Ставка ндс на игрушки детские 2021

Обновлено: 06.05.2024

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения НДС применяется только в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Таким образом, услуги по передаче прав на использование программ для электронных вычислительных машин, не включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оказываемые после 1 января 2021 года, облагаются налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном НК РФ.

Услуги по передаче прав на не льготируемое ПО и базы данных облагаются НДС по налоговой ставке 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Внимание! Закон относится не только к иностранному ПО, а вообще ко всему ПО, не находящемуся в реестре.

В итоге стоимость ПО «не из реестра» при приобретении после 01.01 2021 повышается на 20%.

Казалось бы, это снижает конкурирующие позиции производителей оборудования с ПО «не из реестра», по сравнению с теми, кто использует программы из реестра, поскольку требует повышения отпускной цены для компенсации возникшего налога.

Однако, это не так, и ниже на простом примере мы поясним, почему.

Предположим, производимое вами оборудование стоит для клиента 120 руб.:

Розничная цена устройства: 100 рублей + НДС 20% = 120 руб.

Допустим, в себестоимости вашего устройства присутствует программное обеспечение «не из реестра» за 10 рублей ( не облагается НДС). Для наглядности, допустим, что ПО — это единственный компонент устройства (оборудования этот «налоговый маневр» не коснулся).

До 01.01.21 ваша условная маржа считалась бы так:

Маржа: 120 р. – 20 р. (заплатили НДС государству) – 10 р. (себестоимость ПО) = 90 р.

Далее, после 01.01.21 ПО начинает облагаться НДС 20%. Таким образом, стоимость растет:

Стоимость ПО: 10 р + НДС 20% = 12 р.

Казалось бы, маржа падает. Но это не так!

Внимание! Поскольку у вас появился входящий НДС на ПО (2 р. в нашем случае), вы имеете право уменьшить выплаты НДС государству на эту сумму! (Покупатель – налогоплательщик НДС вправе заявить налоговый вычет в отношении суммы НДС, предъявленной ему при приобретении имущественных прав (п. 2 ст. 171 НК РФ))

Таким образом, вы должны будете заплатить государству сумму НДС не 20 рублей, а 20 р. – 2 р. = 18 р.!

Итоговая картина после 01.01.21 будет следующая:

Ваша маржа: 120 р. – 18 р. (заплатили НДС государству) – 12 р. (стоимость ПО с НДС ) = 90 р.

Как видим, введение НДС на ПО никак не отразилось на марже и не требует повышения отпускной цены устройства.

Внимание! Важно понимать, что в переходный период на рубеже 2020 – 2021 годов НДС 20% на ПО «не из реестра» добавляется в случае, если поставщик произвел отгрузку после 01.01.2021 (определяется по дате УПД или акта/счета-фактуры) . То есть, если счет выставлен и оплачен до 31.12.2020 (без НДС), а ПО «не из реестра» отгружено после 01.01.2021, то клиенту придется доплатить НДС по этому счету (20% от суммы исходного счета).

Для ваших коллег-финансистов мы подготовили памятку, разъясняющую изменения в налогообложении программного обеспечения с 01.01.2021

Куклы, изображающие людей

Игрушки, изображающие животных или другие существа, кроме людей

Части и аксессуары для кукол, изображающих людей

Поезда игрушечные и их принадлежности; прочие модели в уменьшенном размере или детские конструкторы и строительные наборы

Игрушки на колесах, предназначенные для катания детьми; коляски для кукол

Устройства и инструменты музыкальные игрушечные

Игрушки в наборах или комплектах, не включенные в другие группировки

Игрушки и модели, имеющие встроенный двигатель, не включенные в другие группировки

Предметы игрового обихода пластмассовые электромеханические (с микроэлектродвигателями)

Предметы игрового обихода пластмассовые гидравлические, пневматические, аэродинамические, действующие от магнитов

Предметы игрового обихода пластмассовые электротехнические

Предметы игрового обихода пластмассовые электронные

Игрушки спортивные пластмассовые механические (заводные, инерционные, пружинные, рычажные)

Игрушки спортивные пластмассовые электромеханические (с микроэлектродвигателями)

Игрушки спортивные пластмассовые электронные

Игрушки металлические транспортные, технические (в том числе игрушечные сооружения) механические (заводные, инерционные, пружинные, рычажные), не включенные в другие группировки

Игрушки металлические транспортные, технические (в том числе игрушечные сооружения) электромеханические (с микроэлектродвигателями), не включенные в другие группировки

Игрушки металлические транспортные, технические (в том числе игрушечные сооружения) на основе тепловых машин, не включенные в другие группировки

Игрушки металлические транспортные, технические (в том числе игрушечные сооружения) гидравлические, пневматические, аэродинамические, действующие от магнитов, не включенные в другие группировки

Игрушки металлические транспортные, технические (в том числе игрушечные сооружения) электротехнические, не включенные в другие группировки

Игрушки металлические транспортные, технические (в том числе игрушечные сооружения) электронные, не включенные в другие группировки

Предметы игрового обихода металлические механические (заводные, инерционные, пружинные, рычажные)

Предметы игрового обихода металлические электромеханические (с микроэлектродвигателями)

Предметы игрового обихода металлические гидравлические, пневматические, аэродинамические, действующие от магнитов

Предметы игрового обихода металлические электротехнические

Игрушки спортивные металлические механические (заводные, инерционные, пружинные, рычажные)

Игрушки спортивные металлические электромеханические (с микроэлектродвигателями)

Игрушки спортивные металлические гидравлические, пневматические, аэродинамические, действующие от магнитов

Игрушки спортивные металлические электронные

Предметы игрового обихода деревянные механические (заводные, инерционные, пружинные, рычажные), не включенные в другие группировки

Игрушки спортивные деревянные механические (заводные, инерционные, пружинные, рычажные)

Игрушки и модели, имеющие встроенный двигатель, не включенные в другие группировки, из прочих материалов

Игрушки пластмассовые прочие

Игрушки резиновые прочие

Игрушки из ткани, меха, ваты, кожи и ее заменителей, нетканых материалов (мягконабивные) прочие

image

С нового года вступают в силу поправки, фактически отменяющие льготу по НДС на реализацию софтверных лицензий в отношении большинства наименований ПО. В первую очередь это затронет зарубежный софт, далее идут программы для ЭВМ и базы данных российского происхождения, не попавшие в Реестр отечественного ПО.

Независимо от попадания в Реестр, льготы по НДС на ПО лишатся рекламные сервисы и приложения, агрегаторы (маркетплейсы) и поисковые программы. Есть мнение, что изменения затронут любые программы, в которых имеется реклама даже собственных продуктов или услуг. Предложение купить лицензию на платный доступ к сервису или расширенную версию условно бесплатной программы, также можно рассматривать в качестве рекламы.

Как это произошло и что предпринять читайте под катом

С чем связана отмена льготы по НДС на ПО

Поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) внесены Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ. Изменения вводят дополнительные требования для освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.

В чем суть нового требования? В новой редакции пп.26 п.2 ст.149 НК РФ право на «льготу» по НДС сохранено исключительно в отношении реализации прав на ПО, включенное в реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестр отечественного ПО), который ведет Минкомсвязи.

В результате налогового маневра в ИТ-отрасли отчуждение и предоставление прав на зарубежное программное обеспечение независимо от вида договора будет облагаться НДС. Такой софт по определению нельзя включить в Реестр отечественного ПО.

Аналогично без льготы останется ПО большинства российских правообладателей, поскольку попасть в Реестр не так-то просто.

В качестве экономической причины фактической отмены льготы по НДС на ПО называют необходимость компенсации выпадающих доходов бюджета в результате одновременного снижения налога на прибыль и ставок страховых взносов для ИТ-компаний. Подробнее об этом смотрите информацию на нашем сайте.

Как зарегистрировать приложение в Реестре отечественного ПО

Это отдельная тема для разговора. Если кратко, то нужно соблюсти следующие минимальные требования:

1) Правообладателем российского ПО должен быть гражданин России или коммерческая организация. При этом доля участия российских граждан, организаций, РФ, субъектов РФ, в коммерческой организации должна быть более 50%.

2) Сведения о программном продукте не могут составлять государственную тайну.

3) Общая сумма выплат за календарный год по лицензионным договорам в отношении иностранных юридических и физических лиц составляет мене 30 процентов выручки правообладателя программного обеспечения от его реализации, включая предоставление прав использования.

4) Программное обеспечение не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа

5) Гарантийное обслуживание, техническая поддержка и модернизация программного обеспечения осуществляются российской коммерческой или некоммерческой организацией без преобладающего иностранного участия либо гражданином Российской Федерации.

6) Заявление и прилагаемые к нему документы и материалы представляются через сайт Минкомсвязи с использованием электронной подписи заявителя.

7) В заявлении обязательно указываются гиперссылки на сайт правообладателя с техническими документами:

  1. с описанием функциональных характеристик программного обеспечения и информацией, необходимой для установки и эксплуатации ПО;
  2. содержащими описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программного обеспечения, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации программного обеспечения, совершенствование программного обеспечения, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки.

8) К заявлению прикладываются документы, подтверждающее исключительные права заявителя на регистрируемое ПО.

Чем подтверждаются исключительные права на ПО

ПО защищается авторским правом как литературные произведения. Поэтому исключительные права на него возникают с момента создания и не требуют формального подтверждения со стороны государства. Тем не менее, Гражданский кодекс предусматривает возможность государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных. По результатам регистрации заявителю выдается Свидетельство, в котором указан правообладатель.

Однако Свидетельство о государственной регистрации ПО не является 100% гарантией наличия исключительного права у заявителя. Оно подразумевается пока не доказано иное. Поскольку права на ПО возникают в силу его создания первоначально у автора, то необходимо подтвердить переход прав к заявителю по договору или в силу закона.

На практике возможны минимум 3 варианта подтверждения исключительных прав на ПО:

а) В случае создания программного обеспечения по заказу правообладателя, переход исключительного права подтверждается Договором заказной разработки с организацией – подрядчиком или Договором авторского заказа с разработчиком – физическим лицом (в т.ч. в статусе ИП).

б) При покупке исключительных прав необходимо иметь Договор отчуждения исключительных прав на ПО.

в) В случае разработки ПО силами штатных сотрудников права работодателя на такое ПО подтверждается документами, необходимыми для возникновения прав на служебное произведение. Здесь потребуется оформить целый пакет документации.

Таким образом, оптимизация НДС через переход на лицензионные договоры уходит в прошлое. Готовимся к новой реальности и пробуем попасть в Реестр отечественного ПО.

Современные инструменты в действии. Парламентарии ознакомились с ходом цифровизации налоговых сервисов

В МНС Республики Беларусь состоялась встреча с представителями ФНС России

Министерстве по налогам и сборам квалификационный аттестат вручен 500-му налоговому консультанту

1 сентября 2020 года заместитель Министра по налогам и сборам Шевченко Светлана Александровна посетила ГУО «Гимназия № 24 г.Минска»

Консультант предпринимателя

Журнал «Налоги Беларуси»



В проекте

coat-of-arms
mns_logo

Сервисы

Актуальное

Разъяснения и комментарии

_img

_img

_img

_img

Президент Республики Беларусь
Ассоциация налогоплательщиков
Цели устойчивого развития в Беларуси
Биометрические документы Республики Беларусь
Информационный портал ЕАЭС
Палата налоговых консультантов
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь
Единый интернет-портал финансовой грамотности населения
Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь
Каталог официальных сайтов всех государственных органов
Правительство Республики Беларусь
Белорусский профессиональный союз работников налоговых и других финансовых органов
БРСМ
Директива Президента Республики Беларусь 31 декабря 2010г №4
Белта
Поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь
Азбука безопасности
Детский юридический сайт
Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь
Год исторической памяти 2022

Министерство
Для налогоплательщиков
Полезные ссылки
Контакты
Социальные сети

Для входа на Портал МНС с помощью ЭЦП нужно использовать браузер Internet Explorer или Microsoft Edge.


Какие изменения НДС на программное обеспечение ожидают ИТ-компании

Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ внесены поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) в части оснований освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.

С нового года без НДС будет проводиться реализация прав только на программное обеспечение российских правообладателей, которое включено в так называемый Реестр отечественного ПО.

В результате изменений налогового законодательства импорт зарубежного программного обеспечения независимо от вида договора будет облагаться российским НДС.

Полный набор документов для безопасной разработки ПО. Защитит вас в отношениях с разработчиками, заказчиками, фрилансерами и штатными программистами.

Комплект документации для легального распространения ПО. Защитит вас от претензий налоговой, правообладателей и конечных пользователей.

Кто платит НДС при реализации прав на ПО

Во всех случаях отчуждения исключительного права, а также предоставления права использования зарубежного программного обеспечения неавтоматизированным способом (импорт на материальных носителях, передача сетевым способом с участием человека), ст.174.2 НК РФ об услугах в электронной форме не применяется.

С 2021 года импорт прав на зарубежное ПО на основании договора отчуждения или лицензионного договора не является основанием для освобождения от НДС согласно новой редакции пп.26 п.2 ст.149 НК РФ. Следовательно, в отношениях b2b обязанность по уплате НДС возлагается на российского покупателя, как налогового агента (ст.161 НК РФ).

Если в описанном случае покупатель – физическое лицо (отношения b2c), НДС не уплачивается, т.к. гражданин без статуса ИП не признается налоговым агентом. При покупке лицензии на ПО у иностранного гражданина (независимо от статуса) НДС также не возникает.

В случае предоставления иностранной организацией прав на использование программного обеспечения (включая компьютерные игры), автоматизированно с использованием информационных технологий через сеть "Интернет", в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, такая иностранная организация обязана уплачивать НДС самостоятельно (п.3 ст.174.2 НК РФ). Для уплаты НДС иностранная организация должна встать в России на налоговый учет дистанционным способом (п.4.6. ст.83 НК РФ).

В каких случаях права на ПО реализуются без НДС

Продажа прав на программное обеспечение физическими лицами, либо организациями и ИП, не применяющими НДС (УСН, резидент Сколково и т.д.) освобождается от НДС.

Реализация прав на ПО без НДС организациями и ИП на ОСНО выполняется при условии включения такого ПО в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестр отечественного ПО).

Однако регистрация ПО в данном Реестре имеет ряд сложностей и ограничений. Например, частным правообладателем регистрируемого ПО может быть только гражданин РФ или российская организация, с долей участия российских граждан, коммерческих организаций и НКО без преобладающего иностранного участия, более 50%, а также российское НКО без преобладающего иностранного участия.

Таким образом, при импорте иностранного программного обеспечения и сервисов на базе такого ПО «льгота» по НДС на основании пп.26 п.2 ст.149 НК РФ предоставляться не будет независимо от вида договора.

Российские правообладатели ПО также испытывают трудности с включением своих программных продуктов в Реестр, поскольку имеется ряд ограничений по использованию в отечественном ПО иностранных программных компонентов. Помимо этого есть ряд проблем с соблюдением требований Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 по составу технической документации, предоставляемой в пакете на регистрацию ПО в Реестре.

Подробную информацию о порядке регистрации в Реестре отечественного ПО можно найти здесь.

Что еще изменилось в НДС на программное обеспечение

Из положительных поправок по НДС нужно отметить решение в пользу налогоплательщика ряда спорных моментов по реализации программного обеспечения.

1. Для применения «льготы» по НДС теперь не обязательно заключать строго договор отчуждения или лицензионный договор. Теперь договор может быть любой, главное, чтобы по нему у покупателя возникало исключительное право или право использования ПО.

2. Исключены риски реализации обновлений и дополнительных функциональных возможностей вместе с продажей прав на ПО, поэтому можно свободно продавать техподдержку ПО без НДС.

3. Освобождение от НДС распространено на операции по предоставлению удаленного доступа к ПО через Интернет. Таким образом, ранее описанные нами налоговые риски реализации лицензии на SaaS c 2021 года исчезнут.

Однако данные положения не затрагивают рекламные сервисы и приложения, доски объявлений, а также агрегаторов (маркетплейсы) и поисковые системы. Здесь российскому правообладателю ПО на ОСНО придется платить НДС независимо от включения его в Реестр и вида договора на реализацию.

Читайте также: