Виды содержание и методика обучения детей описанию игрушек предметов

Обновлено: 27.04.2024

В статье рассматриваются различные методы и приемы обучения рассказыванию в разных возрастных группах по игрушкам.

ВложениеРазмер
petrova_i.a._rasskazyvanie_po_igrushkam_v_raznyh_vozrastnyh_gruppah.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова И. А. Обучение рассказыванию по игрушкам в разных возрастных группах.

Детей учат сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2-3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? какие игрушки тебе нравятся в детском саду? Особенно важен выбор игрушек для занятий. Они должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма, размер), активизировать речь, создавать настроение. Игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду ( кошки белая и черная ).Проводятся дидактические игры («Найди и опиши»); описание с помощью вопросов воспитателя; используется совместное составление описания; дается лексико-синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают «Это (котенок). Он (маленький, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»; используется драматизация, потешки, загадки, стихи .

Приемы: беседа-разговор, рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).

Закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и составлять рассказ-повествование о них. Учат подбирать сравнения, определения, образные слова и словосочетания ( осторожная, хитрая лиса ) . В этом возрасте вводится план рассказа. Воспитатель указывает в каком порядке нужно рассказывать про игрушку или предмет. Педагог задает вопросы, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания. Также используется речевой образец воспитателя, его можно предъявить в виде дидактических игр: «Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». У детей формируются навыки повествовательной речи, их подводят к составлению рассказов. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры используют схему составления совместного с детьми рассказа. Сначала дается представление о том, как можно по-разному начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом» ), затем взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием. Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда . Затем дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику ( позвал – убежал, встретил и., стали они .), учит включать диалог действующих лиц ( спросил – ответил ), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить.

Приемы: беседа, рассматривание, лексические упражнения, вопросы, образец воспитателя, подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение, сценки с игрушками, составление детьми загадок по образцу воспитателя, дидактические игры («Магазин игрушек»).

Повышается требование к рассказам описаниям и повествованиям. Они должны быть более полными, логичными, с использованием образной речи. Дети должны научиться самостоятельно развивать сюжет и соблюдать композицию. В этом возрасте детей учат составлять загадки по игрушкам и предметам. Также используется драматизация. В подготовительной к школе группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках). В описание вносится соревновательный момент. Используются дидактические игры («Подарки») . Наиболее сложно для детей придумать рассказ по одной игрушке. Ребенок должен активизировать свой опыт, память, воображение. Трудность -определен только один персонаж, другие придумываются ребенком. Рассказчик должен наделить каждого персонажа соответствующими качествами, найти ему место в повествовании, придумать действия и весь сюжет, композиционно правильно оформить рассказ. К выбору приема обучения следует подходить с учетом темы, умений детей, их представлений о структуре рассказа. Образец является стимулятором детского творчества (а не подражания), поэтому лучше давать его после 1 – 2 детских рассказов. Наиболее простой прием – образец в виде начала рассказа, когда воспитатель начинает, а дети продолжают рассказ. Продолжается работа над структурой высказывания. Описательные и повествовательные тексты анализируются с точки зрения их структуры, проводится работа с моделями (круг, разделенный на части; схемы), обсуждается возможное начало рассказа; речь детей обогащается словами-связками для соединения предложений. Речевую деятельность детей активизируют применение ситуации письменной речи, анализ детских высказываний (удачное развитие сюжета, интересные приключения, образная речь, выразительность)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Методика обучения детей описанию игрушек

и натуральных предметов

Методы и приемы, подбираемые воспитателем для обучения детей составлению описательных рассказов должны обеспечить сознательное и глубокое усвоение нарабатываемых детьми навыков. Главным направлением в методике работы по развитию речи и составлению описательных рассказов является постоянное и разнообразное сочетание в сознании ребенка слова и образа. Поэтому, прежде всего выделяются методы и приемы, которые связаны с расширением чувственного познания ребенка. На этой основе дети учатся самостоятельно описывать предмет или явление, у них развивается умение пользоваться более точными определениями предмета. Педагог должен стремиться, чтобы ребенок точно передавал результаты своих наблюдений.

В обучении рассказыванию применяются специфичные приемы, назначение которых - получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ словом, жестом, фразой). На первоначальном этапе занятия употребляются приемы, с помощью которых детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности (что от них требуется) и пути достижения этого результата (как это делается).

Приемы обучения рассказыванию: образец рассказа, дублер рассказа, разбор образца рассказа, предоставление плана рассказа, коллективный разбор плана рассказа, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, окончание рассказа, начатого воспитателем, подсказ вариантов, привлечение детей к исправлению ошибок рассказывающего ребенка, подсказ словом или предложением, оценка рассказа.

Образец рассказа - это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.

В данном случае следует отличать познавательный рассказ воспитателя, предназначенный для слушания детьми, для расширения их кругозора, от рассказа-образца - дидактического приема, который предназначен для подражания.

Образец рассказа могут повторить 1-2 ребенка, рассказывающие плохо (это очень их простимулирует - ведь именно им доверили рассказать первыми!), при этом прямое подражание играет положительную роль, вызывая речевую активность.

Можно предложить второй вариант рассказа - дублер образца, при сопоставлении которого с первым ярче выявятся общие закономерности построения повествования. Например, педагог последовательно описывает две разные игрушки и поясняет обязательные элементы этих описаний.

Осознанному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания.

План рассказа - это 3-4 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения. Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным, ведущим приемом обучения.

Поскольку дети старшей группы имеют (или должны уже получить в процессе обучения в течение учебного года) некий опыт в составлении описательных рассказов, можно план - в виде свободных поясняющих указаний предоставлять детям до образца рассказа (в этом случае дети более сознательно воспринимают правила построения высказывания), но употребление этого приема зависит от уровня подготовленности детей.

При этом педагог не только сам отмечает отступление от плана, но и привлекает детей к контролю за рассказами (О чем нужно сейчас рассказать? Что лучше рассказать сначала, чтобы всем было понятно?). Таким образом, план - это распространенный и важный прием, с помощью которого ребенок учится описывать предметы, объекты, делать это не сумбурно.

Коллективное составление рассказа - это своеобразный прием, используемы в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Преимущество этого приема в том, что в работе активно участвуют все дети. В процессе совместной деятельности дети получают наглядное представление о том, что значит придумывать рассказ, постепенно формируется их воображение. Но у этого приема есть и недостаток: дети упражняются в придумывании фраз, подборе слов - а речевая активность ограничена, т.к. они мало упражняются в монологической речи.

Оценка, является обучающим приемом. Применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, избегали того, что он осудил.

Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. Некоторые особенности имеют эти занятия в средней группе на 1 этапе обучения. Желательно предъявить детям игрушки образные, с яркой индивидуальностью, чтобы ребенок имел возможность уловить «состояние» героя (кукла радуется, утенок смешно, медвежонок грустный) или демонстрировать их в движении. Иногда бывает целесообразно внести игрушки в групповую комнату минут за 5 до занятия, предложить детям рассмотреть их, потрогать, а в момент рассказа на занятии уже на давать в руки, так как на первых порах это может помешать ребенку сосредоточиться на построении высказывания. Можно обыграть появление знакомой игрушки, а затем этот персонаж обращается к детям с вопросами и просьбами что-то рассказать дополнительно (Расскажи о моей кофточке, о моем хвостике).Ведущие приемы обучения - образец описания, который дает воспитатель, план рассказа, подсказ, дополнения детей.

В старших группах такие занятия проводят реже, а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если описание такой игрушки требует определения пространственного положения ее частей, а также их материала и формы (игрушечные часы, телефон, плита, автобус). На одном и том же занятии задания следует дифференцировать: дети с более высоким уровнем развития могут описывать не одну игрушку, а статичную композицию из 2-3 предметов, указывая их расположение на столе, составлять описательный рассказ пары игрушек, сравнивая их по элементам.

На первом занятии воспитатель дает образец и план рассказа (Какая это вещь? Какие у нее есть части? Для чего они нужны? Покажи и объясни, как используют эту вещь.). Ребенок, подойдя к игрушке, берет ее в руки, рассматривает, ощупывает и начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим. Если рассказ не получается, можно предложить эту же игрушку для описания другим детям, чтобы наглядно показать, как нужно выполнять задание.

Повысить интерес к рассказыванию помогают такие приемы: ребенку предлагают поставить рядом любые 2-3 игрушки и рассказать о них самому или вызвать для рассказа любого из детей.

После занятий с общим наглядным материалом можно провести 1-2 с индивидуальным раздаточным материалом. Допустимо подбирать разнородные игрушки, но они должны быть примерно одинаковой сложности, некрупные (это упростит их хранение и раздачу). Все объяснения, указания воспитатель дает детям в начале занятия, до того, как игрушки будут розданы; к раздаче и сбору можно привлекать дежурных. В процессе занятия предлагаются дополнительные задания, например для классификации предметов по цвету, назначению и т.д. Эти занятия подготавливают детей к дидактическим играм различных видов.

Описание натуральных предметов.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, комнатные растения), орудия труда и т.д. Поскольку таким занятиям предшествовала работа с демонстрационными и раздаточными игрушками, эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем.

Рассказывая, ребенок тут же поясняет назначение предмета и правила его использования, демонстрирует действия с ним (движения щетки при чистке зубов, закрепление конца нитки на катушке и т.д.). Поскольку в каждом комплекте имеются аналогичные предметы, отличающиеся несущественными признаками, дети могут составлять о них сравнительные рассказы. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.

Умение описывать предметы закрепляется и в другой деятельности - на занятиях по конструированию ребенок рассказывает о свое постройке, в ролевой игре в космонавтов сообщает «по радио», что он видит внизу на земле.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

« Методика обучения описательному и сюжетному рассказу о предмете или игрушке»

Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по родному языку — рассматривание и описание игрушек.

В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А. М. Бородич, Э. П. Короткова, О. И. Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы.

Исследователи последних лет (О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание и монолог-повествование.

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

· дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);

· сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

· наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Виды занятий по игрушкам (Ф.А. Сохин и Алексеевой)

Описание игрушки- связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.

Рассмотрим методику обучения монологической речи на занятиях с игрушками.

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ПРЯМО ЭТАПЫ

1.В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду?

Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, приобрели определенный словарный запас и соответствующие представления. Одним из условий эффективности игры являются ее живость, определенный ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребенка.

На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта, две кошки разного цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель «прячет» игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную, а Соня – куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»). В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост. Она лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!

Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагают повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания). Этот, рассказ является, образцом.

Следующий этап - совместное составление описания игрушки.

В гости к детям приходит котенок. ( Можно взять игрушку котенка и прямо проиграть этот момент) Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про него». Воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (маленький, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»

Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания. Например, вниманию детей предлагается 5 – 6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Появление игрушек может быть обыграно – почтальон принес посылку. Затем об одной из игрушек дается загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь); «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран).

Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушек перед их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.

Постепенно малыши подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его. На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением, потешек, стихов.

В средней группе дети постепенно подходят к составлению небольших самостоятельных описательных рассказов по игрушкам. Наиболее эффективным приемом обучения является образец, который дается на каждом занятии.

Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала это небольшой план — два-три вопроса («Расскажите, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть») Постепенно можно усложнить план, разнообразить вопросы («Из какого материала сделана эта игрушка? Нравится ли она тебе?»). Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно обследовать предмет – от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания.

Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Исследования доказывают, что уже в процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов (Это котенок. Котенок маленький. У котенка пушистая шерсть).

Значительное место занимают дидактические игры на описание. Усложняются их содержание и требования к речи. В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Продавец может не сразу понять, какую игрушку хотят купить, и предлагает описать ее понятнее.

Если в младшем дошкольном возрасте дети в основном учатся отгадывать загадки, то на этом возрастном этапе они сами составляют загадки на основе образца воспитателя. Как всегда, игрушки рассматриваются. Воспитатель начинает со своего образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом. Кто это?» По другим игрушкам или предметам составляют загадки дети. Несмотря на то, что составление загадок сложно, при соответствующем обучении описательной речи дети успешно с этим справляются: «С длинными ушками, коротким хвостом, любит морковку»; «С бородой, рогами, молоко дает». Оценивая описания игрушек, необходимо отмечать точность словаря, удачные сравнения, эмоциональность.

В старшем дошкольном возрасте игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи

Описательные умения дети приобретают, как и в среднем дошкольном возрасте, в процессе описания игрушек и составления загадок. Основное отличие – в усложнении заданий и большей самостоятельности их выполнения.

В подготовительной к школе группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках). В описание вносится соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке»). На занятии «Наши любимые игрушки» (медвежонок, зайчик, телефон, неваляшка, самосвал) один ребенок описывает игрушку, не называя ее, а остальные отгадывают. Занятие можно закончить предложением так рассказать про любимую игрушку, которая находится дома, чтобы все поняли, какая она. В конце можно дать задание внимательно рассмотреть дома игрушку и на следующий день дополнить свое описание или подумать и рассказать, как с этой игрушкой можно играть.

Аналогичное задание – последовательно описать игрушку, не называя ее, дается в игре «Подарки». Организация занятия: в коробках приносят новые игрушки, это подарки для группы. Появление подарков обыгрывается (подарил Дед Мороз, почтальон принес в посылке). Предлагается познакомиться с тем, какие подарки находятся в коробках, но при этом надо выполнить два условия: хорошо описать игрушку и отгадать ее. Если эти условия будут выполнены, игрушка останется в группе (мотивационная установка). Затем вызывают 3 – 4 детей (по количеству игрушек). Они должны открыть коробки и, не вынимая игрушку, рассмотреть ее и подумать, в какой последовательности построить описание, закончив его оценочным суждением.

Ценность таких занятий состоит в подведении детей к составлению загадок. При составлении загадок образец почти не применяется, дети справляются с заданием самостоятельно.

2. Сюжетные рассказы (повествования) используются в средней группе, во второй половине года

В повествовании следует обучать детей – выделять главную тему, развивать сюжет и соблюдать структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

-Рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам.

Основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них закладываются в среднем дошкольном возрасте.

- Рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

Занятие, на котором составляются сюжетные рассказы по набору игрушек, состоит из двух частей: 1) рассматривания игрушек, 2) составления рассказов. Цель первой части — познакомить детей с игрушками, дать небольшое описание каждой. Эта часть заканчивается постановкой задания («Будем придумывать рассказ про эти игрушки») с коротким планом рассказа или образцом его.

Игрушки должны быть подобраны так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка; елочка, ежик). Вопросы воспитателя помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы или объекты: что могло случиться с девочкой в лесу? Кого девочка могла встретить в лесу? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке?

Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец), помочь ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формировать умение пользоваться словами-связками «вдруг, тогда».

Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить.

На первом этапе используется и рассказ-образец педагога. Дети обычно копируют его, поэтому образец целесообразно давать на каждом занятии. Образец должен не только учить детей составлять сюжетную линию, но и давать примеры речевых конструкций . Так, в рассказ целесообразно вводить прямую речь, образные выражения, небольшие описания.

Вот пример рассказа-образца воспитателя: «Летом Маша жила у бабушки в деревне. Пошла она в лес. Вдруг видит — ежик бежит. Хотела она его в корзиночку положить и домой отнести, да раздумала. «Пусть ежик в лесу живет, хорошо ему в лесу»,— подумала Машенька и пошла дальше».

Можно составить рассказ в виде инсценировки. Воспитатель дает образец такого рассказа. Например, рассказ о кошке и мышке: «Узнала кошка, что в ее доме мышка себе норку устроила. Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка мягкими лапками, и не слышно ее. Выбежала мышка — бархатная шубка, погулять. Далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было. Ловкая мышка юркнула в свою норку». Рассказ сопровождается действиями игрушек.

Особое внимание надо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми . Сначала оценку дает воспитатель, отмечая и интересно задуманное содержание рассказа, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа — форму, в которой передано содержание.

После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм и следить за содержанием рассказов. Необходимо продумывать оборудование и набор игрушек для подобных занятий.

Наиболее сложно придумать рассказ по одной игрушке.

Этот вид рассказывания вводится в старшей группе во второй половине года и типичен для подготовительной группы.

Ребенок должен активизировать свой опыт, память, воображение . Трудность заключается в том , что определен только один персонаж, другие придумываются ребенком. Рассказчик должен наделить каждого персонажа соответствующими качествами, найти ему место в повествовании, придумать действия и весь сюжет, композиционно правильно оформить рассказ. К выбору приема обучения следует подходить с учетом темы, умений детей, их представлений о структуре рассказа. Образец является стимулятором детского творчества (а не подражания), поэтому лучше давать его после 1 – 2 детских рассказов .

Наиболее простой прием – образец в виде начала рассказа, когда воспитатель начинает, а дети продолжают рассказ.

В старшем возрасте продолжается работа над структурой высказывания . Описательные и повествовательные тексты анализируются с точки зрения их структуры, проводится работа с моделями, схемами , обсуждается возможное начало рассказа «Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»; речь детей обогащается словами-связками для соединения предложений (вдруг, тогда).

Пример схемы рассказа «В лес за ягодами»: «Дело было. (летом). Собрались. (подруги в лес за ягодами). Взяли они. (корзиночки) и. (отправились в лес). Идут девочки и весело. (разговаривают). На небе появились. (темные тучки). Вдруг загремел. (гром) и. (пошел дождик). Девочки… (испугались) и. (спрятались поддерево). Когда дождь закончился, они. (пошли домой)».

Для составления описательных рассказов следует отбирать хорошо знакомые игрушки с ярко выраженной индивидуальностью: Например: котенок с забавным выражением мордочки; неуклюжий, с широко открытыми глазами утенок.

Для описания могут быть использованы также объекты природы (овощи, фрукты, комнатные растения, цветы, листья).

В старших группах можно использовать комплекты предметов, в которые они объединяются по назначению, категории и т.д. (умывальные, туалетные, швейные и школьные принадлежности, посуда и кухонная утварь.

1. Формировать умение составлять описательный рассказ по игрушке (о предмете);

2. Закреплять навыки рассматривания игрушки (предмета).

3. Формировать навыки монологической речи: передавать структуру описательного рассказа, описывать игрушку (предмет) последовательно, ярко.

4. Учить использовать в речи разные средства выразительности

Структура ООД (организованной образовательной деятельности):

1 часть. Рассматривание игрушек (предметов), их сенсорное обследование:

- как узнали? (вычленение характерных особенностей);

- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.);

- вычленение более мелких частей или деталей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

- повторное целостное восприятие предмета.

2 часть. Образец рассказа воспитателя или план рассказа.

3 часть. Рассказы детей и их оценка.

4 часть. Заключительная. Подведение итогов занятия: чему научились.

Повысить интерес к описательному рассказу помогают следующие приемы:

1. Мотивация, которая придает смысл деятельности. Исследователи (Л.С.Славина, Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, В.В.Гербова и др.) предложили игровой тип мотивации. Этот тип мотивации ставит ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например, сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись).

Мотивом может служить стремление ребенка участвовать в игре. В.В.Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья», «Выставка машин» и др., в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет.

Мотивом может быть желание получить игрушку. Например, игра «Магазин игрушек». Игрушку продают только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.

2. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов.

Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и утенок, медведь и заяц, курочка и козлик).

3. Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).

4. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.).

5. Коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой - одежду, третий – предмет, находящийся у него в руках.

6. Использование схем, моделей.

7. Оценка детских рассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Оценка дается каждому рассказу. Нужно стараться найти в каждом высказывании что-то, заслуживающее похвалы. Оценка должна быть краткой и содержательной.

8.Чтение художественных произведений.

9.Поощрение за рассказ, за дополнение прослушанных рассказов разными предметами (ленточками, флажками, фишками). Например, воспитатель обращается к группе: «Сегодня вы будите рассказывать о хорошо знакомых вам вещах. Вы должны внимательно слушать выступления сверстников и стараться дополнить их. За каждое дополнение вы получите зеленую фишку. В конце занятия мы посчитаем фишки и узнаем, кто лучше всех дополнял прослушанные рассказы. Дети, которые будут рассказывать, тоже могут получить фишку другого цвета, например оранжевую, если их описание будут точными и подробными и никто не сможет их дополнить».

10. Повысить интерес к занятиям помогает изменение формы их проведения. Обучение описанию может осуществляться через дидактические игры, игры-путешествия, организацию различных выставок, на которых дети выступают в роли экскурсоводов, и т.д.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Педагогическая гостиная Технологии развития речи дошкольников.

Курс повышения квалификации

Особенности методической работы в онлайн-образовании


Курс повышения квалификации

Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации


Курс повышения квалификации

Подростковый возраст - важнейшая фаза становления личности


«Развитие памяти и внимания при скорочтении»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Педагогическая гостиная Технологии развития речи дошкольников.

Педагогическая гостиная
Технологии развития речи дошкольников

Методика обучения
рассказыванию по игрушкам
детей дошкольного возраста

Виды игрушек для описания дидактические игрушки сюжетные (образные) игрушки

Виды игрушек для описания

сюжетные (образные) игрушки

готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием наборы, составленные.

готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием

наборы, составленные воспитателем или детьми

Виды рассказов по игрушкам 1. Описательные рассказы: - рассказ по одной и.

Виды рассказов по игрушкам
1. Описательные рассказы:
- рассказ по одной игрушке (предмету);
- рассказ по набору игрушек (предметов);

2. Сюжетные рассказы (повествования):
- рассказ по набору игрушек (предметов);
- рассказ по отдельной игрушке (предмету).

Методика обучения рассказыванию по игрушкам в разных возрастных группа.

Методика обучения рассказыванию по игрушкам в разных возрастных группах

Приёмы обучения рассказыванию по игрушкам Основные приёмы: Совместное.

Приёмы обучения рассказыванию по игрушкам
Основные приёмы:
Совместное рассказывание
Образец рассказа
Частичный образец
План рассказа

Задание Составьте образец и план описательного рассказа по одной игрушке С.

Задание
Составьте образец и план описательного рассказа по одной игрушке

Составьте образец и план описательного рассказа по набору игрушек

Составьте образец и предполагаемые темы (5-6 тем) сюжетного рассказа по одной или набору игрушек

Коллективное составление рассказа Составление рассказа по частям Оценка дет.

Коллективное составление рассказа
Составление рассказа по частям
Оценка детских монологов
Моделирование


Описание игрушек Цвет Форма Величина Материал Части игрушек Действия с игруш.

Цвет
Форма
Величина
Материал
Части игрушек
Действия с игрушкой

Описание предметов одежды1. Цвет 2. Материал 3. Части одежды 4. Сезонное.

Описание предметов одежды
1. Цвет
2. Материал
3. Части одежды
4. Сезонное
обозначение
5. Для кого
предназначена
6. Действия с одеждой

Описание предметов посуды1.Цвет 2.Форма 3. Величина 4. Материал 5. Части посу.

Описание предметов посуды
1.Цвет
2.Форма
3. Величина
4. Материал
5. Части посуды
6. Действия с посудой

Описание овощей и фруктов1. Цвет 2. Форма 3. Величина 4. Вкус 5. Место произр.

Описание овощей и фруктов
1. Цвет
2. Форма
3. Величина
4. Вкус
5. Место произрастания
6. Как употребляется в пищу

Описание времен года1. Солнце, небо 2. Земля, деревья 3. Люди 4. Звери 5. Пти.

Описание времен года
1. Солнце, небо
2. Земля, деревья
3. Люди
4. Звери
5. Птицы
6. Занятия детей

Дополнительные приёмы Вспомогательные вопросы Указания Исправление ошибок.

Дополнительные приёмы
Вспомогательные вопросы
Указания
Исправление ошибок
Подсказ нужных слов
Прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон
Использование наглядности
Использование художественного слова
Игровые приёмы

Структура построения занятия I. Вступительная часть II.Основная часть.

Структура построения занятия
I. Вступительная часть
II.Основная часть
1. Краткое рассматривание игрушки (предмета).
2. Постановка цели на составление рассказа, сказки. Работа над выразительностью детского рассказа.
3. Образец рассказа.
4. План составления рассказа или предполагаемые сюжеты (5-6 тем) для составления рассказа (сказки), и их закрепление в устной речи детей.
5. Самостоятельные рассказы детей (5-6 рассказов). Оценка детских рассказов. Физкультминутка
III. Заключительная часть

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 843 материала в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»
  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»
  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»
  • Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»

Оставьте свой комментарий

  • 30.06.2016 9064
  • PPTX 870.5 кбайт
  • 39 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Фролова Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

69 минут

«Учёт особенностей развития семьи обучающегося при взаимодействии родителей и педагогов»

67 минут

«Объединяться вместе – это начало, быть вместе – это прогресс, работать вместе – это успех!»

35 минут

«Игра в архитектуру. "Благоустройство школьного двора или прилегающего к школе участка"»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: