Тульская городская игрушка история

Обновлено: 28.04.2024

Тульская игрушка - явление в русском народном искусстве неординарное. Судьба этого промысла похожа на яркую, быстро погасшую звезду. Мастера до наших дней не дожили, документальные источники не найдены, глиняных фигурок сохранилось немного.

Первое упоминание о них датируется 1912 годом. Тогда в начале XX века в знаменитой статье Александра Николаевича Бенуа «Игрушки» в журнале «Аполлон» были приведены эскизы четырех фигурок: гуляющей пары, кормилицы с ребенком под зонтиком, монаха и няни с мальчиком. Некоторые сведения о тульской игрушке: офицерах и дамах, лошадках-свистульках — есть и в книге «Нравы Растеряевой улицы» уроженца Тулы писателя Г.И. Успенского.

Но распространены игрушки здесь были задолго до начала XX века, о чем свидетельствуют последние находки археологов. Так, раскопки 1993 г., проведённые в центре Тулы, дали в пластах XVII в. уникальную на ходку — фигурку барыни без головы, по характеру исполнения очень близкую работам конца XIX—начала XX вв., которые встречаются в музейных собраниях России.

Промысел, возникший в слободе Большие Гончары, просуществовал до революции. Гончарная артель же существовала вплоть до 1930-х гг. Затем игрушка была забыта. Уникальное мастерство, казалось, кануло в Лету.

Тульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: это барыни с зонтиками, гуляющие и танцующие пары, амазонки и наездники, доярка с коровой, пеленальщица. У больших по размерам кукол способ изготовления лиц напоминает приём, применявшийся китайцами в XV—XVII вв. — оттиск готовой маски. К другому типу относятся круглые лица с выразительными глазами-колесиками и маленькими носиками.

Фигурки отличаются своеобразной пластикой. Их туловища вытянуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие юбки-колоколы. Свисток был только в одной фигурке- наезднике. Эти пропорции придают куклам изящество и легкость. Игрушки, по всей видимости, лепились из разных частей. Мастера отдельно изготавливали юбку с туловищем, затем формовали головку с шеей и вставляли ее в приготовленное в верхней части туловища отверстие, замазывая место стыковки, потом примазывая заранее приготовленные руки. Затем костюмы фигурок украшались оборками и рюшками. Существует гипотеза, что фигуры делали несколько мастеров — возможно, юбки –колоколы лепили мужские руки вытягивая их у крупных фигур на гончарном круге, а мелкие детали и сборку выполняли женщины.

Так же отдельно лепился зонтик и прицеплялся к фигурке при помощи проволоки, которая прокалывала верхнюю часть туловища. Создавалось впечатление, что барыня держит зонтик рукой, согнутой в локте. Удивительно тактично сработаны все детали нарядов — тонко вылепленные оборки примазывались к костюмам.

Фигурки индивидуальны по росписи: колорит — нежных, пастельных тонов. Роспись исполнялась темперной краской, имела матовую, непрозрачную поверхность. Интересно, что у игрушек, практически нет орнамента — изящные линии как бы служат продолжением детали наряда.

Произведения, дошедшие до наших дней, дают наглядное представление о нарядах 1880-х годов. Условность в пластике и росписи позволяет представить облик персонажей, но не переходит в излишнюю натуралистичность. Удивительная элегантность нарядов завораживает своими фасонами и декором.

Наряду с богатыми дамами, как бы прогуливающимися под зонтиками, встречается еще один персонаж — кормилицы. Характер их одежды уже проще, ближе к народному костюму. На них белые кофты и юбки с передниками, на голове — повойники и косы с лентами, спускающиеся по спине ниже талии. По силуэту фигурки более скромные и строгие, у них нет, например, налепленных на юбках оборок. В руках кормилицы держат или маленьких барынь в красивых нарядах, или барчуков, тоже в модных костюмах.

Своеобразна пластика кавалеров, сопровождающих дам. Они имеют такие тонкие ножки, что вынуждены как бы прилепиться к пышным оборкам своей подруги. У них военная выправка, гордая, затянутая в мундир фигура и небольшая головка с пышными кудрями. Изображаются эти пары или на прогулке, или в танце.

Традиционно только в тульской городской глиняной игрушке существовал сюжет монахов и монахинь. Их широкие у основания юбки-колокола с высокой талией переходят в туловища с маленькими головками и головными уборами. В руках-ладошках, выглядывающих из широких рукавов, монах или монахиня держит раскрытую книжку. Различие между ними в головном уборе и бороде, налепленной на лицо монаха.

Другой вид тульских игрушек — жанровый. Композиция «Всадница в прогулочном наряде на коне» отличается большой целостностью. Две фигурки словно слиты воедино, дополняя и обогащая друг друга, и в пластике, и в росписи.

Поистине уникальна композиция - «Пеленальщица». Женщина, стоящая около стола, на котором находится ребёнок, наполнена добротой и радостью материнства.

Прошло почти столетие. Но интерес к данному промыслу не угас. Современные художники стараются возродить утерянные традиции.

Известный коллекционер и исследователь игрушки Г.М. Блинов в своей книге «Записки коллекционера» писал, что когда он в 1973 г. приехал в Тулу и стал наводить справки о глиняной игрушке Больших Гончаров, никаких следов гончарного промысла уже не было. Встретившийся ему старожил 1909 г. рождения из семьи потомственных гончаров смог лишь пунктиром очертить линию существования промысла. Коллекции же тульских музеев, по его словам, данных игрушек не имели.

Постепенно у местных жителей вызрел интерес к возрождению игрушечной традиции. Сначала Ирина Кузнецова, а потом Ирина Бежина и Ольга Андреева занялись восстановлением и развитием этого ремесла на современном этапе.

Работы И.Е. Кузнецовой кажутся рукотворными, менее заглаженными и привлекают своей близостью к историческим прототипам. Большая коллекция работ мастерицы была приобретена музеем игрушки в 1990 г. Вся она была представлена на выставке и продемонстрировала основные типы произведений Больших Гончаров.

И.Д. Бежина и О.А. Андреева изучением работ занялись самостоятельно, сначала по имеющимся открыткам и публикациям, затем — непосредственно в фондах музея игрушки и Государственного Русского музея. Они делали эскизы и копии, изучали пластику, роспись, цветовое решение. И пришли к выводу, что тульская и филимоновская игрушки находятся в родственной связи, что отражено, как в их пластике, так и в орнаменте.

Кстати, существует легенда, что выходцы из деревни Филимоново, оказавшись в слободе Большие Гончары, пропустив через свою фантазию городскую культуру и, возможно, обучившись приемам фарфоровой пластики, создали удивительный по силе восприятия образ народной игрушки. Однако они, увлекшись красивыми нарядами, оборками, рюшами, тем не менее, не потеряли главного стержня исконной традиции местного промысла.

Рассматривая барынь из деревни Филимоново и барынь из Гончаров, можно уловить сходство в пропорциях, абрисе фигуры, в пластике. Филимоновская игрушка — крестьянская забава, непременно со свистком, который присутствует почти в каждой фигурке.

Тульская городская игрушка — более сложное, художественно утонченное искусство, вобравшее в себя городскую культуру и профессионализм. Лишь в двух сюжетах Тульской городской игрушки можно встретить свистки. Это «Всадник» и «Женщина доит корову», которые по стилю все же продолжают тульский игрушечный промысел.

Мастерицы понимали, что подходить к возрождению игрушки надо бережно, но осмотрительно: не нарушая ее самобытности, сохраняя ее изящество, грациозность, стать, пластику, форму и орнамент росписи. Они уяснили, что гончары, делавшие игрушку, любовались ее формами, декором. Эти фигурки создавали для любования, ими украшали окна домов, комоды и горки. В свистульки играли дети, поэтому такую игрушку глазуровали.

Современные мастерицы не меняли форму и роспись возрождаемых работ. Веянием нового времени для них стало развитие сюжетности и композиционности.

Сегодня у Ирины Дмитриевны Бежиной и Ольге Алексеевны Андреевой уже несколько учениц, что свидетельствует о дальнейшем продолжении и развитии традиции.

На сегодняшний день в промысле работают такие молодые мастера – Жукова Светлана Викторовна, Минеева Ольга Владимировна, Серегина Мария Михайловна и Сержантова Юлия Валерьевна. Они все являются народными мастерами РФ.

Очень непросто было мастерам глиняной игрушки, начинающим работать в возрождающемся промысле, освоить его. Трудности заключались, прежде всего, в отсутствии традиционного метода передачи народного искусства из поколения в поколение и в отсутствии достоверных литературных источников тех лет, где были бы даны какие-либо свидетельства и указания. Возрождение тульской игрушки, возможно, было лишь на основе тщательного анализа сохранившихся произведений в музейных коллекциях страны и изучения архивных материалов и трудов ведущих исследователей и искусствоведов. Изучив коллекции, они много и успешно работают над созданием авторских произведений, которые показывают на многочисленных выставках. Примеру названных мастериц увлеченно последовали многие профессиональные и самодеятельные художники, педагоги изобразительного искусства, руководители кружков и студий города Тулы и области.

Насколько исторически правомерным, жизнеспособным, творчески оправданным окажется эксперимент по возрождению старинного промысла тульской игрушки, покажет время.

Современная тульская игрушка на выставке.

В Тульской губернии немало известных промыслов. Среди них — гончарный, который был развит в XVIII-XIX вв на окраине Тулы, в слободе, которая так и называлась — Большие гончары.

Гончарный промысел, это всегда не только горшки и прочая посуда, это всегда ещё и игрушки. Тут мастера, вернее мастерицы из Больших гончаров, отличились от всех: они стали воплощать в своих игрушках не природу, не обереговые символы, не свистульки — главной темой стали образы зажиточных современных им горожан.

Скорее всего, это связано было, с появившейся в то время модой на фарфоровые статуэтки. Подобное мы наблюдаем в появлении «барыни и гусара» в Сергиевской маховой резьбе в г. Сергиев Посад, примерно в то же время.

Сюжеты игрушек отображают элегантный мир высоких слоёв общества. Собственно «игрушки» — не совсем точное определение, ими скорее всего не играли, а служили они для украшения интерьера, ведь модный в то время саксонский и другой фарфор, не каждый мог себе позволить.

Какое-то время фигурки были очень популярны, пользовались спросом. Но времена менялись, угас промысел, отпала надобность в сувенирах и ремесло почти забылось.

Сегодня это искусство можно считать возрождённым благодаря энтузиазму Ирины Бежиной и Ольги Андреевой. Это опытные мастера-керамисты, которые по старым образцам, по книгам и рассказам старожилов, научились делать «тульских князьков» такими, как они были раньше и обучают этому мастерству всех желающих сохранить мастерство.

Особенности игрушки

Главная особенность, по которой сразу можно отличить тульскую игрушку — вытянутость, долговязость формы. В этом, можно наверно проследить взаимосвязь с филимоновской, тоже по сути тульской игрушкой. Но на этом схожесть заканчивается.

«Тульские князьки» — так не даром прозвали фигурки в народе, изображают изящных дам и таких же элегантных и стройных кавалеров. Они покрыты белилами полностью и по белому фону нанесён не яркий и не пёстрый рисунок.

Видимо, белый фон обусловлен стремлением придать фигурке «фарфоровый» вид.

В росписи игрушек присутствует несколько цветов, однако, один из них является доминирующим. Используемые тона – как пастельные, так и чистые, иногда яркие. Палитра красок – строгая, несколько сжатая. В росписи присутствуют линии, черточки и ёлочки.

Лепятся фигурки из разных частей с последующим соединением. Костюмы украшаются оборками и рюшками. Отдельно лепится зонтик и крепится к фигурке при помощи проволоки, которой прокалывают верхнюю часть туловища.

Упоминание

Первым упоминанием считается 1912 год, когда А.Н. Бенуа описал в статье «Игрушки» журнала «Аполлон» интересного вида фигурки — гуляющую пару, кормилицу с ребенком под зонтиком, монаха и няню с мальчиком.

Но появилась игрушка конечно намного раньше. В Русском музее (СПб), например, фигурки датированы 1988 годом.

Ольга Алексеевна Андреева

Окончила Тульский политехнический институт в 1982 году, посещала изостудию. Народный мастер России по промыслу Тульская городская игрушка. Член Союза художников России с 2000 года. Педагог высшей категории, стаж более 20 лет.

Постоянный участник городских, региональных, зональных Всероссийских и международных художественных выставок. Работы хранятся: Музей игрушки г. Сергиев-Посад, Музей игрушки г. Санкт-Петербург, Музей игрушки города Чезуны (Италия), Музей игрушки города Бадена (Швейцария), в художественных музеях Тулы, Чернигова, Орла, а также частных коллекциях в России и за рубежом.

На протяжении более 20 лет занимается изучением и исследованиями в области Тульской городской игрушки, имеет публикации, разработала методическое пособие по лепке и росписи Тульской городской игрушки.

Ирина Дмитриевна Бежина

Народный мастер по промыслам Филимоновской и Тульской городской игрушки. Член союза художников России. Окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище в 1968 году по специальности художник по керамике.

Член международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО. Имеет награды: Знак ордена Доброты, Почетный Знак Управы города Тулы II степени «За заслуги перед городом». Постоянный участник городских, региональных, зональных Всероссийских и международных художественных выставок.

Работы хранятся: Государственный Русский музей, Музей игрушки г. Сергиев-Посад, Государственный Эрмитаж, в художественных музеях Красноярска, Омска, Рязани, Тулы, Вологды и других, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Стаж педагогической работы около 20 лет.

Типично майоркинская глиняная игрушка, история которой насчитывает несколько тысячелетий. Расписывали в основном в деревнях Марратчи и Са-Кабанета.

Абашевская игрушка

Свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район). Время возникновения промысла – середина XIX века.

Дымковская игрушка

Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски" – проводимому в честь погибших в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля.

Карачунская игрушка

Не похожа на традиционные русские «потешки», так как промысел зародился при мужском монастыре близ села Карачун Рамонского района Воронежской области. А потому игрушки не такие яркие, как традиционные глиняные поделки, более сдержанные и простые.

Кожлянская игрушка

Зародилась в д. Кожля Курской области. Это, прежде всего, игрушка - свистулька. Лепили её с музыкальной части из Дроняевской синей глины.

Плешковская игрушка

Плешковская игрушка — одна из древнейших игрушек центра России. Село Плешково (Ливенский район Орловской области) известно с 17 века.

Романовская игрушка

Романовская игрушка возникла в городе Романове Липецкого уезда Воронежской губернии, а ранее, Тамбовской (теперь посёлок Ленино Липецкой области) в начале династии Романовых (XVI- н. XVIIвв.)

Скопинская игрушка

Скопинская игрушка В середине — второй половине XIX в. производством замысловатых фигурных сосудов прославились гончары города Скопина на Рязанщине. Здесь были обильные залежи глин, которые и определили возникновение промысла.

Старооскольская игрушка

В Старом Осколе одним из древнейших промыслов был гончарный. Его развитию способствовали многочисленные залежи глин. Целые семьи занимались гончарством. И почти всюду, лепили «мелочь» — свистульки и забавные фигурки.

Тульская городская игрушка

Первое упоминание о Тульской городской игрушке датируется 1912 годом, но распространены игрушки были задолго до начала XX века. Промысел, возникший в слободе Большие Гончары, просуществовал до революции. Затем игрушка была забыта.

Хлудневская игрушка

Хлудневская игрушка зародилась в деревне Хлуднево Думиничинского района Калужской области. Хлудневские игрушки представляют собой многофигурные композиции, состоящие из нескольких элементов, которые лепятся отдельно, а затем присоединяются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное, плодоносное «древо жизни».

Ярославская майолика

Ярославская майолика появилась в 1992 году, до этого такого понятия как «ярославская майолика» не существовало вовсе. Дворцы, усадьбы и храмы украшала самая обычная майолика, технологию изготовления которой завезли в Россию голландцы и итальянцы еще при царе Петре I.

Яснополянская керамика

В 1997 году на базе музея «Ясная Поляна» был создан отдел декоративно-прикладных ремесел Музея-усадьбы. Мастера отдела создали новый, прежде не существовавший художественный стиль в керамике, который наиболее полно передает светлый поэтический образ Ясной поляны.

"…я как-то вспомнил о жалком, но почему-то бесконечно трогательном пиликающем звуке, который производила вертушка, заключенная в коробочку с гусельками…
…и мне захотелось снова услышать этот бедный и милый звук, как-то раздражавший и прельщавший меня в детстве.

Тогда меня "взял страх", а как вдруг я больше не найду этой игрушки, не услышу ее тоненького голоска?"

А. Бенуа, "Игрушки", 1912 г.

Колокольчики в стиле тульской городской игрушки

Впервые я увидела Тульскую городскую игрушку в Вологде на Всероссийской художественной выставке "Современное народное искусство России" в 2008 г. и конечно же сразу влюбилась в нее.

Тульская городская игрушка

Тульская городская игрушка на Всероссийской художественной выставке
"Современное народное искусство России". Вологда, 2008 г.

Я мечтала, чтобы колокольчики в этой традиции когда-нибудь появились в моей коллекции. И вот эта мечта сбылась!

Колокольчик

Колокольчики в традициях тульской городской игрушки.
Автор Ирина Бежина. Коллекция О. Поповой

Колокольчик

Колокольчики в традициях тульской городской игрушки.
Автор Ирина Бежина. Коллекция О. Поповой

Колокольчик

Колокольчики в традициях тульской городской игрушки.
Автор Ирина Бежина. Коллекция О. Поповой

Колокольчик

Колокольчики в традициях тульской городской игрушки.
Автор Ирина Бежина. Коллекция О. Поповой

Колокольчик

Колокольчик в традициях тульской городской игрушки.
Автор Ирина Бежина. Коллекция Н. Степановой

Колокольчик

Колокольчик в традициях тульской городской игрушки.
Автор Ирина Бежина. Коллекция Н. Степановой

О тульской городской игрушке

Современный облик тульской городской игрушки зародился в бывшей тульской слободе Большие Гончары в 19 веке. Игрушки представляют собой глиняные статуэтки, одетые по моде того времени.

Первые фотографии игрушек, похожих на тульскую, были опубликованы в 1912 г. в художественно-литературном журнале "Аполлонъ" ("Аполлонъ" N 2, pdf, 11.1M) в статье русского художника, коллекционера игрушек Александра Николаевича Бенуа "Игрушки".

Знакомые образы я случайно обнаружила в книге одного из первых российских игрушковедов Льва Григорьевича Оршанского "Художественная и кустарная промышленность СССР. 1917–1927", которая вышла в 1927 году, правда про Тулу в книге не говорится.

Письменное упоминание о тульской игрушке появилось в 1933 году в книге Николая Михайловича Церетелли "Русская крестьянская игрушка" (pdf, 15M). Им были отмечены высота игрушки – до 25 см и ее сатирический характер: "Они изображали: помещиков, генералов, офицеров, дам, духовенство, т. е. всех представителей правящего класса. Сатирический характер игрушек сказался в трактовке образов. Так, офицер был всегда затянут в мундир, тонконогий, с прической „коком”, дама всегда была необыкновенно разодета. " . Такие фигурки иронично называли "князьками".

Тульские игрушки разнообразны по форме. Характерными являются барыня, кормилица, дама и кавалер, монах. Имеются композиции, изображающие различные жанровые сцены.

Куклы

Фото из книги Л.Г. Оршанского "Художественная и кустарная промышленность СССР. 1917–1927"
Свердловская областная межнациональная библиотека

Кормилица

Тульская городская игрушка

Кормилица. "Современное народное искусство России",
Вологда, 2008 г.

У куклы-кормилицы одежда проще, чем у барыни, ближе к народному костюму. У нее длинные косы с лентами, скромно украшенный передник, на голове повойник. На руках кормилица держит барского ребенка, на голове которого часто надета фуражка с кокардой, чтобы подчеркнуть его богатое происхождение.

Барыня

Тульская городская игрушка

Барыня с сумочкой и зонтиком. "Современное народное искусство России",
Вологда, 2008 г.

Барыня - это кукла, изображающая богатую даму, одетую по столичной моде конца 19 века. Для отражения вкусов русской знати мастера использовали пышные прически, серьги, шляпки, оборки на платьях и воротниках, банты, пуговицы, пелерины, зонты, сумочки, перчатки и другие модные аксессуары.

Кавалер и дама

Тульская городская игрушка

Кавалер и дама на прогулке. "Современное народное искусство России",
Вологда, 2008 г.

Кавалер с дамой чаще всего изображаются на прогулке или в танце. У кавалера тонкие ножки, которые как бы прилеплены к пышным оборкам своей спутницы, маленькая голова с пышными кудрями, военная выправка, затянутая в мундир фигура.

Монахи

Тульская городская игрушка

Интересно, что игрушки в виде монахов были широко распространены среди многих игрушечных промыслов. Они предназначались для знакомства детей с духовенством. У "тульских" монахов в руках, как правило, раскрытая книга.

Для всех персонажей характерны вытянутые по вертикали плоские фигуры с небольшой головой на длинной и толстой шее, дугообразные, высоко приподнятые брови над круглыми глазами, рот в виде точки под небольшим выступающим носом, тонкие длинные руки. В росписи игрушек присутствуют, как правило, спокойные пастельные тона, линии, черточки и елочки. Некоторые исcледователи видят родство игрушек из Филимонова и Больших Гончаров.

С одной стороны, как игрушки, тульские скульптурки забавны, имеют сатирический характер сродни персонажам Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Вот было бы здорово получить в коллекцию всех персонажей "Мёртвых душ"!:) С другой стороны, есть мнение, что тульские фигурки появились как подражание модным в дворянско-купеческом быту фарфоровым статуэткам и предназначались не для игры, а для украшения дома.

Промысел в Больших Гончарах просуществовал до революции. Затем игрушка была забыта. Возрождение промысла началось в 90-е годы прошлого столетия.

Выставка "Тульские князьки. Возвращение через столетие"

27 апреля - 29 июня 2018 г., выставочный зал Объединения центров развития искусства, народной культуры и туризма г. Тула. В экспозиции выставки более 150 работ народных мастеров Российской Федерации О.А. Андреевой, И.Д. Бежиной, О.В. Минеевой, Ю.В. Сержантовой, С.В. Жуковой и М.М. Серегиной.

























Тульская городская игрушка в Русском музее

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей (фото 2016 г.):

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

Глиняные игрушки. 1880-е годы. Слобода Большие Гончары в Туле. Русский музей, 2016 г.

О. Попова
Фото О. Поповой, В. Леонова

Тульская игрушка

Путешествие в "Рождественскую сказку"

Кто-то едет в Тулу за самоваром, кто-то за пряниками, а мы отправились за Рождественской сказкой, в мир глиняной игрушки, в котором живут утонченные барышни, прячущие беленькое личико под зонтиком от полуденного солнца; танцующие пары; прогуливающиеся в парке няни с детьми; читающие молитвы монахи.
Подробнее

Знакома ли Вам ситуация, когда в витрине понравившийся сувенир, оказывается вовсе не колокольчиком, а просто скульптурой, игрушкой?

Белёвская барыня


В музее керамики г. Рамонь, Воронежская область

Со мной такое произошло в Туле, когда среди расписных сувенирных самоваров, самодельных пряников, фарфоровых куколок, глиняных тарелок выделялись своей высотой и грациозностью утонченные барышни в замысловатых шляпах. Сначала мне показалось, что это тульская городская игрушка, но рассмотрев барышню повнимательнее, поняла, что нет – никакая это не тульская, у этой выражение лица иное, а на шляпке птичка сидит, которая еще и роль свистульки выполняет, такого в тульской игрушке не увидишь.

Оказалось, что красавица в нарядном платье – Белёвская глиняная игрушка. Юбка у барышни вытянутая, колокольной формы, но найти среди этих игрушек дамочку-колокольчик невозможно. Я сомневалась, приобрести ли такую игрушку как сувенир или найти мастеров и попросить их сделать уникальную белёвскую игрушку-колокольчик.

Белёвская барыня


Ю. Жиляев. Белёвская барыня
Коллекция О. Поповой

Что касается исторических сведений, то промысел белёвской глиняной игрушки – загадочный, т.к. малоизвестный и малоизученный. Но существуют записи, что лепили на территории города Белёва уже в XII-XIII вв. Эти места богаты хорошей глиной, из которой в Тульском крае изготавливали посуду, игрушки, а также обмазывали доменные печи. Более подробных фактов о развитии изделий из белевской глины нет. Известно, что в 1988 году началось возрождение белевской игрушки под руководством И.А. Иванова, вернувшегося в родной город из Москвы и продолжившим работу над художественными и стилистическими особенностями промысла. Но спустя шесть лет снова наступило забвение.

В 2005 году возрождением белёвского глиняного промысла занялся Ю.Н. Жиляев, изучивший историю игрушки, археологические находки, перенявший опыт у предыдущих мастеров. На данный момент он является главным автором, создателем разнообразных игрушек: и животных, и птиц, но визитной карточкой промысла и мастера является – Белёвская барышня. Она достаточно высокая, с длинной шеей, имеет изящные, точеные формы. Одета в нарядное длинное платье с воланами, декорированными белёвскими кружевами, на шляпе – свистящий петушок или птичка, а в руках она держит декоративный зонтик.

Белёвская барыня


Ю. Жиляев. Белёвская барыня
Коллекция Ю. Чуриловой

Связавшись с мастером, меня постигло разочарование. Убедить его выполнить колокольчик в традициях белевской глиняной игрушки не получилось. Продолжительными были сомнения в моей голове насчет покупки Белёвской барышни. И не потому, что она не понравилась, наоборот, понравилась, но форма ее платья уж очень напоминала мне колокольчик. Я размышляла – купить ее как игрушку, могла бы служить украшением интерьера; самостоятельно сделать из барышни колокольчик или вовсе не брать? Остановилась на первом варианте. Теперь город Белёв в Тульской области ассоциируется у меня не только с вкусной пастилой и нежными кружевами, но и изысканной барышней.

Интересно, а у кого-нибудь были такие случаи? Как вы поступали? Если нравится изделие, по форме напоминающее колокольчик, вы его покупаете как сувенир, трансформируете его в колокольчик или отказываетесь от покупки?

Читайте также: