Жак вокансон создатель механических игрушек

Обновлено: 18.05.2024

Сегодня нам кажется, что роботы – это изобретение исключительно нашего времени, 20 века. Многие из нас будут удивлены, какие чудеса инженерии создавались учеными древности. Конечно, многие нам возразят, что у этих механизмов не было обратной связи, они не получали информации о внешнем мире и никак не изменяли свою изначально заложенную программу действий. Но в них была заложена одна, но очень важная особенность, их можно было программировать на определенную последовательность действий.

Итак, начнем мы наше путешествие по истории робототехники с… нет, не с колыбели европейской цивилизации Древней Греции, а с Древнего Египта. По свидетельствам современников, к сожалению, ничем более не подкрепленным, в конце 2-го тысячелетия жрецы Древнего Египта изготовили статую, которая поднятием руки указывала на наследника фараона во время религиозных церемоний. Примерно в это же время в Китае были созданы первые прототипы роботов, приводимые в действие силой взрыва пороховых зарядов.

Ученые Древней Греции не только строили первых роботов, но и пытались сформулировать законы механики, создать новые виды приводов и передач, другими словами, делали попытки превратить отдельные удачные эксперименты в научное знание и полезную для общества практику. Хотя это, пожалуй, и был единственный период в истории до 20 века, когда механика и первые начатки робототехники использовались с практическими целями, эпоха Средневековья и Возрождения вновь вернулась к конструированию забавных механических безделиц.

Говоря о достижениях древних греков, необходимо начать с математика и механика Архита Тарентского, который в 5 веке до н.э. сконструировал механического голубя.

На знаменитом Фаросском маяке в городе Александрия были установлены механические фигуры девушек, которые могли указывать направление ветра и движение Солнца и Луны, отсчитывали время и во время шторма или тумана указывали направление при помощи громкого рева труб. Еще один выдающийся ученый Древней Греции Герон Александрийский разработал тележку, которая вывозила на сцену механизированных марионеток. Управление тележкой осуществлялось при помощи колышков и наматываемой на них веревки, при этом изменяя расположение колышков можно было задать для тележки разную траекторию движения. Кроме нее Герон создал: автомат для продажи «священной воды», автоматическую масляную лампу, самоходный шкаф с регулируемой скоростью передвижения, автоматический театр.

Многие исследователи робототехники добавляют к изобретения греков и коготь Архимеда. Архимед, безусловно, был величайшим инженером и механиком своего времени, однако считать коготь Архимеда, работающий на основе рычага и шкивов, относящимся к робототехнике, было бы слишком вольным.

В эпоху Средневековья практически все образцы роботов были скорее упражнениями для ума отдельных гениев, чем сколько-нибудь полезными машинами. Так видный ученый и теолог Средневековья Альберт Великий разработал «механическую служанку», которая могла самостоятельно передвигаться и воспроизводить человеческую речь. Средневековый архитектор Виллар де Онекура, живший в 13 веке, в одном из своих трудов описал механических зверей, а также фигуру ангела, поворачивающуюся вслед за движением Солнца. К этому же времени относится и рассказ об увеселительном саду графа Роберта II д’Артуа, заполненном автоматическими обезьянами, птицами и механическими фонтанами.

Параллельно средневековой Европе, начатки робототехники появились и на Востоке. Так во дворце Византийского императора около трона находились два металлических льва, которые ревели и били хвостами, а в кронах находились механические птицы, певшие и щебетавшие на разные голоса. Братья Бану Муса Мухаммад, Ахмад и аль-Хасан из Багдада создали в 9 веке механического флейтиста, однако никакого изображения или описания их механизма не сохранилось. Также существует описание некоего «железного мужика» при дворе царя Ивана Грозного, сделанное голландским купцом Йоханом Вемом. Согласно его описания этот механический человек мог подавать царю чашу с вином и кафтан, подметал пол, кланялся гостям и даже «побивал медведя». Что-то подобное было сделано и гением инженерной мысли, великим Леонардо да Винчи, создавшего механического рыцаря, способного двигать руками и шеей, садиться и открывать рот.

Изобретение пружины и маятника придало новый импульс развитию автоматических механизмов, так называемых, автоматонов. Так в 18 французским механиком и изобретателем Жаком де Вокансоном разрабатывались различные механические игрушки, в том числе и человекоподобные. Самыми известными из них являются механические утки, которые могли бить крыльями, летать и клевать рассыпанный корм, а также механический человек, игравший на флейте.

Еще одним известным разработчиком механических игрушек 18 века был швейцарец Пьер Жаке-Дроз. Наиболее известными его механизмами были: пишущий мальчик, девочка, играющая на органе и рисующий мальчик. Пишущий мальчик – самый сложный автомат мастера, состоящий из 6000 деталей. Робот мог писать текст длиной до 40 букв, при этом он мог быть запрограммирован на написание совершенно разных текстов. Для письма мальчик макает гусиное перо в чернильницу, отряхивает с него лишние чернила. Глаза фигуры двигаются вслед за пером, а голова поворачивается к чернильнице, когда мальчик опускает в нее перо.

Подобные автоматоны изготавливались и в Японии. Широко известным примером из страны Восходящего Солнца является девушка, стреляющая из лука.

Но, как уже было сказано выше, подобные машины носили всегда развлекательный характер и не имели никакой практической пользы. Но уже в начале 19 века стали появляться первые машины, имеющие сугубо практические утилитарные цели. Так в 1808 году французским ткачом Жозефом Мари Жаккаром был изобретен ткацкий станок, программируемый с помощью перфокарт.

Именно текстильная промышленность и металлообработка стали в 19 веке флагманом автоматизации. Конечно, никаких роботов в этот период сконструировано не было, однако, научно-техническая мысль окончательно повернулась от разработки механических игрушек к созданию по-настоящему полезных и практичных машин. Можно сказать, что весь 19 век был временем накопления качественных предпосылок к появлению настоящей робототехники в 20 веке.

Первым роботом в современном понимании этого термина был «Герберт Телевокс». Человекоподобная машина, разработанная в 1928 году американским инженером Роем Уэнсли. Герберт Телевокс мог открывать окна и двери, отключать духовку и другие электроприборы, при этом он был первой в своем роде машиной способной выполнять звуковые команды.

Примерно в это же время, а именно в 1929 году японский изобретатель Макото Нисимуро конструирует антропоморфный механизм, способный выполнять руками довольно сложные манипуляции. Кроме того англичанином Уильямом Ричардсом в 1928 году был разработан человекоподобный механизм, который мог также двигать руками и при этом отвечать «осмысленно» на ряд не сложных вопросов. К началу 20 века это были разработки, поражавшие воображение.

Однако с тех пор развитие человекоподобных роботов замедлилось и технический прогресс пошел по пути создание роботов-манипуляторов. Возможно, это время, т.е. весь 20 век был подобно веку 19 временем накопления качественных предпосылок к появлению совершенных антропоморфных роботов, которые, наконец, войдут в нашу жизнь в 21 веке.

О Жаке де Вокансоне, жившем три века назад, а особенно о изобретаемых им устройствах, ходит достаточно большое количество легенд и слухов, тайн и мистики.

Вокансон родился в 1709 году во Франции, на юго-востоке, в городке Гренобль, и с самого раннего дества проявлял способности к механике и созданию разных устройств. По одной из легенд, уже в десять лет он собрал точную копию часов с ратуши.

Судьба готовила ему жизнь в ордене иезуитов, куда отец устроил Жака получать образование, но неуемная энергия сыграла шутку – Вокансон для одного официального приема изготовил прислугу: движущихся кукол-автоматонов, чем вызвал гнев церкви и изгнание из ордена.

Изобретатель перебрался в Париж, где 11 февраля 1738 года создал первый свой настоящий шедевр – автоматон «Игрок на флейте», игравший 12 мелодий на настоящей флейте – двигал пальцами и дул в инструмент «по-человечески». Так же работал и следующий механизм – «Игрок на тамбурине», сделанный чуть позже.

В том же году на специально организованной выставке демонстрировалась механическая утка, самое завораживающее устройство Вокансона. Механическая птица стояла на пьедестале, крякала, пила воду из чашки, ела зерно и раскрывала и хлопала крыльями! Но и это не все – пища «переваривалась» и затем, как у настоящей птицы, выходила из клоаки «экскрементами» другого цвета.

Механизм, управляющий птицей, был скрыт в постаменте, как и у других аппаратов изобретатетля.

Механическая утра произвела настоящий фурор, и 1742 году была куплена, вместе с остальными двумя автоматонами, лионскими богачами и перевезена в Лондон. В 1805 г. великий Гете наблюдал за работой механизма, а иллюзионист Робер-Уден в 1844 г. Разбирал, чистил и ремонтировал ее в Париже, после чего она отправилась в Краковский музей, где и пропала после пожара 1882 года.

Копию этого замечательного устройства создал в 1998 году часовщик Жак Фредерик Ведони сконструировал точную модель механической утки, для музея автоматов Гренобля. В 2013 году ее купил частный коллекционер и след замечательного механизма теряется, возможно, что и навсегда (как у той самой, оригинальной).

Отметить стоит еще тот факт, что сын простого перчаточника Жак де Вокансон, благодаря своему дару и таланту изобретателя, стал членом академии наук в Париже и умер в возрасте 73 лет.

Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ".



Вокансон делал, возможно, и не самые жуткие игрушки-автоматы – напугать публику можно было и более простыми способами. Но то, с какой тщательностью он подходил к изготовлению каждой детали, а главное – та реалистичность в воспроизведении совершенно не «машинных» процессов, что отличали его творения, сделали его чуть ли не самым известным французским изобретателем XVIII века. И даже тот факт, что Вокансон, вообще говоря, создал революционный для своего времени ткацкий станок, как-то отошел на второй план.

Как мальчик из Гренобля мечтал стать часовщиком, а стал изобретателем

Жак де Вокансон родился 24 февраля 1709 года в Гренобле, родился без всяких «де»: дворянскую частицу перед именем он заработает гораздо позже, когда его имя будет знать уже вся Европа. Семья была небогатой, детей растили много (будущий изобретатель был десятым по счету). Отец занимался изготовлением перчаток. Неизвестно, как возникла эта страсть Жака к исследованию механизмов и их возможностей, может быть, это произошло благодаря тому, что детей во время визитов в гости частенько оставляли играть где-нибудь в отдельной комнате, а там непременно находились часы с маятником – манившие к себе сильнее любых игрушек.

Клод-Николя Ле Кат, оказавший, возможно, решающее влияние на выбор Вокансоном своего призвания. Источник: commons.wikimedia.org

Вокансон учился сначала в колледже иезуитов, потом в учебном заведении другого монашеского ордена – минимов. Но с религиозным направлением обучения не задалось – гораздо интереснее Жаку было иметь дело с механикой и физикой. На будущие занятия молодого француза повлияло знакомство с хирургом Клодом-Николя Ле Катом, который, помимо собственно медицинской науки, интересовался и различными механическими устройствами.

Мечтой Ле Ката, а за ним и Вокансона, стало изготовление таких автоматов, которые имитировали бы разные процессы в человеческом организме – например, дыхание, пищеварение и кровообращение. Полностью реализовать свои замыслы Жаку де Вокансону не удалось, но поразить воображение современников, да и следующие поколения зрителей, получилось. Но сначала он занимается ремонтом часов, а с восемнадцати лет держит собственную мастерскую, в которой конструирует различные механические куклы и игрушки – во Франции XVIII века такое было более чем востребовано.

Самые знаменитые игрушки Вокансона

Вокансон прекрасно разбирался во вкусах богатых и знал, чем их удивить и развлечь. Не забудем и о его стремлении воспроизвести то, что до него удавалось сделать лишь самой природе. В тридцатых годах XVIII века перед изумленной публикой предстали несколько автоматонов Вокансона – механизмов, выполняющих определенные действия. Два из них выглядели «по-человечески» – это были «Пастух», играющий на свирели и тамбурине, и «Флейтист».

Три самые знаменитые автомата Вокансона. Источник: commons.wikimedia.org

Это были сложные механизмы. Пастух воспроизводил в общей сложности двенадцать песен. Флейтист держал в руках настоящий музыкальный инструмент и извлекал из него звуки с помощью потоков воздуха, которые направлял изо «рта». Внутри механизма находились девять мехов разной величины, они нагнетали воздух в «трахею», «горло»; андроид шевелил «губами», у него был даже металлический «язык», который регулировал направление воздушных потоков.

Следует добавить, что к внешнему виду своих автоматонов Вокансон подходил тоже довольно требовательно – металлические пальцы плохо влияли на звучание музыкального инструмента, поэтому андроид был «одет» в кожу. Но еще большей сенсацией стала представленная в 1739 году «Утка» – механическая птица, способная вести себя как настоящая, в том числе махать крыльями, крякать, пить воду, клевать зерна, а главное – оставлять после себя продукты «жизнедеятельности», чрезвычайно похожие на настоящие.

Современная версия вокансоновской «утки». Источник: pinterest.com

Этот автоматон был медным с позолотой, в натуральную величину – размером с живую утку. Тщательность изготовления деталей впечатляла – лишь в одном крыле насчитывалось несколько сотен движущихся деталей. Вокансон представлял утку как своеобразную «химическую лабораторию», которая демонстрировала процесс переваривания пищи. По следам этого механического шедевра были созданы копии – не настолько удачные и знаменитые. А спустя столетие «Утку» исследовал один из главных иллюзионистов своего времени, Жан-Эжен Робер-Уден.

Судьба игрушек и другие изобретения Вокансона

Он и сообщил, что в утке есть потайной отсек, в который закладывается заранее смесь хлебных крошек и зеленой краски – то есть никакого «переваривания» не происходит. Впрочем, остается возможным, что Робер-Уден – к слову, одобривший уловку как фокусник, – разбирался в строении не самой утки Вокансона, а одной из ее копий. Оригиналы трех знаменитых автоматонов изобретателя не сохранились до наших дней – андроиды, вероятно, не пережили французскую революцию, а утка сгорела в музее во время пожара в 1879 году.

Робер-Уден и версия строения «утки», признанная ошибочной

Жак де Вокансон к механическим игрушкам охладел довольно рано – в 1743 году он распродал все свои изобретения и сосредоточился на тех автоматах, от которых было больше практической пользы. Еще раньше, когда его имя было на слуху в светских салонах, Вокансон получил приглашение от короля Пруссии Фридриха II, но предпочел работу на благо Франции. По поручению кардинала Флери он занялся автоматизацией ткацкого производства, и создал ткацкий станок, в котором были задействованы перфокарты. В процессе работы он опирался и на достижения других изобретателей, но все же вписал свое имя в историю развития «жаккардовой машины».

А в истории ткацкого производства Вокансон остался как изобретатель ткацкого станка и токарного - для изготовления необходимых металлических деталей к первому. Источник: commons.wikimedia.org

В 1746 году Вокансон стал членом Академии наук и поселился в парижском доме, в котором жил до самой смерти, там же находилась его мастерская. По завещанию изобретателя вся коллекция его изделий переходила королю Людовику XVI, а в доме впоследствии был открыт Королевский механический кабинет. Вокансон скончался в 1782 году. Его изобретения, толком не исследованные, а потому загадочные, будоражат умы и сейчас – предположение о создании Вокансоном не известного ранее андроида стало частью сюжета фильма «Лучшее предложение», захватывающего триллера с тонким юмором и ловкой аферой.

Какими были роботы прошлого/


Еще в Античности человек, наблюдая за природой, мечтал вступить с ней в соперничество и научиться производить на свет существ, неотличимых от тех, что созданы из плоти и крови. Изыскания философов, механиков и даже ювелиров и иллюзионистов прошлого предвосхитили появление и развитие современной робототехники.

София, первый в мире человекоподобный робот, созданный в 2015 году./Фото: i.ytimg.com

От деревянного голубя до искусственного человека

Древнеримский писатель Авл Геллий упоминал, что греческий полководец и философ-пифагореец Архит Тарентский, «искушенный, помимо прочего, в механике», смастерил из дерева голубя, пролетевшего около двухсот метров. Среди восхищенных зрителей были и дети, для которых еще раньше этот государственный муж, успешно оборонявшийся от завоевателей, изобрел погремушку.

Труд «Пневматика» другого античного ученого, Герона Александрийского, механики и инженеры использовали вплоть до XIX века. Благодаря разработкам Герона в 1832 году были сконструированы уникальные астрономические часы в Страсбургском соборе, показывающие движение планет.

Астрономические часы Страсбургского собора./Фото:strasbourgvoyage.files.wordpress.com

Средневековый арабский изобретатель Аль-Джазари, в XIII веке спроектировал, среди прочего, музыкальный автомат: четырех механических кукол, которые плавали в лодке по озеру, играя на цимбалах и барабанах.

Механические музыканты. Иллюстрация Аль-Джазари к его трактату 1206 года «Книга знаний об остроумных механических устройствах».

Механические музыканты. Иллюстрация Аль-Джазари к его трактату 1206 года «Книга знаний об остроумных механических устройствах».

В христианской Европе дерзновенные и греховные, казалось бы, помыслы о создании искусственного человека вынашивались в монастырских кельях. Сохранились работы монахов-ученых Виллара де Оннекура и Раймунда Луллия. Альберту Магнусу, по легенде, удалось создать «железного человека», но шедевр испортил ученик Магнуса — будущий философ-теолог Фома Аквинский.

Механический рыцарь Леонардо да Винчи и «железный мужик» Ивана Грозного

Леонардо да Винчи и Галилео Галилей, как и Архит Тарентский, не брезговали изобретением механических безделиц для детей. Для короля Франциска I Леонардо сделал большую игрушку: шагающего, открывающего пасть, машущего хвостом и извергающего из чрева лилии льва.

Механический лев Леонардо да Винчи. Современная реконструкция./Фото: img-fotki.yandex.ru

Но самые заветные идеи да Винчи остались в его чертежах. Среди них был и «механический рыцарь», которому полагалось двигать конечностями, поворачивать голову и поднимать забрало.

Иностранные купцы, которым довелось пировать при дворе Ивана Грозного, рассказывали, что у русского царя была странная забава: «железный мужик», прислуживавший хозяину и на потеху гостям сражавшийся с медведем. Когда один из купцов заподозрил, что внутри металлической оболочки спрятан живой человек, царь велел мастеровым разобрать «мужика». Удивление иностранцев, увидевших пружины и шестеренки, очень понравилось царю, и он заявил, что на Руси такая «невидаль» водилась еще триста лет назад. Выяснить, лукавил Иван Грозный или нет, ученым пока что не довелось.

Механики и ювелиры, не ставившие перед собой грандиозных целей, на протяжении XV–XVII столетий совершенствовались в создании драгоценных «безделиц». Таких, например, как разъезжавший по столу музыкальный автомат и одновременно сосуд для вина «Триумф Бахуса».

«Триумф Бахуса». Германия, начало XVII века. Вена, дворец Хофбург, Сокровищница Габсбургов./Фото: i.pinimg.com

Автоматоны XVIII века: музыканты, августейшие особы и свирепые хищники

Считается, что революцию в искусстве создания искусственных существ, порой пугающе схожих с живыми, совершил французский изобретатель Жак де Вокансон. Он же ввел в моду публичные демонстрации автоматонов. В 1730-е годы Вокансон выступал перед парижанами и лондонцами, не просто развлекая, но и просвещая их, поскольку показы механических диковин сопровождались лекциями об устройстве и действии механизмов.

Более прочих известны три работы Вокансона: «Флейтист», которого автор удостоил отдельной брошюры, «Тамбуринщик» и «Утка», «обученная» пить воду, клевать зерна и испражняться.

«Утка» Вокансона. Схема устройства./Фото: oursociety.ru

Швейцарец Пьер Жаке-Дро вошел в историю как искусный часовой мастер, новатор в своем ремесле. Основанная им марка существует по сей день. Но поначалу он прославился как творец автоматонов. Трех самых известных его механических людей — «Музыкантшу», «Рисовальщика» и «Писаря» — иногда называют первыми роботами. С ними Жаке-Дро объездил Европу и был благосклонно принят при королевских дворах.

«Писарь», «Рисовальщик» и «Музыкантша» Пьера Жаке-Дро. Швейцария, 1774 год./Фото: ljplus.ru

«Музыкантша», поочередно играя на флейтовом органе пять своих мелодий, обращала взор направо и налево. Искусственная девушка наклонялась к инструменту, и плечи ее вздымались от «дыхания». Отдельный механизм приводил в движение гибкие пальцы рук.

Но самым сложным автоматоном из троицы был «Писарь» — мальчик, который мог, обмакнув перо в чернильницу, написать на листе бумаги любой текст, не превышающий 40 знаков. Второй мальчик, «Рисовальщик», копировал графические миниатюры. В частности, рисовал портреты французских монархов — покойного Людовика XV и здравствующего Людовика XVI c супругой. Всю троицу автоматонов королевская чета увидела в Париже в 1775 году.

Литография XVIII века. Пьер Жаке-Дро знакомит короля Людовика XVI со своими творениями./Фото: artelectronics.ru

Одно из сокровищ петербургского Эрмитажа — роскошные часы «Павлин», работающие до сих пор. Князь Г. А. Потемкин заказал их у Джеймса Кокса, механика и ювелира, владельца музея диковинных автоматов в Лондоне. К сборке и реставрации шедевра Кокса и лучшего из его помощников Фридриха Юри приложил руку русский умелец Иван Кулибин.

Часы «Павлин». Дж. Кокс и Ф. Юри. Великобритания, конец 1770-х — начало 1780-х годов. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж./Фото: s3.fotokto.ru

Сам Кулибин еще в 1769 году преподнес Екатерине II миниатюрные в сравнении с «Павлином», но не уступающие ему в сложности часы «яичной фигуры». В них был встроен крошечный театр, в котором ювелирно сработанные «актеры» исполняли представления на библейские сюжеты.

В 1799 году, во время колонизации Индии, британские солдаты взяли штурмом дворец Типу Султана, правителя государства Майсур. С изумлением захватчики увидели деревянный автоматон, почти в натуральную величину изображавший тигра, который терзал английского офицера. В туловище зверя был вделан механический орган, имитирующий стоны умирающего.

«Тигр Типу» служил своего рода символом независимости майсурцев. Его создателей вдохновило реальное происшествие: неудачно окончившаяся охота лейтенанта Хью Монро.

Детские заводные игрушки промышленного производства

На рубеже XIX–XX веков, когда механические игрушки стали изготавливаться промышленным способом, они наконец попали в руки детям. Теперь такую радость могли подарить своему ребенку и относительно небогатые родители.

Немецкие и японские механические игрушки из коллекции Санкт-Петербургского музея игрушки./Фото: p3.citywalls.ru

В СССР заводные игрушки начали производить промышленным способом в 1930-е годы. Этим занимались московские артели: «Штампигрушка» при Универпроме и «КИМ». Также механические игрушки и игры делали в специальных цехах из отходов производства тяжелой промышленности, в частности на заводах «Северный пресс» в Ленинграде и «Пресс» в Серпухове.

В 30-е же, точнее, в 1932 году японские инженеры сконструировали первого робота, и в этом случае интересы ученых и детей совпали. 15-сантиметровый «Lilliput», «умевший» ходить, отличался футуристическим дизайном.

Современные игрушечные роботы — копии японского робота «Lilliput» 1932 года./Фото: 4.bp.blogspot.com

Спустя несколько столетий робот станет одной из самых распространенных игрушек. Но дети 30-х заводили ключиками в основном довольно примитивные автомобили, а советские ребята — еще и маленькие тракторы.

Довоенный заводной автомобиль, сделанный в Ленинграде./Фото: static.newauction.ru

В 50-е в больших количествах выпускались жестяные лягушки, утки, цыплята, канарейки. Птицы наклонялись, как будто клюя зерно. Они слегка походили на свой старинный прообраз, «Утку» Вокансона, хотя правдоподобно пить и есть не могли.

Более сложными по оформлению и конструкции, но и более дорогими были игрушки, посвященные теме цирка и популярные в 50-х — 60-х.

О 60-х напоминают и старые плюшевые заводные игрушки: медведи с бочонком меда, балалайкой или хохломской деревянной ложкой, обезьянки, собачки. Они были мягкими на ощупь, хотя каркас все-таки оставался жестким.

В 80-е интерес к заводным игрушкам был постепенно утрачен. Но в последние годы он возвращается, несмотря на все разнообразие на прилавках и в детских магазинах.

Впрочем, и сегодня механики не устают удивлять публику.
Вот как выглядит гигантская говорящая лампа на площади Лилла Торг (Lilla Torg) в Швеции .

Спустя более чем 200 лет мануфактура Jaquet Droz из Ла-Шо-де-Фон, окружного центра кантона Нешатель в Швейцарии, возобновила выпуск «автоматонов», , больших механических кукол, названных по фамилии часовщиков семьи Дро. Но давайте вспомним, как это все начиналось.

Знакомьтесь, это «Писатель», часовой автоматический механизм, который был создан еще в 1770-х годах известным часовщиком швейцарского происхождения, Пьером Жаке-Дро. Созданный механизм предназначался для записи слов и предложений до 40 символов. Не смотря на столь серьезный возраст, механизм отлично работает и по сей день, шокирую всех своей сложностью.

Представьте себе, что значит создать механическую машину, которая может писать в 1770 году? Это великое событие обогнало время. Кроме того, мы даже не можем предположить, сколько времени понадобилось создатели данного механизма, сколько терпения и находчивости было положено для достижения желаемого результата.


Пьер Жаке Дро, известный часовщик и механик, родился в 1721 году на небольшой ферме Сюр-ле-Пон, расположенной в окрестностях городка Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds). Он положил начало одной из самых престижных торговых марок и стал искусным создателем анимированных часов с поющими птицами и фонтанами, музыкальных часов, а также автоматических механизмов — автоматонов.

С 1738 по 1747 годы Пьер Жаке Дро занимается часовой механикой. Он изготовил ряд напольных часов с высокосложными механизмами, которые превосходили по своим характеристикам все, тогда существовавшие аналоги. Затем, Пьер Жаке Дро стал встраивать в свои часовые механизмы модули воспроизведения музыки.

И как-то раз, Пьер Жаке Дро познакомился с Милордом Марешалем, губернатором княжества Невшатель, который посоветовал ему показать его механические шедевры за границей и, в частности, в Испании, где Милорд мог помочь ему устроить встречу с королем.


Заручившись его поддержкой, Пьер Жаке Дро вместе с тестем и молодым работником Жаком Жеврилем изготовили специальную кибитку, в которой помещалось шесть маятниковых часов, и в 1758 году отправились в Испанию. Пьеру Жаке Дро было дозволено показать свои творения королю Испании Фердинанду VI. Эта презентация стала настоящим триумфом мастера – монарх и придворные были поражены часами, которые отбивали время автоматически, без какого-либо вмешательства извне.

Несколько дней спустя мастер получил 2000 золотых пистолей: все привезенные им часы были приобретены разом для королевских дворцов Мадрида и Виллависиоза…


Это была внушительная сумма, благодаря которой Пьер Жаке Дро по возвращении в Ла Шо-де-Фон в 1759 году смог полностью посвятить себя изготовлению карманных и настольных часов, а также созданию знаменитых автоматонов. В работе ему помогали сын Анри-Луи и Жан-Фредерик Лешо – соседский сын.

Начиная с 1773 года семейное предприятие Жаке Дро и Лешо выпускает все более и более совершенные автоматоны. Высшая степень мастерства была достигнута с изготовлением трех кукол-автоматонов: Калиграфа, Художника и Музыкантши.

Первую автоматическую куклу Пьер-Жак Дро сделал в 1773 году. Андроид назывался «Пишущий мальчик» и представлял собой сидящую за столом куклу, размером с пятилетнего ребенка. Тело «автоматона» было сделано из дерева, голова — из фарфора, на изготовление у часовщика ушло 20 месяцев. Заводной мальчик выводил гусиным пером на чистом листе бумаге фразы (что-то вроде «Я люблю тебя, мой город» или «Пьер-Жак Дро — мой изобретатель»), промокал пресс-папье чернила, задумчиво смотрел на написанное, а затем выбрасывал листочек и снова начинал писать. Премьеру «Мальчика» Дро устроил в Париже в 1774 году — при дворе только что вступившего на трон Людовика XVI «живая» кукла вызвала ажиотаж.


После «Мальчика» Дро вместе с сыном Анри сделал еще две куклы — «Рисовальщика» и «Музыкантшу». «Рисовальщик» почти ничем не отличался от «Пишущего мальчика». Он также сидел за деревянной конторкой, одетый в красный камзол, штанишки и белую рубашку с жабо. Однако «Рисовальщик» писал не фразы, а рисовал карандашом на бумаге собачку и подписывал свой рисунок — «Моя Туту» («Mon Toutou»; собачка Туту была любимицей предыдущего французского короля — Людовика XV).

«Музыкантша» была более сложной заводной фигурой, над ней работали уже три часовщика — отец и сын Дро, а также Фредерик Лешо. «Музыкантша» была крупнее «Мальчика» и «Рисовальщика» — размером с восьмилетнего ребенка. «Музыкантша» была одета в кринолин с корсажем, украшенным бантами. «Музыкальная» женщина сидела за самым настоящим, только очень крохотным, клавесином и могла исполнить на нем пять музыкальных композиций — перед «музыкантшей» лежали ноты.

Их презентация состоялась в Ла Шо-де-Фоне в 1774 году.


Кликабельно

В механизме Писателя присутствует камерная технология. Важную роль в механизме играют кулачки игрушки, потому что они контролируют не только штрихи пера, а и уровень давления на бумагу.

Другой удивительной особенностью механизма является то что Писатель способен следить глазами за словами, которые он воспроизводит. Сложность данного механизма невероятна. Как происходит весь описанный выше процесс, вы можете увидеть в видео ролике ниже.

Механизм состоит из около 6 000 деталей, каждая их которых ручной работы, миниатюрна и адаптирована чтоб поместиться в игрушечное тело. Благодаря технологиям. Используемым Пьером Жаке-Дро, механизм не требует внешнего источника энергии для своего функционирования. Механизм сам вырабатывает необходимую силу для работы.


Эти три настоящих шедевра, которые привлекли всех ценителей изящной механики, утвердили реноме Пьера Жаке Дро и стали гарантом процветания его предприятия. Столь оглушительный успех окончательно убедил Жаке Дро в необходимости представить свои шедевры всему миру. Из Ла Шо-де- Фона автоматоны отправились в Женеву, затем, в 1775 году, в Париж, где они были продемонстрированы Людовику XVI и Марии-Антуанетте. После этого человекоподобные куклы побывали во всех главных королевских дворах Европы, в том числе в Лондоне, Голландии, Фландрии (в 1780-1781 году) и на севере Франции.


Наиболее яркое представление об уровне швейцарских мастеров дает автоматон «Калиграф». Пьер Жаке-Дро приступил к его созданию в 1768 году, параллельно проводя изыскания в области механики анимации и имитации движения живых существ техническими средствами. В работе над автоматоном приняли участие Жан-Фредерик Лешо и Анри-Луи Жаке-Дро, который позднее внес некоторые модификации. Автоматон «Калиграф» высотой около 70 см представляет собой мальчика, сидящего на табурете за столом из красного дерева. Его механизм, состоящий из 4 тыс. (!) деталей, является самым сложным из трех упомянутых человекоподобных автоматов.

Автоматон можно запрограммировать, с тем чтобы он написал любой текст из 40 знаков, располагающийся в три строчки. Правой рукой «Калиграф» макает гусиное перо в чернильницу, поворачивает глаза в направлении пера, качает головой и начинает выводить текст на автоматически перемещающемся под рукой листе бумаги. Зрелище стоит признать весьма завораживающим — в особенности если учесть, что автоматон создан без малого 250 лет назад и до сих пор отлично работает.


Успех заводных кукол Дро был огромен. В Париже у кукол появились конкуренты — куклы, сделанные французским механиком Жаком Вокансоном. Жак Вокансон подхватил тему «Музыкантши» — он изготовил «Флейтиста», который мог исполнять 11 мелодий. Но шедевром Жака Вокансона была кукла в виде утки, которая умела ходить, плавать, крякать, отряхивать крылья. Утка умела заглатывать зерна и даже переваривать пищу — в ее брюшке находился сосуд с химическими реактивами, которые разлагали зерна. Кукла этой славной утки, в отличие от кукол Дро, не дожила до сегодняшнего дня — Вокансон привез ее в Россию, где она сгорела во время пожара на Нижегородской ярмарке. В России мода на механических кукол была широко распространена. Можно вспомнить часы «Павлин», сделанные механиком Консом (сегодня стоят в Эрмитаже), «автоматы с музыкой» Ивана Кулибина (его «театральные» часы «Гусиное яйцо» тоже находятся в Эрмитаже), а также произведения тульских мастеров, воспетые Лесковым в «Левше».


Появление в Европе в конце XVIII века «заводных людей» было связано с попытками объяснить природу человека вообще. Еще в XVII веке Декарт говорил о человеке «как механической машине, наделенной душой». Философские дискуссии на тему «механики человека» не утихали на протяжении всего века Просвещения: философ Ламеттри ответил Декарту книгой «Человек-машина», ставшей популярной. Механические люди представляли собой своего рода уменьшенные копии живых людей. Заводные игрушки были столь популярными, что на четыре десятилетия вытеснили традиционное механическое чудо тех лет — карманные часы. В XIX веке многие часовые мануфактуры имели в производстве механические игрушки. Механические куклы все еще интересовали публику, однако подешевели и поэтому утратили статусность — в 1880-х годах куклу можно было купить в обычном магазине. Мода на заводных кукол прошла в начале XX века, а с появлением в 1928 году первой электрической куклы, робота, про механических кукол и вовсе забыли.

Художник — это автоматон, созданный в 1773 году и состоящий из 2000 деталей. Он может рисовать три картинки: портрет Людовика XV и его собаку с надписью «Mon toutou» (с фр. — мой пёсик), королевскую чету Марию Антуанетту и Людовика XVI, а также сцену с Купидоном, управляющим колесницей, запряжённой бабочками.
Механизм состоит из системы кулачков, которые управляют движением руки в двух измерениях, а также отвечают за подъем карандаша. Помимо этого автоматон ёрзает на стуле и периодически сдувает пыль с карандаша.

Вот эта собачка — любимый песик французского короля Людовика XVI, нарисованный автоматоном, и профиль короля.

«Девушка-музыкант» была сделана из 2500 деталей и отличается от других автоматонов. Это хрупкая молодая девушка, сидящая за небольшим флейтовым органом. Автоматон имеет механизм, который активирует десять пальцев девушки, которая фактически играет на инструменте.

Пять различных мелодий, которые автоматон способен играть, были написаны сыном мастера, Анри-Луи Жаке-Дро, который был не только тоже искусным механиком, но еще и одаренным музыкантом. Механизм «девушки-музыканта», довольно сложный по конструкции, состоит из четырех частей, которые приводят в действие меха инструмента, каждую руку музыканта, а также такие действия, как вздымающиеся от дыхания плечи, кукла как бы даже «дышит» (можно увидеть, как поднимается грудь) , наклоны корпуса, движение глаз и заключительный реферанс. Девушка подчеркивает движения кисти руки во время игры, способна бросать взгляд влево и вправо, заканчивая игру на органе реверансом.

Механические Куклы снова явились публике в 2003 году, когда мануфактура Jaquet Droz выставила в качестве экспоната в своем павильоне на часовой ярмарке в Базеле отреставрированного «Пишущего мальчика» (малыша заводили раз в день, и посмотреть на куклу сбегались толпы). Интерес к игрушке оказался столь велик, что было решено вновь выпускать «автоматоны» — уже нашлись желающие коллекционировать игрушки, стоимость которых не ниже стоимости астрономических часов-луковицы, традиционного объекта коллекционирования. «Автоматоны» сегодня так же модны, как и часы с большим количеством усложнений. В нынешнем ассортименте Jaquet Droz — все те же «Пишущий мальчик», «Рисовальщик», «Музыкантша» (часовщики обещают придумать новых, в частности танцующих, кукол). На изготовление одной куклы уйдет около шести месяцев, а цена (в зависимости от размера и выбранных материалов) может достигать миллиона франков.

И еще про старинные механизмы: Антикитерский механизм. Первый компьютер в мире, а так же предлагаю вспомнить кто такой Кулибин , ну и уже современный Большой путь маленького компьютера

Читайте также: