Виды игрушек и кукол

Обновлено: 27.04.2024

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства.

Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая. Немного истории История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян. По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня. Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).

Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).

Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды, размером не больше кулака. Игровые детские куклы Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства.

Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.

Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.

Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.

Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.

Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо : оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда, утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.

Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.

Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу, предсказывали, каким будет весь год.

Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны. Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.

Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок. Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.

Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).

Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Конспект ОД детей старшей группы на тему «Русская народная игрушка — кукла «Пеленашка»

Конспект ОД детей старшей группы на тему «Русская народная игрушка — кукла «Пеленашка» Конспект образовательной деятельности по познавательному и художественно-эстетическому развитию (познавательно-исследовательская деятельность.

Консультация «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей «Тот,.

Консультация для родителей «Русская народная мудрость о воспитании» МБДОУ детский сад №46 города Ельца «Дружные ребята». Консультация для родителей: «Русская народная мудрость о воспитании». Подготовил воспитатель:.

Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение» Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка кукла-хороводница» для старших детей Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка» для старших детей (4-5 лет) Воспитатель: Э. В. Бапанина.

Консультация «Народная кукла, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа» Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа. «Без памяти нет традиций, без.

Конспект занятия в первой младшей группе «Народные куклы Утешница, Мамушка, Ведучка» в рамках проекта «Куклы наших бабушек»

Конспект занятия в первой младшей группе «Народные куклы Утешница, Мамушка, Ведучка» в рамках проекта «Куклы наших бабушек» Конспект занятия в 1 младшей группе «Куклы наших бабушек: Утешница, Мамушка, Ведучка» ОО Познавательное развитие Задачи: 1. Продолжать.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная кукла»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная кукла» Проект в старшей (подготовительной) группе детского сада «Русская народная кукла» Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская.

Знакома вам такая ситуация: скоро день рождение любимой доченьки или племянницы, а может просто знакомой девочки и первое, что приходит в голову - подарить куклу. Да не простую, а какую-нибудь особенную, чтобы девочка была в полном восторге от нее! Мы заходим на страничку Ярмарки Мастеров Куклы и игрушки и от изобилия ассортимента просто начинают разбегаться глаза. Пролистав несколько первых страниц каталога, устаем и покупаем наиболее понравившуюся нашему взгляду куклу. Но на сколько она окажется приспособленной для детских игр? И вообще, как правильно подобрать нужную игрушку к определенному возрасту ребенка? Помогут нам в этом разобраться наши милые рукодельницы с Ярмарки Мастеров, которые уже долгое время создают замечательных текстильных куколок для детей разного возраста.

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 1

Публикацию, для удобства, я решила разделить на пункты по определенному типу тела игрушки.

1. Куклы-бабочки

Считаются самой первой игрушкой малыша! Они идеально подходят детям от 0 до 3 лет, т.к. являются полностью безопасными! Иногда у них либо совсем не прорисованы лица, либо черты только обозначены. И это не удивительно, ведь в таком возрасте ребенок не обращает внимание на тонкости, ему важна мягкость текстуры игрушки, чтобы можно было ее крепко обнять и сладко заснуть. Кстати, при загрязнении игрушки, ее можно легко постирать, а это большой плюс!

Рассказывает мастерица Юлия о своих куколках-бабочках: "Такая кукла подойдет малышам с рождения. Предназначена для тактильного и визуального развития. Туловище набито несильно, поэтому игрушка мягкая и приятная на ощупь. Личико прорисовывается лишь слегка, чтобы малютка мог проецировать на нее свои эмоции".

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 2

2. Куклы со сплошной набивкой

Такие куколки идеально подойдут для детей возрастом от 3 лет. В игрушке не используются какие-либо дополнительные материалы в виде пуговиц для скрепления частей тела: руки и ноги пришиваются непосредственно к телу самой куклы. У них есть небольшой нюанс - самостоятельно стоять они не могут, только с опорой. Их естественное положение - лежа, возможно сидя. Хотя, для детей такого возраста это не столь важно, а наоборот, даже удобнее, главное, чтобы куколка была приятная на ощупь и с ней удобно было играть! Как правило, одежду делают несъемной, но это не обязательно.

"Для детей помладше покупают малышек с гардеробом или с домиком, или все вместе. Когда подрастают дети, приходят за куклами больших размеров. Маленькие куклы, хорошо развивают мелкую моторику, попробуй одеть этих малипусек! ", - так рассказывает о своих куколках мастерица Расиля .

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 3

2. Куклы на пуговичном креплении

Самый распространенный вид текстильных кукол! Руки и ноги здесь соединяются с телом при помощи пуговиц. Такой вид игрушки уникален тем, что за счет натяжения пуговиц в области бедер, прикрепляющих две ноги к талии, куколка может самостоятельно стоять, чаще всего в обуви, сидеть, лежать. Тем самым она дает больший полет фантазии в играх детям. Эта кукла подойдет для ребенка от 4.5 - 6 лет. Основной тип игры у детей такого возраста - это ролевой, поэтому здесь очень важно, чтобы одежда и обувь у игрушки была обязательно съемной, а волосики расчесывались.

"Такие куколки универсальные. Они могут служить, как для игры детям, так и для вдохновения взрослым (в качестве интерьерных). Одежда вся снимается и волосики можно расчесывать, создавая разные прически. У меня как-то заказывали такие текстильные куклы для детей 5 лет и 7 лет, малышки были счастливы, играя с ними!", - говорит мастерица Татьяна .

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 4

На фото текстильная кукла " Анютка "

3. Шарнирные куклы

с деревянными бусинами

Это более редкий тип кукол, но он тоже встречается. Такую игрушку тяжелее сшить, т.к. все суставы соединяются при помощи бусин определенного диаметра, а это значит, что нога разделяется на две части и в области колена пришивается бусина, обеспечивая гибкость в этом месте. Таким же способом крепятся ноги в области бедер и руки в области плечей и локтей. Поэтому эти куколки уникальны своей пластичностью, они приятные на ощупь, т.к сшиты из мягкого хлопка! Ими интересно будет играть детям примерно от 6-7 лет, может чуть помладше.

Так рассказывает про свои куколки мастерица Ольга : "Текстильная кукла прекрасный вариант подарка. Она подойдёт и для детской игры, и в качестве украшения интерьера, и даже для коллекционирования. Однако не стоит забывать, что такая кукла требует аккуратного и бережного отношения, а также имеет мелкие элементы в деталях одежды (пуговицы, бисер), поэтому не рекомендуется давать такую игрушку детям младше 3-х лет".

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 5

4. Текстильные куклы на каркасе

Этот тип кукол относится к условно-игровым. Возраст детей примерно от 6-8 лет. Т.е. с ними в принципе можно играть, но осторожно, с любовью. Все потому, что в качестве каркаса используется проволока, а какой бы не был прочный этот материал, срок службы все же у него есть, поэтому для активных детских игр такие игрушки не подойдут.

Куклы на каркасе бывают двух видов:

4.1 Текстильная кукла на частичном каркасе

Здесь проволока проходит только через ноги и туловище, руки на пуговичном креплении или наоборот, ноги на пуговичном креплении, а руки на проволочном. Так обеспечивается гибкость определенных конечностей.

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 6

На фото текстильная кукла с частичным каркасом " Иришка " . (Как можно заметить, здесь каркас проходит через ноги, поэтому в области коленей они согнуты, руки на пуговичном креплении).

А вот куколка с каркасом только в ручках:

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 7

На фото текстильная кукла с частичным каркасом " Кукла Лиза "

У этой куколки Лизы есть даже своя история!

Рассказывает мастерица Елена : "Это моя единственная игровая кукла, шила я ее для "будущей племянницы", а родился племянник, вот и живет с тех пор у меня милая Лиза, в ожидании доброй, заботливой девочки, которой она составит компанию в играх.

Каркас у куколки только в ручках, для того чтобы она могла крепко держать игрушки. Волосы надежно закреплены, густые, так что прически можно делать совершенно не опасаясь за их сохранность. Гардероб у куколки очень разнообразный, есть и теплый вариант, который позволит гулять даже зимой. Куколка отлично подойдет для девочек от 6/7 лет и старше. Более младший возраст - это риск, что кукла может быстро потерять презентабельный вид. Все же кукла текстильная, и хоть ее мейкап и тонировка зафиксированы лаком, стирать ее нельзя, допускается только сухая чистка".

4.2 Текстильная кукла на полном каркасе

Такая куколка за счет проволоки-каркаса, проходящего через все туловище, руки и ноги, становиться очень гибкой и тем самым может принимать любые положения. Как правило, игрушки с таким типом тела имеют статус интерьерной, они не предназначены для активных детских игр. Но опять же, все зависит от ребенка, как трепетно он к ней относится. Оптимальный возраст примерно от 8 лет и старше.

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 8

И последний на сегодня тип очаровательных кукол:

5. Коллекционные куклы

Это, пожалуй, самый сложный, в плане изготовления, тип кукол. На создание 1 игрушки уходит примерно месяц! Такие куколки тоже относятся к условно-игровым. При ее создании учитывается каждая деталь образа от лица до пальчиков на руках и ногах. Самостоятельно стоять такие куколки не могут (но это не всегда). Детям (примерно от 10 лет) давать их можно, но не для активных игр, т.к. данные игрушки требуют бережного к себе отношения.

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 9

На фото куколка мастерицы Дианы Опариной.

Рассказывает мастерица Диана : "Сейчас мои куколки стали условно-игровыми. Это значит, что они более "тискательные". Тело сшито из бязи и обтянуто трикотажем. Ручки и ножки пришиты к телу, без всяких креплений, по типу будуарных болтушек. Чтобы их приятно было держать в руках. Почему условно-игровые? Потому что, условно можно играть, но очень аккуратно. Т.е их можно переодевать, одежда съёмная. Их можно аккуратно расчесывать и менять причёски. Можно укладывать спать, брать на прогулку. Но нельзя, кормить, мыть, стирать. Заказы беру очень редко, т.к творю по вдохновению".

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 10

Вот и все, пожалуй, типы текстильных кукол, которые, на мой взгляд, приобрели большую популярность в мире! Надеюсь, публикация была для вас полезной и вы теперь непременно выберите подходящую для своего ребенка куколку, которая подарит ему море радости и позитива!

Сердечно благодарю мастериц, согласившихся участвовать в моей публикации со своими чудесными работами!

Если вам все понравилась, ставьте лайк, оценивайте по звездной шкале, добавляйте в избранное и не забудьте поделиться с друзьями в соц. сетях данной публикацией! А также, пишите в комментариях свое мнение, можете даже добавлять фотографии и ссылки своих личных работ с площадки Ярмарки Мастеров! Думаю всем будет очень интересно!

Театр кукол – настоящая магия. Волшебство оживления неживой игрушки мало кого оставит равнодушным. Но эта магия имеет ряд особенностей. Важна не только то, как выглядит кукла, но и то, какая пластика ей присуща. Тот или иной тип куклы может сработать на Вашу идею, или полностью ее загубить. Так какую же куклу выбрать? Попробуем разобраться

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 1

на фото: Яшка и Компания спектакль "Вифлеемская звезда"

Не смотря на то, что вертепные куклы самые примитивные – именно они стали моей первой любовью. Это был Рождественское представление. Горели свечи и в маленьком домике – вертепе творилось чудо. Вертепная кукла - это кукла на единственном стержне. Ручки и ножки (если они есть) болтаются. Управляется снизу, через прорези в дне вертепа. Кукла не способна на красивые жесты. Была рождена в древнем Риме, но известность обрела благодаря христианству. Рождественские вертепы рассказывали историю царя Ирода и о Рождении Христа. Позже, кроме религиозных, появились и сатирические, лубочные представления. В современном же мире, мне кажется, такая кукла прекрасно подойдет для литературных театрализованных чтений, рассчитанных на небольшую аудиторию. Потому что, традиционно, для подобных спектаклей очень важен текст.

Петрушечная кукла, или перчаточная кукла.

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 2

на фото: Театр "Папьемашенники"

Посмотрите на то, какой гибкой и шустрой может быть Ваша кисть. Вот и петрушечные куклы, особенно сделанные по Вашей мерке, способны на многое. Заметим, правда, что исторически такие куклы использовались в комедийных и сатирических представлениях. Позже их стали использовать в спектаклях - сказках. У этого есть свои причины: пропорции кукол перчаток – это, как правило, большая голова и короткие ручки. Даже самый романтический, нежный персонаж с такими пропорциями будет выглядеть забавным. Петрушечные куклы не способны на лирический широкий жест, но за то они могут быть юркими, бойкими и живыми. Так что этот вид кукол я бы рекомендовала именно для тех спектаклей, где персонаж должен быть забавным: комедии и сказки.

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 3

на фото: Рязанский театр кукол "Тайна четырех кололев"

Любимая кукла театра Образцова. Управляется снизу тростями, закрепленными на руках куклы, и гапидом, (рукоятка, которая идет из головы куклы в тело, где ее держит кукольник). Может быть быстрой, а может быть плавной. Родилась эта кукла не так давно, но спектр ее использования широчайший. Кроме того, что у куклы довольно длинные руки, что делает ее жесты такими разнообразными, головку куклы так же можно механизировать. Кукла может моргать, открывать рот, шевелить ушами, вертеть и качать головой, если того требует идея спектакля, вся механизация головки управляется с гапида, так что чрезмерная механизация может усложнить работу. Такая уникальная кукла подходит для любого спектакля. Единственным ее минусом является то, что для управления такой куклой нужно два человека, или очень большая сноровка.

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 4

на фото: Чехия.Народный театр марионеток.

Королева театральных кукол. Несмотря на нити, глядя на марионетку всегда создается ощущение чуда. Основных видов марионетки два. Первый управляется исключительно нитями, закрепленными на ваге (крестовине) , вторые же крепятся к ваге жестким штоком за голову, или тело, остальные же части управляются так же нитями. И у того и у того вида кукол есть свои преимущества. Выбирая марионетку для спектакля надо помнить, что, не смотря на то, что кукла может быть комичной, марионетка кукла не быстрая и, для управления профессиональной марионеткой нужен опыт. С любительской куклой все намного проще, но и она не сможет двигаться так быстро, как тростевая, или петрушечная кукла. Я бы рекомендовала марионетку для лирических произведений, или для комических номеров, где не требуются резкие движения.

Мимирующая кукла, и маппеты.

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 5

на фото: Персонажи Улицы Сезам" Берт и Ерни

Многие помнят «Маппет шоу», «Улицу Сезам». Это самые популярные примеры кукол маппетов. Кукла управляется следующим образом – одна рука кукольника у куклы в голове, управляет мимикой, вторая рука становиться одной из рук куклы, вторая же рука куклы закреплена на теле. Или же второй рукой управляются трости, закрепленные на руках куклы. Мимирующая кукла- кукла разговорная, ведь именно разнообразие мимических ужимок делает ее такой смешной. Настоящим мастером этого типа кукол является Марта Цифринович. Непременно найдите в сети видео с ее работами. Я бы рекомендовала этих кукол для спектакля, где акцент делается именно на диалогах, или монологах. Важно помнить, что из-за забавной мимики зрители могут начать смеяться даже над самыми трагическими произведениями.

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 6

На фото: Театр кукол Образцова "Все кувырком"

Кукла открытого управления, то есть . Сейчас этот тип стал очень популярен. Он не требует особых навыков, но требует слаженности команды, так как, точно так же как и тостьевой куклой, планшетными куклами часто управляют несколько человек ( хотя есть исключения), но в отличие от тростьевых кукол, зрители видят кукловодов, которые держат куклу за рукоятки в голове и туловище, а так же за руки и ноги. Именно это делает куклу очень подвижной и живой. Правда, при недостаточной слаженности команды теряется магия «ожившей куклы», поскольку зрители видят людей, двигающих куклой. Но если кукла пластична и артистична, актеры кукловоды вскоре перестанут быть заметны зрителю. Подходит для любого жанра.

Куклы театра теней.

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 7

На фото: театр Ученый медведь. "Волшебное зеркало"

Театр теней имеет очень древнюю историю. С одной стороны он был рожден, как мистическое зрелище. Кукловодов почитали так же, как и жрецов. Но вскоре театр перекочевал в народ, спектакли начали носить сатирический характер. Куклы управляются с помощью тростей,закрепленных к подвижным частям кукол. Куклы бываюткак простыми, которые крепятся всего на одну трость, так и довольно сложными, с несколькими тростями и тяжами. Спектакли теневого театра обладают непередаваемой атмосферой тайны и волшебства. Чаще это спектакли литературные, где чтец читает текст, а куклы иллюстрируют его. Но бывают и исключения. На мой взгляд, куклы этого типа универсальны, и так же подходят для любого жанра.

Театр кукол - уникальное явление исскуства, обладающее своей неповторимой магией - магией оживления. При виде театральной куклы, оживающей в рукач актера, даже взрослые, серьезные люди превращаются в детей. Надеюсь моя заметка помогла Вам разобраться, какая кукла подойдет для Вашей задумки, или просто позабавила.

В современной педагогике игрушки принято делить по видам детских игр. Такое деление приблизительно, поскольку практически все игрушки обладают многообразными функциями (дидактической, развлекающей, забавляющей и пр., что позволяет использовать одну и ту же игрушку в разных видах игр.

1. Среди игрушек для подвижных и спортивных игр можно отметить: каталки, серсо, бильбоке, кольцебросы, воздушные змеи, самокаты и т. д. В качестве игрушек такого типа могут выступать уменьшенные копии спортивных снарядов: мячи, скакалки, детские велосипеды, гимнастический инвентарь и т. п.

2. Игрушки для сюжетно-ролевых игр (драматизации, режиссерских, му-зыкальных и т. п.) и игр-забав представляют наиболее многочисленную группу - это куклы, фигурки людей и животных, предметы для игр с ними (кукольная мебель, посуда) и др.

3. Игрушки дчя дидактических и познавательных игр сконструированы с учетом определенной обучающей программы, которая усваивается ребенком в процессе игры. Некоторые игрушки разработаны на основе принципа автодидактизма (погремушки, пирамидки, вкладыши, матрешки и пр.). К дидактическим игрушкам относятся головоломки (например, игрушки венгерского инженера Э. Рубика, а также настольные и нас'толь-но-печатные игры с правилами. Такие игрушки смыкаются с игрой, и подчас трудно провести четкую границу между игрой и игрушкой. Наборы и комплекты игрушек разной сложности создаются для систематического обучения и развития детей.

4 Игрушки для строительно-конструкторских и технических игр объеди-няют игрушки - технические приспособления, наборы строительных деталей, конструкторы, некоторые виды игровых орудий труда, игровые аудиовизуальные средства и технические предметы для детского творчества с использованием механических, магнитных, электрических, электронных и др. устройств. Такие игрушки должны быть ориентированы на возрастные особенности детей.

5. Театральными игрушками принято называть: куклы-театральные персо-нажи, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания, сценок, ро сказкам, басням и другим произведениям; декорационное панно на определенные темы, театральные переносные сцены, теневые театры; магнитные, фланелевые и др. устройства, состоящие из экрана-основы и крепящихся к нему фигурок; театральные костюмы и их элементы, парики и маски театральных персонажей.

Театральные игрушки используются в детских театрах при организации театрализованных игр, развлечений на праздниках, при проведении обучающих сюжетных игр и в самостоятельной игре детей, включающей элементы театрализации.

6. К музыкальным относятся игрушки, имитирующие по форме и звуча-нию музыкальные инструменты, - детские ксилофоны, металлофоны, цимбалы, органчики, гармошки, дудочки, барабаны, музыкальные шкатулки. Наборы колокольчиков, бубенчиков, музыкальные дидактические игры, сюжетно-образные игры с музыкальными устройствами, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей на карточках и кассетах с магнитной лентой также причисляются к музыкальным игрушкам.

Музыкальные игрушки находят применение на занятиях по эстетическому воспитанию, на музыкальных праздниках, в сюжетно-ролевых и познавательных играх, используются детьми для самостоятельного музицирования.

7. Среди игрушек-забав - "дергунчики", мячи на резинках, крутящиеся на турниках гимнасты, подпрыгивающие птички, лягушки, бодающиеся козлики и т. п. Широко известны народные игрушки-забавы из дерева, папье-маше с хитроумными устройствами, вызывающими забавляющий эффект. К игрушкам-забавам относят также наборы фокусов и игрушки-сюрпризы. Наряду с механическими в современных игрушках-забавах применяются электротехнические и электронные устройства.

«Откуда появилась игрушка». «Виды игрушек» Проблема исследования. Цель : Развивать познавательные, творческие, интеллектуальные способности детей. Активизировать речь. Расширять.

Консультация «Виды творчества для развития ребенка»

Консультация «Виды творчества для развития ребенка» Ребенок более чувствителен взрослого, потому что для него это все впервые, он воспринимает все иначе, ярче, эмоциональней. Он по-другому.

Консультация для педагогов «Виды дидактических игр, задачи игр» Игра со сверстниками занимает существенное место в ряду других видов самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрытие.

Консультация для воспитателей «Моделирование как средство познавательного развития детей: модели, виды моделей» Моделирование как средство познавательного развития детей: модели, виды моделей, условия организации. Моделирование - наглядно-практический.

Консультация для воспитателей «Виды арифметических задач, используемых в работе с дошкольниками» Простые задачи, т. е. задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием, принято делить на следующие группы. К первой группе относятся.

Консультация для воспитателей «Виды утренней гимнастики и возможности её использования» Виды утренней гимнастики и возможности её использования Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в.

Консультация «Виды утренней гимнастики» «Виды утренней гимнастики и возможности её использования» Консультация. Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика - это постепенное введение.

Консультация «Экспертиза игрушек» Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее. Прошлое. Педагогическая экспертиза в нашей стране существует давно, уже более двух столетий.

Консультация на тему «Виды бумагопластики» Дошкольный возраст – период активного развития творческих навыков и мышления ре-бенка. Психологи и педагоги отмечают значи-тельно более.

Консультация «Виды техник по нетрадиционному рисованию» Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста Дети с самого раннего возраста пытаются.

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых, ребенок, играя воспроизводит те или иные действия. Например, кукла - обобщенный образ человека; автобус, машина, мотоцикл - обобщенные образы транспорта; слон, лиса, заяц - обобщенные образы различных зверей.

Классификация игрушек, разработанная Е. А. Флериной, и в настоящее время принята в теории и практике дошкольного воспитания и помогает подбору игрушек для детей разного возраста. Достоинство этой классификации в том, что она соответствует основным видам детских игр, обеспечивает их многообразие. Среди них игрушки: образные (куклы, животные, мебель, транспорт, технические (конструкторы, строительные материалы, игрушки из полуфабрикатов —дощечек, планок и т. д., дидактические, веселые, музыкальные, театральные

Первый вид: Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т. д. ; они определяют сюжет игры).

Второй вид: Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком технику).

Третий вид: Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе - движение, сюрприз, неожиданность; назначение - развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.).

Четвертый вид: Спортивно-моторные игрушки (предназначены для осуществления задач физического воспитания:

1) Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость, глазомер: волчки, бусинки;

2) Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы;

3) Игрушки, содействующие развитию основных движений, укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки, кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили;

4) Игрушки для групповых игр: настольные крокеты, баскетбольные мячи. В детском саду должны быть подобранны спортивно-моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе.

Пятый вид: Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др. ; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить).

Шестой вид: Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение - служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения).

Седьмой вид: Дидактические игрушки (предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).

Восьмой вид: Маскарадно елочные игрушки (они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки - дар елке и делают ее красивой и нарядной).

Е. А. Флерина считала, что эти игрушки помогают детям в разнообразных играх отражать окружающую действительность и нужны детям и раннего, и дошкольного, и даже младшего школьного возраста. По для каждого возраста характер игрушек должен быть особым. Малышам важно самим действовать — превращаться в автомобиль или паровоз, бегать, дудеть. Им нужна машина, которую можно возить за веревочку, нагружать, разгружать. А старшим интереснее игрушки с механизмами

Е. А. Флерина работала над созданием таких игрушек, которые помогали бы детям от разить в игре окружающую действительность, способствовали бы воспитанию коллективизма, патриотических и гуманных чувств.

Традиционная игра в дочки - матери часто остается вне педагогического руководства, недостаточно используется для воспитания навыков культурного поведения, заботы об окружающих. Недостаточно разнообразен тип кукол для детей старших групп, в которых кукла в основном дается в виде образа ребенка, указывала на большое педагогическое значение военных игрушек, которые помогают воспитанию патриотизма, смелости, организованности

К техническим игрушкам Флерина относит также строительные материалы, конструкторы, различные полуфабрикаты, из которых дети сами мастерят игрушки. Этот материал способствует развитию творчества, изобретательства.

Веселые игрушки предназначены не для игры, а для забавы, развлечения. Их нельзя применить в любой игре, так как у них. всегда законченный, неизменный об раз: птицы только клюют, поросенок всегда танцует. Основное назначение их — вызывать веселый смех, развивать чувство юмора

Е. А. Флерина, выделяя дидактические и моторные игрушки, подчеркивает их общевоспитательное значение: они не только тренируют движения, глазомер, органы чувств, но и помогают организовать детский коллектив, воспитывают внимание, выдержку, находчивость.

Большое внимание уделяла автор уделяла руководству строительными играми и методам обучения детей конструированию. Она считала, что, кроме свободного конструирования, следует давать детям задания -упражнения в игровой форме: воспроизвести конструкцию по образцу, по памяти, по рисунку.

«Классификация игрушек» В. С. Мухиной

Игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий); (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.). Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение). Все куклы, по мнению В. С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции: - «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования - в рост человека и средних размеров; - характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т. п. ; - куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению; - этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа.

«Классификация игрушек» Е. А. Аркина

Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учётом последних достижений в различных областях знаний.

В своей классификации Е. А. Аркин одним из первых выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1. звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д. ;

2. двигательные игрушки – лук, стрелы, бумеранги и т. д. ;

3. образные игрушки – изображения животных и куклы;

4. верёвочка, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

«Классификация игрушек» С. Л. Новосёлова

Она включает шесть разрядов:

Первый – основной – определяет виды игрушек по степени их соотносимости к различным видам игр;

Пять последующих – раскрывают качественные характеристики игрушек: степень готовности, вид применяемого сырья, величину, функциональные свойства, художественно-образное решение.

Игрушки можно классифицировать по разным признакам:

· по возрастному назначению (для новорожденных (от 0 до 3 месяцев, для младенцев (4-5 – 12 месяцев, для детей 1-2 лет и т. д.);

· по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т. п.);

· по воспитательному назначению:

- сенсорные (погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; калейдоскоп);

- двигательные (мяч, юла, заводные игрушки);

- образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);

- общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, совок и ведёрко, оружие);

- конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).

«Классификация игрушек» А. С. Макаренко

Практика подтверждает положение А. С. Макаренко в детской игре все три вида игрушек.

Первый вид: готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др. ; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).

Второй вид: полуготовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением).

Третий вид: игрушки-материалы (песок, глина, куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А. С. Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).

«Классификация игрушек» Тихеевой Е. А.

В современной теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные. В основу данной классификации положены идеи Е. И. Тихеевой. Система Е. И. Тихеевой была достаточно прогрессивной и инновационной. Она включала использование различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т. д., игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т. д.).

В работах Е. И. Тихеевой предложена специально-оборудованная дидактическая кукла, «приспособленная в целях обучения ребенка, например, знакомства с одеждой, ее назначением, названием, предметами домашнего обихода и т. д.». Так в отечественной педагогике возникает особый интерес к игрушкам как средству обучения и эстетического развития дошкольника.

Должны быть игрушки, представляющие собой предметы жизненного окружения в уменьшенном виде. Такие игрушки способствуют закреплению представлений детей, которые они добыли опытным путем. Это игрушечные персонажи, фигурки людей, транспорт различного вида, кукольная посуда, овощи, фрукты, грибы, птицы, домашние животные. Эти игрушки используются педагогом в процессе специальных игр-занятий, но не даются им в свободное пользование.

Е. И. Тихеева предложила собственную классификацию дидактического материала, разделив его на «естественный» и «искусственный». «Естественный дидактический материал» включает игрушки и предметы жизненного обихода, овощи, плоды, цветы, шишки, растения, семена и др. Искусственный строится по принципу парности и предназначен для изучения различных качеств и свойств предметов, сравнения и рассматривания.

Экскурсия в магазин игрушек

Экскурсия в магазин игрушек Цель: создание условий для социальной адаптации детей с особенностями развития посредством экскурсионного метода, ознакомление обучающихся.

Фотозарисовка «Коллекция елочных игрушек»

Фотозарисовка «Коллекция елочных игрушек» Во все времена новогодние праздники были самыми любимыми и долгожданными. Оттаивая от тепла, елка источала удивительный запах смолы, талого.

Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению"ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.

Коллекция игрушек из киндер-сюрпризов

Коллекция игрушек из киндер-сюрпризов Немного истории. Сын владельца кондитерской фабрики Микеле Ферерро придумал Киндер-сюрприз. В Италии на Пасху пекли пирожные с запечёнными.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур»

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур» Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: Дать представление о глубине; Закрепить знания.

Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр» Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной.

Читайте также: