Спят усталые игрушки каркуша

Обновлено: 16.05.2024

Презентация из 33-ёх слайдов содержит информацию о создании передачи "Спокойной ночи, малыши", её персонажах; что такое колыбельные песни. С 17-го по 30-й слайд начинается слайд-шоу (слушание песни, вставьте фонограмму "автоматически для всех слайдов"). 31-й слайд - текст песни. 32-й - 33-й слайды так же рассчитаны по времени (для исполнения песни детьми). На 34-ом слайде - интернет ресурсы.

ВложениеРазмер
spyat_ustalye_igrushki_3_kl.pptx 2.74 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Спят усталые игрушки» слова З.петровой, музыка А.Островского. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Коррекционная общеобразовательная школа №10» Ступинского муниципального района. Учитель музыки высшей квалификационной категории Марченко Марина Анатольевна.

Первые выпуски передачи «Спокойной ночи, малыши» были в виде картинок с закадровым текстом. Но со временем вид передачи несколько изменился. В ней большую часть времени занял мультфильм, перед которым шла интермедия с участием ведущих и популярных героев — Фили, Хрюши и Степашки.

Первая заставка, появившаяся в 1964 году, была чёрно-белой. Заставка изображала часики с двигающимися стрелками. Тогда у передачи не было постоянного времени выхода, и автор заставки, художник Ирина Власова, всякий раз выставляла время заново. В конце 1970-х заставка стала цветной. Вместе с заставкой исполнялась колыбельная «Спят усталые игрушки», которая появилась в 1963 году.

В 1982 году была сделана заставка в виде пластилинового мультфильма. Музыку к ней написал композитор Аркадий Островский, слова — поэтесса Зоя Петрова, а исполняли колыбельную Олег Анофриев, чуть позже — Валентина Толкунова . Передача «Спокойной ночи, малыши!» трижды становилась лауреатом телевизионной премии в номинации «Лучшая детская программа».

Каждый вечер они приходят к нам в дом, улыбаются с экранов телевизоров, помогают малышам узнать мир и отвечают на многие вопросы, которые возникают у маленького человека. Представить себе детство без Хрюши , Степашки, Фили, Каркуши и Мишутки практически невозможно. Сегодня в игрушечном домике в Останкино живут пятеро друзей: Филя, Степашка, Хрюша , Каркуша и Мишутка. У каждого из них своя история.

День рождения Хрюши — 10 февраля 1971 года. Наш маленький поросенок Хрюша – душа компании. Он очень любознательный. Без него не обходится ни одна шалость. Наш Хрюша не очень любит убираться и наводить порядок. Но вместе с друзьями он готов и горы свернуть. Хрюша обожает все сладкое. Он говорит, что сладкое помогает ему в творчестве. Наш Хрюша — известный поэт. Обычно вдохновение приходит к нему именно после того, как он поест сладостей.

В 1970 году маленькие зрители впервые познакомились со Степашкой. Степашка очень любит природу и часто вместе с Мишуткой ходит в лес. А самые красивые пейзажи Степашка даже зарисовывает. Он очень хочет стать настоящим художником и поэтому усердно занимается. Часто все друзья собираются вместе в одной комнате и слушают Степашку. Ведь мечтать – это так интересно! Степашка – очень хороший друг: ему можно доверить любую тайну, и будьте уверены, Степашка никому ничего не расскажет.

Филя – старожил программы "Спокойной ночи, малыши!". Его появление датируется 1968 годом. Вот, кто самый начитанный! Иногда думаешь, что Филя знает все-все на свете! В комнате Фили всегда порядок . Филя очень любит музыку. Он очень ответственный и серьезный пес. Если что-то пообещал, непременно выполнит. Он очень хорошо поет. И как знать, может, скоро мы увидим Филю на сцене!

Маленький медведь Мишутка появился на экране в 2002 году. Раньше Мишутка жил в лесу. У него и сейчас есть маленькая избушка. Мишутка очень любит спорт, и каждое утро делает зарядку с нашими друзьями. Мишутка очень любит мастерить. В его комнате есть специальный уголок, где Мишутка часами корпит над своими творениями. Иногда Мишутка начинает скучать по своему лесу. И тогда он уходит на несколько дней. Но обязательно возвращается.

Каркуша стала постоянной участницей программы в 1979 году. Единственная девочка в нашей компании. Она очень любит яркие ленточки, и украшения. А еще Каркуша замечательно готовит. Любимое блюдо всех друзей – фирменный торт. Правда, Хрюша всегда норовит взять кусок побольше, но с Каркушей этот номер не пройдет. А еще она любит, чтобы ей делали комплименты. Все друзья с удовольствием говорят Каркуше , какая она замечательная, красивая и умная ворона. Больше нигде таких нет!

Колыбельные песни – это, наверное, единственное, что сохранилось до наших дней от фольклорного жанра и продолжает развиваться. Уже многие столетия колыбельные сопровождают наших детей в царство сна . Почему колыбельные так популярны? И почему они незаменимы? Почему детям необходимы колыбельные?

Колыбельные необходимы для детей всех возрастов. Их главная задача заключается в том, чтобы успокоить ребенка и настроить его на крепкий и здоровый сон. Во многих семьях, колыбельные являются частью ритуала отхода ко сну. Это первый и очень важный контакт малыша с искусством.

Ребенок слышит колыбельную и учится различать обычный разговор и песни, запоминает, а после узнает знакомую мелодию. Затем малыш начинает различать слова и повторяет их. Колыбельные помогают установить тесную связь между ребенком и родителями. Во время отхода ко сну ребенок должен чувствовать, что он не одинок.

Колыбельные песни помогают показать искренние чувства. В этих мелодиях присутствует что-то магическое. Они успокаивают, утешают, помогают забыть о боли и сладко заснуть. Колыбельные являются хорошим успокоительным средством, вместо или вместе с укачиванием малыша.

Почему мамины колыбельные лучше? Только ли мамы поют колыбельные? Испокон веков колыбельные поют женщины – матери, бабушки. Но отец тоже вправе попробовать спеть малышу. Ребенок сможет почувствовать любовь обоих родителей, и не удивительно, если со временем малыш попросит, чтобы для него пел папа или даже дедушка.

Мужчины предпочитают традиционные песни из мультиков, или придумывать свои собственные песни. И это ничем не хуже, чем мамины песни. Детям, лежащим в кроватке, нравятся эти песни. Несмотря на достижения индустрии игрушек, человечество еще не изобрело лучшего способа уложить ребенка спать.

Спят усталые игрушки, книжки спят, Одеяла и подушки ждут ребят. Даже сказка спать ложится, Чтобы ночью нам присниться, Ты ей пожелай баю-бай. Обязательно по дому в этот час Тихо-тихо ходит дрёма возле нас. За окошком все темнее, Утро ночи мудренее. Глазки закрывай, баю-бай (проигрыш). Баю-бай, должны все люди ночью спать, Баю-баю, завтра будет день опять. За день мы устали очень, Скажем всем — спокойной ночи, Глазки закрывай! баю-бай . плюс минус

Спят усталые игрушки, книжки спят, Одеяла и подушки ждут ребят. Даже сказка спать ложится, Чтобы ночью нам присниться, Ты ей пожелай баю-бай. Обязательно по дому в этот час Тихо-тихо ходит дрёма возле нас. За окошком все темнее, Утро ночи мудренее. Глазки закрывай, баю-бай.

Баю-бай, должны все люди ночью спать, Баю-баю, завтра будет день опять. За день мы устали очень, Скажем всем — спокойной ночи, Глазки закрывай! баю-бай .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой.


Презентация к уроку "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложени"

Презентация обеспечивает визуализацию урока.


Презентация к уроку "Чередующиеся гласные в корне слова"

Интерактивная презентация к уроку с тренажером.


презентация для Недели русского языка "Искусство владения словом"

презентацию можно использовать при проведении открытия Недели русского языка.

Презентация по русскому языку "Просторечные и диалектные слова".6класс.

Презентация может быть использована при изучении раздела "Лексика" в 5-классах.

8 класс Презентация к уроку "Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ"

Презентация к уроку " Предложения с вводными словами и вставными конструкциями".

Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество А.Н. Островского"

Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество А.Н. Островского".

Что такое джазовые стандарты ? Это обширный набор музыкальных тем (мелодий), которые знает и может сыграть без долгой подготовки практически любой джазовый музыкант. Не будем путать стандарты с исполнением поп-музыкантами «каверов» на старые песни: кавер — это дословное воспроизведение , а стандарт — только повод для своей трактовки , как правило, с большой долей импровизации. У российских джазменов есть излюбленные российские песенные темы, которые они часто играют в джазовой стилистике. Этим российским джазовым стандартам и посвящена наша серия из 12 публикаций.

«Спят усталые игрушки»

Музыка: Аркадий Островский (1914-1967), слова: Зоя Петрова

Мелодия «Спят усталые игрушки» появилась в 1964 г., когда заказ на запись финальной песни для выпусков новой телепередачи для детей получил Аркадий Островский . Передача выходит в эфир каждый вечер до сих пор: она называется «Спокойной ночи, малыши». Самая известная запись, считающаяся канонической, была сделана уже после смерти композитора, в 1971 г.

Самый известный исполнитель — Олег Анофриев (кадр из фильма 1960-х гг.) — и композитор Аркадий Островский (фото начала 1960-х).

Самый известный исполнитель — Олег Анофриев (кадр из фильма 1960-х гг.) — и композитор Аркадий Островский (фото начала 1960-х).

Любовь джазовых музыкантов к этой теме понятна: во-первых, её знает вся страна, даже всё постсоветское пространство; во-вторых, мелодия сама по себе носит яркий джазовый характер, потому что её написал джазовый музыкант. Да, Аркадий Ильич прошёл долгий путь в советском джазе: с 1935 по 1941 играл на аккордеоне в Ленинградском джаз-оркестре Эмиля Кемпера, писал там аранжировки, а с 1940 по 1947 был пианистом и аранжировщиком в Государственном джаз-оркестре РСФСР п/у Леонида Утёсова . Тем не менее, большинство его известных песен поздних лет носило эстрадный характер. В эстрадном духе была выдержана и самая первая версия песенки, которую для телепередачи «Спокойной ночи, малыши» в 1964 г. записала Валентина Дворянинова. Боюсь, большинству поколений младше 50 этот вариант уже незнаком, и останься песенка такой — вряд ли бы мы её сейчас обсуждали. Но зерно будущего джазового стандарта — её джазовая аккордовая структура — в ней содержалось уже тогда.

Большая джазовая судьба мелодии «Спят усталые игрушки» началась с того, что в новой записи 1971 г. музыканты ансамбля «Мелодия» подчеркнули её характер джазовой баллады, вокалист и актёр Олег Анофриев (1930-2018) спел её именно как джазовую балладу (в менее популярной версии, которую пела Валентина Толкунова, это было не так заметно), но самым главным джазовым фактором в записи 1971 г. стало фантастическое соло на фортепиано, которое сыграл в последнем куплете песенки пианист «Мелодии» Борис Фрумкин (ныне — народный артист России и руководитель Государственного камерного оркестра джазовой музыки им. Олега Лундстрема). Первые 30 секунд видео — это начальная заставка, мелодия для фортепиано и кларнета под условным названием «Тик-так», а далее начинается знакомая миллионам песенка в той версии, которая завершала каждый выпуск ежевечерней детской телепередачи с 1974 по 1989 годы.

Мало кто помнит, что это не первая версия песни: в варианте 1971 г. был другой второй куплет и короткий вокализ в коде. Именно в таком варианте песня была выпущена ВФГ «Мелодия» на пластинке для детей в 1971 г.

И мало кто знает, что тот же самый Борис Фрумкин в 1982 году сделал ещё одну аранжировку мелодии Островского в стилистике поп-джаза или easy listening — без вокала, со струнной секцией и совершенно иным по характеру фортепианным соло — и записал её с ансамблем «Мелодия» для альбома «Песня остаётся с человеком»!

Естественно, что эту мелодию джазовые музыканты играют часто, и зачастую ищут собственные варианты её трактовки — что и свидетельствует о её статусе «российского джазового стандарта».

Джазовые версии

2011. Санкт-петербургский дуэт: Алексей Чижик (вибрафон) и Дмитрий Гурович (терменвокс и контрабас).

2012. Российский пианист Иван Фармаковский играет «Спят усталые игрушки» во время гастролей в США. Концерт в Принстоне, штат Нью-Джерси. Его версия выполнена в энергичном звучании современного мэйнстрима. На тенор-саксофоне Ральф Боуэн , на контрабасе Кенни Дэйвис , на ударных Дональд Эдвардс .

А киевский саксофонист Дмитрий «Бобин» Александров в том же 2012 г. в квартете, где вторым заметным солистом был пианист Алексей Саранчин , подчеркнул в теме Островского фактуру джазовой баллады, сделав упор на нарочито винтажную стилистику начала 1950-х — причём чем дальше развивается его соло, тем более он клонит выразительные средства к ярким блюзовым интонациям старого доброго хардбопа, и пианист Саранчин отвечает ему в своём соло столь же винтажными блок-аккордами.

В 2016 г. московские джазовые модернисты из LRK Trio (пианист Евгений Лебедев , контрабасист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов ) сыграли «Спят усталые игрушки» в качестве заявки от зрителей, без подготовки, что ещё раз свидетельствует о статусе джазового стандарта.

В 2017 г. судьба темы обрела новое измерение. Её и раньше применяли зарубежные гастролёры, чтобы установить контакт с российской аудиторией. Но американский саксофонист Дерек Браун , прославившийся применением техник так называемого битбокса к сольной игре на саксофоне, пошёл дальше многих. Он исполнял «Спят усталые игрушки» в своей версии, комбинируя битбокс, собственно саксофон и игру с аудиторией, на каждом концерте в России — а было их 50 (!) — естественно, к огромному удовольствию аудитории. Вот как его версию принимали, например, в Дзержинске Нижегородской области:

Версию в духе джазового мэйнстрима в 2018 г. сыграл секстет преподавателей джазовой кафедры Российской Академии музыки им. Гнесиных . За роялем был тогдашний заведующий завкафедрой Валерий Гроховский (ныне проректор РАМ и декан эстрадного факультета Академии), на контрабасе играл Евгений Онищенко , на ударных Иван Авалиани . В духовую секцию входили трубач Пётр Востоков , саксофонист Тимур Некрасов и тромбонист Максим Пиганов .

В духе джазовой баллады тему сыграл в 2021 г. на сцене екатеринбургского клуба EverJazz гитарист Дмитрий Барсуков со своим трио (контрабасист Никита Баталов и барабанщик Алексей Мурунов ).

Завершим этот небольшой обзор самым, пожалуй, экзотическим вариантом. В 2014 петербургская неоджазовая группа Newlux записала собственную версию песни Аркадия Островского с текстом на английском языке (перевод Олега Кобельского и Александра Шерстнёва). Вокальные партии исполнили саксофонист группы Newlux Никита Баринов , вокалистка лаундж-проекта Nina Karlsson — Нина Карлссон и солист популярной группы Billy's Band , c тех пор сделавший интересные шаги как джазовый вокалист, джазовый продюсер и пропагандист джаза — Билли Новик .

В следующей серии (4 из 12): «Песенка о хорошем настроении» Анатолия Лепина (Лиепиньша)

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!

26 ноября 1963 года в недрах Шаболовки была придумана передача «Спокойной ночи, малыши!». Она идёт по телевизору уже 56 лет, сменив множество ведущих. Но главные герои — Степашка, Филя, Каркуша и Хрюша — с 70-х годов остаются неизменными. И если 20 лет назад колыбельную «Спят усталые игрушки, книжки спят» знал каждый ребёнок, то сегодня «Спокойной ночи, малыши!» всё чаще кажутся чем-то устаревшим.

Кто вел передачу «Спокойной ночи, малыши» с момента ее существования до наших дней

Название «Спокойной ночи, малыши!» родилось, как гласит легенда, едва ли не в последний момент. До сентября 1964 года, когда передача впервые вышла в эфир на Второй программе Центрального телевидения, создатели перебирали вариант за вариантом, пока не остановились на довольно простом. Следующие до старта месяцы шла подготовительная работа: концепция, сценарии, поиск ведущих, эскизы кукол и оформление студии. С 1 сентября 1964 года программа начала выходить в эфир.

Первой ведущей «Спокойной ночи, малыши!» стала обаятельная Нина Кондратова, а её партнерами — Буратино и зайчонок Тёпа. Кондратову сменила тетя Валя (Валентина Леонтьева). Постепенно семейство ведущих «Спокойной ночи, малыши!» росло: в дуэте с многочисленными куклами теперь попеременно работали дядя Володя (Владимир Ухин), тётя Света (Светлана Жильцова), тётя Таня (Татьяна Судец), ещё одна тётя Таня (Татьяна Веденеева), тётя Лина (Ангелина Вовк), дядя Юра (Юрий Николаев), ещё один дядя Юра (Юрий Григорьев) и другие.

Самый продолжительный стаж работы всесоюзными дядей и тетей у ведущих Владимира Ухина и Валентины Леонтьевой — на двоих без малого 61 год. Известные и по-прежнему продолжающие вести эфиры пес Филя, зайчонок Степашка, ворона Каркуша и поросенок Хрюша вошли в жизнь советских детей (многие из них уже наверняка растят внуков) в 1970-е.

Передача переживала разные времена: и невероятную популярность, когда ведущим «Спокойно ночи, малыши!» мешками носили письма от маленьких зрителей, и приязнь советских вождей, и обвинение в оскорблении чувств конкретных верующих, и творческие кризисы, и угрозу закрытия.

Несколько раз возникали подозрения в политической неблагонадежности передачи. Когда в 1972-м СССР с официальным визитом посетил Фидель Кастро, тучи сгустились над псом Филей. Чиновники потребовали убрать из эфира выпуск с рассказом о происхождении имени собаки: кто-то усмотрел сходство с именем Фидель.


9 плохих поступков из «Ералаша», которые хоть раз в жизни совершал каждый

Суровая эпоха капитализма также внесла коррективы: с первой кнопки детскую передачу переместили на «Россию», оттуда на «Культуру». Последние три года она выходит на «Карусели». Менялся и хронометраж — от первоначальных четверти часа до шести с небольшим минут. Сейчас ведущими «Спокойно ночи, малыши!» поочередно выступают киноактриса Анна Михалкова, модель Оксана Федорова и депутат Госдумы, а также бывший профессиональный боксер Николай Валуев.

Ролевая модель

«Спокойной ночи, малыши!» стала первой советской телепередачей для детей и о детях. Зрителей подкупала интонация, с которой с экрана обращались к куклам и, соответственно, детям. Открытость, теплота, нежность вкупе с лёгкой, обаятельной иронией, отличавшая добрых взрослых и забавных зверей, которые вели передачу, вызывали желание слушать их снова и снова. Каждый выпуск «Спокойной ночи, малыши!» строился на узнаваемом сюжете с поучительным финалом, а в качестве награды показывали мультфильм, который останавливали на самом интересном месте.

Благодаря качественным сценариям и артистическому таланту героев и ведущих, дидактическая составляющая не педалировалась, а аккуратно и органично вплеталась в историю. Взрослый выступал в роли наставника, в меру строгого, доброжелательного, всё понимающего, всегда в хорошем настроении. Куклы, то есть дети, хулиганили и нарушали запреты до той степени, которую позволяли авторы сценария.

Фактически в «Спокойной ночи, малыши!» моделировалась идеальная схема отношений взрослого и ребёнка

Местами она ощутимо расходилась с реальностью, одновременно порождая ложные ожидания. Родителям вроде бы следовало быть такими же милыми и сверхтерпеливыми как тётя Валя и дядя Володя, которые вели передачу, а детям позволялось побыть такими же очаровательными хулиганами как Хрюша, но равняться нужно было на смышлёного Степашку, исполнительного Филю и умную, хоть и вредную, Каркушу. Тем более, что в финале и главный возмутитель спокойствия неизбежно осознавал содеянное и вставал на путь исправления.

Такая модель «Спокойной ночи, малыши!» работала, пока существовала система идеологических координат. Когда она начала сбоить и СССР распался, программа законсервировалась и содержание, как и форма, стали стремительно устаревать. Несоответствие настоящему стало очевидно с ростом популярности интернета: ценность показываемых мультфильмов утратилась. Теперь за мгновение можно было найти всё, что душе угодно; у плюшевых ведущих появились конкуренты в лице многочисленных анимационных персонажей, как отечественных, так и зарубежных; предлагаемые ролевые модели с реальностью имели немного общего; павильонная съемка вызывала разве что приступы ностальгии у пап и мам тех детей, для которых выходила детская вечерняя передача «Спокойной ночи, малыши!».

Попытки изменить положение дел, конечно, предпринимались. Например, в 2015-м сняли несколько образовательных выпусков, в которых ведущим Филе, Степашке, Хрюше и Каркуше преподавали азы математики, русского и английского языков, рассказывали об истории искусств, они путешествовали по России и вокруг света. Однако развития идея не получила, закончившись в том же году.

Усталые игрушки

Исторические, политические, социальные тектонические сдвиги, от которых содрогалось постсоветское пространство, почти не повлияли на «Спокойной ночи, малыши!» — старейшую детскую передачу отечественного телевидения. В итоге программа и те, кто ее вели, застыли в безвременье. Плюшевым куклам меняют одежду три раза в год в соответствии с сезонами, но дальше изменений во внешнем облике, которые тоже не слишком бросаются в глаза, создатели передачи предпочитают не заступать.

Хотя справедливости ради стоит вспомнить выпуск шестилетней давности, в котором персонаж Мишутка (он присоединился к пушистому квартету в 2002-м) устраивает протестную акцию, а ведущая Оксана Федорова, лучезарно улыбаясь, объясняет что же это такое.

Повторяемость, цикличность — один из главных приемов программы. С регулярностью в несколько лет у героев и ведущих будто обнуляются память и сознание, и они уже в который раз с воодушевлением слушают почему хвастаться — так себе идея, и для чего нужны шляпы. Или изучают повадки животных, о которых более захватывающе рассказывает, например, Евгения Тимонова, которая ведет Youtube-канал «Все как у зверей».

Вообразить, что герои «Спокойной ночи, малыши!» заговорят со зрителями на актуальные темы вроде феминизма, выборов, самоидентичности, обсудят гендерные вопросы или расскажут о физическом и эмоциональном насилии, как справляться с буллингом — по-прежнему невозможно. В отличие от схожей по замыслу, но несходной по воплощению «Улицы Сезам», чья армия поклонников на одном только Youtube насчитывает более 11 миллионов человек.

«Улица Сезам» отмечает в этом году полувековой юбилей и, как писали в советских газетах, «продолжает идти в ногу со временем». По её содержанию можно проследить эволюцию национального самосознания. Менялась актуальная повестка, а вместе с ней темы программы и география трансляций. Коржик и Большая Птица, которые ведут передачу, вместе с друзьями проводили эмоциональные и социальные уроки для голландских детей. Ездили к детям заключенных. Рассказывали об этническом разнообразии, кому и для чего требуется язык жестов, о необходимости физических упражнений.


9 очень красивых мультфильмов, которые нравятся и детям, и взрослым

Когда умер ведущий Уилл Ли, исполнитель роли мистера Хупера, авторы объясняли как понять и принять потерю близкого человека. Не остались без внимания трагические события 11 сентября 2001 года. В 2002-м создатели «Улицы Сезам» сняли четыре эпизода, рассказывающие, что произошло в этот день год назад. Не так давно к разноцветной и разношерстной компании ведущих присоединилась, например, Джулия, у которой диагностирован аутизм.

Создатели программы убеждены, что идут в верном направлении. «Множество детей живет в приёмных семьях, а контент, посвященный им, довольно ограничен. Многообразие и включенность в процесс с самого начала были частью нашей миссии», — рассказывает исполнительный продюсер «Улицы» Бен Леман. В качестве гостей на «Улицу» в разное время приглашали жен президентов, голливудских и спортивных суперзвезд, знаменитых ведущих, поп- и рэп-исполнителей. И это тоже знак взаимного интереса к окружающему миру.

В конце 1980-х в жизни «Спокойной ночи, малыши!» тоже случился знаковый, хоть и непродолжительный, период открытости. В рамках кампании по восстановлению советско-американских связей Хрюша встретился с тигрёнком Даниэлем и Фредом Роджерсом, бессменным ведущим шоу «Соседство мистера Роджерса» на протяжении 33 лет. После чего поросенок познакомился с лягушонком Кермитом и его друзьями и вместе они снялись в «Маппет-шоу».

Сегодняшние «Спокойной ночи, малыши!», приближающиеся к 60-летнему юбилею, по-прежнему напоминают об ушедших эпохе и исчезнувшей почти 30 лет назад стране, оставаясь одним из немногих нераздражающих символов. Однако для возобновления по-настоящему полноценной жизни ей явно необходима серьёзная перезагрузка. Случится ли она сейчас или позднее — вряд ли кто-то сможет уверенно сказать. Но нынешнее состояние трогательного реликта и статус духовно-культурной скрепы точно не подходят для некогда обожаемой миллионами детей программы, которая сегодня пребывает где-то на задворках памяти.

Звери: Хрюша, Степашка, Филя, Каркуша, Мишутка, Буквоежка, кот какой-то.
Ведущие: Тетя Оксана, дядя какой-то (в очках)
1) Как зовут кота?
2) Как зовут дядю?

«Спокойной ночи, малыши! » — детская телепередача, рассчитана на детей в возрасте приблизительно от трёх до семи лет. Выходит с сентября 1964 года.

Авторы, актёры и герои передачи
Начала выходить по 2-ой программе Центрального телевидения СССР. Идея создания программы появилась после того, как главный редактор редакции программ для детей и юношества Валентина Фёдорова посетила ГДР, где увидела мультфильм о песочном человечке (Sandman). В создании программы принимали участие Александр Курляндский, Эдуард Успенский, Андрей Усачёв, Роман Сеф и другие. Первоначанально предлагалось название «Сказка на ночь» .

Первые выпуски были в виде картинок с закадровым текстом. Затем появились кукольные спектакли и небольшие пьесы, в которых играли артисты МХАТа, театра Сатиры. В кукольных спектаклях действовали Буратино и заяц Тепа (первые герои передачи) , куклы Шустрик и Мямлик (куклы были изготовлены в театре Сергея Образцова) . Кроме того, участниками передачи были дети 4-6 лет и театральные актеры, которые рассказывали им сказки.

С конца 1960-х годов героями передачи стали игрушечные звери с именами: Хрюша (поросёнок) , Степашка (заяц) , Филя (пёс) , Каркуша (ворона) и Мишка (медведь) . Эпизодически появлялся кот по имени Цап-Царапыч. Первым появился Филя (1968), затем другие звери: Степашка (1970), Хрюша (10 февраля 1971 года) и Каркуша (1982), которых озвучивали актёры московских театров.

После вступления с участием героев передачи следует мультфильм.

Музыку к песне «Спят усталые игрушки» написал композитор Аркадий Островский, стихи — поэтесса Зоя Петрова, исполнители — Олег Анофриев, затем — Валентина Толкунова. Заставка в виде пластилинового мультфильма была сделана Александром Татарским.

В конце 80-х сменилась заставка и колыбельная песня. Вместо телевизора и сидящих вокруг него игрушек появился рисованный сад, птицы. Новая песня «Спи, моя радость, усни… » (музыка Моцарта и Б. Флиса, русский текст С. Свириденко) исполняла Елена Камбурова.

Ведущими в разное время были Владимир Ухин (дядя Володя) , Валентина Леонтьева (тётя Валя) , Татьяна Веденеева, Ангелина Вовк, Татьяна Судец, Юрий Григорьев, Юлия Пустовойтова, Дмитрий Хаустов. В настоящее время ведущими являются актриса Анна Михалкова, Оксана Фёдорова, актёр Виктор Бычков.

В настоящее время выпускается телекомпанией «Класс!» . Выходит на телеканале Россия по будням в 21:05 по местному времени. Ранее выходила на телеканалах «ОРТ» (1991—2001), «Культура» (2001—2002).

Лауреат премии «ТЭФИ» (1997, 2002, 2003) в номинации «лучшая детская программа» .

Это название было использовано поэтессой Эммой Мошковской для написания одноимённого стихотворения.

Спят усталые игрушки


«Спят усталые игрушки» – пожалуй, самая знаменитая колыбельная советских времён. Большинству из нас она знакома с самого детства как песенка из заставки передачи «Спокойной ночи, малыши!», что выходит на телевидении с 1964 года. Давайте же узнаем, как создавалось это произведение, почему ноты для него композитор записывал стоя и каким изменениям подвергался текст колыбельной за долгое время существования передачи…

Историю создания песни «Спят усталые игрушки», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

Краткая история

Автор колыбельной – знаменитый советский композитор-песенник Аркадий Островский, чьему перу принадлежат такие произведения, как «Пусть всегда будет солнце» и «Вокализ», известный многим по исполнению Эдуарда Хиля. Родственники композитора отмечали, что «Спят усталые игрушки» была сочинена в кратчайшие сроки. По воспоминаниям близких, Островский не успевал к началу записи на студии и дописывал её ноты в чрезвычайной спешке, стоя у рояля.

Аркадий Островский

Автором текста песни выступила знакомая Островского, поэтесса Зоя Петрова. Хотя «Спят усталые игрушки» так и осталась самым знаменитым её произведением, за свою жизнь Петрова поработала над тремя сборниками детских песен, а также написала несколько пьес и сценариев для телепередач.

Впервые колыбельная прозвучала в дебютном эфире «Спокойной ночи, малыши!» в 1964 году. Исполнительницей композиции тогда стала советская эстрадная певица Валентина Дворянинова. После колыбельную перепел актёр Олег Анофриев, чей вокал знаком нам по фильмам «Гардемарины, вперёд!» и «Земля Санникова».


На заре 70-х «Спят усталые игрушки» исполнялась без заставки и самим ведущим – персонажем по имени дедушка Так-Так. Этого героя сыграл советский актёр театра и кино Борис Рунге. Ранние выпуски передачи запомнились зрителям замечательными кукольными представлениями, добрым голосом ведущего и его диалогами с собачкой по кличке Кузя –знаменитых Фили, Хрюши, Степашки и Каркуши тогда ещё не было.

В 1981 году советский мультипликатор и режиссёр Александр Татарский сделал для передачи новую, «пластилиновую» заставку. Но для того, чтобы выгоднее обыграть композицию визуально, Татарскому пришлось обратиться к Петровой с просьбой внести изменения во второй куплет колыбельной. Так вместо строчек про Дрёму, что «тихо ходит возле нас» в песне появились слова о сказочных приключениях и пере Жар-птицы.

«Спят усталые игрушки» за годы фактически непрерывного звучания в эфире стала своеобразной традицией – под эту песню каждый вечер ложились спать сотни тысяч советских детей. Когда в 1992 году авторы программы решили сменить композицию на песню «Спи, моя радость, усни», в редакцию стали приходить десятки писем с просьбами вернуть колыбельную на экраны. Зрители добились своего только в 1997-ом, когда полюбившуюся всем мелодию всё же вернули в эфир.

Валентина Дворянинова
Олег Анофриев

Кадр из заставки телепередачи «Спокойной ночи, малыши!»
автор музыки песни «Спят усталые игрушки» Аркадий Островский

Интересные факты:

  • Лёгкий «джазовый» мотив песенки об уставших игрушках нельзя назвать чертой, характерной для жанра колыбельной. Возможно, на стиле произведения сказался тот факт, что Островский в течение 6 лет играл в составе Ленинградского джазового оркестра.
  • Многие музыкальные критики обвиняли песню в том, что, в отличие от большинства народных колыбельных, она не несёт в себе образов родного дома или матери. По мнению рецензентов, вместо этого «Спят усталые игрушки» рисует перед ребёнком картину всеобщности, навязывая установку о том, что все люди обязательно должны ложиться спать по ночам.
  • В 1982 году композицию перепела знаменитейшая советская певица Валентина Толкунова. Версия с её вокалом стала одной из самых знаменитых вариаций колыбельной.
  • В 1989 году в рамках 25-летнего юбилея «Спокойной ночи, малыши!» композицию вживую исполнил Олег Анофриев.
  • Изначально у программы было несколько рабочих названий: от лаконичного «Сказка на ночь» до более развёрнутого «В гостях у волшебного человечка Тик-Так», но только перед дебютным эфиром режиссёры и сценаристы утвердили окончательное название телепрограммы, которое не менялось за всё время её существования.
  • Идея передачи «Спокойной ночи, малыши!» пришла в голову главному редактору по программам для детей и юношей Валентине Фёдоровой после поездки в ГДР. Там она увидела мультфильм, рассказывающий о песочном человечке, что заставляет детей засыпать при помощи волшебного песка.

Содержание и текст песни «Спят усталые игрушки»

Поразительно, как легко композитору Аркадию Островскому удалось создать произведение, которое стало любимым не для одного, но для десятков поколений советских и российских детей. Даже сегодня многие детки с удовольствием засыпают под легкие переливы клавишных и знакомые строчки о луне и радуге.

Для создания волшебной атмосферы в тексте песни её автор Зоя Петрова использует классический «сказочный» приём – одушевление. Книги и игрушки в этой песне, как и люди, устают и отправляются спать, чтобы увидеть яркие сны, в которых их ждут удивительные приключения. В канву текста органично вплетены и воспитательный посыл («должны все люди ночью спать»), и обещание того, что завтра ждёт новый день, за который можно будет вдоволь наиграться. А много ещё ли нужно малышу?

текст песни «Спят усталые игрушки»

«Спят усталые игрушки» смело можно ставить на одну полку с « Крылатыми качелями », « Песенкой мамонтёнка », « Колыбельной медведицы » и другой классикой советской детской музыки. Пройдут года, тренды не раз переменятся, но к таким произведениям слушатели будут возвращаться снова и снова, чтобы почувствовать то светлое, тёплое и немного печальное чувство навсегда ушедшего от нас детства.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Спят усталые игрушки

Читайте также: