В каком возрасте дети начинают реагировать на игрушки погремушки

Обновлено: 27.04.2024

Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.

Выпускающий редактор, автор статей о красоте, кулинарии, ведении дома и лайфхаках, которые способны быстро улучшить жизнь родителей.

Первые детские игрушки — погремушки. Разбираемся в вопросе, с какого возраста они крохам необходимы, какие погремушки выбирать, как их обрабатывать после покупки, о пользе и как делать погремушки своими руками.

С какого возраста новорожденным нужны погремушки

В течение первых двух месяцев жизни ребенок не нуждается в игрушках. Однако это не значит, что малыш не интерактивен в этом возрасте. Первые два месяца очень важны для эмоционального развития:

  • младенцы проводят много времени, слушая окружающих их людей;
  • впервые улыбаются и узнают, что это действие вызывает реакцию окружающих. Учатся новому способу общения в дополнение к плачу.

Педиатры и психологи советуют впервые два месяца с рождения уделять внимание не игре с погремушками, а другой активности:

  • держать ребенка на руках и чаще обнимать;
  • разговаривать с крохой;
  • улыбаться, глядя на малыша;
  • петь ему и читать потешки, пестушки.

Примерно с 2-хмесячного возраста дети уже обнаруживают у себя руки. Хватать, держать и трясти вещи становится очень весело. Это начало развития крупной моторики.

Польза погремушек для новорожденных в том, что первые игрушки помогают малышу понять, как его физические действия (движение руками) влияют на окружающую среду (игрушка издает шум).

Прорезывание зубов часто начинается около шести месяцев, но у некоторых детей зубы начинают появляться раньше. В этом возрасте малыши активно тянут игрушки в рот. Можно выбирать 2 в 1: прорезыватель-погремушку.

Польза погремушек

Известный педиатр Евгений Комаровский отметил два существенных условия, при котором развивающие игрушки действительно принесут малышу пользу:

Каждому возрасту соответствуют разные развивающие игрушки — в зависимости от того, что (какие формы двигательной активности, какие свойства предметов, какие варианты социальных взаимодействий) развивается именно сейчас.

Самой эффективной развивающей игрушкой для ребенка любого возраста (но чем младше, тем эффективность выше) будет заинтересованный, любящий, не жалеющий личного времени взрослый человек. Мама (или папа) приятна на ощупь или колючий, движется или замирает, издает звуки или молчит, вкусно или по-разному пахнет, является источником еды и может использовать в процессе общения с малышом различные упомянутые выше предметы. ⠀

Эффективность любой игрушки многократно возрастает, когда взрослые демонстрируют детям ее развивающие возможности.

Виды погремушек

  • Классические погремушки с ручкой. Ребенок держит игрушку в руке, трясет ею и погремушка издает характерный звук.
  • Подвески с погремушкой. Такие удобно вешать на кроватку и в коляску.
  • Погремушки для одежды. Их надевают ребенку на носочки. Малыш машет ножками. Погремушки звенят. Весело!
  • Тканевые погремушки. Функционал этих погремушек зависит от фантазии родителя. Их можно вешать в коляску или кроватку, надевать на одежду, давать ребенку в руки.

Лучшие погремушки для новорожденных:

  • погремушки с ручкой;
  • браслеты-погремушки;
  • ключи-погремушки.

Правила безопасности

Погремушка не должна быть источником опасности для ребенка. Поэтому проверяйте пластиковые на предмет отсутствия острых краев, которые могут поранить кроху.

В погремушке не должно быть мелких деталей, которые ребенок способен сорвать и проглотить.

Если погремушка из ткани, шуршащие элементы внутри нее не должны случайно просыпаться. Всегда проверяйте целостность!

У погремушки, как и у всех детских игрушек, не должно быть неприятного запаха.

Погремушка не должна быть тяжелой.

Видео

Советы и рекомендации на тему, как выбрать погремушку для новорожденного, смотрите в этом ролике.


Как сделать погремушки для малышей своими руками

Вы можете сшить собственную коллекцию погремушек из флиса.

© Baby.ru

Материалы, необходимые для работы:

  • флис (зеленого, сиреневого, розового, белого и черного цвета)
  • наполнитель для игрушек
  • фольгированный шарик
  • ножницы
  • клеевой пистолет
  • иголка
  • нитки зеленые, черные и белые
  • пряжа «Ирис» белого цвета

Процесс работы:

1. Распечатайте выкройку. Вырежьте детали и переведите их на флис. Вырежьте необходимые детали.

© Baby.ru

2. Пришейте глаз и рот игрушки-погремушки. Нитью «Ирис» вышейте блик на глазике и зубки. Клеевым пистолетом приклейте бровь, щечки и язычок.

3. Руки (зеленые детали) сложите пополам лицевой стороной вовнутрь и прошейте по пунктирной линии. Две детали чубчика также сложите лицевой стороной вовнутрь и прошейте по линии.

© Baby.ru

4. Выверните сшитые детали.

5. Накройте «монстрика» второй зеленой деталью лицевой стороной вовнутрь.

6. Скрепите обе части булавками и прошейте по пунктирной линии.

© Baby.ru

7. Выньте булавки и выверните игрушку.

8. Из фольгированного шарика вырежьте две детали тела и одну донышка.

© Baby.ru

9. Вложите в игрушку обе детали шуршалки и заполните наполнителем.

10. Затем положите донышко, которые вырезали из фольги, и донышки из флиса (сиреневая деталь). Сшейте монстрика и донышко по кругу.

Маленький ребенок реагирует на звук погремушки

Слуховые способности и реакции на звук появляются у детей в утробе матери. Ещё не рожденные младенцы слышат голоса и музыку. Зная об этом, многие родители уже с первых дней начинают проверять слух, устраивая малышу непосильные для него испытания. Не торопите события. Первые выразительные признаки, когда ребёнок начинает реагировать на погремушки и другие звуковые стимулы, проявляются не ранее 2–4 недели. Это объясняется тем, что непрочные связи между частями зрительного и слухового аппарата лишают возможности качественно собирать и обрабатывать информацию. Кроха слышит, но ещё слишком мал, чтобы отреагировать на звук и развеять беспокойство родителей. Дайте ему время освоить и привыкнуть к звуковому разнообразию, обилию зрительных образов и новизне тактильных ощущений.

О пользе погремушек для новорождённых

Присутствие погремушек в жизни малышей очень важно. Звонкие шарики, фигурки, колокольчики и зверушки обращают на себя внимание. Они очень нравятся деткам, и чем раньше интересные, яркие и звучащие предметы будут перед глазами, тем быстрее и качественнее будут развиваться органы чувств.

Малыш смотрит на погремушку

Самые первые игрушки побуждают к познанию окружающего мира и помогают адаптироваться. Они концентрируют внимание и стимулируют двигательную активность. В отличие от более взрослых детей, младенцам не надоедают весёлые игрушки. Они привыкают к приятным сопровождающим мелодиям, а со временем начинают различать звуковые оттенки. С развитием слуховых умений совершенствуется зрение и тонкая моторика.

Детям до 3 месяцев рекомендуют покупать негромкие и лёгкие игровые аксессуары. Погремушки не должны пугать и травмировать малыша. Пусть это будут выразительные, приятные на ощупь предметы, изготовленные из ткани или силикона. Особое внимание уделяйте безопасности материала. Не стесняйтесь попросить у продавца сертификат качества и воздержитесь от покупки игрушек с резким запахом.

Когда малыши реагируют на звук, возрастные реакции

Лучший стимул для совершенствования слухового аппарата считается мамин голос. Он всегда узнаваем и знаком малышу из внутриутробной жизни, но этого недостаточно для полноценного развития слуха. С первых дней после появления на свет звуковая картина резко меняется и дополняется так называемыми бытовыми шумами: скрипы, стуки, хлопки и т.д. В этого же время в жизни ребёнка появляются игрушки-погремушки, яркие и звонкие помощники, прекрасно выполняющие свои развивающие задачи.

Рекомендуем посмотреть нашу новую стать о том как чистить уши новорожденному ребенку.

Мама трясет погремушкой перед ребенком

У каждого возраста свои показатели реакции на звук. Они разные и зависят от многих факторов. Это могут быть физиологические, наследственные и психоэмоциональные особенности, влияющие на развитие. Нет смысла ждать от младенца, которому не исполнилось и 1 месяца, активных движений головой в сторону шумной погремушки. Он всё слышит, но слаборазвитая и нескоординированная мышечная система не позволяет ему поворачивать головкой в сторону звуков. Всему своё время, чтобы не тревожиться по поводу возможных проблем со слухом, родители должны знать, что такое правильные возрастные реакции:

  • Дети в 1 месяц реагируют только на резкие и громкие звуки, реакции проявляются в виде вздрагиваний.
  • Двухмесячный ребёнок реагирует замиранием на несколько секунд, может широко открыть глаза и попробовать повернуть голову. В этом возрасте постепенно формируется ориентировочная реакция, когда кроха пытается определить источник звука.
  • В 3–6 месяцев в слуховом поведении начинается период оживления и кардинальных перемен. Услышав погремушку, ребёнок может начать дергать ручками и ножками, уверено поворачивает голову, улыбается или, наоборот, капризничает, если звук погремушки не нравится.

Несоответствие этих реакций возрастным нормам должно насторожить родителей.

Именно они позволяют выявить или исключить наличие отклонений в слуховом аппарате. Заподозрить нарушения можно уже с первых недель. Будьте внимательны и постоянно наблюдайте за поведением новорождённого.

Что делать если ребёнок не реагирует на звук погремушки

По статистке примерно 20% из всех случаев тугоухости формируются в первый год жизни, остальные 80% — это врождённая патология. Если вы знаете, что имеются предпосылки наследственного влияния на слух, сразу обратитесь к специалистам.

Совсем другая ситуация, когда ребёнок в 2 месяца не реагирует на звук погремушки, а в семейной родословной такие случаи не наблюдались. При отсутствии своевременной реакции на звонкие игрушки родители начинают переживать. Не спешите с выводами, если дети равнодушны к погремушкам, но откликаются на мамин голос, работающий телевизор или музыку, ваши тревоги напрасны.

Новорожденный ребенок смотрит на погремушку-колокольчик

Проблемы со слухом — это полное отсутствие реакции на любые источники звука. Подобные нарушения можно заметить уже в первые два месяца жизни. Наблюдайте за новорождённым, не переусердствуйте, проверяя слуховые способности месячного малыша, и не пытайтесь ставить диагнозы самостоятельно. Развеять подозрения способен только специалист.

Диагностика тугоухости в наше время возможна даже у новорождённых. Врач проводит профессиональный аудиотест, а и при обнаружении нарушений необходимые коррекционные мероприятия. Реабилитация в раннем возрасте наиболее результативна, поэтому, чем раньше будут выявлены отклонения и назначено лечение, тем больше у вашего ребёнка шансов сохранить слух и не отличаться от здоровых сверстников.

Рекомендуем также посмотреть нашу новую статью о том, как почистить нос новорожденному.

Новорожденные малыши развиваются стремительно. За первый год своей жизни человечек осваивает большинство необходимых навыков. Наверняка к появлению крохи на свет родители и сердобольные бабушки закупили целый арсенал всевозможных погремушек. Но с какого возраста они нужны малышу? Во сколько месяцев ребенок начинает держать погремушку, интересоваться ею, брать самостоятельно?

Новорожденный малыш смотрит на погремушку

Когда новорожденному можно давать погремушки?

Давать их можно именно с периода новорожденности, то есть в первые недели жизни. Конечно, рассмотреть предмет и осознанно взять его кроха пока не в состоянии, но он уже реагирует на звуки, исходящие от погремушки. Кроме этого, у новорожденного развит хватательный рефлекс, поэтому он будет хватать все, что касается его ладошек: игрушки, мамин палец, локон или нос. Но хватание это рефлекторное, неосознанное. Именно поэтому кроха не сможет сам отдать предмет: разжимать кулачки он пока тоже не умеет. Это придется делать маме. Ухватив, малыш будет удерживать игрушку в руке, если она достаточно легкая, пока мама не вытащит ее из кулачка. Но только удерживать, не более того. Манипуляции с предметами новорожденному пока не доступны. Первые недели его жизни проходят во власти рефлексов. По мере их угасания малыш будет приобретать осознанные навыки.

Для хватания крохе наиболее удобны небольшие яркие погремушки в виде овала или кольца, на который навешаны мелкие детальки, издающие звуки при соударении.

Примерно к 3 неделям младенец начинает следить за игрушкой, расположенной на небольшом расстоянии перед ним. Если предмет водить перед глазками ребенка медленно, он будет успевать ловить и провожать его взглядом. То есть, младенец начинает реагировать на погремушки не только как на источник звука, но и как на движущийся предмет.

Малыш с погремушкой

Когда ребенок начинает управлять руками?

Управлять своими руками крохе не так-то просто. Для начала он научится хватать одну свою ручку другой, сжимать-разжимать кулачки. Это происходит примерно к началу второго месяца. Но в это время ребенок еще не осознал того, что у него имеются такие замечательные приспособления, как ручки и пальчики на них. Сейчас гипертонус новорожденных еще не угас (хотя, возможно, уже стал менее заметен), из-за чего самостоятельно поднести ручки к глазам и рассмотреть у него не получается. Но получится совсем скоро – примерно к концу 2 месяца.

Если в кроватке грудничка подвешены музыкальные мобили, именно с этого момента он начинает тянуться к игрушкам на нем, толкать их. Сначала, скорее всего, это произойдет случайно. Кроха зацепит маленький предмет ручкой – он издаст звук. Малыш пытается повторить процедуру, тянется к игрушке, толкает ее, чтобы снова услышать звук.

В этом возрасте особенно важно давать крохе игрушки в ручки.

Постепенно, по мере угасания рефлексов и снижения гипертонуса, ребенок будет все активнее изучать свои ручки, научится понимать, что с их помощью можно не только толкать или трогать предметы, но и захватывать их, удерживать, трясти и т. д. Начинается процесс развития мелкой моторики и координации движений при помощи новых тактильных ощущений.

Примерно к 3 месяцам малыш начнет изучать ручки подолгу: рассматривать, трогать пальчики, сосать их, исследуя не только глазками, но и ртом. Попавшие в ручки предметы он тоже вполне осознанно тянет в ротик, чтобы исследовать.

К 4 месяцам ребенок начинает держать погремушку, вложенную ему в ручку, сознательно. Если у него в это время уже режутся зубки, он вполне в состоянии понять, как использовать охлаждающий прорезыватель.

Не отучайте малыша от сосания всего и вся: это не вредная привычка, а важный жизненный этап, опыт познания окружающего мира доступными ему способами. Лучше следите за чистотой тех предметов, которые он постоянно изучает.

Игрушки для самых маленьких

Когда ребенок начинает интересоваться игрушками?

Для того чтобы малыш начал интересоваться игрушками как предметами для совершения всевозможных манипуляций, должно произойти несколько важных вещей:

  • Уровень развития интеллекта должен быть таким, чтобы у малыша возник интерес к познанию окружающих его вещей. Для этого необходимо развитое зрение, слух, умение контролировать действия рук с помощью глаз, а также понимание, что мир не ограничен тем, что находится непосредственно перед глазами, а предметы имеют разное предназначение, которое нужно понять опытным путем.
  • Для исследования окружающей действительности нужны определенные физические навыки. Ребенок должен стать мобильнее: научиться переворачиваться, ложиться на животик, сидеть. Это дает возможность рассматривать все вокруг и доставать интересующие предметы.
  • Ручки должны уметь брать интересующую вещь, держать ее, трясти, перекладывать.

Только при этих условиях ребенок сможет играть с погремушками, заинтересовавшись и достав их, а не просто держать в руках то, что вложила в них мама.

Обычно все это приходит к ребенку в районе полугода. Малышу становится интересно не только то, что гремит, но и шуршит, хрустит, издает музыкальные звуки, светится при нажатии. Он учится производить с предметом всевозможные манипуляции, а не просто брать. Теперь кроха может сам отдать вещь, если попросить ее.

Дайте грудничку кусок полиэтилена – это надолго увлечет его. Только не оставляйте малыша с пакетом наедине – это небезопасно. Такой же интерес вызовет у него струя воды из-под крана.

Как научить ребенка брать игрушку в руки?

Если малыш немного отстает от этих условных требований и не держит предмет в 3 месяца, не стоит паниковать: всему свое время. У каждого крохи — свой собственный темп развития. Можно помочь ему освоить важные, но пока сложные навыки.

Как научить ребенка держать игрушку, брать ее, если у него пока не получается? Разложить действие на несколько более простых и обучать малыша последовательно:

  1. Сцеплять ручки. Именно таким движением сопровождаются первые попытки ребенка схватить предмет: он тянет ручки вперед и сцепляет их. Можно соединять ручки во время кормления, или когда грудничок находится у мамы на руках.
  2. Вкладывать погремушку в ручку. Для начала нужно поводить ею перед глазками малыша, потрясти, чтобы он заинтересовался движущимся предметом, издающим звук. Теперь нужно вложить игрушку в ручку ребенка. Поначалу он будет удерживать ее совсем недолго, постепенно увеличивая временной интервал.
  3. Закрепить навык удерживания. Когда ребенок научится уверенно удерживать погремушку, взрослому нужно начинать тянуть ее на себя, чтобы карапуз отвечал тем же. Так он научится соотносить напряжение в мышцах с удерживанием предмета. Постепенно он начнет сам тянуться к игрушке.

Чтобы кроха начал сам хватать предметы, иногда его к этому тоже нужно подтолкнуть несложными действиями:

  1. прикоснуться к тыльной стороне его ладошки, чтобы он раскрыл пальчики;
  2. привлечь внимание к предмету (потрясти, поводить перед глазами);
  3. подождать, пока кроха сам захочет взять его, потянется навстречу;
  4. если он не проявляет интереса, можно заменить предмет на другой и попробовать снова.

Во время таких игр важно постоянно разговаривать с малышом, улыбаться, хвалить, если у него получилось сделать что-то.

Детские игрушки

Как выбрать погремушку?

Чтобы погремушки стимулировали ребенка к развитию и не нанесли вреда, выбирать их нужно основательно, исследуя множество критериев.

Какими должны быть погремушки?

  • Экологичными: не выделять токсинов, не вызывать аллергию.
  • Безопасными: не иметь острых или плохо закрепленных деталей.
  • Прочными: выдерживать множество ударов, падений.
  • Разнообразными по цвету, фактуре, звуковым эффектам: яркими, имеющими разные формы, выполненными из разнообразных материалов, издающими различные звуки (звон, треск, шелест, хруст, шуршание).
  • Практичными: выдерживающими частую чистку, мытье, стирку, кипячение.

Погремушка – один из первых предметов, помогающих маленькому человечку познавать мир и приобретать нужные навыки. С ее помощью ребенок учится не только хватать, стучать или трясти. Стимулируя кроху яркой игрушкой, его учат переворачиваться, ползать и даже ходить. Но вначале он все-таки учится ее держать. Поэтому качество и чистота ее должны быть на особом контроле у родителей.

В отличие от многих животных, детеныш человека рождается очень незрелым, с минимальным набором инстинктов, всему остальному он должен научиться. Это делает его уязвимым и зависимым, в особенности от матери, но в то же время дает прекрасную возможность учиться и адаптироваться к окружающей среде.

Грудничок с погремушками

Грудничок с погремушками

Роль погремушки в жизни ребенка

Внешняя стимуляция – очень важный элемент обучения в жизни грудничка. Она необходима для физического, сенсорного, эмоционального и социального развития. Первая игрушка в жизни малыша – погремушка, она выполняет функции внешнего сенсорного раздражителя.

Польза погремушки для ребенка

Принято думать, что детские погремушки развлекают младенца. На самом деле они служат не только для развлечения, а приносят огромную пользу в развитии интеллекта малыша:

  1. Стимулируют эмоции. Погремушкой можно привлечь внимание карапуза, издавая звуки, а затем поиграть с ним. Когда ребенок начинает реагировать на погремушки, которыми играет с ним мама, он пытается улыбаться, формируется эмоциональная связь между малышом и родителями;
  2. Стимулируют развитие органов чувств. Грудничок слышит звуки. Яркие красивые цвета игрушки не оставляют его равнодушным и способствуют развитию органов зрения, разные текстуры поверхности изделий – органов осязания;
  3. Улучшают координацию. Ребенок хочет взять яркий предмет, который он видит, для этого ему нужно скоординировать свои глаза и руки. С каждым разом он будет брать игрушку все увереннее;
  4. Развивают память. Разные погремушки связаны с отличными звуками, малыш запоминает и учится различать их. Кроме того, можно использовать различные игрушки перед разными рутинными событиями, например, перед кормлением одни, перед купанием другие. Таким образом, ребенок может запоминать, какое событие последует за игрой с конкретным предметом. Это улучшает память и помогает малышу чувствовать себя в большей безопасности.

Разновидности

Интересно. Погремушка – одна из первых игрушек, созданных человеком для взаимодействия со своим ребенком. Основываясь на недавних археологических раскопках в Турции, было установлено, что ей, по крайней мере, 5000 лет.

Современные производители предлагают следующие виды изделий:

  1. Подвесные. Иногда выполняются в виде каруселей с несколькими разными игрушками, иногда с музыкальным сопровождением. Есть разновидности для кроваток и колясок;

Погремушка-карусель

  1. Тканевые. Изготовлены в виде фигурок с шуршащим наполнителем;

Тканевая игрушка

  1. Носочки и браслеты. Также относятся к тканевым вариантам, но надеваются на ножки и ручки малыша;

Носочки и браслеты

Носочки и браслеты

  1. Прорезыватели зубов. Такая игрушка пригодится младенцу, у которого режутся зубки. Изготовлена в виде кольца для массирования десен, иногда с охлаждающим эффектом. Кольцо дополнено погремушкой;

Прорезыватели зубов

  1. С присоской. Данное изделие можно прикрепить на ровную поверхность. Ребенок будет раскачивать и наклонять его, но отсоединить от поверхности не сможет;

Игрушка с присоской

Игрушка с присоской

  1. Классические. Традиционный вариант детской игрушки, имеющий ручку для держания и верхнюю часть в виде шарика или другой фигурки;

Классическая погремушка

  1. Колечки. Кольцо является основой изделия, на него нанизаны мелкие детали: шарики и фигурки различной формы и т.д.

Когда начинается реакция на погремушки

В первые месяцы жизни грудничка именно его органы слуха служат главной связью с окружающим миром. Это время, когда новорожденный начинает впервые реагировать на звук погремушки. В месяц он будет вздрагивать при резких звуках, в два месяца начинает наблюдать за движением подвесных игрушек и способен эмоционально ответить – улыбнуться, если мама потрясет перед ним погремушку.

Уже до 3-х месяцев у малыша может начинаться неосознанное зажимание пальчиками игрушек, если ему давать их в руки, но он еще не может сам брать их. Также он будет следить глазами за движущимися погремушками-подвесками и пытаться ударить их ручками.

В 4 месяца младенец уже способен начать брать погремушки, в 5-6 месяцев осознанно выбирает понравившиеся ему объекты, берет их с любой поверхности и из разных положений. Это время, когда ребенок начинает подолгу играть с погремушками.

Важно! В возрасте полугода необходимо убирать из поля досягаемости малыша предметы, представляющие для него опасность.

Три месяца – возраст начала озабоченности родителей, как заинтересовать и научить ребенка хватать игрушки. Для этого они должны, играя с малышом, выполнять простые действия:

  1. Поместить игрушку в ручку малыша и встряхнуть. На четвертом месяце ребенок может отвечать на это, бросая погремушку. Он начинает связывать звуки с действиями, и это пробуждает у него интерес;

Игра с младенцем

  1. Из рук в руки. Выбрать большую игрушку, которую мама должна взять своими руками и встряхнуть. Ребенок может захотеть взять ее своей ручкой или обеими, а затем бросить. Это действие помогает тому, как научить ребенка держать погремушку, а также передавать предметы из рук в руки.

Отсутствие реакции на звук игрушки

Отсутствие реакции ребенка на звук погремушки не всегда указывает на проблемы со слухом.

Важно! Если младенец, которому уже исполнилось 2 месяца, никак не реагирует на громкие звуки любого происхождения, необходимо обратиться к специалисту. Ранняя диагностика проблем со слуховыми органами позволяет добиться более эффективного лечения.

Однако малыш может никак не проявлять своей реакции на звук погремушки, но при этом отвечать на голос мамы, музыкальные звуки, источником которых является телевизор или радио, резкие посторонние шумы. Это означает, что тревожиться не стоит, нужно просто подождать, когда младенца заинтересует игрушка.

Правильный выбор

Важно! Погремушки изготавливаются из разных материалов: ткани, пластика, резины, дерева. Необходимо выбирать легкие и не слишком жесткие варианты, так как малыши вначале плохо контролируют свои движения и могут ударить себя по лицу.

Не имеет большого значения, сколько погремушек будет у грудничка. Лучше купить их меньше, но важно выбирать безопасные игрушки и те, которые будут наиболее полезны для его развития.

Факторы, которые следует учитывать при выборе:

  1. Цвет. Рекомендуется приобрести изделия ярких цветов или с забавными мордочками животных, чтобы привлечь внимание ребенка;
  2. В раннем возрасте желательно выбрать цельное изделие, не содержащее мелких дополнительных деталей, которые способны оторваться;
  3. Необходимо убедиться, что пластик, используемый для изготовления игрушки, не содержит фталатов. Это токсичное вещество используется для придания пластику большей гибкости, но замедляет развитие костной ткани при попадании в организм малыша;
  4. У деревянных изделий надо остерегаться слишком большого количества лака и неровной отделки поверхности;
  5. Для тканевых игрушек необходимо убедиться, что материалы их изготовления не легковоспламеняемые, а наполнитель не токсичен и не делает изделие тяжелым. Также лучше знать, можно ли стирать его в стиральной машине и при какой температуре;

Важно! До 5-6 месяцев детям не хватает силы в запястьях, и они с трудом удерживают игрушки. Поэтому первые погремушки должны быть очень легкими.

  1. Игрушки, издающие слишком резкие и громкие звуки, могут напугать и даже повредить слуховые органы малыша. Нужно отдавать предпочтение звукам умеренной громкости.

У каждого ребенка в первые месяцы жизни есть хотя бы одна погремушка, если ее выбрать, пользуясь рекомендациями, то можно обеспечить малышу веселое и безопасное развлечение, одновременно стимулируя его развитие.

Видео

Многие родители задумываются: когда ребенок начинает держать игрушку, нужно стимулировать процесс развития данного навыка или лучше не вмешиваться. Безусловно, базовые навыки и умения должны развиваться самостоятельно, однако не лишним будет помочь малышу своевременно овладеть ими и закрепить их. Рекомендуется как можно раньше начать уделять внимание развитию мелкой моторики у ребенка, включая хватательные рефлексы.

Хватательный рефлекс – врожденная реакция, свойственная всем младенцам

Хватательный рефлекс – врожденная реакция, свойственная всем младенцам

Особенности развития хватательного рефлекса

Когда кроха приобретает умения держать предметы в руках, ему открывается увлекательный и многообразный мир игры. Первое проявление хватательного рефлекса является началом пути к освоению таких видов деятельности, как самостоятельное употребление пищи, письмо, рисование и прочее.

Развитие хватательного рефлекса происходит поэтапно. Данная реакция является врожденной, однако для ее совершенствования требуется время (около года). За этот период движения малыша станут более уверенными, скоординированными, осознанными. Интенсивное развитие рефлекса начинается в возрасте 3 месяцев и в дальнейшем только набирает обороты.

Итак, формирование реакций проходит несколько этапов:

  1. От рождения до 2 месяцев. Малыши появляются на свет, имея в своем «арсенале» набор врожденных безусловных рефлексов. Если нажать на ладонь новорожденного пальцем, кроха тотчас сомкнет ее. Подобное действие совершается автоматически и не осознается ребенком. В течение первых недель жизни грудничок большую часть времени будет держать свои ручки сжатыми. Однако постепенно в нем проснется интерес к окружающему миру и собственному телу. В результате малыш начнет раскрывать и закрывать ладошки, исследуя таким образом самого себя, хватать находящиеся поблизости предметы, изучая пространство.
  2. В 3 месяца. Кроха еще не осознает своих возможностей и желаний, но при этом развитие рефлексов с этого момента начинает происходить интенсивнее. Карапуз уже привыкает к игрушкам, радостно оживляется при их виде. 3 месяца – это именно тот возраст, когда ребенок начинает тянуться к находящимся поблизости игрушкам. Благодаря этому, активно развиваются глазки, совершенствуется координация рук.

Рекомендация. Чтобы стимулировать положительные реакции, стоит повесить над головой малыша мобиль с погремушками: ребенок будет лежать и рассматривать их, стараясь к ним прикоснуться. Еще один способ стимуляции навыка – игра с малышом: можно слегка накрывать личико младенца пеленкой, а затем убирать. Наблюдая, как мама снимает ткань с его лица, кроха будет стараться тянуть ее самостоятельно.

  1. С 4 до 8 месяцев. К этому времени ребенок становится более любопытным и начинает активно изучать окружающий мир.

Важно! В данный период для обеспечения безопасности малыша необходимо убрать из его свободного доступа опасные предметы, а также игрушки, состоящие из мелких частей.

К 8 месяцам ребенок, как правило, уже умеет крепко удерживать в руках ту или иную вещь. Однако ловкости ему будет все же недоставать. Между 3 и 12 месяцем младенец начинает брать предметы, чтобы затем попробовать их на вкус. Чтобы избежать неприятностей, но в то же время позволить малышу развивать навыки, крохе можно дать для игры детскую ложечку.

  1. С 9 до 12 месяцев. Хватательный навык к этому времени хорошо закрепляется, ручки у ребенка становятся крепче и сильнее, захват, соответственно, тоже. Интересно, что до достижения возраста 2 лет малыш не чувствует различия между правой и левой рукой.
  2. После года. В дальнейшем годовалый ребенок открывает для себя новое интересное занятие – бросание игрушек. В этот период малышу очень нравится бросать предметы и ждать, что мама поднимет их и подаст ему, чтобы он снова мог их бросить. Такое поведение является нормой, именно поэтому от родителей требуется максимум терпения. Начиная с 2 лет, малыши превращаются в настоящих художников, от чего в первую очередь страдают обои. В это время дети проявляют огромный интерес к соответствующим атрибутам: краскам, карандашам, мелкам и прочее. В трехлетнем возрасте координация движений достигает достаточно высокого уровня развития, чтобы ребенок мог поставить на бумаге свою подпись (пусть даже неровную и некрасивую).

Если кроха не проявляет никакого интереса к предметам, находящимся поблизости от него (не смотрит, не пытается ухватить), то стоит проконсультироваться со специалистом. Также поводом обратиться к врачу является неумение ребенка хватать и удерживать предметы в возрасте 9 месяцев.

На заметку. У деток, родившихся раньше положенного срока, этапы развития хватательных функций происходят с некоторой задержкой, в результате чего сроки, названные выше, смещаются на более позднее время.

Младенец играет

Когда ребенок держит игрушку

Некоторые ошибочно полагают, что младенцы способны держать предметы, в том числе игрушки, с первого дня жизни, так как у них присутствует хватательный безусловный рефлекс. Однако на самом деле крепко удерживать вещь, притом делать это осознанно ребенок может после 4 месяцев. По достижении 6 месяцев дети могут брать предметы из любого положения, а также держать их одновременно в обеих руках по отдельности.

После полугода малыши способны долгое время играть погремушкой. В результате кроха формирует в своем сознании набор любимых игрушек. Эту особенность можно использовать с целью тренировки двигательных навыков: потянуть вещь, находящуюся в руках у ребенка, на себя таким образом, чтобы мышцы карапуза слегка напряглись. Также рекомендуется тренировать умение перекладывать игрушки из одной руки в другую.

Роль игрушки в развитии личности

Игрушка сопровождает ребенка почти с самого рождения, оказывая существенное влияние на физическое и психическое развитие малыша, а именно способствует формированию и совершенствованию:

  • Памяти;
  • Внимания;
  • Воображения;
  • Моторики;
  • Ловкости;
  • Координации;
  • Зрения;
  • Восприятия звуков;
  • Социальных навыков.

Благодаря этим предметам, кроха знакомится с такими понятиями, как цвет, количество, форма, размер. В процессе регулярной игровой деятельности мозг ребенка накапливает изменения психики, которые впоследствии оказывают существенное влияние на формирование личности.

На заметку. Игрушка – это первый учитель ребенка, созданный взрослыми людьми для его подготовки к вступлению в социальные отношения и постепенному вхождению во взрослый мир.

В качестве самых первых игрушек для младенца выступают погремушки. С их помощью родители устанавливают эмоциональную связь с крохой, осуществляют общение (сопровождая игру ласковыми словами, улыбкой, пением). Яркий внешний вид погремушки, звук, который она производит, привлекают и удерживают внимание ребенка. В дальнейшем предмет становится интересен малышу с точки зрения манипуляций: к полугоду младенец начинает активно хватать его, благодаря чему развиваются реакция, координация, зрительное внимание. Малыш начинает размахивать погремушкой, бросать ее, поднимать, трясти. Постепенно у ребенка формируется понимание причинно-следственных связей: годовалый малыш осознает, что действия, которые он совершает с погремушкой, влекут за собой определенные последствия (например, если предмет потрясти, он издаст звук).

Благодаря контакту с музыкальными игрушками (барабаны, колокольчики, погремушки, детские гормошки), у ребенка развивается музыкальный вкус, появляется чувство ритма.

Играя с дидактическими игрушками (сборно-разборными конструкциями), годовалый малыш совершенствует моторику, учится проявлять самостоятельность, начинает осознавать результаты собственных усилий, осваивает сенсорные эталоны. Кроме того, яркий внешний вид предметов, разнообразие оттенков и форм, их гармоничные сочетания развивают у ребенка эстетический вкус.

В дошкольном возрасте применяются разнообразные игры, например, строительная, режиссерская, сюжетно-ролевая и прочие. Подобные занятия развивают воображение ребенка, формируют социальные навыки, приобщают к тем или иным профессиям.

На заметку. Важно правильно подбирать игрушки для ребенка. Делается это с учетом возраста, особенностей физического и психического развития, потребности в какой-либо деятельности, интересов малыша.

Мобиль с погремушками

Мобиль с погремушками

Как научить ребенка держать игрушку

Чтобы стимулировать развитие хватательных навыков у младенца, рекомендуется разрабатывать пальчики с помощью массажа и регулярных физических занятий.

Чтобы тренировка проходила максимально продуктивно, проводить ее рекомендуется в благоприятной обстановке: важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении, во время занятий желательно разговаривать с малышом и улыбаться ему. На первых порах будет получаться далеко не все, но расстраиваться не нужно. Многократное повторение одних и тех же действий закрепит навык.

Вот несколько полезных советов, как стимулировать развитие необходимых умений:

  1. Когда кроха пытается соединить ручки над грудью, нужно помочь ему это сделать: свести ручки вместе так, чтобы ребенок почувствовал прикосновение своих пальчиков. Сцепление рук можно тренировать во время кормления (стараться делать так, чтобы карапуз обвивал бутылочку руками). Очень удобно тренировать навык, когда кроха сидит на коленях у взрослого. В этот момент руки малыша разводят и сводят, соединяя пальчики.
  2. Эффективный способ тренировки – вкладывание предметов в руку ребенка. Для этого берут погремушку (отличный вариант – в форме кольца) и привлекают к ней внимание крохи (водят перед глазами, трясут, издавая звук). Затем переходят непосредственно к рукам: необходимо разжать кулачок младенца и аккуратно размять его пальчики. Далее повторно привлечь внимание ребенка к предмету, и кроха сам потянется за ним. Когда это произойдет, игрушку следует положить в детскую ладонь так, чтобы малыш мог ухватиться за кольцо четырьмя пальцами (большой при этом нужно разместить сверху). Навык закрепится путем многократных повторений.
  3. Хватание предметов. На первых порах ребенок берет и удерживает любые вещи без разбора (не разделяет предметы в зависимости от их назначения и свойств). К 6 месяцам действия малыша становятся более осмысленными, заинтересованными: ребенок начинает выделять один предмет из нескольких и старается дотянуться только до него. Тренируя данный навык, родители помогают грудничку сформировать и установить важные нейронные связи между зрительными и двигательными центрами. Когда умение закрепляется, кроха начинает хватать все, что попадается ему под руку, независимо от того, лежит он на животе или спине, сидит или ползет. В этот период необходимо позаботиться о том, чтобы окружающие предметы были полностью безопасны для ребенка, различались по форме, величине, цвету.

Развитие хватательного рефлекса у новорожденного

Развитие хватательного рефлекса у новорожденного

Какие игрушки полезно давать ребенку

В первые месяцы жизни самой актуальной разновидностью игрушек является погремушка. Существует множество различных погремушек, которые подходят как для мальчиков, так и девочек:

  • Подвески (располагаются над кроваткой или коляской);
  • Браслеты и носочки (делаются из ткани, фиксируются с помощью липучки на руках и ногах младенца, соответственно). Развивают двигательные навыки;
  • Кольца (могут быть и другие формы – квадрат, треугольник и прочее). Предназначены для схватывания и удержания в руках;
  • Прорезыватели (используются в период прорезывания зубов);
  • Шуршалки (изготавливаются из ткани, имеют специальные наполнители, издающие «шуршащий» звук);
  • Слингоигрушки (подвязываются к слингу и «развлекают» ребенка во время прогулки).

Интересно. Любая погремушка может быть изготовлена как из одного материала, так и нескольких. В качестве таковых используются пластик, силикон, ткань.

Важнейшей разновидностью игрушек для малышей дошкольного возраста является кукла. Это не только предмет, участвующий в детских играх, но также неизменный партнер по общению, верный спутник и друг. Благодаря своему воображению, ребенок наделяет куклу характером, чувствами, мыслями, настроением, в зависимости от которых она совершает те или иные поступки. В процессе «общения» с куклой малыш учится проявлять заботу о «друге», воспитывает его, передает свои знания. По сути, все действия, какие совершает ребенок с игрушкой, есть не что иное, как отражение действий его родителей по отношению к нему самому. Играя с куклой, малыш воспроизводит различные формы поведения и осуществляет их оценку.

Также большое значение для развития ребенка имеют игрушки-орудия (к таковым относятся лопатки, ведерки и прочее), технические игрушки (машинки, самолеты), спортивно-моторные, самоделки и другие.

Погремушка-прорезыватель для зубов

Погремушка-прорезыватель для зубов

Хватательный навык – важнейшая функция, развитие которой влияет на формирование физических и психических характеристик ребенка. Знание того, во сколько месяцев новорожденный ребенок должен держать игрушку, поможет родителям своевременно приступить к тренировке необходимых способностей и умений.

Видео

Читайте также: