Трехлетний петя никому не хотел давать свои игрушки

Обновлено: 12.05.2024

Примерно в три года ребёнка как будто подменяют. Милый и послушный малыш превращается в орущего и бескомпромиссного тирана. Он устраивает истерики по двадцать раз в день, и никогда не знаешь, что не так в этот раз: как будто ходишь по минному полю. Родители порезали яблоко на четыре дольки, а не на две. Мороженое оказалось холодным, а не тёплым. Дедушка не разрешает обедать, сидя на холодильнике. Вместе с психологом рассказываем, как пережить кризис трёх лет.

Что это за кризис

У Михаила и Ольги растёт трёхлетняя Кира. Иногда она капризничала, но обычно почти сразу успокаивалась. Ближе к трём годам ребёнка словно подменили. Первую истерику она закатила на детской площадке — не хотела уходить домой. А потом скандалы стали случаться чаинок в чае, тарелки без рисунка и не той наволочки на подушке. Родители не понимали, что с этим делать. Чтобы лучше понимать своего ребёнка, Ольга записалась к детскому психологу.

Дети превращаются в тиранов, потому что начинают осознавать себя как личность. Им важно разобраться, кто они такие и что для них важно. Если раньше мама выбирала ребёнку одежду на прогулку, то теперь он хочет делать это сам. Надеть кофту и сказать с довольной улыбкой «Готово! Я оделся» — особое удовольствие. Поэтому трёхлетние дети истошно орут, когда родители не позволяют сделать или выбрать то, что они хотят. Это нормальный этап развития ребёнка. У он протекает незаметно, а у других бурно и с громкими истериками.

Нет точной даты, которую можно выделить в календаре и написать «Кризис придёт в это время». Некоторых детей он настигает в два с половиной года, некоторых — ближе к четырём годам.


Дайте ребёнку возможность решать

Когда Кире было три с небольшим, она резко перестала есть суп. Что не так с этой едой, ребёнок объяснить не мог, а крики при виде тарелки с куриным бульоном стали ежедневной нормой. Ольга поделилась этой ситуацией с психологом, и тот порекомендовала заменить суп тем, что любит девочка. Так на обеденном столе появились макароны, и жить стало проще.

А вот Михаил был твёрдо уверен, что потакать ребёнку нельзя. Каждый обед Киры с папой превращался в пытку для обоих. Девочка кричала, опрокидывала тарелку и ложилась спать голодная. Михаилу было больно видеть глазы Киры: красные и опухшие от слёз. Но он не хотел уступать.


Делать что хочется — важная потребность для трёхлетних детей.

Родители помогают малышу развиваться, когда разрешают есть макароны вместо супа и прыгать по лужам. Каждое действие для ребёнка — новый опыт.

В будущем взрослый, которому в детстве разрешали поступать так, как он хочет, быстрее уйдёт с нелюбимой работы или вовремя выйдет из отношений, в которых ему плохо. И наоборот. Когда ребёнку говорят «Нельзя! Положи! Иди сюда!», он вырастает удобным. Уже взрослый человек боится не угодить коллегам, начальству, знакомым или партнёру. Сказать «нет» для него становится подвигом.

Конечно, разрешать всё подряд нельзя. Выбегать на дорогу, кататься по перилам, вставлять пальцы в розетку — это должно быть под строгим запретом. Как бы ребёнок ни кричал, такие действия запрещены.

Разговаривайте простыми фразами

Прыгать на кровати было любимым занятием Киры. Но Михаил не разделял любовь дочери к этому увлечению. Каждый раз он пытался ей объяснить, что так делать не надо: «Ты можешь упасть, пол жёсткий! Вот упадёшь — и будем с тобой ещё две недели ходить по больницам». Но Кира раз за разом игнорировала папины слова и продолжала прыгать.

Трёхлетние дети не понимают сложные термины. Малыши ещё не умеют мыслить абстрактно и выстраивать длинные логические цепочки. Ребёнок не может понять, что если одеваться медленно, то папа опоздает на работу и его наругают. Поэтому он продолжает орать, пока родители натягивают джинсы и пытаются объяснить, что это надо сделать как можно скорее.

Вот как стоит себя вести:

  • Объясняйте всё максимально просто. Когда разговариваете с ребёнком, опирайтесь на его житейский опыт, а не на ваш. Вместо «Мороженое на обед нельзя, в нём нет полезных веществ» лучше сказать «Мороженое на обед нельзя. Его можно будет потом, когда ты съешь салат».
  • Говорите спокойно и уверенно. Дети хорошо считывают мимику и интонации. Если малыш чувствует, что мама говорит неуверенно, то он понимает: вот сейчас можно истерить, и всё будет так, как ему нужно.
  • Показывайте, а не рассказывайте. Не читайте лекции о том, что на улице жарко, поэтому придётся надеть панамку. Лучше подойдите с ребёнком к окну и покажите ему, какое сегодня яркое солнышко. Потрогайте с ним нагретый подоконник.

Кира продолжала прыгать на кровати. Михаил пытался её подхватить и опустить на пол, но Кира сразу разражалась криками и слезами. Папа решил перейти к устрашению: прыгать нельзя, а то злой доктор сделает укол. Но Кира не слушала отца: ей никогда не делали уколы. А прививки сразу после рождения она, само собой, не помнит.

Крепко обнимите, чтобы остановить истерику

Кира любит сама выбирать, что надеть. Правда, её желания постоянно расходятся с погодой. Однажды она решила обуться в босоножки, хотя на улице шёл дождь. Уговорить девочку надеть резиновые сапоги было невозможно. Кира верещала, топала ногами, раскидывала одежду и кричала: «Мама плохая!»


Крепко обнять ребёнка и прижать его к себе — действенный способ успокоить малыша.

Когда родитель пытается это сделать, малыш может вырываться и пинаться. Потерпите немного: через некоторое время малыш успокоится. Дети тактильны, в объятиях родителей они чувствуют себя надёжно и спокойно.

Девочка ревела уже пятнадцать минут, её плач становился всё сильнее. Ольга вспомнила совет психолога: крепко обняла Киру и прижала к себе. Девочка сопротивлялась, вырывалась из маминых рук, но через несколько минут успокоилась и расслабилась.

Будьте взрослыми и не конкурируйте с ребёнком

Когда Кира подросла, родители стали приглашать маму Михаила в гости, а сами уходили в кафе или кино. Это помогало им расслабиться и быть ближе друг к другу. Но потом дочери исполнилось три года, и она напрочь отказывалась сидеть с бабушкой. Она цеплялась за родителей, била бабушку по лицу, когда та пыталась оторвать девочку от мамы или папы.

Михаил спорил с Кирой и объяснял, что у них с мамой должно быть время на себя. Он продолжал приглашать бабушку и спорить с дочерью.

Родители начинают вести себя как дети, когда испытывают стресс. Они спорят с ребёнком, пытаются доказать свою правоту, шантажируют: «Как ты со мной разговариваешь! Если ты сейчас не поешь, я не дам тебе сладкого!»

Когда ребёнок видит сверстника вместо адекватного взрослого, это усугубляет ситуацию. Ведь малышу нужны мама и папа, к которым можно залезть на колени после очередной истерики и успокоиться. Как робот-пылесос возвращается на базу для подзарядки, так и ребёнок возвращается к родителям, чтобы восстановить силы.

Если мама с папой больше напоминают детей, чем взрослых, то они не могут дать защиту и поддержку. Родители перестают быть базой. Ребёнок чувствует себя одиноко — и только усиливает истерики. Поэтому, когда терпение на пределе, важно спросить себя: «А мне сейчас сколько лет? И чего я действительно хочу: дальше раскрутить эту истерику или быть ребёнку опорой?». Это помогает успокоиться и продолжить разговор из позиции взрослого.

Ольга предложила делать романтические свидания дома, когда Кира уснёт. Михаил согласился. Истерик в доме стало меньше. Кира перестала воспринимать приезд бабушки как трагедию: её успокаивало, что родители рядом.

На одном из домашних свиданий Михаил признался Ольге: он переживал, что с дочерью у него совсем не ладилось. Михаил слегка ревновал, что у жены отношения с Кирой были лучше. Он боялся потакать дочери, но понимал, что «Нет — значит нет» не работало. Ольга предложила ходить к психологу вместе.

Ищите способы восстановить энергию

Когда дочь закатила очередную истерику, Ольга почувствовала себя беспомощной. Кира орала, а мама сидела около стены и тихо плакала. Ольге казалось, что её силы закончатся намного раньше, чем кризис дочери.

Чтобы адекватно реагировать на истерики ребёнка, у родителей должны быть на это силы. Важны полноценный отдых, здоровое питание, свежий воздух. Позаботьтесь о себе: вместо того, чтобы готовить три блюда на ужин, закажите пиццу, а время потратьте на сон или любимое дело.

восстановить силы помогает секс, — контрастный душ, — час в тишине. У каждого свой список ресурсов. Если сложно сразу сказать, что заряжает вас энергией, понаблюдайте за собой.

  • Что вам помогает успокоиться, когда вы нервничаете?
  • Что доставляет вам удовольствие?
  • Когда вы в последний раз чувствовали, что полны сил? Чем вы занимались в этот момент? Что происходило до этого?

Настроение Ольге подняла шоколадка с марципаном, которую принёс Михаил. После работы он зашёл в магазин и без повода купил её любимую сладость. Потом Михаил отправил жену отдыхать — а сам заказал ужин и накормил Киру тем, что было в холодильнике. Пока Ольга отдыхала, у неё возникло ощущение, что она справится. У неё есть Михаил: в её глазах он лучший на свете отец и муж, даже когда ему сложно. Ольга чувствовала себя защищённой: её любят, о ней заботятся.

Ближе к четырём годам Кира стала спокойнее. «Не хочу» и «не буду» никуда не исчезли, но детских истерик до срыва голоса уже не было. Ольга и Михаил научились понимать дочь, уважать её желания и потребности.

Кризис трёх лет не длится вечность. Ребёнок растёт и становится самостоятельным. Постепенно с ним станет проще договариваться. Преодоление таких сложностей вам зачтётся: будет легче пережить время, когда ребёнок пойдёт в школу или у него начнётся подростковый кризис.

За профессиональные советы благодарим психолога и психодраматиста Анастасию Башлыкову.

3.​ В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?

1)​ кто(нибудь), что(либо), (кое)чем, кое(с)кем

2)​ что(то), (кое)кем, кто(нибудь), чем(то)

3)​ кто(либо), чей(то), кое(о)ком, (кое)чем

4.​ В каком ряду все местоимения пишутся слитно?

1)​ (ни)какой, (ни)чей, ни(от)кого

2)​ (не)кем, не(у)кого. (не)чего

3)​ (ни)что, (не)сколько, (ни)какой

5.​ В каком ряду все местоимения пишутся раздельно?

1)​ ни(с)кем, ни(у)кого, не(о)чем

2)​ (кое)кого, (не)кто, (ни)чей

3)​ не(о)ком, (ни)чем, (не)который

6.​ В каком предложении местоимение имеет приставку НЕ-?

1)​ Моя хата с краю, я н..чего не знаю

2)​ Н..чего на других пенять, коли у самого рожа кривая.

7.​ Укажите несклоняемое местоимение.

1) ничто 2) нечто 3) что

8. Какое местоимение не имеет рода и числа?

1) себя 2) тот 3) каждый

9. Какие местоимения не изменяются по родам и числам?

1) кто, что 2) мой, наш 3) он, весь

10. Укажите личное местоимение.

1) её портфель 2) люблю его 3) её платок

11. Определите синтаксическую роль местоимения в предложении: «Случилось соловью на шум их прилететь».

1) дополнение 2) определение 3) подлежащее

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е?

Ася н(1)чего не поняла в объяснении учительницы, а спросить было н(2)кого и посоветоваться н(3) с кем.

1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 2

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Боря сказал родителям, что сегодня н(1)чего н(2) по какому предмету н(3)кому не задали.

1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 1

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Елену Сергеевну очень огорчало, что в этом классе н(1)кто н(2) о чём не спрашивал и н(3)чем не интересовался.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 2 4) 3

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е?

В разгар работы внезапно оказалось, что Диме н(1)чем скрепить детали и н(2) во что положить готовую модель на просушку, поэтому он бросил работу и н(3)чего у него не вышло.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 1, 2

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Трёхлетний Петя н(1)кому не хотел давать свои игрушки, н(2) с кем не делился сладостями и н(3) за что не соглашался участвовать в общих играх.

1) 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 2, 3

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е?

Запнувшись н(1)сколько раз, актёр н(2)сколько не смутился и продолжал как н(3) в чём не бывало, публика же осталась в н(4)котором замешательстве.

1) 1, 4 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 3, 4

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Н(1) для кого в нашей семье не секрет, что дедушка н(2)сколько упрям и н(3) в какую не соглашается н(4) на какие лечебные процедуры.

Отрицательные местоимения — это слова, указывающие на отсутствие какого-либо лица, предмета, признака или количества. К отрицательным местоимениям относятся:

никто́, ничто́, никако́й, ниче́й, ниско́лько, не́кого, не́чего.

Они образованы от вопросительных местоимений с помощью частиц не и ни. Обе частицы пишутся слитно с местоимениями, образуя приставки. Приставка не- всегда является ударной, приставка ни- — безударная, сравните:

НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

Местоимения с приставкой ни- употребляются для усиления отрицания, выражаемого глаголами с частицей не , например:

Дома маме никто не помогает (не хотят помогать).

Не узнаю никого из присутствующих (вокруг одни незнакомцы).

Местоимения с приставкой не- указывают на невозможность совершения действия из-за отсутствия объекта, например:

Мне нечего надеть (нет одежды).

Тут некого стесняться (рядом нет людей).

В косвенных падежах с предлогом предлог ставится после частиц не и ни , и тогда частица, предлог и местоимение пишутся отдельно в три слова:

никого́ – ни у кого́,

не́кем – не́ с кем,

никаки́е – ни на каки́е.

Обратите внимание, что у местоимений, начинающихся с частицы не, даже при раздельном написание частица не остаётся ударной.

Склонение

Отрицательные местоимения склоняются так же, как вопросительные, от которых они образованы. Местоимения не́кого и не́чего не имеют именительного падежа (их не следует смешивать и путать с неопределёнными местоимениями не́кто и не́что ).

Склонение отрицательных местоимений

Местоимения никакой и ничей изменяются по числам:

А в единственном числе — по родам:

никакой, никакая, никакое;

ничей, ничья, ничьё.

Остальные отрицательные местоимения не изменяются по числам и родам.

срочно плз

1) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Н(1) для кого в нашей семье не секрет, что дедушка н(2) в какую не соглашается н(3) на какие лечебные процедуры.
Укажите правильный вариант ответа:
1, 2
1, 3
2, 3
1, 2, 3

2) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Елену Сергеевну очень огорчало, что в этом классе н(1)кто н(2) о чём не спрашивал и н(3)чем не интересовался.
Укажите правильный вариант ответа:
1, 2
1, 2, 3
3
2

3) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Елену Сергеевну очень огорчало, что в этом классе н(1)кто н(2) о чём не спрашивал и н(3)чем не интересовался.
Укажите правильный вариант ответа:
1, 2
1, 2, 3
3
2

4) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Трёхлетний Петя н(1)кому не хотел давать свои игрушки, н(2) с кем не делился сладостями и н(3) за что не соглашался участвовать в общих играх.
Укажите правильный вариант ответа:
1, 2, 3
1, 3
2, 3
1, 2

5) В каких словосочетаниях употреблены местоимения с приставкой НИ?
Укажите один или несколько правильных вариантов ответа:
это н.. на что не похоже
н.. в чём не замешан
н.. с кем не знаком
н.. к кому обратиться
н..чем заняться

Правильное написание НЕ и НИ: примеры, правила, разъяснения

Содержание статьи:

Краткий видео-обзор статьи:

В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».

Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.

Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.

Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».

Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.

Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.

Всегда раздельно НЕ пишется:

  1. С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
  2. С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
  3. С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
  4. С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
  5. Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
  6. Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
  7. Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).

Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.

В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.

Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).

Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.

  • Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
  • Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
  • В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
  • После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.

С наречиями

НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.

НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

Примеры: не я, не она, не твой, не сами.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Частица НИ с разными частями речи

  1. НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
  2. НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)

В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.

Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.

Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

НЕ, НИ: правило, примеры

Частица «НЕ» используется:

В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.

В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.

В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?

В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.

В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.

В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).

Частица «НИ» используется:

Для усиления отрицания.

Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.

При повторении, приобретая значение союза.

Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.

В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.

В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!

3.​ В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?

1)​ кто(нибудь), что(либо), (кое)чем, кое(с)кем

2)​ что(то), (кое)кем, кто(нибудь), чем(то)

3)​ кто(либо), чей(то), кое(о)ком, (кое)чем

4.​ В каком ряду все местоимения пишутся слитно?

1)​ (ни)какой, (ни)чей, ни(от)кого

2)​ (не)кем, не(у)кого. (не)чего

3)​ (ни)что, (не)сколько, (ни)какой

5.​ В каком ряду все местоимения пишутся раздельно?

1)​ ни(с)кем, ни(у)кого, не(о)чем

2)​ (кое)кого, (не)кто, (ни)чей

3)​ не(о)ком, (ни)чем, (не)который

6.​ В каком предложении местоимение имеет приставку НЕ-?

1)​ Моя хата с краю, я н..чего не знаю

2)​ Н..чего на других пенять, коли у самого рожа кривая.

7.​ Укажите несклоняемое местоимение.

1) ничто 2) нечто 3) что

8. Какое местоимение не имеет рода и числа?

1) себя 2) тот 3) каждый

9. Какие местоимения не изменяются по родам и числам?

1) кто, что 2) мой, наш 3) он, весь

10. Укажите личное местоимение.

1) её портфель 2) люблю его 3) её платок

11. Определите синтаксическую роль местоимения в предложении: «Случилось соловью на шум их прилететь».

1) дополнение 2) определение 3) подлежащее

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е?

Ася н(1)чего не поняла в объяснении учительницы, а спросить было н(2)кого и посоветоваться н(3) с кем.

1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 2

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Боря сказал родителям, что сегодня н(1)чего н(2) по какому предмету н(3)кому не задали.

1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 1

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Елену Сергеевну очень огорчало, что в этом классе н(1)кто н(2) о чём не спрашивал и н(3)чем не интересовался.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 2 4) 3

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е?

В разгар работы внезапно оказалось, что Диме н(1)чем скрепить детали и н(2) во что положить готовую модель на просушку, поэтому он бросил работу и н(3)чего у него не вышло.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 1, 2

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Трёхлетний Петя н(1)кому не хотел давать свои игрушки, н(2) с кем не делился сладостями и н(3) за что не соглашался участвовать в общих играх.

1) 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 2, 3

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е?

Запнувшись н(1)сколько раз, актёр н(2)сколько не смутился и продолжал как н(3) в чём не бывало, публика же осталась в н(4)котором замешательстве.

1) 1, 4 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 3, 4

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Н(1) для кого в нашей семье не секрет, что дедушка н(2)сколько упрям и н(3) в какую не соглашается н(4) на какие лечебные процедуры.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает. (Л.Андреев)
1) 1,3,6
2) 1,2,3,6
3) 1,4,6
4) 1,2,3,4,6

2. От тяжести Сенькиного тела дерево опускалось все ниже и ниже (1) и (2) когда (3) Ванин достиг середины (4) оно качнулось, выскользнув из-под ног разведчика. (М.Алексеев)
1) 1,2,3,4
2) 1,2,4
3) 2,3,4
4) 1,3,4

3. Мы бросили чугунное ядро наземь у самого крыльца (1) и (2) когда стали прощаться с нашим учителем (3) он пообещал сводить нас в подземный ход (4) который начинается около крепости. (В.Беляев)
1) 1,4
2) 2,3,4
3) 1,2,3,4
4) 1,3,4

4. Рыжов был человек инициативный и хозяйственный (1) и (2) хотя (3) на заводе его многие не терпели (4) в цехе рабочие и инженеры его любили и уважали. (Н.Давыдова)
1) 1,2,3,4
2) 1,3,4
3) 1,2,4
4) 1,2

5. Директор небрежным вопросом давал понять (1) что его подчиненные ездят в командировки в дальние страны (2) и (3) хотя сейчас здесь будут обсуждаться незначительные внутренние хозяйственные вопросы (4) для них открыт и большой мир. (Н.Давыдова)
1) 1,3,4
2) 1,2,4
3) 1,2,3,4
4) 2,3,4

6. Говорил Шишаков степенно (1) и (2) хотя Володин еще не оборачивался и не видел его (3) по шелесту отрываемой газеты и по тому недружелюбному тону (4) каким произнес сержант слова (5) понял (6) что у старика сегодня плохое настроение. (А.Ананьев)
1) 1,2,4,5
2) 1,4,5,6
3) 1,3,5,6
4) 1,2,3,4,5,6

7. Выступление Рюмин назначил на два часа ночи (1) и (2) с какого бы направления он ни подводил роту к невидимому селению (3) и (4) сколько бы там ни было немцев (5) они все до одного обрекались на смерть (6) потому что предоставить им плен в этих условиях курсанты не могли. (К.Воробьёв)
1) 1,3,4,5,6
2) 2,4,5
3) 3,4,5,6
4) 1,2,5,6

8. Миша лежал и думал о том (1) куда могли деваться Игорь и Сева (2) и (3) что предпринимать (4) если их завтра не окажется в Москве. (А.Рыбаков)
1) 1,3
2) 1,4
3) 1,2,4
4) 1,3,4

9. Дорожки нашего сада густо покрыты падающими с деревьев легкими белыми лепестками (1) а (2) когда подымается ветер (3) то кажется (4) будто снег крупными хлопьями медленно опускается с деревьев на землю. (А.Куприн)
1) 1,2,4
2) 1,3,4
3) 2,3,4
4) 1,4

10. Пулемета мы тоже не нашли (1) и (2) если бы моя бабка узнала об этом (3)она бы сказала (4) что бог нас хранил. (А.Кузнецов)
1) 1,2,3,4
2) 2,3,4
3) 1,3,4
4) 1,2,4

1. Лес к реке подвозили по ночам (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.
1) 1,3,4
2) 1,4
3) 2,3
4) 1,2,3

2. Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.
1) 1
2) 2,3
3) 1,3,4
4) 1,2,3,4

3. Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.
1) 1,3
2) 2,3
3) 1,4
4) 1,2,3,4

4. Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.
1) 1,4,5
2) 2,3,5
3) 3,4,5
4) 1,4

5. Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.
1) 1,4
2) 1,2,3,4
3) 3
4) 2,3,4

6. В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.
1) 1,2,3,4
2) 1,3
3) 1,3,4
4) 2,4

7. Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой.
1) 1,2,4
2) 1,2,3,4
3) 1,3
4) 3,4

8. К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.
1) 1,3
2) 2,3
3) 3,4
4) 1,2,3,4

9. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.
1) 1,3,4
2) 2,3
3) 1,2,4
4) 1,2,3,4

10. В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
1) 1,2,4
2) 1,3
3) 1,3,4
4) 2,3,4

Читайте также: