В гостях у народной мастерицы у бабкиной русская глиняная игрушка 1 класс презентация

Обновлено: 16.05.2024

Знакомство с одним из видов народного промысла России - глиняной игрушкой.

ВложениеРазмер
narodnaya_glinyanaya_igrushka.ppsx 2.77 МБ
materialy_k_prezentatsii_uroka.doc 84 КБ
poshagovaya_raskraska_filimonovskoy_igrushki.ppsx 229.14 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

НАРОДНАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА Разработчик: преподаватель ИЗО и технологии ГБОУ «Школа № 929» Князева Стелла Борисовна

Урок-открытие Тема: народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры. Цель: знакомство с одним из видов народного промысла России - глиняной игрушкой. Задачи: Продолжение знакомства учащихся с народными промыслами и видами прикладного искусства России; Формирование понятий о различиях в форме, декоре глиняной игрушки, основанных на местных традициях и материалах. Воспитание любви к народным традициям и промыслам, окружающему миру, истории отечества. Расширение и формирование кругозора на основе прекрасного и лучших достижений народного искусства. Целевая аудитория : учащиеся 5-го класса

СОЗДАЕМ КАРГОПОЛЬСКУЮ ИГРУШКУ 1 2 3 7 8 4 5 6

ГДЕ КАКАЯ ИГРУШКА? 1 2 3

ГДЕ КАКАЯ ИГРУШКА? 1 2 3

ГДЕ КАКАЯ ИГРУШКА? 1 2 3 4 5 6

НАРОДНАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА Вместе с вами открывала чудеса Князева Стелла Борисовна, преподаватель ИЗО и технологии . Спасибо за внимание !

Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛЫ К ПРЕЗЕНТАЦИИ УРОКА

«НАРОДНАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА»

преподаватель ИЗО и технологии ГБОУ «Школа № 929»

Князева Стелла Борисовна

Дымковская игрушка , вя́тская игрушка , ки́ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов . Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова ).

Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли .

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья , к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мизрину , Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Для её производства используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом , используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски , бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи , барыни .

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сёстрами из слободы на реке Вятке.

Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых . Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей .

В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 700 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции. [1] .

В июне 2013 года запущен уникальный проект по трёхмерной оцифровке экспонатов из фондов музеев России - виртуальный 3D-музей дымковской игрушки [2] .

Значение дымковской игрушки

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области , подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров [3] .

Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего, детских) произведениях:

Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел , сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области . По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

Благодаря особой глине , которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов , мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».

После Великой Отечественной Войны промысел филимоновской игрушки был на грани исчезновения. В конце 70-х годов был возрожден при содействии государства. В последнее время филимоновский промысел также получил некоторую поддержку от местных государственных органов.

На сегодня в Одоеве работают несколько семей мастеров филимоновской игрушки. Практически все они члены союза художников России. Яркую эмоциональную искреннюю филимоновскую игрушку очень любят во Франции, не отпускают передвижные выставки, приглашают мастеров проводить мастер-классы. Игрушки заказывают музеи Японии, Германии и др.

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки : барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет.

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Роспись игрушки: современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент , который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.

Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов , вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.
Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века , но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960 -х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.

Музей «Филимоновская игрушка» В 2009 году при поддержке Администрации Тульской области, Администрации муниципального образования Одоевский район, Тульской Торгово-промышленной палаты был открыт музей филимоновской игрушки.

Адрес музея: Тульская область, пгт. Одоев, ул. Сильверстова, д. 11., Музей «Филимоновская игрушка».

Каргопóльская игру́шка — русский художественный промысел , распространённый в районе города Каргополя Архангельской области .

Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск , большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные зомби, ножи, фигурки чудовищ и ужастиков стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.

Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». Украшенные процарапанным архаичным орнаментом , своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью.

Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы Ивана Сины и Екатерины Абдулаевой, работавших в 1930-х — 1940-х годах. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью , сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб . В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой , избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс ) с окладистой бородой, при орденах и эполетах . Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин , конь о двух головах.

Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции — тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведённый цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-х годах А. П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, «обварные».

Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу.

Каргопольский промысел всегда был семейным — у Шевелёвых, Завьяловых, Рябовых и др. секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 году в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры». В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

МАОУ «Лицей №4», г. Пермь

Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).

Это один из самых старинных промыслов Руси, более четырёхсот лет.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником свистуньей, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти.

Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды.

Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего детских) произведениях (например, мультфильм «Вернулся служивый домой». Режиссёр Владимир Дегтярёв, СССР, 1959).

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.

Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

Каргопольская игрушка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.

Издавна в деревнях Каргопольского уезда. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.

Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы Ивана Вирентурга и Екатерины Абдулаевой, работавших в 1930-х—1940-х годах. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.

Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. В 1970-х годах. А П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали традиционные «обварные».

Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу.

Долгое время секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 году в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры». В городе работает школа искусств, где детей учат и лепке игрушек.

Богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.

Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку жители села Богородское уже не помнят, но более 300 лет из уст в уста передаются об этом событии два интересных предания.

Первое предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аука». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «борогодскими».

Второе предание повествует о том, как житель Сергиева Посада вырезал как-то куклу в девять вершков из липового чурака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка.

Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет. Готовые игрушки могут как раскрашивать, так и покрывать бесцветным лаком.

Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки

«Долгожителем» считается и игрушка «Курочки», которой забавлялись ребятишки еще во времена Александра Сергеевича Пушкина. Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. Как в случае с курочками, которые по очереди клюют зернышки. Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы.

Названия богородских игрушек говорят сами за себя: «Крестьянин и курочка», «Царь Додон и звездочка», «Кавалер и дама», «Как мыши кота хоронили», «Крестьянский двор», «Солдаты на разводе», «Пастушок». Современные мастера резьбы по дереву до сих пор сохраняют традиции «богородского стиля» деревянной движущейся игрушки, который стал неотъемлемой частью русской культуры. Богородские игрушки современных мастеров неоднократно награждались золотыми медалями на выставках в Брюсселе, Нью-Йорке и Париже.

Историяигрушки. Делала на экзамен по МХК, может пригодиться кому нибудь. Буду рада.

ВложениеРазмер
kargopolskaya_glinyanaya_igrushka.pptx 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Каргопольская глиняная игрушка Составила Яковлева Е.М.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.Возникновение промысла Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда , сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах .

Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века . На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 - 3 тыс . до н.э .) найдены обломки глиняной посуды , украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом , а также примитивные фигурки , изображающие людей , птиц и животных . Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 - 13 века , ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель .

Конкретные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к 19 - началу 20 в.в . Наибольшее развитие он получил в деревнях Панфиловской волости , в окрестностях села Печниково . В 1902 году здесь работало на дому 43 гончара , из них 30 человек в деревнях Гринево , Олеховская , Огнево и Ананьино . Как и все крестьяне , каргопольские гончары пахали землю , растили на ней хлеб , держали скот . И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг . Делали посуду разных размеров , форм . Из остатков глины " стряпали " величавых баб , домашнюю живность , лесное зверье , звонкоголосых уточек-свистулек , особо любимых детворой . Свои изделия панфиловские горшечники продавали на местных ярмарках , развозили по ближайшим деревням , продавали их и в Каргополе .

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево : Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск ). Возглавил предприятие потомственный гончар из д. Токарёво Шевелёв Александр Петрович. Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В новой игрушке появились усложненность, многофигурность , движение, натурализм, разнообразие цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность. Деревенская тема в игрушке осталась главной.

С И М В О Л Ы Берегиня - это одна из старославянских рун, впоследствии выродившаяся в букву "Буки" алфавита. Руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

"Медведь" - знак Плодородия У славянских народов " медведко " считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров - добрый " хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке

"Олень. Лось. Баран" - знаки Неба Каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово "рогато" значило на Севере жить в изобилии и богатстве.

" Полкан " - знак Солнца Полкан , огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко . Человек здесь-образ большого мира, и его поведение или действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек".

" Тяни-толкай" Фигурка тяни-толкая сосотоит из двух коней - черного и белого. Конь - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае , олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.

СУВЕНИР В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы "всё было как в жизни". Мастерами установлены темы и сюжеты, чаще всего это крестьянская жизнь, будни и праздники. Разрабатываются и новые сюжеты, связанные с календарными праздниками, с различными мероприятиям и выставками, проходящими в городе.

Традиции лучших мастеров продолжает Валентин Дмитриевич Шевелев- известный Каргопольский гончар и игрушечник, член Союза художников России. В Каргополе открыт частный "Музей семьи Шевелевых". В нем показано творчество представителей этой семьи ведущих свои родовые корни от токаревских гончаров. Также Каргопольская глиняная игрушка выставляется и в Русском музее .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация "Дымковская глиняная игрушка" и дидактический рисунок к ней

Презентация "Дымковская глиняная игрушка" знакомит дошкольников с историей создания игрушки, основными формами и особенностями колорита.Дидактический рисунок позволит проверить степень усвоения матери.


Презентация "Каргопольская глиняная игрушка"

Презентация для старшей группы.


Презентация "Дымковская глиняная игрушка"

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности (рисование) с использованием ИКТ.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Каргопольская глиняная игрушка
Презентацию подготовила учитель технологии Колесова Н.А.

С 60-х годов прошлого века традиционная культура Русского Севера изучалась не только этнографами, фольклористами и искусствоведами. На волне всеобщего интереса к национальной культуре Каргополь становится местом паломничества любителей старины. В эти годы были найдены мастера-хранители ремесел, записан устный и музыкальный фольклор, изучен обрядовый комплекс.
Жемчужины народной памяти собираются и сегодня. По воспоминаниям старожилов работникам культуры Каргопольского района в 2005 году записаны ценные сведения о народных традициях (сборник материалов районного конкурса «Традиции Каргопольского края», Каргополь, 2005).

Сегодня в Каргополь снова ведут все дороги. Сюда на Праздник народных мастеров России приезжают из Волгограда и Мурманска, Вологды и Владимира, Смоленска и Иркутска, Москвы, С.-Петербурга, Архангельска и др. городов.
А все началось с глиняной игрушки. Писатель Юрий Андреевич Арбат в 60-е годы нашел в деревне Гринево мастерицу Ульяну Ивановну Бабкину. Написал о ней и об Иване Васильевиче Дружинине, игрушку которого обнаружил в Москве в коллекции Музея народного искусства. Датирована работа Ивана Дружинина 1935 годом. Игрушки Ульяны Бабкиной сделаны для Юрия Арбата в 1963 году. Так узнали об удивительной мастерице-сказочнице. В деревню Гринево за игрушками и за добрым словом поехали ценители народного искусства.

«Ульяна Бабкина», Г.А.Кулишов

У.И.Бабкина расписывает игрушку,1972год

У.И.Бабкина лепит игрушку., 1972 год

Посуда
У.И.Бабкина. Тарелка с «солнышком ласковым».1960 г.
У.И.Бабкина. Тарелка с «солнышком лучистым». 1960 г.

Праздник 1995 года - «Гончары России» – был первой творческой встречей профессионалов-ремесленников.
Центром событий стала выставка «От археологии до наших дней» – из фонда Каргопольского музея и частных собраний. По описаниям краеведа Ф.К. Докучаева-Баскова на каргопольском базаре еще в начале XX века можно было встретить «из гончарных изделий… черную посуду: как-то горшки различных величин, крышки к ним, латки, кринки, масляники, кадиленки, цветочники…..

Посуда каргопольских гончаров: роговик, блюдо, рукомойник. 1947г.

Гончарные изделия. Каргопольский район.
XIV – XIXвв.

Из той же черной глины лепятся различного рода игрушки, неизменно бывающие на базаре: лошадки – на воле , в упряжи и с верховым; солдатики, куры, фигурки баб (эти последние… скорее напоминают собою изделия людей каменного века), «Утушки» для свистания и наигрывания (эта детская свистулька имеет за собой порядочную давность, черепки ее находятся даже при разработке давным давно нетронутой почвы)».

«Крестьяне пилят дрова». Н.Е.Пригодина

«За прялкой». О.Н.Фарутина

В глиняной игрушке Каргополя особо выделяются сюжеты, связанные с аграрной магией. Богатырь-Полкан часто изображен в позе сеятеля. Женская фигура в глине связывалась с образом Матери-Сырой земли, с идеей воскрешения природы и растительности жаркими лучами солнца.
Развитие гончарного ремесла во времени оставляет неизменными его составляющие элементы: глина, огонь, рука мастера, гончарный круг.

О.Н.Фарутина (Центр ремесел «Берегиня»)

1
2
1. О.Е.Исакова (Центр ремесел «Берегиня»)
2 О.Н.Фарутина (Центр ремесел «Берегиня»)

Н.Е.Пригодина (Центр ремесел «Берегиня»)

Символический фигурой в каргопольской игрушке стал Полкан-богатырь, впервые появившийся в творчестве Ульяны Бабкиной . Мифологическое существо полуконь-получеловек из глубин народного подсознания, из памяти былинного эпоса материализовался в глине и стал любимым сюжетом в творчестве всех мастеров, одним из символов города.
Более приближены к иллюстрации, к повествованию ярко раскрашенные игрушки Александра Петровича Шевелева – основателя артели мастеров в Каргополе, родоначальника сувенирного направления в развитии игрушки.

Фантазия , сказка, юмор, жизненные наблюдения рождаются только в условиях свободы. Развитие чувства формы и цвета , знание традиций требуют времени и любви. У каждого творчески работающего мастера в Каргополе свой узнаваемый почерк, свои любимые сюжеты, колористические решения. Центр ремесел «Берегиня» собрал наиболее активных мастеров. Здесь созданы условия для творчества, для участия на выставках и фестивалях народного искусства.
Династия потомственных мастеров из рода Кононовых – Светлана Михайловна Кононова и ее дочь Евгения Придеина, Тамара Серафимовна Водяницкая, Ольга Фарутина.

Они являются Народными мастерами России, участниками крупных художественных выставок, имеют учеников. Памятные события истории и современности вызывают появление новых образов игрушек. Каждый новый сюжет проходит испытание временем – лучшее закрепляется для следующего поколения мастеров.
Валентин Дмитриевич Шевелев сознательно реконструирует архаичные классические черты в каргопольской игрушке. Он вернул ее первозданный вид – до 30-х годов XX века игрушка не расписывалась. Она обрабатывалась способом обварки или покрывалась глазурью.

Многие фантастические сюжеты в игрушке восстановлены Валентином Дмитриевичем по рассказам матери – известной игрушечницы Клавдии Петровны Шевелевой.
«Баба с птицами». В.Д.Шевелев. 1984 г.

Скульптура «Ворон». 1995 г. Глина. Лепка, обварка

С.И.Рябов. Роспись игрушки. Село Ловзанга. 1982 г.

Валентин Дмитриевич Шевелев. 1984 г.

Семья Шевелевых: Ольга, Валентин, Дмитрий Васильевич, Анна, Василий, Игорь. Каргополь. 1974 г.

В такой печи готовили пищу и обжигали игрушки

Игрушки Ивана Васильевича Дружинина (1887-1949) и его жены Екатерины Андреевны Дружининой (1899-1978) из Гринева – одни из лучших не только в Каргополье, но и в России. Для них характерны монументальная пластика и роспись с тонкой цветовой разработкой орнамента. Пластика Дружинина отмечает лишь самое главное. Руки у «баб» выполнены схематично: полукруглые, прижаты к туловищу и составляют с ним одно целое. Они либо сложены под грудью, либо у живота. Иногда держат младенца или блюдо с пирогами, которые органично срастаются с самой фигуркой.

Крестьянин с папиросой. 1935 г.
И.В. и Е.А. Дружинины.

И.В. и Е.А. Дружинины.
Крестьянка с младенцем., Крестьянка с муфтой. Конец 1930-х гг. - 1940

И.В. и Е.А. Дружинины. Крестьянка с птицей и собачкой. 1935 г.

И.В. и Е.А. Дружинины. Медведь задирает теленка. 1937 г.

И.В. и Е.А. Дружинины. Олень и собака. 1937 г.

Часто руки бывают расположены на бедра или протянуты навстречу зрителю, или воздеты к небу. Их украшение состоит всего лишь из нескольких поперечных мазков, кисти рук окрашены зеленым или буро-красным цветом.
«Одеты» игрушки, как правило, в праздничные народные костюмы. Сарафаны на крестьянках пышные, словно под ними надето несколько юбок, а спереди подвязаны узорные передники. На головах – фантастические головные уборы.
Одним из наиболее интересных персонажей игрушек Дружининых является медведь.

Одной из лучших мастериц каргопольской глиняной игрушки по праву можно назвать Александру Васильевну Завьялову (р.1913 г.), имя которой , к сожалению, знакомо совсем немногим. Наиболее интересны вылепленные ею стройные, высокие, не лишенные изящества «бабы». Их отличают гармоничные пропорции и чистый, сдержанный рисунок форм.

1
2
3
Рождение игрушки. Лепит А.В.Завьялова. 1976 г.

4
Рождение игрушки. Лепит А.В.Завьялова. 1976 г.

А.В.Завьялова. Бабы. 1976 г.

Среди гриневских мастеров известна и семья Егора Ивановича и Ульяны Егоровны Дружининых. У них росли четыре сына и три дочери, трое из которых – Сергей, Николай и Любовь – лепили игрушки. Егор Иванович – потомственный гончар, но на продажу делал одну посуду, Ульяна Егоровна помогала ему в работе и, кроме того, «стряпала» игрушки.
Их дочь Любовь (р.1918г.), как и А.В.Завьялова, училась у У.И.Бабкиной.

К мастерам гриневского круга следует отнести интересного, самобытного гончара Семена Ивановича Рябова (1912-1984).Рябов – гончар замечательный, его посуда была признана чуть ли не самой лучшей: тонкостенная, с красивой муравленой поливой. Делал он и игрушки. Глиняные фигурки Рябова, в большинстве своем стоящие, изготовлены из единого куска глины с малым числом налепов. Игрушки несут в себе отголосок старых образов, хотя иные детали выполнены натуралистично.

С.И.Рябов. Крестьянка с птицей. Крестьянка подбоченись. Парень с гармонью.1976г.

С.И.Рябов. Гармонист. 1976 г.

С.И.Рябов. Барышня. Всадница на двуглавом коне. Барышня с птицами. 1977г.

Александр Петрович Шевелев (1910-1980).
В его произведениях преимущественное развитие получили повествовательные сюжеты: он любил лепить мужика, плетущего лапти или играющего на гармони, грибника с кузовком за плечами. Но иногда из рук Шевелева выходят игрушки совсем простые, будь то свистульки с головой птицы Сирин, коровы или барана, лошади или утушки, мы сразу обращаем внимание на их своеобразную лепку, присущую только этому мастеру, невольно всматриваемся и в сам образ, тесно связанный с местной фольклорной и изобразительной традицией.

«Лиса с петушком»
Шевелев Александр Петрович 1954 г.

А.П. Шевелев.
Свистульки: Корова, Дед, птица Сирин. 1977 г.

А.П.Шевелев. Тройка. 1978г.

А.П.Шевелев. Крестьянка с пирогами.1970г.

Клавдия Петровна Шевелева (1913-1974)
родная сестра Александра Петровича Шевелева. Так же, как и брат, она с детства помогала отцу лепить посуду и глиняные фигурки.
В ряде работ Шевелевой, так же как и ее брата, чувствуется стремление изобразить в игрушке, словно запечатленные с натуры, реальные сценки из сельской жизни, что подчеркивается не столько выбором сюжета, сколько характером пластики и росписи.

К.П.Шевелева. Возки. 1973г.

К.П.Шевелева. Медвежахи. 1970-1973)

К.П.Шевелева. Парень с гармонью. Посиделки. Старик плетет лапти. 1970г.

Сюжеты российских игрушек всюду едины: это-бабы, кони, птицы. Но на ряду внешних признаков, пластическому решению и манере росписи, легко отличить каргопольские фигурки от пензенских, тульские от вятских. У каждой – свой традиционный образ и стиль, свои приемы в работе, накопленные гончарами каждого из промыслов за долгие годы их существования.
Сегодня Каргополь- творческая лаборатория ,мастерская, «школа искусств» для народных мастеров и художников, архитекторов и музыкантов, исследовательское поле для искусствоведов и археологов.

3 поколения мастеров соединила «Берегиня». Старые мастера – носители традиций, получившие знания ремесел в детстве, в деревнях – в семьях потомственных мастеров, еще в 60-70-е годы передавали свои секреты следующему поколению мастеров, живущих в Каргополе. Их ученики стали первыми руководителями мастерских Центра ремесел, а ныне уже ученики учеников растят следующее поколение мастеров.
В дни праздников здесь размещаются мастер-классы, организуются выставки, семинары, творческие встречи. Участие на выставках в Каргополе престижно для любого российского мастера, художника, фотографа.

Будущих мастеров растит и Каргопольский педагогический колледж. В детской школе искусств также организована специальная программа по народному искусству Каргополья. Продолжает работать артель гончаров «Каргопольская игрушка», созданная в 60-е годы Александром Петровичем Шевелевым.

«Беломорские узоры» - здесь так же занимаются
гончарством. В этой мастерской трудятся всего
13 мастеров, некоторые из них уже более 20-лет
отдали этому нелегкому труду.

Гончар на своем рабочем месте

Сушка перед обжигом

Вторая сушка уже на специальной печи

Специальная печь для обжига игрушек и посуды

Посуда после обжига в специальной печи

Рабочее место мастера по росписи глиняной игрушки

Рабочее место мастера по росписи глиняной игрушки

Доктор. Неизвестный мастер. 1952г. Нетрадиционная Каргопольская игрушка

Яковлева Светлана Николаевна 1972г.

Краткое описание документа:

С 60-х годов прошлого века традиционная культура Русского Севера изучалась не только этнографами, фольклористами и искусствоведами. На волне всеобщего интереса к национальной культуре Каргополь становится местом паломничества любителей старины. В эти годы были найдены мастера-хранители ремесел, записан устный и музыкальный фольклор, изучен обрядовый комплекс.
Жемчужины народной памяти собираются и сегодня. По воспоминаниям старожилов работникам культуры Каргопольского района в 2005 году записаны ценные сведения о народных традициях (сборник материалов районного конкурса «Традиции Каргопольского края», Каргополь, 2005)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Народная игрушка Предметом научных исследований игрушка стала лишь в конце X.

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Курс повышения квалификации

Особенности методической работы в онлайн-образовании


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Зимнее окно»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народная игрушка Предметом научных исследований игрушка стала лишь в конце X.

Народная игрушка
Предметом научных исследований игрушка стала лишь в конце XIX –XX в.

Богородская игрушка

Традиции богородской игрушки, передаваясь из поколения в поколение, сохрани.

Традиции богородской игрушки, передаваясь из поколения в поколение, сохранились до наших дней.
Движущиеся деревянные игрушки, сделанные в российской глубинке мастерами народного творчества, несут тепло рук мастера и доброту в дом. Народные мастера, работая простыми инструментами, создают из липы правдивые, реалистические образы людей и животных, сюжеты.

Кузнец и медведь

Кузнец и медведь

«Мышка и кошка» ручная работа художник Блинов А. И.

«Мышка и кошка» ручная работа художник Блинов А. И.

Каргопольская игрушка

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву за.

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки.
Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

Основная тема творчества Ульяны Бабкиной - образы окружающей её повседневн.

Основная тема творчества Ульяны Бабкиной - образы окружающей её повседневной жизни, образ человека северной деревни. Меткие по пластическому решению, радостные по росписи, игрушки воплощают естественную радость жизни.
Появляются несвойственные ранее для каргопольской игрушки характеристики: движение, усложненность пластического решения, расширение тематики и сюжетные игрушки.

Ульяна Ивановна Бабкина жила в покинутой всеми деревне Гринево, расположенной в 17 километрах от Каргополя. Восемьдесят девять лет - всю жизнь делала мастерица свои "бобки" (местное название игрушки), то под протяжно распеваемую сказку, то под задорную частушку, то под напев старинной песни, перекликавшейся с образами глиняных фигурок. Она часто дарила игрушки детям или несла на ярмарку в Каргополь.

Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В 1967 г. по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск).

Искусство изготовления каргопольских игрушек — искусство северной деревни.

Искусство изготовления каргопольских игрушек — искусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине.

На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла.
Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели.

Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блекл.

Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу –настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края.
Основа фигур белая
Красочная роспись наносится по предварительно выбеленной поверхности фигур.

Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.

Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.

Калининская игрушка Вот изящный стройный конь на длинных ногах, с гордо вски.

Вот изящный стройный конь на длинных ногах, с гордо вскинутой головой. Это не обычная лошадь, а именно конь, крутогривый, сказочный, полный напряжения. Такого впечатления мастер достиг лепкой основных объемов фигурки и мягкой пластичностью их переходов. Лишь заостренно поднятые уши нарушают общую мягкость, скругленность и создают ощущение настороженности, встревоженности.

Само назначение игрушки позволяло фантазии мастера отвлекаться от повседневно.

Само назначение игрушки позволяло фантазии мастера отвлекаться от повседневности, усиливать и видоизменять реальные черты.
В изображении медведей подчеркнута забавная неуклюжесть, сила и добродушие. Звери представлены на четырех лапах, с горбом на спине, голова с разинутой пастью и намордников, в ноздре – отверстие для кольца. По-видимому, эти игрушки были частью набора «Поводырь с медведем». Медвежья потеха принадлежала к числу любимых забав в Древней Руси. Нашла она свое отображение и в глиняной игрушке.

В глиняной игрушке, может быть, больше, чем в любом другом виде народного тво.

В глиняной игрушке, может быть, больше, чем в любом другом виде народного творчества, очевидна нерасторжимая связь ремесла и искусства. Между руками мастера и материалом не было посредника-инструмента, который мог так или иначе воздействовать на создаваемый предмет.

Аналогичного происхождения и многие человеческие фигурки. Они изображают скоморохов - народных певцов, музыкантов и актеров, нередко водивших за собой дрессированных зверей. С 15 века на Руси начались гонения на скоморохов со стороны светской и духовной власти. Любопытно, что фигурки скоморохов датируются именно этим временем – 16-17 веками. Скоморохи изображены играющими на музыкальных инструментах, вроде волынки, танцующими, ведущими медведей. Лепка игрушек весьма примитивна, но передает характерные позы, жесты, даже самозабвенную увлеченность игрой.

Филимоновская игрушка – жемчужина народного искусства.

Филимоновская игрушка – жемчужина народного искусства.

Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сох.

Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сохранил и пронес сквозь века, казалось бы, в почти неизменных и в то же время всегда новых формах

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого ка.

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.
В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством.
Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм.

Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «.

Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок

 В 2009 году в Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции мож.

В 2009 году в Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века.
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: