Старооскольская глиняная игрушка белгородская область

Обновлено: 25.04.2024

Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Старооскольскую относят к довольно редкой посадской.
Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет яркости и тщательности отделки, которая присуща городской игрушки, нет и примитивности пластики и грубой раскраски крестьянской игрушки.

Думаю промысел возник из-за особой глины, в крестностях Старого Оскола— необычная беложгущаяся глина, а также и красножгущаяся, с давних времён привлекали гончаров, были материалом для глиняных поделок.
Старооскольские гончары-ремесленники использовали в работе как одну, так и другую глину, а в ряде случаев применяли низкокачественную глину, дающую при обжиге черный черепок.
Беложгущаяся глина в окрестностях Старого Оскола была двух видов.
Особенно высокого качества гончарная беложгущаяся глина добывалась зимой шахтным методом с глубины 3-7 метров в районе леса «Горняшка» и стоила довольно дорого. У этой глины был чёрный с синеватым отливом цвет и поэтому её иногда называли «синика».

Другую глину копали в нескольких местах на склонах холмов Казацкой слободы. У неё был сероватый цвет. Она содержала много песка и её называли «пескуша» (при отмучивании, из этой глины удалялось до (50–60)% по объёму мелкого песка). Гончары иногда копали её и «для экономии» добавляли в «синику» при изготовлении не особенно ответственных изделий. Скорее всего, из этой глины и разрешалось лепить игрушки.
Для обжига делали в меловой горе горны, которые топили огромными пнями, которые долго горели, поддерживая необходимую температуру.
Сначала делали горшки и прочую утварь. Затем перешли и на игрушки. Долгое время считалось, что промысел начал существовать с конца XVII—начала XVIII вв., однако недавно было доказано, что местные глиняные игрушки существовали значительно раньше.
Сейчас считается, что старооскольская игрушка появилась на территории будущего города Старый Оскол уже в XV веке.
Пластика самых старых игрушек — коники, уточки («утушки»), погремушки — слабо отличается от московской глиняной игрушки XIV–XVI веков.

Вполне возможно, что в Старом Осколе игрушки стали лепить переселенцы из Москвы.
В XVI в. старооскольская игрушка изменилась. Возможно на это повлияли свойства используемой глины. Изделия из местной беложгущейся глины были более хрупкими. Длинные «лебяжьи» шеи коней стали очень короткими.
Большинство найденных игрушек XV–XVIII вв. имеют следы росписи охрой, которую получали путём пережога конкреций минералов лимонита и марказита. Старый Оскол находится в «сердце» Курской магнитной аномалии, и эти минералы можно найти на дне оврагов.
Второй этап - это начало 18 столетия.
В одной из слобод Старого Оскола на Казацких буграх жили гончары-ремесленники. К 1719 году в этой слободе было 78 дворов, половина которых принадлежала служилым людям «казачьего чину», зарабатывавшим на жизнь гончарным делом.

Как это часто бывает, поначалу возникла необходимость в гончарной посуде, наладился промысел, а попутно стали делать игрушки. Женщины и дети лепили игрушки-свистульки, затем сушили их, заполняли ими горшки и всё вместе ставили в горн. После обжига игрушки расписывали.
Производство глиняной игрушки позволяло женщинам и детям в гончарных семьях зарабатывать дополнительные деньги. Игрушки лепили из той глины, которую гончар завозил для своей основной работы, а чаще — из отходов этой глины.

Потеряла популярность фигурка коника, зато появился безногий всадник, ухватившийся руками за шею коника. Самый популярный головной убор у этих всадников — фуражка и петровская треуголка.
Крупные цилиндрические погремушки стали делать в 1,5-2 раза меньше по диаметру, появились мелкие сферические погремушки. Более толстые стенки мелких погремушек не давали громкого шума, в конце XVII века их лепить перестали.
Появились новые формы игрушек: баба в кокошнике с кувшином-свистком; барашек с длинными закрученными рогами; уточка постепенно «перерождается» в птичку; в конце периода появляются фигурки коровы и быка.

Третий этап — конец XVIII–1870-е гг.
В это время мастера начали украшать игрушки налепами. Раскрашивали изделия, как и раньше, охрой. Игрушка несколько усложнилась, но осталась посадской.
Появление игрушек, изготовленных промышленным способом, и фарфоровых статуэток значительно снизило спрос на глиняную игрушку.
С середины XIX в. наступил период упадка промысла, также и в связи с общим ухудшением экономики города.
Количество гончаров в Старом Осколе уменьшилось со 172 дворов в середине XIX в. до 67 дворов в 1904 г.

Этап четвёртый — конец XIX–1990-х гг.
В этот период появились новые образы игрушки — мещанская «Барыня» в муфточке и шляпке, характерной для конца XIX–начала XX вв., новые образы зверей и птиц — «Мишка», «Уточка», «Курочка», «Олень», «Лисичка».
«Всадники» немного потеряли свой решительный, напористый и суровый вид военных, стали похожи на обычных провинциальных всадников из бытовой жизни. Роспись приобрела многоцветность и разнообразие в орнаментации.
На эту игрушку большое влияние оказали «тряпичники», которые закупали игрушки «корзинами и не глядя».
Стала более примитивная пластика. Безногого генерала заменил казак с ногами, появились фигурки собаки и медведя с кувшином-свистком и птичка на высокой ножке.
Заказчикам нужна была яркая игрушка и их начали украшать точками, линиями различными красками. Самые «популярные» краски — разведённые на молоке либо клейстере сажа из печи, аптечная зелёнка, химический карандаш.
В те времена игрушка стоила на рынке одно куриное яйцо, казак на коне — два яйца.
В конце XIX–начале XX вв. выросло число гончаров и игрушечников (в это время их называли «свистюлишники»). Заказчиками были старьёвщики на подводах, которым выносили игрушки корзинами, а они ссыпали их в большие бочки. В это время появились игрушечники-ремесленики, т.е. те, кто занимался только изготовлением игрушек, их продажей и «этим жили».
В конце 1920-х — начале 1930-х годов гончарное ремесло в городе было уничтожено властью, так как никто из гончаров не захотел объединяться в артели. Практически пропал и промысел игрушки. Жесткие налоги и не менее жесткий голод 1930-х годов сделали свое дело. В живых осталось мало мастеров, да и они лепили игрушки только по крайней нужде.
С начала войны и до конца 1940-х лепили и продавали игрушки лишь некоторые женщины из гончарных семей, чтобы прокормить детей. Лепили после работы, за неделю удавалось слепить и обжечь 150-200 игрушек. Раскрашивали одной-двумя красками.

С начала 1950-х и до 1985 года о старооскольской глиняной игрушке практически забыли. На рынке она не продавалась, её не было в экспозиции и фондах местного краеведческого музея, оставшиеся в живых мастера многие годы не брали в руки глину. Старьёвщики начали привозить игрушки из других регионов.
В возрождении старооскольского промысла глиняной игрушки большую роль сыграл московский коллекционер, большой знаток русской глиняной игрушки Михаил Александрович Никитин, который приехал в 1985 году в Старый Оскол, разыскал сестёр Ольгу Михайловну и Наталью Михайловну Гончаровых и подробно расспросил их о глиняной игрушке, где добывали глину, кто лепил, как обжигали.
Он нашёл выходы беложгущейся глины в районе старого автовокзала города, подготовил её к работе, принёс сёстрам Гончаровым ис большим трудом упросил их слепить по памяти несколько игрушек. Несколько дней шла работа.
Сёстры лепили игрушки, вспоминая, как они это делали в детстве, как их учила мать и как лепила старшая сестра. Очень радовались, когда у них получалось. Никитин взял подсохшие игрушки и увёз для обжига к своему приятелю. На следующий день с красками и белоснежными игрушками он снова появился у сестёр Гончаровых, а они с удовольствием расписали игрушки.


В 1986 году Старооскольский городской краеведческий музей приобрёл первые десять глиняных игрушек сестёр Гончаровых. В 1987 г. старооскольская игрушка сестёр Гончаровых появилась на выставке «Народное гончарство России».
Зачастили к Гончаровым коллекционеры и искусствоведы из Москвы, Воронежа, Тулы и других городов.
В 1990-91 гг. у сестёр Гончаровых обучалось лепке игрушек много мастеров. Именно в эти годы появились в Старом Осколе признанные мастера , работы которых экспонируются на различных выставках, закупаются музеями, коллекционерами.
В настоящее время нашу игрушку лепят более десятка мастеров, как правило учеников потомственных мастеров — сестёр Ольги Михайловны и Натальи Михайловны Гончаровых.

В настоящее время в Старом Осколе развивается промысел традиционной Старооскольской игрушки и керамики. В городе сложились различные мастерские. На их площадках работают коллективы мастеров, обладающих большим творческим потенциалом, мастерством работы с материалом.Мастера работают в различных направлениях творческого углубления, возврата к корням.
Приятного времени суток.

Старооскольская игрушка

Изготовление старооскольской глиняной игрушки – древний народный промысел Белгородской области. Город Старый Оскол был основан в 1593 году в качестве сторожевой заставы южных границ Старорусского государства. Эти территории постоянно разорялись кочевниками, поэтому местные жители уезжали на другие земли. Проживали здесь стрельцы, казаки, пушкари, ямщики, гончары. Белгородская земля богата необычной беложгущейся и красножгущейся глиной, которая пользовалась огромным спросом у местных мастеров, была основным материалом для изготовления глиняных игрушек и свистулек. При археологических раскопках на территории Старого Оскола были найдены старинные свистульки с тремя и пятью отверстиями, которые по своей форме внешне напоминали птичку. Причем согласно историческим данным, производство глиняных игрушек появилось намного раньше основания самого города – примерно в 15 веке.

Никаких письменных доказательств развития игрушечного промысла не сохранилось. Вполне вероятно, игрушки были не основным занятием ремесленников данного района. Тем не менее, старооскольская глиняная игрушка существовала и сохранилась до наших дней.
15-16 века. Гончары изготавливали горшки, кувшины, вазы, крынки и прочую бытовую утварь, а женщины и дети ради забавы лепили из глины фигурки, свистульки, погремушки и небольшие игрушки: лошадок, птичек, уточек и пр. Игрушки подобной формы характерны и для других древнерусских городов.

16-18 века. На территории Старого Оскола существовало более 78 дворов, половина из которых зарабатывала гончарным делом. Причем трудились не только мужчины, но и женщины с детьми. Мужчины изготавливали глиняную посуду, а женщины и дети игрушки-свистульки, затем все изделия собирали вместе и отправляли сушиться в печь. Теперь уже изготовление игрушек предоставляло возможность дополнительного заработка. В это время видоизменяются сами игрушки: во-первых, они стали более хрупкими, а во-вторых, длинные «лебяжьи» шеи уменьшились и стали очень короткими. Популярностью уже пользуются не фигурки лошадок, а всадники, бабы в кокошниках, барашки, коровы и птички. Большие погремушки в форме цилиндра значительно уменьшились в размерах, поэтому у игрушек получались более толстые стенки, которые не давали звонкого звука, таким образом, к концу 17 века производство погремушек для малышей сходит на нет. Игрушки расписывались охрой – природным пигментом, состоящим из окиси железа с примесью глины. Такая краска давала бледно желтый цвет. Игрушки украшались примитивно – прямыми и волнистыми линиями, веточками и уголочками. Чаще всего правый и левый бока игрушек имели разный рисунок. Тем не менее, элементарная роспись была очень символична. Звездочки и крестики означали Солнце, прямые линии – Землю, волнистые – Воду, веточки – Дерево, листочки – Цветы.

Описание игрушки

Беложгущаяся глина была разных видов. Самая качественная и, как следствие, самая дорогая глина добывалась шахтным методом с глубины 3-7 м исключительно в зимний период. Цвет у такой глины был черный с синеватым отливом, ее называли «синика». Другой вид беложгущейся глины содержал в себе очень много песка, такая глина называлась «пескуша». «Пескуша» практически ничего не стоила и, поэтому, местные гончары в целях экономии добавляли ее в «синику» для изготовления недорогих и не очень ответственных изделий. Для лепки игрушек использовали именно «пескушу». Для обжига готовых изделий мастер-ремесленник в меловой горе делал горн, который растапливал огромными сухими пнями, они долго прогорали и поддерживали необходимую высокую температуру. После обжига и остывания изделие расписывалось разноцветными красками.

Новый век



Счастливая случайность спасла старооскольскую глиняную игрушку от забвения. Игрушки сестер Гончаровых, последних носительниц промысла, в 1985 году поразили своей самобытностью искусствоведа М.А. Никитина, посетившего Старый Оскол. Так, благодаря его судьбоносному участию, эта игрушка была внесена в каталог «Народные промыслы России», получила вторую жизнь и всероссийскую известность.

Среди образцов, представленных во многих музеях, в том числе Российском музее этнографии, есть игрушки, изготовленные известными мастерами современности. Коллекционеры узнают работы и индивидуальный стиль каждого мастера.

История

Старый Оскол, один из сторожевых постов на высоком берегу реки Оскол, был основан в конце XVI века. Первыми жителями были казаки – защитники южных границ , пушкари, ямщики, стрельцы. Слободы вокруг города до сих пор хранят эту память в своих названиях: Стрелецкая, Ямская, Пушкарская, Казацкая, Ездоцкая. В одной из таких слобод на Казацких буграх жили гончары-ремесленники. Беложженая гончарная глина, послушная в руках мастера, давала звонкий черепок. Делали крынки, корчаги, кувшины, горшки. Для обжига устраивали в меловой горе горны, заготавливали огромные пни, которые медленно тлели и долго держали тепло. Женщины и дети лепили игрушки, свистульки, затем, после сушки, заполняли ими горшки и все вместе ставили в горн. После обжига игрушки расписывали. Этот промысел известен с конца XVIII века, а своего расцвета он достиг в конце XIX столетия. Но в 1930-х годах налогами и запретами промысел был погублен и к середине XX века перестал существовать.

Второе рождение старооскольской игрушки связано с именами потомственных мастеров сестер Гончаровых – Ольгой Михайловной, Натальей Михайловной и Евдокией Михайловной. Случилось это в 80-х годах прошлого века. Известный московский художник и коллекционер М.Никитин по пути в Москву остановился в Старом Осколе и стал интересоваться гончарством. Работы сестер Гончаровых стали настоящим открытием – ведь «посадской» игрушки (по классификации искусствоведов) к тому времени в России уже не было.

Православное мироотношение определило содержание игрушки, очеловеченный характер образов: сказочные олени, кони, мишки, барышни в модных мещанских нарядах, всадники в шляпах. Появились и характерные детали, например, капор и муфта в одежде у барышень, лукошки с грибами, петушками и гусями и бочонки у мишек и т.д. Это настоящие детские игрушки, они живые и легко узнаваемые.

В 1987 году старооскольская игрушка была занесена в каталог Всероссийской выставки «Народное гончарство России». Народный мастер филимоновской игрушки Н.Ф.Вяткина, искусствовед Э.С.Стекунова и Никитин М.А. не позволили угаснуть промыслу Староосколья, Учениками сестер Гончаровых стали супруги Лобынцевы – Владимир Иванович и Татьяна Викторовна. Они уже более 20 лет обучают лепке и росписи старооскольской глиняной игрушки в школе искусств, а также юных и взрослых участников клуба «Традиция» в Старооскольском Центре декоративно-прикладного творчества.

Состояние

Усилиями Старооскольского Центра декоративно-прикладного творчества в декабре 2016 года Министерство промышленности и торговли России зарегистрировало старооскольскую игрушку как изделие народных художественных промыслов признанного художественного достоинства. Это значит, что она встала в один ряд со знаменитыми дымковским, хохломским, гжельским и другими народными промыслами.

Старооскольский Центр декоративно-прикладного творчества стал средоточием популяризации традиционной старооскольской глиняной игрушки. Постоянная экспозиция игрушки в Центре, компетентный персонал, исследовательская работа, мастер-классы и выставки совместно с другими учреждениями культуры создают жизненно необходимую среду для развития промысла.

Необычное сочетание лаконичности форм крестьянской игрушки и изящества и красоты городских игрушек вдохновляет мастеров декоративно-прикладного искусства, адаптируя ее в современности. Художественная роспись, керамическая посуда, майолика, живопись, колокольчики, декоративные сосуды, панно и другие изделия, вдохновленные образом старооскольской игрушки, украшают выставки, раздвигая географические рамки, расширяя круг общения мастеров и любителей.

С 2008 года Старооскольский Центр декоративно-прикладного творчества один раз в два года проводит межрегиональный фестиваль народных мастеров и художников «Слобода мастеровая», который носит имя потомственных мастеров старооскольской игрушки сестёр Гончаровых. К фестивалю всегда приурочены выставки, ярмарки, дефиле народного костюма, концертные программы.

Одно из условий жизни промысла – это наличие действующего производства. В 2015 году в Старом Осколе был создан производственный кооператив «Артель «Старооскольский гончарный промысел». Сейчас в кооперативе три мастера-игрушечника: Владимир Лобынцев, Екатерина Зиновьева и Оксана Рощупкина. Основная деятельность мастеров артели "Старооскольский гончарный промысел" направлена на работу по возрождению и популяризации старооскольской глиняной игрушки.

Впечатления

Если вы хотите приобрести игрушки, сувениры с ее символикой, или же у вас возникло желание самому научиться традиционной технологии изготовления, узнать про нее больше, то все желания осуществимы в Центре декоративно-прикладного творчества!

Уже на территории Центра вас встретят двухметровые фигуры медведя, барышни и всадника, олицетворяющие Старооскольскую глиняную игрушку. Это арт-площадка "Колесо традиций", творческая зона под открытым небом, которая служит фотозоной, местом отдыха и проведения различных мероприятий. Деревянные беседки, бревенчатый колодец, фигурные лавочки и скульптуры создают творческое пространство, в котором в теплое время года работают импровизированные мастерские по различным направлениям ремёсел.

Масса возможностей прикоснуться к истории и поучаствовать в процессе изготовления игрушек вас ожидает в самом Центре декоративно-прикладного творчества. На еженедельных занятиях в творческом объединении "Традиция", возглавляемом Народным мастером России и Белгородской области Лобынцевым В.И., можно узнать историю, традиции, тонкости изготовления игрушки и главное - научиться лепить и расписывать игрушки своими руками.

Мастера Артели "Старооскольский гончарный промысел" приглашают на мастер-классы по гончарству и лепке игрушки. Изготовленные своими руками изделия можно забрать с собой. Приобрести или заказать мастерам игрушки и сувениры - всегда доступная услуга в салоне артели и в Центре декоративно-прикладного творчества.

Приходи про Пушкинской У нас сейчас розыгрыш, смотри на стене

Фестиваль дружбы славянских народов "Славянский Круг" 22.08.2020

Перерыв: 13:00 - 13:45

1. Выставка гончарства и керамики "На круги своя. "
04.06 – 27.06
Время - 9:00 - 17:00
Стоимость - 100р Оплата по Пушкинской карте возможна

2. Игровая программа "Дорога детства"
1.06
Время - Предварительная запись
Стоимость - бесплатно

3. Семейная программа и мастер-классы "Пусть всегда будет солнце!"
Дата - 21.06
Время - Предварительная запись
Стоимость - Бесплатно

4. Мероприятия по комплексной целевой программе «Народный календарь»:
- «Семик - русальная неделя»
Дата - Весь месяц
Время - Предварительная запись
Стоимость - 250р, Оплата по Пушкинской карте возможна.

5. Творческие лаборатории «Традиционная тряпичная кукла»; «Старооскольская глиняная игрушка»;
«Художественная керамика»;
«Лозоплетение»;
«Художественная набойка по ткани»;
«Художественная резьба по дереву»;
«Художественная роспись по дереву»;
«Плетение из соломки»
Дата - Весь месяц
Время - Предварительная запись
Стоимость - 250р, Оплата по Пушкинской карте возможна.

Центр народных промыслов

Центр народных промыслов запись закреплена

Всех зовем, всех в гости приглашаем!
На праздник-ярмарку «Петровский Торжок» зазываем!

Вас ждет реконструкция традиционного праздника существовавшего на Руси
Будет проводиться концертная программа творческих коллективов
Показать полностью.
Мастер-классы по народным промыслам
Ярмарка-продажа изделий ручной работы и эксклюзивных сувениров
Веселые народные игры, конкурсы и гуляния
ОТКРЫТИЕ новой выставки гончарных изделий Народного мастера Белгородской области Бурова Александра Александровича

😉

У всех посетителей будет возможность попробовать традиционные блюда русской народной кухни

‼

Для участия в празднике-ярмарке из регионов России приглашаются:
– фольклорные ансамбли (традиционная культура, показ обрядовых действ, уникальные самобытные жанры);
– ансамбли народной песни (традиционное национальное вокальное искусство в аутентичной и сценической формах);
– ансамбли народного танца (традиционная национальная хореография в сценических формах);
– мастера декоративно-прикладного творчества и ремесленники.
Подробности в положении.

Наш праздник проводится 09 июля с 11:00 -16:00 ч. на территории Центра народных промыслов, г. Старый Оскол, м-н Рудничный, 24.

Глиняная игрушка регионов России

В этот раз полюбоваться разнообразием глиняных игрушек из разных областей нам удалось в Белгороде. 20 августа 2021 года в центре народного творчества открылась межрегиональная выставка «Глиняная игрушка регионов России».

Глиняная игрушка регионов России. Афиша

Филимоновская из Тульской области, старооскольская из Белгородской области, карачунская из Воронежской, романовская из Липецкой, сапожсковская из Рязанской, и ещё много разных, красивых из разных регионов нашей страны, эти игрушки хранят в себе традиции наших предков, тепло и мастерство рук авторов.

Филимоновская глиняная игрушка


Филимоновская глиняная игрушка

Старооскольская глиняная игрушка


Старооскольская глиняная игрушка

Старооскольская глиняная игрушка


Старооскольская глиняная игрушка

Карачунская глиняная игрушка


Карачунская глиняная игрушка, Л. Дедова

Романовская глиняная Игрушка


Романовская глиняная Игрушка, О. Волокитина, А. Короленко

Романовская глиняная Игрушка


Романовская глиняная Игрушка, О. Волокитина, А. Короленко

Юрьевская традиционная игрушка


Юрьевская традиционная игрушка, А. Алехин, Е. Касате

Воронежская глиняная игрушка


Воронежская глиняная игрушка, Е. Широкова

Белёвская глиняная игрушка


Белёвская глиняная игрушка, Ю. Жиляев

Добровская глиняная игрушка


Добровская глиняная игрушка, С. Пастухова

уджанская игрушка


Суджанская игрушка, Ю. Спесивцев, К. Телевинова, Н. Кипоть

Чернышенская традиционная глиняная игрушка


Чернышенская традиционная глиняная игрушка Н. Фролова, В. Черногорова

Авторская игрушка


Авторская игрушка

Приятно удивило наличие колокольчиков среди экспонатов. Радует тот факт, что мастера не забывают о колокольной форме. Да, колокольчик это не игрушка, но всё-таки некоторые элементы колокольчика были и в глиняных игрушках. Достаточно вспомнить погремухи, бубенчики, да и форма юбки барышень напоминают «тело» колокольчика. А как удачно можно нанести традиционный орнамент игрушки на «юбке» колокольчика! Вот здесь целое поле для фантазии мастера.

Коллективная работа мастеров центра народного творчества г. Старый Оскол


Коллективная работа мастеров центра народного творчества г. Старый Оскол

Для меня открытием стала борисовская глиняная игрушка. На выставке были представлены экспонаты из Борисовского историко-архитектурного музея, а также современные работы мастера Евгения Иванова.

Борисовская глиняная игрушка


Борисовская игрушка, Е. Иванов

Борисовская глиняная игрушка


Борисовская глиняная игрушка, П. Ткаченко, М. Моргун

Вторым открытием стала авторская игрушка из Брянской области, я такую увидела впервые. Белые глиняные изделия с ярко-красным и чёрным орнаментом. Оказывается, автор этих работ такой узор выбрал не случайно — таким образом он воссоздаёт элементы традиционного рогнединского рушника. Его игрушки представлены образами животных, птицы сирина, девушки в национальном костюме Брянского края.

Авторская игрушка


Авторская игрушка с брянским орнаментом, Н. Яшутин

Авторская игрушка


Авторская игрушка, Брянская обл., «хранители леса» А. Кропотин

Ещё одним открытием для меня стала сапожсковская глиняная игрушка. Очень простая с одной стороны, но и этим же интересна и необычна. В основном представлена образами человечков, солдатиков. У них отсутствует шея, голова как-бы лежит на туловище. Роспись здесь второстепенна, именно форма и пластика определяет основу игрушки. Представляю как удобно было её держать в детской ручонке, все продумано, просто и практично.

Сапожсковская глиняная игрушка


Сапожсковская глиняная игрушка М. Захарьящева

Кроме игрушек на выставке также представлены декоративные изделия, которыми не возможно не любоваться: вазы, настенные тарелки, панно.

Старый Оскол, традиционная посуда


А. Буров, Старый Оскол, традиционная посуда

Тарелка


Тарелка, С. Тихонов, старооскольская глиняная игрушка

Панно с колокольчиками


Панно с колокольчиками, мастера борисовской керамики

Колокольчики на панно от борисовской керамики навели на мысль проехать и туда с экскурсией. Поэтому, продолжение следует…

Читайте также: