Выставка елочных игрушек в коломенском

Обновлено: 11.05.2024

Елочные игрушки разных времен, новогодние открытки от современных художников, эскизы к постановкам Станиславского по зимним сказкам, рождественские растения-символы в царицынских оранжереях и праздничные традиции — мы собрали семь выставок с новогодней атмосферой.

Во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском собрали около 1000 экспонатов, посвященных старинным новогодним и рождественским традициям с XVIII до XXI века. Встречать Новый год 1 января с елкой, фейерверком, застольем и гуляньями начали по велению Петра I в 1699 году. Однако в сознании людей главным праздником все равно оставалось Рождество, которое по старому стилю отмечали 25 декабря, а новые традиции приживались медленно. Только в XIX веке супруга Николая I императрица Александра Федоровна, которая с детства видела украшенные рождественские елки в Пруссии, закрепила этот обычай при русском дворе. В экспозиции представлены поздравительные открытки императорской семьи, приглашения и меню на обеды в честь рождественских и новогодних торжеств разных лет. Здесь можно прочитать воспоминания писателей, художников и общественных деятелей о том, как к концу XIX века праздничная елка стала всероссийской традицией. И увидеть, как менялись елочные украшения за эти триста лет.

Галерея «Роза Азора» и Музей МХАТ проводят совместную новогоднюю выставку, посвященную истории театра, который Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко создали в 1898 году. В полумраке палат XVII века на цокольном этаже Дома-музея Станиславского представлены светящиеся изнутри «кукольные домики», напоминающие рождественский вертеп. Художница Дина Хайченко создала макеты зданий, связанных с судьбой Станиславского, из хлопкового папье-маше. Например, здесь можно увидеть дом Алексеевых (настоящая фамилия режиссера) на Таганке и их московскую фабрику по производству золотой канители, Большой театр и здание 1-й студии МХТ на Скобелевской. Кроме того, историю театра предлагают проследить через эскизы и фотографии трех постановок по зимним сказкам — «Снегурочка» (1900), «Синяя птица» (1908) и«Двенадцать месяцев» (1948).

В особняке «Иннопарк» в парке «Сокольники» собрали 2500 елочных украшений XIX–XXI веков. В экспозиции представлены стеклянные, ватные, картонажные, деревянные, оловянные и бумажные игрушки из разных стран. Например, шар, который благословил 264-й Папа Римский Иоанн Павел II. Во время экскурсии по выставке можно узнать, как праздновали Новый год на разных континентах в разные эпохи, и увидеть, как выдувают и серебрят новогодние шары, а на мастер-классах под руководством профессиональных художников — самому украсить стеклянный шар.

В царицынском Первом оранжерейном корпусе представлены растения, ставшие в разных странах символами Рождества и Нового года. Здесь можно увидеть не только привычную для России елку, но и гиацинты и нарциссы. Их в XVIII–XIX веках выращивали в царицынских оранжереях специально к рождественским праздникам и поставляли цветущие растения к императорскому двору. Также во второй половине XIX века дома украшали небольшими кустами сирени и цветущей вишней в горшках, а к столу выращивали садовую землянику. Еще в оранжереях можно увидеть символы других стран. Например, австрийское рождественское дерево — араукарию, японскую новогоднюю композицию из бамбука, сосны и папоротника — кадомацу и гранаты, которые в Греции в новогоднюю ночь разбивают о порог дома.

Кураторский проект Веры Погодиной «Открытки от художников» проходит в четырнадцатый раз — в этом году в фонде культуры «Екатерина» на Лубянке — и возрождает жанр художественной новогодней открытки. В начале XX столетия их создавали Александр Бенуа, Иван Билибин, Игорь Грабарь, Борис Зворыкин, Мстислав Добужинский, Илья Репин и другие известные живописцы. Специально к выставке современные художники создали более 200 открыток на разные темы и сюжеты, главное условие — узнаваемый стиль автора. Здесь можно увидеть акварельные и карандашные работы, открытки, написанные маслом, коллажи, фото, видео и даже арт-объекты. И не только запастись новогодним настроением, но и задуматься о современных проблемах — их некоторые художники поднимают в контексте праздника.

К Новому году музей «Пресня» на время преобразил основную экспозицию: жилые интерьеры 1930-х, 1960-х, 1980-х и 1990-х годов оформили гжельскими игрушками в стиле этих лет. Многие из них создал художник Валентин Розанов — один из энтузиастов, который возрождал этот промысел в 1970-е годы. После окончания Абрамцевского художественно-промышленного училища он пришел работать в производственное объединение «Гжель» мастером росписи тиражной продукции и вскоре стал ведущим художником промысла. В своих работах Розанов передает разные направления Гжели в XX веке: использует майолику, фаянс и фарфор. Среди изделий — белки, снегири, животные восточного календаря, шкатулки и большие фарфоровые шары с росписью.

Музей-заповедник усадьба «Коломенское» , закончилась 2 февраля 2020



Выставочный проект «Елка сто лет назад. Старинные елочные украшения» – это рассказ о праздновании Рождества и Нового года, о елочных базарах, о традициях украшения новогодней елки в конце XIX–начале ХХ века и о дореволюционных елочных украшениях. Эти елочные игрушки таят в себе особую магию. Они были очень разнообразны: желатиновые, из бархата, мишурные, картонажные, стеклянные…

Место проведения

Музей-заповедник усадьба «Коломенское»

Лучшие отзывы о выставке «Елка сто лет назад. Старинные елочные украшения»

Так долго на улице осень.И вдруг, пошел снег. Именно, в этот настоящий зимний день,я попала на чудесную Рождественскую елку. Получилось, что я продлила себе праздничное настроение.
Не ожидала, что столько замечательного и интересного увижу на экспозиции. Я была однажды на выставке елочных игрушек, и не ожидала увидеть ничего необычного. Оказалась, что я ошибалась.
Выставка проводится в хоромах Царицы. Поднимаясь по красивой летнице, уже готовишься к чему-то необычному.
Кроме необычных игрушечных овощей и фруктов, сделанных из ваты, можно увидеть новогодние великолепные наборы для детей с куколкой и мылом от Брокара. Я представляю, сколько радости такие подарки доставляли детям. Как-то я была в гостях у своих друзей сразу после встречи Нового года. В семье был мальчик восьми лет. Я приготовила для него совсем, на мой взгляд, пустяшный подарок: детская зубная паста, детское мыло и что-то еще гигиеническое для детей. Ребенок очень по-взрослому читал стихи Есенина из цикла "Исповедь хулигана". Вдруг, после моих слов "Это тебе передал Дед Мороз, он не успел зайти", ребенок расплакался, так растроился. Поэтому думаю, что те подарки, для таких неискушенных детей, были очень желанными.
На выставке много новогодних открыток, игрушек и других замечательных вещей. Перечислисть все невозможно, н-р, фарфоровый календарь.
Можно посмотреть исторический ролик о зиме в городе. Как могли женщины в снегопад ходить в таких легких шляпках?
Такие экспозиции вызывают радостные эмоции, пока выставка не закрылась, спешите продлить новогодние эмоции.


1 декабря Коломенское откроет выставку «Три века русской ёлки». Экспозиция во Дворце царя Алексея Михайловича объединила около 1000 экспонатов, рассказывающих о старинных традициях и обрядах, связанных с Новым годом и Рождеством с начала XVIII века до первой четверти XXI века.

Обычай встречать Новый год 1 января с привычными нам ёлкой, маскарадом, фейерверком и пышным застольем, берёт своё начало в царствование Петра I. На выставке представлен уникальный документ – указ от 20 декабря 1699 года, написанный самим императором, из собрания Российского государственного архива древних актов. До календарной реформы, изложенной в указе, летоисчисление велось от Сотворения мира, а день «новолетия» приходился на 1 сентября и на Руси отмечался в первую очередь как церковный праздник. По повелению царя празднование Нового года перенесли на 1 января и, следуя западноевропейским традициям, сопровождалось иллюминацией, «украшением от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых» и пышными гуляниями.

В сознании большинства людей Рождество, отмечаемое по старому стилю 25 декабря, оставалось праздником сакральным, первым по значению на протяжении всего XVIII столетия. Встреча же Нового года носила светский характер и была одним из событий в череде святочных гуляний, постепенно занимая все более важное место. Традиция ставить в домах к Рождеству украшенную игрушками ёлку завоёвывала Россию постепенно, в течение всего XIX века.

В значительной степени этому способствовала царская семья – император Николай I и его супруга императрица Александра Фёдоровна. Она с детства видела украшенные рождественские ёлки в Пруссии и начала вводить этот обычай при русском дворе. По мнению некоторых историков, именно в Московском Кремле в 1817 году в домашних покоях великокняжеской семьи в Малом Кремлевском дворце была впервые устроена рождественская ёлка. По мнению других – впервые ель на Рождество была установлена в Аничковом дворце в Петербурге 24 декабря 1819 года. В 1820-1830-х годах ёлки в императорской семье ставили уже ежегодно, и эта традиция постепенно завоевала сердца всего населения обеих столиц и провинции. В экспозиции можно увидеть поздравительные открытки императорской семьи, приглашения и меню на обеды в честь рождественских и новогодних торжеств разных лет, предоставленные РГАДА и Государственным архивом РФ.

К концу XIX века украшенная к празднику ёлка уже прочно вошла в повседневную жизнь жителей России. Свидетельства этого можно найти в воспоминаниях и мемуарах многих известных людей того времени – писателей, художников, поэтов и общественных деятелей.

В экспозиции представлены елочные украшения XIX-XXI веков: как известные и широко распространенные, так и редко встречающиеся, подставочные фигуры, подарки. Особое внимание уделено темам праздничного застолья, старинным новогодним традициям и обрядам допетровской Руси, которые были очень популярны у простого народа: песням, пляскам, гаданиям, колядованию, заменившим более древние языческие обычаи жертвоприношения.

Билеты на выставку можно в том числе приобрести по Пушкинской карте.

Зачем на елке дирижабль: раскрываем тайны самой новогодней выставки в «Коломенском»

Выставка «Хрупкое чудо на новогодней елке. К 130-летнему юбилею клинского стеклодувного промысла» состоит из трех разделов. Первый, «Истоки», рассказывает о стеклодувном деле в Клинском уезде в конце XIX — начале ХХ века и представляет предметы из коллекции Клинского музейного объединения. Второй, «Вместе со всей страной», демонстрирует разработки экспериментального Всесоюзного научно-исследовательского института (ВНИИ) игрушки, которые внедрялись в стране в 1930-е годы. Третий раздел выставки, «Фабрика “Елочка”», рассказывает о работе знаменитой клинской фабрики с 1970-х до наших дней.

Аптекарские пузырьки, продукция стекольных заводов Клинского уезда, XIX век

Эти пузырьки, которые можно увидеть в первом разделе выставки, рассказывают о богатой истории стеклодувного дела в Клину и первом стекольном заводе, открытом в Клинском уезде в 1848 году князем А.С. Меншиковым. Здесь производили аптекарские и парфюмерные флаконы, лампы, бутылки, посуду. На выставке можно увидеть разнообразную продукцию завода, среди которой отдельного упоминания заслуживает крошечный аптечный пузырек, предназначавшийся для хранения яда.

Меншиковские стекло и хрусталь были известны во всей стране. Их считали образцом хорошего вкуса и качественного исполнения. Постепенно в Клинском уезде начали появляться частные кустарные производства стекла — крестьяне, работавшие на заводе, обустраивали стеклодувные мастерские прямо в своих избах. Позже, в ХХ веке, им на смену пришли артели.


Бусы, Клинский уезд, мастерская Вюнша и Витта, XIX век

Клинские елочные игрушки можно назвать потомками недорогих женских украшений. В 1887 году в Круговской волости Клинского уезда открылась мастерская иностранных подданных А.А. Вюнша и Р.Л. Витта. В ней делали так называемые стеклянные камушные (имитирующие изделия из драгоценных камней) изделия — дутые бусы, пуговицы, мундштуки. Особенной популярностью пользовались бусы — отливавшие золотом и серебром снизки часто покупали желающие украсить свой костюм крестьянки, у которых не было средств на покупку настоящих драгоценностей. Дутые бусины использовались и по отдельности — их нашивали на одежду, концы поясов, бахрому платков.

Довольно скоро с женских шей клинские бусы перешли на лапы рождественских елок. Впервые в новом качестве они были представлены широкой публике на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Показ прошел успешно — вскоре дутые бусы стали ежегодным участником московского рождественского базара, который проходил в Кустарном музее.

На выставке в «Коломенском» наряду с клинскими елочными игрушками представлены традиционные женские костюмы из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Дирижабль, разработка ВНИИ игрушки, 1937–1938 годы

Да-да, ничего смешного, именно ВНИИ (то есть Всесоюзный научно-исследовательский институт) игрушки. Он появился в 1930-е годы в Загорске (сейчас — Сергиев Посад), на заре становления нового государства. Чтобы расти по-советски, детям нужны были новые игрушки. Игра должна была помогать воспитывать любовь к труду — игрушки делились в основном на разнообразные конструкторы, наборы «Сделай сам» и мини-копии рабочих инструментов, приборов или машин. Не обошли вниманием и елочные игрушки.

С 1935 года, когда елка триумфально вернулась в советские дома после длительного запрета, сбросив религиозное определение «рождественская» и став идеологически нейтральной — новогодней, в институте игрушки появилась лаборатория елочных украшений, в которой разрабатывались экспериментальные образцы для артелей и заводов по всей стране.

Этот дирижабль, изготовленный в конце 1930-х и успевший повисеть на многих елках, — одна из первых разработок этой лаборатории, созданная в одной из клинский артелей. Блестящий, серебристый, почти невесомый, он должен был напоминать детям о мечте, лежащей в основе самого СССР, и одновременно не давал забыть о достижениях отечественной авиации.


Попугай, разработка ВНИИ игрушки, 1937–1938 годы

Но не все в жизни советского ребенка было подчинено практическим соображениям. Некоторые игрушки — и на елках тоже — были довольно легкомысленными. Вот, например, этот попугай — яркая экзотическая птица создана во ВНИИ игрушки одновременно с дирижаблем. Оба экспоната сегодня являются редкими образцами елочной игрушки конца 1930-х годов, сохранившимися в Художественно-педагогическом музее игрушки имени Н.Д. Бартрама.


Монтажная игрушка — самолетик, фабрика «Елочка», 2017 год

Третий раздел выставки посвящен работе клинской фабрики «Елочка», которая уже почти полвека выпускает елочные игрушки и сохраняет местные традиции стеклодувного дела. Хотя формально фабрика открылась в 1972 году, после слияния Высоковской, Решетниковской и Круговской фабрик (позже к объединению присоединилась и Клинская фабрика), ее история намного богаче и берет свое начало в конце ХIХ века, когда стеклодувы взялись за создание игрушек для елок.

В этом разделе выставки представлены старые игрушки из собрания музея елочной игрушки «Клинское подворье», а также образцы современной продукции фабрики. Такие, например, как этот самолетик — монтажная игрушка из стеклянных элементов и проволоки, неуловимо напоминающая конструктивистские разработки ВНИИ игрушки.


В выходные побывали с Ольгой в Коломенском, снова-снова :) На прекрасной выставке Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Елка сто лет назад. Старинные елочные украшения»


Выставка великолепная! Игрушки и всё, что связано с елками собиралось из нескольких музеев, свои драгоценности так же предоставили частные собрания, так что посмотреть там есть что. Но вот что интересно, я несколько раз ловила себя на этой мысли — там, на выставке, игрушки дореволюционные, им действительно уже как следует больше 100 лет. А я их все узнаю и помню. Такие же «несовременные» были у нас, в моём детстве. То есть индустрия елочных украшений не сильно поменялась за, скажем, первые 60-70 лет прошлого века, правильно? Вот эти рыбы, как наверху — у нас такие были


Какие-то картонные игрушки, может быть не «золотые» и не такой тонкой работы, но.


Гирлянда тоже была такая пожароопасная. Про гирлянды, кстати, очень интересное прочитала на выставке


Вот такую ёлочку, которую надо снизу «поджигать», ставить свечку и теплый воздух вращает игрушки, я тоже видела, абсолютно точно.


Ну а потом, конечно, стекольная и пластиковая промышленность шагнули вперед, и теперь таких игрушек в домах осталось не много :(


Хорошо, что можно прийти во дворец Алексея Михайловича!


Вообще, у меня лично выставка оставила очень сложное впечатление. Тут снова про Россию, которую мы потеряли. Доктор, а я всегда об этом думаю.


Да, милые дети, прекрасные барышни, красивые благородные мужчины. А что было за стенами их домов? Как бедные дети в «Синей птице», прижавшись носами к стеклу смотрят на ёлку в богатом доме, помните? Я вот про это. Бесконечная нищета, безграмотность, все то, из-за чего целая огромная страна полетела в тартарары. И что самое грустное - говно нации все эти прекраснодушные люди сами, своими руками мостили себе дорожку к Красному террору. Я бы может быть про это и не подумала, если бы не один замечательный экспонат выставки


Политическая елка в стихах. 1905 год, 1-я Русская революция, созыв Учредительного собрания, кто-то помнит в честь чего у нас станция 1905 года называется? Вроде как — ну елка и елка, рождественский подарок «на злобу дня».

А приглядеться? Буквы сложены из чертей


А уж царь-батюшка изображен прямо на обложке в совсем уж непотребном виде



А так-то да. Еще 12 лет у них впереди — хруст французской булки и вот это вот всё


Ну в общем, на мой бубнеж не надо обращать внимания :) там много замечательных, уникальных экземпляров.


Мимими! Маленькие электротехники


И конечно, надо ходить с экскурсией


Нам очень повезло, на «нашу» экскурсию пришла Петрикова Лариса Васильевна, известный коллекционер новогодних игрушек, и ее экспонаты там тоже были. Вот ее просто можно было заслушаться!


Итак — более 1000 экспонатов из 8 музеев, все о рождественских базарах, подарках, которые было принято покупать или делать собственными руками.


Слон из папье-маше!


С удивлением выяснила для себя, что, оказывается, традиции елочки вообще пришли к нам не так уж и давно!




Самое моё любимое — старинные рекламные объявления :)



Шикарная выставка, идти всем, работает она до 2 февраля! ну и конечно следите на ЖЖ moskva_lublu, где мы зовем в такие прекрасные места :)

Про выставку техническое: возрастная категория 0+

Адрес: ст. м. «Каширская» (последний вагон из центра), проспект Андропова, д.39, стр.69.

Режим работы выставки: вторник-воскресенье с 10.00 до 18.00.

Билеты продаются в кассах музея-заповедника с 9.45 до 17.30, а также на сайте музея-заповедника.

Стоимость билета: для основной категории 200 рублей, для льготной категории 100 рублей.

Важное и интересное! На выставке проводятся экскурсии для сборных групп посетителей в субботу, воскресенье и праздничные дни в 11:00 и 16:00. Мы были как раз на такой экскурсии.

Читайте также: