Железная дорога пионерская игрушка ссср

Обновлено: 12.05.2024

Советские игрушки - Любимые целыми поколениями! запись закреплена

Электрическая Железная дорога. Станция " Пионерская".

Игрушечная железная дорога выпускалась московским заводом «Прожектор» на шоссе Энтузиастов и была одной из самых сложных и дорогих электромеханических игрушек 50-х годов.

Выпуск её начался примерно в 1951 году и продолжался около 20 лет.

До 1961 года она стоила 360 руб., после хрущевской денежной реформы – 36 руб., но и в том, и в другом случае вожделенная мечта многих городских мальчишек – а продавалась дорога только в крупнейших универмагах СССР, таких как «Детский мир» или «Дом игрушек», была недоступна.
Чаще дорогу покупали бюджетные организации детского творчества – дома, клубы и кружки юных техников.

В комплект входит: электровоз синего цвета, два пассажирских вагона зеленого цвета, одна крытая вагонетка, одна открытая (платформа) - коричневого цвета, станция, будка стрелочника, железнодорожный переезд с ограждением, фонари 3шт., семафоры 3шт., фигурка дежурного по станции на подставке, 2 стрелки(переводятся вручную), мост, рельсы, переключатель скоростей.

Дополнительно к комплекту прилагается:

• Соединительные муфты - 15шт

• Электролампы на 13,5в - 6шт

• Проводники различной окраски изоляции (в концах) – 5метров

Общая протяженность пути: 9,3м

Электропитание локомотива подводится по трехрельсовой цепи от трансформатора управления с плавной регулировкой скорости движения.

Схема дороги включает большой рельсовый овал и малый внутренний круг с двумя стрелками (стрелки переводятся вручную). Вдоль путей устанавливаются электрические светофоры (переключаются автоматически).

Дорога имеет несколько сооружений, выполненных из металла: мост, здание станции, переезд со шлагбаумами (закрываются автоматически при прохождении поезда) и домик дежурного по переезду (выходит из домика при прохождении поезда).

Предусмотрено и освещение – при движении горит лобовой прожектор локомотива, свет в пассажирских вагонах, устанавливаются уличные электрические фонари.

Это была игрушка сложнейшего по тем временам технического уровня, мечта всех ребят. Путь был разделён на блок-участки, и сигналы светофоров переключались при движении поезда. При прохождении поезда по переезду опускались шлагбаумы, из домика "выходил" дежурный с фонарём, а его "коллега" на платформе станции поднимал зелёный флаг.
Локомотив был снабжён действующим прожектором, в пассажирских вагонах имелось освещение и хвостовые красные огни. Светились фонари на станции, переезде и у стрелок, подсвечивалось изнутри здание вокзала. Разложенная в затемнённой комнате, действующая "пионерка" являла собой впечатляющее зрелище.

Особо следует сказать о путевом материале для этой дороги. Как и в железной дороге завода "Пресс", рельсы были профилированными, локомотив питался по всё ещё распространённой в то время трёхрельсовой системе. Ширина колеи составляла 32 мм, напряжение питания - 13В переменного тока. В наборе было 7 или 8 прямых, 16 радиусных звеньев и два стрелочных перевода с ручным приводом - левый и правый.

Конечно, назвать эту железную дорогу "модельной" всё ещё трудно. В облике тепловоза, вагонов, сооружений было ещё много условности. И вместе с тем внешний вид подвижного состава уже приближался к виду настоящей техники. Вагоны, особенно грузовые, выглядели вполне узнаваемо, а выполненные надписи и эмблемы добавляли им реализма. В облике фантастического локомотива "ИС-51" угадывались очертания новейших по тому времени магистральных тепловозов ТЭ2 или ТЭ3 первого выпуска.

В комплект "Пионерской" дороги, как известно, входил трансформатор, имевший три зажима: один - для нерегулируемого напряжения, питающего лампы освещения, другой - для плавно регулируемого напряжения от 5 до 13 В, третий вывод был общим. После появления отечественных модельных дорог покупатели уже имели возможность приобрести кое-что сверх комплекта.
В наборы заводов "Счётмаш" и "Сокол" входили блоки питания небольшой мощности, но отдельно продавались и более мощные, рассчитанные, помимо прочего, на подключение устройств освещения и автоматики, питающихся переменным током напряжением 16 В.

Словом, следует признать: эта дорога впервые стала чем-то бoльшим, чем просто игрушка. Именно её мы и назовём той "гранью", за которой можно говорить о начале промышленного производства моделей железных дорог в нашей стране.

Хотите покажу желанный игрушечный «мегараритет» детей из СССР середины 20 века?

Помните фильм «Алешкина охота»? Про то, как мальчик хотел сапоги, а получил в подарок железную дорогу?

Об этой железной дороге мечтали многие дети Советского союза. Продавалась она или в ГУМе или в центральном детском мире. Это уникальная дорога сложнейшего технического уровня, которая изготавливалась в масштабе 1:45.

Чтобы проще было понять размер я сфотографировала локомотив от германской железной дороги 1970-х на крыше локомотива Пионерской.

Локомотив назывался ИС-51- Иосиф Сталин, а выпускал эту дорогу завод «Москабель».

Эта дорога была выпущена в количестве 5000 экземпляров, а стоила чуть меньше половины месячной зарплаты обычной советский семьи. Посмотрите видео с кадрами из фильма «Алешкина охота», вы поймёте, как ее жаждали не только дети, но и взрослые.

В комплект входят:

Локомотив и 4 вагона,

Мост и переезд со шлагбаумом,

Домик и фигурка дежурного,

Светофоры и фонари.

При движении шлагбаумы опускаются и поднимаются, дежурный выходит с фонарем, у локомотива горит фонарик, в вагонах -освещение.

Вся железная дорога выполнена из металла, длина пути -9,3 м2, не каждая квартира может позволить себе разместить такую дорогу.

Поэтому часто такую дорогу приобретали дворцы Пионеров, клубы юных техников, чтобы дети могли играть ею в свободном доступе.

Данный экземпляр в очень хорошей сохранности, был извлечён с антресолей, где в чемодане пролежал несколько десятилетий.

Я не собирала эту железную дорога не и на предмет работы электрических цепей не проверяла, так как рассчитана под напряжение 127 вольт. Инструкции у неё нет, вместо коробки-чемодан. В сеть без трансформатора не рекомендовано включать.

Что касается механики, все исправно, двери вагонов открываются, руки дежурных поднимаются.

Очень редкий предмет, характеризующий советский быт. Подобные игрушки хранятся в музеях советских игрушек или посвящённых советскому быту.

Даже отдельные элементы этой дороги продастся за несколько тысяч рублей. А уж целая дорога стоит несколько десятков тысяч, в зависимости от состояния.

Возможно, скоро дорога дождётся своего нового хозяина, так как у меня несколько другие предпочтения при собирании коллекции. Поэтому, если есть интерес, обращайтесь, скажу сколько стоит, но сразу предупрежу-не дёшево.

У кого из вас в детстве была электрическая железная дорога? А такую «станцию Пионерскую» видели или играли в неё? Как ваши впечатления?

И как всегда, благодарю, что прочли мою статью. Надеюсь, что-то новое узнали о предметах прошлого?

Как правило, на появление игрушечных моделей (авиа-, авто-, мото- и т.д.) людей вдохновляют уже действующие экземпляры этой техники. Любуется кто-нибудь красотой своего автомобиля и мечтает иметь его уменьшенную копию, чтобы поставить дома на полочку - так зарождается моделизм.

С железнодорожной техникой получилось все наоборот: сначала, еще в XVIII веке один английский инженер разработал действующую модель паровоза, которая могла ездить по миниатюрным рельсам, а уж потом на свет появился настоящий, полноценный паровоз. Но именно тогда, когда по всему миру началось бурное строительство железных дорог, началось и массовое серьезное увлечение моделизмом.

Например, в 1900 году золотую медаль на Парижской профильной выставке получила модель сибирского экспресса, которую и сейчас можно увидеть в музее ж/д транспорта в Санкт-Петербурге.

После революции интерес к железнодорожным моделям, несмотря на сложное время, не только не угас, но и распространился на детей: созданием моделей занимались в школьных кружках, станциях юных техников и даже в специальных клубах, созданных при железнодорожных училищах.

Такой масштаб увлечения ж/д техникой способствовал тому, что государство обратило внимание на игрушечное производство. Если сначала выпуском примитивных моделей занимались небольшие артели, то со временем они начали объединяться и перерастали в крупные производства. В 20-30-е годы игрушечные паровозы делали преимущественно на пружинных приводах или же в виде упрощенного варианта паровой машины.

Но с развитием электротехники стали появляться локомотивы с электродвигателями, что и способствовало созданию тех игрушечных железных дорог, которые для многих советских детей становились заветной мечтой. В довоенные годы отечественные магазины подобными игрушками снабжал серпуховской завод "Пресс", которому немного помогал журнал "Знание-Сила", публиковавший статьи о том, как из продукции "Пресса" можно собрать новые модели электровозов.

Кстати говоря, долгое время железные дороги этого завода отличались отменным качеством, но потом что-то сломалось в налаженной системе производства/сбыта, и в адрес предприятия посыпались бесконечные жалобы на отвратительное качество. Завод, к его чести, признал свою ошибку, исправился и взял на себя обязательство по расширению ассортимента.


Игрушечная железная дорога выпускалась московским заводом «Прожектор» на шоссе Энтузиастов и была одной из самых сложных и дорогих электромеханических игрушек конца 50-х годов. Игрушка стала поступать в продажу примерно с 1955 года и продержалась около 15 лет. До 1961 года она стоила 360 руб., после хрущевской денежной реформы – 36 руб., но и в том, и в другом случае вожделенная мечта многих городских мальчишек – а продавалась дорога только в крупнейших универмагах СССР, таких как «Детский мир» или «Дом игрушек», была недоступна. Чаще дорогу покупали бюджетные организации детского творчества – Дворцы пионеров, клубы и кружки юных техников.



В комплект входит: электровоз синего или зелёного цвета, два пассажирских вагона, одна крытая вагонетка, одна открытая платформа, станция, будка стрелочника, железнодорожный переезд с ограждением, фонари, семафоры, фигурка дежурного по станции на подставке, 2 стрелки (переводятся вручную), мост, рельсы, переключатель скоростей.






Общая протяженность пути: 9,3м

Электропитание локомотива подводится по трехрельсовой цепи от трансформатора управления с плавной регулировкой скорости движения.

Схема дороги включает большой рельсовый овал и малый внутренний круг с двумя стрелками. Вдоль путей устанавливаются электрические светофоры (переключаются автоматически).

Дорога имеет несколько сооружений, выполненных из металла: мост, здание станции, переезд со шлагбаумами (закрываются автоматически при прохождении поезда) и домик дежурного по переезду (выходит из домика при прохождении поезда).


Предусмотрено и освещение – при движении горит лобовой прожектор локомотива, свет в пассажирских вагонах, устанавливаются уличные электрические фонари.




Всё это богатство размещалось в большой деревянной коробке:

Как правило, на появление игрушечных моделей (авиа-, авто-, мото- и т.д.) людей вдохновляют уже действующие экземпляры этой техники. Любуется кто-нибудь красотой своего автомобиля и мечтает иметь его уменьшенную копию, чтобы поставить дома на полочку - так зарождается моделизм.

С железнодорожной техникой получилось все наоборот: сначала, еще в XVIII веке один английский инженер разработал действующую модель паровоза, которая могла ездить по миниатюрным рельсам, а уж потом на свет появился настоящий, полноценный паровоз. Но именно тогда, когда по всему миру началось бурное строительство железных дорог, началось и массовое серьезное увлечение моделизмом.


Например, в 1900 году золотую медаль на Парижской профильной выставке получила модель сибирского экспресса, которую и сейчас можно увидеть в музее ж/д транспорта в Санкт-Петербурге.

Вид пассажирского вагона изнутри

Вид пассажирского вагона изнутри

После революции интерес к железнодорожным моделям, несмотря на сложное время, не только не угас, но и распространился на детей: созданием моделей занимались в школьных кружках, станциях юных техников и даже в специальных клубах, созданных при железнодорожных училищах.

Такой масштаб увлечения ж/д техникой способствовал тому, что государство обратило внимание на игрушечное производство. Если сначала выпуском примитивных моделей занимались небольшие артели, то со временем они начали объединяться и перерастали в крупные производства. В 20-30-е годы игрушечные паровозы делали преимущественно на пружинных приводах или же в виде упрощенного варианта паровой машины.


Но с развитием электротехники стали появляться локомотивы с электродвигателями, что и способствовало созданию тех игрушечных железных дорог, которые для многих советских детей становились заветной мечтой. В довоенные годы отечественные магазины подобными игрушками снабжал серпуховской завод "Пресс", которому немного помогал журнал "Знание-Сила", публиковавший статьи о том, как из продукции "Пресса" можно собрать новые модели электровозов.

Кстати говоря, долгое время железные дороги этого завода отличались отменным качеством, но потом что-то сломалось в налаженной системе производства/сбыта, и в адрес предприятия посыпались бесконечные жалобы на отвратительное качество. Завод, к его чести, признал свою ошибку, исправился и взял на себя обязательство по расширению ассортимента.

Ну а в 50-е годы на прилавках крупных магазинов появилась знаменитая "Пионерская" железная дорога, которая и по сей день продолжает вызывать бурные чувства у ценителей/коллекционеров подобных игрушек.

Но надо сказать, что масштабы этой железной дороги были рассчитаны скорее не на детскую комнату, а на более солидное помещение. Поэтому ее охотно покупали Дворцы Пионеров, пионерские лагеря и прочие детские учреждения. Вес и размер отдельных элементов этой игрушки тоже внушали уважение, равно как и комплектация.

По-настоящему работающие семафоры, светящаяся фара у паровоза, закрывающиеся/открывающиеся шлагбаумы, дежурный по станции с флажком в руке, пульт управления с плавно перемещающейся рукояткой, вагоны, способные перевозить грузы, кукол, мишек и солдатиков - все, что нужно для счастья ребенка, входило в комплект этой железной дороги.




Но цена этой игрушки была "кусачей", причем, как и по тем временам, так сейчас, особенно у тех редких экземпляров, которые выпускались с 1951 по 1953 год - с накладными гербами на паровозах, не штампованным, а на вантовых растяжках мостом, цельнолитыми рельсами.




Именно из-за ценовой недоступности для многих советских детей "Пионерская" железная дорога так и осталась неосуществимой мечтой, на которую можно было иногда полюбоваться в витрине какого-нибудь "Детского мира".

Читайте также: