Стоит ли покупать ребенку много игрушек

Обновлено: 15.05.2024

Чем меньше, тем лучше: 14 причин не покупать детям много игрушек

В нимательные родители следят за количеством игрушек в комнате ребенка. В те времена, когда комнаты наших детей заполнены игрушками буквально до потолка, мыслящие родители стараются сократить количество игрушек, в которые играют дети.

Замечали ли вы, что внимание ребенка и способность играть в игрушки напрямую зависят от их количества? Чтобы ребенок действительно в них играл, и чтобы эти игры приносили ему радость и пользу, родители должны понять, что небольшое количество игрушек для ребенка намного лучше, и именно оно окажет позитивное влияние на его будущее.

1. Дети будут более креативными

Слишком большое количество игрушек тормозит творческое развитие ребенка. Детям нет необходимости изобретать, придумывать, когда рядом с ними находится гора игрушек. В Германии в детских садах был проведен следующий эксперимент: в группах на три месяца убрали все игрушки. Поначалу детям было очень скучно, и они не знали, чем себя занять. Однако спустя некоторое время дети стали больше общаться друг с другом и в буквальном смысле изобретать, используя для своих игр подручные и окружающие их предметы. Супруг одной из моих подруг жил в детстве на Севере. Игрушек не было совсем. Единственное, что было у ребенка в большом количестве, – это спичечные коробки. В течение нескольких лет ребенок играл только в них, создавая модели и придумывая сюжеты. В итоге, он не только успешен в своей профессиональной жизни, он также пишет красивую музыку и планирует выпустить свой альбом.

2. Дети развивают способность концентрации внимания

Для того, чтобы сохранить внимание, в зоне видимости ребенка должно быть не более пяти предметов. Окружая себя большим количеством ярких, разнообразных игрушек, внимание рассеивается и, более того, ребенок не учится его концентрировать, что очень важно для его будущей жизни. Обладая большим количеством игрушек, дети перестают их ценить. Причем каждая новая игрушка ценна для ребенка все меньше и меньше, и, поиграв в нее день-два, ребенок начинает просить новую, чтобы снова испытать радость от владения новой вещью. Производители игрушек подпитывают в детях это желание, формируя из них потребителей. Только родители могут повлиять на этот процесс, осознав важность игрушек и их количества для будущего ребенка.


3. Развиваются социальные навыки ребенка

Дети с меньшим количеством игрушек способны гораздо лучше налаживать связи с другими детьми и взрослыми. В первую очередь потому, что они учатся реальному общению. Исследования показали, что дети, способные создавать дружеские отношения в детстве, становятся гораздо более успешными в своей взрослой жизни.

4. Дети становятся более заботливыми к тем вещам, которые они используют

Ребенок, у которого большое количество игрушек, перестает их ценить. Он уверен, что, если сломается одна, на смену придет новая. В этом есть значимый воспитательный характер игрушки, формирующий отношение к миру. Ребенка обязательно нужно учить бережному отношению к своим игрушкам и вещам, чтобы, повзрослев, он не перенес это потребительское отношение на реальные человеческие отношения.

5. В детях развивается любовь к чтению, письму и искусству

Известны случаи, когда в семьях не было ни игрушек, ни телевизоров. В таких семьях вырастали читающие и творческие личности. Меньшее количество игрушек заставляет детей искать другие интересные для себя занятия. Очень часто ими становятся книги и творчество. Дети, любящие книги, вырастают эрудированными и с богатым воображением. Искусство приобщает детей к миру прекрасного, к миру настоящих эмоций и чувств, делая их более уравновешенными и созидательными.

игрушки

6. Дети становятся более изобретательными

7. Дети меньше спорят и больше договариваются

Это может показаться нелогичным. Ведь для многих родителей очевидно, что чем больше у детей игрушек, тем меньше они спорят и ругаются со своими братьями и сестрами. Однако зачастую это не так. Каждая новая игрушка способствует обособлению ребенка от братьев и сестер, созданию своей «территории». Большее количество игрушек вызывает больше споров, в то время как меньшее количество игрушек способствует тому, что дети учатся договариваться между собой, делиться и играть вместе.

8. Дети учатся быть настойчивыми

Когда у ребенка под рукой большое количество игрушек, он сдается гораздо быстрее. Если игрушка вызывает какую-либо сложность, он откажется от нее в пользу другой, более простой игрушки, которая лежит рядом с ним. Или же в подобных ситуациях дети чаще обращаются к родителям за помощью вместо того, чтобы самому дойти до решения. Когда игрушек мало, ребенок будет стараться разобраться с игрушкой сам, тем самым он будет учиться настойчивости, терпению и навыкам доводить дело до конца самостоятельно.

игрушки

9. Дети становятся менее эгоистичными

Дети, получающие все по первому требованию, верят, что они могут получить все, что захотят. Такое мышление очень быстро приводит к нездоровому образу жизни.

10. Дети становятся более здоровыми

Потребление в вещах зачастую переходит в неконтролируемое потребление пищи, тем самым развивая привычку питаться неправильно. Сдержанность же в игрушках воспитывает сдержанность ребенка и в других сферах его жизни. Кроме того, дети, не имеющие комнаты, заваленной игрушками, чаще предпочитают играть на свежем воздухе, с большим удовольствием вовлекаясь в активные игры на природе.

11. Дети учатся находить удовлетворение за пределами магазина игрушек

Истинная радость и удовлетворенность никогда не будут найдены на прилавках магазина игрушек. Дети, которые выросли в семье с мыслью о том, что любые желания и удовольствия могут быть куплены за деньги, превратятся во взрослых, которые не смогут найти удовлетворения от жизни. Наоборот, дети должны вырасти с убеждением, что истинное удовольствие и радость находятся во взаимоотношениях с людьми, в том, что представляет вечную ценность, – дружба, любовь, семья.

12. Дети будут жить в более чистом и аккуратном доме

Родителям известно, что игрушки никогда не живут только лишь в комнате ребенка, они заполоняют собой всю квартиру. Логично предположить, что меньшее количество игрушек будет способствовать тому, что в доме будет порядок и чистота.


13. У ребенка не будет «бесполезных» игрушек

Игрушки нужны не только для того, чтобы в них играть. Психологи утверждают, что игрушка обладает особой ролью в формировании личности будущего ребенка. Она помогает ему понять мир, в котором он живет, сформировать мнение о себе и окружающих его людях. Игрушка способна сформировать или существенно повлиять на ценности ребенка и таким образом определить в некоторой степени его будущее. Поэтому мудрые родители обращают внимание на то, в какие игрушки играют их дети, тщательно выбирают игрушку, находясь в детском магазине, обращая внимание на возраст, внешний вид, материалы, практическую и интеллектуальную ценность игрушки. Будем честны: далеко не все игрушки обладают такой ценностью. Но чем реже родители покупают игрушки, тем больше внимания уделяют этому аспекту.

14. Ребенок вновь научится радоваться подаркам

«Что подарить ребенку, у которого все есть?» - один из самых распространенных вопросов на родительских форумах. Действительно, большинство детей уже просто нечем удивить. Они больше не радуются подаркам так, как это было в нашем детстве и детстве наших мам и бабушек, когда игрушки дарили только по праздникам. Если вы покупаете игрушки так же, как хлеб и молоко, - это перестает быть событием. И игра в такую игрушку перестает быть событием тоже. Покупая меньше игрушек, вы вернете ребенку возможность радоваться подаркам по-настоящему.

«Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире». Масару Ибука, книга «После трех уже поздно».

Я не против игрушек. Но я за те возможности, которые жизнь предоставляет ребенку, – быть творческим, изобретательным, находчивым, целеустремленным и настойчивым. Только такие дети вырастают во взрослых, способных менять жизнь к лучшему. Поэтому зайдите сегодня в комнату ребенка и незаметно для него уберите большую часть игрушек. Уверяю вас, вы не пожалеете об этом.

Если у вашего ребенка много игрушек, воспользуйтесь этим простым советом психологов: обратите внимание на те игрушки, в которые ребенок играет прямо сейчас. Эти игрушки оставьте в поле зрения чада. Остальные спрячьте. Время от времени, видя, что ребенок теряет интерес к тем игрушкам, в которые он играет, убирайте надоевшие игрушки и предлагайте ему другие из «тайника». Так вы отсеете то, что ребенку совсем не нужно, что было куплено напрасно и только занимает место в детской. От этих игрушек можно избавиться, например, отнеся их в детский садик.


Об авторе: Гульназ Сагитдинова - международный сертифицированный тренер по ментальной арифметике, основатель Центра интеллектуального развития QuantUM, мама чемпионки по шахматам. Познакомиться с автором ближе можно на ее странице в Facebook.

Почему не стоит покупать детям много игрушек?

Многие родители готовы покупать своему ребенку новые игрушки чуть ли не каждый день. Казалось бы, чего же в этом страшного, если семейный бюджет позволяет. Однако некоторые мамы и папы, которые буквально заваливают малышей всевозможными куклами, машинками, конструкторами, плюшевыми зверушками и героями любимых детских мультфильмов, потом недоумевают, почему ребенок не бережет игрушки, ломает их или легко отдает другим детям в садике. Сколько же игрушек надо ребенку и как их количество влияет на его развитие?

Игрушки и развитие ребенка

Некоторые родители полагают, что большое количество игрушек поможет ребенку быстрее развивать необходимые навыки. На самом деле это не так. Детское восприятие устроено таким образом, что для сохранения внимания в зоне видимости ребенка должно находиться не более пяти предметов одновременно. Когда объектов вокруг малыша больше, ему становится трудно сосредоточиться на одном из них, а значит, внимание не концентрируется, а, наоборот, рассеивается.

Количество игрушек влияет и на такое качество, как изобретательность. Любознательность и находчивость развиваются у детей тогда, когда им нужно придумывать и создавать игрушки самостоятельно. Вспомните, как, например, мы играли в детстве пуговицами, представляя их людьми, или одуванчиками, нанизанными на обыкновенные палочки. Кукурузные початки, щепки, ручки — все оживало в наших детских руках и обрастало историями. К сожалению, современные игрушки в большинстве своем не рассчитаны на развитие творческого мышления и, взаимодействуя с ними, ребенок не получает новых знаний, а это значит, что потенциал исследователя в нем потихоньку уменьшается.

Слишком большое количество игрушек ослабляет у детей и тягу к другим занятиями. Когда игрушек мало, и ребенок уже наигрался с ними, он начинает интересоваться чтением, письмом, искусством, то есть ищет для себя другие дела, которыми можно заняться. Когда же игрушек слишком много, он будет целыми днями возиться только с ними, и ему будут скучны книги, музыка, рисование и прочие виды творчества. Если комната ребенка оказывается заваленной игрушками, ему становится неинтересно выходить из нее, в то время как дети, которые не могут похвастаться такими «богатствами», с огромным удовольствием ходят на прогулки и предпочитают игры на свежем воздухе.

Развитие такого важного навыка, как настойчивость, тоже зависит от количества окружающих малыша игрушек. Когда ребенку попадается сложная «штуковина» (пазл, конструктор, сборная модель, логическая игра), он будет терпеливо и настойчиво с ней разбираться.Когда же вокруг малыша множество более простых игрушек, над которыми не нужно думать, он быстро бросит попытки разобраться самостоятельно со сложной и начнет играть во что-то другое. Это приведет к тому, что ребенок так и не научится доводить до конца сложные дела.

Игрушки и характер

Количество игрушек влияет и на характер ребенка. Дети, которые получают все по первому требованию, начинают верить, что так будет всегда, и вырастают эгоистами.

Количество игрушек влияет и на формирование у ребенка понятия о вечных ценностях. Дети, которых родители балуют огромным количеством игрушек, чаще всего вырастают уверенными в том, что любые желания и удовольствия можно купить за деньги. Такие малыши превращаются во взрослых людей, не умеющих найти удовлетворение от жизни, в то время как неизбалованные дети учатся ценить нематериальные вещи и понимают, что истинное удовольствие и радость приносят только взаимоотношения с другими людьми: дружба, семья, любовь.

Кроме того, дети, у которых очень много игрушек, перестают ценить каждую из них, поскольку знают, что стоит очередной кукле или машинке сломаться или потеряться, как родители тут же купят взамен ей новую. Такие малыши не берегут свои игрушки, и аналогичное отношение к собственным вещам проносят через всю жизнь. Сейчас пятилетний малыш не ценит свои машинки и не переживает, что потерял одну из них в садике, а через несколько лет он забудет где-то дорогой смартфон, купленный родителями, и просто попросит у них еще один. Потом он будет разбивать машины, легко тратить деньги на ерунду. Не исключено, что и к людям он станет относиться также, считая, что если не удалось наладить отношения с одним приятелем, то на смену ему придет другой.

Дети же, которых не балуют игрушками, очень тщательно относятся к их выбору. В то время как избалованный малыш сметет в магазине с полок все игрушки без разбора, ребенок, который получает новую куклу или машинку только по праздникам, будет долго выбирать нужную, учась таким образом анализировать. Он проведет полчаса около витрины, внимательно рассматривая игрушки, оценивая их интеллектуальную ценность, внешний вид, материал, и сделает осознанный выбор в пользу какой-то из них.

Когда ребенок получает много игрушек, взрослым становится очень трудно его чем-то удивить. И действительно: что можно подарить на день рождения или праздник ребенку, у которого и так все есть? Поэтому естественно, что вместо искренней радости мама с папой увидят лишь безразличное выражение лица своего чада, разворачивающего очередной подарок. И праздник таким образом перестает быть для ребенка особенным событием, в то время как дети, получающие подарки редко, будут с нетерпением ожидать этого дня. Впоследствии такой ребенок, возможно, вырастет холодным, ко всему равнодушным, скучающим человеком, которого сложно будет чем-то удивить или восхитить.

Психологи утверждают, что чем меньше у ребенка игрушек, тем интереснее ему общаться с другими детьми.

Итак, сколько же игрушек нужно ребенку? Ответить на этот вопрос с математической точностью нельзя, однако каждая игрушка должна быть нужной, а покупка ее запланированной: если малыш мечтает о дорогой железной дороге, то подарите ему ее на день рождения, если у девочки уже восемь кукол, то не стоит покупать ей девятую. Ну или можно приобрести ее в качестве подарка на праздник.

Есть три совета, которые помогут родителям «обезопасить» себя от приобретения лишних игрушек:

Не покупайте машинки и куклы между делом, проходя мимо в супермаркете или газетном киоске.

Не дарите ребенку игрушки «на вырост»: если он не интересуется конструкторами, то не стоит захламлять ими комнату.

Никогда не идите у ребенка на поводу, даже если он топает ногами и устраивает истерику в детском магазине. В любой ситуации ваше «нет» должно звучать твердо и уверенно.

И, конечно, не забывайте, что счастливое детство измеряется вниманием родителей, а не количеством машинок и пупсов в детской комнате. Проводите с ребенком как можно больше времени, играйте с ним в ролевые игры, придумывайте свои захватывающие истории, превращая в дикий лес палас в прихожей, и тогда ваш малыш будет счастлив!

Виктория Котлярова


Вы не хотите покупать безделушки для ребенка. Или наоборот, испытываете чувство вины перед ним, что готовы купить в магазине совершенно ненужную вещь. Проверьте, легко ли вам ходить с ребенком за покупками, пройдя тест на портале Я – родитель.

«У него горы игрушек». «Просит новые, а в старые не играет». «Что подарить ребёнку, если у него всё есть?» Такие вопросы сегодня звучат часто, и не только из уст миллионеров. Плохо это или не очень? Что с этим делать? Размышляет наш постоянный автор и мама троих детей Ксения Букша.

1. Чем больше игрушек, тем меньше радости


Несколько лет назад на YouTube были страшно популярны ролики, в которых дети бесконечно распаковывали подарки. Игрушка радует в момент её получения, а потом сразу забрасывается. Окей, но ведь это всё равно радость? На ребёнка денег не жалко, почему я должен его ограничивать? Пусть ненужных игрушек будет много — не беда.

Всё так. Но есть проблема. Когда мозг человека привыкает к постоянной сильной стимуляции определенным удовлетворителем, он становится к нему менее восприимчив. Поэтому сто двадцатая игрушка уже не даёт той чистой радости даже в момент покупки. Скорее механизм будет похож на действие наркотика: ребенок ноет, клянчит… Ему покупают игрушку — и он перестаёт. Ненадолго.

2. Любимая кукла — это полезно


Когда игрушек очень много, постоянно появляются новые, а их покупка — это обыденность, меньше вероятность, что у ребёнка появятся среди них по-настоящему любимые. Между тем выбирать и привязываться к объектам, иметь любимую куклу, которую называешь по имени, любимый конструктор, в который не надоедает играть разными способами, полезно для ребёнка.

Это момент воспитания чувств, это хорошо влияет на его способность принимать решения и формировать привязанности

Совершенно не обязательно ребёнок будет спать с мишкой или относиться к кукле как к живой, но очень хорошо, если у него есть некий постоянный игрушечный мир, в котором машинки, звери, куклы имеют свои имена и характеры. Родители могут в этом помочь. Конечно, если детская завалена всевозможными объектами, от которых разбегаются глаза, создать такой мир будет труднее.

3. Производители заставляют родителей покупать всё больше


Куча игрушек на полу, по которым дети ходят ногами, выгодна только одной стороне — их производителям и продавцам. Дети предпочитают вещи с любимыми героями, игрушки и наборы на темы любимых мультиков. Ещё один крючок — игрушки-наборы: купишь что-то одно, а потом бесконечно докупаешь детали, обновления, новые серии, — ребенок подсел. «Собери их все!» Иногда ими вообще не играют, а только владеют. Рекордсмены по бесполезности — игрушки, которые можно использовать только одним способом, например игрушечные щипцы для волос или огромная кухня, в которую поиграют от силы раза два, а занимает она целый угол.

Не поддаемся на уловки и крючки. Бардака в квартире будет намного меньше, а денег у вас в кармане и воображения у ребёнка — больше, если отдать предпочтение универсальным игрушкам.


25 простых детских развлечений, для которых не нужны игрушки и деньги

Конструктор (да хоть бы и лего), из которого можно строить не только по инструкции. Обыкновенный пупс, который не требует бесконечного количества памперсов, бутылочек и запчастей. У моих детей, например, есть десять наборов игры «Дженга»: из одинаковых брусочков можно строить просто потрясающие архитектурные сооружения. Ну а самое универсальное — это пластилин, краски, цветная бумага и скотч.

4. Ребёнку можно отказывать


Я не вожу маленьких детей в торговые центры. Потому что они будут клянчить — это закон. И родительское сердце будет разрываться. Зачем провоцировать слезы? А вот лет с пяти, наоборот, стоит приучать ребёнка к тому, что прилавки могут ломиться от всякой всячины, но мы не обязаны всё это покупать.

Можно начать с супермаркета, там проще договориться: покупаем через раз и только какую-то мелочь; покупаем то, что выбрал родитель; покупаем то, чего хочет ребёнок, но через два раза на третий… Главное — развить самоконтроль.

Дети импульсивны, не бойтесь подавить их желания. Они не перестанут хотеть. Зато не будут ныть и клянчить, когда им объявляешь, что сегодня мы идем в торговый центр только за варежками. И ни за чем больше.

5. Одноразовая ерунда бывает очень милой


Наклейки, маски, очки с глазами на пружинках, светящиеся вертолётики… Единственное, что можно сказать против них, — они пластиковые и наносят вред окружающей среде. Это да. Но зато они дают ребёнку ту самую моментальную радость — а потом быстро приходят в негодность, и их не жалко выбросить.

6. Игрушки бывают и для понтов


Когда ребёнок становится постарше, он может начать хотеть игрушки и наборы «как у подруги». С человеком старше 6–7 лет уже можно порассуждать про разницу между жаждой обладания и желанием пользоваться. Чаще всего становится ясно, что без подруги, сам, ребёнок в этот набор играть не будет. Или что можно взять желанную вещь на время.

У школьников (и даже детсадовцев) вещи становятся поводом для общения. Это совсем не ужасно, но стоит это осознавать. Для чего тебе эта штука: для престижа, чтобы показать в классе? Потому что она есть у всех — или потому, что нравится именно тебе? Хороший повод поговорить о важных вещах.

7. Родственников можно нейтрализовать


«Я со всем согласен, но они же дарят!» — прекрасно, если у нас есть родственники и друзья, готовые вложить деньги в счастье нашего отпрыска. Таких милых людей можно подготовить и заранее управлять их дарением.

Сегодня есть крутые и очень интересные игрушки, которые действительно будят воображение, развивают и нравятся. Можно дарить и вовсе не игрушки. Подкиньте родне идей о подарках, перенаправьте их пыл на книжки, театры и тому подобное.

8. Две трети убрать, в остальное играть


Когда мне было семь (в 1990 году), у меня было примерно два десятка игрушек. В основном небольшие плюшевые, пластиковые и деревянные зверюшки, да еще пара пупсиков, которые с ними дружили. Жили зверюшки в большой картонной коробке, поставленной на бок, и жизнь их была увлекательной и полной приключений. В ней даже выбирали президента — им стал, что закономерно, деревянный котик с головой и лапками на резинках (может ли кто-то стать популярнее котика?!).

Если ваша квартира завалена игрушками, попробуйте договориться с ребёнком и убрать примерно две трети (точная цифра зависит от ваших предпочтений, от того, насколько всё запущено и сколько свободного места у вас есть). Выбирайте оставшееся по принципу «Во что ребенок действительно играет?» Что он помнит и любит? Что нравится лично вам?


4 психотипа из компьютерных игр, которые помогут найти общий язык с ребёнком

Если ребёнок вообще не умеет играть (что не редкость в наше время), здорово было бы потратить несколько вечеров на то, чтобы научить его ролевым и другим играм. Сначала попробуйте сами. Дело того стоит: для дошкольника и младшего школьника свободная игра — лучшая развивающая активность. (Правда, я стараюсь, чтобы дети играли без меня. Потому что я уже взрослая и у меня полно своих дел! Но научить, показать и вдохновить — на это я готова.)

Ненужные игрушки со временем можно выкинуть или передарить. Только не дарите их детям в детских домах: им нужно совсем другое.

9. Родители тоже дети


У меня есть собственный ящичек с игрушками. Там лежит маленький деревянный волчок, сложнейшая головоломка из деревянных ящериц, устройство, с помощью которого можно вычерчивать на бумаге сложные узоры, спиннер, лизун и еще парочка предметов.

Не стесняйтесь! Если вам нравится какая-то игрушка, купите её себе. А ребенку давайте поиграть по праздникам. Это поможет вам удержаться от того, чтобы бесконечно баловать его.

10. Порядок на полке — мир в душе


Ребёнок до трёх лет не может удержать в поле внимания больше нескольких игрушек. В этом возрасте их может быть совсем мало. Кукла-пупс (нужна и мальчику, и девочке) или большая плюшевая игрушка: кормить, укладывать спать, лечить, водить гулять. Несколько предметов обихода (например, кастрюлька, игрушечные овощи и нож). Мяч, пирамидка, волчок. Какой-нибудь звучащий предмет. Вот и всё.

После четырёх ребенок уже в силах вместе с мамой или даже самостоятельно навести порядок в своем уголке. Игрушек может стать намного больше. Но покупать их только потому, что они продаются, — если вдуматься, очень странная идея.



Журналист и правозащитник, лауреат премии ТЭФИ в номинации «Ведущий информационной программы», исполнительный директор движения «Русь сидящая»



Интересное на «Меле»:


Блоги

Сколько карманных денег давать ребёнку? Тест на финансовую грамотность для родителей


Блоги

5 советов родителям, чьи дети плохо сдали ЕГЭ


Блоги

«Гаджеты зрение не портят»: 6 правил безопасного просмотра мультфильмов


Разбор

Паралич лица из-за ветрянки: что случилось с Джастином Бибером и кто ещё в группе риска



Когда о воображении расуждают люди, которые сами не совсем понимают, что это такое.
Ребенок «владеет» игрушкой и не играется в нее? Какой ужас! Знаете, воображение это не про то, чтобы подвигать игрушечными ногами игрушечного человечка и что-то там пролепетать от его имени. Воображение — это когда игрушки оживают и двигаются сами, _в_этом_самом_воображении_. А игрушка, т. е. материальное воплощение, это просто своеобразная привязка, «аватар», триггер.

Если ребенка заваливать игрушками на «отцепись, не мешай взрослым» — конечно, у него будут проблемы и с вещами, и с отношениями. Если ребенком манипулировать и «развивать самоконтроль» — конечно, он вырастет удобным для родителей, «лишнего» не попросит.

Сами так живите, зачем вам смотреть новые фильмы? Пересматривайте тысячу раз 2-3 фильма. Зачем вам читать новые книги? Десяти штук помимо школьной программы за глаза хватит. Зачем вам ездить в путешествия? В одном-двух местах побывали, этого достаточно. Зачем вам вешать на стену картины или фотографии? Они ж просто висят, в ролевые игры с ними н поиграешь.

И да, я имею полное моральное право говорить здесь, что про обилие игрушек — это бред. Так получилось, что в детстве через меня прошли практически все существовавшие на тот момент в России игрушки, дома их было как воды в океане. Да, я с ними не и грал так, как вам нужно от ребенка. Да, мне нужно было ими «владеть».
И на воображение не жалуюсь, я им зарабатываю. Притом неплохо.

Ребенок плюс игрушки — формула постоянной текучки в родительском бюджете.

Это комментарии читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.


Мне кажется, что большое количество игрушек покупают те, у кого в детстве было мало игрушек, либо те, кто подарками компенсирует недостаток внимания.

Чем больше игрушек у ребенка, тем меньше он их ценит! Я старшему покупаю игрушки два раза в год: на Новый год и на день рождения. Зато он эти дни ждет как манну небесную и очень ценит подарки. Бабушки с дедушками часто дарят мелкие игрушки, но я с этим борюсь. Кстати, с этими игрушками ребенок играет один-два дня, а потом они просто занимают место.

А младшему все досталось от старшего — сплошная экономия.


У меня нет детей, и, возможно, я неправа, но мне кажется, что ребенка надо приучать ходить в магазин, чтобы купить только нужное, а не накидать в корзину барахла. И внушать мысль, что любую купленную вещь надо ценить, а не выкидывать на балкон через месяц, купив очередную безделушку. Осознанное потребление стоит прививать с младых ногтей.

В противном случае дети подрастут, место игрушек займут шмотки и девайсы — и будут девочки мучиться от проблем в духе «шкаф забит, а надеть нечего» и стоять в очередях за последним Айфоном.

Ребенка развивают книжки, активные игры, общение со взрослыми и сверстниками. Игрушки — просто вспомогательный инструмент в этом процессе. Одна машинка или кукла у ребенка или десять — не имеет значения.


Моей воспитаннице скоро три года. С самого раннего ее возраста я веду войну с ее родителями из-за того , в каком количестве они покупают и дарят игрушки. К третьему году жизни ребенок сам смог убедить маму с папой, что ей не нужно 10 кукол и 15 грузовиков. Пока она была маленькая, они этого не понимали.

Чтобы ребенок играл с игрушкой, его надо этому научить. Ведь для них игра — это их работа. А через игру можно научить фантазийно мыслить, импровизировать, придумывать.

У ребенка может быть одна машинка. Если он ее просто возит за веревочку по детской площадке, рано или поздно ему надоест. Но можно показать, что в машинку можно положить груз, этот груз отвезти на воображаемую стройку, высыпать, потом привезти машинку назад и посадить туда пассажиров или кота, мирно спящего на диване, доставить на остановку, потому что скоро подойдет поезд, на котором они поедут к морю, к бабушке или в парк. Летом играть с этой машиной в песке, осенью — с листьями, зимой — со снегом, можно показать, что машинка может «заболеть», потому что сломалось колесо, научить перевязывать ее бинтиком и давать «лекарство», чтобы она поправилась, — тогда ребенок будет любить и беречь эту игрушку, не станет ломать и ему не будет нужен миллион других.

Надо брать качеством, а не количеством. Ходите в магазин без детей, если есть такая возможность. До пяти лет им там нечего делать.

Учите своих детей играть, тратьте на них свое время, внимание, расширяйте их кругозор, а не тратьте деньги, тогда не придется экономить и устраивать расхламления.


Не знаю, как другим, но мне всегда хочется дать пять родителям, которые стойко отказывают капризным чадам, когда те клянчат какую-нибудь фигню.

Мне кажется, чем меньше у ребенка игрушек, тем богаче будет воображение. У меня в детстве были две куклы — Бэтмен и Человек-паук. Естественно, Бэтмен часто играл роль космодесантника, а Паук — представителя злобной расы гуманоидов-рептилоидов. Иногда они были еще кем-нибудь. Но суть в том, что сочинения я писал лучше всех в классе.


Дети любят вещи из мира взрослых гораздо больше, чем игрушки. Если дать им попользоваться настоящими кастрюлями, тарелками, ложками или посудомойкой, вряд ли вы когда-то еще будете сами накрывать себе на стол. Это вместо того, чтобы покупать, например, игрушечную кухню.

Ну и со всем остальным так же: сын давно сам собирает компы, чинит телефоны, у него свой набор отверток и паяльник, а не вот это вот все из «Детского мира».


Ребенку год и два месяца. Больше всего он любит взрослые кастрюли, сковородки, разбирать посудомойку и запускать ее, нести вещи в стиральную машину. Икеевская детская посуда положение не спасла.

Игрушки покупать стала меньше, смысла пока в них не вижу, но все равно их много. Часть дарят родственники и друзья, часть сами покупали — детство 90-х , видно, дает о себе знать.

Соня Емельянова

Расскажите, сколько игрушек было у вас в детстве? И какие были самые любимые? Их дарили по праздникам или просто так? А сколько у вашего ребенка?

Загрузка

Шевалье

>младшему все досталось от старшего

Я как младший могу отметить, что это больно, когда нет ничего своего, у чего бы ты был первым обладателем. Игрушки, одежда все от старшего. Это обесценивание личности

Евгений Кулаков

Шевалье, понял. Взял на заметку

Ульяна Степанова так классно описала сценарии игры с машинкой, что мне самой захотелось машинку и играть с ней летом, зимой, на море, в снегу. подождите. у меня же уже есть машина!)))

Сейчас непопулярную мысль выскажу, но все же. Гора( именно гора) игрушек- нужна родителям, а никак не ребёнку. Чтобы занять хоть чем-то, вместо общения и развития мамой и папой. Ну и в телефон тупить удобнее, выдавая игруху за игрухой по мере угасания интереса
Зы: каюсь, у нас гора. Надарили, уступили, выпросил. С этим поступаю так: когда дети спят убираю далеко, кроме 3-4 в " активе". На 2-3 недели. Через 2 недели меняю набор

Фру, отличный способ!

Not Matter

Фру, очень согласен на тему : кому нужна гора. Мои дети уже работают, доучиваются, аспирантурят.
но пока без внуков )))
Не для укора, но набор Вы делаете тоже "для себя". Маркетинговый ход, вроде и "возможность выбора", но "профильность" на 2 недели "не обсуждается".
Тем самым Вы в "сговоре" с детьми прогуливаете немаловажные "уроки".
Всётки жить детям под диким прессингом широкого "богатства выбора" при определённой кем-то "правильной альтернативе"(. И сейчас вы с детьми имеете возможность тренироваться испытывать кайф от удачного решения и от уверенности в "правильном" выборе. Учиться не впадать в депрес(или истерику) от "неправильного".
"Легче" всего так "сначало", но и менять "стратегию" тоже нужен навык.
Блин, текст получился как для "пособия".

Коротко - куча нужна , так же как и куча учебников.

Как человек, у которого в детстве было много игрушек, решительно не соглашусь) Родители не сильно тратились на них - большинство игрушек были подарочные и простые. Никаких "15 грузовиков" - все были из разных сфер и я мог "снимать" целые фильмы: солдатики, машинки, конструкторы, даже куклы. Воображение не страдает - игрушки помогают придумывать новое, плюс я не сидел с ними сутками и отлично играл и без них.

Виктор, у меня было море игрушек. Однажды мама притащила из Москвы две коробки мебели для барби. Мы (я и мои подруги, что приходили в гости) как только не играли в них! А ещё кубики, конструкторы, мягкие животные. Уу! Было классно))

Алена, ну да, тут же только две крайности: либо миллион игрушек, либо их вообще нет.

Evgenia Yanchenko

Алена, вы зря так, ребенок сам выбирает. У моего ребенка куча игрушек, в том числе детская кухня (он любит готовить), и он ими не хочет играть, а хочет настоящую сковородку ставить в настоящую духовку.
У него есть крутейший детский шуруповерт, который умеет всё то же, что настоящий. А он хочет играть с папиным, настоящим, хоть он и тяжелый и не цветной.
Ребенку интересно то, чем "играют" в его понимании родители.

Иван Иванов

Семья жила не богато, многие игрушки позволить не могли, я это понимал (но не понимал почему именно), и канючил всякие китайские мелкие машинки рублей за 10 - их покупали без особых проблем (в магазин ходили не часто), они быстро ломались, терялись и так далее. Игрушек не было прям мало , но хотелось больше, очень разочаровывало, когда какую-то игрушку ждал несколько месяцев (премии зп родителе), а ее кто-то покупал раньше. Подарков на дни рождения мне почти никогда не дарили, но подарки могли быть спонтанными (проще говоря, когда у семьи были деньги), карманных денег фактически не было, но если оставались какие-то деньги, запланированные на поход в магазин - я мог оставить их себе. Это научило меня хитрить, покупая меньше или говоря, что чего-то не было. Не понимал, почему у других детей есть какие-то игрушки (машинки на радиоуправлении, огромные плюшевые медведи и тд) - это казалось очень несправедливым, чувствовал себя неправильным и ущербным - грамотно объяснить, почему у родителей мало денег, эти самые родители мне не могли. Хорошо помню, что года в 4, после очередного изгнания из песочницы за отсутсвие «крутых» игрушек (дети порой жестокие), был очень разочарован финансовым положением своей семьи, высказал это все родителям, в ответ вернулся default «Вырастишь, тогда и купишь себе что хочешь». В общем, я активно врал про игрушки, которые сейчас дома и приносить их на улицу нельзя - до какого-то возраста это помогало со сверстниками, но взрослые на мои периодические вопросы о том, почему у нас мало денег, чтобы скупить все игрушки, мне не отвечали. Впрочем, я и сам себе сейчас не могу до конца объяснить, почему у кого-то бюджет на неделю равен моей годовой зарплате, а почтальон/кассир в деревне получает столько за три/пять/десять лет.


У современных детей очень много игрушек, но при этом они всё время жалуются на скуку и просят «ещё немножко поиграть в планшет». Так, может быть, игрушки — это зло? И их лучше совсем убрать? Наш блогер Дарья Еремеева рассматривает плюсы и минусы детства без игрушек.

Концепция минимализма добралась и до детей. Хотя идею «развитие без игрушек» предложили не экоактивисты, а исследователи наркотической зависимости. В Баварии в 80-х группа ученых заметила, что паттерны поведения, которые приводят к зависимости, формируются еще в детстве. Ребенок сталкивается с первыми трудностями, но вместо переживания чувств — тянется к игрушкам.

Исследования привели к созданию в 1992 году детского сада без игрушек, без красок, настольных игр и прочих развлечений. Что тогда дети должны делать весь день? Можно играть друг с другом, использовать предметы интерьера, природные материалы для игр. Эксперимент показал, что дети улучшили социальные навыки, развили креативность и эмпатию к окружающим. Некоторые сады Германии модифицировали план: выделяли один день в неделю или шесть недель весной. Но есть родители, которые практикуют этот подход на постоянной основе везде.

Минусы детства без игрушек

Успешным результатам эксперимента можно противопоставить проблему детского стресса. Лишить игрушек ребенка — стресс. Особенно в мире, где остальные дети продолжают играть привычным способом. Стресс возникает не у всех: это зависит от индивидуальных особенностей, характера, воспитания. Для детей с проблемами в общении или просто малообщительных изъятие игрушек может стать негативным опытом.

Игрушки учат детей испытывать чувства. Игрушки играют роль незащищенных друзей. Дети заботятся, начинают нести ответственность (как минимум, игрушку надо не потерять). Одушевление — важный этап в формировании чувств. Игрушки не только развлекают. Конструктор, краски, пазлы — развивают. Даже навык «общения» с гаджетами необходим в современной реальности.

Безыгрушечная концепция интересна взрослым. А вот ребенок чувствует себя «не как все». Дети проходят этап подражания, это важно для социализации. Противоположная ситуация приводит ребенка к нервозности и проблемам с самооценкой.

Плюсы концепции

1. Скучать полезно. Скука — двигатель развития ребенка. Психологи давно отметили, что поведение современных родителей напоминает анекдот: «Здравствуйте, хотим записать трёхлетку на программирование, китайский и терменвокс» — «С такой нагрузкой ребенок к 16 годам повесится» — «Нет, первый нервный срыв мы планируем к 13, а попытку самоубийства в 14, чтобы в 16 он закончил психотерапию и приступил к первому стартапу».


10 причин перестать заваливать ребёнка игрушками

В периоды ничегонеделания ребенок способен «обратиться к себе», использовать фантазию, изобретательность. Психологи призывают даже взрослых периодически останавливаться, чтобы не терять связь с собой. Это фундамент ментального здоровья.

2. Меньше — лучше. Дети теряются при изобилии игрушек. Концентрация внимания снижается. Американские ученые провели исследование: дети, которые взаимодействуют с меньшим количеством предметов, мыслят более творчески. Они долго изучают одну игрушку, придумывают, как можно сочетать предметы.

3. Повторение — мать учения. Вспоминаю детство: я смотрела мультик 30 раз, читала книжки по 5 раз, просила рассказать маму одну и ту же историю каждый вечер. И ведь не надоедало! Так делают все дети. Клинический психолог Кристофер Уиллард в своих работах пишет, что повторение закрепляет результат обучения. При избытке игрушек дети не успевают возвращаться к ним. Сыграть один раз в монополию — бесполезно, а вот после десяти раз ребенок сделает полезные выводы.

4. Игрушки должны быть по возрасту. Когда игрушек много, помнить про каждую — сложно. В итоге скапливается много вещей «не по возрасту». Лучше отдать их тем, кому они полезны.

5. Игрушка не должна быть умнее ребенка. В игре главный — ребенок. Во взаимодействии с технологичной игрушкой ребенок принимает роль зрителя. Такие игрушки быстро надоедают и не развивают фантазию.

Советы по выбору игрушек

Онлайн-курс «Как выбирать игрушки, чтобы ребенок вырос гением», уверена, будет очень успешным. Но я дам простой совет: покупайте игрушки разных категорий — мягкие, спортивные, развивающие, просто симпатичные.

Есть интересная классификация игрушек на открытые и закрытые. Открытыми можно считать игрушки, которые ребенок может использовать в разных играх: кубики или простые куклы. Закрытые игрушки можно использовать по одному назначению — например, настолки. Не стоит полностью избегать закрытых, используйте соотношение 70 на 30.

Что делать с этой информацией?

  • Решить, сколько часов (или дней) вы готовы практиковать теорию «без игрушек».
  • Подходить ответственно к приобретению каждой игрушки.
  • Периодически разбирать игрушки.
  • Ограничить количество игрушек до 7-10. Так ребёнок сможет использовать каждую по максимуму. А через какое-то время добавлять новые, убирать старые.

Все эти советы полезны, но они не помогут без коррекции родительского поведения. Какой пример мы подаем? Взрослым скучать тоже важно. Взрослые игрушки обычно легитимны в наших глазах: телефон, ноутбук и прочие гаджеты. Учите детей справляться с чувствами и качественно отдыхать на собственном примере.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте также: