Все о игрушке петрушке

Обновлено: 25.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

К нам пришёл Петрушка. (Знакомство с народной игрушкой)

Цель: Создать радостное настроение, содействовать возникновению чувства удовлетворения от игровых действий.

Задачи: Познакомить с народной игрушкой - Петрушкой;

Развивать мелкую моторику; активизировать речевую деятельность;

Развивать чувство радости, доброжелательности к сверстникам.

Оборудование: ширма, колокольчик, Петрушка, чудо-планшеты, палочки для рисования, д/игра «Проведи пальчиком по дорожке», аудиозапись песни про погремушку, ведёрко с бумажными комочками.

Ход занятия

I. Сюрпризный момент Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

(За ширмой звенит колокольчик-матрёшка)

- Кто это? Отгадайте загадку:

Вот игрушка – забияка,
Клоун, озорник, кривляка!
Развесёлая игрушка,

Яркий, добрый наш …

- Давайте позовём его вместе (сначала тихо: Петрушка, выходи. Теперь громко, чтобы он услышал!) Появляется Петрушка

-Здравствуйте детишки! –Здравствуй, Петрушка.

II. Работа по теме

1. Рассматривание сюжетных картин

Предположительно, создателями Петрушки были русские скоморохи — бродячие актёры, устраивающие уличные представления. Поэтому Петрушка – народная игрушка.

Картинки по запросу картины с весёлым Петрушкой
Похожее изображение

1 Корзухин Алексей Иванович / 2 Театр Петрушки

2. Дидактическая игра «Проведи пальчиком по дорожке»

- А по какой дорожке ты пришёл к нам, Петрушка?

Похожее изображение

3. Дыхательная гимнастика «Подуем на комочки»

Я - Петрушка озорной, поиграйте вы со мной!

Посмотрите, что я вам принёс? Что это?

(Разноцветные бумажные комочки) (Нечаянно роняет на стол)

Сейчас, я на них подую. А теперь – вы!

- Молодцы, ребята! Воспитатель: А какие у нас ловкие пальчики. Смотри, Петрушка, сейчас мы быстро соберём комочки в ведёрко.

4. Рисование на Чудо-планшете ( плотные файлы с цветным тестом внутри)

- А рисовать вы любите? Я научу вас рисовать на чудо-планшете.

( Показ рисования прямой линии сверху – вниз)

Дети рисуют , по песенке «Мы кружок нарисовали»

5. Музыкальная игра с погремушками

- Ребята, я люблю пошутить. Я спрятал от вас погремушки. Сможете их найти?

( Дети находят погремушки, собирая погремушки для каждого ребенка)

- Нашли? А Петрушка приготовил новую для вас песню про свои любимые погремушки. Слушайте и выполняйте движения (аудиозапись: песня для малышей «Игра с погремушкой»)

III. Рефлексия

- Вы сегодня молодцы, дети. С кем мы познакомились? ( с Петрушкой)

-Что скажем ему за чудо-планшеты? ( Спасибо. Оставайся с нами, Петрушка, мы поиграем с тобой)

Курс повышения квалификации

Развитие креативности у детей дошкольного возраста (на примере использования разнообразных материалов)


Курс повышения квалификации

Теория и методика воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении


Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО

«Песочная терапия»

Краткое описание документа:

Игровое занятие разработано для знакомства малышей с народной игрушкой - Петрушкой. В игровой форме деткам предлагается дыхательная гимнастика, игры на развитие зрительного восприятия. Конечно, уделяем внимание развитию мелкой моторики.

Хочется, чтобы подрастающее поколение знало игрушки, с которыми росли их бабушки и дедушки. Поэтому предлагаю пару картин, можно добавить Петрушку из мультфильма о весёлых человечках.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 920 564 материала в базе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Использование сказкотерапии с тревожными детьми в дошкольных образовательных организациях»
  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»
  • Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»
  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
  • Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»

Оставьте свой комментарий

  • 28.10.2019 990
  • DOCX 223.2 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Юнакова Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

56 минут

«Формирование читательских интересов у учащихся с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы»

63 минуты

«Как пережить подростковый возраст»

60 минут

«Study skills – живи для учения, учись для жизни»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Петрушка

Петрушка – это перчаточная кукла, главный персонаж русских народных театров, фольклорный персонаж, кукла-марионетка, герой литературных пьес. Первая кукла появилась в России в конце XIX века. Внешность куклы не совсем русская. Она очень схожа с внешними данными итальянской куклы Пульчинеллы: большие руки, голова, не в меру увеличенные черты лица, огромные черные глаза и горбатый нос.

Так как «Петрушка» пользовался огромной популярностью среди людей разного сословия, самыми востребованными театрами были бродячие, где актеры прямо на улице разыгрывали целые представления. Главным атрибутом таких представлений являлась шарманка, звуки которой привлекали зрителей и обещали им массу впечатлений и эмоций. По окончанию действия народ обычно рукоплескал главному герою - плуту, забияке и мошеннику и просили продлить комическое представление.

Настоящие кукольные театры в России появились в 30-х годах. Театр С. Образцова в Москве был самым крупным театром тех лет, он и сейчас остается крупнейшим театром мира. А чтобы сохранить русские традиции уличных представлений художником В. Смирновой и А. Шавель был создан народный театр «Петрушка». В 80-е годы его труппа в одном из подмосковных городов устроила 30-и минутное балаганное представление прямо на улице. В спектакле использовали куклу - точную копию того самого Петрушки, который веселил толпу российских городов 200 лет назад.

В XX веке Петрушка приобрел новый статус, изменился его характер, исчезла грубость, агрессия, появились добродетельные черты, сценические тексты стали добрее. Он все чаще и чаще стал появляться на детских праздниках, народная кукла являлась желанным гостем на новогодних елках. Обычно петрушка одет в красную рубаху и холщовые штаны, на голове его надет остроконечный колпак с кисточкой на конце.

Описание игрушки

Петрушку считают балаганной куклой и олицетворением русского шута и потешника, остряка, но наряду с этим он является отрицательным персонажем, а наличие на руках четырех пальцев вместо пяти наводит на мысль, что это не человек, а персонаж из другого мира. Русские кукольники использовали куклу по-разному:
В марионеточных театрах в качестве кукол-марионеток, движение которых приводилось при помощи нитей, прикрепленных к частям тела.
В театрах «Петрушки» - в качестве перчаточных кукол, которые одевались на руки кукольника.
В «вертепных» театрах» кукол приделывали к длинным стержням, с помощью которых приводили в движение. Театральным вертепом считается двухэтажная конструкция, где этажи ранее символизировали как «рай» и «ад».

Как играть?

Играть с Петрушкой можно во что угодно. Такая кукла прекрасно подходит для сюжетно ролевых игр. Ребенок может придумывать разные истории и разыгрывать сценки вместе с Петрушкой и его друзьями.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Сегодня одним из последних петрушечников является А. Архипов, который хранит традиции балаганного представления и раскрывает все секреты народного театра для его маленьких посетителей. В городе Мытищи под Москвой им создан семейный театр «Петрушкина Слобода», который пользуется большим успехом. Уникальная атмосфера, прекрасный интерьер, вкусное угощение и самое главное, незабываемое театральное представление, где главный герой Петрушка расскажет удивительную историю каждому маленькому гостю.

Производство

В настоящее время на рынке детских игрушек, Петрушка представлен в разных образах. Но основным по сей день остается перчаточный вариант куклы. Различные компании предлагают Петрушку в виде пирамидки, деревянного дергунчика, плюшевой или пластиковой куклы. Из таких компаний можно выделить Мастерская Сереброва, Умная игрушка, WoodFun, 1TOY, ABtoys и другие.

Странный вопрос скажите вы? Но смотрите сами: у каждого свое отношение к кукле и видение её образа. Кукла может быть игрушкой для развлечения ребёнка, идолом или образом божества. Сегодня я хотела поговорить с вами об очень интересной и своеобразной кукле, имя которой Петрушка.

Кто такой Петрушка?

Согласно словаря В.Даля: «Петрушка — кличка балаганной куклы, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп».

Учёные до сих пор спорят, где впервые появилась эта кукла. Одни считают, что родом Петрушка из Неаполя, Англии, Франции, Турции, Германии, Испании. Но, ни как не из России. И внешность то у него не русская, нос не той формы, глаза не того разреза. Хотя принимать во внимание размер головы и рук куклы всерьез нельзя. Гипертрофированные размеры некоторых частей куклы или яркие наряды и специфические атрибуты помогают сконцентрировать внимание на специальной роли, которая отведена именно этой кукле.

К сожалению, специальных исторических исследований родословной Петрушки не проводили. Хотя, первое описание, причем официальное, проведено в 17 веке учёным из Германии. Известный исследователь заинтересовался потешной куклой в период своего нахождения в Московии.

Так вот, есть версии, что своим появлением Петрушка обязан бродячим актёрам — скоморохам. Многие учёные уверены, что Петрушка исконно русская кукла.

Как выглядит Петрушка?

Одежда куклы соответствует народному костюму. В нём преобладают красные цвета. На голове Петрушки длинный колпак с колокольчиком или кисточкой на конце. Чаще всего колпак раздваивается и у каждой части на конце свой колокольчик или кисточка. Кукла в основном была перчаточной, то есть одевалась на руку артиста, который ей управлял. Такую куклу называли верховой (а не марионеткой), потому что кукловод находился ниже самой куклы и сцены, на которой проходило выступление.

Почему в народе любили Петрушку?

Петрушка всегда был любим в народе. Это собирательный образ, подчеркивающий в первую очередь национальный характер и менталитет нашего народа. Петрушка помогает торжествовать справедливости, бороться со злом. Он смелый и находчивый, в общем, как почитаемые герои русских народных сказок. Эта кукла славилась своим задиристым характером и смело высмеивала не только отрицательные черты простого человека, но и могла замахнуться на сословие выше. Народу импонировало, что Петрушка мог бросить вызов представителям власти. И артисту это сходило с рук, потому что, мол говорила кукла, не он. Представляете, кукол воспринимали как фигур с самостоятельным бытием. Особенно часто такое наблюдалось в 16 веке, когда скоморохи стали подвергаться гонениям со стороны правительства и церкви. Актеры нашли выход и свои выступления стали маскировать под игру кукол. Самой частой куклой на этих представлениях как раз был Петрушка. Народ ему доверял больше всего.

Что стало с Петрушкой в наши дни?

Со временем Петрушка перешел с уличных балаганов в кукольные детские театры. Здесь он главный затейник праздничных представлений. Дети обожают яркого и веселого балагура.

Образ народного Петрушки использовал С.Я. Маршак в пьесах для детского театра.

В подмосковном городе Мытищи создан семейный театр «Петрушкина Слобода». Его основал Анатолий Архипов. Его называют петрушечником России.

В 2014 году группа авторов Московского Театра Поэтов нашли народному персонажу новую роль: появился Поэт-Петрушка с острым языком.

Сегодня Петрушка пользуется большой популярностью на телевидение. Он знаковая фигура на канале НТВ.

Вот так, кукла из глубокой древности получила вторую жизнь в наше время. Причем это не единственный случай. Продолжают свою историю русские кокошники и Матрешки. О кокошнике у меня есть публикация: «Кокошник — "визитная карточка" на голове у женщины» .

Персонаж кукольных представлений, герой сказок, один из "веселых человечков" отступил под натиском современных персонажей. Началось это не вчера, а еще в начале ХХ века. Особой изысканности в Петрушке не наблюдалось, высокой культуры то-же, поэтому его власти не жаловали: ни царская, ни советская. В 50 гг. ХХ века Петрушка появится в мульфильмах и детских журналах, но и там его будут держать на "вторых " ролях. История персонажа проста, но интересна. Почему не славянская внешность? Глуп или умен? Почему то дерется до смертоубийства, то обниматься лезет? За что любили, а потом забыли? Давайте посмотрим!

Внешность Петрушки не русская: крупные черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и жуткий оскал (улыбочка), огромный нос с горбинкой, глаза Петрушки кажутся чёрными.

Внешность Петрушки не русская: крупные черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и жуткий оскал (улыбочка), огромный нос с горбинкой, глаза Петрушки кажутся чёрными.

Каков герой?

Петрушка — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Это печаточная кукла, "верховая". Играли Петрушку только мужчины. Каков он? - горластый, пискливый забияка, с петушиным профилем. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. Героя отличает пронзительный визгливый голос, для создания которого артисты помещали себе в рот специальный пищик.

Марионетки (куклы на веревочках), "низовые", появились в России в первой половине XVIII века. Их привозили кукольники из европейских стран. Свое название марионетки получили в средние века от наименования фигурок божьей матери (Marion, Marionette), изображения которой в виде маленьких деревянных статуэток продавались в храмах во время богослужения.

Хотя кукольники, увлекшись марионетками, стали довольно пренебрежительно относиться к перчаточным куклам, но с Петрушкой расставались неохотно. Он стал выходить на сцену марионеткой. Правда, роль его в марионеточном представлении сократилась, он появлялся лишь во вступительной части, но всё таки превратился из тряпичной в деревянную куклу с нитками. Петрушка будет оставаться , в основном, перчаточной куклой весь XIX век.

Представление лучше удавалось двум исполнителям — кукольнику и музыканту . Позднее их станет трое - добавится ведущий . Ведущий комментировал очередное действие или картинку, вел повествование, импровизировал. Он мог попутно сообщить новость или слух, поделиться свежим анекдотом, продемонстрировать свои знания в области литературы, политики, науки, географии и т. д. Он мог даже вступить в дискуссию с аудиторией, или с кукловодом. Главным в деле ведущего была импровизация и артистизм. Позднее ведущий стал и музыкантом: появилась шарманка. Поскольку это был музыкальный прибор, а не инструмент, играть на шарманке легко. Крутишь ручку - она сама и играет. Так кукольники стали выступать с шарманщиками, образовался крепкий союз.

Когда появился Петрушка?

Предположительно, создателями Петрушки были русские скоморохи — бродячие уличные артисты. Скоморохи существовали на Руси с XI по XVIII век, позднее уступив место балаганам и райкам , а потом появились кукольные театры. Предположительно, именно запрет «кривляться» скоморохам в XVI веке подтолкнул артистов к использованию кукол — такое развлечение считалось более безобидным.

Адам Олеарий. Кукольник, 1643. Раскрашенная гравюра автора из книги "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно".

Адам Олеарий. Кукольник, 1643. Раскрашенная гравюра автора из книги "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно".

Смотрим на гравюру выше: кукольник на переднем плане показывает сцену покупки Петрушкой у цыгана лошади . Со знанием дела хвастливый Петрушка заглядывает лошади под хвост, что бы убедиться - лошадь хороша!

Магистр Лейпцигского университета А. Олеарий побывал в России несколько раз. В числе многих других наблюдений Олеария о жизни и быте россиян начала XVI I века есть и небольшое упоминание о кукольном представлении. Вот как описывает кукольников Адам Олеарий в 17 веке : ". вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или Klücht (шалость) как называют это голландцы, с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг своего тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой своей, таким образом, нечто вроде сцены (Teatrum portale), с которою они ходят по улицам, и показывают на ней из кукол разные представления".

В 17 веке "официальный" театр кукол существовал в Росии на уровне государственного признания, поддержки. Официальный кукольный театр подвергся сильному влиянию немецких, итальянских, французских традиций."Подлый" театр кукол существовал на самом дне русской городской и посадской жизни, адресовался "подлому" люду и официально не признавался фактом культурной жизни. Но театры и "подлый" и "официальный" влияли друг на друга. Видимо, что "русский" Петрушка подвергся сильному, многоленему иноземному влиянию.

Поступки и словеса героев "подлого" (народного) театра не отличались изысканностью: убийства, драки и ругань были обычным делом в представлении. Петрушка был именно таким драчуном, горлопаном, сквернословом, простаком. Поэтому и был близок простым мужичкам и их семьям.

В конце XIX века - начале XX века Петрушка утрачивает остроту языка и злобность. Артисты-перчаточники становятся участниками массовых представлений для детей, утренников и новогодних елок, поэтому герой вынужденно перестает ругаться и драться. От прежнего образа шута остается только костюм и склонность к проказам, теперь уже безобидным.

Как появилось у куклы имя?

Ученые предположили, что в XVII в. этот герой звался Иваном, подобно Иванушке-дурачку, а новое прозвище герой комедии получил по имени известного в России шута царицы Анны Иоанновны, итальянца Пьетро Мирро (он же Педрилло, он же Петруха-Фарнос, Петруха). Вероятно и то, что свое имя Петрушка мог получить от одного из кукольников, представления которого были наиболее известны, например Петра Якубовского. Можно предположить, что нередко в лубочных листах изображавшийся верхом на петухе, сам по характеру — вылитый петух, мог позаимствовать у него и имя. Тем более, что в России петухи — “Петя-петушок” . Однако Петрушкой устойчиво стали называть куклу не раньше середины XIX века, а до этого он носил имя Иван Рататуй (или Ратютю), что указывает на возможное французское происхождение героя. Имеется у него и "паспортное" полное прозвание Петр Иванович (иногда Петрович) Уксусов.

Шуты и народные комические герои нередко получали прозвища по названиям различных кушаний и приправ. Немецкий Гансвурст — Иван Колбаса, Жан Фарина — Иван Мучник, французская разновидность Полишинеля, Пикельгеринг — Маринованная селедка, английский Джек Снак — Легкая закуска.

"Семья" Петрушки и его "родственники".

Считать Петрушку исконно русским персонажем? Аналоги этой игрушки были и во множестве других стран — например, в Италии (Пульчинелла, двойники Пульчинелло — Кассандрино в Риме и Меопатакко в других местностях Италии), во Франции (Полишинель) , в Великобритании (Панч) , в Турции (Карагёз) , в Германии (Гансвурст) , в Испании (Дон Кристобаль), в Венгрии (витязь Ласло) и много где еще. Много похожего наблюдалось в Иране, где похожего Петрушке героя звали Пэхлэван. Лицом, поведением и манерой разговаривать Петрушка очень походил на «заграничных братцев». Он унаследовал «фамильный» нос, большой рот и торопливый писклявый говорок. И драться они все мастера - палкой, дубиной, сковородкой.

Слева-направо: 1. Персонаж традиционных народных представлений. Франция XIX в. 2. Пульчинелла. Перчаточная кукла. XVIII в. 3.Полишинель. Перчаточная кукла. Франция XVIII в.

Слева-направо: 1. Персонаж традиционных народных представлений. Франция XIX в. 2. Пульчинелла. Перчаточная кукла. XVIII в. 3.Полишинель. Перчаточная кукла. Франция XVIII в.

Но были и отличия: у Петрушки не горба, нет профессии, он не столь уж груб и кровожаден. Впрочем, грубости и смертоубийства и у Петрушки случались.

Петрушка и его представления.

Сюжеты формировались, видимо, под влиянием народных игр: “хождение с кобылкой”, “сватовство”, “шутовское лечение”, “пародийные похороны” и т.д.

Ядро сюжета: решение жениться, обзавестись хозяйством, покупка у Цыгана лошади, падение с лошади, обращение к Лекарю-шарлатану, вслед за раскрытием обмана - убийство и похороны, конфликт с властью, попытки сбежать с армейской службы.

В зависимости от сюжета использовались различные куклы, которых у "петрушечника" могло быть от 7 до 20.

Развивалось представление ( чаще всего) по такой линии:

1. Петрушка встречался с Невестой и обсуждал с музыкантом-Шарманщиком, зрителями ее достоинства и недостатки;

2. Встречался с Цыганом, покупал у него лошадь, расплачиваясь «березовыми деньгами» - палочными ударами;

3. Упав с коня – звал Лекаря-немца. После комической сцены лечения, как правило, убивал Лекаря (да-да, тот еще добрячок!), затем следовала сцена пародийных похорон;

4. Далее появлялся Капрал или Солдат и объявлял, что Петрушку «забривают» в армию, затем учил его солдатским приемам. Эта сцена также традиционно заканчивалась избиением или убийством Капрала.

5. Подобным образом Петрушка обходился и с Барином, бравшим его в услужение, или с Отцом убитого им Лекаря;

5. Заканчивалась комедия чаще всего тем, что появлялся Барбос, или чёрт, который хватал Петрушку и волок за ширму. Петрушка с криком: «Прощай, жизнь молодецкая. » прощался с публикой до следующего представления.

В народной комедии о Петрушке были несколько традиционных персонажей: его невеста — румяная и веселая толстушка, доктор в огромных очках, городовой (полицейский ), поп и черт . Суть любой сценки была в том, что Петрушка легко, весело и смешно побеждал своих врагов, которые были в то же время врагами его зрителей. Он неизменно наказывал зло и утверждал справедливость.

В СССР никаких балаганов, ярмарок и бродячих кукольников не было, детские кукольные представления показывали на сцене кукольных театров, при этом Петрушка мог быть как перчаточной куклой или марионеткой , так и живым актером на сцене . И даже если вдруг показывали в театре кукольников с ширмой, их показывали на сцене в исполнении актеров, игравших этого самого кукольника.

Развитие образа Петрушки.

1. В 1911 году Игорь Стравинский на основе потешных сцен с участием героя создал балет «Петрушка» , действие которого происходит на масленичных гуляниях в Санкт-Петербурге. Премьера состоялась 13 июня 1911 года в парижском театре Шатле. Партию Петрушки танцевал Вацлав Нижинский. Балет был встречен оглушительным успехом. Костюм и грим Петрушки некоторая "смесь"образа калссического Петрушки и Пьеро.

2. В 1927-м Самуил Маршак написал пьесу «Петрушка-иностранец», в которой использовал элементы традиционных народных представлений о герое.

3. В 1956 году был открыт журнал «Весёлые картинки» , главными героями журнала должны были стать маленькие весёлые человечки. Их всего 8 , в том числе и Петрушка. Но выглядит он несколько отличным от привычной куклы.

4. Существует несколько мультфильмов ( снятых с 1957 года по 1996 гг.), в которых действуют члены «Клуба Весёлых человечков».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Петрушка» - история одной куклы.


Курс повышения квалификации

Методики библиотечно-консультационной работы с различными категориями пользователей: юношеством, лицами с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС

Курс профессиональной переподготовки

Противопожарная профилактика в строительстве


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы трудового законодательства и охраны труда в образовательной организации


«Мотивация всех участников образовательного процесса на развитие Личности, через здравый смысл»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Петрушка» - история одной куклы.

«Петрушка» - история одной куклы.

Каждый из нас с детства, наверное, знаком с куклами. Кто не знает веселого Пи.

Каждый из нас с детства, наверное, знаком с куклами. Кто не знает веселого Пиноккио, храброго Чиполлино или нашего задорного задиристого Петрушку? Все смотрели кукольные мультики в детстве или хотя бы один раз посещали кукольный театр, где удивительные представления «дают» куклы-марионетки. И один из главных персонажей этого театра – Петрушка. Откуда же взялся так полюбившийся народу этот веселый балагур?

Петрушка – традиционная «кукла-перчатка». Сегодня он по праву занимает видное.

Петрушка – традиционная «кукла-перчатка». Сегодня он по праву занимает видное место в народном фольклоре – наравне с Бабой-Ягой, Кощеем Бессмертным или Иваном Царевичем. Хотя само появление Петрушки на Руси до сих пор не совсем ясно.

Петрушка известен как один из первых русских кукольных персонажей. Пётр Петрович Уксусов (по другой версии Петр Иванович) – таково было полное имя Петрушки.

По другой версии Петрушка до середины 19-ого века не имел своего имени и част.

По другой версии Петрушка до середины 19-ого века не имел своего имени и часто его называли «Иван Рататуй» или «Иван Ратютю», что свидетельствует о французских корнях этой куклы. И действительно, Петрушка вовсе не такой исконно русский персонаж, как считалось ранее. Авторские куклы, игрушки ручной работы, «куклы-перчатки»,декоративные куклы и декоративные игрушки были, несомненно, популярны и в других странах. И у Петрушки есть свои браться и старшие родственники.

В Венгрии – это витязь Ласло. Он колотит всех не палкой, как Петрушка, а сков.

В Венгрии – это витязь Ласло. Он колотит всех не палкой, как Петрушка, а сковородой.
Во Франции старший «брат» Петрушки – Полишинель
В Англии – Панча

В Италии – ПульчинеллаВ Турции – Карагёз Сейчас эти марионеточные авторские.

В Италии – Пульчинелла
В Турции – Карагёз
Сейчас эти марионеточные
авторские куклы
ручной работы отличаются от Петрушки тем, что управляются не пальцами руки, а с помощью нитей. Единственным аналогом Петрушки в Европе
осталась «кукла-перчатка» из Лиона – Гиньоль, появившаяся в начале 19-ого века.
Гиньоль

Даже одежда у Петрушки «заморская». Он всегда изображался в остроконечном ко.

Даже одежда у Петрушки «заморская». Он всегда изображался
в остроконечном колпаке с кисточкой, в красной рубахе и холщовых штанах.
Петрушка был одним из любимых персонажей народных ярмарочных кукольных представлений.
Острослов и задира, он был тем и комичен, что выходил «на сцену» и принимался всех бить кулаками и палкой. Петрушка побеждал всех кроме смерти.

Петрушка сначала вовсе не был положительным персонажем, как считают многие. О.

Петрушка сначала вовсе не был положительным персонажем, как считают многие. Он нещадно дубасил всех и выкрикивал такие реплики,
которые запрещалось говорить в народе.
А его всем известный «рот до ушей»
был вовсе не широкой улыбкой, а оскалом.
На ярмарках Петрушка своими острым языком и тумаками развлекал и веселил народ. И всё ему – шуту «сходило с рук».
Пьесы с участием Петрушки нередко входили в репертуар скоморохов. Затем эту куклу стали делать для кукольных театров кукольные мастера.

А его придворные клички – «Адамка», «Антонио», «Петрушка» – запомнились многи.

А его придворные клички – «Адамка», «Антонио», «Петрушка» – запомнились многим и «вышли в народ». Петрушкой был назван кукольный шутник всех ярмарок и балаганчиков того времени, а итальянский придворный шут стал «отцом» одной из самых народных кукол в России. Впоследствии «Петрушка» обозначало уже не столько героя, сколько любую куклу, надеваемую актером на руку – куклу-петрушку.

Загадки о Петрушке:Наряд мой пестрый, Колпак мой острый, Мои шутки и смех Ве.

Загадки о Петрушке:
Наряд мой пестрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.
(Петрушка)
***

Любимая детская игрушка,
Озорной шутник .
(Петрушка)
***
Он с бубенчиком в руке,
В ярком-ярком колпаке.
Как весёлая игрушка
Называется? .
(Петрушка)
***

СКАЗКА ПРО ОЖИВШИЕ ИГРУШКИ. Ваня лег спать, а заснуть не мог. Он думал про св.

СКАЗКА ПРО ОЖИВШИЕ ИГРУШКИ.
Ваня лег спать, а заснуть не мог. Он думал про свой секрет,
о котором еще никому не говорил. А секрет этот был еще
какой секрет! Куда там Алешке с его марками, и Люсе с
настоящим сундуком сокровищ, которые она собирала с двух лет. Это такой секрет, за который не жалко отдать и марки, и сокровища! Только Ване ничего этого не надо, пусть Алешка и Люська оставляют все себе, его секрет дороже. А секрет это был такой: одна Ванина игрушка оживает каждую ночь. А выяснил это Ваня так. Когда-то, когда Ваня был еще совсем маленьким, ему подарили на день рождения, а может, на Новый Год, Петрушку. Он его сразу полюбил, долго с ним играл, брал с собой на прогулки, а потом ему стали дарить другие игрушки, он стал играть с ними.
Петрушку Ваня доставал из ящика все реже, а потом он и вовсе пропал где-то на дне. Ваня и забыл уже про него, а вчера зашелв свою комнату, а он сидит прямо на кровати! Сначала Ваня удивился, кто бы мог достать Петрушку со дна, может мама? Иногда она вытаскивала медведей и зайцев, относила их в ванную и стирала, а потом они долго и смешно сушились на балконе, подвешенные за уши. Может, она и Петрушку решила постирать, а потом посадила Ване на кровать, чтобы он с ним поиграл? Но это было странно, потому что мама не любила, когда после игр игрушки оставались по всей комнате. Ваня взял смешного человечка и отнес назад, в большой ящик. На следующий день Ваня утром снова увидел Петрушку возле себя. Как же так? Ночью мама точно не могла зайти в комнату, чтобы забрать игрушки на стирку. Папа уехал в командировку, а больше в квартире никого не было. И тогда Ваня догадался! Петрушка по ночам оживает, приходит к нему, а он спит и не видит! И решил Ваня, что это будет его секрет, а ночью он непременно не будет спать, а будет караулить, когда Петрушка придет к нему.

Мама зашла в последний раз, выключила свет, включила маленький ночник, поцело.

Мама зашла в последний раз, выключила свет, включила маленький ночник, поцеловала Ваню и ушла. Ваня тут же вскочил с кровати, чтобы не заснуть ненароком, и стал смотреть на коробку. Долго ждать не пришлось. Скоро послышалось сопенье, кряхтенье и тихое бормотанье. Расталкивая зайцев и медведей, отпихивая машинки и самолеты, из ящика с игрушками вылез Петрушка. Ваня изумленными глазами смотрела на свою старую игрушку, которая потихоньку забиралась на кровать, хватаясь за одеяло и простынь. Наконец он залез на кровать и уселся рядом с Ваней.
- Ты кто? – спросил Ваня. – Ты правда живой?
- Как это кто? – возмутился Петрушка. – Ты же со мной игрался, ты меня с собой брал. Я твой Петрушка!
- А я не знал, что игрушки взаправду живые бывают, - тихо сказал Ваня. Он боялся обидеть человечка.
- Конечно, я живой, - продолжал Петрушка. – А ты меня забыл, из ящика не вынимаешь, а там в темноте скучно. А я ведь столько всего знаю, и играть могу!
- А ты сказки знаешь? А то мама мне всегда одно и то же рассказывает, а потом забывает и опять старые сказки начинает.
- Я много сказок знаю! Давай, я тебе буду каждый вечер сказку рассказывать, а ты меня на прогулку будешь брать. Про что хочешь сказку?
- Про то, почему игрушки живые! Они ведь все живые, или только ты один?
- Все живые, все до одной! Хорошо, слушай.
Когда-то дети в нашем городе играли с тем, что находили сами. Камушки, палочки и листочки были единственными игрушками, которые были у них. А в городе жил мастер, он был очень добрый волшебник. Он хотел подарить детям игрушки, но он мог делать

только волшебные вещи. Долго сидел он в своей мастерской, придумывал, какие д.

только волшебные вещи. Долго сидел он в своей мастерской, придумывал, какие должны быть детские игрушки. Сделал он тысячу разных игрушек за три года. Но все они получились живые, болтали, смеялись и ссорились друг с другом. Иногда они так громко болтали, что у мастера начинали болеть уши. А когда однажды игрушки затеяли драку, волшебник рассердился и приказал им замолчать. С тех пор игрушки не говорят. А чтобы они не убегали от своих хозяев, волшебник запретил им бегать и прыгать. И игрушки стали такими, как ты их видишь – молчаливыми и неподвижными. Волшебник раздал их детям нашего города, и дети стали просто счастливы. Другие мастера начали делать новые игрушки, и все они похожи на те, что сделал волшебник. Но на самом деле они живые, и иногда некоторые из них могут избавиться от чар мастера-волшебника, как я.
Ну что, Ваня, понравилась тебе моя история? – спросил Петрушка.
- Конечно, Петрушка. А завтра ты расскажешь мне новую?
- Да, Ваня, расскажу. А теперь мне и тебе пора спать.
И Петрушка полез назад в свой ящик. А Ваня накрылся одеялом, думал о новой сказке и о том, как ему повезло, что теперь у него есть настоящий волшебный друг.

Читайте также: