеко от нашего дома и располагалась к нему длинной стороной. Особенностью школы было то, что классы были расположены вдоль одной стены, а их двери выходили не в коридор, а в зал со сценой. При необходимости в зал выносили стулья и скамейки и проводили различные мероприятия.

Воспоминания о жизни нашей семьи во время ВОВ (часть 5) Память, Воспоминания, Великая Отечественная война, Воспоминания из детства, Детство, Прошлое, Мемуары, Биография, 40-е, Вторая мировая война, Оккупация, История, Рассказ, Авторский рассказ, Длиннопост, Текст, Школа, Учебник, Враг, Народ, Жвачка

Старое здание Парбигской средней школы. Послевоенный вид (фото из открытых источников)

Чтобы попасть в школу мне надо было пересечь узенький переулок и пройти вдоль забора большого школьного огорода. Меня хотели принять во второй класс, так как в1941 - 1942 учебном году я почти не учился. Но отец предложил проверить мои знания за второй класс. Я проверку прошёл, и меня приняли сразу в третий класс. В школе был введён пропускной режим. Школьникам выдавали пропуска. До начала занятий около входных дверей стояли ученики старших классов с винтовками и проверяли пропуска. На переменах этих часовых уже не было.

В школе изучали и военное дело.

Обучение школьников осложнялось несколькими обстоятельствами, характерными именно для сибирской глубинки: отсутствием обеспечения учебниками, отсутствием электрического освещения, недостаточным питанием многих учеников, недостаточным обеспечением квалифицированной медицинской помощью.

Преподавателями физкультуры в большинстве были фронтовики, которые после ранения или контузии были уволены из рядов армии. Отношение к фронтовикам учащихся и населения было очень хорошее, их считали героями. Со старшеклассниками на занятиях проводили военные игры, только вместо реального оружия были деревянные макеты. Для придания им большей реальности на макеты пулемётов и автоматов ставили трещотки в виде выпиленной из дерева шестерёнки, к которой одним концом прижималась тонкая деревянная пластина, закреплённая другим концом на месте затвора. При вращении шестерёнки за рукоятку конец пластинки перескакивал с зуба на зуб, и раздавался треск. После игр следовал разбор, на котором преподаватель физкультуры оценивал действия командиров-школьников. Учеников младших классов тренировали на школьном стадионе, учили ходьбе строем, перебежкам, ползанию по-пластунски, метанию гранат, в классе изучали устройство винтовки Мосина, даже разбирали и собирали её затвор. В ту зиму у меня было только осеннее пальто. В результате лежания на снегу при сибирских морозах (минус 20 градусов считались вполне комфортной температурой) я простудился и тяжело заболел. Об этом я писал раньше. Надо отметить, что я был довольно-таки хилым ребёнком и часто болел и в довоенное время. После выздоровления меня освободили от занятий по физкультуре, проводимых зимой на улице.

Учебники не выдавали. Ученики пользовались старыми учебниками, оставшимися от довоенного времени, даже изданными до 1937 года. В них были помещены фотографии осуждённых маршалов, но эти фото были многократно перечёркнуты. На них было крупно написано от руки: «Враг народа». Учебников было мало, на всех не хватало. Поэтому для подготовки к урокам объединялись в группы, как правило, на дому у владельца учебника. Лично у меня учебников не было, но я после нескольких занятий в группе на дому перестал их посещать, так как там больше было разговоров, чем занятий. Я запоминал, что говорил учитель на уроке. С чистой бумагой тоже было сложно. В бухгалтерии чистой бумаги не было и документы писали на книгах, писали даже на «Капитале» К. Маркса. Мать говорила: «Составляешь документ и зачитаешься». Мне запомнился интересный момент. В бухгалтерии оказался учебник по геометрии, весь разграфлённый под таблицы и исписанный. Этим учебником я и пользовался.

Для освещения мы в школе использовали коптилки. Коптилка это самодельный светильник. Она представляла собой маленький пузырёк с фитильком. Фитилёк изготовлялся из ниток или тонких полосок ткани, сплетённых как девичья коса. Он вставлялся через пробитое в пробке пузырька отверстие. Если пробки не было, то вырезали круглую пластинку из тонкой жести, обжимали вокруг горлышка пузырька, в середине пробивали дырочку, и в неё вставляли самодельный фитилёк. В пузырёк наливали керосин. Фитилёк горит длительное время, только надо его периодически вытаскивать наружу, вверх. Свет от коптилки получался как от небольшой свечи. Он был достаточен, чтобы освещать половину или всю парту. Ученики приносили коптилки с собой в школу, ставили на парту рядом с чернильницей и работали при их свете. Керосиновая лампа была только на столе учителя. Я считаю, что во время войны коптилками пользовались в школах не только одного Парбига.

Нормально питались дети из семей, которые имели своё хозяйство, засаживали огород картофелем и овощами, а также содержали скот: обычно корову, свинью, кур, гусей и другую живность. Не имеющие своего хозяйства, а таких было много среди эвакуированных и депортированных (в основном из прибалтийских республик), систематически недоедали. В магазинах по карточкам отпускали (продавали) только хлеб, хотя карточки выдавали и на другие продукты. Наибольшая суточная норма для 1-ой и 2-ой категорий составляла для рабочих 800 и 600 грамм, для служащих меньше (500 и 400 грамм), для иждивенцев 400 и 300 грамм. Мы снабжались по 2-ой категории.

При школе был огород. Но возделывали не картофель, что можно было ожидать, а свёклу, но не столовую, а белую (кормовую или полусахарную). Скорее всего, кормовую, но следует учесть, что она содержит много калорий, витаминов и микроэлементов, поэтому весьма питательна.

На большой перемене школьникам выдавали кусочек чёрного хлеба (как сейчас нарезают в столовых) и кусок варёной свёклы. Нарезать буханку хлеба на порции поручали кому-то из учеников, выбираемых всем классом по представлению учителя. В нашем классе это было поручено мне. Из-за этой обязанности у меня не состоялась дружба с одноклассником из семьи руководителя одной из организаций. Он вызвался помогать мне, а через некоторое время предложил при разрезании буханки хлеба на порции (её резали не в классе) отрезать один лишний ломоть, потом его делить пополам и съедать до того, как мы хлеб принесём в класс, а там съедать ещё по порции вместе со всеми. Я отказался, и наша дружба прекратилась.

В частных домах и в большинстве учреждений туалеты были типа «сортир» и располагались на улице. В самых важных и больнице они были в помещении, но под ними всё равно была выгребная яма. Никакой канализации не было. Мужской туалет школы был такого же типа и располагался тоже на улице. Но зимой им пользоваться было нельзя, так как экскременты из отверстия (очка) выпадали примерно в одно место, и из-за большого количества пользователей из них постепенно намерзал столб и закрывал очко. Моча вокруг него и на нём тоже замерзала и не сливалась в выгребную яму. В результате туалет превращался в каток, только залитый мочой. Поэтому ребятня на переменах справлять малую и большую нужду бегала в лесок рядом со школой. Не только туалетной, любой другой бумаги не было, поэтому подтирались подручными средствами. Вроде неудобно об этом писать, но это характеризует уровень комфорта во время ВОВ. Самым распространённым средством был снег. Набирали пригоршню, чуть сжимали, дальше всё ясно. Некоторые умудрялись набирать из под снега старую траву, использовать ветки пихты. Единицы подтирались пальцем. Но таких, если замечали, то дразнили. Для этого использовалась стандартная дразнилка: стыд, позор на всю Европу, кто подтирает пальцем жо…Весной, летом и осенью с этим делом проблем не было, использовали пучки травы и листьев.

Следует отметить, что такое положение с туалетами в некоторых регионах сохранялось длительное время, в деревнях сохраняется до сего времени почти повсеместно .В 70-е и 80-е годы прошлого века я часто ездил в командировки в различные регионы РФ, с туалетами было аналогичное положение. Например, во время командировки зимой в Березниках Архангельской обл. я устроился в общежитии. Там туалет, располагавшийся внутри помещения, от самых входных дверей был фактически катком, залитым мочой. Но им всё равно пользовались, так как леса рядом не было. Так что туалетная «экзотика» во время ВОВ определялась только отсутствием бумаги.

В районном центре (Парбиге) была поликлиника и больница, но врачи были не по всем специальностям. В основном это были терапевты. В Парбиге до начала войны не было хирурга. Об этом я уже писал. Но, насколько я помню, дети мало болели. Намного меньше, чем сейчас. Чем это можно объяснить? Хорошей экологией? Питанием натуральными продуктами? Или влиянием здорового сибирского климата? Интересно, что я тоже стал всё меньше и меньше болеть по сравнению с довоенным временем, постепенно закалился. Хочется отметить одно профилактическое мероприятие. Люди в Сибири жевали жвачку, приготовленную из смолы хвойных деревьев. Для приготовления жвачки смолу разогревали в русской печи, она отделялась от примесей и приобретала приятный вкус. Потом её разделяли на небольшие кусочки (как сейчас бульонные кубики Магги) и продавали на рынке. Стоил такой кусочек несколько копеек. Самой вкусной, полезной и поэтому дорогой была жвачка из смолы кедра. Ценилась жвачка из смолы пихты, но она была чёрная и не такая вкусная, как кедровая. В Сибири считали, что употребление такой жвачки укрепляет зубы и является хорошей профилактикой от зубных болезней. Правда это или нет, но у меня зубы оказались крепче, чем у многих.

Представленного на рисунке здания школы в Парбиге уже нет. На этом месте построено новое современное здание. Дирекция ведёт работу по установлению связи с теми, кто раньше учился в школе. Я собираюсь установить связь со школой. Для желающих это сделать (может откликнется кто из бывших учеников) указываю данные для контакта.

Оригинальное название BIG TRAK / bigtrak, разработанная и выпущенная компанией Milton Bradley в 1979 году. Игрушка представляла собой шестиколёсный танк с плёночной клавиатурой на верхней части корпуса. Она могла запоминать последовательность длиной до 16 команд и выполнять её.

Пример последовательности: «двигаться вперёд на пять единиц», «пауза», «повернуться на 30 градусов вправо», «сделать выстрел» и т. д. Также присутствовала команда повтора предыдущей команды, что позволяло организовывать простые циклы, однако язык программирования игрушки не являлся тьюринг-полным, так как не имел условных команд. Игрушка также не имела каких либо датчиков, кроме датчиков вращения колёс (датчик пройденного пути).

Если вы желаете купить Электронику ИМ-11 (Планетоход) или получить более подробную информацию напишите нам через форму обратной связи.

Устройство

Big Track

Основой игрушки является 4-разрядный микроконтроллер Texas Instruments TMS1000. В его памяти находится специальная программа, которая выполняет опрос клавиатуры, запоминание вводимых команд и их последующее исполнение.

Игрушка приводится в движение двумя электромоторами, соединёнными через редукторы с двумя средними колёсами. Повороты осуществляются раздельным изменением направления вращения моторов. Пройденное расстояние определяется с помощью инфракрасной оптопары, располагающейся по сторонам шестерёнки редуктора, имеющей отверстия. При вращении шестерёнка перекрывает оптопару, генерируя импульсы.

Big Track с прицепом

Вся электроника игрушки располагается на одной печатной плате. Помимо микросхемы микроконтроллера используется ещё одна микросхема — SN75495, предназначенная для управления цифровым светодиодным индикатором. В игрушке она управляет лампой «лазера», светодиодом оптопары, динамиком (воспроизводящим звуковые эффекты) и генерирует сигналы для токовых ключей, управляющих двигателями. Также на плате располагаются токовые ключи на четырёх транзисторах (по два на двигатель) и несколько пассивных компонентов.

Игрушка питается от четырёх батарей типа D (аналог отечественного элемента 373) по 1.5 вольта и одной 9-вольтовой батареи типа PP3 («Крона»). В инструкции к игрушке рекомендовалось применять только алкалиновые батареи. При отсутствии ввода команд в режиме ожидания примерно раз в полминуты воспроизводился звуковой сигнал, напоминающий о включённом питании игрушки.

Ознакомиться с оригинальной версией игрушки, схемой, распайкой и пр. можно тут

Советский клон

За основу отечественного варианта «Электроника ИМ-11» была взята игрушка от Milton Bradley "BIG TRAK / bigtrak", выпускавшаяся в США 79-м году (темно-серого цвета) и с 80-го по 81-й включительно, в Великобритании (белого цвета). В Испании выпускали аналогичный английскому варианту, до 82-го года. Их главная особенность и отличие от отечественного варианта заключалась в возможности подключать прицеп.

Игрушка производилась Солнечногорским электромеханическим заводом (СЭМЗ). Как указано в инструкции, она предназначалась для «развития у детей 6—12 лет интереса к техническому творчеству, навыков программирования, расширения их кругозора».

Электроника ИМ-11

Было выпущено три модели. Ранняя модель, «Луноход», является почти полным клоном оригинальной европейской версии. Вместо оптопары в качестве датчика пройденного расстояния использовался геркон. Был добавлен пластиковый бампер с датчиком нажатия, выключавший игрушку при столкновении с препятствием.

Более поздняя модель, «Планетоход», имела несколько более заметных отличий: выстреливаемый по команде пропеллер (вместо управления прицепом в BigTrak), фары и задние габаритные огни (красные светодиоды). Выключатель питания был перенесён с верхней панели в заднюю часть игрушки.

Электроника ИМ-11

В следующий вариант (вероятно последний) внесены изменения в окраску и цвета используемых пластиков изменились на бело-синие.

Как и в оригинальной игрушке, вся электроника размещается на одной плате и состоит из двух микросхем и дополнительных элементов. Все компоненты отечественные. Микросхемы и токовые ключи расположены на плате аналогичным оригиналу образом. Микросхема микроконтроллера выполнена в другом корпусе, имеет нестандартное обозначение УУ-1 и логотип завода СЭМЗ. В инструкции говорилось, что микропроцессор игрушки содержит 10 тысяч транзисторов, что примерно на две тысячи больше, чем в оригинальном микроконтроллере TMS1000. Вторая микросхема, КМ1010КТ1, является отечественным аналогом используемой в оригинальной игрушке SN75495.

Клавиатура и команды

Программирование игрушки выполнялось исключительно с помощью клавиатуры. Игрушка не имела дисплея, либо другого способа отображения вводимой программы до начала её выполнения. Клавиатура имела цифровое поле для ввода параметров команд (1..99), клавиши команд и несколько сервисных клавиш.


  • Стрелки вверх и вниз: движение вперёд и назад на заданное число отрезков (примерно равных длине игрушки);
  • Стрелки влево и вправо: поворот на заданный угол (полная окружность — 60 единиц);
  • HOLD, P или СТОП: пауза на заданное время (в десятых долях секунды);
  • FIRE или изображение лампочки: стрельба из «лазера» в передней части игрушки (лампочка и звуковой эффект) заданное число раз;
  • CLR, CM или С: удаление текущей программы;
  • CLS, CE или СК: удаление предыдущей команды;
  • RPT или x2: повтор заданного числа предыдущих команд;
  • TEST или ТЕСТ: выполнение короткой тестовой программы. Клавиша может быть нажата только после включения игрушки и до ввода других команд. Тестовая программа всех версий игрушки, включая ИМ-11, состоит из последовательности команд вперёд×2, стрельба×3, OUT, назад×2;
  • CK или галочка: проверить выполнение предыдущей команды;
  • OUT или изображение вентилятора: сброс груза с прицепа в оригинальной игрушке, выстрел пропеллера в Планетоходе. Не требует ввода числа, при отсутствии прицепа вызывает паузу в 3-4 секунды;
  • IN: зарезервированная команда для будущих расширений, не использовалась и отсутствует в европейской версии и ИМ-11;
  • GO или ПУСК: выполнение текущей программы. Программа остаётся в памяти после выполнения и может быть выполнена повторно, либо дополнена новыми командами.

Команда IN

Американская версия игрушки имеет клавишу IN. В инструкции говорится, что она будет использоваться с ещё не выпущенным дополнительным аксессуаром, а при его отсутствии эта и последующая команда будут пропущены. Дополнительный аксессуар никогда не был дополнительно анонсирован и не был выпущен, а в европейской версии игрушки клавиша была убрана с клавиатуры.

Проведённое энтузиастом расследование показало, что начиная с ранних выпусков игрушки эта команда не могла быть использована. Сначала на плате устанавливались требуемые компоненты, но провод, соединяющий их с разъёмом расширения, отсутствовал. Впоследствии не устанавливались и сами компоненты. В более поздних выпусках также отсутствовало отверстие в изолирующем слое плёночной клавиатуры, что делало нажатие клавиши физически невозможным. Возможно, функция клавиши IN не была реализована по причине допущенной в программе ошибки, замеченной только после производства партии запрограммированных микроконтроллеров. Так как они программировались однократно при изготовлении, исправление ошибки привело бы к убыткам.

Электроника ИМ-11 ("Планетоход") - электронная программируемая игрушка, советский клон игрушки Big Trak. Может выполнять ряд предварительно заданных действий: таких, как движение вперёд и назад, повороты, имитация выстрелов из лазерной пушки, запуск "летающей тарелки" ("ротора") и т.д. Последовательность действий (до 16 штук) программируется с помощью встроенного пульта. Язык не содержит операторов проверки условий и переходов. Единственным исключением является команда однократного повторения заданного числа предшествующих ей шагов.

Под именем "Электроника ИМ-11" выпускалось две версии игрушки: "Луноход" (ранняя) и "Планетоход" (поздняя). В "Планетоходе" был убран датчик препятствия (контакты в бампере) и добавлена пусковая установка для "ротора".




1



2



3



4



5



6



7



8



10



11



12



13



14



15



16



17



18
Документация



19



20



21



22
Примеры программ для "Планетохода"



24
Схема



25

Читайте также: