Занятие на тему дымковская игрушка для средней группы

Обновлено: 04.05.2024

Цель: Эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

Образовательные:

  • закрепить знания о дымковской игрушке и ее орнаменте.
  • активизация словаря: элементы росписи - точки, полоски, круги, волнистые линии, овалы, русское народное слово.

Развивающие:

  • развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек.
  • развивать эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Предварительная работа:

  • Знакомство с местом происхождения дымковской игрушки,
  • рассматривание иллюстраций и ширм по дымковской игрушке,
  • узоров, используемых для украшения дымковской игрушки;

Материалы и оборудование:

  • дымковские игрушки;
  • иллюстрации с изображением дымковских игрушек;
  • трафареты лошадок, гуашь, кисточки, подставки под кисти, ватные палочки, краски и салфетки (по количеству детей).

Ход занятия

Воспитатель - Ребята, сегодня утром охранник передал нам посылку,

давайте откроем и посмотрим, что же в ней находится.

А в посылке игрушки (Достает из посылки игрушки)

Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

- Ребята, что же это за игрушки, откуда их нам прислали? (дымковские)

- Давайте рассмотрим их внимательно.

- А из чего делают эти игрушки? (из глины)

- А потом что происходит с ними? (обжигают в печи, белят)

- А что делают после того как побелят? (наносят узор)

- Какими узорами украшают игрушки? (точки, кружочки, кольца, полоски, клетки…)

- Какими цветами красок рисуют эти узоры? (синий, красный, желтый, зеленый, оранжевый, а так же черный - для оживки)

- А как одним словом назвать все эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные)

- Молодцы, ребята, все вы знаете.

Воспитатель - Я предлагаю вам стать народными мастерами и раскрасить каждый свою игрушку.

- А чтобы стать настоящими мастерами, нужно произнести волшебное заклинание:

1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы играть
Вправо - влево повернись
И в умельцев превратись!

Воспитатель - Приглашаю вас в художественную мастерскую.

Дети садятся за столы и смотрят на доску, где висят схемы росписи дымковских игрушек.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем расписывать Дымковскую лошадку. Обратите внимание на элементы росписи. Что вы видите? (Ответы детей: Прямые, волнистые линии, кружочки, колечки.)

А давайте вспомним, что обозначают элементы росписи? (круг - символ солнца, точки - звезды, прямая линия - дорога, волнистая линия - вода)

Вспомним, как рисуем элементы росписи:

  • Большие кружки - всей кистью, поворачивая на пяточке;
  • Маленьких - тычком и ватными палочками;
  • Колечки - кончиком кисти;

Показ росписи

Сейчас я покажу вам, как распишу свою лошадку (краска должна быть, как сметана)

Сначала я рисую большие кружки далеко друг от друга, по всей лошадке, затем мою кисточку, промакиваю об салфетку и кладу ее на подставку.

А теперь беру ватную палочку, опускаю в нужный мне цвет краски и рисую маленькие точки, кладу ватную палочку на подставку.

Теперь снова беру кисть, набираю нужный цвет краски и рисую волнистые линии - лошадка готова, промываю кисточку, промакиваю о салфетку и кладу на подставку.

А теперь вы распишите своих лошадок.

Но прежде, чем начать работать, сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика:

Прежде, чем рисовать.
Нужно пальчики размять

Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.
Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали - сжали,
Кулачки разжали - сжали.
Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.
За работу всем пора.

Воспитатель: Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

Самостоятельная работа детей. Во время работы детей индивидуальная помощь затрудняющимся.

Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «Весёлая дымковская ярмарка». При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы. Воспитатель обращает внимание на яркость лошадок, их красоту, предлагает детям ответить на вопросы: «Чья работа больше нравится? Почему? Какая лошадка самая аккуратная?»

Воспитатель: Вот наши лошадки засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.

Пальчиковая гимнастика:

Прежде, чем рисовать.
Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.
Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали - сжали,
Кулачки разжали - сжали.
Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.
За работу всем пора.

Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

Послушайте: Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали глину, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные - полюбились они детям.

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе

1. Образовательная: формирование у детей навыков наносить элементы узора, использую нетрадиционную технику рисования – ватные палочки: горошины рисовать кисточкой; точки наносить путем легкого прикосновения ватной палочки.

2. Развивающая: развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству.

3. Воспитательная: воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи.

Иллюстрации: Дымковские игрушки.

Активизация словаря: глиняные, деревянные, пластмассовые, конь.

Обогащение словаря: умельцы, дымковская, мастера, роспись, горошина, точка.

• Просмотр видеопрезентации о Дымковской игрушке;

• Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла;

• Рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке.

Раздаточный материал: (на каждого ребенка)

изобразительные материалы: (краски акварельные, кисточка, ватная палочка, вода, клеенка, салфетка)

Ход образовательно-развивающей ситуации на игровой основе:

1– я часть: Познавательно-коммуникационная деятельность «История дымковской игрушки».

Привлекаю внимание детей.

- Ребята посмотрите, что у меня в руках!

- Сегодня утром в детский сад почтальон принёс посылку. Сейчас мы с вами узнаем кому эта посылка и от кого.

Читаю надпись на посылке, кто отправил посылку и кому она предназначается.

- «Для ребят средней группы «Б» «Одуванчики» от русских мастеров». Хотите посмотреть, что внутри посылки?

- Ребята, что это? (игрушки) Вам они нравятся? Хотите, я вам расскажу об этих игрушках?

- Эти игрушки сделаны из глины. Из чего сделаны игрушки? (из глины)

- В далёкие времена не было таких игрушек, какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. Кто делал игрушки раньше? (умельцы). Всем мальчикам и девочкам нравилось играть с такими игрушками.

- Придумывают игрушки люди, а изготавливают эти игрушки специальные машины на игрушечной фабрике. Машины эти называются – станки.

- Где изготавливают сейчас игрушки, как называются машины, на которых делают игрушки? (ответы детей).

- Заводов по изготовлению игрушек раньше не было. Игрушки делали сами люди. Они их делали из дерева и глины (показываю).

- С деревянной игрушкой мы уже знакомились. Как она называется? (Матрешка)

- Из чего в далёкие времена делали игрушки? (дерева, глины).

- Глину, как и дерево, всегда можно найти. Сегодня я вам покажу игрушки сделанные мастерами из глины.

Достаю из посылки остальные игрушки, рассматриваем с детьми. Называю и показываю:

- Козлята, курочки, барышни и другие игрушки делали народные мастера.

- Мастера были разные. У каждого было своё дело. Одни лепили игрушки, другие их расписывали.

- Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки. Сейчас мы с вами их рассмотрим поближе.

Расставляю игрушки на столах, дети подходят к игрушкам по желанию, рассматривают.

Даю возможность детям подержать в руках, рассмотреть. После того как дети рассмотрели, спрашиваю:

- Что на них нарисовано? (кружочки, клеточки, полоски, точки).

- Какого цвета? (ответы детей).

- Начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково. (Дети повторяют название). Так и назвали эти игрушки – дымковские (дети повторяют). Их можно узнать по этим красивым узорам. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки. Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки.

- Сейчас мы с вами отдохнём, а потом превратимся в народных умельцев, в мастеров.

Ой, люли, ой, люли,

Кони на лужок пошли (идут на месте, высоко поднимая ноги)

Гордые, лихие (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья)

Предлагаю отгадать загадку об одной из дымковских игрушек :

Очень стройный и красивый,

С челкой и пушистой гривой.

Может плавать и скакать,

Ест овес, умеет ржать.

Прыгнет в воду и в огонь

Верный человеку… (конь)

2– я часть: Продуктивная деятельность «Роспись дымковского коня»

- Ребята, хотите тоже, как дымковские мастера расписать игрушки?

- Садитесь за столы. Каждый из вас сейчас становится мастером и у каждого своё рабочее место, свои инструменты, которыми он будет работать.

- Прежде чем приступить к работе, давайте ещё раз рассмотрим дымковские игрушки.

Рассматриваем игрушки. Подробно рассказываю об элементах росписи. Показываю образец рисования. Проговариваем с детьми, какие используются элементы в данной росписи. Сухой кисточкой на листе прорисовываем круг, клеточку, полоску, точки. Раздаю детям шаблоны и предлагаю подумать и расписать каждый свою игрушку в стили дымковской росписи.

- Из ваших работ мы будем оформлять выставку «Веселая дымковская ярмарка».


Рефлексия. Вопросы к детям:

- Ребята, а давайте найдем такого коня, у которого самые ровные, самые круглые горошины? Точки?

- Ребята, а теперь давайте найдем такого коня, который больше всего похож на коня, которого я расписывала, найдем ему брата-близнеца?

- Ребята, давайте найдем такого коня, у которого очень много горошин и точек?

- Ребята, каждый мастер после завершения работы, убирал своё рабочее место. Вы тоже мастера, поэтому не забудьте убрать рабочее место.

Конспект занятия «Дымковская игрушка» Цель: формировать у детей младшего дошкольного возраста интерес к истории и культуре наших предков. Задачи: • познакомить детей с народным.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка»

Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка» Программное содержание образовательной деятельности: "Художественное творчество" - Продолжать знакомить детей с народными дымковскими.

Конспект итогового занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская роспись» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида № 45 «Пчелка».

Конспект образовательной деятельности по лепке в средней группе «Уточка» (дымковская игрушка) Конспект образовательной деятельности по лепке в средней группе «Уточка». Тема: «Уточка». (Дымковская игрушка) Цель: познакомить с дымковской.

Конспект занятия по лепке «Уточка» (дымковская игрушка) СЦЕНАРИЙ Творческая мастерская Тема «Уточка (по дымковской игрушке)» Возрастная группа: 2 средняя Воспитатель: Урванцева Светлана Николаевна.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка»

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка» Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе. Дымковская игрушка. Тема: «Нарисую я лошадку». Цель: Знакомить детей с.

Конспект НОД по изобразительной деятельности во второй младшей группе «Дымковская игрушка»

Конспект НОД по изобразительной деятельности во второй младшей группе «Дымковская игрушка» Конспект НОД по изобразительной деятельности во 2 младшей группе. Тема: «Дымковская игрушка» Воспитатель: Ребята, сегодня когда я шла к.

Конспект НОД по лепке в старшей группе «Дымковская игрушка»

Конспект НОД по лепке в старшей группе «Дымковская игрушка» КонспектНОД по лепкев старшей группе «Дымковская игрушка»Подготовила и провела занятие:Студентка заочного отделения педагогического колледжа.

Конспект НОД в средней группе детского сада «Дымковская игрушка»

Конспект НОД в средней группе детского сада «Дымковская игрушка» Конспект НОД в средней группе Тема "Дымковская игрушка". Образовательная область: ОО «Художественно-эстетическое развитие» ОО «Познавательное.

Конспект занятия «Дымковская игрушка» (средняя группа) Тема «Дымковская игрушка» (средняя группа) Цель: Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, про-водя работу по «вживанию» в образ.

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду.

ВложениеРазмер
Народная игрушка. Дымковская игрушка 21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: Народные игрушки.

Цель недели: Расширять представления о народной игрушке.

Тема : Дымковская игрушка.

Цель: Расширять представления детей о дымковской игрушке.

Задачи: Расширять представления детей о народной игрушке села Дымково, о её назначении и о том, что к ней следует относиться бережно;

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке;

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;

Формировать представления о последовательности трудовых операций при изготовлении дымковской игрушки.

Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

Совершенствовать умение рисовать элементы дымковской росписи.

Активизировать словарь за счёт слов :промыслы, дымковские игрушки, глиняные, барыня, свистульки, обжигали.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Материал: несколько иллюстраций дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора, карусель с игрушками; гуашь, баночки с водой, пуговицы, ватные палочки, салфетки, готовые фигурки дымковской игрушки.

Предварительная работа: Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о народных игрушках, раскрашивание книжек-раскрасок. Чтение русских потешек, песенок, загадок.

Голос за ширмой Внимание, внимание!

Торопись, честной народ,

Всех вас ярмарка зовет!

Кто на ярмарку пойдет,

Много полезного найдет,

А кто не пойдет,

Тот со скуки помрет!

Воспитатель: Ребята, мы много говорили о народных традициях.

Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарки. Обычно во время ярмарок возводились огромное количество каруселей и качелей. На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!

Воспитатель: - Народ веселили скоморохи с дрессированным, “учёным”медведем, остроумный русский весельчак Петрушка.

Воспитатель: Ребята, хотели ли вы посетить ярмарку?

Звучит музыка «Ярмарка», появляется игрушка Петрушка.

Вы меня узнали?(Да)

я Петрушка – веселушка ,

Я игрушки для вас взял и встречать вас прибежал!

– А у ребят есть игрушки в детском саду!

Мои игрушки не простые,
Они чудесно расписные.

(Детям дает из сумочки)

И Колесо свое, друзья,

Взял сюда не просто я,

Раз, другой перевернется -

В карусельку обернется!

Воспитатель предлагает детям самостоятельно (называет имена)расставить игрушки на карусели.

- Сколько игрушек на карусели?(5)

Петрушка: Вот на карусели все игрушки сели,
По кругу помчались, все цвета смешались.

Воспит: Посмотрите, какие красивые.

- назовите, кого вы видите (конь,баран, петух)

-расскажите, какие цвета использованы игрушках (яркие, разноцветные, удивительные, красочные, Красной, жёлтой, синей, чёрной, зелёной, белой, розовой.)

- назовите, какие элементы узора ( точки, кружки, клетка, колечки, прямые, волнистые линии).

К как вы думаете, к какому виду промыслов их можно отнести? И прежде чем мы ответим с вами на этот вопрос, давайте вспомним, с какими промыслами вы знакомы?

(Здесь дети самостоятельно определяют дымковскую игрушку (по изучен.матер) по характерным для них узорам- Кружочки, точечки, полоски)

Давайте вместе скажем:

Дети: дымковские игрушки.

Воспитатель: Ребята, а кто сделал эти игрушки?

Дети рассматривают иллюстрацию «Слобода Дымково».

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди-мастера. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, – кукол, музыкальных инструментов, разных забав.

Много их наделают за долгую зиму. А когда приходила весна, мастера выносили свои игрушки на ярмарку. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
Воспитатель : Какое настроение создают эти игрушки?
Воспитатель: Для чего еще нужны дымковские игрушки? (высказывание детей)

Воспитатель: Есть игрушки, которыми жилища украшают, а есть те,

Воспитатель: Для детей делали специально маленькие игрушки: лошадки, свинки, барашки. Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.

Дети становятся в круг. Звучит музыка. Воспитатель произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. «Баран» и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит баран(показывают рожки). Воспитатель произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Воспитатель произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки.

А так же мастерицы делали маленьких птичек – дети в них не только играли, но и свистели. Поэтому их называли свистуньи. А иногда устраивали такие праздники, на которых свистели в свистуньи не только дети, но и взрослые. А вы хотите посвистеть?

Дети берут игрушки – свистуньи и свистят.

Воспитатель: Весело у вас на каруселях кататься.

А можно ли на ярмарке ремеслу обучаться?

Петр. На нашей ярмарке есть площадь мастеров.

Там ремеслу обучат — будь здоров!

Воспитатель: Охота бы и нам с ребятами там побывать,

Чему-нибудь поучиться да свое уменье показать.

Ребята, интересно вам посмотреть, как создавалась дымковская игрушка мастерицами? Проходите на площадь мастеров. Здесь мастерицы приготовили подсказки(картинки),как они работают над игрушкой.

Беседа по 1-й иллюстрации.

Воспитатель: Что вы видите на картинке? (лепить из глины).

Воспитатель предлагает детям засучить рукава - приготовить руки для работы и поставить локти на стол.

Пальчиковая гимнастика: (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).

Глину мягкую замесим,
И получше разомнем.
На кусочки все разделим,
Барышню лепить начнем:
Мы скатаем голову,
Юбку - раскатаем.
Юбка словно колокол,

Прищипнём вверху кокошник,

Руки ей приладим,
А затем возьмем в ладошки,
Пальчиком загладим.

Воспитатель: Вот и готова наша глиняная барышня. Глина еще сырая, игрушку нужно немного подсушить. Давайте подуем на нее (дети дуют на воображаемую поделку, свои ладошки).

  • А что дальше делают с вылепленными игрушками?(2-я иллюстрация)
  • Правильно, ставят в специальную печь - обжигают. Для чего? (чтобы глина стала крепче, игрушки не рассыпались).

Воспитатель: А как вы думаете, они могут разбиться?

Дети: Если их уронить, то они разобьются.

Воспитатель: Как с ними надо обращаться?

Дети: С ними надо обращаться аккуратно, бережно.

  • А что дальше делают с в игрушками?(3-я иллюстрация)

Затем покрывали белой краской

Воспитатель: А затем? мастерицы. правильно, расписывали. (4-я иллюстрация)

Узоры были особенные и неповторимые.

Вот и задание от мастериц «Собери узор» (узор ,который будет на юбке барыни)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что обозначают элементы дымковской игрушки? Круг обозначает солнце, волнистые линии – воду, пересечённые прямые линии – землю.

-5-я иллюстрация – готовая работа мастеров -барышня расписная.

Воспитатель : Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Барыня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.

Рядом, на столе лежат несколько барынь- незаконченная работа мастеров.

Воспитатель Посмотрите Мастера не успели расписать своих барышень! Обратили ли вы внимание , что у барынь на юбке нет украшений?

(Дети рассматривают варианты)

Воспитатель: Как же барышни без красивой юбки?

Воспитатель ненавязчиво побуждает детей помочь мастерам - украсить наряд барышень.

Дети предлагают помощь.

Петрушка: У меня есть в сумочке украшения.

Дети высыпают пуговицы (украшения).

Обращаю внимание на таблицу «Дымковская роспись».

Воспитатель: Прежде чем начать рисовать, давайте вспомним- какие узоры мы будем рисовать.

Украшать будем по-особенному, печатать пуговицами круги, а точки и линии нарисуем ватной палочкой.

Дети украшают юбки, звучит народная музыка. После выполнения работы дети надевают барынь на правую руку и становятся на импровизированную улицу (в круг).

Воспитатель: Дети, вам понравилось быть мастерами? Какие наряды у нас получились?! Какие они красивые! А вам нравятся ваши работы? Какая юбочка вам понравилась больше всех? Обязательно обращается внимание на то, что все дети помогли мастерам.

Воспитатель: Ребята, есть народный танец «Барыня». Давайте вместе с нашими барышнями его исполним .

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка».

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

- расширить знания детей о дымковской игрушке: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, элементами росписи, цветовой гаммой;

- учить украшать силуэты дымковских игрушек. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки),

вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

- развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству; приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о народных игрушках.

- способствовать развитию речи, зрительной памяти, наблюдательности, внимания;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать чувство цвета, эстетические чувства;

- развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;

- развивать общую и мелкую моторику;

- воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;

- воспитывать самостоятельность, активность;

- формировать эстетическое восприятие и воображение, приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь);

просмотр презентации «Дымковская игрушка», разгадывание загадок о матрешке, рассматривание дымковской игрушки, игры с матрёшками.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.

Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи.

Закрепление: дымковская игрушка: индюк, петух, козлик, барышня; нарядная, радостная, веселая, праздничная, румяная.

Материалы и оборудование:

• иллюстрации с изображением дымковских игрушек;

• трафареты лошадок, гуашь, кисточки, ватные палочки, краски и кисточки, салфеточки (по количеству детей);

• элементы росписи дымковской игрушки;

• образцы, украшенных росписью силуэтов барышень;

• просмотр презентации «Дымковская игрушка»;

• рассматривание дымковской игрушки;

• узоров, используемых для украшения дымковской игрушки;

Методы и приемы: психологический настрой (установление эмоционального контакта); приветствие в стихах «Здравствуй»; демонстрация игрушек и иллюстраций дымковских игрушек; рассказ о том, как появились дымковские игрушки; словесная игра; динамическая пауза - игра «Что вышло?»; сюрпризный момент; игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»; загадка Королевы-кисточки; имитационное упражнение; пальчиковая гимнастика; самостоятельная работа детей (рисование); гимнастика для глаз «Лучик солнца»; выставка детских работ, обсуждение; рефлексия.

Содержание организованной образовательной деятельности

I. Организационный момент.

(установление эмоционального контакта)

Дети становятся в круг

Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самые лучшее, что есть на свете.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Приветствие в стихах «Здравствуй»

Дети: Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

II. Основная часть

Воспитатель: Ой смотрите, что это за девочка к нам пришла, плачет и одета не так как мы. Давайте спросим что у нее случилось и почему она грустит.

Девочка Аленка (переодетый младший воспитатель, в народном сарафане и красивом платке с узорами) отвечает: я Аленка, я потеряла свою любимую игрушку и без нее мне грустно.

Воспитатель : ребята а давайте подарим девочке Аленке свои игрушки.

Девочка Аленка : спасибо большое, вы очень добры, но мне нужна моя игрушка, помогите мне ее найти. Мою любимую игрушку зовут барыня.

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.

Живу я в одном селе. Когда на улице холодно и зимний мороз сковывает землю, в домах затапливаливают печи, дым окутывает крыши, да, так, что ничего не видно, один дым. Вот и назвали мое село Дымково.

Трудятся взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеят хлеб, готовят еду, пасут домашних животных: коров, овец. А дети играют на лугу, пеют песни. Нет у нас таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.

Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

А давайте поиграем в игру «Вставь словечко»

«. Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

И село большое … („Дымково") назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-… (сказки),

И лепили там из … (глины)

Все игрушки не простые,

А волшебно-… (расписные),

Белоснежны, как березки

(Кружочки, клеточки, полоски —) воспитатель показывает

Простой, казалось бы узор, соответствующие узоры,

Но отвести не в силах взор». а так же изображения

Из глины … (козлик) в яблоках, животных и людей

Собою хорош, очень пригож. на иллюстрациях

А вот … (олень) на стройных ногах,

Вся краса у оленя в … (рогах).

А вот дымковские … (барыни):

У них руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С ними издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Динамическая пауза - игра «Что вышло?»

Подними ладошки выше и сложи над головой.

Вышла крыша, а под крышей – мы с тобой.

Подними ладошки выше, а потом согни дугой.

Вышли гуси – вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше и сложи перед собой.

Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Звучит мелодия Королевы-кисточки. Ребята, а теперь Королева-кисточка приглашает вас подойти к столам и нарисовать для Аленки ее игрушку - барышню.

Игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»

Королева-кисточка напоминает нам, что дымковские игрушки всегда бывают только белыми. А мастера расписывали свои игрушки яркими красками и предлагает назвать цвета, которыми пользовались дымковские мастера (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный, голубой). Воспитатель: Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей) Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).

Ребята, Королева-кисточка спрашивает, какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

А что обозначают элементы росписи (круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья), а затем найти и показать эти элементы на изображениях игрушек.

У дымковской игрушки есть свои цвета есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

Королева- кисточка предлагает вам попробовать самим стать народными умельцами. А сначала угадайте загадку:

Румянец на лице,

Стоит не дыша. (барышня)

Давайте изобразим, как ходит барышня

Ой, люли, ой, люли,

Барыни на луг пошли (идут на месте)

Покружились и цветочки собирать пошли. (выполняют пружинку и собирают цветы в корзинку).

Королева-кисточка приготовила для вас барышень, только они еще не расписаны. Давайте и мы попробуем расписать их. (Дети подходят к столам, заранее подготовленным к рисованию, занимают места). Давайте вспомним, как будем расписывать ее. Какие части мы закрашиваем полностью? (волосы). А узор где расположим? (вдоль туловища, юбки).

А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую барышню, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза разомнем пальчики и приступим к рисованию.

Прежде, чем рисовать.

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.

За работу всем пора.

Самостоятельная работа детей.

Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, воспитатель закрепляет название геометрических фигур, цветов, элементов росписи, проводит индивидуальную работу, напоминает технические приемы рисования.

Гимнастика для глаз «Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись.

(делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.

(отводят взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.

(отводят взгляд вправо)

Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «Красивая дымковская барышня». При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы. Воспитатель обращает внимание на яркость барышень, их красоту, предлагает детям ответить на вопросы: «Чья работа больше нравится? Почему? Какая барышня самая аккуратная?»

Ш. Заключительная часть.

Воспитатель: (Держит в руках Королеву кисточку) Вот наши барышни засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера. И Аленка повеселела, вон сколько барынь у нее есть, любой играть можно. Аленка решила вас отблагодарить и приготовила для вас сладкий сюрприз.

На этом занятие окончено.

Воспитатель: Ребята, Вы сегодня – молодцы, отлично поработали! Но пора нам прощаться с нашей гостьей Аленкой и пожелать ей счастливого пути!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф.

Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка

Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч.


Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и.


Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки).


Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). (младшая группа)


Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковский петушок).

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие в младшей группеОбразовательные области : художественное творчество, познание, коммуникация, социализаци.

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

( Ознакомление с предметным окружением)

по «Познавательному развитию»

Тема: «Дымковская игрушка».

http://4put.ru/pictures/max/175/540018.jpg

Цель: познакомить детей с народной игрушкой (дымковская игрушка).

Задачи:

Обучающая: расширить представления детей о народной игрушке (дымковская игрушка).

Развивающая: развивать умение детей замечать характерные особенности дымковской игрушки.

Воспитательная: воспитывать интерес к народному творчеству.

Интеграция образовательной деятельности:

Образовательная область: «Речевое развитие» (Связная речь).

- развивать умение детей участвовать в беседе, совершенствовать диалогическую речь.

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (Декоративное рисование).

- формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

Использование педагогических технологий: ТРИЗ Альшулер.

Личностно – ориентированные технологии Н.Я Михайленко, И.А.Коротковой

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте ребята и дорогие гости, я очень рада видеть вас сегодня .

Эмоциональный настрой.

(дети становятся в круг)

Собрались все детки в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, может мы отправимся в путешествие на лодке . А пока мы будем плыть, я вам расскажу удивительную историю.

Дети: на лодке(имитация движений), переплыть(имитация)

На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Там русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. От того и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими.

Дети выходят из лодки.

Воспитатель: Ребята, Мы с вами добрались до села Дымково

и я приглашаю вас посетить выставку замечательных умельцев.

Дети подходят к дымковским игрушкам

Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных игрушек. Эти вещи радуют нас своей красотой. ( А вам знакомы эти игрушки? Я предлагаю вам сними поближе познакомится) Эти игрушки из самого Дымково. Значит они какие?

Дети: дымковские.

Воспитатель: правильно. А почему их так назвали?

Дети: потому что их сделали в селе Дымково.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим какие элементы росписи использовали мастера для игрушки? (круги, полоски, точки, сетка, кольцо).

http://www.maam.ru/upload/blogs/5191f43b2b6476f68c08ec3f09d25619.jpg.jpg

Какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки (малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый).

Воспитатель: Молодцы ребята (Справились с заданием) Мне понравилось как вы отвечали.

Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера.

(Подходят к дому стучат. Выходит дед Тихон.)

Дед Тихон: Здравствуйте гости дорогие, зачем пожаловали? Кто такие?

Воспитатель: Мы приехали в село, чтобы получше познакомиться с народным промыслом дымковская игрушка. А ты что дедушка такой грустный.

Дед Тихон: Скоро откроется ярмарка дымковской игрушки, а я из-за болезни смог расписать только одну игрушку. Очень опечален по этому поводу. Мне очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство.

Дед Тихон: Я из-за своей болезни стал не внимательным и рассыпал все баночки с красками. А так как я плохо вижу не могу собрать все баночки. Помогите мне собрать все краски.

Воспитатель : Ну, ты дедушка не печалься, ты мы тебе поможем.

Игра: «Соберём нужные краски».

Дед Тихон: Ну, ребятки молодцы. Какие вы внимательные и шустрые.

Поможете мне раскрасить игрушки мои?

(дети соглашаются).

Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, инд.раб.)

Готовые работы выкладывают на общий стол, дети и Дед Тихон их рассматривают.

Дед Тихон:

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Спасибо вам за вашу работу дорогие мастера! Благодарит и прощается с детьми.

Воспитатель: Ой, ребята какие вы все молодцы все справились с заданием и очень помоги Деду Тихону.

Но нам пора возвращаться в детский сад. ( Дети садятся на имитированную лодочку и возвращаются в группу) Ну как вам понравилось наше путешествие .

Подведение итогов:

Вопросы: Где мы были? Кому помогли? С какими игрушками познакомились? и т,д)

Читайте также: