Старинная ватная елочная игрушка 30х годов

Обновлено: 16.05.2024

Приветствую вас на канале "Квартал мастеров". Сегодня будет не знакомство с творчеством мастера, а экскурс в историю ватной ёлочной игрушки. Статью подготовила и прислала мне мастер-кукольник Марина Лосева. Далее будет от лица автора.

Автор статьи Марина Лосева

Друзья мои, приглашаю вас поговорить о елочной ватной игрушке.

В каждой семье есть вещи, которые трепетно сохраняются как память о ком-либо или о чем-либо.

В нашей семье бережно хранятся елочные ватные игрушки. Их немного, Они уже довольно старенькие и потертые, но от этого не менее дороги . Вместе с ними хранятся аж три Деда Мороза! Все они, и игрушки, и Деды Морозы разных годов изготовления. И в какой-то степени по ним можно прослеживать историю ватных игрушек.

Каждый год, наряжая елку их приятно брать в ладошки и чувствовать их нежность и теплоту. Занявшись созданием кукол, я решила познакомиться и с историей возникновения, и создания ватной игрушки.

Как оказалось, история ватной игрушки интересна и занимательна.

Ватная игрушка изначально появилась как украшение на елку. Раньше елку наряжали не на Новый год, а на Рождество 25 декабря. Возникла эта традиция в Средневековье у германских народов.

В России летоисчисление велось от Сотворения мира и Новый год начинался с 1 сентября.

Указом Петра I № 1736 от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года» повелевалось летоисчисление нового года считать с 1 января по году 1700 от Рождества Христова, а не с 1 сентября 5508 лет от Сотворения мира. «…А в знак того доброго начинания и нового столетнего века … учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых …» Правда никаких украшений на тех ветках не было. И до начала XIX века елки в России в домах так и не ставили. Инициатором этого действа считается великая княгиня, по происхождению из Пруссии, Александра Федоровна. Елка была установлена 24 декабря 1817г. в личных покоях императорской семьи, Москве. До начала 1840-х годов рождественские елки были исключительно дворцовыми. В середине сороковых годов «в русских домах принят обычай немецкий… украшают… деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками». По традиции макушку елки венчала Вифлиемская звезда.

Первая, для общественного увеселения, ёлка была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала. «Установленная в зале вокзала огромная ель с одной стороной… прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги»

Со второй половины XIX века на ёлках начали развешивать различные картонные игрушки: гирлянды, китайские фонарики, стеклянные шары, сначала немецкого, затем российского производства. Но эти украшения были дороги. В результате, в качестве альтернативы, появились невоспламеняющиеся ватные игрушки. Их можно было приобрести в магазине (например, Гебгардта и у Петто в Петербурге) или изготовить самостоятельно.

В дамских журналах того времени печатали поэтапное создание ватной игрушки. По аналогии современного мастер-класса.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

IMG_3509

И еще одна чудо-выставка - "Новогоднее чудо" ) На сей раз - в основном ватных игрушек 1930-50-х. Выставочка очень камерная, занимает всего один небольшой зал. Ах, был бы целый огромный музей! Бродила бы там и бродила. Очень милые, забавные, порой - совершенно неожиданные персонажи. Все-таки, ватная елочная игрушка - это чудо чудесное! У нас ничего почти на елке из ватных нет, только крошечный новорожденный поросеночек в кулечке из папиросной бумаги - папин, довоенный. И все. Так жаль! Потому что мне эти игрушки кажутся совершенно особенными, ведь делались они вручную, а это, конечно, совсем меняет ощущение от вещи.
И так как игрушки до обидного быстро закончились, то у нас еще остались силы пройтись по музею. Нашла для себя неожиданное и интересное - красочные южные застолья, красных мадонн с младенцами, дирижабли, аэропланы и прочую романтику, живущую на чашках, блюдцах и тарелках 20-30-х годов.

IMG_3476

Информации об игрушках не было практически никакой. Просто - ватные игрушки 30-50-х, и все. Так что можно было ничего внимательно не читать, а просто ходить, улыбаться и фантазировать )
Вот, к примеру, пингвинье семейство, спешащее на работу. Маленький пингвин явно пребывает в состоянии легкого ступора. Возможно, что он просто не выспался.

IMG_3480

Ребеночек в лесу валяется. Все лесные жители его обступили и гадают - что с ним теперь делать?

IMG_3483

Маленький акробат явно сегодня не в духе и что-то недоброе бормочет себе под нос.

IMG_3484

На месте этого медведя мне так и видится Федор Шаляпин, поющий: "Блоха, ха-ха-ха-ха!" )

IMG_3486

Просто северный олень, который не понимает, как его занесло в эту страну ходящих на лыжах медведей и лягушек в тулупах.

IMG_3487

А вот точно такой же клоун у нас был. И это одна из тех игрушек, которые я совершенно не понимаю, куда делись. Разбиться же она не могла? Со вздохом могу только предполагать, что она настолько была старенькой и ненарядненькой, что ее просто выкинули ( В память о нем я сшила похожего клоуна в горошек.

IMG_3488

И еще прекрасное! От слонихи я просто глаз не могла отвести, совершенно мой персонаж )

IMG_3491

Бонбоньерки хороши, такую коробочку рука не поднимется выкинуть. Маленькое произведение искусства.

IMG_3492

IMG_3495

IMG_3496

IMG_3497

А чьи это такие дяденьки красивые к нам пожаловали? ) Терешечка, ей-богу, с пингвинами, зайчиками и лягушками оно как-то спокойнее.

IMG_3499

Но не со всеми. Нет.

IMG_3500

Само дружелюбие! Эй, малыш на санках, ты чего так скукожился? Смотри, какой я добрый!

IMG_3502

Вечер трудного дня.

IMG_3503

Мешочек у дедушки как будто маловат. Зато глаза добрые-добрые. И Снегурочка милая такая, застенчивая, в муфточке.

IMG_3505

Ну хороши! Таких бы я точно после разбора елки тайком у себя на целый год оставила - играть!

IMG_3506

Экспрессивно жестикулирующая лягушка: "Нет, Сеня, я все-таки не понимаю, что ты мне хочешь этим сказать?!"

IMG_3508

Маленький барабанщик играет на воображаемом барабане.

IMG_3510

Как отплясывают, а?!

IMG_3511

Просто песик. Сбежал от кого-то.

IMG_3512

Иван с Жар-птицей что-то задумали, чувствую. Не будут добрые люди просто так по углам прятаться. Надеюсь, что не хотят вот этого маленького не-пойми-кого, сидящего под мухомором, обидеть. Ты уж проследи там, Дональд.

IMG_3518

Стеклянных игрушек было мало-мало. Неожиданно - полный набор разнообразных стариков и старух. Моя "Баба-Яга" из детства - вот самая нижняя левая старуха. Так она вроде и ничего.

IMG_3515

И о тщете всего сущего.

IMG_3516

IMG_3482

Миниатюрные Дедушка с супругой. Снегурочка, мне кажется, дома осталась - холодно, может, или уроки не сделала.

IMG_3513

"Заберите меня отсюда".

IMG_3524

Когда игрушек мало, то обращаешь внимание на любую, даже самую неприметную игрушечку, которая пытается спрятаться от тебя, надвинув шляпу на глаза.

IMG_3525

А еще на выставке был представлен проект «Зимние каникулы ученицы 2-го класса Аллочки Светиной», над которым работали московские художники Алла Бедина и Светлана Ланшакова.

IMG_3526

IMG_3527

IMG_3528

IMG_3529

IMG_3519

И немножко открыток. Мне больше всего эта вальяжная дама-Солнце понравилась ) А может и не Солнце? )

IMG_3530

Простите, у вас елочка немножко покосилась.

IMG_3532

Пожалуйста, не машите своей елкой, у нас тут серьезное дело, и вообще, Лева только-только заснул!

IMG_20180114_145325_HDR

Плавно перемещаемся на выставку советского фарфора. И сразу предлагают пойти в культпоход. Я - за!
Н.Н.Пащинская-Максимова, Вербилки, 30-е.

IMG_20180114_145336_HDR

Молочник "Жница", М.М.Адамович, Дулево, 30-е и сахарница "За советское метро", А.А.Чекулина, Вербилки, 1935.

IMG_20180114_145353_HDR

IMG_20180114_145404_HDR

Тарелка "РСФСР", Дулево, 1922 и чайник "Трактористка", Т.З. Подрябинников, Вербилки, 30-е.

IMG_20180114_145547_HDR

IMG_20180120_015935

Сервиз "Свадебный", А.В.Щекотихина-Потоцкая, Ленинград, 30-е.

IMG_20180114_145502_HDR

Замечательно ) чудесный чайничек!

IMG_20180114_145508_HDR

Невеста грустненькая отчего-то.

IMG_20180114_145518_HDR

И обслуживающий персонал что-то голову повесил. Ох, неспроста все это, неспроста.

IMG_20180120_015853

Вот бы такую чашечку.
Чашка с блюдцем "Жница", Петроград, 20-е.

IMG_20180120_015910

IMG_20180114_145829_HDR

Сервиз "Советский Север", А.А.Лепорская, Л.В.Протопопова, Ленинград, 1980.

IMG_20180114_145418_HDR

Возможно Н.К.Бордюков, Вербилки, 30-е, но не уверена (

IMG_20180120_015956

IMG_20180120_015831

Тарелки "Север", М.Овчинкин, Конаково, 1930-е.

История ватной елочной игрушки, фото № 1

Белая и пушистая, она так похожа на снег, что стала неотъемлемым атрибутом новогодних праздников. Именно из ваты создавались самые удивительные елочные игрушки, выпускавшиеся в нашей стране.

Зимним праздником Новый год стал согласно указу Петра I от 20 декабря 1699 года о введении нового летоисчисления не от Сотворения Мира, как было принято ранее, а от Рождества Христова. Первого января предписывалось устраивать фейерверки, иллюминацию и украшать улицы, дворы, ворота и крыши домов еловыми, сосновыми или можжевеловыми деревьями и ветками. Никаких игрушек на этих хвойных ветках тогда не было. Появление елочных украшений связано с пришедшей из Германии традицией устанавливать в доме под Рождество украшенную елочку, получившей распространение в России во второй половине 19 века.
24 января 1918 года Совет народных комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В результате, Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год с 1-го на 14 января. Реформа не была принята церковью и вызвала растерянность у простых людей. Борьба с религиозными праздниками, развернутая в 1920-х годах, привела к окончательной отмене празднования Рождества и одного из его главных символов – украшенной елки. Однако в некоторых семьях традиции зимнего праздника бережно сохранялись.

История ватной елочной игрушки, фото № 3

К середине 1930-х годов, когда накал классовых боев стал стихать, а мирная жизнь постепенно налаживалась, зимний детский праздник вернулся, наполнившись новым содержанием. Это был революционный советский Новый год. Причины возрождения праздника и его смысл объясняла статья П. П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!», опубликованная в газете «Правда» 28 декабря 1935 года.
Для восстановления елочного ритуала требовалось наладить производство новых елочных украшений. В результате проведенной педагогами и производственниками ревизии дореволюционных каталогов были отвергнуты игрушки с ярко выраженной рождественской тематикой. Общественное мнение отразил журнал «Советская игрушка» (1936, №1): «Херувимы», украшавшие елку в старину, конечно, отпадают, но «дед мороз», знакомый любимый детьми сказочный персонаж, имеет полное право гражданства на елке».

История ватной елочной игрушки, фото № 4

Игрушки из стекла и ваты, мишуры и канители, с мерцающим блеском считались наиболее подходящими для украшения елки. Однако сырьевые проблемы, недостаточное количество металлических форм для выдувания фигурной стеклянной игрушки ограничивали ее ассортимент. Этот недостаток был вполне компенсирован производством ватной игрушки, использовавшим доступное дешевое сырье и ручной труд.
Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек отражавших новую советскую тематику. Здоровых, румяных лыжников и конькобежцев, пограничников, полярников, пионеров, фигурки зверей и персонажей любимых детских сказок выпускали в основном предприятия Москвы и Ленинграда: артели «Все для ребенка», «Елочная игрушка», им. Шаумяна, «Культпром», фабрики «Гигровата», ИЗО ЦПКиО им. Горького и другие. Модели этих игрушек наряду с профессиональными художниками и скульпторами Т. Гидиримской, В Громчевской, О. Траубер создавали также лучшие рабочие – мастера производства. Такую возможность давали регулярно проводившихся крупными артелями и фабриками конкурсы новых образцов.

История ватной елочной игрушки, фото № 5

В конце 1930-х годов некоторые производства начинают применять метод горячей штамповки елочных украшений из ваты, используя его в основном для изготовления фигурок животных. Игрушку склеивали из двух штампованных половинок и окрашивали нитролаками.
Несмотря на попытки максимально механизировать производство ватных елочных украшений, до 1950-х годов они остаются рукодельными. Возможно, именно это так привлекает нас сегодня в этих неярких, но по-своему изысканных елочных игрушках.
Однако по той же причине в последние десятилетия ватная елочная игрушка исчезла с прилавков новогодних базаров. Промышленный прогресс, казалось, не оставил ей шансов на выживание, но уже в 1990-е годы она обрела вторую жизнь в работах талантливых петербургских художников: Дины Хайченко, Лины Беликовой, Ирины Сульменевой и др. Начав с поиска новых современных форм елочных украшений, они включили почти забытый, еще недавно казавшийся маловыразительным материал в арсенал современного искусства. Великолепные ватные светильники, декоративные панно, прелестные мелочи для украшения интерьера прочно обосновались в художественных галереях и дизайн-салонах. Будет ли их жизнь столь же долгой, как у тех любимых игрушек, что мы под Новый год достаем из старой картонной коробки, чтобы украсить ими наш самый любимый праздник и, может быть, вспомнить детство.

Дед Мороз из ваты и стеклянные звезды. Как наряжали елки в СССР

Наряжая елку новыми яркими шарами и гирляндами, мы часто вспоминаем старые игрушки. Целый год они ждали своего часа в картонных коробках где-нибудь на антресолях: сказочные стеклянные птицы и звери и совсем прозаические, но очень забавные овощи, фрукты и ягоды из крашеной ваты, веселые бусы и, конечно, звезды. Возможно, несколько таких старых друзей до сих пор занимают свое почетное место на вашей елке.

Старые новые игрушки

Первые новогодние украшения появились в России в XIX веке — традицию наряжать елку игрушками ввела императрица Александра Федоровна, жена Николая I. В то время собственного производства елочных украшений в стране не было, поэтому игрушки привозили из Европы. Стеклянные шары были очень дорогими, и большинство граждан дореволюционной России делали украшения сами, из бумаги и картона. В декабре 1929 года в газете «Правда» вышла статья, где рождественские дни объявили обычными трудовыми буднями, новогодние деревья попали под запрет, и начавшееся в конце XIX века производство елочных игрушек прекратилось.




После возвращения новогодних праздников в 1935 году советской елке потребовались новые украшения — идеологически выдержанные: место ангелов заняли аэростаты, дирижабли, самолеты, а Вифлеемскую звезду сменила красная пятиконечная. По всей стране были открыты фабрики, заводы и артели, выпускающие игрушки из ваты, картона и стекла. 1 января 1937 года та же «Правда» сообщила: «Союзкультторг реализовал по всей стране елочных игрушек на более чем 15 миллионов рублей». Через год эта сумма выросла почти в три раза. К концу десятилетия по всему СССР работали специализированные магазины, торговавшие елочными игрушками, маскарадными костюмами и прочими атрибутами праздника.

Украшения из ваты

Одним из самых распространенных и недорогих материалов для изготовления советских елочных игрушек стала вата — в 1930-е годы этого сырья на фабриках страны было предостаточно. Основой выступал проволочный каркас, вокруг которого крепилась вата. Лица делали из воска, папье-маше или мастики. После росписи их покрывали клейстером — он защищал игрушки от воспламенения. Костюмы тоже мастерили из ваты или бумаги, раскрашенной в разные цвета. Готовые игрушки посыпали «снегом» из мелкого стекляруса и закрепляли его специальным составом.

Множество фигурок и сюжетных украшений, соответствующих советской тематике, выпускали все крупные производства Ленинграда, Москвы и других больших городов: артели «Культпром», «Детская игрушка», «Елочная игрушка», артель имени Шаумяна, фабрики «Гигровата» и ИЗО Парка Горького. Краснощеких лыжников и пионеров, зайчиков, снегурочек и полярников придумывали художники и рабочие. Кто станет новым героем, определяли на конкурсах, на которых фабрики и артели представляли лучшие образцы елочных украшений.





Самыми популярными моделями были фрукты и овощи, животные, большие фигуры Деда Мороза и Снегурочки, а еще малыши-пеленашки, представляющие собой младенцев и поросят в конвертиках из одеял. Новогодний волшебник с внучкой были самыми стойкими — большие фигуры ростом до метра изготавливали настолько добротно, что даже спустя несколько десятилетий после прекращения выпуска этих игрушек хорошо сохранившихся ватных Дедов Морозов можно было купить на новогодних ярмарках.

Массовое производство

Разные модели игрушек предполагали и различные способы производства. До 1939 года все ватные елочные украшения изготавливали вручную. По решению Всесоюзного научно-экспериментального института игрушки был введен способ формования — украшения из ваты стали делать при помощи специальных чугунных и гипсовых форм. После изобретения формовки производство ватных игрушек резко увеличилось. Спустя короткое время было придумано еще несколько автоматизированных методов создания елочных украшений.

Миниатюрных животных — кроликов, белочек и слоников — изготавливали методом горячей штамповки: фигурку склеивали из штампованных половин, а затем покрывали специальными нитролаками. Такой способ практиковали в 1940-е годы лишь на нескольких фабриках, но уже к 1950-м почти все производство ватных игрушек перешло из ручного в механизированное. Одни из самых известных украшений, созданных методом горячей штамповки, выпускала московская артель имени Шаумяна.






Фрукты, овощи, ягоды и грибы с их округлыми формами получались благодаря веретенной намотке, когда использовался специальный станок-веретено для намотки ваты. Одной из первых фабрик, применивших эту технологию в 1936 году, стала ленинградская «Гигровата».

Эпоха елочных украшений из ваты в СССР закончилась в 1960-е, однако сегодня она переживает возрождение. Ватные игрушки делают уже не фабрики или артели, а отдельные мастера и художники.

Игрушки из стекла

Первые стеклянные елочные украшения, появившиеся в России в конце XIX века, были очень дорогими. Один шар стоил около 20 рублей, а за набор продавец мог запросить все 200 — за эти деньги в то время можно было купить хороший рояль. Большинство стеклянных украшений были заграничными — в России тогда не было предприятий по производству стекла. Первый стекольный завод открылся в Клину в 1848 году и выпускал только пузырьки для аптек и парфюмеров и лампы. Стеклянные игрушки предприятие начало делать во время Первой мировой войны — выдувать стеклянные украшения русских мастеров научили пленные немецкие солдаты.

В советское время заводы и артели по производству стеклянных игрушек появились в 1936 году: ленинградская артель «Культигрушка», московская фабрика стеклянных елочных украшений треста игрушки Мосгорисполкома, артели «Красный Октябрь» и «Решетниковский стеклодув». В конце 1930-х они выпускали шары с изображениями членов партии, стеклянные фигурки красноармейцев и буденновцев, сказочных героев, игрушки на цирковую тематику, а также пятиконечные звезды.


В 1950-е самыми популярными стеклянными игрушками стали фрукты и овощи — яблоки, морковь и кукуруза всех цветов и размеров были обязательной составляющей любого набора украшений. В 1960-е вместе с космонавтами и космическими кораблями в продаже появились комплекты «15 республик — 15 сестер» — наборы стеклянных фигурок девушек в разных национальных костюмах. Игрушки отражали и события в сфере культуры — на елочных ветках встречались выполненные из стекла герои популярных мультфильмов и кинокомедий. Среди последних были, например, герои фильмов «Цирк» Григория Александрова и «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова.

Стеклянное производство

Все советские елочные украшения из стекла можно было разделить на несколько видов: шары разных размеров, фрукты и овощи, животные и птицы, граненые фонарики, навершия в виде звезд и наконечников, посуда и военная техника. Отдельное место занимали монтированные игрушки — фигурки из нанизанных на проволоку стекляруса и бус, их производили в большом количестве.

Мастера выдували игрушки с помощью специальных стекольных дротов (трубок) либо сами, либо механическим способом. Расплавленной стекольной массе во время выдувания придавали нужную форму и размер, медленно и непрерывно вращая дрот. В еще не остывшем изделии острой палочкой делали лунки, углубления и полосы либо помещали его в разъемные формы, которые уже имели нужный рельеф. Остывшие стеклянные изделия дальше отправлялись на серебрение и покраску. На готовые фигурки надевали колпачок для подвеса и упаковывали в коробки.




Стеклянные игрушки отечественного и заграничного производства можно было легко различить по типу крепления, весу и декору. Импортные изделия, привезенные в основном из ГДР, имели особое крепление — пружинку на прищепке. Некоторые украшения и вовсе не предполагали крепления — игрушка была вклеена в цоколь определенной формы, который тоже отличался от советского. Немецкие стеклянные елочные игрушки славились своей невесомостью и оформлением. Навершия и шишки, декорированные канителью (тонкая металлическая нить) или махровым шнуром, могли быть родом только из Германии, потому что в СССР эти виды стеклянных фигурок никогда так не украшали.

Картонажные украшения

Популярным и доступным материалом для елочных игрушек была бумага и картон. Технику производства украшений позаимствовали у немецких мастеров, знаменитых своим дрезденским картонажем. В XIX веке на производствах Дрездена выпускали тисненые фигурки — половинки выпуклого картона склеивали вместе, а затем покрывали золотой и серебряной красками. Такие украшения были недорогими, не бились, в отличие от стеклянных, поэтому сразу оказались на елках по всему миру.

В 1920-е годы в СССР игрушки из картона производили только в частных мастерских, фабричные украшения появились в 1940-х. Они были похожи на дрезденский картонаж, но имели более плоскую форму. Самыми популярными стали фигурки рыб, птиц, зверей и героев сказок. Шаблоны печатали в советских журналах и газетах, и каждый желающий мог сделать игрушку сам, повторив чертеж дома на картоне.



Среди украшений, которые выпускали фабрики, был штампованный и клееный картонаж. Штампованный картонаж изготавливали в специальных металлических формах. После штамповки и высечки половины фигурки склеивали, покрывали фольгой и раскрашивали красками с помощью пистолета-аэрографа. Мелкие детали, вроде глаз, рта или плавников, рисовали вручную.

Техника клееного картонажа представляла собой вырубку раскроя игрушки по контуру и склейку столярным клеем. Цветная бумага, мишура, ленты и текстиль для украшения наклеивались на фигурку в виде плиссе и полосок. К клееному картонажу относились различные домики и игрушки, корзинки, фигуры животных и фонарики. У всех украшений были подвески для крепления. Картонные игрушки выпускали на советских фабриках до 1980-х годов.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Советские елочные игрушки, часть 2

Продолжаем разговор:)
Елочные украшения "Навершия" в форме пики оказывается связаны с дизайном военных касок времен Кайзеровской Германии: пикообразные верхушкки для елок делались именно там.

Тема музыкальных инструментов отражена в елочных игрушках 1940-60-х годов. Елочные украшения в виде мандолин, скрипок, барабанов отличает ручная роспись.



С выходом на экраны в 1937 г. фильма "Цирк" всевозможные клоуны, слоны, медведи и другие игрушки на цирковую тематику приобрели большую популярность.





Интересная у него резьба, неужели это лампочка?


Игрушки в виде фруктов, ягод (виноград, малина, клубника, персики, лимоны)изготавливались после Великой Отечественной войны. В 60-х годах, в эпоху правления Хрущева преобладали игрушки сельскохозяйственной тематики: баклажаны, томаты, лук, фасоль, горох, помидоры, морковка и кукуруза - початки всех размеров и цветов.



Тут еще, отвлекая от темы, порадовали елки из макарон)) Теперь такую же хочу в следующем году сделать:)



В елочных украшениях нашел отражение окружающий нас животный мир - мишки, зайчики, белочки, лисички, птички придают новогодней елке особую прелесть. Выпущены в 50-60х годах прошлого века.






Елочные украшения изображающие предметы быта начали появляться в 40-х годах. Их отличает текучесть формы и роспись яркими красками.




Предметы интерьера - лампы, матрешки и детские игрушки нашли отражение в елочных игрушках 50-70х годов.






В елочных украшениях нашел отражение подводный мир - всевозможные рыбки с яркими переливами цвета и необычной формой. Выпущены в 50-70х годах.



моряк вышел ну ооочень харизматичный:)



С выходом фильма "Карнавальная ночь" в 1956 году выпущены игрушки "Часы", со стрелками, установленными за пять минут до полуночи.



В связи с развитием космонавтики и полетом Ю.Гагарина в космос в 1960-м году, в 1960-м году выпущена серия игрушек "Космонавты".






И открытки еще были "космические":)


Какой Новый год без заснеженных избушек, елки в лесу и Деда мороза? Уютные избушки с заснеженными крышами создают новогоднее настроение. Такие игрушки выпускали в 60-70х годах.






Еще было много вот таких шариков, не знаю как называется этот стиль. У нас был безумно красивый чешский набор. Жаль, почти все перебили:(


Очень популярны были наборы с героями сказок. У нас был Незнайка и Сказки Пушкина.

Вот тут наверху та бабка, которая хотела быть Владычицей морскою:)



Вот вам две Красных шапочки на выбор:)



Елочная игрушка "Колокольчик" выпускалась в 70-е годы.



Елочные игрушки из толстого стекла изготовлены в первой половине ХХ века. Так как стекло в то время было толстым, со свинцовым покрытием внутри, то и вес у игрушек был значительным. В основном игрушки изображают сов, листья, шары.





В 60-80е годы были популярны игрушки в форме шишек.


Елочные игрушки на спортивную тему были выпущены в честь прошедшей в Москве Олипмпиады-80. Особое место среди них занимают "Олимпийский мишка" и "Олимпийский огонь".

Еще из распространенных игрушек на выставках отчего-то не было "сосулек":( Одни из моих любимых игрушек.

С хронологии окончательно сбилась, пусть будет вперемешку, ведь многие виды игрушек выпускались по нескольку десятилетий.


В конце немного несистематизированных фото:)













Ух, длиннющий пост получился. Сама не ожидала. Но разбивать на два уже не хочется. Любуйтесь:)
И признавайтесь, у кого что было дома?:)

Читайте также: