Вальдорфская игрушка что это такое

Обновлено: 05.05.2024

В 2019 году исполняется 100 лет со дня основания первой вальдорфской школы. Сегодня вальдорфская педагогика – одна из самых популярных альтернативных педагогических систем в мире. Мы расскажем о том, что лежит в ее основе и чем ее принципы отличаются от принципов традиционной педагогики.

Рудольф Штайнер и первая вальдорфская школа

Вальдорфская педагогика зародилась в Германии. Основатель движения Рудольф Штайнер известен не только как философ и педагог, но и как эзотерик. Один из самых известных его трудов – антропософия, религиозно-мистическое учение. Штайнер считал, что его концепция – единственно верная, истинная, а остальные положения об устройстве мира ошибочны.

В кризисный для Европы период по окончании Первой мировой войны главы правительств европейский стран не восприняли всерьез антропософские идеи, и ему ничего не оставалось, как переориентироваться на образовательные учреждения для продвижения своих идей. Так появилась вальдорфская педагогика.

В 1919 году Штайнер опубликовал «Воззвание к немецкому народу и культурному миру» и «Ключевые моменты социального вопроса в условиях современной жизни и в будущем» и начал выступать с лекциями, в которых затрагивал и педагогические проблемы. А вскоре по просьбе директора сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» Эмиля Мольта он взял на себя руководство школой для детей рабочих, которую на свои средства открыл Мольт в Штутгарте. Штайнер лично готовил учителей, читал лекции для родителей и публики. Его идеи приобрели популярность, и школы, названные вальдорфскими, начали открываться не только в других немецких городах, но и за рубежом.

Вальдорфская педагогика в мире

Штайнер скончался в 1925 году, а с приходом к власти нацистов созданные им школы стали закрывать. Однако за пределами Германии популярность движения только росла, и к началу девяностых в мире действовало около 500 вальдорфских школ.

Примерно в это же время они появились и в России. В 1989-м открылась первая вальдорфская группа детского сада, в 1992-м − первая школа. К 2018 году в России насчитывалось 19 общеобразовательных вальдорфских школ, в которых обучались 2 500 учеников. Находились школы в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Самаре и Ярославле. Что касается детских садов и дошкольных студий, то в прошлом году таких учреждений было 70 и 30, соответственно.

В 1995 году в России появилась Ассоциация вальдорфских школ, куда вошли как государственные школы, так и автономные некоммерческие организации, использовавшие принципы вальдорфской педагогики. Ассоциация проводит мероприятия для учителей, школьников и родителей. У детских садов тоже есть свое объединение – «Содружество вальдорфских школ».

Сегодня в мире более тысячи школ и почти две тысячи детских садов, взявших за основу педагогику Штайнера. Кроме этого, по разработанным им методикам работают детские дома и лечебно-педагогические учреждения, а отдельные элементы вальдорфской педагогики применяются и в «невальдорфских» школах и при домашнем обучении. Отметим, само название «вальдорфская школа» является торговой маркой, и не все учебные заведения, использующие принципы педагогики Штайнера, могут его носить.

Теоретические основы вальдорфской педагогики

Современные сторонники вальдорфской педагогики подчеркивают, что антропософия не преподается детям ни в каком виде – ни как религиозное учение, ни как академическая дисциплина. Однако сами принципы педагогики Штайнера исходят из антропософских предпосылок. Главная из них – представление о человеческой сущности как о единстве духа (мысли), души (эмоциональной сферы) и тела. Задача педагогики – развитие все трех составляющих.

В вальдорфских школах нет учебников. Носителем знаний является учитель, который искренне верит, что ему выпала честь транслировать передовое научное знание. Педагоги в подобных школах в большем своем числе – убежденные антропософы. Они считают, что их главная миссия – передать идеи Штайнера людям и сделать так, чтобы учащиеся приняли его учение об устройстве мира как единственно верное.

В то же время, если не учитывать философско-религиозные аспекты, можно сказать, что ориентация на гармоническое развитие ребенка, на его собственные способности позволяет отнести вальдорфскую педагогику к гуманистической парадигме в образовании. Исследователи указывают на близость педагогики Штайнера к идеям Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и других авторов.

Еще один принцип вальдорфской школы предполагает поэтапное развитие ребенка. В период раннего детства, то есть до семи лет, согласно Штайнеру, упор делается на физическое развитие, в период детства (с семи до четырнадцати) – на развитие эмоциональности, и только на этапе отрочества и юности (до двадцати одного года) – на интеллектуальное развитие.

Особая роль учителя

Конкретные отличия вальдорфской школы от традиционной диктуются сказанным выше. Получение знаний – не единственная и даже не главная цель обучения. Не меньшее значение имеют физическое и эмоциональное развитие, воспитание воли и нравственных качеств: доверия, сочувствия и т. д.

Обучение в вальдорфских школах ведется по принципу преемственности. Первые семь лет все занятия ведет только «классный учитель», который отвечает за всестороннее развитие детей. Он может корректировать учебный план, ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка. Такая работа требует от педагогов серьезной подготовки. В то же время очень важны личные качества учителя (то есть, по словам Штайнера, его способность проникнуть в душу ребенка и установить с ним прочную личностную связь), педагогический талант, чуткость и непредвзятость.

Учитель в вальдорфских школах – наставник. Педагог ежедневно находится рядом с детьми, и его авторитет для них неоспорим. Не исключено, что мировоззрение учеников формируется под воздействием того, что им говорит именно он, а не родители и другие взрослые.

Преподавание «эпохами» и повышенное внимание к практическим занятиям

Другое принципиальное отличие вальдорфской школы от обычной школы в том, что учебные дисциплины, которые считаются основными, преподаются «эпохами». Это значит, что несколько недель подряд полуторачасовое занятие, или «главный урок», посвящается одному и тому же предмету и одной и той же теме. Согласно Штайнеру, такая концентрация на предмете помогает ученикам осознать цели изучения материала и лучше его усвоить. Так преподаются родной язык, математика, история, естественные науки.

После главного урока, который проходит первым, начинаются занятия по предметам: иностранные языки (школьники изучают два иностранных языка с самого начала), музыка, живопись, эвритмия и другие. Отметим, что эвритмию, своеобразное сочетание пантомимы или танца с музыкой или декламацией, разработал сам Штайнер.

В послеобеденное время учащиеся занимаются ручным трудом: ремеслом и садоводством. Предполагается, что такой порядок проведения занятий соответствует естественному для ребенка дневному ритму.

Изучение главных предметов на этапе детства, то есть первые семь лет, может идти почти без учебников. Их заменяют устный рассказ учителя и работа в тетради: учащиеся делают заметки, пишут под диктовку, рисуют иллюстрации. Параллельно используются атласы и словари. Позже начинается чтение специальной литературы, которую учитель рекомендует каждому индивидуально. Нет в вальдорфских школах не только учебников, но и современной техники.

Также на последнем этапе обучения в школах проходит практика – производственная, социальная (в больницах, домах престарелых и т. д.), языковая.

Оценки

Оценок до перехода в старшие классы не ставят. Выполненные работы учитель анализирует, указывая на сильные и слабые стороны, а в конце четверти или года выдает учащимся подробные письменные характеристики (оценки выставляются, только если ребенок переходит из вальдорфской школы в обычную). Считается, что нормальному развитию ребенка одинаково мешает и страх перед двойкой, и жажда похвалы. Соревновательные элементы сознательно изгоняются из учебного процесса (традиционная педагогика рассматривает соревнование как стимулирующий фактор, который помогает добиваться успехов в учебе и закаляет волю, эксплуатируя естественную склонность человека к соперничеству).

Религиозное воспитание в вальдорфских школах

Религиозное воспитание в вальдорфских школах все же ведется. Сам Штайнер полагал, что такие занятия должен проводить представитель той конфессии, к которой принадлежат семьи учеников, то есть католический священник или протестантский пастор. А для детей, чьи родители не относят себя ни к какой конфессии, был разработан курс «свободного христианского воспитания», цель которого – внушить ученикам чувство благодарности Творцу и благоговения перед творением.

Однако нельзя забывать, что многие учителя вальдорфских школ − убежденные антропософисты. Трудно представить, что их взгляды не будут влиять на учебный процесс. Дети видят в своем учителе наставника и верят ему, а ведь он целых семь лет остается для них главным и единственным проводником в мир знаний. Конечно, хороший педагог не станет злоупотреблять своим авторитетом. Но не будем забывать, насколько сильна вера этих учителей в идеологию Штайнера и в то, что им выпала огромная честь нести ее в массы через обучение. Кстати, некоторые авторы утверждают, что в вальдорфских школах из образовательного процесса исключают почти все, что противоречит доктринам антропософизма.

Критика

Педагогику Штайнера критикуют прежде всего за связь с его эзотерическими взглядами. Ключевые антропософские идеи – сверхчувственное, «духовное» познание мира, божественная человеческая сущность, реинкарнация и т. д. – вряд ли вызовут сочувствие у неподготовленных родителей, будь то ортодоксальные христиане или просто люди, далекие от религии.

Подвергается критике и уровень знаний, который можно получить в такой школе. Во-первых, вальдорфская педагогика подразумевает, что весь учебный процесс подстраивается под нужды ученика, который развивается в естественном для себя темпе. Не приведет ли отсутствие запретов и понуждений к тому, что ребенок окажется далеко позади своих сверстников из обычных школ – с жестким учебным планом, конкуренцией и риском остаться на второй год из-за двоек?

Интеллектуальное развитие, согласно Штайнеру, происходит в период с 14 до 21 года. Поэтому преподавание главных предметов ведется так, что на предыдущих этапах «вальдорфские» дети серьезно отстают от ровесников. Например, до третьего класса они учатся писать только печатными буквами. Поэтому даже после первого года обучения покинуть вальдорфскую школу и перейти в обычную без очень серьезных усилий не получится. Точно так же не стоит менять обычную школу на вальдорфскую: ребенок, который уже привык к оценкам, воспримет их отсутствие как разрешение «расслабиться». Однако сторонники вальдорфских школ утверждают, что в старших классах разница нивелируется и выпускники демонстрируют хорошие академические результаты.

Наконец, некоторым родителям вальдорфское движение напоминает секту: из жизни ребенка требуют исключить компьютер, интернет и телевидение, как и магазинные игрушки (предполагается, что ребенок должен играть только с теми игрушками, которые изготовил сам из подручных материалов). С одной стороны, такие требования настораживают, с другой – их довольно сложно выполнить. Как сложно и объяснить ребенку, почему в школе он живет по одним правилам, а дома – по другим.

Подводим итоги

Вальдорфская педагогика «в чистом виде» подходит для тех, кто полностью разделяет лежащие в ее основе взгляды и принципы, уверен в своем выборе и готов передать ребенка на попечение школы на весь период обучения. Иногда это приносит неплохие результаты, ведь сторонники этой системы стараются бороться с рутиной и собирать в стенах школ по-настоящему талантливых и увлеченных педагогов. Однако эти качества, как и любовь к детям, будут работать независимо от того, используются на уроках интернет и гаджеты или поделки из веточек и рукописные рабочие тетради.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Мир куклы невероятно многогранен. В кукольном царстве множество персонажей, мирно уживающихся друг с другом.
Возраст куклы практически равен возрасту человечества. Создавая куклу- alter ego , человек творил и себя и свой мир, изменяя его через куклу. И каждое время знало своих кукол. Контекст куклы очень разнообразен и всегда связан с со-творением: и куклы и человека, выражая его мотивы.

Народная кукла, обрядовая кукла, сословная кукла, фабричная кукла – за каждой из них свой культурно-исторический фон, свое предназначение. Авторская кукла, совсем недавнее рождение ее как вида кукольного творчества, - знак поиска в кукле индивидуальных, неповторимых черт самого автора, выражения его индивидуального душевного контекста.

Совсем молодая кукла – педагогическая. С осознанием того, что детство – особое время в жизни человека, требующее внимательного отношения к окружающей его ситуации, родились и новые игрушки, сохранив лучшее из кукольного наследия.
Вальдорфская кукла – одна из многих составляющих вальдорфской педагогики , которая не насчитывает еще и века, но распространена уже по всему миру, легко вписываясь в любую культуру. Принцип природосообразности, бережного и внимательного до деталей отношения к ребенку, необходимость считаться с естественным ходом развития ребенка – все это заложено и в вальдорфских игрушках. В отличии «потребительского» слоя игрушек, за которым – коммерческий посыл, вальдорфская игрушка учитывает, прежде всего, необходимость гармоничного воздействия на физическое, душевное и духовое существо ребенка.
Важно, что эти игрушки сделаные только из натуральных материалов. Нежная кожа ребенка чувствительна к "настоящему" и ненастоящему, да и лучше, если он знакомится сначала с Природным миром, а уже потом - с не очень здоровыми его производными. Дерево, натуральные ткани, овечья шерсть. То, что изначально несет в себе здоровое начало и так легко принимает тепло рук мастера, которое передается птом в игре ребенку!
При подборе игрушек всегда учитывается не только возраст ребенка, но и его личностные особенности - темперамент, конституция. С этим же связан и особый подход к выбору цветовой гаммы вальдорфских игрушек.
Практически всегда вальдорфская игрушка с делана вручную . Процесс ее создания очень трудоемок и времязатратен. "Потоковость"в ней невозможна, она за редким исключением остается продуктом отдельных мастеров, прежде всего ( и по "задумке" разработавших её вальдорфских педагогов) - самих родителей! И в силу этого она всегда неповторима, уникальна, всегда несет в себе необходимые для конкретного ребенка черты .

Отличаются эти игрушки и своей формой - всегда очень мягкой, пластичной, без резких линий и острых углов. Даже если это рыцарский замок или строительный набор (кубики, кстати, здесь искать не приходится - их заменяют тщательно обработанные на спилах кусочки дерева, чурочки, полешки, коряжки. ) Такая форма позволяет стимулировать детскую фантазию, позволяет накапливать и создавать образы, которые позже будут основой здорового развития интеллекта.

Что касается куклы, то впервые в «кукольной» истории она набивается теплой и мягкой овечьей шерстью , обладающими многими целебными качествами Она долго хранит тепло, она невероятно пластична, а в валяных игрушках, например, дает непосторимые тактильные ощущения для детских ручек.
Пропорции куклы строго соответствуют пропорциям человека, а именно – маленького ребенка: соотношение высоты головы к телу равно 1:3. Черты лица кукол очень условны, они не навязывают ребенку определенный эмоциональный образ, но позволяют самому внутренне строить его, оставляя свободу для воображения. Набивка тоже имеет свои особенности – голова, как самое «твердое» у человека, и у куклы набита плотнее, чем тело, помогая детям правильно осознавать и свою телесность.
Игрушки-зверушки тоже имеют естественные пропорции, они условно передают характерный жест того или иного животного, не «очеловечивая» его, что массово наблюдается в коммерческой игрушке и массмедийных, "мультяшных" образах зверушек, с огромной головой и "по-человечески" одетых.
Бережность к своевременности душевного развития ребенка выражена и в том, что для каждого возраста в вальдорфской педагогике есть и своя игрушка, и своя кукла – по мере того, как растет самосознание ребенка, меняется и образ куклы, «взрослея» вместе с ребенком, от простых, помогающих концентрировать внимание на главных деталях форм - до более проработанных, с бОльшим числом деталей …

Но вальдорфская игрушка, кукла, всегда хранит тепло рук мастерицы, сделавшей ее. В идеале – это, конечно, мама ребенка. Эта кукла и создавалась для того, чтобы её шили родители для своих детей и подросшие дети. Только мама может придать кукле те черты, которые нужны именно ее ребенку. И множество мам по всему миру уже давно шьют этих чудесных кукол, и все эти куклы непохожи друг на друга!
Появляются и отделные мастерицы-кукольницы, посвящающее шитью вальдорфской куклы и игрушкам свое творчество. За редким исключением - это "вальдорфские мамы", дети которых посещают вальдорфские сады и школы. И это очень важно - именно в такой среде, при учете многих других факторов воспитания - соблюдения принципа природосообразности, ритмичности жизни, соблюденй законов возрастного развития, - кукла наиболее полно раскрывает и свой характер, и свои возможности.


У вальдорфской педагогики есть как свои адепты, так и противники. Но и те, и другие, сходятся на мысли, что в арсенале вальдорфских игрушек много интересного для современных детей.

Когда представляешь типичный вальдорфский детский сад, воображение рисует малышей в холщовых одеждах, играющих деревянными некрашеными кубиками. Вместе с тем, современные вальдорфские игрушки очень разнообразны, кроме того, несмотря на свою внешнюю простоту, они нравятся современным детям, привыкшим ко всему яркому и пластмассовому. Что же такое «вальдорфские игрушки» и чем они отличаются от обычных?

Приверженцы вальдорфской системы обучения считают, что детские игрушки должны быть сделаны из натуральных материалов - древесины, шерсти, хлопка, льна. Некоторые из них изготовлены вручную, некоторые – фабричные. Обязательным условием также являются естественные цвета и формы, отсутствие острых углов, использование натуральных красителей и цветосочетаний, которые встречаются в реальном мире. Все это стимулирует фантазию, естественную игровую деятельность ребенка, а главное, дает ему представление о реальности.

Самые распространенные вальдорфские игрушки

вальдорфские куклы

  • Вальдорфские пирамидки – как правило, они сделаны из необработанных дровяных кругляков с кусочками коры. Также можно отыскать пирамидки из древесины, полированной маслом льна. Кроме классических форм – колец на палочке, имеются всевозможные вкладыши.
  • Конструкторы – особенностью вальдорфских конструкторов является то, что они не имеют элементов креплений. Играя, ребенок учится строить всевозможные конструкции, изучая законы природного равновесия.
  • Счетный материал – его вообще редко покупают. Орехи, желуди, камешки – все это используют для счетов. Иногда счетный материал делают из натуральных тканей или войлока.
  • Материалы для лепки – как правило, для детского творчества используют не пластилин а глину или пчелиный воск.
  • Фигурки животных – вальдорфские игрушечные животные обычно сделаны из дерева, ткани, войлока. Главное условие – они должны всем своим видом и пропорциями быть максимально похожими на настоящих. Кроме того, вальдорфовцы против «очеловечивания» зверей. Зеленых собак в кофточках и шляпах вы у них точно не найдете.
  • Куклы – вальдорфские куклы, пожалуй, самые известные среди всего арсенала игрушек. Для малышей куклы делают с пришитой одеждой, для детей постарше – со съемными наборами нарядов, волосами которые можно расчесывать и делать разные прически, а также мебелью, домом и другими нужными вещами. Популярны также игровые наборы моделирующие семью. Пропорции куклы строго соответствуют пропорциям реального человека – ребенка или взрослого. Черты лица у таких кукол очень условны, считается, что ребенок должен сам придумать образ и настроение куклы. Также популярны куклы-младенцы, набитые крупой, для игр в дочки-матери. Они довольно тяжелые - весом до нескольких килограммов, как и настоящий малыши.

Вальдорфские игрушки помогают ребенку обогатить тактильные ощущения, развить фантазию и понимание естественных причинно-следственных связей.

Вместе с тем, за подобными игрушками довольно сложно ухаживать и содержать их в чистоте. А если к пупсу с крупой доберется моль, тут уже будет не до игр.

Конечно, у современного ребенка должны быть и пластиковые, и механические игрушки, и дидактические - по возрасту. Но на то мы и родители, чтобы из каждой категории игрушек выбирать самое интересное для своих детей, - ведь чем разнообразнее, тем лучше.

Вальдорфская кукла - это одна из важнейших составляющих вальдорфской педагогики. Несмотря на то, что эта гуманистическая система является достаточно молодой, она успела приобрести огромную популярность благодаря своим принципам. Правило внимательного и гуманного отношения к ребенку присуще и вальдорфским игрушкам. Вальдорфские куклы созданы для гармоничного и согласованного развития многих качеств растущего малыша.

Эти замечательные куклы изготавливаются из натуральных материалов и набиваются мягкой овечьей шерстью. Именно по этой причине они выглядят довольно живыми, приятные и мягкие на ощупь. Скорее всего, именно благодаря этому их не хочется выпускать из рук. Уж поверьте, если вы предложите ребенку вальдорфскую и синтепоновую куклы, то сразу заметите, как ваше чадо отложит обыкновенную игрушку подальше. Набивается вальдорфская кукла только шерстью, поэтому является мягкой, теплой, устойчивой к стирке и долгим играм. Одежда и тело этого изделия – лен и хлопок, а волосы изготавливаются из хлопковой или шерстяной пряжи. Девочкам можно делать разнообразные прически, заплетать косички, а также их можно расчесывать.

Лица вальдорфских кукол никогда не будут иметь застывшего выражения, а черты лица только намечены, благодаря чему ребенок сам без труда сможет представить абсолютно любую эмоцию. Это развивает фантазию и воображение детей. Вальдорфская кукла не откажет ребенку в удовольствии «посмеяться» за компанию или «погрустить». Такие "друзья" могут идеально соответствовать человеческим пропорциям – от соотношения плотности туловища и головы до отношения размеров конечностей, головы и корпуса. Это играет очень важную роль с психологической точки зрения, так как ребенку очень полезно сформировать правильное восприятие собственного тела.

Вальдорфская кукла – это игрушка, которую можно давать ребенку с самого его рождения. Детям так нравится проводить с этими великолепными куклами свое время, что они не расстаются с ними почти никогда – играют, гуляют, спят.

По вашему желанию можно придавать кукле непринужденно легкий аромат с помощью натуральных эфирных масел лаванды, апельсина, пихты, жасмина. Такие ароматические отдушки приходят на помощь, когда ребенку нужно успокоиться, а также дарят прекрасное настроение днем и здоровый сон в ночное время. Юные девушки и взрослые женщины с большим удовольствием принимают вальдорфских кукол в подарок.

Для определенного возраста предназначен отдельный вид кукол. Их немного:

До одного года идеальным будет использование игрушек простых форм: звезда, бабочка или узелковая кукла. Это мягкие и эластичные небольшие куколки бывают со вшитыми бубенчиками, они легкие, и поэтому даже самый маленький ребенок сможет спокойно ее удержать в ручке.

Для детей старше года куклы должны быть с более оформленным телом, так как ребенок тоже начинает развиваться и расти.

После двух - трех лет дети уже могут играть с человечками в более сложной одежде.

Это, конечно же, не все виды кукол. Еще есть специальные игрушки для детей от четырех лет, валяные, изделия для кукольного театра.


О Вальдорфской системе обучения знает каждый родитель, но сегодня мы хотим рассказать о первой в мире педагогической кукле, которая появилась благодаря основателям этой системы образования.

Что такое вальдорфская кукла?

Это первая в мире педагогическая игрушка. Изготавливают вальдорфскую куклу, как правило, из натуральных материалов - хлопка, льна, овечьей шерсти, мериносовой пряжи. Благодаря этому во время знакомства с игрушкой малыши запоминают приятные тактильные ощущения.

Еще одной особенностью такой куклы является то, что ее шьют исключительно вручную. При этом пропорции игрушки должны соответствовать человеческим, чаще всего детским. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог перенести на куклу свои эмоции и настроение. Выражение лица вальдорфской куклы отличается от привычных стандартов кукольной красоты, поэтому в воображении ребенка она может быть и грустной, и веселой.

Зачем покупать ребенку вальдорфскую куклу?

Как утверждают эксперты, благодаря особым пропорциям куклы у малыша формируется правильное представление о себе и человеке в целом. Таким образом, в сознании крохи откладывается гармоничный образ человека. В этом и заключается главная педагогическая функция такой игрушки.

Кроме этого, игры с вальдорфской куклой отлично развивают детское воображение. Малыш учится различать эмоции, чувства, познавать мир и строить отношения со своим игрушечным другом.

Вальдорфская кукла

С какого возраста можно покупать вальдорфскую куклу?

Подарить первую педагогическую куклу крохе можно уже в четыре месяца. Для самых маленьких существуют так называемые узелковые куклы, которые отличаются плавной формой и мягкими материалами. Игрушка для малышей сделана таким образом, что ребенок может смело кусать ручки-узелки и ощупывать куклу без вреда для здоровья.

Что касается детей от одного до трех лет, то им можно купить куклу-бабочку. Тело такой игрушки набивают овечьей шерстью, а вот голову делают более плотной, чтобы кроха научился чувствовать разницу между этими частями тела. Для развития зрительного аппарата ребенка такую куклу часто изготавливают из материалов нескольких ярких цветов.

Для детей трех и пяти лет также существует отдельный вид вальдорфской куклы. Такие игрушки отличаются рельефными лицами, прорисованными глазами, ртом, щечками и пальчиками на руках и ногах. Играя с ней, ребенок развивает мелкую моторику, а также больше узнает о сюжетно-ролевых играх.

Отметим, что вальдорфскую куклу можно не только купить, но и сделать своими руками. Для этого достаточно приобрести специальные заготовки для пошива игрушки или скачать соответствующие инструкции в Интернете. Уверены, что ваш малыш оценит такие старания и будет с удовольствием играть с куклой.

Читайте также: