Задачи по теме народная игрушка

Обновлено: 08.05.2024

Подготовила воспитатель-Цыряпкина Наталья Александровна.

Цель:приобщать детей к русскому народному творчеству.

Задачи:

- познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки;

- закрепить знания о разнообразии народной игрушки;

- дать понятие о богородской,филимоновской, дымковской, каргопольской, городецкой игрушке.

Ход:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о русских народных игрушках.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из соломы, ткани,дерева, глины.

Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и изготавливались во многих местах России. (№2)сюрпризный момент.

Тряпичная (№3,4)

Традиционная тряпичная кукла без лица - безлика. Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.

Обереговые куклы

призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей. (обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства)

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

Соломенная кукла(№5,6)

Матрешка русская и ее история(№7,8,9,10)

(№7)Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Она явилась символом материнства и плодородия. Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными.

(№8) Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни. (№9)Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

(№10) Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла!

Дымковская игрушка(№11)

Название игрушек пошло от названия села Дымково, в котором с давних времен делали русские народные игрушки. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Раньше эти игрушки делали семьями, дети и женщины также принимали участие в изготовлении дымковских игрушек. Местные жители копали глину, месили ее с песком ногами и руками, обжигали в печи и затем разрисовывали. Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается побелкой.

Роспись дымковской игрушки(№12)

• Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.

• Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

В настоящее время мастера изготовляют эти игрушки в мастерских. (№13)

Филимоновские игрушки(№14,15)

Известным народным промыслом славится деревня Филимоново Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.

(№16,17)Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, только небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

(№18)Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, наездники на лошадях, солдаты с эполетами, танцующие пары; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

П. И. «Карусели»

Каргополь — древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку. Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой.

(№20)Это первое впечатление создается из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Что касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, с большой теплотой и народным юмором.

(№21)Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции — веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается полкан полуконь-получеловек (могучий богатырь)с окладистой бородой, при орденах и эполетах. (№22)

Любят каргопольские мастера изображать и животных, встречаются сюжеты на темы народных сказок. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Каргопольские мастера, изображают зверей толстоногими и порой динамичными.

Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета.

Богородская игрушка (№23)

Еще один вид русских народных игрушек. В отличие от других русских народных игрушек, эти изготавливаются из резного дерева.

По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

А еще говорят, что в маленькой деревеньке около современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом

Богородские игрушки более 300 лет изготавливаются. Их редко раскрашивают и расписывают. Два года должна сохнуть липа, прежде чем из нее изготовят игрушки.

(№24,25)Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки (медведи, бьющие по наковальне, курочки, клюющие зернышки; фигурки кузнецов( №26), мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне.)

Все богородские игрушки – шутейные, юмористические, подвижные забавы.

Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Найди элемент росписи».

Дети делятся на 3 команды. 1– собирает элементы филимоновской росписи, 2 – дымковской, 3 - каргопольской.

Воспитатель: Как много интересного мы увидели сегодня. Вам понравилось? О чём вы расскажете дома? (Ответы детей). Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч.

Цель: формирование представлений о игрушках, народных игрушках, приобщение к традициям русского народа.

Задачи: Познакомить детей с русской народной игрушкой; Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира; расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством. Приобщать детей к национально-культурным традициям, развивать интерес к народным игрушкам. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Итоговое мероприятие : Развлечение «Русская народная игрушка»

Цель : формирование интереса к народной культуре.

Дата проведения итогового мероприятия:14.01.2022

Ответственные за проведение мероприятия : воспитатели, музыкальный руководитель.

Воспитательно-образовательная деятельность с учетом интеграции образовательных областей

Беседа: «Что такое народная игрушка?» (познакомить с понятием)

« Матрёшка – игрушка символ страны» Расширение представлений об обычаях русского народа.

Чтение народных потешек («Гуси вы гуси», «Идет лисичка по мостику»

Цель: формирование интереса к народной культуре; развитие памяти, речи

Игра с Мячом «Земля, вода, воздух»

Цель: Закрепление представлений детей об объектах природы, среде обитания живых существ.

Настольно-печатная игра «Профессии»

Цель: Расширение представлений о разнообразных профессиях, ознакомление с орудиями труда и инструментами, нужными людям различных профессий.

Артикуляционная гимнастика «Лошадка». Цель: развитие артикуляционной моторики.

Пальчиковая гимнастика «У Антошки есть игрушки» »- развитие мелкой моторики.
Утренняя гимнастика №1

Д. Игра «Мишка спрятался»

Цель: Формирование умения ориентироваться в пространстве

(По плану музыкального руководителя)

2. Лепка (Источник: Конспект занятия)

Тема: «Лошадка» (Дымковская игрушка)

Цель: Расширение представлений о народном искусстве; Формирование умения лепить лошадку комбинированным способом.

Наблюдение за ветром

Цель: Формирование умения определять наличия/ отсутствие и направления ветра.

Трудовая деятельность: Сгребание снега в определенное место для построек. Цель: Формирование трудовых навыков.

Дидактическая игра: «Какой игрушки не стало" – закрепление навыков порядкового счета. Формирование интереса к народной игрушке.

Подвижная игра: « Снежинки и ветер» Цель: Формирование умения ходить по кругу, по сигналу воспитателя перемещаться в разных направлениях.

Игра малой подвижности: «Найди себе пару» - упражнять в построении парами

Игровые упражнения: «Пройди, не упади»

Цель: развитие координации движений.

Самостоятельная деятельность детей

Игровое упражнение «Точно в цель»

Цель: Развитие глазомера.

Закаливающие и гигиенические процедуры .

Задачи: развивать умения различать пожароопасные предметы, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям элементарные знания о необходимости безопасного обращения с огнём.

Игры с конструктором «Городок для матрешек»

Цель : Формирование умения создавать постройки по общему сюжету; конструировать по желанию; воспитывать желание и умение строить спокойно вместе.

Чтение художественной литературы : «Лиса и тетерев»

Цель: приобщение детей к русскому фольклору; формирование умения отвечать на вопросы о прочитанном.

Д. Игра «Обведи трафарет» - обведение по трафарету силуэтов животных.

Цель: Формирование умения правильно держать карандаш, закрашивать, не заходя за контур.

Самостоятельная деятельность детей

Игры с предметами для обогащения сенсорного опыта «Блоки Дьенеша»

Формирование умения составлять описательный рассказ о народной игрушке по плану:
Что это? Какого цвета, размера, формы?
Из какого материала сделана? Из скольких частей состоит?
Как в нее играют? -

Дидактическая игра: «Какая сегодня погода?»

Цель: Формирование умения сравнивать.

Труд: Сгребание снега для горки.

Цель: воспитание желания трудиться в коллективе.

П/ И На ориентировку: «Найди свой домик»

Цель: Развитие внимания, умение действовать по сигналу. Упражнять в беге, ходьбе.

Подвижные игры : «Самолеты»

Цель: Упражнение детей в беге, не наталкиваясь друг на друга.

Хороводная игра «АУ »

Цель: развитие умения водить хоровод, выполнять движения в соответствии с текстом, развитие фонематического слуха.

формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Задачи:

Воспитательные:

Формировать представление о народных игрушках. Приобщать детей к традициям русского народа; продолжать знакомить с устным народным творчеством;

Познакомить детей с русскими народными игрушками; учить различать их по форме, цвету, узору.

Развивающие:

Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

Материалы и оборудование:

матрешка, тряпичные куклы, дымковская барышня, деревянные ложки, свистульки, иллюстрации с изображением дымковских, филимоновских, городецких игрушек, предметные картинки «Народные промыслы».

чтение русских народных сказок, потешек, закличек, проведение подвижных игр в народном стиле, рассматривание иллюстраций «Народные промыслы».

Ход занятия:

-Ребята, вы любите игрушки?

-А что вы с ними делаете?

- А где ваши родители берут игрушки?

-Покупают в магазине.

-А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке. Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками, а какими, вы узнаете, разгадав мои загадки:

Друг другу улыбаются,

Одна в другую ставятся,

Деревянные, как ложки!

Знаешь, кто это(Матрешка)

Воспитатель: Верно! Это матрешки! (Показ матрешка)

- Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. А сейчас, давайте рассмотрим матрешек.

Матрешка- старинная традиционная народная игрушка. Её не случайно называют народной, почему (ответы детей)

-Правильно, потому, что она сделана добрыми руками русских людей.

-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек (много)

-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

-Почему она расписная? (потому что ее расписывают, раскрашивают, сарафан украшен цветами). Послушайте стихотворение об этой игрушке:

Я с таинственной игрушкой

То их восемь, то одна.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. Обратите внимание - лепили их из глины, сюжеты для игрушек брали на улице.

-А для чего лепили? (Чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей).

-Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили игрушки, обжигали в печи и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие.

-Какие? (Красные, желтые, синие, зеленые).

-Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия)

Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Физминутка:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Еще на ярмарке продавали филимоновские игрушки. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Есть даже сказка «Про деда Филимона»: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

- Известный народный промысел – Городецкая игрушка.

Эту удивительную деревянную игрушку делают в Горьковской области, городе Городце, отсюда и пошло название игрушки «Городецкая». Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород.

Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.

Роспись выполняется масляными красками и нитрокрасками. При окончательной отделке изделие покрывают плотной и прочной пленкой лака. Обратите внимание, углы у игрушек заостренные. -Какие основные цвета преобладают в изделиях? (Ответы детей).

- Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом.

Воспитатель: Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т. е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом, каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

-Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол?

Что их объединяет?

(У кукол нет лица).

Все куклы делались безликими, т. е. не имели лица, считалось, что если у куклы нет лица, то никто не может навредить владельцу.

Вот какие интересные куклы из тряпочек.

-Ребята, кукла из тряпочек значит она какая? (Тряпичная).

Воспитатель: Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны.

Давайте вспомним с какими именно.

-Матрешкой, дымковской, филимоновской, городецкой, тряпичной

- из чего сделаны эти игрушки?

- из глины, дерева, ткани.

-Что используют мастера- умельцы, чтобы игрушки стали красивые?

-Раскрашивают их красками.

-А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?

Воспитатель: Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно.

Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!»

Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!» Цель: сформировать у детей представление о зимующих птицах; вызвать интерес к образу жизни зимующих птиц; прививать бережное отношение.

Конспект НОД по окружающему миру «Весна красна пришла» в старшей группе Тема: «Весна красна пришла». Цель:уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Задачи: образовательные: • закрепить.

Конспект НОД по окружающему миру «Мебель» в старшей группе Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме «Мебель» Цель: уточнить и расширить словарь по теме «мебель» Задачи: -уточнить.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Пожарная техника» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Ознакомление детей с пожарной техникой.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Змеи» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Ознакомление детей с такими животными,.

Конспект НОД по окружающему миру «Ознакомление с воздухом» в старшей группе Цель: ознакомление с воздухом. Задачи: Образовательные: - познакомить детей со способами обнаружения воздуха, и его свойствами; - показать,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, как с символом народного искусства. Задачи: 1. Расширить представление.

Конспект занятия в средней группе «Народная игрушка-матрёшка» «Народная игрушка- матрёшка». Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки.

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы»

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы» Занятие для детей 4-5 лет на тему:"Вулканы" «Сегодня человечество вошло в эпоху глобальных климатических перемен и проблему изменения климата.

НОД по окружающему миру «Наш любимый детский сад» в средней группе Цель: Обобщение знаний детей о детском саде и профессиях взрослых, которые в нём работают. Задачи: • формировать представления о том, что.

Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре, где ребенку лишь остается роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.

Исходя из идеи развития у ребенка творческих способностей посредством народной культуры, с детьми старшей группы был разработан проект «Народная игрушка».

Этот проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Цель проекта : Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

•Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)

•Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).

•Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

•Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Тип проекта : информационно – творческий.

Вид проекта : групповой

Участники: педагоги, дети и родители старшей группы

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

-Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

-Создание необходимых условий для реализации проекта

2 этап - основной (практический)

-Внедрение в воспитательно – образовательный процесс приемов и методов на расширение знаний детей о народной игрушке

3 этап – заключительный

-Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Тряпичная игрушка».

-Презентация проекта «Народная игрушка».

Предполагаемые итоги реализации проекта :

-Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними

-Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой

-Устойчивое желание играть с народной игрушкой

Реализация проекта

Познавательное развитие (ФЦКМ) :

«Русская народная игрушка». Загадывание загадок по теме проекта.

Считалки, потешки, заклички, скоговорки, частушки.

Д/ игра: «Узнай игрушку по описанию»

Д/ игра: «Составь узор» «Сосчитай матрешек» (ФЭМП)

Художественно – эстетическое развитие:

Лепка дымковской игрушки - «Козлик».

Роспись силуэтов дымковских игрушек, рисование матрешек

Чтение художественной литературы:

Стихи: И. Кадухина, Т. Маврина, В. Фофанов, Л. Дьякова.

Г. Л. Дайн. «Игрушечных дел мастер»

Н. Коноплева «Вторая жизнь вещей».

М. Ю. Юрьева «Не от скуки на все руки».

Ю. Анохин «В музее игрушек»

Социализация: Сюжетно-ролевая игра: «Ярмарка игрушек», «Путешествие в страну «Народных игрушек», Пальчиковый театр «Веселые матрешки»

Художественно – эстетическое развитие. Музыка:

Игра хоровод с матрешкой, Песня «Русский сувенир» Слова и музыка Э. Чуриловой» .Магнитофонная запись «Калинка – малинка».

Физическое развитие. Здоровье:

Русская народная игра : «Сиди, сиди, Яша», «Бабки», Подвижная игра: «Лошадки», «Ручеек».

Физкультминутки, Дыхательная гимнастика: «Подуй на платочек», Пальчиковая гимнастика: «У матрешкиной сестрицы»

Коммуникация, беседы с детьми на тему:

«Народная игрушка» (филимоновская, каргопольская, дымковская, русская матрешка).

Составление описательного рассказа о народной игрушке.

Сочиняем сказку «В гостях у Матрены».

Беседа: «Как играть с игрушкой» -соблюдение правил безопасности.

Познавательно – исследовательская деятельность, ручной труд:

«В гости к русским мастерам»

Работа с родителями:

-Консультация «Игрушки для современных детей»

-Анкетирование на тему: «Народная игрушка»

-Консультация «Русская матрешка. Кто она?»

Результаты реализации проекта :

Проект реализовал поставленные цель и задачи. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народных промыслах, накопили опыт игр с народными игрушками, использование их в самостоятельной деятельности, стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями.

Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка»

Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка» Ход презентации В группу приглашаются дети средней группы, педагоги, родители под музыкальное сопровождение (звучит русская народная музыка).

Краткосрочный проект «Народная игрушка матрешка»

Краткосрочный проект «Народная игрушка матрешка» В нашей группе воспитатели, дети и родители совместно осуществили проект, посвященный неофициальному символу России - матрешке..

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка»

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» Задачи: Воспитательные: Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка матрешка» Цель: Ознакомление детей с русской народной игрушкой – Матрешка. Образовательные области: Коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое.

Обогащение развивающей среды в младшей группе по теме «Народная игрушка»

Обогащение развивающей среды в младшей группе по теме «Народная игрушка» Дорогие коллеги! Все мы планируем образовательную деятельность на основе комплексно-тематического подхода. Темы недели сменяют друг друга,.

Педагогический проект «Народная игрушка» Тема проекта «Народная игрушка» Участники проекта: дети с 2 – 3 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, конструктор по физической культуре,.

Познавательно-творческий проект «Народная игрушка — матрёшка»

Познавательно-творческий проект «Народная игрушка — матрёшка» Познавательно-творческий проект «Народная игрушка - матрёшка» (для детей второй младшей группы) Тип проекта: познавательно- творческий.

Познавательное развитие во второй младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка» Тема: «Матрёшка — русская народная игрушка» Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой Задачи: Познакомить детей с матрёшкой, как.

Проект «Народная игрушка» (вторая младшая группа) Проект «Народная игрушка» вторая младшая группа Выполнили: Лавришина И. Г. Брянск 2015 Проект «Народная игрушка». "Мы уверены.

Проект «Народная игрушка «Матрёшка»» в первой младшей группе

Проект «Народная игрушка «Матрёшка»» в первой младшей группе Предмет проекта: Матрешка. Вид проекта: творческий, групповой. Участники: дети первой младшей группы, возраст 2-3 года. Продукт детской.

1.Познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами, раскрыть детям суть народной игрушки, закрепить в их сознании связь между игрушкой и бытом своего народа.

2.Активизировать речь, обогащать словарь и коммуникативные навыки.

3.Развивать декоративное-прикладное творчество детей, чувство прекрасного, побуждать желание создавать красоту своими руками.

4.Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотические чувства.

5.Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной творческой деятельности с детьми.

Актуальность

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. К сожалению, не знание наших детей своей истории и традиций, жизни наших предков, не позволяет в полной мере учить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям.

Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Как здорово, что наши предки предлагали своим детям игрушки, с помощью которых они готовились к взрослой жизни. Мальчики скакали на игрушечных лошадках и представляли себя взрослыми мужчинами, мужественными и ответственными. Девочки с юных лет примеряли на себя роль матери – куклу можно было покачать, спеть ей колыбельную песню, покормить, а можно и рассказать сказку. А обереговые куклы, которые передавались от матери к дочери! Этому нужно учиться и нам, перенимая опыт у наших предков, - готовить детей к будущей взрослой жизни через приобщение к народной игрушке.

Ожидаемые результаты:

- приобретение и обогащение знаний о русском народном прикладном творчестве и о народной игрушке;

- повышение интереса детей и родителей к русскому народному творчеству; создание творческого продукта (народной игрушки);

- пополнение и обновление предметно-развивающей среды по духовно-нравственному воспитанию;

- повышение компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию;

- родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность.

Мероприятия по реализации проекта

Этапы реализации проекта

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

Педагоги, родители воспитанников

1.Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.

2.Беседы о народных игрушках, истории возникновения.

3. Помощь детям в поиске информации.

4. Организация предметно-развивающей среды (уголок «Народного творчества», полочка любования, коллекции, подбор детской художественной литературы и др.).

Педагоги, родители, воспитанники

1. Утренние беседы, «Что ты знаешь о русских народных игрушках»

2. НОД «Русская народная игрушка». Знакомство с народными промыслами - дымковским, филимоновским, гжелевским.

3. Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала.

4. Мастер-класс Святослава Шитова по росписи деревянной игрушки «Солнечный конёк»

5. Чтение и пересказ русской народной сказки «Сивка-бурка». Разучивание русских потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки.

6. НОД «Составление дымковских узоров». ИЗО «Дымковские игрушки» (роспись фигурок из гипса)

7. Беседа «Сине-голубая гжель» (об истории промысла). Чтение и пересказ русской народной сказки «Снегурочка», разучивание стихов о Гжели.

8. НОД «Рисование элементов гжельских узоров». Оригами «Уточка», роспись гжелью.

9. НОД «Золотая Хохлома». ИЗО «Роспись миски хохломским узором»

10. НОД «Русская матрёшка». ИЗО «Роспись матрёшек». Аппликация «Матрёшки в хороводе»

11. Ручной труд «Кукла-хороводница» (тряпичная кукла)

12. Экскурсия в Музей предметов русской старины

Педагоги, родители, воспитанники

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставки совместных работ, фото выставки и фотоколлажей по теме проекта.

Проведение итогового мероприятия – оформление прогулочного участка группы по теме проекта, постройка снежных фигур.

Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагоги, родители, воспитанники

Результативность проекта

По результатам проекта у детей расширились представления о русских народных промыслах: Хохломе, Дымково, Гжели, народной игрушке, научились различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для игрушек различных промыслов.

Пополнилась и обновилась предметно-развивающая среда игрушками, созданными на основе народных промыслов, созданы коллекции: «Тряпичные народные куклы», «Сине-голубая гжель», «Русские матрёшки», «Дымковские игрушки».

Повысилась компетентность педагогов: расширились знания в краеведческом направлении, созданы дидактические пособия, картотеки игр по духовно-нравственному воспитанию.

Родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность, были оформлены выставки совместных работ, фотоколлажи по теме проекта; прогулочный участок оформлен в стиле народных промыслов. Силами родителей пополнен экспонатами Музей предметов русской старины детского сада.

Совместная детско-взрослая деятельность










Детские работы




Видеозапись фрагмента образовательной деятельности

Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.

Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).

Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!

Читайте также: