Технология изготовления абашевской игрушки

Обновлено: 05.05.2024

Абашевская игрушка

Нарядные абашевские глиняные игрушки привлекают внимание и заставляют верить в чудеса. Благодаря фантазии и таланту мастеров даже самые привычные и знакомые животные предстают в неожиданном обличии. В XIX – XX вв. в селе Абашево жили лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценили по всей России. Именно Абашево было центром гончарного искусства, поскольку местные произведения сочетали в себе пластическую выразительность, лаконизм и образность мышления, а также полный отход от натурализма.

Абашевская игрушка - это сатирический образ, который в высмеивал нечестных городовых и других управленцев. Размер такой фигурки был достаточно небольшой, а сама игрушка легко помещалась в ладонь.

Содержание:

История промысла

село Абашево

Промысел начал активно развиваться благодаря тому, что именно на территории Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали изготавливать в середине XIX века для детских игр. Но уже через некоторое время им придали сатирического характера, чтобы высмеять тех, кто обманывает и наживается на других людях.


Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, когда большинство мастеров по изготовлению глиняной посуды уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Именно тогда большинство из них занялось изготовлением забавных свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у местных ребят. Одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин, творчество которого оказало огромное влияние на будущие поколения.

Виды абашевских игрушек

Абашевские игрушки

Абашевские игрушки - это фигурки животных и птиц, которые в руках мастера приобретают причудливые формы. Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги, на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея. Такие животные часто имели пышные чёлки, кудри и бороды. Большой популярностью пользовались бараны, олени, козочки. Часто они напоминали экзотических жирафов, волшебных кентавров, которым всегда была присуща некоторая сатиричность.

Сюжеты абашевской игрушки - сатиричные, направленные на высмеивание пороков общества и людей, которые пытаются стать богаче за счёт других. Именно поэтому вместе с необычными фигурками зверей можно увидеть нарядную барыню, лихого всадника и монарха в образе барана с человеческим лицом.

Технология изготовления

абашевские игрушки олени

Технология изготовления абашевской игрушки достаточно проста и предполагает использование минимального набора инструментов. В своей работе мастер использует глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После того, как игрушка готова её просушивают и обжигают. После чего на поверхность игрушки наносятся различные причудливые узоры масляными и эмалевыми красками.

В результате стараний мастера получаются игрушки лаконичной формы, в которых отображена некая фантастичность и сатиричный смысл.

Роспись абашевской игрушки

росписанные абашевские игрушки

Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Основные мотивы росписи - природа, окружающий мир. В ней присутствовал некий символизм, поскольку каждая краска использовалась с определённой целью.

Чаще всего на абашевских игрушках можно увидеть узоры красного, зелёного и синего цветов, которые символизируют траву, небо, пробуждение природы весной и постоянное стремление ввысь.

Городовые

Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.

Абашевская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в селе Абашево Спасского уезда (ныне Спасский район Пензенской области). Село Абашево впервые упоминается в писцовых книгах в 1616 г. Считается, что промысел возник в XIX в., но гончары и умельцы жили в Абашево задолго до этого.

Возникновение промысла

Производство игрушки возникло в XIX веке на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX века кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел.

Село Абашево Пензенской области — старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями. Особенно прославили село мастеровые люди — горшечники и дудочники. Больше половины жителей села кружили на гончарных кругах всевозможную посуду из глины и лепили игрушку-свистульку. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.

В XIX — XX вв. Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже.

Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник — мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы.

Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом образовались целые династии гончаров и дудочников.

Мастер Ларион Зоткин

Ларион Зоткин — талантливый мастер из села Абашево, автор многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. Благодаря ему Абашевская игрушка приобрела свой неповторимый, известный нам сейчас стиль.

Особенности абашевской игрушки

Абашевские игрушки из глины изображают животных и людей в забавном гротескном виде, нередко принимают причудливый, фантасмагорический, сказочный облик, заставляют верить в чудеса.

Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза.

Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами.

Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.

Игрушки раскрашены яркими красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.

Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали.

Символика абашевских игрушек

Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.

Образы абашевской игрушки:

  • Барыня — символ женской чистоты, целомудрия.
  • Всадник — жених для девушки, верность долгу.
  • Коровка — символ плодородия.
  • Козлик — символ упорства в достижении цели.
  • Собачка — символ верности и дружбы.
  • Собачка со щенком — символ материнства.
  • Олень — символ единения с природой.
  • Барашек «золотое руно» — символ достатка.
  • Птичка — символ творчества
  • Лев — символ власти.

Современные мастера

Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера — Т.Н. Зоткин, И.Л. Зюзенков, А.И. Еськин.

Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.

Техника изготовления

В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах — сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м и высотой 2 метра.

Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали «каланчиками» (осколками битой посуды). Обжигали глиняные изделия березовыми или дубовыми дровами. После окончания обжига традиционно пекли картошку.

Лечебная глина, используемая для лепки Абашевской игрушки, и доброта, вложенная руками мастера, снимает тревогу, стрессы, оберегает семью от дурного, от темных сил. Чудесная Абашевская игрушка не оставляет равнодушным никого.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МДОУ Цильнинский детский сад «Терем – Теремок» МО «Цильнинский район»

МАСТЕР-КЛАСС

для обучающихся 5 класса Ульяновской средней общеобразовательной школы № 78

образовательной деятельности «Технология изготовления глиняной игрушки-свистульки по мотивам Абашевской игрушки»

hello_html_22f8c0fd.jpg

Обучающие – Формировать умение лепить глиняную свистульку, используя деревянную палочку, способствовать формированию умения видеть отличия

Абашевской игрушки от других народных глиняных игрушек.

Развивающие: закреплять приемы лепки (раскатывание, вытягивание, примазывание, сглаживание, прищипывание)

Воспитательные – воспитывать интерес к лепке народной игрушки.

Демонстрационный материал: флэшкарта с презентацией «Абашевская

игрушка», ноутбук, образцы готовых изделий глиняных игрушек-свистулек по

мотивам Абашевской игрушки. Музыкальное сопровождение (звучание

народной свистульки, русская народная мелодия)

Раздаточный материал:

дощечки, глина, палочка (основа), палочка со скошенным концом, губка, влажная

тряпочка для рук, салфетки, баночка с водой, технологические карты.

Предварительная работа : лепка образцов глиняных свистулек по мотивам абашевской народной игрушки.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Андреева С.А., Котлякова Т.А. Технологические карты по формированию творческих способностей в лепке, художественном труде, в объемной пластике // Распахни окно в мир прекрасного: Технологическое обоснование формирования у детей 5 года жизни духовно-художественных способностей / Науч. ред. Л.П. Бочкарева. - Ульяновск: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1998. - Вып 2. - С.63-94

2. Грибовская А. А. « Лепка в детском саду » . - М.: ТЦ «Сфера», 2012г .

3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2011 г.

4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Планирование, конспекты, методические рекомендации. – М.: М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2008г.

Ход ОД: В музее организована выставка глиняных игрушек-свистулек по мотивам Абашевской народной игрушки. Дети сидят за столами.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Меня зовут Елена Евгеньевна, я воспитатель Цильнинского детского сада «Терем-Теремок». (Дети представляются). Сегодня я научу вас лепить глиняную свистульку по мотивам Абашевской народной игрушки. Приглашаю вас рассмотреть готовые изделия, которые мы представили вам на выставке. Послушайте, как она свистит, попробуйте сами посвистеть. (Дети свистят, рассматривают игрушки. Затем садятся на места). Посмотрите на экран. (Просмотр презентации).

Воспитатель: Абашевская игрушка родом из села Абашево Спасского района Пензенской области. В 19 веке Абашево было ведущим гончарным центром России. Мастера делились на две династии: горшечники, лепившие керамическую посуду, и дудочники со своими игрушками – «дудками». В самом городке Спасске есть музей, в котором представлена данная игрушка. Абашевские свистульки чаще всего изображают животных – козлов, оленей, коров, собак, баранов, принимающих нереальный, сверхъестественный, сказочный облик. На длинной шее – тщательно вылепленная головка, на которой выделяются глубоко процарапанные глаза.

hello_html_m67e1125c.jpg

Заготовки игрушек покрывают яркими масляными красками, порой в самых неожиданных сочетаниях. Чаще всего используется три основных цвета: синий (символизирует небо), красный (жизнь), зеленый (плодородие). Затем, отдельные части – рога, уши, копытца, круглые прилепы, оборки, ожерелья – «оживляются» серебряной или золотой краской. Часть свистульки, которую берут в рот, чтобы посвистеть, не окрашена и имеет естественный цвет обожженной глины.

Традиционный размер Абашевской игрушки – в ладонь. В Абашевской игрушке просматривается глубокая связь с древностью. Фигурки передают метаморфозу между природным и человеческим началами. Тело человека дополняется телом животного, и перед нами – кентавр; хвосты – дудки, рога – деревья, оживляющие игрушку. Абашевские рога ни с чем не спутаешь. Считалось, что по таким рогам можно быстрее добраться до Бога.

Воспитатель: Напомню вам основные приемы лепки (Показ и рассказывание):

hello_html_m44167b1f.jpg

Абашевская игрушка лепится на деревянной палочке. Все животные вначале лепятся одинаково.

Ребята, подумайте, кого бы вы хотели слепить. На столах у вас технологические карты по изготовлению различных игрушек-свистулек. Посмотрите, определитесь с выбором. (Дети рассматривают, выбирают животного для лепки).

Сначала разделите пласт глины на две части: из большого куска мы слепим основную часть игрушки в форме морковки, а маленький кусок используем для лепки ног и мелких дополнительных деталей. Раскатываем «морковку». В середину тупого конца «морковки» вставляем деревянную палочку и проталкиваем ее почти до середины. Затем заостренную часть «морковки» загибаем книзу. Сдвигаем глину с тупого конца морковки в сторону середины, и образуем задние ноги животного. Сглаживаем тело животного, пальцами, смоченными о мокрую губку. Формируем передние ноги из дополнительного куска глины. Для этого раскатываем валик, смачиваем место крепления водой, примазываем его к телу животного со всех сторон, выглаживаем водой. Теперь, осторожно, вынимаем палочку из тела животного. Внутри образовалось пространство. Осторожно, не сдавливая бока, запечатываем вход, формируя хвост. Отверстия пока делать не будем, нужно чтобы глина немного подсохла.

hello_html_3468ce09.jpg

А теперь уже каждый следует своей технологической карте. Шея, голова, небольшие рога, уши лепятся способом вытягивания и прищипывания. Ветвистые рога лепятся отдельно. Места крепления смачиваются водой. Не забывайте все время смачивать пальцы о мокрую губку и сглаживать изделие. ( Побуждать детей к самостоятельному творчеству). Тщательно выглаживаем изделие.

hello_html_m6f2041ed.jpg

Теперь, берем палочку со скошенным концом, вставляем ее в середину хвоста и проталкиваем в сторону живота насквозь, не прокалывая полость. Затем, острым концом палочки прокалываем полость в месте выхода получившегося отверстия под углом 40 градусов. Пробуем извлечь звук. Если все сделали правильно, свистулька готова.

(Устраивается выставка готовых изделий)

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые игрушки получились! Какие вы молодцы! Ребята, понравилось вам лепить игрушку-свистульку? (Дети высказывают свое мнение о мастер-классе, о том, что понравилось, какие сложности возникали, чья игрушка получилась наиболее удачной)

Воспитатель: теперь вы усвоили принцип изготовления Абашевской свистульки. Остается только дождаться, когда игрушки просохнут, а затем, раскрасить их акриловыми красками и покрыть лаком. Игрушку можно подарить вашему музею или близким людям.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок изобразительного искусства в 5 классе Тема: «Народные промыслы Пензенско.


Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения

Курс профессиональной переподготовки

Искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Космос»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок изобразительного искусства в 5 классе Тема: «Народные промыслы Пензенско.

Урок изобразительного искусства в 5 классе
Тема: «Народные промыслы Пензенской области. Абашевская игрушка»
Сущева Елена Геннадьевна,
Учитель изобразительного искусства
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ №2 города Кузнецка

Время возникновения промысла – середина XIX века. Первоначально игрушка изгот.

Время возникновения промысла – середина XIX века. Первоначально игрушка изготавливалась гончарами попутно для детских игр. К началу XX века «дудки» стали основной продукцией отдельных мастеров. Их делали в 12 дворах 16 человек.
АБАШЕВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА, свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район).

Традиционный размер игрушки – в ладонь. «Дудки» раскрашивались масляной краск.

Традиционный размер игрушки – в ладонь. «Дудки» раскрашивались масляной краской, «оживлялись» пятнами бронзы, «серебрянки». Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни-«дуры».

Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив талантливого мастера Л.Ф. Зоткина (1979до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям.
В 1930-е годы в селе Абашево была организована гончарная артель. В 1962 году в Беднодемьяновске открылась керамическая фабрика, использовавшая абашевскую глину для литья бытовой скульптуры малых форм. В 1968 году на фабрику был привлечен для ручного изготовления игрушек мастер А.Ф. Зоткин (1883-1974). С 1972 года эту работу продолжили Т.Н. и В.А. Зоткины, И.Ф. и П.И. Краюшкины, В.В.Челышев, И.И. Зюзенков, Т.Н. Зоткин, наметивший новые пути развития народного промысла. В Беднодемьяновске организован музей народного творчества, в селе Абашево – керамическая лаборатория.

Значение абашевской игрушкиАбашевские игрушки традиционны: испокон веков прин.

Значение абашевской игрушки
Абашевские игрушки традиционны: испокон веков принято создавать образы домашних животных, птиц, оленей, барынь, всадников. Однако каждому мастеру свойственно пропускать эти образы через себя, вкладывать в фигурки частичку своей души. Примечательно также, что для лепки абашевской игрушки используется особая глина – лечебная. Именно поэтому абашевские игрушки снимают состояния тревожности, стрессов, оберегают их обладателей от дурного воздействия темных сил.

Глиняная игрушка «Олень» высотой 9 см, длиной 6,5 см символизирует непрекраща.

Глиняная игрушка «Олень» высотой 9 см, длиной 6,5 см символизирует непрекращающееся творение, возрождение, величие и благородство. Обладает функцией оберега от злых духов.

Абашевская глиняная игрушка, изображающая кошку, размером 14 на 12 см (высота.

Абашевская глиняная игрушка, изображающая кошку, размером 14 на 12 см (высота и длина соответственно) является символом независимости, святости, торжества магических сил Природы. Считается, что обладатель абашевской игрушки «Кошка» получает в дар повышенную интуицию, магические способности. Игрушка – оберег от темных сил.

Абашевская глиняная игрушка в виде барыни высотой 23,5 см шириной 8 см, симво.

Абашевская глиняная игрушка в виде барыни высотой 23,5 см шириной 8 см, символизирует плодородие. Игрушка «Барыня» считается хранительницей очага, оберегает своего обладателя от злых духов, темных сил.

Абашевская глиняная игрушка-свистулька «Курочка» размером 10 на 6,5 см служит.

Абашевская глиняная игрушка-свистулька «Курочка» размером 10 на 6,5 см служит оберегом от злых духов. Традиционно игрушка в виде курочки считается хранительницей очага и семейного счастья, благополучия

Абашевская глиняная игрушка-свистулька в виде коровки высотой 9 см длиной 6,5.

Абашевская глиняная игрушка-свистулька в виде коровки высотой 9 см длиной 6,5 см обладает множественным, собирательным значением. «Коровка» символически воплощает Великую Мать, всех богинь Луны (важен их питательный аспект), продуктивную силу Матери Земли.

Всадник означает силу, выносливость, стремительность, для девушки - жених.

Всадник означает силу, выносливость, стремительность, для девушки - жених.

Сама птица красная, а перышки, ожерелье и оборка по краю крыла у нее золотые.

У самого известного мастера абашевских игрушечников Василия Зоткина в игрушках обилие вариантов небольшого круга одних и тех же тем и сюжетов (домашние животные, офицеры, барыни-«дуры»). Свистульку "птичку-бабочку" сделал Тимофей Зоткин. На голове у птицы корона, шею охватывает ожерелье, а грудь вся в пышных перьях.

Абашевская игрушка-свистулька. 1. КОРОВКА - символ плодородия, материального.

1. КОРОВКА - символ плодородия, материального достатка, для девушек, кормилица в доме.
2. БАРАШЕК - "Золотое руно" - достаток, на руках остается золотая пыльца.
3. ОЛЕНЬ - "Серебрянное копытце" - гармония с природой, передвижения по жизни.
4. ВСАДНИК - означает силу, выносливость, стремительность, для девушки - жених.

 В Спасском районе дети учатся лепить абашевскую игрушкуВ образовательных учр.

В Спасском районе дети учатся лепить абашевскую игрушку
В образовательных учреждениях Спасского района началась реализация муниципального проекта «Абашевский промысел. Ремесло. Профессия. Жизнь». Основная цель проекта - развитие традиционного промысла с помощью приобщения молодого поколения к гончарному ремеслу.
С начала учебного года в школах для учеников 1-11-х классов введен курс «Народные промыслы. Абашевская игрушка». В Доме детского творчества в программу «Возрождение народных промыслов Спасского района» включен курс «Абашевская игрушка». Уроки проходят один раз в неделю. Даже воспитанники старших и подготовительных групп в детских садах района на занятиях по лепке учатся изготовлению народной свистульки.

Закрытое акционерное общество «Абашевская керамика», расположенное в Спасском.

Закрытое акционерное общество «Абашевская керамика», расположенное в Спасском районе Пензенской области, после двухлетнего перерыва возобновило выпуск традиционной абашевской грушки.
Планы у новых владельцев амбициозные – занять свою нишу на рынке не только областном, но и всероссийском. Уже начали реализацию своей продукции в Москве. В перспективе – Пенза, Ульяновск, Воронеж и другие города. В ближайшее время в Спасске и Пензе появились небольшие магазины с абашевской игрушкой.

Каждая Абашевская игрушка-свистулька имеет свой паспорт с датой изготовления.

Каждая Абашевская игрушка-свистулька имеет свой паспорт с датой изготовления, подписанный мастером!
Паспорт Абашевской игрушки-свистульки выполнен из толстого гланцевого картона, все надписи в нем выполнены серебрянной краской.
Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже.

Абашевская игрушка

Абашевская игрушка – глиняная игрушка родом из села Абашево Спасского уезда Пензенской области. Казалось бы, обычные и привычные нам фигурки животных – козы, бараны, кошки, олени, лоси, собаки и другие превращаются в сказочных персонажей. Так, наши козочки и олени становятся похожими на экзотических жирафов и волшебных кентавров. Мастера изготавливали и продолжают сейчас производить преимущественно свистульки, изображающие различных животных. По местному поверью, пензенская глина обладает лечебными свойствами, даже после обжига готового изделия. Неповторимая и оригинальная игрушка станет не только заметным и ярким предметом декора, но и поможет очистить ваш дом от плохой энергетики, принесет счастье, уют и благополучие.

Глиняные игрушки из Абашево появились в 19 веке, но до сих пор остаются ценным образцом народных промыслов России. На территории тогда еще Пензенской губернии находились богатые месторождения глины. Как и на многих территориях России, глину использовали преимущественно для создания посуды и иных предметов домашнего обихода. Из глиняных остатков стали изготавливать игрушки для детей. В связи с появлением в 20 веке заводской посуды, изготовление кустарных гончарных изделий для быта пошло на спад. Именно тогда изготовление игрушек стало самостоятельным промыслом, благодаря которому мастера смогли показать и придать сатирический характер персонажам, высмеять тех, кто обманывает и наживается на честных людях. Яркие игрушки и звонкие свистульки привлекали внимание детей. На сегодняшний день можно выделить целые династии мастеров игрушек, которые различаются между собой определенными элементами. Большая известность абашевских игрушек приходится на 1920-е годы, и связана с именем местного мастера Лариона Зоткина, творчество которого оказало существенное влияние на будущее производство абашевской игрушки. В это время формируются характерные художественные приемы и особенности росписи фигурок.

Описание игрушки

Абашевские игрушки – это фигурки животных, имеющие длинное тело, короткие и широко расставленные ножки, длинную и изящную шею, голову маленького размера, глубоко процарапанные глазки. Рисунок шерсти внешне напоминает чешую. Головы козлов, баранов и оленей украшают изогнутые и многоярусные рога, похожие на ветвистые ели. Современные абашевские игрушки разукрашивают яркими эмалевыми красками преимущественно синего, красного и зеленого цветов. Фигурки людей имеют объемные густые челки, кудри и бороды. Рога и ушки могут быть раскрашены серебристыми или золотистыми красками. Основной характерной чертой абашевских игрушек являются намеренно нераскрашенные части, которые заметно контрастируют с яркой эмалью. Некоторые мастера заливают готовые фигурки бесцветной поливой, так они становятся обтекаемыми и менее яркими. Размер игрушки достаточно маленький, она легко помещается на ладони ребенка.

Как играть?

Процесс изготовления абашевской игрушки достаточно прост, попробовать себя в роли мастера-ремесленника может каждый: для работы не требуется наличие каких-то специальных и сложных инструментов. Опытные мастера для своей поделки используют небольшой кусок глины и несколько стеков для разделения кусочков и нанесения узоров и отверстий. Основной инструмент для создания игрушки – это руки, самый ответственный этап – правильно сделать отверстие для свистульки, так как от этого зависит громкость и мелодичность звуков.

После того, как глиняная игрушка полностью готова, её необходимо просушить и обжечь. Уже после обжига наносят узоры масляными и эмалевыми красками, которые отличаются долговечностью и придают рисунку насыщенность. Основной мотив, используемый в росписи абашевских игрушек – природа, поэтому каждый цвет используется с определенной целью. Зеленым мастера рисуют траву, синим – небо, красным – пробуждение природы. Необычные и нарядные фигуры животных привлекают внимание, к тому же здесь они приобретают совсем неожиданный облик. Длинные шеи тянутся вверх к небу, короткие ножки прочно стоят на земле, выразительные глаза делают игрушки живыми.

Новый век

Сегодня изготовлением абашевской игрушки занимаются мастера Т. Зоткин, И. Зюзенков, А. Еськин, И. Калимуллина. Последняя мастер является организатором «Фонда возрождения абашевской игрушки», в селе Абашево расположен дом-музей абашевских мастеров и творческая лаборатория. Уникальное искусство живёт и в наши дни. С уверенностью можно сказать, что и будущие поколения получат возможность с восхищением знакомиться с чудесными образами, созданными умелыми руками мастеров.

Читайте также: