Выставка старинных новогодних игрушек

Обновлено: 01.05.2024

Здравствуйте, дорогие Бэйбики! Декабрь мчится, торопится, дни пролетают, календарь тихонько напоминает — пора готовиться к празднику. Создавать новогоднюю атмосферу. Заворачивать в красивую бумагу подарки близким.
Разворачивать ёлочные игрушки, завёрнутые в мягкие салфетки и спрятанные в коробки почти год назад. О ёлочных игрушках и будет этот топик.
Люблю приходить в этот дом, особенно зимой, в новогодние каникулы. Почему-то именно там кажется, что возвращаешься в детство. Может быть потому, что там спокойно, тихо и уютно, как было в доме у бабушки?
Про дом-музей художника Павла Кузнецова я уже писала. В этом году 3 января мы были там на Традиционной Рождественской выставке.

Не знаю, получится ли побывать на эти новогодние праздники, а так как очень хочется предпраздничного настроения, то я заглянула в свой фотоархив. В 2017 году Дом Павла Кузнецова привлёк нас выставкой — «Чудеса блестят в иголках», на которой была представлена история российской, советской и современной елочной игрушки. Фотографии мы делали в то время просто для семейного архива, тогда я и не предполагала, что смогу ими поделиться.
Поэтому, возможно, не везде будет удачный ракурс и освещение. Но я надеюсь, что вам будет интересно!)
Так было написано в анонсе к выставке: «Музейные залы разделились на условные зоны, представляющие не только игрушки, но и элементы дореволюционного и советского быта».
Небольшая и самая уютная комната представляет дореволюционное время.











Переходим в более просторный зал, он посвящён советской эпохе. Начнём годов с 50-х… Вот тут я точно оказываюсь в доме бабушки и деда! Сейчас будем украшать ёлку!
Вот точно такая девочка была среди бабушкиных ёлочных игрушек. Мы звали её Помидорка, а сейчас смотрю — вроде бы Земляничка?


А такой Филиппок (в центре фото) до сих пор хранится у моих родителей.





Плавно перемещаемся в года 60-80-е.












И современные ёлочки.

Эта ёлочка украшена современными авторскими игрушками.

В заключительном зале можно было посмотреть новогодние открытки, начиная от дореволюционных и заканчивая моими самыми родными, из 80-х.





Не помню точно, но скорее всего здесь представлены зарубежные открытки.
Спасибо за ваше внимание и за то, что досмотрели и дочитали! Всем приятных предновогодних хлопот и исполнения желаний в Новом году)

Ямогу: Валяние, игрушки, валяные игрушки и скульптуры, авторская кукла, авторская игрушка, мишки — тедди

Всероссийский музей декоративного искусства и галерея InGallery в преддверии любимого всеми праздника представили выставку "Новогодняя история игрушек". Это самый светлый и сказочный проект уходящего года, уверены организаторы. И, кажется, они не ошиблись. Помните, как у Гайдара находчивые Чук и Гек украшали в глухой тайге елку? "Они ободрали все цветные картинки из старых журналов, из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. ". Герои современной выставки тоже сделаны из ваты. Неуклюжие мишки, розовощекие девочки, задиристые мальчишки, бородатые деды морозы и нежные снегурочки каким-то чудом создают новогоднее настроение у детей и взрослых. Корреспондент "РГ" попыталась разобраться, почему незатейливая ватная игрушка покоряет современников.

Всероссийский музей декоративного искусства

Катающиеся на санках мальчики, девочки с леденцами, щекастые младенцы в толстых одеяльцах - далеко не все ватные сюжеты. Каждую игрушку хочется разглядывать вечность - за каждой своя новогодне-зимняя история. Воронежские художники Виталий Мартыненко и Надя Козинина создали целые новогодние картины, героями которых стали ватные игрушки из домашней коллекции. На темных таинственных холстах эти, с виду грубоватые и неказистые игрушки, играют в снежки, разглядывают себя в зеркале, катают друг друга на санках и даже танцуют.

"Коллекционировать игрушки мы начали лет десять назад, - рассказывает Виталий Мартыненко. - В моем детстве под елкой всегда стоял Дед Мороз из ваты, я вырос, и теперь он живет в моей семье. Но начинали мы коллекцию со стеклянных игрушек. Ватные казались какими-то грубоватыми, и даже вызывали отторжение".

Но однажды Виталий и Надя посмотрели на них по-другому.

"Мы купили Казачка, - вспоминает Надя Козинина, - и - влюбились".

За десять лет на интернет-аукционах они собрали внушительную коллекцию.

"Покупали для души, - рассказывает Виталий. - Многие были не в очень хорошем состоянии, зато с симпатичным лицом или с какими-то особенными движениями. У нас есть игрушка 30-х годов - лицо треснуло, где-то пятнышки, где-то надрывы - все это как возраст человека, про индивидуальность и непохожесть".

В долгой совместной профессиональной истории Виталия и Нади это всего лишь второй совместный проект. И, можно сказать, эксклюзивный.

"Перед праздником многие художники выставляют свои работы с новогодними игрушками, в основном это стекло, с ватой вроде бы никто не делал, нас зацепила эта идея и мы решили попробовать", - рассказывает Виталий.


Воспроизвести на холсте грубое ватное очарование не просто, но у художников получились настоящие шедевры.

"Работы делались долго, сложно, многослойным способом, из-за этой многослойности темный фон превращается в таинственную глубину, создает такое гофмановское настроение - и праздничное, и новогоднее, и сказочное, возникает ощущение тайны", - говорит Виталий.

Может быть поэтому в наш век изобилия, когда в магазинах полно елочных украшений на любой вкус и кошелек, возвращается интерес к простой игрушке из простого материала. Из ваты и клейстера. На выставке "Новогодняя история игрушек" можно увидеть ватную игрушку от мануфактуры "Московская игрушка", которая профессионально занимается возрождением производства. В музее мануфактуры хранится более 100 уникальных старинных и современных новогодних ватных игрушек с 1920-х годов до наших дней, картонажа и элементов декора дореволюционной и советской России.

"В поздние советские времена стали появляться актуальные, модные, яркие новогодние игрушки, гирлянды, теперь этот интерес схлынул, и людям захотелось вернуться к чему-то простому и доброму", - считает Виталий.

"Под Новый год всегда хочется сделать что-то праздничное и волшебное своими руками, - добавляет Надя. "Но бумага слишком скучный и обычный материал, стекло и пластик - сложный, а вата - это просто и интересно, - продолжает Виталий. - Плюс, накоплен большой культурный пласт, можно вернуться в прошлое, что-то взять оттуда и сделать новое в рамках традиции".

Свою елку Надя и Виталий будут наряжать вместе со своим семилетним сыном. И она обязательно будет живая. "Искуственная елка не дружит с живой ватной игрушкой", - говорит Виталий.

Однако, по данным социологов, почти половина наших соотечественников сегодня отдает предпочтение искусственной елке. "Многие не хотят лишних хлопот с осыпающимися иголками, - понимающе отмечает Виталий. - Но мы с отцом всегда ходили за живой елкой. В провинциальном городке было непросто добыть елку, их привозили на предприятия. Привезут грузовик елок, а они все какие-то кособокие, ободранные. У нас был знакомый в лесхозе, мы ездили к нему с санками за елкой. Отец всегда выбирал елку покрупнее, попушистее. Устанавливали ее в . руль. У нас дома было старое рулевое колесо, я им играл, рулил, а под Новый год в него устанавливалась елка. Я очень любил лежать под елкой, она была большая, мама укладывала мне одеяло, я лежал, и смотрел сквозь ветки, наверх. Рядом была батарея, было тепло, и вылезать из этой сказки совсем не хотелось".


Спрашиваю, как художники относятся к современному елочному дизайну, когда вся елка в шарах одного цвета.

"Елка - это не про дизайн, это про тепло и уют, - убежден Виталий. - Возможно, наша елка яркая, дурацкая, выглядит бестолково, каждый подойдет и что-то повесит - не в то место, не те игрушки, но она живая".

"Елочный современный дизайн подходит тем, кто не знает, как украсить, он упрощает задачу, - говорит Надя. - Но на самом деле, елка - это портрет семьи". "Поэтому украшать елку надо с фантазией, по-домашнему, - добавляет Виталий. - Не совершенная елка, не совершенные игрушки - в этих недостатках появляется личность. И недостатками они кажутся только на первый взгляд, на самом деле - это достоинства, приметы индивидуальности".


1 декабря Коломенское откроет выставку «Три века русской ёлки». Экспозиция во Дворце царя Алексея Михайловича объединила около 1000 экспонатов, рассказывающих о старинных традициях и обрядах, связанных с Новым годом и Рождеством с начала XVIII века до первой четверти XXI века.

Обычай встречать Новый год 1 января с привычными нам ёлкой, маскарадом, фейерверком и пышным застольем, берёт своё начало в царствование Петра I. На выставке представлен уникальный документ – указ от 20 декабря 1699 года, написанный самим императором, из собрания Российского государственного архива древних актов. До календарной реформы, изложенной в указе, летоисчисление велось от Сотворения мира, а день «новолетия» приходился на 1 сентября и на Руси отмечался в первую очередь как церковный праздник. По повелению царя празднование Нового года перенесли на 1 января и, следуя западноевропейским традициям, сопровождалось иллюминацией, «украшением от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых» и пышными гуляниями.

В сознании большинства людей Рождество, отмечаемое по старому стилю 25 декабря, оставалось праздником сакральным, первым по значению на протяжении всего XVIII столетия. Встреча же Нового года носила светский характер и была одним из событий в череде святочных гуляний, постепенно занимая все более важное место. Традиция ставить в домах к Рождеству украшенную игрушками ёлку завоёвывала Россию постепенно, в течение всего XIX века.

В значительной степени этому способствовала царская семья – император Николай I и его супруга императрица Александра Фёдоровна. Она с детства видела украшенные рождественские ёлки в Пруссии и начала вводить этот обычай при русском дворе. По мнению некоторых историков, именно в Московском Кремле в 1817 году в домашних покоях великокняжеской семьи в Малом Кремлевском дворце была впервые устроена рождественская ёлка. По мнению других – впервые ель на Рождество была установлена в Аничковом дворце в Петербурге 24 декабря 1819 года. В 1820-1830-х годах ёлки в императорской семье ставили уже ежегодно, и эта традиция постепенно завоевала сердца всего населения обеих столиц и провинции. В экспозиции можно увидеть поздравительные открытки императорской семьи, приглашения и меню на обеды в честь рождественских и новогодних торжеств разных лет, предоставленные РГАДА и Государственным архивом РФ.

К концу XIX века украшенная к празднику ёлка уже прочно вошла в повседневную жизнь жителей России. Свидетельства этого можно найти в воспоминаниях и мемуарах многих известных людей того времени – писателей, художников, поэтов и общественных деятелей.

В экспозиции представлены елочные украшения XIX-XXI веков: как известные и широко распространенные, так и редко встречающиеся, подставочные фигуры, подарки. Особое внимание уделено темам праздничного застолья, старинным новогодним традициям и обрядам допетровской Руси, которые были очень популярны у простого народа: песням, пляскам, гаданиям, колядованию, заменившим более древние языческие обычаи жертвоприношения.

Билеты на выставку можно в том числе приобрести по Пушкинской карте.

Дед Мороз из ваты и стеклянные звезды. Как наряжали елки в СССР

Наряжая елку новыми яркими шарами и гирляндами, мы часто вспоминаем старые игрушки. Целый год они ждали своего часа в картонных коробках где-нибудь на антресолях: сказочные стеклянные птицы и звери и совсем прозаические, но очень забавные овощи, фрукты и ягоды из крашеной ваты, веселые бусы и, конечно, звезды. Возможно, несколько таких старых друзей до сих пор занимают свое почетное место на вашей елке.

Старые новые игрушки

Первые новогодние украшения появились в России в XIX веке — традицию наряжать елку игрушками ввела императрица Александра Федоровна, жена Николая I. В то время собственного производства елочных украшений в стране не было, поэтому игрушки привозили из Европы. Стеклянные шары были очень дорогими, и большинство граждан дореволюционной России делали украшения сами, из бумаги и картона. В декабре 1929 года в газете «Правда» вышла статья, где рождественские дни объявили обычными трудовыми буднями, новогодние деревья попали под запрет, и начавшееся в конце XIX века производство елочных игрушек прекратилось.




После возвращения новогодних праздников в 1935 году советской елке потребовались новые украшения — идеологически выдержанные: место ангелов заняли аэростаты, дирижабли, самолеты, а Вифлеемскую звезду сменила красная пятиконечная. По всей стране были открыты фабрики, заводы и артели, выпускающие игрушки из ваты, картона и стекла. 1 января 1937 года та же «Правда» сообщила: «Союзкультторг реализовал по всей стране елочных игрушек на более чем 15 миллионов рублей». Через год эта сумма выросла почти в три раза. К концу десятилетия по всему СССР работали специализированные магазины, торговавшие елочными игрушками, маскарадными костюмами и прочими атрибутами праздника.

Украшения из ваты

Одним из самых распространенных и недорогих материалов для изготовления советских елочных игрушек стала вата — в 1930-е годы этого сырья на фабриках страны было предостаточно. Основой выступал проволочный каркас, вокруг которого крепилась вата. Лица делали из воска, папье-маше или мастики. После росписи их покрывали клейстером — он защищал игрушки от воспламенения. Костюмы тоже мастерили из ваты или бумаги, раскрашенной в разные цвета. Готовые игрушки посыпали «снегом» из мелкого стекляруса и закрепляли его специальным составом.

Множество фигурок и сюжетных украшений, соответствующих советской тематике, выпускали все крупные производства Ленинграда, Москвы и других больших городов: артели «Культпром», «Детская игрушка», «Елочная игрушка», артель имени Шаумяна, фабрики «Гигровата» и ИЗО Парка Горького. Краснощеких лыжников и пионеров, зайчиков, снегурочек и полярников придумывали художники и рабочие. Кто станет новым героем, определяли на конкурсах, на которых фабрики и артели представляли лучшие образцы елочных украшений.





Самыми популярными моделями были фрукты и овощи, животные, большие фигуры Деда Мороза и Снегурочки, а еще малыши-пеленашки, представляющие собой младенцев и поросят в конвертиках из одеял. Новогодний волшебник с внучкой были самыми стойкими — большие фигуры ростом до метра изготавливали настолько добротно, что даже спустя несколько десятилетий после прекращения выпуска этих игрушек хорошо сохранившихся ватных Дедов Морозов можно было купить на новогодних ярмарках.

Массовое производство

Разные модели игрушек предполагали и различные способы производства. До 1939 года все ватные елочные украшения изготавливали вручную. По решению Всесоюзного научно-экспериментального института игрушки был введен способ формования — украшения из ваты стали делать при помощи специальных чугунных и гипсовых форм. После изобретения формовки производство ватных игрушек резко увеличилось. Спустя короткое время было придумано еще несколько автоматизированных методов создания елочных украшений.

Миниатюрных животных — кроликов, белочек и слоников — изготавливали методом горячей штамповки: фигурку склеивали из штампованных половин, а затем покрывали специальными нитролаками. Такой способ практиковали в 1940-е годы лишь на нескольких фабриках, но уже к 1950-м почти все производство ватных игрушек перешло из ручного в механизированное. Одни из самых известных украшений, созданных методом горячей штамповки, выпускала московская артель имени Шаумяна.






Фрукты, овощи, ягоды и грибы с их округлыми формами получались благодаря веретенной намотке, когда использовался специальный станок-веретено для намотки ваты. Одной из первых фабрик, применивших эту технологию в 1936 году, стала ленинградская «Гигровата».

Эпоха елочных украшений из ваты в СССР закончилась в 1960-е, однако сегодня она переживает возрождение. Ватные игрушки делают уже не фабрики или артели, а отдельные мастера и художники.

Игрушки из стекла

Первые стеклянные елочные украшения, появившиеся в России в конце XIX века, были очень дорогими. Один шар стоил около 20 рублей, а за набор продавец мог запросить все 200 — за эти деньги в то время можно было купить хороший рояль. Большинство стеклянных украшений были заграничными — в России тогда не было предприятий по производству стекла. Первый стекольный завод открылся в Клину в 1848 году и выпускал только пузырьки для аптек и парфюмеров и лампы. Стеклянные игрушки предприятие начало делать во время Первой мировой войны — выдувать стеклянные украшения русских мастеров научили пленные немецкие солдаты.

В советское время заводы и артели по производству стеклянных игрушек появились в 1936 году: ленинградская артель «Культигрушка», московская фабрика стеклянных елочных украшений треста игрушки Мосгорисполкома, артели «Красный Октябрь» и «Решетниковский стеклодув». В конце 1930-х они выпускали шары с изображениями членов партии, стеклянные фигурки красноармейцев и буденновцев, сказочных героев, игрушки на цирковую тематику, а также пятиконечные звезды.


В 1950-е самыми популярными стеклянными игрушками стали фрукты и овощи — яблоки, морковь и кукуруза всех цветов и размеров были обязательной составляющей любого набора украшений. В 1960-е вместе с космонавтами и космическими кораблями в продаже появились комплекты «15 республик — 15 сестер» — наборы стеклянных фигурок девушек в разных национальных костюмах. Игрушки отражали и события в сфере культуры — на елочных ветках встречались выполненные из стекла герои популярных мультфильмов и кинокомедий. Среди последних были, например, герои фильмов «Цирк» Григория Александрова и «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова.

Стеклянное производство

Все советские елочные украшения из стекла можно было разделить на несколько видов: шары разных размеров, фрукты и овощи, животные и птицы, граненые фонарики, навершия в виде звезд и наконечников, посуда и военная техника. Отдельное место занимали монтированные игрушки — фигурки из нанизанных на проволоку стекляруса и бус, их производили в большом количестве.

Мастера выдували игрушки с помощью специальных стекольных дротов (трубок) либо сами, либо механическим способом. Расплавленной стекольной массе во время выдувания придавали нужную форму и размер, медленно и непрерывно вращая дрот. В еще не остывшем изделии острой палочкой делали лунки, углубления и полосы либо помещали его в разъемные формы, которые уже имели нужный рельеф. Остывшие стеклянные изделия дальше отправлялись на серебрение и покраску. На готовые фигурки надевали колпачок для подвеса и упаковывали в коробки.




Стеклянные игрушки отечественного и заграничного производства можно было легко различить по типу крепления, весу и декору. Импортные изделия, привезенные в основном из ГДР, имели особое крепление — пружинку на прищепке. Некоторые украшения и вовсе не предполагали крепления — игрушка была вклеена в цоколь определенной формы, который тоже отличался от советского. Немецкие стеклянные елочные игрушки славились своей невесомостью и оформлением. Навершия и шишки, декорированные канителью (тонкая металлическая нить) или махровым шнуром, могли быть родом только из Германии, потому что в СССР эти виды стеклянных фигурок никогда так не украшали.

Картонажные украшения

Популярным и доступным материалом для елочных игрушек была бумага и картон. Технику производства украшений позаимствовали у немецких мастеров, знаменитых своим дрезденским картонажем. В XIX веке на производствах Дрездена выпускали тисненые фигурки — половинки выпуклого картона склеивали вместе, а затем покрывали золотой и серебряной красками. Такие украшения были недорогими, не бились, в отличие от стеклянных, поэтому сразу оказались на елках по всему миру.

В 1920-е годы в СССР игрушки из картона производили только в частных мастерских, фабричные украшения появились в 1940-х. Они были похожи на дрезденский картонаж, но имели более плоскую форму. Самыми популярными стали фигурки рыб, птиц, зверей и героев сказок. Шаблоны печатали в советских журналах и газетах, и каждый желающий мог сделать игрушку сам, повторив чертеж дома на картоне.



Среди украшений, которые выпускали фабрики, был штампованный и клееный картонаж. Штампованный картонаж изготавливали в специальных металлических формах. После штамповки и высечки половины фигурки склеивали, покрывали фольгой и раскрашивали красками с помощью пистолета-аэрографа. Мелкие детали, вроде глаз, рта или плавников, рисовали вручную.

Техника клееного картонажа представляла собой вырубку раскроя игрушки по контуру и склейку столярным клеем. Цветная бумага, мишура, ленты и текстиль для украшения наклеивались на фигурку в виде плиссе и полосок. К клееному картонажу относились различные домики и игрушки, корзинки, фигуры животных и фонарики. У всех украшений были подвески для крепления. Картонные игрушки выпускали на советских фабриках до 1980-х годов.

В Московском планетарии открылась выставка раритетных новогодних игрушек и открыток

Специально к новогодним праздникам Московский планетарий подготовил выставку раритетных елочных украшений и коллекционных открыток, посвященных теме космоса. В экспозиции собраны 45 игрушек и 45 новогодних открыток, а также подарочные коробки и другие новогодние экспонаты 1950–1960-х годов. В этот период СССР и весь мир активно осваивали космос. Поэтому характерными елочными украшениями тех лет были стеклянные фигурки космонавтов, а на новогодних открытках впервые появились космические корабли, планеты Солнечной системы, звезды и кометы.

Каждая серия елочных украшений и поздравительных открыток создавалась под впечатлением от важных событий в истории страны и освоении космоса. Так, на открытках конца 1950-х изображали первый в мире искусственный спутник Земли. Он был запущен в СССР 4 октября 1957 года. В том же году специально для Московского планетария был сделан макет спутника в натуральную величину. Его можно увидеть в первом зале музея Урании. Среди других популярных сюжетов новогодних открыток конца 1950-х — начала 1960-х — изображение Деда Мороза на ракете, а также луноходов.

Кроме того, гости увидят на выставке раритетные подарочные коробки, созданные для кремлевской елки. В их оформлении также отражена тема космоса. Например, в экспозиции представлена коробка с реалистичным изображением знаменитых собак-космонавтов Белки и Стрелки.

Отдельный большой раздел выставки посвящен елочным украшениям. После запуска «Спутника-1» в 1957 году и полета на орбиту Земли Юрия Гагарина в 1961 году на фабриках производства елочных игрушек начали выпускать стеклянные ракеты, спутники и фигурки космонавтов в скафандрах. Посетители увидят эти раритетные елочные украшения, а также всевозможные гирлянды и модные в то время хлопушки.

На выставке представлены и знакомые многим с детства картонажные елочные игрушки. Их склеивали в мастерских из двух кусков картона с выпуклым рисунком. Затем покрывали серебристой или цветной фольгой и раскрашивали порошковыми красками с помощью распылителя. Также среди экспонатов — знакомые многим семьям фигурки Деда Мороза из папье-маше и ваты. Такие фигуры назывались подставочными, потому что их закрепляли на деревянной подставке и ставили под елку.




Стенды, на которых размещены экспонаты, оформлены рисунками художника-графика Олега Эстиса. Это иллюстрации к книге «Сказочные приключения маленького астронома». Ее написал Ефрем Левитан. На протяжении нескольких десятилетий деятельность писателя была тесно связана с Московским планетарием. Здесь он прошел путь от экскурсовода до одного из ведущих лекторов-методистов и члена ученого совета планетария. Отрывки из этой книги, рассказывающие о загадках Вселенной, посетители смогут прочитать на выставочных стендах.

Кроме того, этой зимой планетарий приглашает горожан на новое праздничное представление «Новогодняя история игрушек». Этот спектакль об игрушках, которые очень спешили на праздник, но по пути потерялись. Представление можно будет посмотреть с 18 по 30 декабря.

Здание Московского планетария, построенное по проекту архитекторов Михаила Барща и Михаила Синявского, — памятник эпохи конструктивизма. Авторы гордились гигантским куполом, диаметр которого составляет 25 метров. Сегодня под ним установлен проектор звездного неба последнего поколения. Благодаря уникальному оборудованию посетители могут любоваться планетами, звездами и созвездиями. Кроме того, в планетарии демонстрируют научно-популярные фильмы.

Ежедневно планетарий принимает до трех тысяч гостей, а в год его посещают около миллиона человек.

Читайте также: