Старинные игрушки для детей 2 класс по родному языку

Обновлено: 17.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема : Teddy Bear Shops. Old Russian Toys. Традиционные английские и старинные русские игрушки. 2 класс

Цели: - познакомить с любимой игрушкой британских детей – плюшевым мишкой, со старинными русскими игрушками; активизировать изученную лексику; - развивать навыки аудирования, чтения и говорения; - воспитывать бережное отношение к своим игрушкам, поддерживать интерес к предмету

Планируемые результаты:

Коммуникативные умения (чтение): читать и понимать содержание небольших текстов, содержащих отдельные незнакомые слова;

Языковые средства и навыки оперирования ими (лексическая сторона речи): научиться оперировать активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;

Метапредметные

Коммуникативные УУД: адекватно использовать языковые средства для решения поставленной задачи;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД: проводить сравнение по заданным критериям, осуществлять поиск и фиксацию необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью инструментов ИКТ.

Личностные УУД:

Формировать доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другим странам и народам.

Тип урока : закрепление знаний.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, картинки игрушек, игрушки, матрешка, русские деревянные игрушки, карточки, интерактивная доска

Начало урока

Организационный момент

- Hello, children! (Hello!) - How are you? (Fine, thanks. )Rhyme “Toys for me”

Фонетическая разминка A happy teddy with a yellow yo-yo (slide 1)

Happy, family, many, teddy – [i]

Yes, yellow, yo-yo – [j]

Постановка цели урока . what topic do we learn? Toys and appearance . Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему « Игрушки», вы прочитаете о самой популярной и любимой детской игрушке в Великобритании. Также вы узнаете, какие были игрушки раньше у детей в России. Но сначала давайте вспомним, какие игрушки вы знаете.

Актуализация знаний : 1.What toys do you know? Are the toys for girls and for boys? (slide 2)

2.Cards. Make up a word. (slide 3)

4. Let`s play now! Guess my toy! It`s got a big nose, a big mouth, small ears, black eyes, dark hair. What is it? Guess! It`s a puppet!

It`s got a black nose, a mouth, big ears, black eyes. It is brown. What is it? Guess! It`s a teddy bear! And now you try to describe a toy! ( slide 4)

Проверка домашнего задания (Два – три ребенка выходят к доске и рассказывают о своей любимой игрушке.)

Основная часть

Работа по теме урока

Презентация учителя о плюшевых мишках. Teddy Bear Shops. Учитель задает вопросы к картинкам, иллюстрирующим текст упражнения.

Teddy Bear Shops (c.92) Open your books at page ninety-two.

- What has the boy got?

- Are the teddy bears big or small?

- What colour are they?

- Do you like the teddy bears?

(Учитель читает заголовок Teddy Bear Shops и объясняет значение нового слова. Дети несколько раз повторяют слово и заголовок за учителем. После этого учитель читает текст, а ученики следят по учебнику. На доске записаны выражения с переводом).

all kinds – все виды

different – разные

some – некоторые

wear clothes and hats – носят одежду и шляпы

cute - милый

(Дети с помощью учителя переводят прочитанный текст и отвечают на вопросы).

- What toys are popular in Great Britain?

- Are they popular in Russia? Have you got a teddy bear? Is it big or small?

Describe a teddy bear (slide 12-13)

Task 3 - заполни пропуски словами из списка: black , bear , shelf , eyes , mouth

This is my favourite teddy_______, Sam. It has got big blue_______. It has got a small _______nose and a big pink_______. It is brown . It is on the _______.

Динамическая пауза

Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику Old Russian Toys ( c . 138) мы с вами узнали о традиционной игрушке в Великобритании, а теперь давайте узнаем о традиционных русских игрушках. Презентация учителя ( Читает заголовок Old Russian Toys и объясняет значение нового слова. Дети хором повторяют слово и заголовок за учителем). Рассказ о старинных русских игрушках.

- Look! What`s this? (Ученики называют игрушки, изображенные на картинках, а затем повторяют новые слова за учителем).

- Let`s read about traditional toys in Russia.

wooden – деревянные

from other countries – из других стран

as souvenirs – в качестве сувениров

(Ученики с помощью учителя переводят прочитанный текст. После чтения учитель задает детям вопросы).

- Do you like wooden toys?

- Have you got any wooden toys?

Task 3 - It`s a …… It`s a small wooden toy. It`s got big blue eyes. It`s got a red nose. It`s very nice. Read , look at the pictures and complete . (Дети читают текст и подставляют пропущенное слово (cook)).

Демонстрация деревянных игрушек. What toy is it? Matryoshka-doll! It` s very nice! It`s a traditional Russian wooden toy! People in our country love matryoshka-dolls because it is a surprise – toy! How many dolls does it have inside? Guess! There are five matryoshka-dolls inside! Look! Let`s count! One, two, three, four, five! People from other countries take matreshyoshka-dolls home as souvenirs.

Опиши игрушку . It’s a wooden matryoshka dolls . It is red. It’s got blue eyes. It’s got a pink mouth and fair hair. It’s very nice.

Закрепление пройденного материала.( slide 17) nevalyashka , cheburashka

-Работа по карточкам - Аудирование ( учитель раздает детям картинки неваляшки для раскрашивания) После прослушивания текста дети раскрашивают рисунки , а для сильных учащихся дополнительное задание: описать игрушку )

It has got big green eyes. It has got a small red mouth. It has got brown hair. It has got a small nose. It is red.

Прочитай предложения, скажи, какие являются правдивыми. (слайд 18 )

1. There are traditional toys in Britain and in Russia.

2. Teddy Bear is a traditional Russian toy.

3. Matryoshka dolls are wooden .

4. Tourists buy Russian toys as souvenirs.

Найди лишнее слово ( слайд 19)

1 – Teddy Bear, Matryoshka , Nevalyashka

2 – Matryoshka , Nevalyashka, wooden horse

Завершение урока

Интсруктаж по выполнению домашнего задания

( нарисовать и описать какую-либо традиционную или старинную игрушку, которая есть у них дома.) Task 7.

Подведение итогов урока - Наш урок подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали? Какая любимая игрушка у Британских детей? Какие игрушки были в России много лет назад? - Какие слова и фразы вы запомнили?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живём в 21 веке, в веке информационных технологий. Современные школьники не представляют свое жизни без гаджетов. На перемене можно часто наблюдать картину, что вместо того, чтобы играть и общаться с одноклассниками, дети всё чаще играют в игры в телефоне или планшете, а в подвижные коллективные игры - только на уроках физкультуры, а ведь детство немыслимо без игры. На улице тоже редко увидишь детей, играющих в подвижные игры. Они позабыли про такие игры, растворившись в компьютерном мире игр, а ведь подвижная игра – способ трансформации детской энергии в навыки, которые пригодятся ребёнку во взрослой жизни.
Игра помогает стать ловким, быстрым, сообразительным. А самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе делают детей здоровыми, как физически, так и морально.

Тут и приходит на помощь наш родной русский язык. Изучение родного языка и владение им - могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

Замечательно, что есть такой предмет в школьной программе как родной язык (русский), где происходит приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа. И на одном из таких уроков дети могут познакомиться со словами, называющие традиционные игры, забавы и игрушки русского народа. Узнать правила игры и применять их в своей игровой деятельности.

Конспект урока по родному языку (русскому)

Тема: Слова, называющие традиционные русские игры и игрушки.

Образовательная:

- познакомить учащихся со словами, называющие старинные русские игры, забавы (городки, салочки, ручеёк), игрушки (волчок, свистулька), их назначением;

- формировать у учащихся умение приобретать знания самостоятельно и применять их для решения новых познавательных и практических задач;

- обратить внимание на необходимость изучения родного языка.

Развивающая:

- развивать творческое и образное мышление.

Воспитывающая:

- воспитывать интерес к предмету;

- развивать языковую культуру и формирование речевых умений: чётко излагать свои мысли.

Тип урока: урок новых знаний.

Личностные: У учащихся будут сформированы:

• понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

• интерес к изучению языка.

Регулятивные: Учащиеся научатся на доступном уровне:

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: Учащиеся научатся:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

Коммуникативные: Учащиеся научатся:

• вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

• участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Предметные результаты: Обучающиеся будут знать:

• изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;

• понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

• произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

Методы, доминирующие на уроке: проблемное изучение материала урока, фронтальная и групповая работа.

Образовательные технологии: технология сотрудничества, технология развития креативного мышления.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран.

Оборудование для учащихся: карточки (таблицы) для работы в группе, словари.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Дорогие ребята, все мы с вами живём в большой многонациональной стране – России. На каком языке мы говорим? (Ответы детей: на русском языке).

Правильно, русский язык – это наш родной язык, язык русского народа.

2. Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Сегодня мы живём в 21 веке, где многие люди говорят современным языком и заимствованными словами. Такие слова вы часто используете в названиях своих игр. Приведите пример, назовите ваши любимые игры сегодня? (Ответы детей: FIRE (фаэр), Among Us (амонгаз), Minecraft (майнкрафт), Пэчворк и т.д.).

Ребята, а вы обратили внимание, что игры, которые вы мне назвали - компьютерные и никто из вас не назвал игры, в которые вы играете с одноклассниками или друзьями во дворе на улице? А ведь много лет назад ваши ровесники играли в другие игры и игрушки со своими друзьями на улице.

3. Постановка проблемы – и выход на тему.

Поэтому мы сегодня на уроке опять окунёмся в мир прошлого, а вот о чём мы будем говорить, вы догадаетесь сами, внимание на экран. ( СЛАЙД 1). Перед вами слова (СВИСТУЛЬКА, ГРЕМАТУЛЬКА, ВОЛЧОК, САЛОЧКИ, САЛАЗКИ), прочитайте их. Как вы думаете, эти слова современные или устаревшие? (Ответы детей: устаревшие).

Какое из данных слов вам знакомо? (Ответы детей: свистулька). Какой словарь мы будем использовать, чтобы узнать лексическое значение слова «свистулька»? (Ответы детей: толковый словарь). Найдите в толковом словаре значение этого слова. (СЛАЙД 2) Словарь Ушакова: СВИСТ’УЛЬКА, свистульки, (разг): 1. Маленький, преим. игрушечный свисток. 2. Детская игрушка в виде лошадки, птицы и др. из глины с отверстиями для свиста. 3. Дудочка, издающая звук, подобный свисту.).

Что же такое «свистулька»? (Ответ детей: игрушка). Подберите современных родственников «свистульке»? (Ответ детей: свисток, дудка, трубка). Люди, каких профессий используют свистульки? (Ответ детей: полицейские, тренеры). С какой целью используют свистульки? (Ответ детей: свистеть, привлечь внимание).

Как вы думаете, что же обозначают другие слова? Попробуем их объяснить. Записываем слово ГРЕМАТУЛЬКА. (СЛАЙД 3) Что же делает ГРЕМАТУЛЬКА? (Ответ детей: гремит). Записываем, выделяем корень. Подберите современное слово с таким же корнем (Ответ детей: погремушка). Что такое погремушка? (Ответ детей: гремящая игрушка). Значит, слово «грематулька» обозначает погремушку.

Следующее слово ВОЛЧОК. (СЛАЙД 4) Обратимся к словарю Ушакова. (Ответы детей: игрушка в виде круга или сплюснутого шарика на оси, которая при быстром вращении удерживается в вертикальном положении, издавая иногда при этом протяжное звучание).

А вот значение следующего слова мне почему-то кажется, что вам знакомо. (СЛАЙД 5) И так, что ж такое САЛОЧКИ? (Ответ детей: это так называются догонялки, в которые мы с ребятами играем). Вы правы, салочки (салки, пятнашки, догонялки) — наиболее общее название детской игры в разных вариантах, но с главным принципом: игроки пытаются осалить (опятнать) друг друга касанием руки, тем самым передать другому участнику игры ведение (необходимость осалить кого-то другого).

Хорошо, а может кто-то догадался о значении слова САЛАЗКИ? (СЛАЙД 6) (Ответы детей: очень похоже по созвучию со словом санки). Правильно ребята, салазки – это маленькие санки для катания с гор или перевозки вручную небольших грузов.

Ребята, вы молодцы, а теперь давайте подумаем, что же общего между этими словами? (Ответы детей: это старинные слова, которые называют игрушки и игры из прошлого).

4. Постановка учебной задачи. Определение темы и цели урока.

Хорошо, тогда попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Ответ детей: старинные игры и игрушки). (СЛАЙД 7) Правильно тема сегодняшнего урока: «Слова, называющие традиционные русские игры и игрушки». Как вы думаете, что мы сможем узнать о старинных играх и игрушках? (Ответы детей: название, из чего делали игрушки, назначение, правила игр).

5. Физкультминутка. (СЛАЙД 8)

В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеёк». Количество играющих должно быть нечетным: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор сзади, выбирает себе пару из играющих и встает в начало "ручейка". Освободившийся игрок становится водящим, идет в конец "коридора", проходит сквозь него и выбирает себе пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении. У игры нет ни начала, ни конца, ни условий выигрыша-проигрыша - играют пока не надоест. Давайте и мы поиграем в ручеёк и отдохнём.

6.Открытие новых знаний.

В жизни русского народа, как отмечали ученые-историки, народные игры, отражавшие общественный устрой и общее восприятие мира, всегда занимали очень важное место. Обычно все игры проводились на свежем воздухе и на неограниченном пространстве, что, несомненно, содействовало физическому развитию подрастающего поколения, его закалке и подготовке к непростой взрослой жизни. Русские игры отличались разнообразием, в них участвовали и дети, и взрослые. Так давайте же поговорим о русских народных играх. С такими играми как Салочки и Ручеек, мы уже немного познакомились, а теперь узнаем еще о некоторых играх.

(СЛАЙД 9) Бирюльки - это старинная игра. Состоит она из различных деревянных фигурок, уложенных в горшочек, деревянное яблоко, мешочек или другую емкость. Эти фигурки и называются бирюльками. Бирюльки высыпаются на стол, и игроки по очереди вытаскивают по одной фигурке из общей кучи. Вытаскиваются бирюльки с помощью специального крючка на палочке. Главное условие – вытащить бирюльку так, чтобы не пошевелить соседние. Тот, кто нарушает правило, лишается своего хода. Игра оканчивается в тот момент, когда вся кучка разобрана. И победителем является, конечно, тот, кто набрал больше всего фигурок.

(СЛАЙД 10) Городки – русская народная спортивная игра. В этой игре необходимо с определенных расстояний «выбивать» метанием биты «города» — фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок), называемых «городками» или «рюхами». Играть могут как два человека, так и большее количество игроков, поделенные на команды. За игру из цилиндров строится 15 фигур, которые поочередно выбиваются игроками. Перед броском игрок должен отойти от «города» на расстояние от6,5 до 15 метров (по договоренности). Как только фигура полностью выбита битами – строится новая. Побеждает тот игрок или команда игроков, кто выбил все 15 фигур, используя при этом наименьшее количество бросков.

Дети в старину не только играли в игры, но и играли с игрушками. Из чего ж делали игрушки? (СЛАЙД 11) В старину игрушки делали из дерева, глины, бересты, соломы, лоскутков, а из каких материалов сейчас делают игрушки? (Ответы детей: из дерева, пластмассы, резины, металла).

О таких игрушках, как грематулька и волчок мы уже с вами чуть поговорили, а с какими же еще игрушками играли дети на Руси? (СЛАЙД 12-17) Погремушки или как их называли на Руси «шаркунки», дергунчики, то есть куколки с частями тела, соединенными нитками, тряпичные фигурки людей, куколки из соломы, различные фигурки из глины, деревянные игрушки.

7. Закрепление знаний.

Ребята, теперь давайте поиграем в игру (СЛАЙД 18): я называю материал, из которого делали игрушку, а вы в ответ говорите, как такая игрушка будет называться, и записываете во второй столбик в карточке. (Приложение 1)

А теперь давайте попробуем выполнить задание из второй карточки. (СЛАЙД 19) Перед вами изображены несколько предметов и даны три названия крутящихся игрушек. Рассмотрите изображения, прочитайте названия игрушки и попробуйте линией соединить изображение с подходящим ему названием. (Приложение 2)

Ребята, оказывается, что некоторые игрушки, дошедшие до наших времен, имеют второе название. (СЛАЙД 20) Внимательно рассмотрите третью карточку. Найдите по два названия для каждой игрушки. Проведите стрелкой. (Приложение 3)

8. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Ребята, вы большие молодцы. А теперь давайте оценим, понравился ли вам сегодняшний наш урок. Перед вами игрушка «Вертушка». (СЛАЙД 21) (Приложение 4) Если урок вам понравился и был полезным, то раскрасьте игрушку в зелёный цвет. Если что-то не понравилось на уроке или было что-то непонятно, то раскрасьте в жёлтый цвет. А если на уроке вам было скучно и неинтересно, то в красный.

Спасибо. Давайте теперь подведём итог нашего урока. Что нового узнали на уроке? Что особенно понравилось?

9. Домашнее задание. Выбрать одну игру и дома подготовить короткий рассказ о том, как в неё играют.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живём в 21 веке, в веке информационных технологий. Современные школьники не представляют свое жизни без гаджетов. На перемене можно часто наблюдать картину, что вместо того, чтобы играть и общаться с одноклассниками, дети всё чаще играют в игры в телефоне или планшете, а в подвижные коллективные игры - только на уроках физкультуры, а ведь детство немыслимо без игры. На улице тоже редко увидишь детей, играющих в подвижные игры. Они позабыли про такие игры, растворившись в компьютерном мире игр, а ведь подвижная игра – способ трансформации детской энергии в навыки, которые пригодятся ребёнку во взрослой жизни.
Игра помогает стать ловким, быстрым, сообразительным. А самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе делают детей здоровыми, как физически, так и морально.

Тут и приходит на помощь наш родной русский язык. Изучение родного языка и владение им - могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

Замечательно, что есть такой предмет в школьной программе как родной язык (русский), где происходит приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа. И на одном из таких уроков дети могут познакомиться со словами, называющие традиционные игры, забавы и игрушки русского народа. Узнать правила игры и применять их в своей игровой деятельности.

Конспект урока по родному языку (русскому)

Тема: Слова, называющие традиционные русские игры и игрушки.

Образовательная:

- познакомить учащихся со словами, называющие старинные русские игры, забавы (городки, салочки, ручеёк), игрушки (волчок, свистулька), их назначением;

- формировать у учащихся умение приобретать знания самостоятельно и применять их для решения новых познавательных и практических задач;

- обратить внимание на необходимость изучения родного языка.

Развивающая:

- развивать творческое и образное мышление.

Воспитывающая:

- воспитывать интерес к предмету;

- развивать языковую культуру и формирование речевых умений: чётко излагать свои мысли.

Тип урока: урок новых знаний.

Личностные: У учащихся будут сформированы:

• понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

• интерес к изучению языка.

Регулятивные: Учащиеся научатся на доступном уровне:

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: Учащиеся научатся:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

Коммуникативные: Учащиеся научатся:

• вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

• участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Предметные результаты: Обучающиеся будут знать:

• изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;

• понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

• произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

Методы, доминирующие на уроке: проблемное изучение материала урока, фронтальная и групповая работа.

Образовательные технологии: технология сотрудничества, технология развития креативного мышления.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран.

Оборудование для учащихся: карточки (таблицы) для работы в группе, словари.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Дорогие ребята, все мы с вами живём в большой многонациональной стране – России. На каком языке мы говорим? (Ответы детей: на русском языке).

Правильно, русский язык – это наш родной язык, язык русского народа.

2. Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Сегодня мы живём в 21 веке, где многие люди говорят современным языком и заимствованными словами. Такие слова вы часто используете в названиях своих игр. Приведите пример, назовите ваши любимые игры сегодня? (Ответы детей: FIRE (фаэр), Among Us (амонгаз), Minecraft (майнкрафт), Пэчворк и т.д.).

Ребята, а вы обратили внимание, что игры, которые вы мне назвали - компьютерные и никто из вас не назвал игры, в которые вы играете с одноклассниками или друзьями во дворе на улице? А ведь много лет назад ваши ровесники играли в другие игры и игрушки со своими друзьями на улице.

3. Постановка проблемы – и выход на тему.

Поэтому мы сегодня на уроке опять окунёмся в мир прошлого, а вот о чём мы будем говорить, вы догадаетесь сами, внимание на экран. ( СЛАЙД 1). Перед вами слова (СВИСТУЛЬКА, ГРЕМАТУЛЬКА, ВОЛЧОК, САЛОЧКИ, САЛАЗКИ), прочитайте их. Как вы думаете, эти слова современные или устаревшие? (Ответы детей: устаревшие).

Какое из данных слов вам знакомо? (Ответы детей: свистулька). Какой словарь мы будем использовать, чтобы узнать лексическое значение слова «свистулька»? (Ответы детей: толковый словарь). Найдите в толковом словаре значение этого слова. (СЛАЙД 2) Словарь Ушакова: СВИСТ’УЛЬКА, свистульки, (разг): 1. Маленький, преим. игрушечный свисток. 2. Детская игрушка в виде лошадки, птицы и др. из глины с отверстиями для свиста. 3. Дудочка, издающая звук, подобный свисту.).

Что же такое «свистулька»? (Ответ детей: игрушка). Подберите современных родственников «свистульке»? (Ответ детей: свисток, дудка, трубка). Люди, каких профессий используют свистульки? (Ответ детей: полицейские, тренеры). С какой целью используют свистульки? (Ответ детей: свистеть, привлечь внимание).

Как вы думаете, что же обозначают другие слова? Попробуем их объяснить. Записываем слово ГРЕМАТУЛЬКА. (СЛАЙД 3) Что же делает ГРЕМАТУЛЬКА? (Ответ детей: гремит). Записываем, выделяем корень. Подберите современное слово с таким же корнем (Ответ детей: погремушка). Что такое погремушка? (Ответ детей: гремящая игрушка). Значит, слово «грематулька» обозначает погремушку.

Следующее слово ВОЛЧОК. (СЛАЙД 4) Обратимся к словарю Ушакова. (Ответы детей: игрушка в виде круга или сплюснутого шарика на оси, которая при быстром вращении удерживается в вертикальном положении, издавая иногда при этом протяжное звучание).

А вот значение следующего слова мне почему-то кажется, что вам знакомо. (СЛАЙД 5) И так, что ж такое САЛОЧКИ? (Ответ детей: это так называются догонялки, в которые мы с ребятами играем). Вы правы, салочки (салки, пятнашки, догонялки) — наиболее общее название детской игры в разных вариантах, но с главным принципом: игроки пытаются осалить (опятнать) друг друга касанием руки, тем самым передать другому участнику игры ведение (необходимость осалить кого-то другого).

Хорошо, а может кто-то догадался о значении слова САЛАЗКИ? (СЛАЙД 6) (Ответы детей: очень похоже по созвучию со словом санки). Правильно ребята, салазки – это маленькие санки для катания с гор или перевозки вручную небольших грузов.

Ребята, вы молодцы, а теперь давайте подумаем, что же общего между этими словами? (Ответы детей: это старинные слова, которые называют игрушки и игры из прошлого).

4. Постановка учебной задачи. Определение темы и цели урока.

Хорошо, тогда попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Ответ детей: старинные игры и игрушки). (СЛАЙД 7) Правильно тема сегодняшнего урока: «Слова, называющие традиционные русские игры и игрушки». Как вы думаете, что мы сможем узнать о старинных играх и игрушках? (Ответы детей: название, из чего делали игрушки, назначение, правила игр).

5. Физкультминутка. (СЛАЙД 8)

В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеёк». Количество играющих должно быть нечетным: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор сзади, выбирает себе пару из играющих и встает в начало "ручейка". Освободившийся игрок становится водящим, идет в конец "коридора", проходит сквозь него и выбирает себе пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении. У игры нет ни начала, ни конца, ни условий выигрыша-проигрыша - играют пока не надоест. Давайте и мы поиграем в ручеёк и отдохнём.

6.Открытие новых знаний.

В жизни русского народа, как отмечали ученые-историки, народные игры, отражавшие общественный устрой и общее восприятие мира, всегда занимали очень важное место. Обычно все игры проводились на свежем воздухе и на неограниченном пространстве, что, несомненно, содействовало физическому развитию подрастающего поколения, его закалке и подготовке к непростой взрослой жизни. Русские игры отличались разнообразием, в них участвовали и дети, и взрослые. Так давайте же поговорим о русских народных играх. С такими играми как Салочки и Ручеек, мы уже немного познакомились, а теперь узнаем еще о некоторых играх.

(СЛАЙД 9) Бирюльки - это старинная игра. Состоит она из различных деревянных фигурок, уложенных в горшочек, деревянное яблоко, мешочек или другую емкость. Эти фигурки и называются бирюльками. Бирюльки высыпаются на стол, и игроки по очереди вытаскивают по одной фигурке из общей кучи. Вытаскиваются бирюльки с помощью специального крючка на палочке. Главное условие – вытащить бирюльку так, чтобы не пошевелить соседние. Тот, кто нарушает правило, лишается своего хода. Игра оканчивается в тот момент, когда вся кучка разобрана. И победителем является, конечно, тот, кто набрал больше всего фигурок.

(СЛАЙД 10) Городки – русская народная спортивная игра. В этой игре необходимо с определенных расстояний «выбивать» метанием биты «города» — фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок), называемых «городками» или «рюхами». Играть могут как два человека, так и большее количество игроков, поделенные на команды. За игру из цилиндров строится 15 фигур, которые поочередно выбиваются игроками. Перед броском игрок должен отойти от «города» на расстояние от6,5 до 15 метров (по договоренности). Как только фигура полностью выбита битами – строится новая. Побеждает тот игрок или команда игроков, кто выбил все 15 фигур, используя при этом наименьшее количество бросков.

Дети в старину не только играли в игры, но и играли с игрушками. Из чего ж делали игрушки? (СЛАЙД 11) В старину игрушки делали из дерева, глины, бересты, соломы, лоскутков, а из каких материалов сейчас делают игрушки? (Ответы детей: из дерева, пластмассы, резины, металла).

О таких игрушках, как грематулька и волчок мы уже с вами чуть поговорили, а с какими же еще игрушками играли дети на Руси? (СЛАЙД 12-17) Погремушки или как их называли на Руси «шаркунки», дергунчики, то есть куколки с частями тела, соединенными нитками, тряпичные фигурки людей, куколки из соломы, различные фигурки из глины, деревянные игрушки.

7. Закрепление знаний.

Ребята, теперь давайте поиграем в игру (СЛАЙД 18): я называю материал, из которого делали игрушку, а вы в ответ говорите, как такая игрушка будет называться, и записываете во второй столбик в карточке. (Приложение 1)

А теперь давайте попробуем выполнить задание из второй карточки. (СЛАЙД 19) Перед вами изображены несколько предметов и даны три названия крутящихся игрушек. Рассмотрите изображения, прочитайте названия игрушки и попробуйте линией соединить изображение с подходящим ему названием. (Приложение 2)

Ребята, оказывается, что некоторые игрушки, дошедшие до наших времен, имеют второе название. (СЛАЙД 20) Внимательно рассмотрите третью карточку. Найдите по два названия для каждой игрушки. Проведите стрелкой. (Приложение 3)

8. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Ребята, вы большие молодцы. А теперь давайте оценим, понравился ли вам сегодняшний наш урок. Перед вами игрушка «Вертушка». (СЛАЙД 21) (Приложение 4) Если урок вам понравился и был полезным, то раскрасьте игрушку в зелёный цвет. Если что-то не понравилось на уроке или было что-то непонятно, то раскрасьте в жёлтый цвет. А если на уроке вам было скучно и неинтересно, то в красный.

Спасибо. Давайте теперь подведём итог нашего урока. Что нового узнали на уроке? Что особенно понравилось?

9. Домашнее задание. Выбрать одну игру и дома подготовить короткий рассказ о том, как в неё играют.

Какие игрушки были у детей во времена Древней Руси.


Игрушки были у детей с незапамятных времён. Правда, игрушки эти очень отличались от тех, в которые играют современные малыши. Впрочем, не исключено, что и избалованные гаджетами современные дети с превеликим удовольствием взяли бы в руки шаркунки или тряпичницу.

Археологи датируют самые ранние обнаруженные на территории современной России игрушки II веком до н.э. Это были погремушки, фигурки людей, топорики из глины. Деревянные игрушки – потешки - на Руси появились в IX веке В древние времена игрушки изготавливали для детей сами родители из подручных материалов. Поэтому для древних игрушек характерны лаконизм приёмов и простота изготовления.

Художник Карл Лемох. «Варька». (1893).

Экологически чистые игрушки для младенцев

По мнению педиатров, новорождённым обязательно нужны игрушки, поскольку они помогают развивать сенсомоторную координацию. Сейчас можно купить любые варианты, начиная от обычных погремушек и заканчивая сложными подвесными конструкциями. Наши предки не отставали в этом, и изготавливали для новорождённых игрушки собственными руками. С первых дней малыш получал потешки - так в древние времена назывались игрушки.

Шаркунки из бересты./Фото: cdn.imgbb.ru

Для совсем маленьких делали шаркунки, то есть погремушки. Их мастерили из сушеных маковых коробочек с семенами, из лоскутков ткани с пришитыми колокольчиками. Существовали также погремушки из бересты, которые были наполнены семенами или мелкими камушками, потому имели приятное слуху малыша звучание.

Дети постарше играли в погремушки, сделанные из мочевых пузырей коров, овец и других домашних животных. Для этого пузырь тщательно промывался, очищался от жира при помощи золы, затем в него клали немного сушеного гороха и надували через обыкновенную соломинку.

Все детские потешки делались из натуральных материалов - это были еловые шишки, дерево, солома, глина. Для обвешивания колыбели на Руси использовали бубенчики, трещотки, различные погремушки, яркие тряпочки. Всё это называлось побрякушками. Кстати, родители делали это не только для того, чтобы научить малыша концентрировать взгляд или перебирать пальчиками: они верили в то, что побрякушки буду защищать ребеночка от порчи и злого духа.

Игрушки для развития способностей ребенка

Малыш подрастал, ему требовались игрушки, которые могли бы формировать его моторику, мышление. Сегодня существует масса изделий самых разных материалов, раскрашенных в яркие привлекательные цвета. В древности же эти предметы делались из дерева, но смысл был точно такой же, как и сегодня. Пирамидку нужно было собрать, кубики составить определенным образом, колечки накинуть на палочку.

Во времена СССР очень популярной была игрушка «Наковальня» - медведь и кузнец сидели на концах бревна и при перемещении основы были молотом. Эта забавная потеха пришла также из Древней Руси.

Игрушка «Наковальня»./Фото: zabavushka.net

Были дергунчики, то есть куколки с частями тела, соединенными нитками. Они забавно двигались и были прекрасным примером динамической игрушки.

Самым популярным предметом активных детских игр был мяч. Упоминание о нём историки находили в старинных летописях 10 века. Делали мячики из тряпок: тканевый каркас набивали лоскутами. Иногда для изготовления использовали березовое лыко, также это могла быть липа или ива. Эти мячи были потяжелее, поскольку их внутренности щедро набивались мелким песком. Существовали мячики, которые валялись из остатков овечьей шерсти. И мальчики девочки с удовольствием стреляли из лука, который делался из упругой ветки дерева и обычной верёвки или бычьей жилы.

Игрушки для приучения к труду

Крестьянские дети в старину очень рано начинали трудиться наравне со взрослыми. Это отразилось и на игрушках: для мальчиков делали из бересты тележки и кузова, кнуты, упряжь для лошадок и даже игрушечный столярный инструмент. Что касается девочек, то им дарили игрушечную деревянную посуду, мебель, прялки и веретена. В отличие от потешек для совсем маленьких такие «трудовые» игрушки были весьма простыми, не нарядными. Видимо, для того, чтобы ребёнок мог почувствовать, что жизнь – это труд.

Крупенички./Фото: tuapse24.tv

Конечно, не только из игрушечных предметов труда состояла детское богатство. Были и другие потехи, например, куклы. Их часто называли «болванчиками», эти деревянные простые куколки для своих малышей изготавливал отец или дедушка. Простота болванчика открывала простор для фантазии ребенка, позволяла наделять его разными чертами, использовать для импровизации.

Куклы: игрушки и обереги одновременно

Многие куклы предназначались не только для игры – это были символы, обереги. Например, крупенички, то есть простые куклы из тряпичного мешочка с насыпанным в него зерном. Такие игрушки красиво украшались и считались очень важными. Их хранили, выставляли на видное место в доме, а дети играли с ними осторожно. Наполнялись крупенички отборным зерном (гречиха, овес). Такая кукла была символом достатка, богатства, благополучия и сытости. Сегодня их относит к разряду сувенирных и дарят на свадьбу или семейное торжество.

Стригушки, танцующие куклы./Фото: web-kapiche.ru

Чрезвычайно популярны были мотанки, куколки из ниток. Делали их и взрослые и дети, использовались они для того, чтобы успокоить, повеселить или убаюкать малыша. Их также считали оберегами, защищающими от болезни, сглаза и порчи. Славяне считали, что в каждой кукле-мотанке есть дух предка. Часто ее передавали из поколения в поколение, чтобы нити, связующие род, не обрывались.

Ещё одна кукла, стригушка, делалась из сухой соломы, лыка, прутиков. Представители этих кукол есть даже в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иногда в них вплетали целебные и душистые травы, это была своеобразная ароматерапия. Одевалась куколка в красивый сарафанчик, платочек, кофточку. Низ не заплетался, а распускался, представляя собой своеобразную юбку. Если стригушку поставить на ровную поверхность и стукнуть рядом с ней кулаком, то она запляшет - будет крутиться и вертеться, потому их часто называют танцующими куклами.

Тряпичница – кукла с женскими формами

Одной из самых распространенных кукол было тряпичница. Лица у нее не было, зато женская грудь подчеркивалась, что олицетворяло культ плодородия. Для красоты тряпичницу одевали в одежду, которую носили в том регионе, где ее сделали. Платье для куклы шили один раз, и она носила его, не снимая, всю свою кукольную жизнь. Девочки украшали одежду при помощи бисера, тесьмы, вышивки, тем самым оттачивая свое мастерство.

Тряпичные куклы./Фото: mtdata.ru

Эти игрушки были настолько распространены, что даже у бедняков в избе можно было увидеть десяток смешных тряпичниц. Позднее, когда кукол стали делать на фабриках, а для голов использовать дорогой фарфор, тряпичницы постепенно стали отходить на второй план. Но даже в тех семьях, где могли себе позволить купить дорогущую кукольную барышню, использовались традиционные народные куклы, а более дорогие игрушки выдавались детям в праздничные дни.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБОУ «Лащ-Таябинская СОШ им.В.В.Андреева Яльчикского Района Чувашской Респуб.


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС


Курс профессиональной переподготовки

Организация дополнительного образования детей в условиях общеобразовательной организации


Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

  • Сейчас обучается 2195 человек из 85 регионов


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

МБОУ «Лащ-Таябинская СОШ им.В.В.Андреева Яльчикского Района Чувашской Респуб.

МБОУ «Лащ-Таябинская СОШ им.В.В.Андреева
Яльчикского Района Чувашской Республики»
Старинные детские игрушки
Работу выполнил: Евдокимов Руслан,
ученик 2 класса
Руководитель: Николаева Е.Д.,
учитель начальных классов

Объект исследования: игрушки наших дедушек и бабушек. Цель исследования: о.

Объект исследования: игрушки наших дедушек и бабушек.
Цель исследования: определить, с какими игрушками играли в старину и из чего их делали.

Задачи:
1.Изучить и обобщить информацию о старинных детских игрушках.
2. Изучение литературы по данной теме.
3. Провести анкетирование среди учащихся начальных классов по данной теме и сделать вывод.

 Игрушки из древесины.

Игрушки из древесины.

Игрушки изготовленные из бересты

Игрушки изготовленные из бересты

Игрушки для малышей мастерили и дедушки.

Игрушки для малышей мастерили и дедушки.

Куклы из соломы и из других мате-риалов.

Куклы из соломы
и из других мате-риалов.

Игрушки из шерсти: п\ске (мяч): =ёмарта (яйцо): =ёмах (клёцки):=ём кайёк (п.

Игрушки из шерсти:
п\ске (мяч): =ёмарта (яйцо):
=ёмах (клёцки):=ём кайёк (птенчик).

Красивые гладкие косточки или камешки использовали в разных играх, просто люб.

Красивые гладкие косточки или камешки использовали в разных играх, просто любовались ими.

Мастерим игрушку из глины.

Мастерим игрушку из глины.

Игрушки из глины.

Игрушки из глины.

Какие материалы используете для изготовления игрушек? Вывод: ребята больше ма.

Какие материалы используете для изготовления игрушек?

Вывод: ребята больше мастерят игрушки из глины (73 %), из соломы (12 %), из коры(1 %), из других материалов – 14 %.

Что любите мастерить из глины? Вывод: ребята из глины любят мастерить.

Что любите мастерить из глины?

Вывод: ребята из глины любят мастерить животных (68%), посуду(17%), фигуры людей(7%), другие игрушки(6%).

Итак, из всего этого можно сделать такой вывод: дети во все времена.


Итак, из всего этого можно сделать такой вывод: дети во все времена любили играть, мастерить игрушки. У каждого народа, как и у чуваш, есть свои игрушки. Эти игрушки помогают видеть прекрасное, учат жить в большом мире. Изготовление игрушек из глины –одно из древних искусств. Это искусство народа сохранилось до сих пор.
Вывод:

За внимание!

Краткое описание документа:

Объект исследования: игрушки наших дедушек и бабушек.

Цель: определить с какими игрушками играли в старину и из чего их делали. Чтобы достичь цели, поставлены следующие задачи:

1.Изучить и обобщить информацию о старинных детских игрушках.
2 . Изучение литературы по данной теме. 3. Провести анкетирование среди учащихся начальных классов по данной теме и сделать вывод. В проекте рассмотренны чувашские старинные игрушки. Из каких материалов они сделаны, кто из изготавливал.В презентации приведены результаты анкетирования учащихся начальных классов на тему " Из каких материалов вы мастерите игрушки?".

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 920 202 материала в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Оставьте свой комментарий

  • 17.02.2015 5707
  • PPTX 4 мбайт
  • 37 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Николаева Елена Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

31 минута

«Развитие памяти и внимания при скорочтении»

59 минут

«Как поддержать и уберечь подростка на первых трудовых шагах»

25 минут

«Гаджеты и ребенок: мифы и реальность»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: