Занятие по филимоновской игрушке в средней группе

Обновлено: 11.05.2024

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путѐм ознакомления с филимоновской игрушкой.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_hudozhestvennomu_tvorchestvu_na_temu.docx 790.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение центр развития ребенка - детский сад №5

Конспект интегрированного занятия в средней группе.

Тема: «Роспись силуэта филимоновской игрушки»

Воспитатель высшей квалификационной категории: Грязнова О.В.

Конспект интегрированного занятия в средней группе. Тема: «Роспись силуэта филимоновской игрушки»

МБДОУ ЦРР- детский сад №5 «Мир детства» г.Тула

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путѐм ознакомления с филимоновской игрушкой.

-закрепить знания детей о филимоновской игрушке, как виде народного декоративно-прикладного искусства, имеющего свою специфику и образную выразительность.

- закреплять знания об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора

-формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

-учить рисовать элементы декоративного узора,

-формировать умение наносить на силуэте животного полоски - проводить

широкие линии всей кистью, а узкие линии - концом ворса кисти

- закрепить правила работы с кисточкой, красками;

-создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.

-развивать воображение, чувство формы.

-обогащать словарь детей словами: филимоновские свистульки, разноцветные, расписные, глиняные;

- воспитывать любовь к родному краю, - воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Материалы и оборудование: краски, кисти, салфетки, стаканы с водой, филимоновские игрушки, силуэты коней, вырезанные из бумаги белого цвета, презентация «Филимоновские игрушки».

- Ребята, вы ходили когда – нибудь с мамой или папой в магазин?

- А какие бывают магазины? (хлебный, молочный, книжный, игрушечный и т.д.)

- А в какой магазин вы больше всего любите ходить? (в магазин игрушек).

- Почему вам больше всего нравится ходить в магазин «Игрушки»?

Воспитатель:
Проходите, не толпитесь,
На игрушки подивитесь!
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные.

- Все игрушки забавные, веселые, и такие вытянутые, будто всегда они чему – то удивляются.

- Ребята, вы знакомы с этими игрушками?

- Как они называются?

- Филимоновские игрушки - это не просто игрушки, а свистульки, в которые можно посвистеть. Послушайте, какой получается свист? (громкий, веселый, звонкий).

- Ребята, скажите, а где изготавливают эти игрушки? (в деревне Филимоново Тульской области)

Легенда говорит, что жил в Тульской области дед Филимон, и он делал игрушки-свистульки, а потом продавал их на базаре.

- Из чего делают Филимоновские игрушки? - Каким волшебным свойством обладает глина синика? - Краски какого цвета используют для росписи?
- Какими элементами расписывают? - Какие игрушки делают филимоновские мастера?

Краски берут яркие, солнечные и поэтому все филимоновские игрушки красочные, сказочные, веселые.
Все мастера с большим, добрым сердцем‚ мягкими теплыми руками. Игрушки у них получаются добродушные, забавные, веселые.

Филимоновское чудо
Сразу узнают повсюду:
Яркие, цветные, прелестные,
Всему миру известные.
Подходи, выбирай,
И стихи нам прочитай!

Дети выбирают игрушку и рассказывают про её стихотворение.

1 ребёнок: Разноцветные полосы дивные
Кисть выводит узор поперёк
Желтый, зеленоватый, малиновый.
Получился красивый конёк!

2 ребёнок: Посмотри, как хороша
Девица - красавица.
Расписной ее наряд
Всем ребятам нравится.

3 ребёнок: Стоит барыня у ворот,
А петушок зерно клюет.
Петушок, петушок
Поиграй, посвисти
Меня, барыню повесели!

Воспитатель: - Ребята, а хотите проверить свои знания о филимоновских игрушках?

Я предлагаю вам поиграть в игру «Магазин игрушек».

Проводится интерактивная игра «Магазин игрушек».

- Как вы думаете на чем можно туда добраться? (на машине, автобусе, поезде)

Дети встают друг за другом «паровозиком», воспитатель надевает шапочку «паровоз».

Физкультминутка «Паровоз».
Паровоз, паровоз,
Новенький блестящий.
Он вагоны повёз
Будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Наши ребятишки.
Весёлые, умелые
Девчонки и мальчишки!
Чух-чух-чух, чух-чух-чух!
Ту-ту!

- Наш поезд прибыл в пункт назначения – в мастерскую филимоновских мастеров.

- Мастеров нет, одни заготовки на столах - белые силуэты коней. Я предлагаю вам сделать доброе дело - помочь мастерам расписать этих коней.

- В мастерской есть образец, по которому мы с вами попробуем расписать заготовки.

- Посмотрите, какой яркий, нарядный филимоновский конь.

- Прежде, чем приступим к росписи, разомнем руки и пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Лошадка».
- Но! – сказали мы лошадке (пальцы обеих рук барабанят по столу)

И помчались без оглядки.

Вьется грива на ветру.

Вот и дом. Лошадка, тпру!

(ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка лошади), большой палец направлен вверх (ушко лошади). Кисть другой руки кладется на нее сверху (грива), большие пальцы скрещиваются (ушки лошади). Пошевелить пальцами левой руки (грива колышется на ветру)

-У нашего коня длинная, вытянутая шея, она расписана полосками - красная, желтая, зеленая.
-Узкие линии проводим концом кисти. Широкие - плашмя (показ способов действия).
Линии проводим в одном направлении.
Точками намечаем глаза.

Самостоятельная работа детей.

- Конь после росписи выглядит ярким, выразительным, добродушным.

- Наши кони
Все высоки и стройны,
Желто-красные полоски
На боках у них видны.

- Ну, а нам уже пора возвращаться, детвора.
Вагончики зацепляем и песню запеваем.

Физкультминутка «Паровоз».
Паровоз, паровоз,
Новенький блестящий.
Он вагоны повёз
Будто настоящий.
Кто едет в поезде?
Наши ребятишки.
Весёлые, умелые
Девчонки и мальчишки!
Чух-чух-чух, чух-чух-чух!
Ту-ту!

Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись в детский сад.
А где мы побывали?
Что интересного узнали?

-Познакомить с филимоновскими игрушками (птицами, животными).

-Вызвать положительные эмоции и отношение к игрушкам, изготовленными народными мастерами,желание нарисовать такую игрушку.

-Учить выделять отличительные особенности филимоновских игрушек :

-Красивые плавные формы, яркие нарядные полосы.

-Развивать у детей эстетическое восприятие, глазомер, чувство цвета, пропорций, формы.

-Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, самостоятельность, аккуратность.

Ход занятия:

-Ребята, нам почтальон принес в группу посылку. Давайте откроем ее и посмотрим, что там внутри.

Воспитатель достает из посылки филимоновские игрушки, предлагает детям их рассмотреть. Рассказывает, историю, как появились филимоновские игрушки.

История филимоновских игрушек.

В самом сердце России есть деревня Филимоново. Давным давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил там глину и начал лепить из нее горшки, место так и назвали Филимоново. Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из за не, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из за бесполезной земли впроголодь.

Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи.

Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие. С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла.

Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их свистулечницами, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – е еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьм – самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Игрушки «забавки» стоили очень дешево, поэтому их изготавливали очень много, вот и работали они не покладая рук, днем – хозяйство, а вечером – приступали к любимому делу, лепили игрушки. Продавали игрушки на ярмарках, базарах. Весной, как только устанавливалась сухая, ясная погода, эти игрушки обжигали в печах. После обжига игрушки расписывали : барыни, крестьянки, танцующие пары, солдаты, наездники на лошадях. Из животных: коровы, бараны, лошадки, медведи. Из птиц: курицы и петухи. Расписывали эти игрушки полосками, елочками, цветочками. Цвета использовались: красный, желтый, зеленый, голубой, розовый. Все филимоновские игрушки являются свистульками, даже барыни и кавалеры. У зверей и птиц свисток всегда находится в хвосте. У всех этих игрушек длинные шеи.

Дети рассматривают игрушки, слушают рассказ об истории филимоновской игрушки.

Воспитатель задаёт вопросы детям.

Отвечают на вопросы:

- как называются эти игрушки?

- почему их так назвали?

- чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских?

- как расписывали филимоновские игрушки?

- какие цвета использовали?

Хороводная игра «В Филимоново мы были…»

В Филимоново мы были,

Хороводы мы водили.

Дети идут по кругу

Мы, как барыни, кружились.

Дети кружатся на месте

На скамеечки садились.

Воспитатель загадывает детям загадку.

Заплелись густые травы,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (баран)

Про кого загадка?

Правильно, это баран. Сегодня мы с вами будем расписывать филимоновскими элементами барана.

-как расписывали филимоновские игрушки?

- какие цвета использовали?

Перед вами лежат листочки (на которых изображен баран, ватные палочки и 3 цвета краски (красный, желтый и зелёный).

Каждому ребёнку по 3 ватных палочки. (каждая палочка определёный цвет).

Воспитатель обьясняет выполнение работы.

После этого дети выполняют работу.

В конце занятия педагог выставляет все работы, предлагает детям полюбоваться их красотой, выбрать лучшие, проанализировать.

Вопрос: Почему игрушка называется филимоновской? Где она родилась, в каком селе?

Вопрос: Какие цвета традиционны при росписи игрушки?

(жёлтый, зелёный, красный)

Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки?

Конспект занятия по рисованию «Филимоновская игрушка» (группа среднего дошкольного возраста)

Фотоотчет «Филимоновская игрушка»

Фотоотчет «Филимоновская игрушка» В январе в подготовительной группе я проводила занятия по ознакомлению ребят с народными промыслами,познакомила с историей создания "Филимоновской.

Конспект НОД «Филимоновская Игрушка» для средней группы Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» на тему:«Филимоновские игрушки» для детей среднего дошкольного возраста[/b] Цель: эстетически.

Конспект итогового занятия по рисованию для среднего дошкольного возраста «Путешествие в сказку «Гуси — лебеди» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 80 комбинированного вида» Конспект итогового занятия.

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» МБДОУ детский сад «Колобок» комбинированного вида Конспект НОД «Филимоновская игрушка» Подготовила и провела :воспитатель.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка»

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка» Цель :1.:Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров 2. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы.

Конспект занятия по рисованию «Дымковская игрушка». Вторая младшая группа Конспект занятий по рисованию «Дымковская игрушка»Цель: Знакомство детей с русским народным промыслом «Дымковская роспись» Задачи Образовательные:.

Конспект занятия по окружающему миру. Филимоновская игрушка Конспект занятия по окружающему миру Подготовила:Чуксина Э. Г. Тема: Филимоновская игрушка Цель Знакомство с народным промыслом – филимоновская.

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» «Народные игрушки» Автор разработчик: Паученко Елена Николаевна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 69 Приморского района Санкт-Петербурга Возрастная.

Проект «Моя любимая игрушка» для детей среднего дошкольного возраста Проект «Моя любимая игрушка» для детей среднего дошкольного возраста Проект «Моя любимая игрушка» для детей среднего дошкольного возраста.

Проект «Создание мини-музея «Народная игрушка» для детей среднего дошкольного возраста Выполнил: Данич Ирина Дмитриевна воспитатель МАДОУ «Буратино» Проект «Создание мини- музея «Народная игрушка» (для детей среднего дошкольного.

Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

• Совершенствовать знания детей о филимоновской игрушке.

• Учить рисовать кисточкой узоры полоски, елочки.

• Развивать интерес к филимоновским игрушкам.

• Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

• Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.

• Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.

Предварительная работа

Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке.

Демонстрационный материал:

• Филимоновские игрушки. (глиняные свистульки)

• Иллюстрации с филимоновской игрушкой

• Наглядное пособие по изготовлению и росписи филимоновских игрушек

Раздаточный материал: на каждого ребенка

• Шаблон рисунка филимоновского петушка

• Гуашь разных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая)

• Непроливайка с водой

Ход НОД

1.Познавательно-коммуникационная деятельность «История филимоновской игрушки».

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с одним народным промыслом – филимоновской игрушкой. Садитесь поудобнее, и внимательно послушайте.

На фланелеграфе прикреплены иллюстрации филимоновской игрушки.

«Чудо Филимоновских свистулек»

Расскажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

Воспитатель:

С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново.

Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.

Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Игрушки смешные, причудливые. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек

Воспитатель: ребята посмотрите внимательно на игрушки, которые я вам принесла.

Дети подходят к педагогу и внимательно рассматривают игрушки.

Воспитатель: как и у дымковской игрушки у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался?

Воспитатель: они все вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Воспитатель: вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

На боках у нас видны.

После обжига игрушки расписывают.

Затем игрушки несли на ярмарку, где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их.

2. Физкультминутка

Давайте представим, что мы с вами на ярмарке и немного поиграем.

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу!

3. Продуктивная деятельность «Роспись филимоновского петушка»

Воспитатель:

Расписывают филимоновскую игрушку не кисточкой, а перышком. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростики – символ растительности и жизни. лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

Воспитатель:

Ребята посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для

Дети: Узор состоит из красного, желтого, зеленого, синего, цветов.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами будем рисовать узор на филимоновской игрушке петушок. Петушок — любимый образ в народном творчестве. Он связан с солнцем и изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.

Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе давайте внимательно рассмотрим петушка. Посмотрите какая у него длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?

Дети: Голова меньше туловища.

Воспитатель: еще у петушка есть клюв и гребешок. У вас на столах лежат рисунки петушка. Давайте посмотрим и обсудим, какие приемы мы будем использовать в росписи.

Дети: Полосочки, елочки.

Воспитатель: аккуратно садитесь за свои рабочие места и приступайте к работе.

Дети начинают расписывать петушков. Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель: посмотрите ребята, какие замечательные петушки у нас с вами получились. Понравилось вам быть мастерами филимоновских игрушек?

Дети:Да! Очень!

5. Рефлексия.

Воспитатель: вместе с детьми рассматривают свои работы, обсуждают у кого как получилось.

Воспитатель: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?

Дети: Мы познакомились с филимоновскими игрушками. А еще мы сами были мастерами и расписывали филимоновскую игрушку – петушка.

Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса»

Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса» Знакомство с филимоновской игрушкой Пластилинография «Лисичка». Цель: сформировать у детей первичное представление о филимоновской игрушке.

Конспект НОД для детей 5–6 лет «Японская игрушка» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ТЕМА: «ЯПОНСКАЯ ИГРУШКА» Разработала: воспитатель МБДОУ «Детский.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка» Интеграция видов детской деятельности: изобразительная, игровая, коммуникативная. Интеграция образовательных.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»: формировать умение слушать.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Богородская игрушка» Программное содержание: 1. Познакомить детей с богородской игрушкой. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно.

Конспект НОД по рисованию с детьми средней группы «Моя любимая игрушка» Программное содержание: Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы. Развивать желание использовать в рисовании разнообразные.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка»

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка» Цель :1.:Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров 2. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка» Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»Цели: Продолжить изучать историю возникновения Филимоновской игрушки.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка» в средней группе Конспект НОД по художественно-продуктивной деятельности на тему «Дымковская игрушка» Для средней группы «Лошадка» Цель: развитие творческой.

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» «Народные игрушки» Автор разработчик: Паученко Елена Николаевна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 69 Приморского района Санкт-Петербурга Возрастная.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект образовательной деятельности по окружающему миру в средней группе «Филимоновские игрушки»

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

-формировать знания детей о филимоновской игрушке, как виде народного декоративно-прикладного искусства, имеющего свою специфику и образную выразительность;

- закреплять знания об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора;

-формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров;

- обогащать словарь детей словами: филимоновские свистульки, разноцветные, расписные, глиняные;

- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Материалы и оборудование: выставка филимоновских игрушек (оформленная под ярмарку), презентация «Филимоновские игрушки».

Ход занятия:

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в Тульскую область в село Филимоново. Проходите, не толпитесь,
На игрушки подивитесь!
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные.

- Все игрушки веселые и забавные, форма игрушек вытянутая, будто они чему – то удивляются. Ребята, вы знакомы с этими игрушками? Как они называются?

Воспитатель: - Филимоновские игрушки - это не просто игрушки, а игрушки -свистушки, которыми можно не только играть, но и посвистеть. Послушайте, какой получается свист?

Дети: Громкий, веселый, звонкий.

Воспитатель: А легенда об этой игрушке говорит, что жил в Тульской области дед Филимон, и он делал игрушки-свистульки, а потом продавал их на ярмарке.

А делают Филимоновские игрушки из белой глины, которая обладает волшебным свойством. Расписывали игрушки анилиновыми красками. Роспись у филимоновской игрушки характерная: фон белый или ярко желтый, а на нем зеленые, красные и малиновые линии, полосы, кружочки, точки. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Краски берут яркие, солнечные и поэтому все филимоновские игрушки красочные, сказочные, веселые. Все мастера с большим, добрым сердцем‚ мягкими теплыми руками. Игрушки у них получаются добродушные, забавные, веселые.

Филимоновское чудо,
Сразу узнают повсюду:
Яркие, цветные, прелестные,
Всему миру известные.

Дети: Да.
Физкультминутка «Самолет»

Смотрите в небе самолет, руки в сотоны полунаклоны в лево, вправо
А в самолете том пилот пилот - из пальцев сделать очки руки поднести к глазам
Штурвалом ловко управляет имитируем управление штурвалом
И между облаков летает руки в сотоны полунаклоны в лево, вправо

Под самолетом то гора, руки перед грудью гора
То лес дремучий, то нора, руки скрестить перед грудью, над головой сомкнуть
То в небо дивится народ, движение смотрим вдаль, влево -право
То зайцы водят хоровод танец на месте

Виртуальная экскурсия «Филимоновские игрушки»

Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами побывали в селе Филимоново. Из чего делают мастера свои игрушки? Какие узоры мастера используют в своей росписи? Какая игрушка вам больше всего понравилась?
Выбирите из раскрасок игрушку, которая вам понравилась, и раскрасьте ее.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект НОД по теме «Филимоновская игрушка».

Задачи. Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).

Предварительная работа. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера - народные умельцы.

•Четыре-пять филимоновских игрушек (например, курочка, петушок, медведь, солдат, барыня, лиса, козёл и пр.),

•дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами филимоновского народного промысла;

•глина (или солёное тесто)

•дощечки или клеёнки,

•бумажные салфетки и матерчатые свистки для воздушных шариков или другие (по возможности);

•альбом для детского творчества «Филимоновская игрушка».

Содержание занятия.

Воспитатель зачитывает стихотворение

«Филимоновская игрушка»

Ты играй, играй, сверкай,

Восхваляя здешний рай,

Бабы, куры, мужечки,

До чего ж вы хороши,

Красочны и гладки.

Эй, фигурка, закружись

И в полосках расскажи,

Что пришло с веками.

Вот зеленый цвет травы,

Алый – солнца вестник,

Ну, а желтый – цвет земли

На игрушке светит.

В Филимонове всегда

Это вспыхнула звезда,

И шагнула за порог,

Славя край свой дивный.

Глина, синенький комок,

Всеми так любимый.

Леля Андреева, Тула

Воспитатель знакомит детей с филимоновской народной игрушкой. Дети рассматривают игрушки.

Примерное содержание рассказа воспитателя «Филимоновские игрушки»:

Вот такими игрушками известна тульская деревня Филимоново. Согласно легенде, деревня была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. По всей России-матушке и далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Когда впервые видишь филимоновскую игрушку, сражает цвет. Наповал. Яркий, жизнерадостный, сочный! А потом уже, немного придя в себя после этого взрыва радости и жизнелюбия, замечаешь инопланетные контуры филимоновских фигурок. Они все — удлиненные и вытянутые. Но не за счет ног — эта игрушка крепко стоит на земле. Куколки и животные филимоновских мастеров подрастают в других местах: у одних — длинная шея, у других — талия. Все игрушки забавные, высокие, весёлые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи. Все они - не простые игрушки, а свистульки. У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдатов - в гусей. И во все игрушки можно посвистеть. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная - белая, красная, розовая, жёлтая, оранжевая и даже чёрная. Лепят из неё барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Вылепленные игрушки - свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в тех же оврагах, где добывали глину. Игрушки на огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твёрдыми, как камень. После обжига игрушки расписывают. Украшают их чаще всего цветными полосками, а ещё - ёлочками, пятнышками, простыми ягодками и цветами, похожими на солнце. И краски берут специальные анилиновые, чтобы получились яркие, летние, солнечные цвета - жёлтые, красные, малиновые, зелёные. В Филимонове мастерят игрушки, сохраняя вековые традиции.

- Давайте и мы с вами будем лепить игрушки-свистульки. Давайте, слепим вот такую курочку. Курочку будем лепить скульптурным способом. Исходная форма - удлинённое яйцо (овоид). Слегка загибаем оба конца вверх. От большего конца слегка оттягиваем часть и формируем шею, голову, клюв. На голове прищипываем гребешок. Меньший конец тоже слегка вытягиваем и формируем хвост. Вставляем свисток (для воздушного шарика или любой другой, заранее подготовленный к занятию).
Подставку лепим из конуса или сплющенного шара. Размещаем курочку на
подставке, прижимаем, сглаживаем место соединения.

После того, как дети изготовят свои игрушки, все вылепленные поделки нужно оставить для просушки на 2-3 дня и только после этого расписывать.

Читайте также: