Торжокская глиняная игрушка история

Обновлено: 14.05.2024

Эти игрушки родом из деревни Петровской, Сусанинского района, Костромской области. На Костромской земле всегда были хорошие глины и успешно развивался гончарный промысел. Гончарное ремесло было распространено повсеместно, а центр был в деревне Петровское. Надо отметить, что игрушки делались из остатков глины после изготовления посуды.

Во второй половине XX века стал пропадать спрос на глиняную посуду, и промысел стал угасать. Мастера перешли только на свистульки да игрушки, но среди молодёжи почти не нашлось продолжателей и этого. Так почти утратилась и известная когда-то Петровская игрушка. В середине XX века в двух когда-то самых промысловых деревнях Сусанинского района оставалось по одному мастеру, продолжающему традиции промысла, — Павел Алексеевич Иванов (1908–1984 г.г.) и Александр Васильевич Зайчиков (1902–1979 г.г. ).

Сегодня их игрушки — музейная редкость и гордость коллекционеров. В наше время Петровская игрушка активно возрождается. Среди мастеров известен Михаил Шмаров, который проводит много мастер-классов, участвует в различных выставках. В деле возрождения Петровской игрушки большая доля принадлежит студии «Весна», которую основала Людмила Николаевна Гладких, ведущий педагог по традиционной глиняной народной игрушке и керамике.

В течение многих столетий модулем при изготовлении глиняной игрушки служила кисть ребенка. Ребенок должен был свободно держать свистульку в руке, поэтому изначально свистульки не превышали по высоте 8—9 сантиметров. Петровскую игрушку можно отнести к разряду музыкальных инструментов, ранее ее использовали еще и как оберег. На свистульках по бокам делают от двух до шести отверстий, по очереди зажимая которые, можно наигрывать музыку.

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Мокошь на коне-тянитолкае. Тема выбора пути в простой игрушке: две стороны - Добро и Зло, всаднику выбирать куда поскачет конь .

Игрушки на трех или четырех опорах — две или три ножки и хвостик-свисток. Свистульки - обязательно для всех игрушек. Часто используемые образы: волшебные птицы, кукушка, петухи, гусь, конь и олень, царь, женщина, мужики с гармошками и балалайками. Современные мастера делают и колокольчики, и просто фигурки, но редко. Изображения людей архаичны, среди них стоит отметить изображения бабы с поднятыми к солнцу руками,это Мокошь. Мокошь - языческая богиня, очень древний образ существующий и сегодня.

Орнамент на игрушки наносится палочкой-пиской, ножом или ногтем. Это ёлочки, ромбики, знаки и символы. Вид такой рельефной отделки, выполненный вдавливанием-тиснением археологи называют «ямочным», существует тысячелетия для орнаментирования посуды и вот, в петровской игрушке сохранился до наших дней.

Чаще использовали специальные штампики - писки для нанесения узора. Эти штампы, сделанны из глины или дерева. Их форма разнообразна: встречаются писки овальные, круглые, кольцевидные, спиральные, прямоугольные, звездообразные, крестообразные.

Цвет глины до обжига светлый, коричнево-красноватый, а после обжига - оранжево-серый. Главное отличие глиняной Петровской игрушки от других - это коричнево-зелёный цвет глазури из свинцового сурика.

10. Новоторжская (Тверская) игрушка

Новоторжский промысел находится в г. Торжок Тверской области. Город и его окрестности всегда были богаты своими глинами. У новоторжской игрушки тоже есть свои замечательные эстетические достоинства. И хотя эта игрушка имеет авторские истоки, всё же она основана именно на народных традициях.

Сведений о том, как выглядела древняя тверская глиняная игрушка, мало. Лепили, говорят, гончары своим ребятишкам уточек, барашков, мужика с медведем, ту же свистульку, но заметного следа это занятие не оставило. В целом, это были обобщённые образы, без деталей. Игрушки, в основном это были свистульки, делались из местных красных глин, украшались "чешуйками" - налепами.

Торжокская игрушка возродилась благодаря Галине Алексеевне Климовской. Художник, искусствовед, неутомимый исследователь и краевед, она воссоздала игрушку практически по черепкам. Г. А. Климовская вскоре создала мастерскую, где стала обучать мастериц.

В1975 году в Торжке, в объединении «Народные художественные промыслы» открылся цех по производству глиняных игрушек. Г. А. Климовская назвала их «новоторжские». В цеху работал коллектив авторов-мастеров, которые и создавали эскизы новоторжских игрушек, разрабатывали свой неповторимый стиль: Лилия Михайловна Заварзина, Нина Петровна Стекольникова, Нина Николаевна Никонорова, Татьяна Николаевна Сендеркина и другие. Сейчас дело Галины Климовской продолжают народные умельцы, среди которых профессиональный музыкант, специалист по традиционной народной культуре, профессор, заведующий кафедрой народного художественного творчества Тверского филиала ГАСКа Владимир Иванович Ситников, занимающийся глиняной игрушкой уже лет тридцать.

Родилась не имеющая себе подобных броская, яркая, как канарейка, декоративная свистулька: веселые петухи, фантастические птицы-павы, индюки, уточки, пеночки, зяблики, собачки. Торжокскими игрушечниками разработано более 70 видов изделий.

Их лепят вручную разных видов, обжигают в электромуфельных печах и затем расписывают гуашью, разведенной на специальной эмульсии , которая сохраняет цвет и придает устойчивость краске.

Особенности не в форме игрушке и расцветке: роспись покрывает не всю поверхность изделия, покрывается игрушка характерными "капельками"-налепами.

Краски используются разные. В цеху фабрики расписывают игрушки по эскизам. Авторская игрушка расписана по вкусу мастера. Рыночные отношения заставляют мастеров расписывать игрушку ярко, броско. Заметность залог хороших продаж!

11. Солецкая (Новгородская) игрушка

Эти игрушки делали в городе Сольцы Новгородской области . Небольшой городок Сольцы известен с XIV века . Он расположен близко к Новгороду и всегда был одним из новгородских посадов. Гончарство было развито в Сольцах с момента основания - здесь были месторождения глины. Глиняная игрушка в Сольцах изготовлялась для императора Петра I. Он заказывал фигурки из глины у здешних мастеров для своего окружения.

Для новгородских младенцев мастерили маленькие глиняные писанки (расписные яйца) с шариком внутри. Несколько таких погремушек нашли археологи. Еще одна игрушка - свистульки в виде птичек. Птичек, как и лошадок, покрытых красивой блестящей поливой (краской), можно было купить на торгу, а можно самому слепить из глины и высушить на солнце.

Археология Новгорода открыла миру деревянные и глиняные игрушки древней Руси, ставшие эталонным источником информации по истории русской культуры и искусства Х – ХV вв. В коллекции глиняных фигурок есть изображение кентавра (по старорусски китовраса), лошадок и коников, собачек, медведей и птиц (кур, уток, гусей), покрытых зеленой поливой, Часть из них относится к звучащим игрушкам – это погремушки и свистульки. Подобные формы игрушек встречаются в последующих веках и других территориях соседствующих с Новгородскими землями.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Свистулька "Петух". Местный глиняный петушок, по воспоминаниям старожилов, окрашивался в желтый цвет, а поверх наносились красные, золотистые и синие полоски-перья. Имели пунцовые гребни и грудь колесом, раскрытые или сложенные крылья. Курочки были с более скромным нарядом.

Самыми распространенными фигурками солецкой игрушки были курочки и петушки. У курочек крылышки всегда прижаты. Именно эти игрушки-свистульки курочки и петушки дошли до начала XX в. Ещё один интересный факт: петухами называли не всех глиняных птиц, а лишь птиц «мужского рода», курицы же именовались пету́шками ( ударение на втором слоге).

Один из распространённых образов – свистулька рыба – символ водной стихии Солецкого района: ручьев, рек и озер, затаившихся в глухих лесах, и, конечно же красавицы реки Шелонь, на берегах которой вот уже более шести столетий расположен небольшой, но удивительно красивый городок Сольцы. Рыбы и петушки выполнены в уникальной цветовой гамме – желтый цвет фона, золотистые, красные и синие линии и точки. Эти цвета и линии символизируют силы природы – солнца и воды.

До войны игрушки-свистульки были в каждом доме. После войны они исчезли. А последний известный гончарных дел мастер Иван Артемьевич Андреев в 60-х годах прекратил заниматься этим ремеслом. К наиболее архаичным по форме относятся изделия Матвея Тимофеевича Тимофеева (1891–1967) скульптурная пластика которых восходит к образцам древней Новгородской игрушки XI-XV веков. Это установлено при анализе форм изделий — тулово птичек каплевидной формы, минимум налепов и декора поверхности.

Инициаторами проекта «Солецкая глиняная игрушка», последовательно его осуществлявшие в последние годы, были сотрудники местного краеведческого музея, т.е. специалисты. И это очень важно. Особое место среди них занимает один из авторов этого проекта, художник-керамист С. В. Скирченко, который воплотил старые образы новгородской игрушки и снова вернул их к жизни. В результате бесед со старожилами Сергею удалось выяснить, как выглядела игрушка. Были созданы эскизы, и похожесть образов подтверждалась очевидцами.

Это были петушки, утицы, барашки. Так же были и городские темы — барышни, солдаты, пары. Такую игрушку называют «комодная». Местные старожилы ещё помнили, как выглядела Солецкая глиняная игрушка, выпускавшаяся в 1930-х в цехах разнопромысловой артели инвалидов. Специалисты и искусствоведы сегодня признали Солецкую игрушку Скирченко в качестве восстановленного промысла.

Современная новгородская игрушка продолжает сложившиеся художественные традиции, узнаваема и имеет собственные отличия. Конечно, во многом это игрушка авторская, название дано по имени города. Она создана краеведом как память о традиционной народной игрушке Новгородчины, которая реально существовала в прежние века. Она по-прежнему содержит в себе множество функций: как забава для детей, средство их воспитания, подарок и обрядовый культовый символ. Ее сегодняшнее предназначение заложено потребностями современной моды и нашим бытом. Так можно сказать о большинстве игрушечных промыслов России.

12. Романовская (Липецкая) игрушка

Это традиционный русский народный промысел изготовления глиняных игрушек- свистулек , сформировавшийся близ села Романово на территории Липецкой области России .

В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище (существует с XVI века) острог, и селение стало называться городом Романов.В XVIII веке город Романов был преобразован в село Романово – ныне Ленино. Древнейшие из найденных образцов игрушки датируются XVII веком .

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки.

В Романове быстро появились гончары: вокруг было достаточно разнообразной глины, подходящей для изготовления посуды - белой, чёрной, красной и жёлтой.

Мастера начали лепить для души глиняные игрушки со свистками – свистульки. Для них использовали только чёрную глину – наиболее прочную и послушную в руках. Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими».

Игрушки ранние и XIX века отличаются и по форме, и по содержанию. Сюжетно-образную основу для глиняных свистулек к началу XIX века составляли лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре . Игрушки покрывались жёлтой, зелёной, коричневой поливой ( глазурью ) или красились краской.

Изменения происходят в XIX веке, с открытием Липецкого курорта. Публика в городе появляется богатая, разнообразная, нарядно одетая. Сохраняя старые традиции, мастера начинают лепить новые сюжеты: офицеров в парадных мундирах , нарядных дам , богатые выезды в колясках и каретах .

Мы с дочками прошедшим летом на несколько дней приехали в Тверь . И однажды целый день провели в Торжке и окрестностях. Здесь нашли Дом гончара и зашли в него, чтобы прикоснуться к старинному мастерству.

Выбор направления

Надо признаться, что мы очень любим путешествия по России. Специально каждый отпуск выгадываю время, чтобы свозить дочек в какой-нибудь исторически значимый русский город. Так прошлым летом мы оказались в Твери. А оттуда до Торжка - путь ближний.

На днях бывший глава Роспотребнадзора РФ Геннадий Онищенко, ныне занимающий пост депутата Госдумы, заявил, что надо бы запретить россиянам путешествия между регионами. Причина - распространение коронавируса. Однако летом ковид-19 шёл на спад, и путешествия по России были разрешены. Чем мы и не преминули воспользоваться.

Дом Гончара в Торжке расположен практически в центре. Мы привыкли в путешествиях по России пользоваться интернет-картами - очень удобно: определил своё местонахождение и смотришь - что интересное есть поблизости?

Так случилось, что в Торжок мы попали на такси (младшая дочка не переносит автобусные поездки, а на поезд мы опоздали). Таксист высадил нас у площади Ананьина рядом с церковью Алексагдра Невского, и оказалось, что никуда дальше передвигаться не надо: есть возможность и на мастер-классе побывать, и получить экскурсию по дому с традиционным торжокским ремеслом.

Экскурс в историю гончарного дела

Я часто так делаю, когда бываю с детьми в музеях в путешествиях по России: спрашиваю музейных работников, что они могут нам предложить. Так же поступила и здесь. Хозяйка даже обрадовалась такому вопросу и тут же пообещала провести нам и экскурсию, и мастер-класс по лепке из глины свистульки.

Экскурсия проходит в большой, красочно заставленной керамическими изделиями горнице. Гид рассказала нам, что на территории Торжка гончарное производство появилось ещё в XI веке. Поблизости были залежи красной глины - она прекрасна для лепки изделий.

В советское время здесь появился завод художественной керамики, действующий и сегодня. Основное производство его - в Лихославле, но есть цех и в Торжке.

Здорово, что на каждый практически эпизод рассказа об истории гончарного дела у экскурсовода был припасён экспонат, который можно было подержать в руках.

Конечно, скучная теория сразу превращается в занимательную конкретику! А если она ещё и разбавляется интерактивом. Тогда в памяти точно останется и старое русское слово, обозначавшее какую-то былую реалию, и сам исторический факт.

"Копанцы, топанцы, кружело, пожар, отвар", - эти странные словечки надо было после рассказа о традиционном производстве глиняных изделий расположить в нужной очерёдности.

"Копанцы" - потому что глину накопали. "Топанцы" - по глине потопали босыми ногами, чтобы размять её хорошенечко. "Кружело" - ясное дело, гончарный круг. "Пожар" - печка жаркая, в которую подсушенное изделие поставили. " Отвар" - травяной отвар, в котором изделие искупали, чтобы покрасить и сделать крепким.

Мастер-класс по изготовлению игрушки

Выяснилось, что традиционные торжокские свистульки не дошли до нас в том виде, в котором мы их знаем. Это историки, искусствоведы восстановили их по найденным осколкам при археологических раскопках. Учёные предположили, что именно такова могла быть детская игрушка у местных жителей века назад.

Познакомившись с образцом новоторжской свистульки, мы отправились делать её самостоятельно.

Получив по комочку глины, под пристальным вниманием и руководством хозяйки Дома гончара мы слепили тело птички, затем хохолок к ней, крылышки и хвостик. Казалось бы, все просто? А труда понадобилось немало.

Свежеслепденную игрушку нельзя раскрашивать. Надо дождаться, чтобы она хорошо просохла. Но и пересушивать её вредно! Надо соблюдать простое требование - сушится глиняное изделие при комнатной температуре и непременно в тени, не под прямыми солнечными лучами.

После просушки её расписывают акриловыми красками. Лучше выбирать яркие цвета и природные, это же - традиционная игрушка. А в старые времена да у простого народа в доступе были естественные краски - отвар свёклы, луковой шелухи, яичный желток и дёготь.

В целом мы провели в Доме гончара около 2 часов. С большим удовольствием сделали глиняные поделки, познакомились с историей традиционного народного торжокского промысла и окунулись в истоки родной страны.

Подписывайтесь на мой канал о путешествиях по России с детьми, о воспитании детей и их образовании. Я живу на Урале, в Екатеринбурге, поэтому рассказываю и о своей малой Родине.

Новоторжская игрушка «Петушки»

По старинным поверьям, эти птицы приносили счастье в дом. Владельцы усадеб держали свои голубятни. Образы голубей присутствуют в торжокском золотном шитье — мастерицы издавна создавали дивные композиции.

Вспоминаются строки Василия Жуковского из поэмы «Наль и Дамаянти»:

Был вечер тих; всё вкруг меня молчало;
Лишь изредка над головой моей,
Сияя, голубь пролетал, и пели
Его волнующие воздух крылья.

Клад земли

Галина Алексеевна Климовская

Город Торжок и его окрестности богаты месторождениями глины. Поэтому закономерным стало развитие гончарного ремесла. Изготавливалась посуда, нужная в хозяйстве. Но одновременно делались и забавные игрушки, которые были любимы детьми. Популярностью пользовались свистульки. Галина Алексеевна Климовская
Фото: Источник

Глиняные черепки, найденные при раскопках, помогли установить, что гончарный промысел в тех краях существовал уже в XI — XII веках. Он развивался на протяжении столетий. Однако постепенно глиняная посуда стала вытесняться фарфоровой и металлической. И народный промысел начал угасать. Глиняные игрушки тоже надолго были забыты, их древние образцы не сохранились.

Птичка в зеленом, новоторжская игрушка

Возрождение началось в 50-е годы XX века. Во многом это заслуга Галины Алексеевны Климовской — художника, искусствоведа, краеведа. Она восстановила облик игрушек по отдельным черепкам. Большую помощь оказал Юрий Михайлович Белоусов — он сохранил память о старинных изделиях и о том, как их лепили. А гончар Александр Николаевич Глазунов стал учителем лепки — у него Галина Алексеевна получила уроки и навыки работы с материалом. Птичка в зеленом, новоторжская игрушка
Фото: Источник

Был проделан большой труд, в результате которого промысел возродился и поднялся на новый уровень. Игрушки стали основными изделиями. Галина Алексеевна назвала их новоторжскими. Учитывался опыт прошлого, но при этом привносились свежие штрихи. В 1975 году в Торжке открылась мастерская. Это была часть Объединения «Народные художественные промыслы». В ней не только создавались новые произведения, но и проводилось обучение.

Фантазии цвета глины

Свистулька, новоторжская игрушка

Особенность новоторжской игрушки — очень уважительное, даже трепетное отношение к материалу. Изделиям оставляется природный цвет глины, которая после обжига приобретает изысканный оттенок — как будто впитывает в себя энергию огня. Росписи оттеняют фон и гармонично сочетаются с ним, подчёркивая его первозданную красоту. Раскрашивают изделия гуашью, но разводят её специальной эмульсией, благодаря которой краски становятся устойчивыми к воде. Свистулька, новоторжская игрушка
Фото: Источник

Часто применяются рельефные детали — налепы. Они придают игрушкам живость и выразительность. По форме они бывают каплеобразными либо похожими на бусины. Налепы покрываются изысканными росписями. В выпуклых перьях птиц и гребешках петухов иногда просматривается пейслийский узор.

Характерный приём — длинные ряды белых точек-кружочков. Такие росписи очень часто декорируют изделия. Эти мотивы навевают ассоциации с нитями жемчуга. В этом есть особая поэтичность. Как правило, рисунки немногословны, при этом очень изысканны. Они не затмевают цвет глины.

Ожившая сказка

Формам изделий присущи грация и утончённость. Мастера наблюдают за природой, однако обитатели полей и лесов выходят из рук художников-лепщиков сказочными и преображёнными. Голуби с расписными крыльями как будто прилетели из волшебного сада. Озорные воробьи, синицы, снегири, зяблики соперничают между собой, красуясь в кокетливых нарядах. А совы выглядят грозными и одновременно забавными.

Среди других персонажей новоторжской игрушки — олени с ветвистыми рогами, лошади, собачки, ёжики, зайцы. Невольно вспоминаются сказки, где звери играют главные роли. Например, фигурки козла и барана навевают ассоциации с историей, где эти находчивые герои нашли волчью голову и обхитрили кровожадных хищников.

Сказочные птички, новоторжская игрушка

Сказочные птички, новоторжская игрушка
Фото: Источник

Звонкое пение

Часто игрушки представляют собой музыкальные инструменты — свистульки. И это не было лишь детской забавой. По народным поверьям, свист отгонял злых духов. По сей день ощущается какая-то таинственная сила в глиняных фигурках. Верить или нет в их волшебство — личный выбор каждого. Однако поднять настроение мелодичный голос способен очень хорошо.

Петух №1, новоторжская игрушка

Владимир Иванович Ситников тридцать лет посвятил глиняной игрушке. Профессиональный музыкант, он смог разгадать тайны, придающие голосу свистульки красоту, звонкость и мелодичность. Очень важна правильная обработка будущего изделия. Внутри фигурка должна быть гладкой. Отверстия проделываются по определённым правилам, что позволяет настроить звукоряд. Петух № 1, новоторжская игрушка
Фото: Источник

…Герб старинного города по-прежнему украшают собою птицы — золотые и серебряные голуби. Их полёт как будто соединяет прошлое с настоящим и будущим. И руки художников, сумевших преобразить знакомые образы, продолжают создавать удивительные изделия. Сказка становится зримой — волшебные герои помогают в этом.

Бумажная радуга ремёсел

Дело за малым - раскрасить петушка акриловыми красками.

Дело за малым - раскрасить петушка акриловыми красками. (фото 6)

. и разрисовать. (фото 7)

Раз, два, три, четыре, пять, вышел Петя погулять.

Раз, два, три, четыре, пять, вышел Петя погулять. (фото 8)

Новоторжская глиняная игрушка (фото 9)

Старинный русский город Торжок Тверской области. Что нам известно о нём? Первое, что приходит на ум, это золотное шитье. И немногие знают, что в Торжке для детишек делали глиняные игрушки. Игрушки, в основном это были свистульки, делались из местных красных глин, украшались «чешуйками» - налепами.

Искусство игрушечников было почти утрачено, но в 1975 году произошло второе рождение свитульки. Особая заслуга в деле создания торжокской игрушки принадлежит Галине Климовской, которая по записям, по воспоминаниям старых мастеров, по глиняному осколку, найденному археологами, по старым сохранившимся игрушкам сделала игрушку-образец. Так возродилось забытое в Торжке мастерство изготовления игрушки. Отличается торжокская игрушка особой яркостью и многослойностью цветового решения, излюбленный сюжет – птицы-свистульки небольшого размера.


"Яркие, праздничные, словно усыпанные жемчугом, пичуги мастера-художника вызывают у Вас улыбку. «Петухи», «птицы», «собачки», которых лепят из оранжевой терракоты (глины) в цехе глиняной игрушки в городе Торжке популярны не только в тверском крае, но и далеко за его пределами.


Цех возник в Торжке в 1975 году совершенно неожиданно. Никогда прежде промысловой игрушки здесь не было. Лепили, говорят, гончары своим ребятишкам уточек, барашков, мужика с медведем, ту же свистульку, но заметного следа это занятие не оставило. Поиск народных умельцев-мастеров Торжка (ООО «Народные художественные промыслы») дал замечательные результаты. Родилась не имеющая себе подобных броская, яркая, как канарейка, декоративная свистулька: веселые петухи, фантастические птицы-павы, индюки, уточки, пеночки, зяблики, собачки.


Их лепят вручную разных видов, обжигают в электромуфельных печах и затем расписывают гуашью, разведенной на специальной эмульсии, которая сохраняет цвет и придает устойчивость краске. Торжокскими игрушечниками разработано более 70 видов изделий. Петухи из Торжка идут и за рубеж". (Узоры Тверского края. Изучение народных художественных промыслов, народного и декоративно-прикладного искусства Тверской области на, занятиях по декоративному рисованию//Авт.-сост.: Доскиева Е. Н., Бухарская Л. Н., Вольская Н. В., Зверькова Т. Т., Попкова Т. И., Смирнова И. Н., Теплов И. Г., Филиппова Е. А., Шишлова Н. В., - Тверь: ТОИУУ, 2000, С.)

Существует красивая легенда о том, как появилась на свет первая торжокская игрушка. Итак, послушайте нашу сказку.

В давние-давние времена жили-были в Торжке Иван-гончар да Марья-искусница. Да была у них дочка маленькая Настенька. Однажды заболела малютка, тихо-тихо угасала. И захотелось Марьюшке порадовать дочку. Взяла она у мужа комочек глины и вылепила из него утушку-свистулечку: слышала она, что в старину люди беду отгоняли свистом. Когда Иван готовил к обжигу посуду, положила Марья в печь и свистульку. Звонко запела уточка после обжига, но была она какая-то грустная, не хватало ей ярких красок. И тогда Марьюшка взяла краски (белую, красную, зеленую, желтую да черную) и разрисовала игрушку. Высохла краска, а утром проснулась Настенька и увидела матушкин подарок. Обрадовалась малышка, стала играть с уточкой, свистом прогнала болезнь. Вскорости девочка поправилась, а в городе прошел слух про чудесные свойства Марьюшкиной игрушки. И пошли люди к ней сначала с просьбой, чтобы сделала она для них чудо-уточку, а потом, чтобы и их научила творить чудеса.

Сейчас дело Галины Климовской продолжают народные умельцы, среди которых профессиональный музыкант, специалист по традиционной народной культуре, профессор, заведующий кафедрой народного художественного творчества Тверского филиала ГАСКа Владимир Иванович Ситников, занимающийся глиняной игрушкой уже лет тридцать.


А эта курочка прожила в Койской школе больше двадцати лет, и была она натурой для ребят на уроках ИЗО. Мне она досталась "по наследству", чтобы и другие дети могли рисовать эту красавицу.


Конечно, эта игрушка не такая яркая, как дымковская или филимоновская, но в ней есть какая-то неведомая притягательная сила: подержишь в руках курочку, и не хочется выпускать ее из рук. Нежная, добрая игрушка должна жить и приносить людям радость!

Материал и фотографии взяты с этих сайтов:

Книга "Узоры Тверского края", выпущенная Тверским институтом усовершенствования учителей, найдена также на просторах интернета.

Бумажная радуга ремёсел

Мы решили выполнить бумажный вариант тверской глиняной игрушки в технике квиллинга. Для работы использовали коричневые полоски из разных наборов, поэтому оттенки "перышек" немного отличаются. На самом деле игрушка выглядит ярче, наряднее.

Мы решили выполнить бумажный вариант тверской глиняной игрушки в технике квиллинга. Для работы использовали коричневые полоски из разных наборов, поэтому оттенки

Эта фотография сделана со вспышкой.

Эта фотография сделана со вспышкой. (фото 2)

А это Соня за работой. Работа была долгой, кропотливой, но результат порадовал.

А это Соня за работой. Работа была долгой, кропотливой, но результат порадовал. (фото 3)

Краткая история промысла.

Когда-то в городе Торжке Тверской области делали замечательные глиняные игрушки, иногда ее называют тверской. Со временем промысел был утрачен. В 1975 году в Торжке был организован цех «Объединения художественных изделий и игрушек». Торжокская промысловая игрушка из глины была разработана усилиями художников-мастеров этого цеха. Особая заслуга в деле возрождения торжокской игрушки принадлежит Галине Климовской, работы которой выставлены в музее города Твери. На основе найденных игрушек были созданы современные игрушки – птицы (гуси-лебеди, утки, петухи и курочки), некоторые животные (собаки, лисы), а также женские фигурки.

Лепятся они из красной глины, которая является фоном для росписи, и украшаются лепными чешуйками. Иногда игрушки украшаются «оборками». После обжига изделия расписывают гуашью или темперой ярких цветов: красным, желтым, оранжевым, ярко-голубым, темно-синим, зеленым, черным. Особую нарядность придает изделию белый цвет. Краски наносят мазками разной величины и формы, которые накладываются в два – три слоя. Большой мазок украшается мазками поменьше другого цвета и точками. Роспись украшает грудь птицы, хвост, крылья, выделяется гребешок, хохолок. В украшении игрушки один цвет должен повториться трижды. Сочетание темных и светлых цветов учитывается при составлении узора: если полоса темная, то украшение светлое.

Как в такую красоту не влюбиться?! Яркая, нарядная тверская игрушка радует глаз, поднимает настроение особенно сейчас, когда небо хмурится, и на дворе холодно и дождливо.

Первые три фотографии взяты из учебно-наглядного пособия для детей дошкольного возраста А.А. Грибовской. М., Просвещение, 2002.

Использовался материал из пособия для родителей и педагогов В.С. Горичева, М.И. Нагибина. "Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина".

Читайте также: