Среди многообразия народных промыслов в россии особое место занимает игрушка

Обновлено: 09.05.2024

В этот раз мы расскажем об одном из самых известных народных промыслов – дымковской игрушке.

Широко расставленные ноги лошадей и баранов, малиновый румянец на щеках наездников и наездниц, снежно-белый фон, по которому стелются яркие красные, синие и зеленые круги и линии – дымковскую игрушку невозможно ни с чем перепутать. Особенно когда выясняется, что на нее можно не только любоваться – но и свистеть в нее. Этот популярный сегодня сувенир появился на свет четыре столетия назад. Он пережил все: и русскую смуту, и период упадка промысла, и войну, и послевоенное возрождение. Сегодня дымковская игрушка – символ не только Вятского края, но и всей России, такой же, как расписные матрешки, гжельский фарфор или деревянные городецкие поделки.

«Своя своих не познаша», или Откуда взялась вятская Свистопляска

История дымковской игрушки удивительна тем, что поначалу она была символом поминальных гуляний. Глиняные свистульки в вятской слободе Дымково лепили, как и по всей Руси, издавна. Но только в XV веке их начали массово заготавливать для события, именовавшегося Свистопляской, или Вятской свистуньей. Такое необычное название носил поминальный обряд, который вятичи справляли по своим землякам и их союзникам-устюжанам, павшим жертвой случайной ночной схватки – Хлыновского побоища.

По легенде, когда в начале XV столетия Вятку, носившую с 1457 по 1780 год имя Хлынов, осадили новгородцы, на помощь ей пришло ополчение из Устюга – давнего вятского союзника. Но устюжане допустили трагическую ошибку. Ради военной хитрости, чтобы не дать новгородцам узнать о подходе подкреплений, они решили войти в город ночью. Стража, не опознавшая союзников, подняла переполох, и началось настоящее побоище. Как сказано в летописях того времени, «своя своих не познаша», и вятичи с устюжанами успели побить немало своих союзников, прежде чем поняли, что к чему. Оттого, дескать, овраг, или ров, где происходила массовая схватка, и получил название Раздерихинского, что в нем случился «раздор» или «раздерение».

Несмотря на трагическую ошибку, вятичи в союзе с устюжанами сумели прогнать новгородцев. А жертв ночного случайного побоища стали ежегодно поминать в четвертую субботу после Пасхи. Праздник состоял из двух частей: церковной панихиды и дальнейших языческих гуляний. Во время них, чтобы увеселить павших и отпугнуть злых духов, по языческому обычаю свистели и плясали, отчего традиция и получила название Свистопляски. Позднее, чтобы искоренить воспоминание о язычестве, стали говорить, что звук глиняных свистулек напоминает о громком свисте, которым ночная стража Вятки сзывала свое ополчение к Раздерихинскому оврагу.

Дымковская игрушка: при чем здесь вятская Свистопляска и древнее побоище?

Фото : Shutterstock/FOTODOM

Как заезжие купцы обеспечили расцвет игрушечного промысла

В слободе Дымково издавна добывали особую красную глину, из которой хорошо лепились не только домашняя утварь, но и любые простенькие детские игрушки, в том числе свистелки. Когда же появился обычай Свистопляски, дымковцы стали специально для него готовить два вида специальных игрушек.

Во-первых, полые глиняные шарики, или шарыши, как называли их вятичи. Шарыши взрослые бросали в овраг как подношение павшим, а потом дети подбирали их там и превращали в свои забавки. Во-вторых, глиняные свистульки, в основном в форме животных или «барынь», то есть женских фигурок. Последние, по одной из версий этнографов, напоминали вятичам о том, что после Хлыновского побоища в городе осталось множество молодых вдов.

Постепенно смысл Свистопляски забывался, обрядовые гуляния превратились просто в городской праздник, где главными развлечениями были ярмарка и кулачные бои. Но традиция готовить к гуляниям множество глиняных игрушек не исчезла. Напротив, она ширилась и расцветала, поскольку дымковская глиняная игрушка стала популярна не только у вятской ребятни, но и далеко за пределами города.

На ярмарку специально приезжали заезжие торговцы из других мест, чтобы купить побольше беленых глиняных фигурок, которые можно было прибыльно продать подальше от Вятки. Да и сами вятские купцы оценили спрос на местные забавки и начали возить их не только в Москву, но и в другие города. Прежде всего в Нижний Новгород, Казань, Пермь и Оренбург.

От бабушки к внучке: почему промысел был чисто женским?

Дымковская игрушка: при чем здесь вятская Свистопляска и древнее побоище?

Фото: Смертин Павел\ТАСС

Традиционный дымковский промысел имел несколько специфических особенностей. Прежде всего, изготовлением игрушек занимались исключительно женщины. В этом, кстати, этнографы видят еще одно подтверждение легенды о Хлыновском побоище. Скорее всего, дымковские вдовы вынуждены были именно так зарабатывать на жизнь, а потом традиция укоренилась. Каждая мастерица училась своему делу у матери и в свою очередь передавала навыки дочерям. Все вместе они копали в окрестностях слободы местную глину, тщательно перемешивали ее с мелким речным песком, и только после этого принимались за лепку.

Лепили игрушки на плоских деревянных подносах, которые клали себе на колени или на стол. Игрушки никогда не делали целиком, а собирали из отдельных частей, тщательно заглаживая стыки. Налепив достаточное количество фигурок, их сначала сушили на открытом воздухе. Процесс этот был небыстрым: в зависимости от погоды и размера игрушек он мог занимать от двух дней до полутора месяцев. Потом забавки отправляли в печь на обжиг при температуре около 850 градусов, а когда они остывали, приступали к росписи.

Прежде всего, обожженные фигурки белили: фон рисунка дымковской игрушки был и остается только молочно-белым. Слово «молочный» тут не случайно: долгое время фигурки целиком окунали в раствор мела, приготовленный на молоке. Когда побелка высыхала, на нее начинали наносить рисунки. Орнамент уже к началу XIX столетия хорошо устоялся: круги символизировали солнце, волнистые синие линии – воды реки Вятки, зеленые – луга и пашни. Непременным элементом декора дымковской игрушки стали небольшие блестящие ромбы, сначала из потали – сплава, напоминающего золото, а потом и из настоящего сусального золота.

Очень долго дымковские игрушки делались исключительно одиночными: объединять фигурки в единые композиции не было принято. Оно и понятно, ведь главным предназначением их было издавать свист, а дуть в тяжелую многофигурную игрушку куда как тяжело. Зато фигурки радовали многообразием вариантов. Традиционно делали глиняных лошадок, бычков, козликов, петушков, гусей и другую привычную крестьянскому глазу скотину или птицу. Нередко мастерицы лепили животных с двумя, а то и тремя головами, явно намекая на сказочных Змеев Горынычей и других фантастических тварей. Непременно продавались фигурки барынь, мужичков, детишек, нянек с младенцами на руках, водоносок и скоморохов: все с ярко раскрашенными лицами, широкими улыбками и в праздничной одежде.

От барынь и козликов к танкистам и часовым: как менялась дымковская игрушка?

Пережив расцвет в конце позапрошлого столетия, дымковская игрушка едва не исчезла в начале ХХ века. В 1920-х годах Свистопляску то ли отменили по приказу сверху, то ли просто перестали праздновать – не до того было в разоренной войнами стране. Упал и спрос на игрушки, отчего они перестали кормить мастериц. Дошло до того, что в слободе Дымково начали лепить из гипса, и совсем не те фигурки, что раньше. В итоге к концу 20-х годов прошлого века из всех дымковских мастериц традиции не изменила всего одна – Анна Мезрина.

Именно ей дымковский промысел и обязан своим последующим возрождением. Ей и еще вятскому художнику-исследователю Алексею Деньшину, который в то же самое время создал несколько художественных альбомов с рисунками игрушек из Дымково и описанием промысла. Понимая, что традиция может кануть в Лету, Деньшин сумел добиться внимания к дымковской игрушке на самом верху. Промысел решено было поддержать, к нему стали проявлять интерес музеи, игрушки стали предметом экспорта. К концу 1930-х лепкой и росписью игрушек занимались не только вернувшиеся к прежнему делу старые мастерицы, но и их подросшие ученицы.

С началом Великой Отечественной войны в Кирове, куда эвакуировали немало заводов из западных областей СССР, стало не до игрушек. Промысел в Дымково снова заглох. Однако не навсегда. Как писал позднее Алексей Деньшин, «дымковская игрушка являлась тогда доказательством несокрушимости русского народного духа. Как бодрая, воинственная песня, поднимающая дух бойцов, так и дымковская игрушка в эти дни играла роль светлого жизнерадостного фактора. Она стала доказательством неувядаемости творческих сил народа, его гения». В 1942 году промысел в Дымково восстановили, а к традиционным фигурками добавились актуальные летчики с аэропланами, танкисты с танками, часовые, снайперы и другие военные игрушки.

И с тех пор вот уже 80 лет дымковский игрушечный промысел существует непрерывно. Конечно, сегодня никто из мастеров не занимается всем в одиночку – от добычи глины до обжига и раскрашивания. Материал для лепки добывают на глиняном комбинате, откуда он попадает в руки художникам уже в форме упакованных в полиэтилен брикетов весом от пяти до десяти килограммов. И обжигают игрушки уже не в маленьких печах. Однако каждую по-прежнему делают вручную, отчего никогда нельзя найти среди дымковских забавок двух совсем уж одинаковых.

Вместо разведенного в молоке мела фигурки сегодня покрывают темперными белилами, а раскрашивают анилиновыми красками. От этого игрушки стали еще ярче, чем раньше, и сохраняют рисунок лучше. На прилавках магазинов можно встретить не только традиционных зверей и барынь со скоморохами, но и многофигурные композиции на «блинчиках», то есть едином основании.

Есть и совсем уж произведения искусства. Так, местная мастерица Людмила Верещагина в 2005 году создала композицию «Праздник Преображения», состоящую из расположенных в три яруса 120 фигурок! И все-таки главным предназначением дымковской игрушки, как и 100, и 400 лет назад, остается детская радость. Ребенок может взять в руки яркий предмет, дунуть в него, услышать переливистый свист – и рассмеяться, отпугивая от себя и других любое зло.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Главный Попко

Лучший ответ:


Зачетный Опарыш

Игрушка - это один из старейших видов народного искусства. Их находят археологи в раскопках древних поселений, когда-то они служили оберегами, отпугивали злые силы (например, свистульки). Самая древняя - дымковская игрушка. Её родина – село Дымково, что стоит на берегу Вятки, недалеко от города Кирова. Дымковские мастера делают всевозможные фигурки: и разряженные барыни, и няни с детьми, и птички-свистульки, и фантастические кони, и расписные карусели, и надутые индюки с огромными, как у жар-птицы, хвостами. Их лепят из глины, потом обжигают, после покрывают мелом, разведённым в молоке. Высохшую заготовку покрывают яркой краской, узорами из кружочков, овалов. Один из традиционных сувениров для гостей нашей страны -матрёшка. Она примерно на двести лет моложе дымковских игрушек. Родина нашей матрёшки – Сергиев Посад. А прообразом её послужила фигурка добродушного лысого мудреца, привезённая из Японии в игрушечную мастерскую Мамонтова. Внутри находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.Первая матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке, с чёрным петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, потом опять девочка. Завершал этот ряд спелёнатый младенец.Уже в 1900 году новые игрушки появились на выставке в Париже. А в начале XX века матрёшки начали делать по всей стране. Делают фигурки из берёзы и липы, а потом расписывают. Самая большая матрёшка насчитывает сорок восемь фигурок!




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

А вы знаете, какой образчик народного творчества чаще всего хотят увезти с собой из России зарубежные туристы? Конечно, русскую матрешку! Наивная, веселая и задорная, она покоряет сердца с первого взгляда. Рассказываем о том, как появился один из самых известных символов России, где его делают сейчас и как отличить игрушки, сделанные в разных регионах нашей страны.

Детская развивающая игрушка или символ России?

Технология изготовления матрешек окончательно сформировалась в XIX веке и с тех пор практически не менялась. Но вкладывающиеся друг в друга игрушки простых форм делались на Руси и раньше. Например, расписные пасхальные яйца – их создавали разных размеров и прятали в самом большом.

Год народного творчества и культурного наследия СНГ: история русской матрешки

К слову, механический токарный станок в России был изобретен еще в 1717 году – на 80 лет раньше, чем в Европе, при деятельном участии Петра I. А через 100 лет – в начале XIX века – сотни мастеров уже занимались производством токарной игрушки: точили мелкие рюмочки, чашечки, грибки, яйца, баночки, подсвечники. Фото: Владимир Зинин\ТАСС

Бытует версия, что прототипом матрешки стала японская деревянная фигурка Ситифукудзин, означающая «Семь богов счастья». Этот разъемный сувенир изображает японского бога удачи Фукурокудзю с вложенными внутрь фигурками еще шести богов. Но в самой Японии авторство игрушки приписывают неизвестному монаху-миссионеру из России. Так что круг замкнулся.

Так или иначе, образ современной матрешки, который хорошо знаком всему миру, был создан в 1898 году в Москве, в мастерской при магазине «Детское воспитание» в Леонтьевском переулке. И магазин, и мастерская принадлежали семье Мамонтовых, в которой было шестеро детей. Жена Мамонтова Мария Александровна, деятельная и активная, была увлечена идеей всестороннего развития детей – своих и чужих. Она издавала журналы на эту тему, а также придумывала для своего магазина игрушки и игры, которые сегодня назвали бы развивающими.

Мастер-игрушечник 24-летний Василий Звездочкин родом из Сергиева Посада сделал первую деревянную заготовку для матрешки. Он вспоминал: «Увидел как-то в журнале подходящую чурку и по ее образцу выточил фигурку, которая имела смехотворный вид, напоминала как будто монашенку и была «глухая» (не раскрывалась). Мамонтов одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате».

Там игрушку «одели» в нарядный сарафан и русский платок, сделали ей веселое улыбающееся лицо крестьянской девушки, дали в руки петуха и назвали популярным в то время именем Матрена. Но она была такой уморительной, что прижилась лишь уменьшительная форма имени, и игрушка стала называться матрешкой.

Еще через два года Василий Звездочкин разработал технологию производства трех- и шестиместной игрушки. А вершину его искусства – восьмиместную матрешку – послали на выставку в Париж. Ее расписал один из создателей «русского стиля», художник-передвижник, архитектор и декоратор Сергей Малютин.

На парижской выставке 1900 года малютинская матрешка произвела фурор: за оригинальность и своеобразие росписи игрушка получила золотую медаль и стала всемирно известной. С тех пор почти все иностранцы, побывавшие в России, старались увезти с собой этот милый и незатейливый сувенир.

Год народного творчества и культурного наследия СНГ: история русской матрешки

Фото: википедия

Задорный характер и русская душа

До сих пор русская матрешка является одним из самых популярных национальных сувениров. Ее образ претерпел множество изменений. В каждом регионе делают свою, уникальную роспись и стараются сделать именно свою матрешку узнаваемой, самобытной. Но общие черты сохранились. Это всегда румяная, дородная молодая женщина в праздничном русском костюме и цветастом платке на голове. Она мила, жизнерадостна, полна сил, так и пышет здоровьем и оптимизмом. Так что смело можно утверждать, что матрешка – игрушка с задорным характером и русской душой.
Матрешка – это символ жизни, материнства, продолжения рода: внутри нее многочисленное потомство, мал мала меньше. И каждую новую куколку, извлекая, можно рассматривать без конца: наряды и лица уникальны. Матрешка – это сильный образ, она как бы выступает опорой своего рода, берегиней и защитницей. Причем делает это легко, без всякого напряжения. Красивая, нарядная и яркая, она излучает благополучие, энергию и радость.

Пропорции матрешки за век с лишним почти не изменились. Хотя в начале XX века мастера экспериментировали с формой матрешки, делали ее конусообразной, шлемовидной, но потом изначально выбранная форма вернулась и закрепилась навсегда.

Для создания деревянной основы русской матрешки используют мягкие породы древесины – липу, ольху, березу. Больше всего мастера-токари любят липу, так как она очень мягкая и с нею легко работать. Для того, чтобы готовое изделие не растрескалось, дерево должно пролежать на открытом воздухе два года и основательно подсохнуть. После чего ствол распиливают на бруски. Для вытачивания игрушек подходят не все фрагменты, а только те, которые лишены сучков.

Весь путь от бруска до готового сувенира занимает множество этапов. Мастера-токари начинают работу с самой маленькой игрушки, которая должна поместиться в игрушку чуть большего размера. И так до самой большой. Заготовки для матрешек точат на маленьких кустарных предприятиях, а в некоторых селах России их изготавливают прямо в домашних мастерских. Например, в Полховском Майдане Нижегородской области практически все мужское население имеет собственные токарные мастерские, где любовно обустраивает рабочее место и инструмент. Еще бы – токарям приходится проводить у станков по 9-10 часов в день. А по-другому на кустарном промысле не заработаешь. Мастерство передается от отца к сыну.

Среднее количество матрешек-вкладышей – 4-5 штук, но бывают и исключения. Однажды на художественной фабрике «Семеновская роспись» была изготовлена матрешка, в которую вошло сразу 56 игрушек! Первая из этих фигурок, в которую прятались все остальные, была 1,5 м в высоту.

А самые большие неразъемные матрешки расписаны художником Борисом Красновым и находятся в Москве. Их «рост» – 13 метров. Больше них – высотой в 30 метров – только здание в форме матрешки, но оно построено не в России, а в китайской Маньчжурии.

Год народного творчества и культурного наследия СНГ: история русской матрешки

Фото: Shutterstock/FOTODOM

Как и где расписывают матрешек?

Расписывают матрешек, отдавая дань традиции, до сих пор вручную. Но сначала выточенную на токарном станке и отшлифованную куклу нужно загрунтовать. Для этого каждую фигурку вручную натирают раствором крахмала и сушат при комнатной температуре, повторяя эту процедуру три-четыре раза.

Потом матрешек расписывают анилиновыми красками или гуашью. Процесс росписи матрешки обычно поделен на несколько операций. Сперва художницы наносят контур – вырисовывают на деревянной заготовке лицо, фартук, руки, платочек. Намечают детали карандашом, а потом обводят тушью. Затем закрашивают разными цветами одежду, платок, фартук. И украшают их узорами. Лицо рисуют в последнюю очередь. Это самая тонкая работа.

Большинство мастериц не покрывают лицо матрешки слоем краски, ведь цвет древесины хорошо передает тон человеческой кожи. А вот румянец во всю щеку – это обязательно. Как бы ни была наметана рука художницы, выражение глаз матрешки и ее улыбка всегда выходят немножко разными. В этом прелесть ручного промысла: матрешки неповторимы, каждая получается со своим выражением лица.

Когда краски высохнут, фигурки покрывают лаком и сушат при комнатной температуре.

Мест, где расписывают матрешек, в России великое множество. Но все же основные кустарные производства, которые имеют свой неповторимый почерк и узнаваемую манеру росписи, расположены в центральной России: в Сергиевом Посаде, Семенове и Полховском Майдане Нижегородской области, а также на севере, в городе Вятке.

Сергиево-Посадская матрешка представляет собой круглолицую нарядную девушку в ярком сарафане и узорчатой кофте. На ней яркий платок и передник. Контуры росписи всегда имеют черную обводку тушью. Передник может быть однотонным, в цветочек или с растительным узором. В память о первой матрешке, которая держала в руках петуха, в росписи сергиево-посадских матрешек часто отражают крестьянскую жизнь. Местные матрешки держат в руках кувшин, букет цветов, котенка или курочку. Это главная отличительная черта сергиево-посадской матрешки от всех других.

Семеновские матрешки узнаваемы по яркой росписи преимущественно красного и желтого цветов. Платочки традиционно окрашиваются в горошек. В отличие от сергиевских кукол, здесь особое внимание уделяется красивым цветочным мотивам на переднике. Мастера используют контрастные цвета и обводку деталей рисунка черной краской, чтобы они выделялись на фоне фартука.

Семеновская матрешка производится часто на тех же предприятиях, что и хохломская роспись, но традиции хохломы не переносятся на матрешек. Они имеют свой уникальный, совсем не хохломской вид.

Год народного творчества и культурного наследия СНГ: история русской матрешки

Фото: Shutterstock/FOTODOM Полховскую матрешку легко можно узнать по основному элементу росписи на фартуке. Это всегда крупный цветок шиповника, рядом с которым часто рисуют полураскрытые бутоны на ветках. Роспись гораздо крупнее, чем у сергиево-посадской и семеновской матрешек. Передник часто заменен на овал, в котором размещается рисунок.

Традиционные полховские матрешки всегда были кудрявыми брюнетками: они изображались с выбивающимися из-под платка черными кудряшками.

Форма полховских матрешек также заметно отличается от всех остальных. Фигурки более вытянуты по вертикали, с маленькой, жестко очерченной головкой, у которой почти плоская макушка.

Вятская матрешка – самая северная. Ее тоже не спутать ни с какой другой: мастерицы украшают вятских матрешек инкрустацией из белой и золотой ржаной соломки. Рисунок росписи чаще геометрический, в нем заметны северные мотивы. Также у вятских матрешек самая подробная прорисовка лиц: они с большими голубыми глазами, пышными ресницами и пухлыми губками.

Начиная с 90-х годов прошлого века наряду с традиционными промыслами стала развиваться авторская матрешка. До сих пор множество народных художников по всей России делают свою неповторимую роспись.

Главным элементом украшения авторской матрешки по-прежнему остается передник. Но теперь на нем может быть изображен пейзаж, памятник архитектуры, фрагмент картины известного художника, сюжет народной сказки, жанровая сценка, да все что угодно!

Есть и портретные матрешки, изображающие исторических личностей. Причем они появились отнюдь не в 90-х годах прошлого века, как может показаться, а гораздо раньше. Известно, что еще в Российской империи к столетию войны 1812 года были сделаны две матрешки – Наполеон и Кутузов со своими штабами. А к столетию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя были изготовлены матрешки с персонажами его литературных произведений «Мертвые души» и «Ревизор». Также с дореволюционных времен выпускалось много матрешек, изображавших народы России в национальных костюмах.

Год народного творчества и культурного наследия СНГ: история русской матрешки

Фото: Лысцева Марина\ТАСС Но все же самая любимая во всем мире – та самая, традиционная матрешка: русская красавица и умница, излучающая благополучие, энергию и радость.

матрёшка

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.

Содержание:

История появления промысла

токарь Василий Петрович Звездочкин

(Токарь Василий Петрович Звездочкин, создатель первой русской матрёшки)

Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.

классическая матрёшка

Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.

Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.

Элементы промысла

Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.

старая матрёшка из 8 куколок

(Матрёшечная семья из 8 куколок)

Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.

Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.

старые и современные матрёшки

(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков)

В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.

Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:

  • загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
  • мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
  • семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
  • полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
  • вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

виды матрёшек

(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины)

Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.

Техника изготовления

Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. Для выточки берутся только выдержанные и основательно просушенные образцы деревьев.

изготовление матрёшки

Вначале мастером вытачивается самая маленькая цельная фигурка. После этого он переходит к следующей по размерам фигурке и изготавливает только нижнюю ее часть. После обработки, этот элемент хорошо высушивается, и только затем проводится подгонка верхней части фигурки. По этой схеме заготавливают все составные части матрёшки.

Высушенные детали в обязательном порядке обрабатываются крахмальным клеем. Он наносится в качестве грунтового слоя и служит основой для росписи. После того как грунтовка основательно просохнет, мастера приступают к росписи матрёшек. Для этого используют гусиные перья, кисти, губки и т. д.

роспись матрёшки

(Роспись готовой матрёшки)

Техники росписи используются на сегодняшний день разные, но традиционные изображения весьма просты, так как изначально кукла предназначалась для игры детям. Мастерами рисуется простое лицо. Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его может дополнять передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрёшку от воздействия влаги и сколов.

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Читайте также: