Урок русского языка 6 класс описание игрушки

Обновлено: 11.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Подготовка к сочинению-описанию народной игрушки

«…без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, народ бы рассыпался пылью по лицу Земли»

Эмоциональный настрой

-Ребята, сегодня у нас необычный урок, и начать его мне бы хотелось с одной истории:

«Встретились однажды три мастера. Один говорит : «Посмотри, какую игрушку вылепил я своими руками». Он показал яркую глиняную игрушку. Второй мастер взял кисть и краски и нарисовал на этой игрушке прекрасные узоры. Замечательно получилось. А третий мастер сказал : «Я тоже умею рисовать, только не красками, а словами. «Как словами?»- удивились мастера.

- Ребята, а вы как думаете, можно ли рисовать словами и что это значит?

Итак, чтобы узнать секреты словесного рисования, мы открываем «Мастерскую слова».

Сегодня мы проведем урок развития речи, который подготовит вас к написанию домашнего сочинения-описания. А если вы внимательно посмотрите вокруг, то без труда догадаетесь, что придется нам описывать. Да, сегодня в гостях у нас игрушки. Именно о них сегодня речь. Мы постараемся в течение урока собрать весь необходимый материал для ваших творческих работ.

Выставочный зал.

Сначала Я приглашаю вас посетить небольшую выставку. Но чтобы попасть на неё, надо предъявить пригласительный билет. У каждого из вас он имеется. Одно условие. Чтобы нас пропустили, нужно продемонстрировать орфографическую зоркость.

Словарная работа. (Приложение 1)

- Ребята, как вы думаете, чем отличаются современные и народные игрушки и что в них общее? (общее: изображают людей, животных; разное: материал, из которого изготовлена, народные более красочные, расписные, в то же время скромные и простые, в них всегда ощутима доброта, в них нет агрессивности)

-А у вас дома живут народные игрушки?

(К сожалению, в наших домах этих игрушек остается все меньше и меньше, а ведь каждая из них может рассказать о себе интересную историю. К счастью, были и есть такие люди, которые собирают эти истории. Об одном из них я хочу вам рассказать.

Сказка «Жил игрушечник Бартрам»

Жил на свете добрый человек, который придумывал, мастерил и изучал игрушки. Звали его Николай Бартрам. (Слайд 3) Он был фантазером, сказочником, чудаком и известным ученым. Многие взрослые улыбались, глядя на него : «Ну и наука- в куклы играть». А он отвечал: «Игрушки- это серьёзное дело».

С рюкзаком за спиной он бродил по городам и селам, лазил по чердакам и по подворотням, собирал безногих и безруких кукол, чинил их, подбадривал и утешал их. Часто он говорил : «Изучая игрушку, можно узнать историю человечества». «Если хочешь узнать историю человечества, читай книги, зачем лазить по чердакам?»- слышал Бартрам.

А он отвечал, что язык игрушек интересней, игрушка-зеркало жизни.

-Ребята, как вы думаете, что могут рассказать о себе игрушки?

(игрушка-это отражение культуры народа, его быта, его истории.

А мы не должны забывать о своем прошлом).

Именно поэтому героиней сегодняшнего урока будет народная игрушка , а какая, догадайтесь: (видеоролик)

Дед ее- японец, отец- русский художник, родилась она в мастерской «Детское воспитание» в 1899 г.. Игрушка с сюрпризом.

(или мультфильм короткая версия).

-Ребята, на нашей выставке присутствуют разные народные игрушки. Не зря сделали героиней, почему остановились именно на матрешке.

-Ребята, а знаете ли вы, какой город называют родиной матрешки?

(Сергиев Посад, город, который находится недалеко от нас).

Если вы окажетесь в этом старинном подмосковном городе, посетите музей игрушек, который в 1920 г. Создал тот самый замечательный человек, который знал язык игрушек – Николай Бартрам. Главное место в коллекции музея занимает наша героиня –русская матрешка.

_-Каково же её присхождение ?

Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом ” .(Слайд 5) Она была из дерева, пустая внутри, и в неё вкладывались несколько таких же кукол поменьше .(Слайд 6) Кукла эта была японцем, сердитым на вид, узкоглазым лысым стариком с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Изображала она Фукуруму- божество счастья и долголетия. А несколько фигурок внутри- несколько божеств рангом пониже. Очень понравилась эта кукла известному художнику Сергею Васильевичу Малютину .(Слайд 7) Он нарисовал подобную куклу с миловидным личиком, переодел ее в русский костюм и показал народным умельцам. Токарь по дереву Василий Звездочкин, уроженец Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями, выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Художник Малютин расписал их.

На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из 8 фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца. Когда Звездочкин выточил, а Малютин расписал, то ,по преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул : «До чего похожа на нашу Матрену!». С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой. В лице, одежде и фигуре куколки отразились народные представления о красоте женщины.

И стала она русской национальной игрушкой, символом добра, русской души, а также символом крепкой и дружной семьи.

Интересные факты: есть матрешки, состоящие из 50 и из 60 кукол. Самая крупная матрешка- ростом с первоклассницу, самая маленькая не больше семечка подсолнуха.

Другая точка зрения

История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.

ИГРА УЗНАЙ МАТРЕШКУ (Слайд 8)

РОСПИСЬ МАТРЕШЕК

-Чем отличаютя м. на слайде?

Дело в том, что для каждой местности, где изготавливали матреше ,характерна своя роспись. Наша, Сергиево-Посадская матрешка, легко узнаваема

С.-П .: игрушка расписывается более строго. На ней четко выражены детали одежды: сарафан, вышитая рубаха под сарафаном, передник, платочек.

Семёновская : художники оставляют больше естественного фона дерева, а перед матрешки украшен яркими букетами цветов. Используются контрастные тона, много желтого, красного.

Полховский Майдан : Матрешки похожи на букеты пышных цветов. Их расписывают крупными, яркими цветами. Иногда вытянуты по вертикали, похожи на столбики. Роспись строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов. . Главный элемент росписи - цветок-шиповника - символ любви и материнства. Краски яркие: зеленая, желтая, малиновая. Руки у матрешки спрятаны под большим платком.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь проверим, насколько вы были внимательны

Я показываю картинку и задаю вам вопрос, напр. Это семеновская матрешка? Если да, вы хлопаете 3 раза в ладоши, если нет -топаете ногами, а если не узнаете- поворачиваете головой вправо-влево.

- Ребята, почему несколько раз поворачивали голову вправо-влево?

Это современная роспись. На ней присутствуют различные мотивы

Подготовка к сочинению

Итак, из мастерской народных умельцев перенесемся в нашу мастерскую слова, пора приниматься за работу.

Перед вами два текста : отрывок из произведения Паустовского «Толпа на набережной» и статья из словаря Ожегова. Давайте прочитаем и сравним тексты.

«Матрешка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная… Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие их глаза он прикрыл длинными ресницами.

К.Г. Паустовский «Толпа на набережной»

-Как вы думаете, чем отличаются эти тексты?( первый более выразительный и красочный)

- Для какого стиля характерно такое описание ? (художественный).

Второй текст научного стиля.

Какой выберем мы?

-Главная функция этого стиля - воздействие на читателя, дать яркое представление о предмете.

Характерные особенности: образность, эмоциональность.

-Как автору удалось создать образ? (изобр.-выраз. средства).

Итак, подведем небольшие итоги:

предмет нашего описания - Сергиево-Посадская или Загорская) матрешка, мы знаем ее историю, умеем узнавать её, тип речи известен-описание, определились и со стилем.

А теперь приступаем к главной части- будем пробовать рисовать словами.

Собирание рабочих материалов. Оформляем в приложении. (Слайд18)

Рассматриваем матрёшку, отвечаем на вопросы, ответы записываем в приложение

-Можно ли сказать, что матрёшка обычная игрушка? ( нет, эта игрушка необычная. Подберите синонимы к этому слову?

Своеобразная, оригинальная, самобытная , не похожая на других .)

Материал - изготовлена из дерева, сохр а няет его жи вое тепло.

- В чем заключается оригинальность? ( В ее конструкции ).

- Что представляют собой куколки, выстроенные в ряд? Все вместе они как большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки. На Руси крестьянские семьи были большими, детей было много, жили дружно, помогая друг другу

( Состоит из не скольких куколок, одна меньше другой, вкладываются одна в другую, как маленькая игрушечная семья ).

-Сергиево-Посадская (Загорская) матрешка. (Слайд 21 с изобр. Матрешки)

- Общее впечатление- скромная, простая, когда мы смотрим на неё, на лице невольно появляется улыбка, на ней изображены элементы русского национального костюма: рубаха, сарафан, передник.

(Слайд 22)- Сергиево-Посадская (Загорская) матрешка- скромная, простая.

-Попробуем описать лицо матрешки.

(Кругл ое , глаза боль ши е, выр а зительные; ре сн ицы чё рные, длинные, изогнутые, брови дугой, щёки рум ян ые, гу б ки алые).

Такая внешность не случайна. Вспомните, как описываютя русские красавицы в сказках. Значит, матрешка воплотила в себе представления людей о красоте русской женщины.

(Слайд 23)-лицо

Слайд матрешка

ОДЕЖДА- просторный сарафан, передничек, платочек. (Раньше женщины носили просторные рубахи и сарафаны, русские нравы не позволяли женщине подчеркивать фигуру, поэтому одежда русских красавиц была широкой и свободной.)

Почему голова матрёшки всегда в платочке?( раньше женщине неприлично было показываться без головного убора. Считалось позором –опростоволоситься, т.е. показать постороннему человеку простые волосы )

А какое значение слово « опростоволоситься» имеет сейчас?( опозориться)

Какие украшения мы видим на матрёшке?( одежда украшена бутонами, гирляндами цветов, нарядной вышивкой)

Какие цвета характерны для наших игрушек? ( яркие, тёплые, много разных цветов)

Какой цвет на Руси считался самым красивым?( красный)

(Слайд 24)- Яркие, тёплые, созд а ют о щу щение праз дн ика.

Слайд матрешка

- Какими бы словами вы охарактеризовали фигуру матрёшки? ( фигурка толстенькая, округлая) И это опять-таки не случайно. На Руси ценились женщины дородные,, т.е. высокие и полные. Считалось, что в ином случае она будет плохой работницей.

Слайд фигура -Округлая, женств енн ая.

Слайд матрешка

-Можно ли по внешности определить характер матрёшки?( Русская матрёшка добрая, сердечная, весёлая, открытая, нежная, ласковая. Характер ровный, спокойный. Она приветлива и улыбчива) В характере игрушки нашли отражение особенности русского национального характера - доброта, доброжелательность, открытость, приветливость.

(Слайд) Характер - Спокойный, радо ст ный, излучает покой, домашн ее тепло, добрый, ласковый, нежный.

РАБОТА НАД ПЛАНОМ

А теперь вопрос - достаточно ли нам собранных материалов для написания сочинения? ( 12 слайд) ( нет, нам нужен план сочинения

Составление плана сочинения – (13 слайд)

1.Матрёшка –игрушка необычная.

2. Описание Сергиево-Посадской матрешки:

Б) Конструкция и цветовое решение;

В) Внешность, одежда;

3.Игрушка, ставшая символом России.

Мы собрали рабочие материалы. Что помогло нам узнать собирание материалов об этой игрушке

Мы узнали, как возникла игрушка в России. Узнали, что конструкция игрушки не случайна. Несколько игрушек –это символ большой и дружной семьи. Ещё мы узнали, что использование дерева для изготовления матрёшки- не случайность. Это традиция. Мы теперь знаем, что в лице, одежде и фигуре отразились представления народа о женской красоте.

Итак, матрёшка не просто игрушка, она символ России, символ матери –доброй и нежной.

Но вот вопрос – мы уже давно не носим платочков и просторных одежд, не боимся быть простоволосыми, да и фигуры сейчас другие в моде. И кос сейчас почти ни к то не отращивает. Так зачем нам, нынешним, знать всё то, о чём мы говорили в ходе урока? ( каждый человек, живущий в своей стране, должен знать обычаи предков)

На уроке учащиеся готовятся к написанию сочинения "Моя любимая игрушка", элементы театрализации делают учебное занятие увлекательным.

ВложениеРазмер
urok_sochinenie-opisanie.doc 49 КБ
prilozhenie_1.docx 784.67 КБ
prilozhenie_2.docx 11.8 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение-описание в 6-м классе «Моя любимая игрушка»

Цели урока: подготовить учащихся к самостоятельному описанию игрушки (учить подчинять материал основной идее сочинения);

отработать элементы композиции сочинения;

составить словари опорных слов;

познакомить с историей русской игрушки;

вызвать у учащихся интерес к нашей истории, к нашим национальным истокам.

Форма урока : театрализованное представление

Оборудование: запись на доске вспомогательных материалов к уроку; музыкальное сопровождение к театрализованной части урока; русские народные игрушки.

2. Слово учителя.

- Сегодня, ребята, на уроке мы должны будем с вами приготовиться к сочинению-описанию “Моя любимая игрушка”.

Откройте тетради, запишите тему урока.

Игрушка… Конечно, у каждого из вас есть игрушки, были они и у нас, взрослых. Ведь игрушка от слова играть – забавляться, развлекаться, резвиться, проводить время в каком-либо занятии, служащем для отдыха.

Кто тот человек, который создал первую игрушку, теперь, конечно, не выяснить. Но игрушка сопутствует человеку с древних времён. И у каждого народа – свои любимые игрушки, забавы. Но в одном мы можем быть уверены, что этот человек был добр, весел, жизнелюбив и талантлив. Ведь создать хорошую игрушку может только добрый человек.

– А кто может сказать, а в какие же игрушки играли наши предки?

Хорошо, знаете, в какие игрушки играли раньше на Руси. А ведь интересно узнать, как их создали, какова их история?

3. Музыкальная зарисовка

Заходите, гости дорогие. С чем вы к нам пожаловали? Ах, с игрушками!

Положите и расскажите нам о них, а мы послушаем да поудивляемся.

5. Рассказ учащихся про игрушки :

Матрёшку, свистульки, Ваньку-встаньку.

Спасибо, гости дорогие. Игрушки ваши нам понравились. Можете ли вы их нам оставить? Спасибо. До свидания.

А теперь давайте посмотрим, в какие игрушки играют современные дети. Достаньте их, ребята, расскажите о ваших любимцах.

7. Рассказы детей об игрушках .

(Откуда взялась игрушка, как она выглядит, почему вы её любите, как играете с ней).

Вот эти- то игрушки нам предстоит с вами описать и оформить альбом.

– Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете? (разговорный, художественный, научный)

– В каком стиле мы будем описывать наши игрушки? (в художественном)

– А какие типы речи вы знаете? (рассуждение, описание, повествование).

– Что значит описание? (этот текст отвечает на вопрос какой? Потребуется одна фотография)

– Какова композиция описания?

Название нашего сочинения “Моя любимая игрушка”. Не просто игрушка, а любимая. Скажите, заложена ли в формулировке темы сочинения его идея, основная мысль. Да – любимая. ( т.е. за описанием игрушки должен чувствоваться автор, его интерес, ведь выбор игрушки не случаен).

– А в каком стиле должно быть выдержано описание? (в художественном)

Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.

Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина – 25см., высота – 20см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механическим заводом.

Соответствует ли данный текст нашей теме? (нет, здесь идёт речь об игрушке вообще, а не о любимой вещи; дана информация, но не выражено авторское отношение).

А если про эту же зверушку написать так: Моя любимая игрушка - это плюшевый пес. Для меня это что-то больше чем просто игрушка, это мои воспоминания, которые хранят в себе множество положительных эмоций. У этого пёсика есть чёрненькое пятнышко вокруг левого глаза, большие уши, чёрный маленький носик, и чётко выраженные контуры глаз, сам он молочного оттенка, и шерстка у него кудревата. Хвостик, словно маленький шарик, упирается в прямую, словно как у собаки на посту спину. Множество раз заштопанный, гордый, щенок всегда будет вселять в меня радость своим добрым взглядом.

– В каком стиле дано описание? (художественном).

– Докажите, что данный текст описание? (в этом тексте есть “данное” – назван предмет, есть новое – признаки предмета, отвечает на вопрос какой ?, потребовалась бы одна фотография).

Найдите композиционные части. (Общее впечатление, описание деталей, оценка) – на доске.

В каких словах выражается авторское отношение к игрушке, как можно понять, что это любимая игрушка?

А можно ли повествование совместить с описанием? Какова будет композиция такого сочинения?

Завязка – развитие действия – кульминация – спад действия – развязка. (на доске).

В чём может состоять завязка, развитие действия? (как появилась игрушка).

А можно сочинение начать сразу с кульминации? (т.е. с описания).

Да, можно. Эта игрушка меня сразу очаровала, как только я её увидела.

А как вы понимаете: очаровала, очаровательный? (обаятельный, пленительный).

Каков корень слова, как его нужно написать?

10. Словарный диктант :

Пластмассовая, металлическое, прекрасное , чудесное , занимательное, удивительное , механическое, увлекательное, забавное , симпатичное , интересное , автоматическое, заводное.

Выделите слова нейтральные и те, которые несут оценку.

Каждому слову, ребята, в тексте нужно будет найти своё место, иначе потеряется его значение и красота.

11. Предупредим речевые ошибки .

Текст. Прочитайте текст №1. Какие ошибки совершил автор текста №1, №2.

Сейчас на черновиках вы напишите сочинение, помните, что за описанием должен стоять автор, помните о композиции сочинения, избегайте тех речевых ошибок, которые встретили в текстах.

Тема урока: обучающее сочинение - описание народной игрушки.

Цель урока: 1)познакомить учащихся с народными промыслами, их особенностями, игрушками этих народных промыслов, работать над описанием народной игрушки;

2)развивать устную и письменную речь, учить составлять план, отбирать материал по теме;

3)воспитывать интерес к народному творчеству, трудолюбие, усидчивость, внимательность.

Оборудование: план описания народной игрушки, эпиграф, выставка промыслов "Огненная хохлома", "Дымковское чудо", "Голубая сказка", рабочие материалы.

"Человек по натуре своей художник.

Он всюду, так или иначе, стремится

вносить в свою жизнь красоту".

I. Организация класса, включая объявление темы, цели урока.

II. Работа над сочинением.

1. Слово учителя.

Народные игрущки поражают нас простотой и выразительностью. Ярка и красочна народная игрушка. Из детской забавы она постепенно превратилась в декоративную настольную скульптуру. Вятский художник И.А.Деньшин посвятил народной игрушке бесхитростные строки:

Завелась неведомая птица -

Всякий ей дивится:

Не поёт и не летает,

Вся горит и полыхает,

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту,

Это птица не простая,

Просто диво - безделушка,

Зовут её народная игрушка.

Народная, потому что выполнена руками народных русских умельцев. Веселы, талантливы, жизнелюбивы и, конечно, добры были эти люди. Ведь создать красоту может только добрый-предобрый человек. Такой была и Марьюшка, решившая перед смертью красоту людям оставить.

Давайте и мы на эту красоту посмотрим. Перед нами выставка народных промыслов - хохломская роспись, гжель, дымковские игрушки. (Ребята смотрят выставку народных промыслов).

С незапамятных времён известны миру русские народные промыслы. Заглянем в глубь веков.(Рассказ ученика "Подарок из далёкой Московии").

Вот и нам предстоит выяснить, что такое Хохлома. (Рассказ ученика "Огненная Хохлома"). После рассказа ребята заполняют рабочие материалы о хохломе.

Здесь чашки и плошки,

Здесь и милые Матрёшки.

(В руках учителя чашки, плошки, матрёшка).

Алый, шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а, может, шесть.

Наша русская. (матрёшка).

(Ребята рассматривают матрёшку).

Как вы думаете, сколько секретов внутри?

Откуда взялась на Руси такая игрушка?

Почему её называёт матрёшкой?

Исторические сведения о происхождении матрёшки.

(Рассказ ученика "О происхождении матрёшки").

2. Выполнение упражнения "Матрёшка"

(Самопроверка. Слова на доске).

Посмотрите, перед нами голубая сказка (Рассказ ученика о гжели).

Ребята заполняют рабочие материалы о гжели.

Перед нами игрушки: куколки, лошадки, обезьянки, дракончики. Обратите внимание: в каждом мазке вся гамма синего цвета - от тёмного до прозрачно-светлого. Два-три прикосновения кисти - и рождаётся розы, васильки, одуванчики, ромашки. Только всё синие и голубое: и цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска, а какая нарядная роспись. Одним словом, голубая сказка.

Теперь новая игрушка!

В оперении нарядном:

Распустил свой хвост. (индюк).

Перед нами дымковское чудо - дымковская игрушка!

(Рассказ ученика о дымковском промысле).

Ребята заполняют рабочие материалы о дымковском промысле.

Любимые дымковские игрушки: индюки, барыни в ярких расписных платьях, кавалеры. Замечательная дымковская игрушка - "Кормилица", или "Нянюшка".

(Ученик описывает "Нянюшку").

Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами, народными игрушками. Какие чувства вызывают они у вас и почему?

(Ребята читают свои высказывания).

III. Подведение итогов урока.

Вывод. Народные игрушки нарядные, красочные, чувствуется, с какой любовью делали их мастера, передавая тепло своих рук и сердец. Одним словом, народная игрушка - это настоящий праздник!

Теперь нам предстоит написать сочинение о народной игрушке, озаглавить его.

Красочно оформить работу и сдать.

План описания народной игрушки

1. К какому народному промыслу относится эта игрушка?

2. Какова история промысла?

3. Каковы характерные отличия промысла?

4. Что представляет собой ваша игрушка?

Назовите её детали( из чего состоит, во что одета, краски каких цветов использовал мастер при её создании).

5. Какие чувства вызывает эта игрушка и почему?

Сказка о волшебных перьях Жар-птицы

Жила-была на свете сиротинка. И звали её Марьюшка. Собой пригожая, тихая, скромная. А уж мастерица, почитай, во всей округе лучше её не было. Шила Марьюшка шелками цветными и бисером. Кому рубашку, кому рушник, а кому пояс узорчатый сделает. А что за работу получит, тем и довольна, на то и жила.
Прослышали об искуснице купцы заморские. Из далёких стран приехали посмотреть сироткино рукоделие. Увидели и от изумления даже рты разинули. Не думали красоту подобную увидеть. Потом наперебой стали уговаривать Марьюшку с ними ехать. Горы золотые сулили. А Марьюшка в ответ:
– Не надо мне вашего золота. Никуда я не поеду из родной деревни. А работу мою, коли нравится, продать могу.
С тем купцы и уехали. Только славу рукодельницы по всей земле понесли. И дошёл тот слух до Кащея Бессмертного. Осерчал Кащей, что есть на свете красота великая, какой он не видывал. Прикинулся тогда Кащей добрым молодцем, перелетел через моря глубокие, горы высокие и очутился перед Марьюшкиной избушкой.
Постучал он в двери, поприветил мастерицу, как положено. Попросил показать рукоделие готовое. Вынесла ему Марьюшка рубашки да рушники шитые – один краше другого.
– Бери, добрый молодец, что тебе по душе придётся! Коли сейчас денег нет, отдашь, когда будут. А коли работа моя не приглянулась, то скажи, как сделать. Я уж постараюсь.
Увидал Кащей такую красоту, услыхал такие слова ласковые – пуще прежнего озлобился. Виданное ли это дело, чтобы крестьяне простые красотой владели, какой у него, у самого Кащея Бессмертного нет. Стал он поначалу сиротинку уговаривать: – Поедем ко мне, Марьюшка. Будешь жить царицей во дворце из драгоценных камней. Есть будешь на золотой посуде. Спать на лебяжьем пуху. Гулять будешь в саду, где поют птицы райские, где растут яблоки золотые.
– Не проси меня, добрый молодец, – отвечает Марьюшка, – не нужно мне твоё богатство, не нужны и диковины заморские. Нет ничего лучше родимых полей и лесов. Не поеду я из родных мест никуда. ..Здесь люди живут, которым моё рукоделие радость приносит. А для тебя одного не неволь, вышивать не стану.
Не стерпел Кащей подобных слов.
– Коль не хочешь людей оставить, то быть тебе птицей, а не девицей. Глядь, на том месте, где стояла Марьюшка, стонет, бьётся Жар-птица. А сам Кащей взвился орлом чёрным. И упал орёл с поднебесья. Схватил Жар-птицу в острые когти и взвился под облака. Как почувствовала Марьюшка силу железных когтей, как поняла, что уносят её из родимых мест, решила она людям последнюю память о себе оставить.
Стала Жар-птица перья свои красочные на землю сбрасывать. Падали они на луга заливные, в леса густые. Упадёт перо на землю, ветер-баловник травой да листьями принакроет, а всё равно сияния их разноцветного притушить не может.
Сбрасывает Марьюшка перья, а сама понимает, что силы её к концу подходят. Были те перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может. А только тот, у кого душа красоту понимает и руки ту красоту для других создавать готовы.

Подарок из далёкой Московии

Сэр Джон был счастлив. Сегодня утром его парусник доставил в Лондон из Архангельска большую партию русской пеньки и строевой лес. Впрочем, не это известие обрадовало английского дельца. Пенька и лес – дело привычное. Уже не первый раз и даже не первый год совершали его парусники рейсы между Лондоном и далеким северным городом. Радость невозмутимому англичанину доставил подарок капитана парусника – большой короб с посудой из деревянного золота, которую умели делать только в далекой Московии.

Послезавтра на торжественном обеде сэр Джон удивит своих друзей. То-то поразятся они, увидев чаши, блюда, ложки, расписанные фантастическими цветами! Сэр Джон потер руки от удовольствия, представив, как кто-нибудь возьмет тяжелую на вид, отливающую золотым блеском чашу и застынет изумленный – чаша выточена из дерева!

-“Вы не узнали, - обратился торговец к капитану корабля, - имя мастера, создавшего эту посуду?”

- “Я спрашивал, сэр. Московиты называют какое-то странное имя: Хо-хло-ма.

Сегодня мы поговорим с тобою о русском народном искусстве, точнее, только об одном его художественном явлении — искусстве «золотой Хохломы».

Огненно-красный цвет хохломских изделий, золотое сияние затейливых узоров вызывает ощущение жаркого пламени, огня. И недаром! Созидательный огонь превратил деревянные поверхности посуды в золотые. Они блестят золотистым металлическим блеском. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди не только воспевали в песнях и сказках её неповторимую красоту, но и создавали простые предметы обихода. Мастера этого народного промысла украшали их яркой нарядной росписью, в которой ожили любимые природные мотивы.

Хохломские художники любят рисовать на поверхности своих изделий «ягодки»: земляничку, черничку, малинку, ежевичку, рябинку и чёрную и красную смородинку.

Самый любимый орнамент художников — «травка». Как правило, это удлинённые, слегка изогнутые тонкие былинки. А если «травки» превратились в крупные кудри-завитки, то тогда эти узоры называют «кудремами».

Есть на карте, недалеко от Горького, село Хохлома, известное теперь всему миру своими изделиями. Хохлома - это удивительная яркость и праздничность.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Урок развития речи по теме "Описание игрушки" (русский язык, 6-й класс)

Цель: научить писать сочинение-описание предмета:

1) образовательная:

- дать представление об особенностях создания сочинения-описания предмета, вспомнить признаки текста-описания;

- расширить преставление об изобразительно-выразительных средствах.

2) развивающая:

- закрепить умения описывать, сопоставлять, сравнивать;

- развивать умения подбирать материал на заданную тему, размышлять, формулировать умозаключение.

3) воспитательная:

- воспитывать любознательность, наблюдательность, творческую активность, любовь к прекрасному, интерес к народному искусству.

1. Эмоциональный настрой учащихся на урок

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем учиться описывать предмет, а именно игрушку. С детства игрушки окружают вас: маленькие и большие; плюшевые и пластмассовые; заводные и на пульте управления. У каждого из вас, наверняка, есть любимая, дорогая сердцу игрушка. Но героиня сегодняшнего урока - русская народная игрушка. О какой кукле пойдет речь, вы узнаете сами, отгадав загадку:

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Отгадайте, как зовут?

– Какие слова помогли вам разгадать загадку?

Итак, мы сегодня будем говорить о деревянной кукле, которая нравится и детям, и взрослым – о матрёшке (показываем матрёшки). Чтобы описать матрёшку, нужно будет представить себя сначала мастером по изготовлению кукол, затем художником, а после писателем. Главная наша задача - передать своё представление о предмете, создать яркое, образное и эмоциональное описание матрёшки. Вам понадобятся сегодня и зоркий глаз, и фантазия, и языковое чутьё. Мы будем учиться строить свою речь связно и красиво, думать, оформлять свои мысли письменно. Результатом нашей деятельности станет сочинение-описание игрушки. Запишите число и тему урока.

2. Запись числа, темы урока

3. Повторение изученного

- Какие стили речи вы знаете? (художественный, научный, разговорный)

- Каковы особенности художественного стиля речи? (в тексте художественного стиля нарисована словами какая-то картина; для художественного стиля характерны слова-краски: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения).

- Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)

- По схеме расскажите о каждом типе речи (к тексту-описанию можно поставить вопрос КАКОЙ? преобладают прилагательные; к тексту-повествованию задаем вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО? чаще встречаются глаголы; к тексту-рассуждению задаем вопрос ПОЧЕМУ? помним об особом построении текста: тезис, доказательства, вывод).

- Что можно описывать? (предмет, человека, животное, природу)

- Какой же тип речи и стиль мы должны использовать при описании матрёшки? (описание, художественный)

Давайте попробуем собрать языковой материал, который пригодится вам при работе над сочинением-описанием матрёшки.

4. Работа с текстами

(На партах перед ребятами два текста: отрывок из произведения Паустовского и статья из словаря С. И. Ожегова)

Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Их синие глаза он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного их взмаха должны были вдребезги разбиваться мужские сердца» (К. Г. Паустовский)

Матрёшка – полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера (словарь С.И. Ожегова)

  1. Какой тип речи используется в этих текстах?
  2. Что характерно для описания?
  3. Чем отличаются предложенные описания?
  4. Как вы определили стили этих текстов?
  5. Какие языковые особенности художественного стиля вы нашли?
  6. В каком стиле вы будете писать свою работу?

Подготовить выставку иллюстраций на тему «Русская матрешка»

5. Описание матрёшки

А теперь давайте вместе подберём слова, которые помогут вам в работе над сочинением-описанием матрёшки.

Перед вами изображение матрёшки. Какая она?

Матрешка - пышная, нарядная толстушка, улыбающаяся.

Опишите её лицо (губы, нос, глаза, щёки).

Глазки- круглые, озорные, весёлые, лучистые

Губы- алые, бантиком, горят, как пламя…

Нос- маленький, курносый…

Щёки- румяные, будто яблочки, алые…

6. Составление плана

Чтобы описание игрушки было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. План сочинения-описания состоит из трёх частей. Для нашего сочинения он может быть таким:

I. Вступление: кратко рассказать об истории происхождения матрёшки.

II. Основная часть: описание игрушки.

III. Заключение: моё отношение к игрушке, мастерству художников.

7. Словарный диктант :

Прекрасная , удивительная, деревянная, румяные щечки , шёлковый платок, круглолицая, искусный мастер, природный орнамент.

Выделите слова нейтральные и те, которые несут оценку.

Каждому слову, ребята, в тексте нужно будет найти своё место, иначе потеряется его значение и красота.

8. Итоги урока, оценки

- Какой стиль и тип речи будем использовать в сочинении-описании?

- Чтобы описание игрушки удалось, какие части речи будем использовать чаще?

- Какие средства выразительности могут помочь?

- Понравился ли вам урок?

9. Домашнее задание

Разукрасить матрёшку (на листе А4) и написать сочинение-описание матрешки (1 стр. листа А4).

Выступления учащихся об истории происхождения матрёшки

Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с гриба­ми, ягодами или цветами. Но главное - эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше. Нам кажется, что матрёшка пришла из седой древности, из мира легенд и сказок. Но на самом деле этой деревянной куколке всего-то ничего – чуть больше ста лет.

Первая русская матрёшка появилась в конце XIX века. Прообразом её послужила привезённая из Японии фигурка добродушного буддийского мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Хоть игрушка и была привезена с далёкого острова Хонсю, сами японцы утверждают, что такую игрушку выточил безвестный русский монах.

Деревянную разъёмную куклу, сделанную уже в России, назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. В его основе лежит латинское слово “ mater ” – мать. Потому в народе имя Матрёна ассоциировалось с матерью, причём многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь помногу детей. На первой матрёшке была изображена девушка в простонародном городском костю­ме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изобра­жение девочки чередовалось с изображением мальчика. Последняя матрёшка представляла собой спеленатого младенца. И стала символом России.

Первые матрёшки изготавливались в артелях. Они изображали девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках. Позже на матрёшек стали наносить всевозможные жанровые сценки, рассказывающие о временах года, о крестьянском быте, о весёлых ярмарках и народных праздниках.

Наряду с женскими образами часто встречались и мужские персонажи. Мастера-матрёшечники пытались экспериментировать и с формой игрушки: вытачивали фигуры в виде древнерусского шлема, конусообразные. Но эти новшества не прижились. И детям и взрослым больше пришлась по душе матрёшка традиционной формы.

Постепенно из обычной детской забавы матрёшка превратилась в предмет искусства. Но, несмотря на постоянные формы, все они абсолютно разные. Особенно теперь, когда матрёшка стала авторской, то есть её расписывают профессиональные художники, живописцы и мастера народных промыслов. Прежним в матрёшке осталось сказочность и загадка, а яркие насыщенные краски придают ей теплоту и солнечность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учащися 6 класса подготовиться к написанию домашнего сочинения по теме "Моя любимая игрушка".В презентации 12 слайдов.Содержится стихотворение о ярмарках, об игрушках сегодня и вчера, иллюстрации филимоновской и дымковской игрушки, примерный план для написания сочинения.

1.Подготовить учащихся к домашнему сочинению - описание игрушки.

2.Учить видеть в обыкновенном – необыкновенное, описывать игрушки, используя различные прилагательные.

3.Учить использовать в речи эпитеты, сравнения.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка .Описание игрушки. 6 класс.»

Сочинение «Описание игрушки» Урок развития речи 6 класс МОУ Лучинниковская оош Смирнова Ольга Алексеевна.

Сочинение «Описание игрушки»

Урок развития речи 6 класс МОУ Лучинниковская оош Смирнова Ольга Алексеевна.

Цели урока: Подготовить учащихся к домашнему сочинению - описание игрушки. Учить видеть в обыкновенном – необыкновенное, описывать игрушки, используя различные прилагательные. Учить использовать в речи эпитеты, сравнения.

  • Подготовить учащихся к домашнему сочинению - описание игрушки.
  • Учить видеть в обыкновенном – необыкновенное, описывать игрушки, используя различные прилагательные.
  • Учить использовать в речи эпитеты, сравнения.

Отправимся на ЯРМАРКУ .

ЯРМАРКА, ярмарка! Торопись, честной народ, Чудо-ярмарка идет! Веселая, забавная, Громкая, нарядная! Здесь игрушки хороши для забав и для дущи! Приходи, не скупись, эй, народ, торопись! Вот игрушки славные, занятные, забавные! Хоть игрушка и детская забава, А вам придется по нраву!

ЯРМАРКА, ярмарка! Торопись, честной народ, Чудо-ярмарка идет!

Веселая, забавная, Громкая, нарядная!

Здесь игрушки хороши для забав и для дущи!

Приходи, не скупись, эй, народ, торопись!

Вот игрушки славные, занятные, забавные!

Хоть игрушка и детская забава,

А вам придется по нраву!

Побеседуем. Подберите синонимы к слову «ярмарка». Является ли синонимом слово « магазин»? Почему? До какого возраста детям дарят игрушки? Какие игрушки привозили с ярмарки своим детям родители в начале 20 века? Какие игрушки сегодня вы получаете в подарок? Какой игрушке сегодня вы были бы рады?

  • Подберите синонимы к слову «ярмарка».
  • Является ли синонимом слово « магазин»? Почему?
  • До какого возраста детям дарят игрушки?
  • Какие игрушки привозили с ярмарки своим детям родители в начале 20 века?
  • Какие игрушки сегодня вы получаете в подарок?
  • Какой игрушке сегодня вы были бы рады?

Игрушки…что из них сегодня уже не дарят детям для игры? Почему?

Раньше игрушки создавали народные мастера, настоящие умельцы, творцы, создатели,… Дымковская игрушка Филимоновская игрушка Из таланта, из терпенья, Из народного уменья! Не плотники-сапожники, А мастера- художники Игрушки создавали, Лепили, рисовали. Яркие, нарядные, игрушкам очень рады мы!

Раньше игрушки создавали народные мастера, настоящие умельцы, творцы, создатели,…

Читайте также: