Сравнительный анализ игрушек для детей разного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Обновлено: 17.05.2024

Вопрос создания развивающей предметно пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным.

Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно – пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Вопрос построения РППС наиболее актуален в работе с дошкольниками с ОВЗ, к которым относятся следующие категории воспитанников :

- дети с нарушением интеллекта

- дети с нарушением слуха

- дети с нарушением зрения

- дети с нарушением речи

- дети с множественными расстройствами

- дети с эмоциональными расстройствами, с нарушением поведения и деятельности (РАС)

- дети с нарушением опорно двигательного аппарата

Согласно части 3 статьи 79 Ф. З. «Об образовании» РППС относится к специальным условиям для получения образования лиц с ОВЗ.

В современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, развивающая предметно – пространственная среда рассматривается как основная составляющая требований к системе образования в целом, в связи с чем, возникает потребность в новом содержании РППС

З. З. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учёт возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность,развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает :

наличие в Группе разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает :

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

В нашем ДОУ на сегодняшний день функционирует две группы компенсирующей направленности: для детей с ТНР, для детей с ЗПР следующих категорий воспитанников : дети с ТНР, ЗПР, с РАС, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с синдромом Дауна, со сложными нарушениями в развитии.

Для различных категорий воспитанников мы выстраиваем особым образом среду с учетом их индивидуальных пихофизических возможностей и особенностей, а так же с учетом рекомендаций ТПМПК.

Организация среды в ДОУ выражается в организации пространства, времени и социального окружения.

Требования к организации пространства

Пространство группы для детей с ОВЗ должно быть привлекательно, упорядочено и функционально

Для воспитания и развития воспитанников с нашем учреждении созданы макро и микросреда.

Макросреда представлена :

Кабинетом учителя - дефектолога

Кабинетом педагога - психолога

Кабинетом учителя - логопеда

Микросреда ДОУ представлено средой групповых помещений : группа компенсирующей направленности для детей с ТНР, с ЗПР.

Среда групп организована по пяти образовательным областям в которых выделяются центры.

• Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Центр «Ребенок в семье и обществе»

- Центр труда и самообслуживания

- ЧФУОО Центр «Моя малая Родина»

• Образовательная область «Познание»

- Центр математики и сенсорного развития

- Центр природы и познавательно-исследовательской деятельности

• Образовательная область «Речевое развитие»

- Центр речевого развития

- логопедический мини центр

• Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- Центр изобразительной деятельности

• Образовательная область «Физическая культура»

- Центр физического развития

Все эти центры организованы в соответствии с АООП (для детей с ТНР и ЗПР-две программы) детского сада.

Поскольку наш детский сад посещают воспитанники различных категорий ограниченных возможностей, мы выстраивает образовательное пространство с учетом их индивидуальных особенностей.

Так для детей с ЗПР и для детей с синдромом Дауна важно разнообразие игрушек и пособий по одной и той же теме, многообразие алгоритмов, схем, моделей последовательности действий, по развитию связной речи, что связано с особенностями мышления, развития процессов внимания и памяти. Наиболее актуальными являются такие направления в РППС:

Познавательное развитие

Основными задачами познавательного развития являются

развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;

– развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде.

Познавательное направление представлено Центром «Математики и сенсорного развития» представлен игровым оборудованием: дидактическая игра «Цвет-предмет» (восприятие цвета, «Уточки» (восприятие цвета, величины предмета, количества, «Цветовые дощечки» (восприятие цвета и формы предметов, «Пирамидки» (восприятие цвета, формы и величины, количества предметов, «Домики с вкладышами» (восприятие цвета, формы, величины предметов, «Кубики» (восприятие цвета, формы, целостное восприятие, «Пазлы» (крупные и мелкие - целостное восприятие, Мозаика, «Сенсорные кубики» (восприятие цвета, формы, «Арифметика» (восприятие количества) и др.

Для детей с нарушением ОДА наиболее актуальным является направление:

задачи ОО физическое развитие

Достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движениях, физических качеств, координации движений, ориентировки в пространстве и др;

Коррекция здоровья и физического развития путем использования специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих ОДА и СС, ДС системы;

Цели:- – становления у детей ценностей здорового образа жизни;

– развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;

– приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;

–формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

Центр физического развития наполнен «Дорожка шагов» для правильная постановка стопы, переносное Массажные дорожки для профилактики плоскостопия, массаж ног. Роликовые массажеры.

Особое внимание мы уделяем ограничениям детей и прописываем их в АООП и АОП.

Для детей с РАС

Эффективными являются визуальные и коммуникативные подсказки, используемые в среде :

-фотографии сотрудников ДОУ

-информационные таблички при входе в помещения ДОУ

-цвет (привлекающий ребенка)

-таблички с печатным текстом

-коммуникативные панно или доска (в группе)

-иллюстрированные списки правил поведения

-серии картинок с алгоритмом социальных действий

К ориентировочно визуальным средствам относятся картинки подсказки умывальная комната, спальня, раздевалка, место для обеда и пр.

К коммуникативным относятся

фотографии близких людей;

фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;

фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет);

фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребенка;

пиктограммы, иллюстрирующие базовые коммуникативные функции (в т. ч. просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие и т. д.).

К социально-поведенческим визуальные средства относятся

- схемы последовательности умывания

- схемы последовательности одевания

- визуальные картинки с изображением что можно, что нельзя.

Для детей с ТНР актуальным является направление:

Речевое развитие.

основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:

– формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;

– приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.

развитие речевого дыхания,

фонематического восприятия,

звукового анализа и синтеза,

развитие лексико-грамматического строя,

развитие мелкой моторики

Данное направление представлено в центрах «Развитие речи», «Логопедический мини-центр», «Центр книги» Центры наполнены: дидактическими играми «Делим слова на слоги», «Логопедическое лото», схемы для составлении рассказа-описания, предметные картинки, сюжетные картинки, «Звуки», «Звонкий - глухой», «Игры с парными карточками». «Говори правильно Л, Р», дыхательные тренажеры, детская художественная литература различных жанров и др.

Категории воспитанников различны, для эффективного коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса необходима интеграция всех ОО и направлений в развитии воспитанников.

Прикреплённые файлы:

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ по ФГОС

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ по ФГОС «Развивающая предметно-пространственная среда» Подготовила воспитатель: Матвеева Е. Ю. Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ В связи с введением ФГОС в дошкольное образование, условия реализации программы должны обеспечивать полноценное развитие личности.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Консультация для начинающих воспитателей. Развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ Профессия педагога является очень сложной и в тоже время очень интересной и творческой. В рамках педагогической профессии человек может.

Методическая разработка «Рисунки на асфальте как развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ» Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Видео Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон, оснащенных различными развивающими материалами (книги, игрушки, материалы.

Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений ДОУ и методического кабинета. Из опыта работы Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ Особенности развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений, игровых площадок, теневых навесов, территории МБДОУ д/ сад.

Развивающая предметно-пространственная среда на территории ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда на территории ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством,.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Министерство труда и социального развития Республики Хакасия

Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия

«Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»

655009, г. Абакан, ул. Белоярская, 110, тел. 27-81-03

Рассмотрено на Педагогическом совете Утверждаю

Протокол № ___ от 29.08.2016 года Директор ГБУ РХ «Республиканский

дом-интернат для детей «Теремок»

Приказ № ______ от 29.08. 2016 г.

для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Реабилитация игрушкой»

на 2016-2017 учебный год

Возраст детей: от 0 до 2 лет

учитель-логопед Спашибина В.Н.,

учитель-дефектолог Садыкова В.А.,

педагог-психолог Тропина М. Н.

Пояснительная записка

Психическое развитие осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов в их неразрывном единстве. Соотношение этих факторов в формировании различных функций неоднозначно. Становление таких жизненно важных функций, как регуляция дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, пищеварения, в основном предопределяется биологическими факторами (генетической программой развития). Формирование же функциональных систем, связанных с высшей нервной деятельностью, в значительной степени обусловлено особенностями социального окружения, обучения и воспитания.

Л. С. Выготским было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Он подчеркивал, что высшие психические функции (произвольное внимание, активное запоминание, мышление и речь) проходят длительный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития.

Особенности психического развития в норме и патологии в значительной степени связаны с закономерностями созревания мозга, которое также обусловлено взаимодействием генетических и средовых факторов.

Недоразвитие двигательной сферы детей с нарушением интеллекта выражается в нарушениях и слабости статистических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи.

Моторная недостаточность у различных групп данной категории детей проявляется по-разному. При олигофрении тормозного типа двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразности движений, резкой замедленности их темпа, вялости, неловкости, угловатости. У глубоко отсталых детей с преобладанием процесса возбуждения, наоборот, отмечается повышенная подвижность, но их движения нецеленаправленны и беспорядочны, они затрудняются производить последовательные, координированные действия, зачастую такой ребенок не может самостоятельно обслужить себя.

Внимание детей с нарушенными функциями интеллекта всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели. Для детей данной категории характерно поверхностное, глобальное восприятие, т.е. восприятие предметов в целом, они не применяют анализа воспринимаемого материала, его сравнения.

В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта находится глубокое недоразвитие речи. Поражение центральной нервной системы в сочетании с неблагоприятными социальными и биологическими факторами определяют нарушение формирования речи у детей раннего возраста:

· отсутствие модулированного, социально окрашенного крика;

· более позднее появление гуления;

· задержка темпов и сроков формирования речевого слуха;

· позднее появление первых слов;

· длительное сохранение автономной детской речи.

В дальнейшем понимание обращенной речи, их пассивный словарь расширяется и обогащается, однако понимание остается ограниченным и связанным только с личным опытом ребенка. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые дети вкладывают вполне определенный смысл.

Обнаружено, что память умственно отсталых детей отличается малым объемом и значительным количеством искажений при воспроизведении материала. Логическая и механическая память находятся на одинаково низком уровне.

Все нарушения и дефекты, присущие детям с нарушенной функцией интеллекта, со всей полнотой и яркостью проявляются в их трудовой деятельности: часто они не могут изменить свою деятельность соответственно новой инструкции. Они предпочитают однообразное повторение одних и тех же заученных ими операций. Создается так называемый косный стереотип, который с трудом преодолевается в незнакомой обстановке

Особенности личности умственно отсталых детей описаны в клинико-психологических и экспериментально-психологических работах М.С. Певзнера, Г.Е. Сухарева и других исследователей. По их мнению, типичными чертами личности этих детей являются отсутствие инициативы и самостоятельности. Эмоции обнаруживают относительную сохранность. Многие из них чувствительны к оценке своей личности другими людьми. Побудить таких детей к деятельности, не затрагивающей их узких интересов, крайне трудно. Если это удается, то возникающее при этом побуждение отличается слабостью и быстро исчерпывается.

Таким образом, психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта позволяет говорить о них как об особой группе детей, основными чертами которой являются психофизиологический дефект и чаще всего выраженные органические нарушения.

Дети с умственной отсталостью нуждаются в специально организованной психолого-педагогической реабилитации. Для них характерно недоразвитие всех сторон психической деятельности, моторики, эмоционально-волевой сферы. У таких детей страдает процесс восприятия, все стороны речи, нарушено мышление, кроме того ярко выражены недостатки внимания.

Особенности психических и физических функций умственно отсталых детей носят стойкий характер. В процессе психолого-педагогической работы можно добиться положительной динамики в их развитии.

С этой целью опираясь на данные Новгородского городского опорно-экспериментального Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, а также материалы по программно-методическому обеспечению процесса психолого-педагогической реабилитации детей, проживающих в стационарных учреждениях (АНО «Центр коррекционных технологий» г. Москва) нами была разработана программа по коррекции психического и речевого развития детей с ограниченными возможностями «Реабилитационная игрушка».

В коррекционно-развивающей работе по данной программе предполагается использование различных видов игрушек для коррекции развития детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.

Программа рассчитана на детей 0-2 лет с диагнозом неуточненная степень умственной отсталости.

Для занятия реабилитационной игрушкой педагогу-психологу, учителю-логопеду, дефектологу отводится 1 час в неделю. Программа состоит из 2 этапов и рассчитана на 2 учебных года, в течение которых происходит усвоение материала ребенком.

Цель программы: коррекция недостатков психического и физического развития детей, развитие речи посредством обучения действиям с реабилитационной игрушкой.

1. коррекция познавательных процессов;

2. развитие крупной и мелкой моторики пальцев и кистей рук;

3. развитие импрессивной и экспрессивной речи,

4. развитие сенсорных функций;

5. развитие координации движений;

6. развитие дыхательных функций.

Логика построения программы: данная программа предполагает гуманистическую позицию и направлена на развитие и коррекцию психического и физического и речевого развития детей.

Принципы программы:

· принцип систематичности и последовательности;

· принцип индивидуального и дифференцированного подхода;

· принцип практической направленности.

Схема построения программы:

1 год: ориентировочный.

· пробуждение интереса к игрушке;

· концентрация внимания на отдельной игрушке на непродолжительное время;

· формирование кратковременных действий с игрушкой по подражанию при помощи взрослого.

2 год: формирующий.

· формирование целенаправленных действий с игрушкой с помощью взрослого;

· частичное выполнение игровых действий с игрушкой по подражанию.

Формы и методы работы:

1 год подразумевает использование следующих форм и методов:

- частичное выполнение действий по образцу.

2 год подразумевает использование следующих форм и методов:

Условия реализации программы

Психическое развитие ребенка в возрасте 0-2 лет осуществляется посредствам различного вида игрушек.

Занятия с реабилитационной игрушкой позволяют добиться положительной динамики в развитии психических процессов у детей с умственной отсталостью, в частности развития восприятия, мышления и речи, внимания, а также эмоционально-волевой сферы.

Работа в групповой и индивидуальной форме позволяет выгодно использовать игрушку для достижения поставленных целей и получения конкретного результата в работе с детьми.

Такие методы как показ, образец, словесная инструкция, беседы помогают в полной мере грамотно и профессионально осуществить работу с детьми нарушениями развития. Поэтому очень важно использовать их на занятиях.

Позиция взрослого в выборе методов и средств для проведения занятий осуществляется согласно учету возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Для достижения поставленной цели в работе используется соответствующее оборудование: комната с Монтессори материалом, комната психологической разгрузки для коррекции и развития всех сенсорных функций детей.

Прогнозирование результатов работы

Работа над психическим развитием детей ограниченными возможностями здоровья главным образом связана с использованием в процессе проведения занятий разных игрушек.

К концу каждого этапа программы ребенок приобретает необходимый набор навыков для успешного овладения следующего этапа. В итоге к концу реализации программы дети получают определенный уровень развития психических процессов исходя из личной динамики развития.

В процессе работы с реабилитационной игрушкой происходит развитие мелкой и крупной моторики, развитие координации движения, чувства равновесия, голосовые реакции, звуковая и речевая активность, что выражается в умении выполнять более усложненные задания, чем на первом этапе программы.

Помимо развития моторных функций также корректируются и развиваются познавательные процессы – память, внимание, восприятие, мышление и речь, которые очень важны для нормального функционирования ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Работа с игрушкой позволяет достичь результатов и в развитии сенсорных функций (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус) и дыхательных функции, что тоже очень важно для восприятия ребенком окружающего мира в целом.

Можно сказать, что работа по программе «Реабилитационная игрушка» позволяет развивать и корректировать психические процессы и физическое состояние у детей с ограниченными возможностями здоровья.

К детям с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) относят очень разных детей: с аутизмом, нарушениями слуха и зрения, двигательными нарушениями, алалией, генетическими синдромами. Но какой бы ни был диагноз у ребенка, он в первую очередь остается ребенком, а значит ему нужны игрушки.

Игрушки для детей с особенностями развития не обязательно продаются в каких-то специальных магазинах. Но если к выбору игрушек для особого ребенка нужно подойти очень тщательно.

Пять принципов выбора игрушек для детей с ОВЗ

1. Игрушки должны быть безопасными

Многие дети с ОВЗ берут игрушки в рот, облизывают, грызут. Поэтому важно покупать игрушки проверенных производителей, которые позаботились о том, чтобы при производстве использовались безопасные материалы и красители.

Игрушки таких брендов как Melissa and Doug и Learning Resources не самые дешевые, но зато они действительно прошли все необходимые проверки и их безопасность подтверждена международными сертификатами.

Галька в этой игре, конечно, не настоящая, она сделана из приятного наощупь прорезиненного материала, безопасного для здоровья ребенка.



2. Игрушки должны быть прочными

Диспраксия, неуклюжесть, моторная неловкость – особый ребенок часто роняет игрушки, наступает на них. А еще бывают дети, которые пока не научились контролировать свою импульсивность: им нравятся разрушительные игры. Хорошие игрушки должны выдерживать все.

Конструктор Ёжик подойдет практически любому ребенку. Эти детали невозможно сломать, проглотить, засунуть в нос или в ухо. Детали легко соединяются между собой, можно сделать много интересного.

Если пока ребенку больше нравится разрушать, чем строить, можно организовать простую игру с соблюдением очередности: бросать детали конструктора в коробку. Постепенно от этой игры вы перейдете к совместному конструированию.

3. Игрушки должны удовлетворять сенсорные потребности ребенка

Мозг многих детей с ОВЗ некорректно обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств. Это приводит к нарушениям процессов сенсомоторной интеграции. Ребенок может настойчиво стремиться к получению каких-то определенных ощущений, например, ему приятно вращаться или он любит, когда его тело сдавливают, он сам любит сдавливать предметы.

Это не прихоть, а сенсорная информация, которая важна для саморегуляции. Если ребенок не получает необходимой стимуляцией, все ресурсы его мозга посвящены ее поиску, на обучение новому остается мало сил. Наблюдения родителей помогают специалистам определить, какие именно ощущения важны для ребенка. Конструктор Ёжик – источник тактильной стимуляции.

Многие развивающие игрушки могут выполнять сразу несколько функций. Например, это набор пипеток можно использовать для развития мелкой моторики и для изучения названий цветов. Но здесь ребенок получит и сенсорную стимуляцию: игра с водой, сдавливание пипеток.

4. Игрушки должны развивать

В понимании многих взрослых развивающая игрушка – это пирамидка или что-что, где нужно собирать целое из частей. Развивающий потенциал игрушек не ограничивается этим. Многие игрушки могут стать пособиями для занятий с особым ребенком, но важно сначала определиться, что именно вы собираетесь развивать? Крупную или мелкую моторику? Речь? Память?

Важно помнить, что знакомство особого ребенка с символами должно сопровождаться действиями с конкретными предметами. Игра «Собери мороженое» отлично подойдет для изучения математики.

5. Игрушки должны соответствовать интересам ребенка

Жизнь многих детей с особенностями в развитии строго регламентирована: логопед, дефектолог, реабилитация, лечение. Многие родители стремятся к тому, чтобы каждая игрушка для ребенка с ОВЗ была развивающим пособием.

Но ведь можно совместить интересы ребенка с целями занятий. И проще отталкиваться именно от интересов ребенка, тогда не нужно будет заставлять заниматься. Вы хотите, чтобы ребенок научился считать, а его интересуют только насекомые? Тогда нужно считать насекомых.

Комната заваленная игрушками – это не то, что нужно для развития ребенка. Лучше меньше игрушек, но пусть они будут качественными: безопасными и прочными.


Важную роль в развитии и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья являются обучающие игры. Их выбор в первую очередь зависит от того, какое именно заболевание, расстройства послужило причиной ограничения

Игрушки для детей с ОВЗ не обязательно должны быть какими-то специальными. И не обязательно они должны быть развивающими. Занятие с любой игрушкой, будь то кукла, машинка, домик, набор кубиков, так или иначе развивает. Ведь именно так, через игры дети познают мир. И ОВЗ не означает, что ребенок познает его как-то иначе.

Хотя, повторимся, все зависит от причины присвоения этого статуса. Если ребенок слабовидящий или слабослышащий, то при выборе игрушки придется учесть эти способности. А если он заметно отстает в развитии, то ему подойдут, например, кубики вместо «положенной по возрасту» машинки.

Здесь мы перечислим наиболее популярные развивающие игрушки для детей со статусом ОВЗ:

• Интерактивные озвученные плакаты. Это плакаты с картинками, нажатие на которые сопровождается речью или какими-то звуковыми эффектами. Тематика достаточно широка: «Домашние животные», «Мой дом», «Цирковое представление», «Веселый оркестр», «Изучаем время»

• Развивающие пособия. Представляет собой основание из ковролина или любой плотной шероховатой ткани, на которое с помощью липучек крепятся различные элементы – цифры, буквы, изображения животных, сказочных героев. Тематика таких пособий тоже достаточно обширна

• Обучающие наборы. С их помощью осваиваются ключевые бытовые и социальные навыки. Традиционными темами подобных наборов являются правила этикета, правила поведения в детском саду, ПДД

• Компьютерные образовательные системы. Имеются в виду комплексные решения для персональных компьютеров, разработанные с целью организации учебного процесса в доступной игровой форме. Это увлекательные познавательные обучающие игры для знакомства с азами математики, творчества. Для детей 3-5-летнего возраста наиболее подходящими системами являются EduQuest и MultiMind.

• Настольные игры для детей с ОВЗ. Имеются в виду как классические шашки и шахматы, так и сюжетные, стратегические игры вроде «Монополии», «Шакала». Для детей с нарушением зрения выпускаются специальные тактильные нарды и шашки, а также «Монополия» со шрифтом Брайля


• Адаптированные пособия. Речь идет о специальных изданиях учебной литературы с крупным текстом или шрифтом Брайля. Также весьма эффективны коррекционные занятия с рельефными картинками и изображениями на пленке

• Подвижные игры способствуют развитию координации движений, силы и выносливости. Чтобы организовать увлекательные и полезные подвижные игры, можно приобрести, например, оснащенные звуковым сигналом тарелки фрисби или мячи, беговые дорожки и так далее – выбор просто огромен.


Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети имеющие различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и нарушают их общее развитие.

Наглядность предполагает принцип организации обучения с опорой на восприятие предметов и явлений. Участвовать должны все органы чувств.

В норме грамматический строй речи ребёнка строится постепенно, путём подражания взрослым. У детей с нарушением слуха всё иначе. Такие дети воспринимают всё благодаря наглядности и тактильности.

Ключевые слова: наглядные средства, нарушение слуха, школьники с ограниченными возможностями здоровья.

Children with disabilities are children with various physical and mental disabilities. Such deviations do not allow them to lead a full life and disrupt their overall development.

Visibility implies the principle of organizing training based on the perception of objects and phenomena. All senses must participate.

Normally, the grammatical structure of a child's speech is built gradually, by imitating adults. It's different for children with hearing impairments. Such children perceive everything thanks to clarity and tactility.

Keywords: visual AIDS, hearing impairment, students with disabilit.

На современном этапе становления отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, является одним из главных моментов. Для таких детей особенно важно отношение к ним окружающих их людей. Современное обучение детей с ОВЗ направленно на их полную интеграцию в общество.

Ф. Ф. Рау считал, что формирование у детей с нарушенным слухом устной речи — одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания [12]. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать даже у полностью лишенных слуха детей словесную речь не только в более доступном им письменном или пальцевом виде, но непременно и в виде устного слова. Это объясняется той исключительной ролью, которую играет в жизни людей устная речь как способ общения, основа владения языком и инструмент мысли [1].

Рассматривая устную речь в качестве разновидности словесной речи, следует иметь в виду ее лексические, грамматические особенности и главным образом те материальные средства, которые используются в речи для выражения и различения смысла [15;16].

Эти звуковые по своей природе средства в конечном счете сводятся к варьированию таких свойств звука, как принадлежность его к тонам или шумам, его высота, сила, тембр, длительность, прерывистость или непрерывность.

Все эти вариации звучания укладываются в некоторый определенный динамический и частотный диапазон.

Речь детей с нарушением слуха строиться постепенно, с постоянной опорой на вспомогательный материал (картинки, игрушки и другие предметы). Развитие речи у таких детей начинается с накопления предметного словаря. Далее таким детям требуется формирование фраз различной логической структуры. Это необходимо отрабатывать с ними в разных видах деятельности, необходимы вопросы, отрицание, повествование, побуждение. В быту и во всех сферах жизни необходимо учить детей правильно выражать свои потребности: просьбы, желания, согласие, отрицание, удивление, обиду и т. п. Такие потребности возникают у детей в процессе общения с взрослыми и между собой.

Вся наглядность систематизирована по различным признакам: по возрастным группам, по цели назначения, по фонетическому принципу, по позициям звуков, по принципу возрастания самостоятельности.

При составлении речевого материала соблюдают ряд требований: речевой материал должен соответствовать программным требованиям. Он должен быть актуальным, нести коммуникативную направленность. Смысловое содержание материала должно быть знакомо обучающимся, речевой материал должен подбираться с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

С помощью наглядных средств создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную и речевую деятельность.

Наглядные средства дают возможность детям, представить конкретную ситуацию, необходимую для порождения определенного речевого высказывания.

Наглядность облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным. Все предлагаемые наглядные средства, способствующие развитию лексико-грамматического строя речи, выполнены с учетом решения максимального количества образовательных и воспитательных задач: для развития речевой практики, пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления. [10].

Например, перед одеванием детей на прогулку родитель или педагог использует такой материал разговорной речи:

— Куда мы сейчас пойдём?

— Правильно, мы пойдём гулять.

— Какая сегодня погода?

— Да. Сегодня ясная, солнечная погода. Но на улице прохладно.

— Какую одежду мы будем надевать? У тебя есть куртка?

— Да. У меня есть куртка.

— А у Паши есть свитер. А у тебя есть шарф?

— Нет. У меня капюшон.

— Во дворе мы будем качаться на качелях. Потом мы будем собирать осенние листья и сделаем красивый букет.

— Мы будем кататься на санках?

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

  1. Метод иллюстраций
  2. Метод демонстраций

Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске, карт, портретов. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией предметов, приборов, опытов. К демонстрационным методам также относятся показ кинофильмов, компьютерных презентаций.

Есть некоторые методические условия:

  1. Хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, указателей и тому подобное.
  2. Четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие моменты.
  3. Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации.
  4. Привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

Из различных видов наглядности — натуральной, изобразительной, символической — широкое применение в обучении находит символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы). Роль символической наглядности возрастает с накоплением у детей математических знаний и развитием мышления, символическая наглядность становится основным средством наглядного обучения математике.

Использование наглядности в процессе формирования понятий будет эффективным, если оно ориентирует на обобщение и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия [13;14].

В связи с различными дидактическими функциями и возможностями средств наглядности требуется их комплексное применение на занятии. Только в этом случае будет достигнута максимальная эффективность в решении каждой образовательной, воспитательной задачи занятия. Комплексное применение различных средств наглядности объясняется тем, что оно обеспечивает совместную работу различных анализаторов.

Эффективность применения средств наглядности в образовательном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на занятии и разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова педагога. Таким образом, наименее эффективным оказывается такое применение средств наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову педагога. Одна из задач совершенствования учебно-воспитательного процесса состоит в широком использовании на занятии наглядных пособий как самостоятельных источников информации. Это предполагает самостоятельную работу детей с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала, выполнение заданий, основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий.

Наглядность сама по себе без организующей роли взрослого не оказывает сколько-нибудь значительного внимания на развитие познавательности ребенка младшего школьного возраста в особенности. Оптимальное использование различных средств наглядности способствует развитию зрительного сосредоточения на объекте, а соответственно и развитию зрительной памяти, концентрации внимания, развитию речи [9].

Применение наглядности на занятиях позволяет эффективно усваивать информацию посредством ее визуального представления и переносить эти навыки в другие виды деятельности.

Необходимо отметить, что наглядность выступает как источник информации об объекте, а также ее целесообразно использовать как средство усвоения информации об окружающем мире.

Правильное использование наглядных средств в организации учебно-воспитательного процесса детей младшего школьного возраста создает у них ясные представления об окружающем мире, предупреждает, а также исправляет речевые ошибки, способствует обучению детей правильно пользоваться языковыми средствами для выражения связей и отношений, наблюдаемых в реальном мире.

Именно наглядность повышает интерес и внимание школьников к заданию, делает более доступным для их понимания содержание материала, выполняет роль дополнительных побуждений, помогающих отразить свои действия и организовать контакт с окружающими.

  1. Абдурахманов Р. А. Социальная психология//Модуль 3. Психология общения. — М.: РосНОУ, 2007. — 96 с.
  2. Бартенева Т. П. Использование информационных компьютерных технологий в образовании / Т. П. Бартенева, А. П. Ремонтов — М.: Просвещение, 2003. — 350с.
  3. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М.: Владос, 1988. — 76 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология / под. редакцией М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. — М.: Просвещение, 1984–236 с.
  5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский —СПб: «Просвещение», 1997. — 340с.
  6. Выготский Л. С. Проблема возраста/ Л. С. Выготский — М.: Изд-во МГУ, 1998–79 с.
  7. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский — М.: Наука, 1980.- 450с.
  8. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н.И Лифинцева– М.: АКАДЕМИЯ, 2004. — 302с.
  9. Евдокимов В. И. К вопросу об использовании наглядности в образовании / В. И. Евдокимов — М.: Академия, 2000. — 310с.
  10. Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха. /Под ред. Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц- М. 2004.
  11. Программа для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. — М. 1991.
  12. Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. — М 1973. — 3с.
  13. Шевырева Т. В., Дорошенко О. В. Инновационные технологии «Lego» и «Spectra» в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями (на примере игры «Палитра») // Школьный логопед: Научно методический журнал. — № 5–6 (26–27), 2008]
  14. Шевырева Т. В., Дорошенко О. В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве. — Вестник РОСНОУ, серия: человек в современном мире. — М: РОСНОУ, 2016 — С. 48–50
  15. Шевырева Т. В., Дорошенко О. В. Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей с функциональным нарушением зрения. — М. 2015. — 9с.
  16. Шевырева Т. В., Дорошенко О. В., Современные средства обучения в словарной работе с детьми с особыми образовательными потребностями (на примере игры «Палитра»)//Школьный логопед: Научно-практический журнал. -№ 5–6 (26–27), М., 2008 -с.71–74.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, наглядность, нарушение слуха, ограниченная возможность здоровья, речевой материал, символическая наглядность, устная речь, младший школьный возраст, различное средство наглядности, словесная речь.

Читайте также: