В три месяца ребенок не берет игрушки

Обновлено: 28.04.2024

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений - это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека - он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции "комплексом оживления".

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция - малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент - бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека - это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки - "а-а-а", " а-бы-ы", " е-ее" и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – "ба-ба-ба", "да-да-да", "ма-ма-ма". Малыш может подолгу "разговаривать" подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос "Где мама?", он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в "ладушки", помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями - хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб - дай, покажи, закрой. Понимает слова -"надо" и "нельзя".

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик - это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев - в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать - так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно "поощрять" у ребенка лепет, почаще вступать в "переговоры", вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру " Ладушки", "Сорока" и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу - ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.


пример первой погремушки

Первой игрушкой малыша в большинстве случаев будет погремушка. Поэтому для начала очень важно приобрести в магазине правильную погремушку. Первая погремушка ребенка должна быть яркая легкая с мелко фрагментированным наполнителем, который создает нерезкий звук, чтоб исключить вздрагивание ребенка. Ручка у погремушки должны быть прямая, напоминающая ручку ложки. Не забудьте ее хорошенько помыть с детским мылом в теплой воде перед тем, как дать ее ребенку. Мои рекомендации как научить ребенка брать игрушку относятся к детям первых месяцев жизни. И прежде чем малыш потянется к игрушке, он должен научиться ее рассматривать или обращать на нее внимание.


мобиль на кроватку

Первое желание разглядеть игрушку появляется у ребенка в возрасте 1 месяца, затем он начинает прослеживать ее глазами. Для такого занятия младенцу хорошо подойдет игрушка «мобиль», прикрепляющаяся на кроватку. На третьем месяце жизни ребенок следит за игрушкой поворачивая голову всех направлениях. И только потом пробует протянуть руку к игрушке. К возрасту 3 месяца физиологический мышечный гипертонус в руках снижается, поэтому разжать кулачок и протянуть руку малышу становится легче. В ряде случаев таких как недоношенность или родовая травма, дети осваивают эти навыки с опозданием больше чем на месяц. Если вы потренируете внимание ребенка и подскажете, как правильно взять игрушку, он быстрее начнет это делать самостоятельно, что будет способствовать его интеллектуальному развитию. Я рекомендую перед тренировкой дополнительно проводить массаж ладошек и пальцев по предложенной методике (см. по ссылке), подготавливая мелкие мышцы кисти к действиям, акцентируя внимание ребенка на его руке, способствуя разглядыванию кулачка

Итак, как научить ребенка брать игрушку:

Занятия начните с тренировки прослеживания игрушки. Лежащему на спине ребенку на расстоянии 20-25 см от его глаз покажите яркую погремушку, привлеките его внимание и убедитесь, что малыш заинтересованно смотрит на нее. После чего медленно с потряхиванием перемещайте игрушку сначала в боковых направлениях, затем вверх и вниз, можно дополнительно по кругу. Но следите, чтобы малыш не терял игрушку из своего поля зрения. Повторите упражнение, постепенно доведя количество повторов до 4-5 раз в каждую сторону. Итоговым результатом тренировки должно быть плавное прослеживание, сопровождающееся поворотом головы в полном объеме и во всех направлениях. Только после этого в упражнение добавляется тренировка участия рук ребенка.

Прослеживание ирушки

Прослеживание игрушки

Следующим этапом будет попытка малыша дотронутся до игрушки. Что бы это желание появилось, игрушка должна попасть в поле зрения ребенка рядом с его ладошкой. Это выглядит так, когда ребенок поворачивает голову за предложенной игрушкой, дотроньтесь погремушкой до пальчиков ребенка, обращая его внимание на это

Следующим желанием малыша будет разжать кулачок, а вы в это время дотроньтесь ручкой погремушки до ладони ребенка. Он попытается захватить предложенную ему игрушку. Сначала это будет выглядеть не очень- то правильно и уверенно. Повторите попытку 3-5 раз, обязательно для каждой руки по очереди. С каждым разом это будет получаться лучше и быстрее

попытка взять игрушку

попытка взять игрушку

Следите, что бы захват игрушки был правильным, т.е. большой палец должен противопоставляться остальным.

Если ребенок берет и удерживает погремушку, попробуйте взяв его за предплечье, поводить его рукой с погремушкой в разные стороны, но в пределах его поля зрения. При этом ребенок сам должен удерживать игрушку.

Если предыдущее упражнение получилось, то к удерживаемой ребенком игрушке приблизите свободную руку ребенка и дайте ему дотронуться до нее свободной рукой. Это будет способствовать освоению ребенком перекладывание игрушки из одной руки в другую.

После того, как малыш научился протягивать руку к погремушке лежа на спине, то предложите дотянуться к расположенной рядом игрушке из положения лежа на животе, как более сложный вариант. Но предварительно несколько раз покажите, с участием руки ребенка, необходимые движения.

Рекомендация детского остеопата. Родители иногда замечают, что ребенок берет игрушки чаще и охотнее в левую руку. У них возникает соответственно вопрос: а не левша ли малыш? Можно с уверенностью сказать, что в грудном возрасте определить будет ли ребенок левшой пока невозможно. Его предпочтения в некоторых случаях охотнее пользоваться левой рукой зависят от следующих факторов. Самый распространенный вариант, это когда родители чаще протягивают ребенку игрушку в левую сторону малыша, при этом родитель правша и при общении с ребенком левая рука малыша оказывается ближе и удобнее именно для родителя. В итоге получается, что та рука, к которой чаще протягивают предмет, быстрее развивается, и ребенок начинает охотнее ей пользоваться. Возможен и другой вариант, в котором в руке изменен мышечный тонус с рождения, тогда отмечается повышенное мышечное напряжение (гипертонус), либо пониженное (гипотония). В разделе по тестированию на эти отклонения было обращено ваше внимание. Эта причина также способствуют неодинаковому развитию движений в руках. Будет отставать та рука, в которой сильно изменен тонус мышц. Но в любом случае обязательно учитывайте, что развивать моторику и координацию надо в обеих руках одинаково. В противном случае неправильная установка кистей рук, приведение первого пальца к ладони, сжатые в кулак пальцы за счет повышенного тонуса влекут за собой поздний и неправильный захват предметов руками, вследствие чего нарушаются психическое развитие ребенка, с возрастом и мелкая моторика, обучение письму, рисованию. Если у вас возникли сомнения в своевременности и правильности развития моторики и координации у ребенка, детский остеопат сможет определить наличие нарушения функции и провести необходимую мануальную коррекцию.

  • Вопросы по теме задавайте на форуме.
  • Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
  • Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме. .

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

Нам 3 месяца, не держим погремушки, только если сама вкладываю держит, но не смотрит на нее, смотрит только когда я ее трясу. Ручки часто в кулачки. Массаж проделали недавно электрофорез и кортексин. Во сколько ваши детки начали держать и брать игрушки?


Комментарии

наш в 4 мес стал сам игрушки брать

Что за слова у всех «ДОЛЖНЫ». Все дети разные. Если уже в 6 мес ничего неделает то да надо паниковать.

И головы держать, и игрушки держать и смеяться и садиться и ходить. Все дети разные, это примерный расчет что они должны делать.

Вот у нас такой же диагноз, узи мозга по верхним пределам нормы, можно сказать, жидкость, ликвор увеличена на 1мм, межполушарная щель 5мм, предел нормы, но в других регионах, эти 5 мм уже лечат. Вот и мы колим, массажируем, электрофорезы и тд и тп. Вроде в норму приходит все, щель не увеличивается.

Можно все это не лечить, а могут все эти признаки давить на мозг и мешать развиваться, потому и есть у нас отставание. Тут уж мамочке решать.

Просто в будущем боюсь, чтоб ни ЗРР ни ЗПР не было. Чтоб в учебе не отставать из за этих мм. И самое действенное лечение как раз до года идет. Потом шанс упущен будет.

А так хоть мы и не доношенны на месяц, но развиваемся одинаково, с дочкой подруги, наши детки ровесники. Мой даже ее перегоняет. Но у нее нет невролгических диагнозов и рождена в ЕР вовремя. Но время все покажет, занималась я сыном или нет. Все позже может аукнуться.

Мой тоже на месяц раньше родился, но этот диагноз поставлен только согласно моим жалобам на то, что головку назад запрокидывает, ночью плохо спит и глазки во сне открывает. По узи все хорошо всегда было.

А как вы занимаетесь ребенком кроме электрофореза и уколов ?

Ну у нас тоже, по идее узи в норме, можно было и не лечить, если бы тоже не мои жалобы. Первое было как раз, не держал игрушки. Не интересовался. Пока в руки не сунешь, вообще не брал. Потом голову не подтягивал, когда за ручки из положения лежа на спине тянешь, она свисала. Сегодня наконец то сам сел, без опоры, а то садился и все рукой о пол держался. Сегодня очень уверенно начал вставать. Ползает по настоящему с 8ми месяцев, до этого то брасом, то по пластунски. Потому что видимо тонус ручек так и был слабоват. Сейчас на руках ходит и вытянутых ногах, как паук, коленки жалеет)))) Но голова все еще висит бывает, а бывает и держит, когда за ручки тянешь. Период когда они пытаются сесть с 3х — 4х мес, нас обошел стороной(мамы это так называют) хотя они вернее подтягивают к себе вещи, а так как они легкие, то сами к вещам подтягиваются(к рукам, к подлокотникам) до сих пор так не делает. Получается спина все еще слабая или пресс. Но невролог сняла нам все диагнозы в 8 мес.

Мы купили фитбол, очень хорошая штучка, а как малышу нравится, массажи, растворы. А самое ужасное из всего лечения, это были уколы актовегин. Жуть болючие, жуть.

Нам 3 месяца. Но до сих пор малыш не берет в руки игрушки. Может их рассматривать, махать ручками, но трогать их совсем не хочет. Кажется странным, ведь мы много с ним занимаемся и малыш уже многое умеет: давно начал уверенно держать голову, переворачиваться с живота на спину, отталкиваться ногами и передвигаться вперёд, с удовольствие говорит много разных звуков, начал даже издавать звук при смехе, а вот играться с подвешенными над шезлонгом игрушками, в игровом центре, с погремушками всевозможными он не хочет. Не хочет так же хватать меня за пальцы, что бы зацепиться, когда я его пытаюсь так поднять, но при этом, когда ему что-то не нравится, может вцепится мне в волосы, схватить за одежду.
Каждый день делаем гимнастику, я делаю массажик пальчикам и ладошкам, делаем потягушки, разминаем ручки и ножки. Не понимаю в чем проблема, и почему малыш не проявляет интерес к игрушкам, не хочет брат ничего в руки.


Комментарии

Настя, ему ведь только исполнилось 3 месяца, обычно около 3-х и начинают вещи хвтать, так что скоро-скоро, не переживай! Тем более вы такие молодцы, занимаетесь с ним, гимнастику длелаете. С дочкой тоже помню, как мы пихали ей игрушки и все ждали, ну когда же (после 3-х и было), а сейчас с сыночком я вообще не тороплюсь, возьмет, когда захочет. Вообще не хочется с ним торопить события, и мне кажется, что так время летит, хочется чтобы как можно дольше он лялечкой побыл :) Реально просто наслаждаюсь смортеть на него, играть совсем не хочется.

Да, думаю, ты права. Я его, наверно, уже задолбала. Вчера игрушку все-таки взял, видно, что бы я отстала?.

Молодец Коля! Скоро все будет хватать и в рот пихать :) Сестренка тоже все наровит Стэфану игрушки впихнуть в руки или рот, он пока терпит все это.

Коля стал неугомонным, целый день то смеётся и агукает, то возмущается и орет. Не уложить спать без пеленания. Только мы из пелёнок на липучках выросли. Вот теперь думаю заказывать побольше размера или уже не надо. Но пока приходится укачивать запеленгованным в пледике, иначе он сразу глаза открывает и орет.

Характер показывает :))) Я перестала пеленать, т.к. тоже вырос, хотя ему это не помешало бы. У меня некоторые подруги долго пеленали, и им это очень помогало, хотя, как начнет со спины на живот переворачиваться, советуют прекратить пеленание. В пледике неудобно? Может пока так и оставить, но если неудобно, то Swaddle лучше, конечно.

Решила не покупать Swaddle. Все-таки чаще без пеленания засыпает. А в пледике после липучек сложнее, вырывается.

Пальчиковая гимнастика в помощь

Так делаем. Но я все-таки добилась своего?, сегодня Колинька взял в руки игрушку.

Не переживай, Насть, научится ещё, это же от мозга всё идёт, когда созреет тогда и начнёт… у меня Ярослава только к 4-м месяцам начала игрушки хватать, а Сашуля с 2,5 уже играет погремушкой, Ярослава самостоятельно села толко в 11 месяцев, до этого сидела если сама посажу с 7 месяцев, а Сашуля съезжает с подушки и сразу набок отталкивается рукой и вот она уже сидит, видишь — родители одни и те же, а дети разные… и ты говоришь, что не знаешь как с ним играть, я с Ярославой тоже не знала как играть, а с Cашулей всё по-другому, находятся игры сами собой, я ей зарядку делаю, ложкой по столу стучим и везде, танцуем я с ней на руках или шевелю её руками и ногами а она лежит, перед зеркалом моськи корчим, научила её язык показывать и пррр делать, на столе на пианино играем и песенки поём и Ярослава нам помогает петь и кривляться, а малая довольная, летаем в космос — лёжа на диване я её на руках поднимаю и говорю полетееелиии-юхууу, и ей весело, включи себе на ютюбе песни фиксиков и потанцуйте вместе

Я его задолбала сегодня своими игрушками, он взял-таки игрушку и руки к мобилю с игрушками тянул. Надо нам срочно найти Фиксиков .

Не переживайте, проблемы нет ))) у меня доча тоже не любила трогать игрушки, сейчас сама берёт что ей интересно )))

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

Здравствуйте,если тонус снижен,то может быть слабость в конечностях,в том числе и в руках. При низком тонусе детки осваивают навыки с опозданием. Догоняют своих сверстников ближе к 1,5 годам. Есть ли видео,чтобы более предметно разговаривать?

Ирина, добрый день. Могу снять видео. Вот как раз в ручках гипотонус, в ногах гипертонус. Ножками она тянется к предметам, а вот ручками не выходит, хотя интересуется и следит

фотография пользователя

Я еще могу предположить,что если в руках снижен тонус,а в ногах повышен,то у вас натальная травма шейного отдела позвоночника.Снимите видео и покажите как малыш тянется когда вы вкладываете большие пальцы в ладони малыша и тянете на себя.

фотография пользователя

Здравствуйте.
Если у ребенка снижен тонус мышц верхних конечностей, это может вызывать затруднение когда он тянется к игрушкам.
По развитию всё нормально? Когда ребенок начал держать голову? Переворачивается?

Алина, добрый день. Голову начала держать около 3 месяцев после курса массажа. На данный момент хорошо держит и на животе и вертикально. Переворачиваться начала буквально вчера, пока не всегда получается, но старается.

фотография пользователя

По развитию всё нормально. Основное лечение тонусных нарушений - массаж и ЛФК. Пройдите курс профессионального массажа. Затем сами дома делайте массаж и гимнастику ежедневно, в интернете много обучающих видео для родителей по возрасту ребенка. Для правильного развития мышц хорошо помогают занятия на фитболе, плавание.

Читайте также: