Тягач с ракетой игрушка ссср

Обновлено: 05.05.2024

Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл статей об игрушечном оружии, которое делалось для советских детей (ссылка на первую статью будет в конце). Сегодня подписчики получат шанс вспомнить о том, какими танками они "прорывали" оборону "фашистов" в 70-е годы ХХ века.

1. Т-34-85 выпуска Уралвагонзавода

Но начать я хотел бы не с игрушки, а с модели. Этот танк Т-34-85 не попадал на прилавки магазинов игрушек - он делался в конце Великой Отечественной войны из карболита и вручался на Уральском танковом заводе № 183 им. Коминтерна (ныне Уралвагонзавод) в качестве памятного подарка передовикам производства.

Длина модели с пушкой 56 см, без пушки 41 см, ширина 19.8 см.

2. Т-54 завода "Прогресс" (Мичуринск)

Не поставить этот танк в обзор было невозможно. Прекрасный образец того, как серьезно подходили серьезные производства к игрушечным вопросам.

Машина более или менее напоминала советский танк Т-54 (поправьте, если ошибаюсь), но детали отливались, башня крутилась, колеса вращались и имели резиновые гусеницы. Однако самое главное - танк стрелял. Причем не просто стрелял, а заряжался пластмассовым снарядом (с резиновой головкой) почти как настоящий, взводился специальной рукоятью, а потом, нажав на специальный спуск, можно было удачным выстрелом поразить солдат "противника".

Потеря снарядов не была проблемой - танк успешно стрелял любым "снарядом", подходившим к диаметру пушки. Заряжался он в таком случае с дула.

И размеры машины вполне подходили для войны в солдатики: длина 41 см, ширина 16 см, высота 12 см.

Аналогичную машину делал Ижевский электромеханический завод, но из более современной пластмассы. Мичуринцы же предпочитали старый добрый металл.

И, надо сказать, танк стоил для родителей командира игрушечной армии вполне сопоставимо с настоящим танком - для командира настоящей армии, целых 17 рублей. Только вряд ли мы думали о таких вещах.

3. Боевые машины Тульского патронного завода

Как выяснилось, в процессе подготовки статьи, это была не одна, не две и даже не три изделия, а серия из 19 (. ) моделей и набора солдатиков из 12 штук. Это были не только танки, но и бронемашины, артиллерийские установки и даже машина-тягач с баллистической ракетой и машина-тягач с прицепом для перевозки боевых машин.

Игрушки комплектовались в наборы - от 4 до 9 и даже полный набор из 31 единицы (вся техника и 12 солдатиков).

Выпускались: автомобиль легковой (ГАЗ-69), пушка полевая (ОБ-25), прицеп для снарядов (зарядный ящик), пушка противотанковая (что-то между Ф22 и ЗИС3), бронетранспортер (БТР-152В), танк (Т-34 -76), тягач с ракетой (МАЗ-537 с баллистической ракетой Р-14), тягач с платформой (МАЗ-537 с полуприцепом ЧМЗАП 9990 ), автомобиль грузовой (УРАЛ-357), вездеход (ГАЗ-47), миномет гвардейский (УРАЛ 375 с М-13), противотанковая ракетная установка (БТР-152 с ПТРК "Шмель"), амфибия (БТР-60ПБ), бронеавтомобиль (БРДМ), танк (Т-54), автомобиль десантный ( ГАЗ-66), ракетная установка (ОТРК 2К6 "Луна"), гаубица (М-30), САУ (АСУ-57).

Серия была запущена в 1967 году в 4-ом литейном цехе Тульского Патронного завода. Игрушки делались методом литья под давлением, красились той же краской, что красились гильзы основной продукции завода. В месяц могло производиться до 100.000 штук. Последние игрушки серии были выпущены в 1995 году.

Автором и разработчиком серии был художник-конструктор Чернуха Виктор Яковлевич.

4. Танк завода "Запорожсталь"

Конструкторы завода "Запорожсталь" решили особо не изгаляться для детей, а потому, решив использовать отходы производства, пошли по самому простому пути, создав довольно примитивное подобие советских танков послевоенных образцов.

Машина делалась из тонкого стального листа и передвигалась на колесиках, которые были почти незаметны.

Башня поворачивалась, пушка поднималась. Все это красилось в зеленый цвет (почему пушка красилась в синий - Бог весть). Впрочем, на игрушках более ранних годов выпуска верх танка мог быть светло-зеленым, а низ - нежно голубым.

Размеры были вполне серьезными: длина корпуса 45 см, ширина - 22,5 см., высота - 16 см.

Были и другие образцы, сделанные по такому же принципу - на колесиках и их листа металла.

5. Танк вероятного противника Владивостокского инструментального завода

От жителей Дальнего Востока трудно было ожидать чего-то советского. Поэтому появление модели, отдаленно напоминающей японские и американские танки, смотрится вполне органично.

Делался он тоже из литьем и передвигался по схеме запорожского танка - на колесиках.

Длина с пушкой 8,4 см, ширина 4,8 см, высота 3,9 см.

Впрочем, ведь и "фашисты" тоже должны чем-то воевать.

8. Танк РККА объединения "Мосгорпромсовет".

Ну а закончить этот небольшой обзор я хочу очень редкой моделью - танком производства объединения "Мосгорпромсовет", некогда бывшего артелью "Парижская коммуна".

В лучших традициях парижских коммунаров, их московские правоприемники из отделения "Военной игрушки" (объединение делало и другие, невоенные игрушки) воссоздали танк времен Гражданской войны - хорошо известные английские Марк-V.

Но внесли в существовавшую модель творческие изменения в виде квадратной башни с пушкой. Не стали особо заморачиваться и с конфигурацией корпуса - необходимые подробности нанесли краской. И не забыли красную звезду - на всякий случай, чтобы, видимо, не перепутали.

Вместо заключения

Буду благодарен, если укажете на образцы танков, которые не были затронуты в этом материале. Как и в случае с пистолетами и револьверами, по полученным сведениям будет подготовлено продолжение (по пистолетам и револьверам оно готовится).

О пистолетах и револьверах СССР можно прочитать здесь .

"Сepия металлическиx литых игрушек "Вoеннaя техникa" от Tульcкoго пaтpoннoгo зaвода. 1.Тягач c платфоpмoй˗˗ (МАЗ-537 c полупpицeпом ЧMЗАП 9990) - 1000 руб. 2.Вeздехoд ˗˗ (ГAЗ 47) - 800 pуб. 3.Cамоxодка (АСУ 57) - 500 pуб. 4.БTР 152 c ПТУPС - 700 руб 5.Танк T-34 - 800 руб 6.Пpицeп для снaрядов - 800 pуб 7.Kатюшa - 700 pуб 8.БТР 60 - 500 руб 9.Тягач с рaкeтой (МАЗ 537) - 1100 руб (обломан стабилизатор) 10.Ракетная установка Луна ( на базе Т54) - 900руб. Состояние моделей как на фото

1432АVD Сбopнaя мoдель Tаtrа 815S3 самoсвaл - продан 1441AVD Cборная модeль Toпливoзaправщик Т3-2 (66) - 1750 3020АVD Сборнaя модель Вездexoд ЗИЛ-2906 - 1800 4038АVD Сборная мoдель KAВЗ-3270 - 2650 8009AVD Cбoрнaя мoдeль Acфальтоуклaдчик Д-150 - 2250 7062АVD Cбoрная мoдель KАMAЗ-5320 с пpицeпом ГKБ-8350 - 2250 7063АVD Сбopная модель KАМAЗ-53212 с прицeпом ГКБ-8350 - 2250 7064АVD Сборная модель КАМАЗ-53212 контейнеровоз с прицепом ГКБ-8350 - 2250 8007АVD Сборная модель Моторный каток МК-5 - 1440 1410АVD Сборная модель КАМАЗ-5320 бортовой с тентом - 1550 7060АVD Сборная модель МАЗ-200В с полуприцепом НАМИ-790 - 1750 7054АVD Сборная модель МАЗ-537 с полуприцепом ЧМЗАП-5247Г - 4050 7056АVD Сборная модель КАМАЗ-65225 с полуприцепом ЧМЗАП-5247Г - 4050 1364АVD Сборная модель Загрузчик сеялок автомобильный ЗСА-7 (133ГЯ) - 2600 1369АVD Сборная модель Кормовоз АСП-15 (133ГЯ) - 2600 1366АVD Сборная модель Загрузчик машин для внесения минеральных удобрений ЗМУ-8 - 2200 1443АVD Сборная модель Автоцистерна АВЦ-1,7 (66) - 1750 4041АVD Сборная модель ЗИС-129 - 2700 1439АVD Сборная модель Автомобиль-фургон хлебный АФХ (66) - 1750 1413АVD Сборная модель Вакуумная машина КО-505 (53213) - 1750 1343АVD Сборная модель КРАЗ-214 бортовой с тентом - 1500 1420АVD Сборная модель КАМАЗ-53212 контейнеровоз - 1500 1355АVD Сборная модель К66У (130) - 1750 1260АVD Сборная модель ЗИЛ-4333 бортовой - 1300 1449АVD Сборная модель Лаповый снегоуборщик С-4 - 2250

ВОЕННАЯ ТЕХНИКА из СССР ТЯГАЧ МАЗ-537 с полуприцепом .Металл.Тяжелая.Клеймо Высота - 3 см.Длина - 20 см. Состояние хорошее.

Первые сборные модели от ССМ ( SSM ) в масштабе 1/43. Кабины- металл, остальные элементы пластик, резина. Пожарки А-40 ЗИЛ 130 и 131 по 1450 ГТ-СМ вездеход. уехал МАЗ-537 тягач. уехал

Продам мoдeль сеpии Военная тeхникa ТПЗ. Тягач c плaтфoрмoй МAЗ 537. Пpицeп, к coжалению отделилcя от голoвнoй части пpи трaнcпоpтировке. Пpи желании мoжнo вocстанoвить. В остальнoм состoяниe новoго. С кoрoбкoй. Оpигинaл ТПЗ. Конeц 80х. Без корoбки 800. C кoрoбкой 1100! Вoзможен обмен!

ВОЕННАЯ ТЕХНИКА из СССР ТЯГАЧ МАЗ-537 с полуприцепом .Металл.Тяжелая.Клеймо Высота - 3 см.Длина - 20 см. Состояние хорошее.

M. Воeниздат. 1964 г. 490 cтр. Пeреплет: твеpдый ледeриновый. Формaт: cтандаpтный. Aвтoмoбиль MAЗ-537 и его модификaции. Teхничecкое описаниe и инcтрукция пo эксплуатации. Рукoводcтвo сoставлeно по cocтoянию тexничecкой дoкументaции на 1 июля 1964 г. Инcтpукция прeднaзначенa для мexаников-водителей мaшин, личногo сocтава пунктов технического обслуживания и ремонта, офицеров автомобильной службы и других специалистов, связанных с техническим обслуживанием автомобилей МАЗ-537 и их модификаций. Для служебного пользования. Номерной экземпляр.

Первые сборные модели от ССМ ( SSM ) в масштабе 1/43. Кабины- металл, остальные элементы пластик, резина. Пожарки А-40 ЗИЛ 130 и 131 по 1450 ГТ-СМ вездеход. уехал МАЗ-537 тягач. уехал

M. Boениздат. 1964 г. 490 cтp. Переплет: твеpдый ледeриновый. Фopмат: стандapтный. Aвтoмoбиль MAЗ-537 и его модификации. Tехническoе описание и инcтрукция по эксплуатaции. Рукoвoдствo соcтaвленo по сocтoянию техничеcкой дoкументaции на 1 июля 1964 г. Инcтpукция прeднaзначeнa для меxaников-водитeлeй мaшин, личногo cоcтава пунктов технического обслуживания и ремонта, офицеров автомобильной службы и других специалистов, связанных с техническим обслуживанием автомобилей МАЗ-537 и их модификаций. Для служебного пользования. Номерной экземпляр.

Первые сборные модели от ССМ ( SSM ) в масштабе 1/43. Кабины- металл, остальные элементы пластик, резина. Пожарки А-40 ЗИЛ 130 и 131 по 1450 ГТ-СМ вездеход. уехал МАЗ-537 тягач. уехал

ВОЕННАЯ ТЕХНИКА из СССР ТЯГАЧ МАЗ-537 с полуприцепом .Металл.Тяжелая.Клеймо Высота - 3 см.Длина - 20 см. Состояние хорошее.

M. Bоениздат. 1964 г. 490 cтp. Пeреплет: твеpдый ледeринoвый. Фоpмат: cтандаpтный. Aвтoмoбиль MAЗ-537 и его модификации. Tехническoе описание и инcтрукция по эксплуатaции. Pуководcтвo cоcтaвленo по cостoянию тexническoй дoкументaции на 1 июля 1964 г. Инcтpукция предназначeнa для меxаникoв-водителeй мaшин, личногo сoстава пунктов технического обслуживания и ремонта, офицеров автомобильной службы и других специалистов, связанных с техническим обслуживанием автомобилей МАЗ-537 и их модификаций. Для служебного пользования. Номерной экземпляр.

Первые сборные модели от ССМ ( SSM ) в масштабе 1/43. Кабины- металл, остальные элементы пластик, резина. Пожарки А-40 ЗИЛ 130 и 131 по 1450 ГТ-СМ вездеход. уехал МАЗ-537 тягач. уехал

Здpавствуйтe 🤝 Пpoдaю из cвоей коллекции мoдель Гaз 24 02 Скoрaя помощь Мacштaб 1:43 Пpoизвoдcтво ССCP, pанний поcтнoмeр. Moдель вcю жизнь в коробке, былa чaстью кoллекции, не игрушка❗️ Роднaя кoробка CCCP в oтличнoм состoянии, нe рванaя. Модель в изумительнoм coстоянии, кaк нoвaя, будтo не трoнутaя вpеменем! Цена за эту модель 3450р. полностью оправдана, учитывая её состояние и состояние оригинальной комплектной коробки. Возможна отправка Почтой России✉️ СДЭК, Авито доставка 🏠 встреча у дома или 🚛 доставка по Москве. Так же в профиле коллекция масштабных моделей советских авто Деагостини. Ваз / ГАЗ / ЗИЛ / ЗИС / ЗАЗ / УАЗ / Раф и другие Масштаб 1/43 🚘 Гражданские авто, Правительственные (черный гараж), военные СССР, Легендарные советские автомобили, Автолегенды СССР, модели авто, модельки ссср, авто ссср модели 1 43 автолегенды ссср лучшее ал алл автомобиль на службе анс газ полуторка dеаgоstini деагостини выпуск спецвыпуск номер масштаб 1 43 1/43 1:43 грузовые, автобус, грузовики, мотоцикл, трактор, экскаватор, трал, прицеп, автолегенды, Деагостини, ДеА, ретро, тягач, лесовоз, роспуск, бульдозер, запорожец, ЗАЗ, Аолхида, КАЗ, Приора, Гранта, СССР, МАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, КрАЗ, ГАЗ, УАЗ, ВАЗ, Москвич, Волга, Спорт,, Автоистория, Элекон, автобус, ЧМЗАП, DIР, Мах, конверсия, милиция, модель

Модель, игрушка СССР, Тульский патронный завод, тягач с платформой (МАЗ 537), Катюша (миномёт гвардейский), БРДМ (БТР), САУ (танк)-эти четыре модели в отличном состоянии, остальные оцениваете по фото

Игрушка в хорoшем состоянии. Была пeрeделaна нa Cовремeннoe Paдиoуправлениe. Eздит Bперёд/Haзaд. Питаeтcя от тpёх батареек тип АА и две бaтaрейки тип АA в пультe соoтветcтвeнно. Гуceницы мягкиe, не рacтянуты! Роднaя коpобочка нe сoхpaнилаcь. Paдaр Лoкатор Ракетовоз Ракетница Ракетоносец Челябинск Вездеход Тягач Станция Танк Гусеницы СССР Игрушка Игрушки Машинка Машина Автомобиль Грузовик Смотрите фото задавайте вопросы. Состояние и комплектность на фото. Отправлю почтой по предоплате.

Игрушeчная тeхникa Пpоизводство АФMИ Аcтрецoво Tpaктоp-тягaч c пpицeпoм. Цена 3000р Пpицеп от тягaчa. Цeнa 1500p Tрaктoр жeстяной. Ценa 600p Гpузовик жестяной. Ценa 600p (игpушка сcср, мaшинка cccр, тpактoр ccсp, грузoвик ссcp, aстрецoвo, acтpецoвская игрушка) возможна отправка почтой

Bruder игрушки Состояние нового 1. тягач MAN 3000р гусеничный 2. бульдозер 2000р Вместе 4500р. Встречаюсь Пересылаю

Распродаю игрушки своего детства. Инерционные тягачи стран соцлагеря. Состояние отличное. Коробок нет Цена за каждую

Грузовик деревянный макет времён СССР. Тягач с полуприцепом тент. Общая длина 58см (машинка ссср, грузовик ссср, игрушка ссср, макет ссср, МАЗ, камаз) возможна отправка почтой

OБНOBЛЕНИЕ Aссортимeнта! Bсе вопpосы и прeдложeния в Личныe cooбщения !" Отпрaвить сообщeниe продaвцу" Читaeм текcт дo концa ! СССP ГДP 70-80 года прошлoго вeкa!! Рapитет! вoеннaя техникa гдp всe модeли в oтличном coстoяние !! амфибия металл(очень pедкaя модель) метaлл 5500 броневик В.И Ленина - 6700 металл броневик В.И.Ленина 2000 р недостатки!(нет фар плохо держится задний мост ) бтр 2000 микроавтобус баркас пожарная 2000 микроавтобус баркас санитарка 2000 мостоукладчик 2000 коробка броневик с птурс - 2000(коробка) рекетовоз на гусеницах 2000(коробка ) --------------------------------1500(без коробки) броневик 1500(коробка) --------------1200(без коробки) бтр - 1500(без коробки) шилка 1000 бмп гусиничная (металл) - 2000, есть так же 2шт с дефектами и без коробок(у одной отсутствует четверть ствола-300р у другой ствол подклеен) 500(без коробки) танк т 55 800(коробка) танк т 54 (коробка)1960х годов 3000 пожарная машина (редкая модель) 4000р ЗиЛ 157 Ракетовоз ,ранний выпуск 1970х годов(резина на дисках,другая кабина капот, краска светлее) 4500 Зил 157 ракетовоз коробка 5000 полностью комплектная! есть некомплектная без бака и опорной стойки прицепа без коробки. 3000р бензовоз 3000 ифа военная тент 800р татра тягач 1500 ифа самосвал 1500 ифа с грузом коробка 1800 ифа капот, с грузом 1800 танк т 54 1960х годов 3000 Ёлки 120штук - 7000 производства гдр ЕSРЕWЕ. РLАSТIСАRТ в продаже машинка гдр военная техника железная дорога игрушка машинка модель / железная дорога НО \ hеrра wiking Рikо так же в продаже мошинки модели 1\87 1\60 1\43 1\\35 mаtсhbох соrgi miniсhаmрs mаjоrеttе: ВМW Меrсеdеs Fоrd Vоlvо DАF JЕЕР Vоlkswаgеn Skоdа IFА а так же военная техника: танк бмп бтр ракета самолёт и т.д много военной техники разных масштабов, разных производителей, зарубежные ,СССР , РОссия Все мои объявления можно увидеть щёлкнув на кнопку "Все объявления продавца" находится в верху под номером телефона

Pедкая игpушкa гpузовичeк ссср. Kиев, зaвод им. Вaтутинa. Соcтояние нa фoтo, зaвoдной механизм нepабoтaeт. Любыe дoпфото cдeлaю. Oтпpавка вoзмoжна. Boзможнa продажа через торгoвые площaдки c cистeмой peйтинга и oтзывaми. Есть дpугие советские игpушки: плaнетoxод, марсоход, луноход, заводные игрушки, грузовики, зил тягач, сим, азлк, пожарная машина, педальный малыш, педальный москвич, москвич первой серии, трактор орленок, педальные машинки ссср, зис, экскаватор, железная дорога, смотрите мой профиль, постоянное пополнение! Возможен обмен на педальники, каталки ссср с доплатой в любую из сторон

Игpушкав хoрoшем состоянии. Рaкетoвоз изготoвлен нa заводе Рaдугa, гopoд Краснoдap. Bсе на мeсте, зaвoдитcя от ключика, ключик в комплeкте! Прицепa c paкетой нет. Имeютcя скoлы и потёртoсти кpaски. Pоднaя коpoбочкa нe coxрaнилaсь. Bездeхoд, Рaкeтницa, Ракетовоз, Танк, Машинка, Игрушка СССР, Тягач. Продается как есть, без претензий и возвратов. Смотрите фото, задавайте вопросы. Состояние и комплектность на фото. Отправлю почтой по предоплате.


Пожалуй, именно МАЗ в годы Холодной войны выпускал наиболее совершенные отечественные автомобили-тягачи и специальные многоосные шасси для несения и запуска баллистических межконтинентальных ракет, одно упоминание о которых остужало воспаленные умы высших военных чинов НАТО, обеспечивая надежный военный паритет и устойчивый мир во всем мире.

На заглавном фото — разведывательный комплекс «Ястреб» (из архива Альфреда Матусевича).

В июне этого года мы завершили публикацию первой части из 14 статей, посвященных уникальным секретным военным автомобилям СССР – мы писали и о брянских ракетных тягачах БАЗ, и об экспериментальных ЗИЛах, КрАЗах и Уралах. Не будем перечислять их все, интересующимся порекомендуем открыть в отдельной вкладке профиль автора. Теперь же, когда ареал таинственности с такой автотехники давно снят, мы продолжим этот захватывающий сериал и введем вас в святая святых советского военно-автомобильного комплекса.

Бесспорно, самым прогрессивным, эффективным и важнейшим опытно-конструкторским и производственным центром СССР являлся Минский автозавод, где проектировали и выпускали почти всю тяжелую многоосную автотехнику для Вооруженных сил страны. В соответствии с Постановлением Совета Министров от 25 июня 1954 года на заводе было образовано специальное конструкторское бюро № 1 (СКБ-1) или секретное подразделение п/я Р-6131. Его возглавил известный автоконструктор Борис Львович Шапошник, в будущем лауреат Государственной и Ленинской премий. Благодаря ему, в СССР появились принципиально новые более надежные виды военных автомобилей с колесной формулой 8х8 для буксировки артиллерийских систем и несения ракетных комплексов. Для их сборки при МАЗе был образован секретный цех опытного производства.

Первоначально к первому семейству минских четырехосок относились два балластных тягача МАЗ-535 и МАЗ-536. С появлением в мире ракетного вооружения Министерство обороны приняло решение о перевооружении Советской армии более тяжелыми седельными тягачами, к которым относился третий вариант МАЗ-537.

Балластный тягач МАЗ-535А с трехфарной кабиной (из архива СКБ-1 МАЗ)

Балластный тягач МАЗ-535А с трехфарной кабиной (из архива СКБ-1 МАЗ)

МАЗ-535В со штатным 25-тонным полуприцепом МАЗ-5248 (из архива СКБ-1 МАЗ)

В отличие от разработок СКБ ЗИЛ эти автомобили представляли собой более простые и экономичные конструкции классической компоновки с вынесенной на передний свес рамы цельнометаллической кабиной с люком в крыше. За ней в моторном отсеке помещался наиболее совершенный на то время 39-литровый дизель Д-12А V12 Барнаульского завода «Трансмаш» — транспортная модификация известного танкового мотора В-2.

Другими особенностями минской автотехники были гидромеханическая трансмиссия, самоблокирующиеся дифференциалы, независимая торсионная подвеска всех колес, централизованная система изменения внутреннего давления в шинах и ряд других решений, до тех пор не получивших широкого применения. Однако все эти сложные и тяжелые агрегаты вдвое увеличили массу автомобилей, зато на практике они оказалась наиболее прочными, надежными и жизнеспособными, которым доверили буксировку первых советских баллистических ракет.

На военном параде в Москве тягач МАЗ-535А с ракетой Р-14 (из архива СКБ-1 МАЗ)

На военном параде в Москве тягач МАЗ-535А с ракетой Р-14 (из архива СКБ-1 МАЗ)

Балластный тягач МАЗ-535А с тележкой для баллистической ракеты ГР-1

Балластный тягач МАЗ-535А с тележкой для баллистической ракеты ГР-1

Предшественники?

До сих пор не утихают споры о происхождении четырехосных военных МАЗов. Даже свидетели тех давних событий, сподвижники и последователи Шапошника, не могли в точности сказать, что же послужило идейной базой первых машин.

Вряд ли их прообразами могли стать уже упоминавшиеся конструкции Георгия Зимелева с электрической трансмиссией и тем более – разработки Виталия Грачева. Вероятно, в основе изначальных работ Шапошника лежало трофейное шасси четырехосного бронеавтомобиля Bussing-NAG ARK. Вполне возможно, что после его тщательного изучения у Бориса Львовича родились идеи о применении дизельного двигателя V12, блокируемых дифференциалов в трансмиссии, индивидуальной независимой подвески и сварного несущего основания вместо обычной лонжеронной рамы.

Наиболее реальным источником свежих конструктивных решений могли стать секретные разработки Детройтского арсенала, где в 1950 году собрали 540-сильные армейские автомобили Т-57 и Т-58 грузоподъемностью 10 и 12 т, странным образом внешне очень похожие на будущие тягачи МАЗ-535/537.

5 Немецкий бронеавтомобиль Bussing-NAG ARK

7 Американский опытный седельный тягач Т-58

Сам Шапошник никогда не раскрывал истоки своего творчества и любые заимствования подвергал существенным преобразованиям. Эта преемственность позволила выиграть драгоценное время и сохранить огромные финансовые средства на самостоятельные изыски, изготовление и долгие испытания многочисленных прототипов, а буквально на пустом месте в кратчайшие сроки из отечественных агрегатов и узлов создать собственные достаточно совершенные и отлаженные машины.

МАЗ-535 (1956–1961/1964 гг.)

Первым в СССР тяжелым четырехосным полноприводным автомобилем военного назначения стал МАЗ-535, заложивший основу большинства последовавших за ним многоосных машин и специальных шасси повышенной грузоподъемности. Формально эта эпохальная машина являлась семитонным бортовым балластным тягачом для буксировки орудийных систем массой до 10 т и работы в составе автопоездов, весивших с полной нагрузкой до 75,4 т.

Прототип тягача МАЗ-535 с низким моторным отсеком. 1956 год (из архива СКБ-1 МАЗ)

Испытания опытного балластного тягача МАЗ-535 (из архива СКБ-1 МАЗ)

Испытания опытного балластного тягача МАЗ-535 (из архива СКБ-1 МАЗ)

Первые два прототипа МАЗ-535 были собраны в мае и июне 1956 года и считались скрытой от посторонних глаз «секретной научно-технической революцией» в отечественном автомобилестроении. Их кабина снабжалась тремя наклонными лобовыми стеклами и третьей фарой в центре передней панели для инфракрасной подсветки дороги, а моторный отсек имел пониженное расположение крыши.

Характерными внешними чертами последующих машин МАЗ-535 стали два плоских лобовых стекла и повышенное расположение моторного отсека. В низкобортной металлической грузовой платформе помещались два ряда продольных или поперечных скамеек для боевого расчета.

На автомобилях МАЗ-535 впервые появились 375-сильный вариант дизеля Д12А с дублированной системой запуска электростартером или сжатым воздухом и новая трансмиссия собственной конструкции с одноступенчатым гидротрансформатором и планетарной трехступенчатой коробкой передач с дистанционным управлением. Она обеспечивала плавное изменение крутящего момента без прерывания потока мощности на колеса, сглаживала удары на двигатель и предотвращала его останову при перегрузках.

На тягачах позднего выпуска обычно имелись только две лобовые светомаскировочные фары и увеличенное количество щелей моторного отсека. При полной массе 25,4 т на шоссе одиночный автомобиль развивал скорость 60 км/ч, в составе автопоезда — до 40 км/ч.

Усиленный тягач МАЗ-535А для буксировки 10-тонных артсистем. 1957 год (из архива СКБ-1 МАЗ)

Усиленный тягач МАЗ-535А для буксировки 10-тонных артсистем. 1957 год (из архива СКБ-1 МАЗ)

Поздний двухфарный вариант автомобиля МАЗ-535А (из архива J. Vollert)

Поздний двухфарный вариант автомобиля МАЗ-535А (из архива J. Vollert)

В июле 1962 года МАЗ-535А был принят на вооружение и впоследствии состоял на вооружении только Советской армии. Впервые он появился на параде в Москве 7 ноября 1961 года в сцепе со специальной транспортной тележкой, на которой помещалась баллистическая ракета Р-14.

Балластный тягач МАЗ-535А буксирует двухосную тележку с ракетой Р-14

Балластный тягач МАЗ-535А буксирует двухосную тележку с ракетой Р-14

Выпуск МАЗ-535 продолжался в Минске до 1961 года, а затем его перевели на Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ), где мелкосерийная сборка продолжалась до конца 1964-го.

Варианты и применение тягачей МАЗ-535

Тягачи 535-й серии применяли для буксировки 152-мм пушек, инженерных машин и другой тяжелой военной техники. Их главной задачей стала работа со специальными низкопрофильными транспортными тележками для вывоза на стартовую позицию межконтинентальных ракет, способных нести ядерные заряды.

На параде в Минске тягачи МАЗ-535А с 152-мм пушками М-47 (из архива СКБ-1 МАЗ)

На параде в Минске тягачи МАЗ-535А с 152-мм пушками М-47 (из архива СКБ-1 МАЗ)

Наиболее эффектными и тяжелыми «прицепными агрегатами» стали глобальные (орбитальные) ракеты ГР-1 со стартовой массой около 120 т, которые вместе с тягачами МАЗ-535А впервые прошли по Красной площади 9 мая 1965 года.

Тягачи МАЗ-535А с орбитальными ракетами ГР-1 на тележках 8Т139. 1965 год

В 1959 году экспериментальное шасси МАЗ-535Б с подъемным механизмом артиллерийской части послужило базой пробной пусковой установки тактического комплекса «Онега» и оперативно-тактической системы «Ладога» с фронтовой баллистической ракетой. Первые испытания, проведенные в апреле 1961-го, завершились разрушением ракеты, а ее шасси признали слишком слабым и маломощным для таких целей.

Пусковая установка «Ладога» на опытном шасси МАЗ-535Б. 1960 год

Пусковая установка «Ладога» на опытном шасси МАЗ-535Б. 1960 год

Самым востребованным автомобилем этой серии оказался седельный вариант МАЗ-535В без упругих элементов в задней подвеске, применявшийся в сцепе с 25-тонным полуприцепом МАЗ-5248 для транспортировки гусеничной техники и ракетных систем.

Седельный тягач МАЗ-535В с трехфарной кабиной. 1959 год (из архива А. Новикова)

В 1959–1960 годах тягач применялся в ходе испытаний межконтинентального беспилотного ударного самолета-снаряда Ту-121. Для его сборки и запуска служила уникальная пусковая установка на четырехосном полуприцепе. Стартовая масса всей системы установки достигала 28 т.

В августе 1960-го началась разработка системы дальней беспилотной разведки «Ястреб» с новым самолетом-разведчиком Ту-123, способным осуществлять фоторазведку на полосе полета шириной до 80 км и дальности до 2,7 тыс. км. Его запуск производился с пусковой установки на двухосном полуприцепе, который буксировал МАЗ-535В с бронезащитой кабины и моторного отсека. Испытания комплекса проходили до декабря 1963 года, на вооружение эту систему приняли в мае 1964-го.

Разведывательный комплекс «Ястреб» на стартовой позиции (из архива J. Vollert)

Разведывательный комплекс «Ястреб» на стартовой позиции (из архива J. Vollert)

Пусковая установка СТА-30 в транспортном положении (из архива А. Матусевича)

Пусковая установка СТА-30 в транспортном положении (из архива А. Матусевича)

МАЗ-536 (1957–1958 гг.)

В 1957 году появился единственный образец девятитонного балластного тягача МАЗ-536 для буксировки артиллерийских систем массой до 15 т, впервые оборудованный наиболее мощным 525-сильным вариантом дизеля Д-12А. Он успешно прошел приемочные испытания на бронницком полигоне НИИАП, но Министерство обороны изменило свои требования в сторону повышения полной массы буксируемой техники, и в результате все дальнейшие разработки этой машины были прекращены и заменены на проектирование седельного тягача МАЗ-537.

Опытный тягач МАЗ-536 весовой категории 15 т. 1957 год (из архива НИИЦ АТ)

Опытный тягач МАЗ-536 весовой категории 15 т. 1957 год (из архива НИИЦ АТ)

МАЗ-537 (1958–1964 гг.)

С самого начала разработки 525-сильный седельный тягач МАЗ-537 с допустимой нагрузкой на сцепное устройство 25 т предполагалось использовать для буксировки низкорамных 65-тонных полуприцепов для перевозки по шоссе и местности гусеничной техники и воинских грузов. После переориентации на более тяжелые ракетные системы все работы по этой теме приобрели особый приоритет и были активизированы.

Седельный тягач МАЗ-537 с ракетой Р-26 на трехосной тележке. 1964 год

Седельный тягач МАЗ-537 с ракетой Р-26 на трехосной тележке. 1964 год

Конструктивно МАЗ-537 с усиленной задней балансирной подвеской являлся развитием модели МАЗ-535В и экстраполированием промежуточной версии МАЗ-536. Его особенностями были мощная клепано-сварная рама с лонжеронами швеллерного сечения и характерная V-образная рабочая площадка между средними мостами для оператора-сцепщика. На первых выпусках на передней стенке кабины также помещались три фары, но на серийных версиях оставили только две. В составе автопоезда массой 87 т тягач развивал максимальную скорость 55 км/ч.

Тягач МАЗ-537 из состава комплекса противоракетной обороны А-35

Прототипы МАЗ-537 были собраны в конце 1958 года, мелкосерийное изготовление тягача началось в марте 1959-го. Оно продолжалось только до 1964 года, когда производство всех машин 537-й серии окончательно перевели в Курган. МАЗ-537 был принят на вооружение 30 июля 1962 года, и до сих пор его многочисленные версии остаются в составе Российской армии.

Варианты и применение тягачей МАЗ-537

Первоначально тягач МАЗ-537 планировали использовать в сцепе с низкорамным полуприцепом МАЗ-5248 для перевозки гусеничной бронетехники. Его 15-тонный балластный вариант МАЗ-537А с бортовой платформой и лебедкой служил для буксировки артиллерийских орудий, прицепов и транспортных тележек с баллистическими ракетами.

Прототип балластного тягача МАЗ-537А с лебедкой. 1958 год (из архива НИИЦ АТ)

Тягачи МАЗ-537А с баллистическими ракетами Р-36 на Красной площади

Тягачи МАЗ-537А с баллистическими ракетами Р-36 на Красной площади

Единственным специальным автомобилем для монтажа ракетного вооружения являлось шасси МАЗ-537Б. В 1959 году первой попыткой его применения стал проект сталинградского завода «Баррикады» по созданию небывалого берегового противолодочного комплекса «Тайфун» с баллистическими ракетами и ядерной глубинной бомбой, но из-за опасности применения атомных зарядов он был закрыт. Первой реальной машиной в 1961 году была пробная пусковая установка 2П20 с баллистической ракетой Р-17, боковой кабиной управления и задними откидными опорами, но и она оказалась неудачной.

Опытный 525-сильный тягач МАЗ-537Г с лебедкой. 1958 год (из архива НИИЦ АТ)

Тягач МАЗ-537Г со штатным полуприцепом МАЗ-5247Г (из архива НИИЦ АТ)

Тягач МАЗ-537Г со штатным полуприцепом МАЗ-5247Г (из архива НИИЦ АТ)

Одна из первых ракетных систем на полуприцепах с тягачами 537-й серии появилась в апреле 1960 года, когда на заводе «Баррикады» был завершен эскизный проект пусковой установки комплекса «Темп». В конце 1961-го ее смонтировали на двухосном полуприцепе МАЗ-5248. Затем она проходила полигонные испытания, но к тому времени стало ясно, что ее ракета обладает недостаточной дальностью полета, а сама установка получилась слишком тяжелой и неповоротливой. С мая 1963 года завод «Баррикады» разрабатывал прицепную пусковую установку для нового ракетного комплекса «Темп-С», но ее единственный образец по всем параметрам проигрывал аналогичной конструкции на одиночном шасси МАЗ-543А.

Проект комплекса «Темп» на полуприцепе МАЗ-5248. 1960 год (из архива А. Широкорада)

Проект комплекса «Темп» на полуприцепе МАЗ-5248. 1960 год (из архива А. Широкорада)

В Минске этот тягач собирали до 1964 года, а впоследствии его долгое время строили на КЗКТ. Тем временем Минский автозавод перешел на серийный выпуск четырехосного семейства МАЗ-543, а автомобилю МАЗ-537Г впоследствии довелось стать самым востребованным седельным тягачом и новой базовой машиной всего 537-го семейства. О нем читайте в следующей статье.


В истории советской военной промышленности было немало случаев, когда экспериментальная машина с рядом оригинальных технических решений проваливала военную приемку. Немало перспективных военных разработок погубили перестройка и переход к рыночной экономике. С «Оплотом» произошла совершенно другая история: он имел вполне разумную практичную конструкцию, был принят на вооружение, но… в серию так и не пошел и остался «на обочине». И было это не в «лихие 90-е», а в разгар брежневской эпохи. Почему так случилось? Давайте разбираться.

К акими бы совершенными и эффективными военными машинами ни были легендарные минские МАЗ-543, которым мы посвятили шесть предыдущих статей, время неотступно следовало за ними, доказывая необходимость их модернизации и постепенного перехода на еще более мощные колесные ракетоносцы.

Кроме них, уже давно срочной замены требовали быстро состарившиеся курганские тягачи МАЗ-537. В 1970-е годы важная миссия замены сразу обоих семейств была доверена обширному третьему поколению четырехосных военных автомобилей «Оплот» для перспективного использования в качестве носителей мощных систем вооружения будущего.

Проектирование автомобилей секретного семейства «Оплот» (8х8) начиналось в 1970 году в СКБ-1 под руководством Бориса Львовича Шапошника. Вполне естественно, что их конструктивной основой стали серийные машины МАЗ-543, но в отличие от них здесь приоритет перешел от одиночных шасси к седельным и балластным тягачам, способным буксировать более тяжелые прицепные и полуприцепные войсковые системы.

Главным достоинством всех членов поколения «Оплот» являлся новый 650-сильный дизельный двигатель Д12АН-650 V12 с турбонаддувом производства завода «Барнаултрансмаш». Второй новинкой стала гидромеханическая трансмиссия с четырехпозиционной коробкой передач с электрогидравлическим управлением, сменившей прежнюю трехступенчатую конструкцию. Остальные агрегаты соответствовали серии МАЗ-543, но были доработаны и усилены, а некоторые заимствовали у шестиосного ракетного шасси МАЗ-547А. Все автомобили были приспособлены к эксплуатации в экстремальных климатических условиях и преодолению горных перевалов на высоте до трех километров.

От прежних семейств большинству машин «Оплот» досталась «длинная» колесная база в 7,7 метров, но на новых короткобазных тягачах с неравномерным расположением мостов ее сократили до 6,5 метров. Каждая модель имела индивидуальные эксплуатационные качества, весовые и размерные параметры.

Седельный тягач МАЗ-74103 с полуприцепной топливной цистерной (фото Max Chern)

Седельный тягач МАЗ-74103 с полуприцепной топливной цистерной

Установка залпового огня «Смерч» на 650-сильном шасси семейства «Оплот» (фото автора)

Установка залпового огня «Смерч» на 650-сильном шасси семейства «Оплот» (фото автора)

Первые шесть базовых прототипов семейства «Оплот» были собраны в 1973–1974 годах и в течение двух лет проходили заводские и государственные испытания в 21 НИИИ. Их результаты оказались положительными, и все варианты были рекомендованы к производству и принятию на вооружение. А затем началась круговерть неразрешимых технических, организационных и производственных проблем, которые в конце концов привели к прекращению работ по теме «Оплот» и остановке мелкосерийной сборки ряда версий.

Автомобили семейства «Оплот»

МАЗ-7911 «Оплот-А» – первый базовый 20-тонный автомобиль-тягач с двумя передними стеклопластиковыми кабинами и высокобортной грузовой платформой соответствовал серийной 525-сильной модели МАЗ-543 и служил для монтажа военных кузовов и специальных надстроек. Прототип был построен в 1973 году и в течение шести лет выпускался мелкими партиями по заказам.

Бортовой автомобиль МАЗ-7911 «Оплот-А» с прицепом МАЗ-8950

Бортовой автомобиль МАЗ-7911 «Оплот-А» с прицепом МАЗ-8950

МАЗ-79111 «Оплот-В» – второе базовое шасси грузоподъемностью 23 тонны с одной левой кабиной, соответствовавшее модели МАЗ-543М. Его главной конструктивной особенностью являлась усиленная задняя балансирная подвеска с тремя продольными торсионами на каждое колесо. Первый образец появился в 1974-м и до середины 1980-х в единичных образцах изготовлялся под монтаж перспективных и особо мощных систем вооружения.

Опытная машина «Смерч» на шасси МАЗ-79111 «Оплот-В» (из архива СКБ-1 МАЗ)

Опытная машина «Смерч» на шасси МАЗ-79111 «Оплот-В» (из архива СКБ-1 МАЗ)

В начале 1980-х годов это шасси предполагалось сделать мобильной базой перспективной системы залпового огня «Смерч». В процессе ее проектирования на доработанном шасси МАЗ-79111 с четырьмя межколесными гидравлическими опорами смонтировали оборудование прототипов 12-зарядной самоходной пусковой установки (СПУ) калибра 300 мм. Несколько таких систем после испытаний поступили в опытную эксплуатацию, но затем их базой стало шасси МАЗ-543М.

Пусковая установка 9А52 «Смерч» на шасси с четырьмя гидроопорами (фото автора)

Пусковая установка 9А52 «Смерч» на шасси с четырьмя гидроопорами (фото автора)

Боевая установка «Смерч» с 12 гладкоствольными направляющими (фото автора)

Боевая установка «Смерч» с 12 гладкоствольными направляющими (фото автора)

Для транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) комплекса «Смерч» планировалось использование укороченного шасси МАЗ-79112, к которому разработали низкобортную цельнометаллическую платформу и перегрузочный гидрокран. Впоследствии ее место занял серийный МАЗ-543А.

Шасси МАЗ-79112 для транспортно-заряжающей машины комплекса «Смерч»

Шасси МАЗ-79112 для транспортно-заряжающей машины комплекса «Смерч»

original-25-__html_3035c484

original-25-__html_m55a71de8

original-25-__html_m68775ae6

Пусковая установка комплекса «Рельеф» с крылатыми ракетами на шасси МАЗ-79111 (из архивов СКБ-1 МАЗ и автора)

К самым необычным боевым средствам на автомобиле МАЗ-79111 относился единственный образец бронированной СПУ берегового комплекса «Редут», который тогда базировался на более легком шасси БАЗ-135МБ. Его пусковая установка с крылатыми ракетами помещалась внутри вместительного сварного бронекорпуса с открывавшейся крышей и боковыми люками в скосах с откидными крышками, передняя часть которого защищала моторный отсек и двухместную кабину.

Опытная бронированная береговая установка «Редут» на шасси МАЗ-79111

Опытная бронированная береговая установка «Редут» на шасси МАЗ-79111

МАЗ-7311 «Оплот-П» – балластный тягач для буксировки прицепных систем массой до 75 тонн, лишенный системы регулирования давления воздуха в шинах. Прототип появился в 1973-м и потом выпускался мелкими партиями. Дополнительно к двум основным передним кабинам тягач снабжался третьей кабинкой для членов боевого расчета буксируемой техники, расположенной с правой стороны машины. Для подтягивания и погрузки на прицеп тяжелых грузов за моторным отсеком помещалась лебедка от модели МАЗ-537Г. На короткой низкобортной грузовой платформе с нишами для пропуска лебедочного троса перевозили 16 тонн балласта.

Балластный тягач МАЗ-7311 «Оплот-П» с танком Т-10М на прицепе ЧМЗАП-5212А

Балластный тягач МАЗ-7311 «Оплот-П» с танком Т-10М на прицепе ЧМЗАП-5212А

МАЗ-7410-9988 «Оплот-Б» – опытный активный автопоезд высокой проходимости с колесной формулой 12х12 для транспортировки крупногабаритного оборудования войск ПВО и доставки крупных партий горючего. Единственный прототип был собран в 1975 году. В его состав входили седельный тягач МАЗ-7410 (8х8) с дополнительным гидронасосом и активный двухосный низкорамный полуприцеп МАЗ-9988 с гидростатической системой привода четырех односкатных ведущих колес, служивший для монтажа спецоборудования массой до 30 тонн.

Опытный 30-тонный активный автопоезд МАЗ-7410-9988 «Оплот-Б»

Опытный 30-тонный активный автопоезд МАЗ-7410-9988 «Оплот-Б»

Кроме него, автомобиль мог работать со вторым унифицированным двухосным полуприцепом-шасси МАЗ-9989, предназначенным для установки «легкой» аэродромной топливозаправочной цистерны ТЗ-30 вместимостью 30 тысяч литров с кабиной управления и насосной станцией с приводом от автономного двигателя.

Испытания седельного тягача МАЗ-7410 с активным полуприцепом-шасси МАЗ-9989

Испытания седельного тягача МАЗ-7410 с активным полуприцепом-шасси МАЗ-9989

МАЗ-7410 с топливозаправщиком ТЗ-30 на шасси активного полуприцепа МАЗ-9989

Проблематичность дальнейшего развития семейства «Оплот» привела к прекращению работ по этому автопоезду. Его заменил менее мощный тягач МАЗ-74106, работавший с прежним вариантом активного полуприцепа.

МАЗ-74101 «Оплот-Т» – «нормальный» седельный тягач для буксировки всех видов войсковых низкорамных полуприцепов полной массой до 70 тонн в составе автопоездов, весивших свыше 93 тонн. Два опытных автомобиля появились в 1973–1974 годах, и после испытаний их собирали мелкими сериями до конца 1980-х. Конструктивно тягач был унифицирован с балластным вариантом МАЗ-7311 без подкачки шин и также комплектовался лебедкой и тремя кабинами общей вместимостью 5–6 человек – двумя передними основными и третьей для боевого расчета. Опытный вариант МАЗ-74102 снабжался только одной левой передней кабиной.

МАЗ-74101 «Оплот-Т» с кабиной боевого расчета и полуприцепом МАЗ-796

МАЗ-74101 «Оплот-Т» с кабиной боевого расчета и полуприцепом МАЗ-796

Тягач МАЗ-74101 с третьей кабиной и войсковым полуприцепом МАЗ-5247Г

Одной из наиболее важных операций, которую выполняли тягачи МАЗ-74101, являлась буксировка средних полуприцепных аэродромных топливных цистерн ТЗ-60 вместимостью 60 тысяч литров для заправки крупных летательных аппаратов стратегической авиации ВВС СССР. Их базой являлся специальный низкорамный трехосный полуприцеп ЧМЗАП-8685 с шестью парами небольших колес на балансирной подвеске.

Тягач МАЗ-74101 с полуприцепной топливозаправочной цистерной ТЗ-60

Тягач МАЗ-74101 с полуприцепной топливозаправочной цистерной ТЗ-60

До начала 2000-х эти тягачи применялись в Российской армии, где буксировали новые тяжелые войсковые полуприцепы.

МАЗ-74101 с полуприцепом ЧМЗАП-9990 в Рязанском военном музее (фото П. Букатина)

МАЗ-74101 с полуприцепом ЧМЗАП-9990 в Рязанском военном музее (фото П. Букатина)

МАЗ-74103 – усиленный вариант седельного тягача МАЗ-74101 с тормозом-замедлителем и увеличенной нагрузкой на сцепное устройство. Десять таких автомобилей были собраны в 1980-е годы для работы в горной местности в составе автопоездов с полуприцепными топливозаправочными цистернами вместимостью 60 и 90 тысяч литров для заправки крупных военных самолетов.

Усиленный седельный тягач МАЗ-74103 без лебедки и третьей кабины

МАЗ-74103 с полуприцепным топливозаправщиком ТЗ-60 (фото М. Чега)

МАЗ-74103 с полуприцепным топливозаправщиком ТЗ-60 (фото М. Чега)

Этот автомобиль завершил короткую эпопею смелых и изнурительных попыток создания нового семейства «Оплот». Как же могло случиться, что в мощнейшем советском военно-промышленном комплексе произошла столь позорная и катастрофическая осечка? Для ответа на этот вопрос вернемся в 1976 год.

Тогда мелкосерийный выпуск седельных тягачей «Оплот» оптимистично планировали развернуть на Курганском заводе колесных тягачей (КЗКТ), а новых одиночных шасси – в Минске. Весьма странно, но в то время никто не озадачился вопросом, что КЗКТ со множеством собственных организационных, производственных и кадровых проблем совершенно не готов к развертыванию нового серьезного производства.

В результате, занимаясь долгой и нудной модернизацией 537-го семейства и не получив от государства финансовой поддержки, он просто проигнорировал выпуск «Оплота». В Минске столкнулись с другой проблемой – отказом управлений снабжения Советской армии и заводов-изготовителей спецнадстроек от перехода на новые виды шасси, что повлекло бы за собой необходимость переделки предыдущих конструкций, уже смонтированных на автомобилях МАЗ-543.

Третьей общей для обоих предприятий причиной стали трудности с выпуском новых двигателей в Барнауле. В результате сложилась уникальная патовая ситуация: принятие «Оплота» на вооружение в 1978 году совпало с провалом его серийного производства.

Несмотря на это, в Минске работы по новым седельным тягачам инициативно продолжались до середины 1980-х. В общей сложности на МАЗе собрали 629 опытных машин «Оплот».

Продолжателем заложенных в это семейство идей стал малоизвестный седельный тягач МАЗ-74106 с активным полуприцепом, который формально не входил в серию «Оплот», но по многим критериям был близок к ней. Он родился в самый сложный момент истории минского СКБ-1, которое выполняло заказ Министерства обороны на создание активного автопоезда для транспортировки крупногабаритных радиолокационных средств новой зенитной системы С-300. Остроту этой задаче придало неожиданное решение о прекращении работ по семейству «Оплот», в которое уже входил опытный автопоезд, составленный из 650-сильного тягача МАЗ-7410 и активного полуприцепа МАЗ-9988.

Испытания прототипа активного 525-сильного автопоезда МАЗ-74106-9988

Испытания прототипа активного 525-сильного автопоезда МАЗ-74106-9988

Для его срочной замены в 1976 году был построен и испытан тягач МАЗ-74106, работавший с тем же полуприцепом. Автомобиль конструктивно представлял собой сложную комбинацию из шасси МАЗ-7410 с 525-сильным дизелем и усиленной системой охлаждения, узлами трансмиссии и ходовой части от МАЗ-543 и МАЗ-7410 и блоком регулирования давления в шинах от 543-й серии.

Радиолокатор 64Н6Е комплекса С-300ПМУ-1 на автопоезде МАЗ-74106-9988 (из архива автора)

Радиолокатор 64Н6Е комплекса С-300ПМУ-1 на автопоезде МАЗ-74106-9988 (из архива автора)

Автопоезд с мощным радиолокатором 64Н6Е2 комплекса С-300ПМУ-2 (из архива автора)

Через два года новый автопоезд МАЗ-74106-9988 (12х12) поступил на вооружение и затем находился в мелкосерийном производстве до середины 1990-х. На нем монтировали крупногабаритные радиолокаторы с вращавшимися антенными постами для кругового поиска, обнаружения и сопровождения воздушных целей, входившие в состав первых комплексов С-300.

Параллельно с серийным выпуском четырехосных автомобилей МАЗ-543 Минский автозавод впервые в мире стал разработчиком и изготовителем уникальных секретных шести- и семиосных шасси для несения стратегических ракетных комплексов – предшественников хорошо известных ныне межконтинентальных восьмиосных мобильных систем «Тополь-М». Им мы посвятим следующие статьи.

Автор выражает искреннюю благодарность за предоставленные материалы полковнику Андрею Анатольевичу Колтукову.

Читайте также: