Убирать игрушки на место

Обновлено: 06.05.2024

Предлагаю обсудить актуадьную для многих тему- уборку игрушек в группе. Приходится заставлять или уговаривать детей убирать за собой игрушки? Много ли времени уходит на это. Если для вас эта тема актуальна - предлагаю несколько рекомендаций:

ВложениеРазмер
uborka_v_gruppe.docx 146.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОИГРАЛИ? УБИРАЕМ ИГРУШКИ НА МЕСТО.

Если для вас эта тема актуальна – предлагаю несколько рекомендаций:

1. Не превращайте уборку игрушек в наказание. Если ребенок будет воспринимать наведение порядка негативно, то вполне вероятно, что он просто перестанет брать игрушки. Но при этом переключит внимание на что-то другое. Лучше всего, если вы превратите этот процесс в игру. Кубики от конструктора можно загрузить в игрушечную машину, и увезти на место. Кукол можно «проводить» и посадить на полку.

2. Процесс уборки пойдет веселее и быстрее, если собирать игрушки будет не один ребенок, а несколько. Здесь тоже можно включить элемент игры. Кто быстрее наведет порядок? Кто аккуратнее составит игрушки?

3. Поговорите с детьми. Объясните почему игрушки нужно убирать на место. Возможно, некоторые дети действительно этого не понимают, и вполне комфортно чувствуют себя среди разбросанных игрушек.

4. Если дети еще слишком маленькие – не ругайте их за то, что они неправильно или не аккуратно поставили игрушки. Малыши только учатся наводить порядок.

5. Расскажите детям о том, что их ждет после того, как они наведут порядок. Лучше, если это будет что-то радостное и приятное – прогулка, театрализация сказки, вкусный обед, игра с воспитателем, познавательный мультфильм… и всё то, что так любят дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка убирать игрушки

Уборка собственной комнаты является неотъемлемой частью воспитания ребенка и помогает сформировать у него чувство ответственности. То, как Ваш ребенок научит.

Родителям на заметку. Не хочу убирать игрушки.

Вот несколько правил, и вы превратите уборку игрушек в увлекательное занятие.

"Как научить кроху убирать игрушки"
"Как научить кроху убирать игрушки"

Как научить маленького ребенка в игровой форме убирать за собой игрушки.


Конспект коллективного труда "Убираем игрушки"

В материале представлен конспект коллективного труда для детей средней группы по уборке игрушек. Здесь предложены некоторые методы, как увлечь ребенка к труду.


Консультация для родителей "Чтобы ребёнок с желанием убирал игрушки"

С помощью этой консультации родители могут приучить ребёнка убирать за собой игрушки.При составлении консультции использованы материалы из книги Н.М. Метеновой "Родителям о детях".


Консультация для родителей, Как научить ребенка убирать игрушки.«Убери игрушки сама (сам)».

Для ребенка слова «надо» и «обязанность» — пустой звук, заставить малыша делать то, что он не хочет, практически невозможно. Кричать, ругаться и требовать, сейчас же убра.


Дети и беспорядок — это синонимы. Конструктор в самых неожиданных местах, крошки печенья на диване и динозавры в ванне — так выглядит квартира, в которой есть ребёнок. Можно ли это изменить? В блоге Департамента труда и соцзащиты Москвы на этот вопрос отвечает психолог семейного центра СЗАО Тимур Орлов.

Дети обычно не понимают, что вокруг них беспорядок. Разве что сами наступят пяткой на конструктор или машинку. Но порядок в комнате необходим родителям и детям не только для эстетики и удобства, но и для безопасности (в первую очередь — самого ребёнка).

Каждой игрушке — свое место

Требование постоянно убирать игрушки на место прерывает детскую игру, поэтому иногда всё-таки стоит разрешить оставить на полу куклу, мячик и медвежонка — пускай они пьют чай из игрушечного сервиза. А когда же тогда убирать игрушки? Выберите для этого специальное время: например, перед тихим часом или отходом к ночному сну. Таким образом ребёнку будет легче смириться с тем, что игрушкам пора расходиться по своим контейнерам и полкам. Конечно, небольшие внеплановые уборки тоже можно устраивать: если беспорядок слишком уж затрудняет передвижение по комнате.

С какого возраста учить ребёнка наводить порядок

Навести полноценный порядок в комнате ребёнок способен примерно с трёхлетнего возраста, но приучать его к этому можно уже с года. Попросите малыша подать кубик, чтобы положить его в контейнер, или поставить пирамидку на полку. Обязательно похвалите ребёнка, но если у него что-то не получается, не требуйте от него слишком многого. Ребенок научится порядку постепенно.

Чтобы ребёнку было проще, придумайте для каждой игрушки своё место. Так он будет знать, куда именно надо убрать предмет, и не будет теряться при наведении порядка

Хорошим решением будет покупка контейнера для хранения игрушек. Лучше, чтобы они были разного цвета: так проще запомнить, что в каком контейнере должно храниться. Например, овощи, фрукты, посуда — в белом, машинки — в красном, куклы — в розовом, животные — в синем и т. д. Можно использовать и одинаковые емкости, но тогда стоит их как-то пометить — например, наклеить на каждый контейнер наклейку или разрисовать его вместе с ребенком.

Если ребёнок убрался, но игрушки находятся не на своих местах, не стоит просить его переделывать. Таким вы обесцените его труд. Вы можете просто рассказать, какие игрушки нужно будет положить на другие места в следующий раз.

Если дети протестуют против порядка

Так как все дети разные, то идеального рецепта не существует. Чтобы подобрать ключик именно к своему ребёнку, стоит попробовать несколько разных способов:

  • Превратите уборку в игру. Соревнуйтесь, кто больше соберёт игрушек. Если ребёнок увлечется игрой, позвольте ему выиграть. Или представьте себя в виде мышек, которые прячут припасы по норкам. Так ребёнку будет легче вовлечься в деятельность.
  • Найдите или придумайте сказку про неубранные игрушки и что с ними происходит. Важно, чтобы в такой сказке всегда был счастливый финал — все игрушки вернулись на свои места.
  • Попробуйте убирать игрушки необычным способом — например, локтями! Или издавать смешные звуки, когда предмет попадает на своё место.
  • Поощряйте ребенка специальными наклейками, которые он будет зарабатывать за хорошо сделанную уборку.

Ни в коем случае не стоит играть на страхах ребенка, угрожая выбросить игрушки, если ребёнок не уберет их. Сработает ли такая стратегия? Безусловно. Но ребёнок не только получит дозу стресса, но также может затаить обиду и злость на взрослого, а это негативно скажется на детско-родительских отношениях.

Помните, что любое овладение навыком всегда проходит несколько стадий:

1. Ребенок наблюдает за действиями взрослого.

2. Пробует делать вместе со взрослым.

3. Действует сам, но под наблюдением взрослого, иногда пользуясь его помощью и поддержкой.

4. Начинает действовать самостоятельно.

Поэтому сначала пусть ребёнок смотрит, как наводите порядок вы. Потом начинайте привлекать его, чтобы он по чуть-чуть помогал вам. Через некоторое время ребёнок уже будет стараться сам класть игрушки на место, и ваша помощь потребуется лишь изредка, когда ребёнок не заметит какую-то «спрятавшуюся» игрушку или забудет, перепутает, где правильное место для паровозика. А позже ваша помощь и вовсе не потребуется, и вы с удивлением обнаружите, как хорошо малыш умеет наводить порядок.

Если вам трудно найти общий язык с ребенком и вы чувствуете, что терпение на пределе, обращайтесь в столичные семейные центры. На интерактивной карте вы можете легко отыскать ближайшее учреждение и обратиться за помощью к профессионалам.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.


Феномен выученной беспомощности был открыт Мартином Селигманом в 1967 году. Он связан с состоянием человека, когда тот не пытается изменить негативные обстоятельства вокруг себя, даже если может. Психолог Юлия Данилова показывает на примере, как этот феномен становится частью личности.

Ко мне на консультацию пришла мама семилетней девочки. В сентябре она должна идти в первый класс. Мама опасается, что в школе будут проблемы, потому что она «ничего не может сделать сама».

— А в туалет ходит сама?

— Если я напомню, то да.

— А если не напомните?

Мама на полном серьёзе считает, что без её напоминания дочь не сможет понять, нужно ли ей в туалет, и пойти туда, если захочет.

— А что вы делаете, чтобы поддерживать в ней это поведение?

— Ну что она ещё не делает сама?

— Игрушки разбрасывает по всей квартире и не убирает.

— А у нее есть своя территория?

— А кто там делает уборку?

— Тогда получается, что у неё нет своей территории.

Своей территорией ребёнок будет считать только то место, которым он управляет, на котором он принимает свои решения. На эту территорию никто не может попасть без разрешения хозяина.

— А в чём ваша дочь принимает самостоятельные решения?

— Она не может принимать самостоятельные решения! Если я не буду убираться в комнате, она не будет тоже!

— Возможно, первое время не будет. Пока не поймёт, что мама не пошутила и действительно больше не зайдет в её комнату. И все же, есть место, где ваша дочь принимает самостоятельные решения?

— Тогда вашей задачей будет создать ей для этого условия. Иначе вам предстоит учиться в школе вместо неё.

— Мне муж то же самое говорит, слово в слово.

— А вы как считаете?

— Я этого и боюсь, поэтому пришла.

Когда дети ведут себя беспомощно, они:

  • используют модель поведения родителей,
  • получают много внешнего управления,
  • или их деятельность прерывают.

— Как у вас обстоят дела с порядком на вашей территории?

— Да я тоже вещи не сразу на место кладу. Слишком много дел надо успеть. Сразу всё не успеваю.

— Вы можете говорить ребёнку всё, что угодно. Но он берёт пример с вас. Вспомните моменты, когда ваша дочь впервые взяла в руки веник, тряпку, нож?

— Дети в 3-4 года режут бутерброды и салаты, если их научить.

— Конечно, я бы отобрала у неё нож. И тряпку. Быстрее и лучше — самой.

— Возможно. Если хотите такой результат, как сейчас. А что будет дальше?

— Не знаю. Ей уже ничего не интересно.

— Конечно. Какой смысл проявлять интерес, если всё равно ничего нельзя.

Как обнаружили механизмы развития выученной беспомощности

Взяли две группы крыс. Им нужно было выбраться к выходу из лабиринта при этом их били током. В итоге обе группы крыс начинали искать выход. Но в одном из лабиринтов выход закрывали. Крыс продолжали бить током, но поскольку они не могли открыть дверь, то вскоре отказались от попыток действовать. Когда выход снова открывали, половина крыс из второго лабиринта не использовала эту возможность.

Точно также мы учим своих детей беспомощности. Годовалый ребёнок берет метлу, мама смеётся над ним и забирает. Он как взрослый хочет помыть посуду, ему говорят, что он маленький, и у него не получится. Ну а к школьному возрасту вы уже не можете его заставить даже криком и угрозами.

Но и это можно изменить, если вовремя пересмотреть свои родительские заблуждения.

В каком возрасте можно научить ребенка порядку

Ребёнок начинает понимать родителей с года. Годовалый малыш уже может откликнуться на просьбу дать игрушку или передать салфетку. И уже с этого возраста можно приучать кроху класть предмет, который он взял, на место. Плюс такого раннего приучения, что ребенок спокойно воспринимает и выполняет задания. Дети старшего возраста начинают капризничать и могут выразить протест или недовольство.

Объясняйте крохе, что, пока он не уберет игрушку или книгу на место, он не сможет взять другую. Но, если ребенок хочет играть сразу с несколькими игрушками, не мешайте ему. При смене деятельности, например, когда кроха построил башню и решил перейти к рисованию, попросите малыша сначала убрать кубики. А уже затем доставайте предметы для творчества.

Учтите, чем старше ребенок, тем хуже действует вышеописанный метод. В 2-3 года он уже хочет и книжку, и машинку, и кубики сразу. Давайте малышу одновременно столько предметов, сколько нужно для игры. Например, кукла и ее домик, гардероб или набор юного доктора либо парикмахера или гараж и машинки и так далее. К пяти годам у малыша должно сформироваться позитивное отношение к уборке.

Почему ребенок не хочет убираться

Когда малыш повзрослеет, он может капризничать из-за того, что не хочет убираться. Одна из причин такого поведения, что он проверяет родителей. Крохе интересно, что будет, если не выполнить поручение. В этом случае спокойно и твердо, без крика, истерик и потакании повторяйте просьбу. Спросите, нужна ли ваша помощь.

Если ребенок все равно отказывается убираться, отступите. Через некоторое время ему что-нибудь станет нужно. Например, попросит печенье или сок. В этом случае, скажите, что дадите только после того, как кроха выполнит незавершенную работу и обязательно предложите помощь. Совместная уборка ускорит процесс и поможет наладить контакт с малышом.

Как уговорить ребенка убирать игрушки

Когда вы просите ребенка что-то выполнить, говорите спокойно, уверенно, твердо и доброжелательно. Не кричите и не раздражайтесь. А когда кроха выполнит задание, не забудьте похвалить за проделанную работу и добрый поступок.

Если описанные выше методы не работают, можно перейти к следующему способу. Скажите, что если он не уберется, вы уберете игрушки самостоятельно и спрячете изделия на несколько дней. Если малыш так и не выполнил просьбу, спокойно соберите игрушки, сложите в коробку и уберите на два дня. Обязательно скажите, что раз он не убрался, вы спрятали игрушки, как и обещали.

Проявите твердость и не поддавайтесь на уговоры! Даже если кроха слёзно будет просить только книжку или один маленький конструктор. Отдайте предметы только в тот день, на который договаривались. Когда отдаете игрушки, обязательно договаривайтесь с ребенком, что тот после игры обязательно уберет игрушки на место.

Еще один интересный и действенный способ - завести штрафной ящик, куда отправляются игрушки, которые не убраны к конкретному часу. Каждый раз напоминайте крохе об уборке и, что приближается час, к которому все должно быть убрано. Неубранные игрушки убирайте в ящик и не отдавайте дня два.

Приучайте делать уборку и делайте уборку вместе ежедневно в одно и то же время. Поможет календарь уборки, где каждый пройденный день уборки вы будете вместе заклеивать интересными стикерами или наклейками. Когда малыш уберется, пусть он выберет понравившуюся наклейку и заклеит нужную дату. Показывайте такой календарь родственникам и друзьям, говорите, какой малыш молодец, что он самостоятельно каждый день убирает за собой игрушки.

Лучший метод при приучении детей к порядку - поставить ребенка в условия, когда он захочет убираться самостоятельно. Поможет и собственный пример. Всегда поддерживайте чистоту и порядок в доме, регулярно делайте уборку и постепенно вовлекайте в процесс малыша.

Давайте ребенку задания, которые он в силах выполнить. При этом помогайте крохе, но не делайте все за него. Это не только воспитает самостоятельность, но и не сделает уборку чем-то тяжелым и неприятным. Еще несколько рекомендаций, как приучить детей к домашним обязанностям, вы найдете здесь .

Чувство порядка закрепляется до трёх лет. Вообще с рождения дети большие любители порядка. Им важно, чтобы было именно так, как они привыкли. Колоссально значимы режим дня, в определенной последовательности ритуалы перед сном, дети хорошо запоминают порядок действий и привыкают к месту и атрибутам. Малыш очень удивится, если увидит маму в папиной футболке, переставленную мебель, может отказаться есть не на своем стуле.

Детям свойственно придерживаться порядка во всем. До трёх лет детская психика очень чувствительна к обучению порядку. Если в этом возрасте научить малыша класть игрушки на место, не брать новую, пока не поставил на полочку ту, которой уже поиграл, вытаскивать игрушку только ту, которая нужна сейчас, то ребенок в будущем будет легко поддерживать порядок, и вам не придется как попугаю из раза в раз повторять: убери игрушки.

Может казаться, что в год-два ребенок ещё так мал для приучения к порядку, но на самом деле именно в этом возрасте у него формируется это чувство порядка. Очень тяжело будет ребенку в 5-6-7 лет научиться класть все на места, если до этого всегда все игрушки и книжки были разбросаны, или если их убирала мама.

И наоборот, если с раннего возраста малыш знает, что у всего есть своё место, то в будущем ему просто поддерживать порядок. Вот почему важно прививать навыки своевременно. Подробнее о сензетивных периодах развития я писала здесь .

Как научить убирать свои игрушки?

  • Превратите уборку в игру. Кто быстрее соберет? Кто больше соберет? Оживите игрушки.
  • Подчеркивайте, как хорошо, когда игрушки собраны. Можно каждый раз, как ребенок собрал игрушки, предложить активность, которая ему очень нравится: догонялки, прыжки, подбрасывание или кружение.

Ух ты! Смотри как много свободного места стало. Теперь можно поиграть в .

  • Выделяйте время на уборку с запасом. Не так, что вам уже давно пора заниматься другими делами, вы нервничаете, что ребенок никак не соберёт игрушки. Детям свойственно все делать медленно, поэтому нужно всегда выделять времени с запасом.
  • Дети в год, два, три, иногда даже в четыре не могут сами убрать много игрушек, они отвлекаются, так как у них ещё не развита сила воли. Поэтому нужно убираться вместе. Также можно делить уборку на короткие задания: сначала убрать кубики, потом отнести на место книгу.
  • Будьте последовательны. Если устанавливаете правило убирать игрушки, то убирать их нужно каждый раз, а не по настроению.
  • Не надо говорить, что вы выкинете все игрушки, если вы этого делать не собираетесь. Во-первых, вы так показываете, что сами не выполняете то, что говорите. Во-вторых, ребенок не будет ценить то, что, оказывается, можно выкидывать, так происходит обесценивание.

Для детей более старшего возраста, может быть естественным последствием то, что родители заберут игрушки, которые раскиданы. Но на деле можно обойтись и без этого, мотивируя ребенка самому убираться.

Мотивация может быть в зависимости от интересов ребенка и ситуации. Например, когда все игрушки будут по местам:

Читайте также: