Волшебник изумрудного города игрушки на елку

Обновлено: 01.05.2024

История знаменитой волшебной страны начиналась так же, как многие другие известные литературные сказки: отец начал рассказывать своим детям захватывающую историю, полную чудес и волшебных приключений. Один из сыновей потребовал большей конкретики и спросил, как называется эта страна. Отец задумался, взгляд его упал на картотеку, состоявшую всего из 2 ящиков. На первом стояло обозначение «A-N», а на втором — «O-Z». «Она называется Оз», — ответил рассказчик. Так ещё не описанная волшебная страна получила своё имя. Отца звали Лаймен Фрэнк Баум, а дело происходило в Чикаго в 1898 году.

К своим 42 годам Баум перепробовал множество занятий. Будучи предприимчивым американцем, он с юных лет искал дело подоходнее. Молодой Фрэнк торговал нефтью и игрушками, играл в бродячем театре и сочинял для него пьесы, разводил кур и строил собственный универмаг, издавал газеты и журналы, статьи для которых по большей части писал сам. В одной из заметок, посвящённых неурожаю, Баум пошутил, что некоему фермеру пришлось кормить скотину опилками. Чтобы животные принимали их за траву, хозяин надел на них зелёные очки, и коровы радостно хрустели отходами с лесопилки. Наверное, Баум вспомнил об этой своей шутке, когда рассказывал детям об Изумрудном городе, правитель которого велел своим подданным постоянно носить зелёные очки. С их помощью удавалось долго обманывать жителей и гостей города, выдавая за драгоценные изумруды обычные стекляшки, украшавшие дворцы и стены.

3.jpg

Впрочем, в сказке, придуманной Баумом, далеко не все чудеса объяснялись подобными трюками. Его история была полна злых ведьм и добрых волшебниц, говорящих зверей, оживших соломенных чучел и разумных механических существ. При этом главным действующим лицом сказки являлась обычная девочка Дороти, которую из её родного Канзаса принёс в волшебную страну страшный ураган. Её главная цель — вернуться домой, и она хотела получить помощь от могучего волшебника, правившего Изумрудным городом. Туда ведёт дорога, мощённая желтым кирпичом, и, двигаясь по ней, добрая Дороти помогает всем встречным. Доброта возмещается сторицей, и в конце сказки девочка возвращается в Канзас.

История очень понравилась не только 4 сыновьям Фрэнка, но и соседским детям, которым Баумы-младшие охотно её пересказывали. Вдохновлённый этим локальным успехом, автор записал своё сочинение, добавив в него ещё несколько фантастических приключений. К его огорчению, несколько издательств отвергли рукопись. Один из потенциальных издателей заявил с несокрушимой логикой: «Если бы американские дети нуждались в такой сказке, она давно была бы написана!». В 1899 году Бауму всё-таки удалось фактически за собственный счёт напечатать книгу «Удивительный Волшебник из страны Оз». Издание проиллюстрировал Уильям Дэнслоу, чьи картинки удачно дополнили сказочный текст.

4.jpg

Иллюстрация Дэнслоу к первому изданию сказки Баума. (Л.Ф. Баум, «Удивительный Волшебник из страны Оз», 1992)

Успех книги, которую никто не хотел издавать, оказался оглушительным. Дети вырывали книжку из рук продавцов. В течение первого года «Волшебник» переиздавался трижды, каждый раз всё большим тиражом. Сказка принесла Бауму долгожданное финансовое благополучие. Вместе с семьёй он перебрался в Калифорнию в небольшую деревушку Голливуд, которая ещё не подозревала о её будущей кинематографической славе. На новом месте Баум тут же принялся сочинять продолжение. Новые приключения полюбившихся американским детям персонажей появлялись регулярно. Баум написал ещё 13 книг о стране Оз, 2 из которых вышли уже после его смерти, случившейся в 1919 году. Спустя несколько лет вдова писателя, разбирая чердак, нашла кучу рукописей и черновиков. Посчитав, что всё действительно стоящее её покойный муж опубликовал, она бросила все его бумаги в печь, даже не разобрав их.

Возможно, в пламени сгорели и неизвестные приключения соломенного Страшилы, Железного Дровосека и Трусливого Льва.

Сказки Баума, особенно первая из них, до сих пор остаются среди любимых книг американских детей. Юных читателей и их родителей не отпугнули даже модные в 1950-х толкования сказочных сюжетов в духе фрейдизма. Например, в сцене, когда Страшиле отрезают голову, чтобы набить её вместо соломы новыми мозгами, адепты психоанализа видели изображение кастрации. Те, кто знал о таких толкованиях, очень смеялись. Приключения Дороти в волшебной стране неоднократно экранизировались, самым известным фильмом по мотивам сказки стала музыкальная оскароносная картина Виктора Флеминга «Волшебник страны Оз» (1939).

Волков 3.jpg

Уже в первые годы после публикации сказку Баума перевели на основные европейские языки. А вот в России ей не повезло: до революции «Волшебник из страны Оз» почему-то не попался в руки переводчикам, а в первые годы строительства социализма сказки вообще попали в немилость. Детям Страны Советов познакомиться со Страшилой, Дровосеком, Львом и их приключениями удалось только через 40 лет после выхода сказки. Произошло это благодаря математику Александру Мелентьевичу Волкову.

Будущий русификатор Страны Оз родился 14 июня 1891 года в семье отставного фельдфебеля в далёком Усть-Каменогорске. Получил педагогическое образование, а после революции занялся высшей математикой и перебрался в Москву. Отдыхом от высокой науки Волкову служило увлечение литературой. Он пробовал писать книги для детей, которые, правда, пока не публиковал. В 1936 году ему в руки попалось американское издание книги Баума. Английский язык Волков изучил самостоятельно и при каждом удобном случае старался попрактиковаться. Переводить сказку Александр начал исключительно в лингвистических целях, однако быстро увлёкся фантастическим сюжетом. В результате получился пересказ книги Баума.

Волков 4.jpg

В 1939 году зелёный томик «Волшебник Изумрудного города» с иллюстрациями Николая Радлова добрался до читателей, которые встретили его с восторгом. В течение года тираж допечатывался несколько раз, но в библиотеках на сказку всё равно записывались в длинную очередь. Свердловчанка Надежда Ихлова вспоминает, как в начале 1942 года дети со всей округи собирались в библиотеке клуба Профинтерна: «Здание не отапливалось, мы сидели одетые. Библиотекарь специально отрезала на перчатках пальцы, чтобы удобней было листать книгу. Когда она читала «Волшебника Изумрудного города» у неё шёл пар изо рта, но мы все сидели, как заворожённые, и слушали. Она быстро уставала, и у неё не получалось читать больше сорока минут, поэтому на всю сказку ушло больше месяца. Мы все аккуратно приходили два-три раза в неделю в назначенное время, потому что нам было очень интересно, и мы не могли дождаться продолжения этого волшебного чтения».

2.jpg

Несмотря на довоенные допечатки, через 20 лет «Волшебник Изумрудного города» стал библиографической редкостью. Требовалось переиздание, для которого Волков переработал свой текст. Безымянные злые ведьмы получили имена, а дядя и тётя сиротки Элли превратились в её родителей. Появилось предсказание феи Виллины, согласно которому, чтобы Элли попала домой, она должна выполнить заветные желания 3 существ. Благодаря этому сказка приобрела чёткую композицию, но поступки Элли неожиданно оказались чуть менее бескорыстными: получалось, что она помогает Страшиле, Дровосеку и Льву не только по доброте. Иллюстрации к новому изданию нарисовал художник Леонид Владимирский, который срисовал Элли с собственной дочери. Большинство дальнейших изданий публиковались именно с этими картинками, которые стали неотъемлемой частью сказки. Указание на то, что «Волшебник Изумрудного города» — это «переработка сказки американского писателя Франка Баума», исчезло с оборота титульного листа, перекочевав в авторское послесловие. В дальнейших изданиях автор оригинального сюжета перестал упоминаться вовсе.

Когда новое издание вышло в свет, Волков уже трудился над продолжениями сказки. Всего он их написал 5. При этом, хотя это не афишировалось, многие сюжетные линии книг «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей» и «Огненный бог марранов» также базируются на сказках Баума. В них можно найти и колдуна, оживляющего предметы волшебным порошком, и одноногого моряка, помогающего Дороти, и народ, живущий под землёй, и механических коней, на которых передвигаются герои (они, правда, у Баума деревянные). При этом никаких указаний на первоисточник книги Волкова уже не содержали. Абсолютно оригинальными можно считать лишь 2 последние сказки цикла — «Жёлтый туман» и «Тайна заброшенного замка». Последняя сказка в книжном варианте вышла в 1982 году, спустя 5 лет после смерти автора. По воспоминаниям Леонида Владимирского, её текст был сильно изменён редакторами издательства «Детская литература». Нестыковки сюжета, связанного с вторжением инопланетян-рабовладельцев в волшебную страну, — на совести этих «доработчиков».

1.jpg

Точные переводы сказок Баума на русский язык появились только в 1990-х. К этому времени книги Волкова заняли такое прочное место в сознании читателей, что вселенные Баума и Волкова стали восприниматься как нечто единое. Эта вселенная продолжает расширяться, причём в двух направлениях. В США, начиная с 1920-х, появлялись новые книги о стране Оз, написанные Рут Пламли Томпсон и Джоном Нилом с согласия наследников Баума. Леонид Владимирский в 1996 году соединил в одной сказке самых любимых нарисованных им персонажей — получилась книга «Буратино в Изумрудном городе». Писатель Сергей Сухинов сочинил более двух десятков новых сказок о Волшебной стране. В этих книгах появились новые герои, да и стиль повествования Сухинова ближе к современному фэнтези, чем к детским сказкам Александра Волкова. Что же, прогресс существует даже в странах, появившихся на свет благодаря случайному взгляду на ящик картотеки.

Дело было так: деткам в саду перед сном читают по одной главе из книги Волшебник Изумрудного города. Тут воспитатели написали в общий ЧАТ о том, что в этом году елка в группе будет тематической. Сами детки выбрали тему " Волшебник изумрудного города". Поэтому просьба помочь украсить елочку в данной теме и приготовить украшения своими руками. Ну и понеслось. В голове сразу возникла идея фетровых игрушек с героями из этой книги. Благодаря Совместному пошиву у меня мильён фото в процессе. Поэтому осторожно, много фото:

Это Элли. Самое тяжелое для меня это ровные стежки, но я ооочень старалась. Решила всех сделать по правилам. чтобы отдельно тело и отдельно одежда. А не просто обойтись без самого тела и сшивать между собой одежду без основы из самого тела. Так часто делают для игрушек из фетра


С ней долгооо возилась. Уже одежду сшила, а лицо не могла придумать. И в конце придумалось и вот, что вышло. Рубашка из мягкого фетра 0,5мм с х. б. кружевом. Юбка с подкладкой из фатина. Башмачки серебристые, как и по книге от злой волшебницы, из искус. кожи. Покупала себе такую для бантиков и тут она очень в тему. Доспехи дровосеку тоже из нее делала. И веревочка из серой бархатной ленты 0,3 мм. Мне ооочень понравилось их одевать ))))

Игрушки на садовскую елку по теме






Игрушки на садовскую елку по теме




Игрушки на садовскую елку по теме

А это Страшила. Очень даже приятный мужчинка вышел )))

Игрушки на садовскую елку по теме

Игрушки на садовскую елку по теме

Игрушки на садовскую елку по теме




Игрушки на садовскую елку по теме






Игрушки на садовскую елку по теме


Это дровосек. Очень старалась сделать его приближенным к оригиналу, а не просто сереньким человечком для елочки.

Игрушки на садовскую елку по теме


В конце не понравилось расположение его топора и я его "закинула" ему на плечо. Доспехи у него из шикарного материала.. кож. зама с блестящей основой. На груди сердце. все по правилам ))))


Это маленький и уютный Тотошка

Игрушки на садовскую елку по теме

А это Лев. Грива из натурального меха )))

Игрушки на садовскую елку по теме

Игрушки на садовскую елку по теме


Как-то так ))) Главные критики это дети.. типа похожи или не похожи на героев книги. Они сказали, что похожи и это для меня главное.

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"

К большому моему сожалению (и не только моему, что уж там), информации о работе данного предприятия, в интернете и иных источниках крайне мало. Я бы даже сказала, непропорционально мало, тому количеству своеобразных, скромных, но очень милых елочных игрушек, которые осели в наших домах и в заветных коробочках с новогодними семейными сокровищами.

Вряд ли хоть одна елочная коллекция обойдется без этих человечков. Округлых, покатых, символично утрированных "малышей" и "малышек".

Производственное объединение «Актюбхимпласт» было создано в Актюбинске ( тогда Казахская ССР) в 1972 году на ул. Кобозева, на основе лакокрасочного завода и завода осветительных приборов. Из небольшого предприятие выросло в полноценное с цехами, штатом и многочисленными партиями игрушек. Основу работы производства составили три цеха:

  • химический
  • пластмассовый
  • зеркальный
  • самый поздний - цех, где непосредственно изготовлялись елочные игрушки

Из известных имен, у основания Актюбхимпласта стоял художник-оформитель Сергей Кабаков. Он начал свою трудовую деятельность аж в 1978 году и проработал до самого конца истории предприятия (до 1991 г.) Также, среди штата художественной мастерской числились известные в Актюбинске мастера: Мисюрин, Симонов, Телеушев, Колесов. В 80-е присоединился дизайнер В. Гуреев. Имена не чуждые для тех краев, в частности для Актюбинска.

В сети, можно найти вариации интересного интервью Сергея Кабакова. Вот несколько цитат из оного:

Разрисовщик Сергей, ставший лет через пять дизайнером заводоуправления, сам разрабатывал модели и мастерил из алюминия, позже из ковкого чугуна, пресс-формочки. Фотоснимки одной из разработанных им новинок сохранились у Сергея Ивановича до сегодняшнего дня. Это золотые рыбки с хвостами из серебристой мишуры. Хвосты получались разными, в зависимости от того, как приклеить пучок нитей. Одной из любимых серий, по словам художника, были игрушки «Мальчиши-малыши».

– Я создал стеклянного карапуза, глядя на собственную фотографию в детстве, – смеется мужчина, доставая из большого семейного альбома тот самый снимок. – Вот он я, с краю, в шапке-ушанке. К тому же у меня самого уже подрастал сын. В наборе было восемь игрушек, каждая имела характерные черты. Я хотел, чтобы, глядя на елочную игрушку, люди видели в ней своих маленьких шалунишек.

Игрушки артели очень хорошо знакомы коллекционерам и простым увлеченным собирателям. Многие мечтают украсить ими свою коллекцию и свою ретро-ёлочку на новый год. Эти игрушки ценятся (и в прямом и в переносном смысле), уходят за большие деньги на аукционах (иногда баснословно большие!) Если же сохранились естественным образом в семейной коллекции, ими по праву гордятся и хвастаются. Если не сохранились (или таковых не было изначально), настойчиво ищут среди лотов и предложений винтажного "рынка".

Игрушки артели "Культигрушка" отличает высокой уровень художественности и визуальной эстетичности. Без преувеличения! Эти игрушки не просто "украшение на ёлку" и уж тем более не "вещь", а маленькое произведение искусства. В большинстве случаев, это не разрозненные игрушки, а наборы. Полновесные, продуманные проекты гармоничные с точки зрения цветовой гаммы, формы и даже (что крайне важно) сюжетной целостности!

Увы, история самой артели представлена крайне фрагментарно. Точных сведений о её создании, работе, именах нет, они банально отсутствуют.
Как минимум в свободном доступе (будем на это надеяться. Ведь всегда есть шанс, что в дальнейшем всплывут новые сведения из архивов, при работе профессиональных исследователей с совершенно другими темами).

Скорее всего, история зарождения артели "Кульигрушка" стандартна и не особо отличается от истории создания других подобных производств первой половины двадцатого века. Во времена НЭПа происходило слияние промысловых и ремесленных "частников" в так называемые промысловые артели. Это было крайне выгодно всем участникам и сторонам, ибо такой трансформации охотно способствовало само государство, предоставляя артелям всевозможные льготы. Например, при соблюдении планки цен, которые не должны были быть больше государственных на аналогичную продукцию, артели освобождались от большинства налогов и контроля над розничным ценообразованием. Превышение тоже (к слову) допускалось, но не более чем на 10-13 %. Первая пятилетка характеризуется активным ростом числа подобных артелей. Кроме этого, государство определяло цены исходного материала для работы и того, требовалось для обслуживания производства. Это тоже оказалось довольно выгодно, так как купировало рвачество маленьких чиновников на местах. Льготы для артельных производств сохранялись даже в годы войны.

Родина артели "Культигрушка" Ленинград. Приблизительным годом основания считается 1928. Конкуренцию по созданию ёлочных украшений в те годы (30-е) составляла только артель "Изокульт". Причем, профиль у "Изокульта" был широким. Елочные игрушки из стекла, ваты, декоративные изображения первых лиц государства, куклы и другие игрушки, не имеющие отношения к новому году. Но в 1947 году "Изокульт" прекратила свое существование. "Культигрушка" продолжала трудиться. Однако, выпуск игрушек артели (увы) был ограниченным, а сама артель тоже просуществовала не очень долго, если измерять в масштабах истории страны и вселенной.

Артель "Культигрушка" производила стеклянные и ватные игрушки, среди ассортимента числятся и легендарные наборы для всем хорошо известной "Ёлки-малютки". У игрушек артели были свои "отцы", то есть разработчики, среди которых известны К.А.Воинова, Н.А.Барышева, Т.И. и Е.В. Королёвы. Повторюсь, это всего лишь малая часть имен, но других мы пока не знаем.

Не смотря на белые пятна в истории артели, отсутствие имен и производственной "летописи", известен очень важный факт - в годы Великой Отечественной, артель стоически осуществляла помощь фронту и внесла в общее дело Победы ощутимый вклад. С 1942 года артель налаживает производство специальной посуды (ампул), созданной по разработкам сотрудников Института переливания крови, позволяющей особым образом хранить и закупоривать кровяные растворы для раненых бойцов. Вклад - неоценимый!

Далее, Хрущёв постановил передать государству все артельные предприятия. В 1968 г. артель вошла в Производственное объединение "Ленинградская игрушка", а примерно в 1970 году стала всего лишь некрупным филиалом (филиал №2), прекратив самостоятельное существование. Конечно, до распада и закрытия было еще далеко, несколько десятков лет, но произошло оно ожидаемо и банально. В "святые" (это сарказм) 90-е. Удивительно? Нет. В 1992 году ЛПО "Ленигрушка" было приватизировано и на этой базе возникло ЗАО "Орбита", которое было реорганизовано в 2010 году под "ноль". И собственно . всё. Но это официальная история "по бумагам". Номинальное существование не означает полноценную жизнь предприятия. Производство и создание игрушек прекратилось еще в девяностые.

Характерно и удивительно, что. Мы не знаем имен и стопроцентных фактов.

Но мы до сих пор. Держим в руках игрушки артели. Восхищаемся ими, бегает за ними по блошиным рынкам и роемся в интернете. Бережём, гордимся и ловим в них отблески своего детства, юности своих родителей, молодости бабушек-дедушек. Это маленькое, стеклянное, хрупкое чудо, пережившее не только людей, но и кирпичные стены заводов и цехов.

Самые известные игрушки артели "Культигрушка" (не все)

Абакан, Александров, Альметьевск, Анапа, Ангарск, Арзамас, Армавир, Архангельск, Астрахань, Ачинск, Балаково, Балашиха, Барнаул, Батайск, Белгород, Бердск, Березники, Бийск, Благовещенск, Борисоглебск, Братск, Брянск, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Волгодонск, Волжский, Вологда, Воронеж, Воскресенск, Воткинск, Выборг, Выкса, Вязьма, Гатчина, Глазов, Горно-Алтайск, Грозный, Губкин, Дзержинск, Димитровград, Долгопрудный, Домодедово, Дубна, Евпатория, Екатеринбург, Ессентуки, Железногорск, Железнодорожный, Жуковский, Златоуст, Иваново, Ижевск, Иркутск, Ишим, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Каменск-Уральский, Каменск-Шахтинский, Камышин, Канск, Кашира, Кемерово, Керчь, Кинешма, Киров, Кисловодск, Ковров, Коломна, Комсомольск-на-Амуре, Копейск, Королёв, Кострома, Красногорск, Краснодар, Красноярск, Крым, Кстово, Кузнецк, Курган, Курск, Липецк, Люберцы, Магадан, Магнитогорск, Майкоп, Махачкала, Миасс, Минеральные Воды, Михнево, Мичуринск, Москва, Мурманск, Муром, Мытищи, Набережные Челны, Нальчик, Находка, Невинномысск, Нефтекамск, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нижнекамск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новомосковск, Новороссийск, Новосибирск, Новочеркасск, Ногинск, Обнинск, Одинцово, Ожерелье, Озеры, Октябрьский, Омск, Орёл, Оренбург, Орехово-Зуево, Орск, Пенза, Первоуральск, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Подольск, Прокопьевск, Псков, Пушкино, Пятигорск, Ржев, Россия, Россошь, Ростов-на-Дону, Рубцовск, Рыбинск, Рязань, Салават, Салехард, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Сарапул, Саратов, Саров, Севастополь, Северодвинск, Сергиев Посад, Серпухов, Симферополь, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Ступино, Сургут, Сызрань, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тихвин, Тобольск, Тольятти, Томск, Туапсе, Тула, Тюмень, Улан-Удэ, Ульяновск, Уссурийск, Уфа, Ухта, Феодосия, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Хасавюрт, Химки, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Черкесск, Чита, Шахты, Щёлково, Электросталь, Элиста, Энгельс, Южно-Сахалинск, Якутск, Ялта, Ярославль

Читайте также: