Железный паровозик игрушка ссср

Обновлено: 03.05.2024

Как правило, на появление игрушечных моделей (авиа-, авто-, мото- и т.д.) людей вдохновляют уже действующие экземпляры этой техники. Любуется кто-нибудь красотой своего автомобиля и мечтает иметь его уменьшенную копию, чтобы поставить дома на полочку - так зарождается моделизм.

С железнодорожной техникой получилось все наоборот: сначала, еще в XVIII веке один английский инженер разработал действующую модель паровоза, которая могла ездить по миниатюрным рельсам, а уж потом на свет появился настоящий, полноценный паровоз. Но именно тогда, когда по всему миру началось бурное строительство железных дорог, началось и массовое серьезное увлечение моделизмом.

Например, в 1900 году золотую медаль на Парижской профильной выставке получила модель сибирского экспресса, которую и сейчас можно увидеть в музее ж/д транспорта в Санкт-Петербурге.

После революции интерес к железнодорожным моделям, несмотря на сложное время, не только не угас, но и распространился на детей: созданием моделей занимались в школьных кружках, станциях юных техников и даже в специальных клубах, созданных при железнодорожных училищах.

Такой масштаб увлечения ж/д техникой способствовал тому, что государство обратило внимание на игрушечное производство. Если сначала выпуском примитивных моделей занимались небольшие артели, то со временем они начали объединяться и перерастали в крупные производства. В 20-30-е годы игрушечные паровозы делали преимущественно на пружинных приводах или же в виде упрощенного варианта паровой машины.

Но с развитием электротехники стали появляться локомотивы с электродвигателями, что и способствовало созданию тех игрушечных железных дорог, которые для многих советских детей становились заветной мечтой. В довоенные годы отечественные магазины подобными игрушками снабжал серпуховской завод "Пресс", которому немного помогал журнал "Знание-Сила", публиковавший статьи о том, как из продукции "Пресса" можно собрать новые модели электровозов.

Кстати говоря, долгое время железные дороги этого завода отличались отменным качеством, но потом что-то сломалось в налаженной системе производства/сбыта, и в адрес предприятия посыпались бесконечные жалобы на отвратительное качество. Завод, к его чести, признал свою ошибку, исправился и взял на себя обязательство по расширению ассортимента.



История изготовления фальшивых денег едва ли не интереснее истории законно выпущенных денежных знаков.

Почта России по городу: 1500 руб. по стране: 1500 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.

Почта России по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.
Комментарий: оплата по договоренности

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб.

Почта России по городу: 1500 руб. по стране: 1500 руб.

Почта России по городу: 2000 руб. по стране: 2000 руб.

Другие способы/по договоренности по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.
Комментарий: По договорённости

Почта России по городу: 2500 руб. по стране: 2500 руб. по миру: 2500 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 2000 руб. по миру: 2000 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 2000 руб. по миру: 2000 руб.

Почта России по городу: 300 руб. по стране: 300 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.

Почта России по городу: 50 руб. по стране: 300 руб. по миру: 500 руб.
Комментарий: ОПЛАТА ПРОИЗВОДИТСЯ ПЕРЕВОДАМИ И НА КАРТУ СБ РОССИИ

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.

Другие способы/по договоренности по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.
Комментарий: По договорённости

Почта России по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.

Почта России по городу: 50 руб. по стране: 300 руб.

Почта России по городу: 50 руб. по стране: 300 руб. по миру: 800 руб.
Комментарий: ОПЛАТА ПРОИЗВОДИТСЯ ПЕРЕВОДАМИ И НА КАРТУ СБ РОССИИ

Почта России по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.

Почта России по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.

Почта России по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.

Почта России по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1500 руб. по миру: 1500 руб.

Почта России по городу: 1500 руб. по стране: 1500 руб. по миру: 1500 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.

Почта России по городу: 25000 руб. по стране: 25000 руб. по миру: 25000 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.

Почта России по городу: 1000 руб. по стране: 1000 руб. по миру: 1000 руб.



Полноразмерная версия сайта

Многие, в детстве (70-80е) катали за веревочку ЗИЛы — самосвалы, с полуприцепом.
Представленные в моей коллекции ЗИС 150 встречались намного реже.
Сейчас стоимость некоторых игрушек в приличном состоянии превышает 15-20 т.р. ($500 — 700).
За некоторые экземпляры просят более $1000.
А так, среднем, 3500 — 5000р. за комплектный ржавый экземпляр.
Большинство моих грузовиков прошли реставрацию с полной перекраской.
Хранить на полках редкий, но ржавый хлам — не в моей концепции:)
Уверен, что стоимость на недавно попавших в модный тренд коллекционирования, старые железные грузовики будет постоянно повышаться.
Мои игрушки не продаются:) Если вы желаете что то мне предложить, прошу писать в личку. Ищу фургон ХЛЕБ и цистерну Молоко!





У мну был ЗИЛ как на 6 фотке. Так самое охуенное то, что там был гидравлический маслянный поршень, с помощью которого откидывался кузов.







вот такой хуетой (ток зелёный,защитного цвета) я в первом классе одноклассника уебал пару раз за то что он моих динозавриков спиздил. швов 10 наложили точно ) Технику батя срочно утилизировал )

Производство моделей железных дорог в СССР Модели, Железная дорога, СССР, Длиннопост

Заговаривая о моделях железных дорог с посторонним человеком, нередко слышишь недоумение: "Как понять — модели? А, немецкая, что ли?" Да, действительно, многие при упоминании миниатюрных копий железных дорог в первую очередь вспоминают хорошо знакомые всем изделия из ГДР. Даже сейчас, когда производство таких моделей освоено уже несколькими российскими, украинскими, латвийскими предприятиями.

Между тем у производства железнодорожных моделей на территории бывшего Союза есть своя история. И хотя, пожалуй, нельзя назвать её богатой и славной, забывать о ней не стоит.

Как известно, производство игрушек железнодорожной тематики началось практически сразу после появления железных дорог. Однако моделизм в современном понятии этого слова выделился из увлечения такими игрушками значительно позже. Трудно обозначить какую-то грань, разделяющую "игрушку" и "модель" — она представилась бы очень размытой. И всё же попытаемся сделать это.

Уже мало кто помнит электрическую железную дорогу, которая выпускалась в тридцатые годы XX века заводом "Пресс" в Серпухове. Сохранившиеся до наших дней экземпляры этих игрушек являются чрезвычайной редкостью. Но по ним мы можем констатировать: это были изделия, стоящие на уровне тогдашних мировых стандартов. Они представляли собой прекрасные, высокотехнологичные игрушки и. как и большинство зарубежных изделий того времени, не являлись моделями. Локомотивы не копировали какие-либо прототипы, вагоны также были, так сказать, вагонами "вообще". Однако, взглянув на зарубежные изделия того времени, мы увидим, что такая условность во многом была печатью эпохи.

Железная дорога завода "Пресс". Иллюстрация из книги "Модели железных дорог"

Производство моделей железных дорог в СССР Модели, Железная дорога, СССР, Длиннопост

Западные производители также не ставили перед собой задачи добиться полного сходства своих изделий с настоящими локомотивами и вагонами. Первые шаги к изготовлению моделей-копий предпринимались единичными фирмами, такими, как Märklin. Так что с этой стороны игрушечная железная дорога из Серпухова была, так сказать, вполне "на уровне".

Напомним некоторые характеристики этой дороги. Было выпущено два вида локомотивов: двухосный паровоз и двухосный же электровоз с центральным расположением кабины. Локомотивы имели электродвигатели переменного тока, питались напряжением 12 В. Система электроснабжения — трёхрельсовая. Вагонов имелось почти 10 видов, из них один — четырёхосный пассажирский, остальные — грузовые (крытые, полувагон, платформа и другие). И локомотивы, и вагоны изготовлялись из металла. Путь из профилированных рельсов имел ширину 45 мм. Рельсы крепились к металлическим шпалам — всего по 3 или 4 шпалы на звено пути, и это также примета времени.

Производство железной дороги в Серпухове было прервано войной. А по прошествии наиболее тяжёлых послевоенных лет уже другое предприятие — московский завод "Прожектор", приступил к производству нового набора железной дороги под торгово-рекламным названием "Пионерская". Выпуск её начался примерно в 1951 году и продолжался около 20 лет.

В набор входил шестиосный тепловоз загадочной серии "ИС" с номером 51, четыре 4-осных вагона — два пассажирских и два грузовых (платформа и крытый); большой комплект рельсов с двумя стрелочными переводами, мост, переезд со шлагбаумами и домиком дежурного, здание вокзала, несколько светофоров и фонарей освещения. Подвижной состав, здание вокзала, переезд были выполнены из металла. Поставлялась эта железная дорога в огромной деревянной коробке, вес её составлял несколько килограммов. К набору прилагался трансформатор с регулятором напряжения.

Производство моделей железных дорог в СССР Модели, Железная дорога, СССР, Длиннопост

Это была игрушка сложнейшего по тем временам технического уровня, мечта всех ребят. Путь был разделён на блок-участки, и сигналы светофоров переключались при движении поезда. При прохождении поезда по переезду опускались шлагбаумы, из домика "выходил" дежурный с фонарём, а его "коллега" на платформе станции поднимал зелёный флаг. Локомотив был снабжён действующим прожектором, в пассажирских вагонах имелось освещение и хвостовые красные огни. Светились фонари на станции, переезде и у стрелок, подсвечивалось изнутри здание вокзала. Разложенная в затемнённой комнате, действующая "пионерка" являла собой впечатляющее зрелище.

Дежурный и домик дежурного

Производство моделей железных дорог в СССР Модели, Железная дорога, СССР, Длиннопост

Особо следует сказать о путевом материале для этой дороги. Как и в железной дороге завода "Пресс", рельсы были профилированными, локомотив питался по всё ещё распространённой в то время трёхрельсовой системе. Ширина колеи составляла 32 мм, напряжение питания — 13В переменного тока. В наборе было 7 или 8 прямых, 16 радиусных звеньев и два стрелочных перевода с ручным приводом — левый и правый.

Конечно, назвать эту железную дорогу "модельной" всё ещё трудно. В облике тепловоза, вагонов, сооружений было ещё много условности. И вместе с тем внешний вид подвижного состава уже приближался к виду настоящей техники. Вагоны, особенно грузовые, выглядели вполне узнаваемо, а выполненные надписи и эмблемы добавляли им реализма. В облике фантастического локомотива "ИС-51" угадывались очертания новейших по тому времени магистральных тепловозов ТЭ2 или ТЭ3 первого выпуска.

Словом, следует признать: эта дорога впервые стала чем-то бoльшим, чем просто игрушка. Именно её мы и назовём той "гранью", за которой можно говорить о начале промышленного производства моделей железных дорог в нашей стране.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МОДЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. МОДЕЛИ ЗАВОДА "СЧЁТМАШ"

Однако после первого, такого удачного, шага естественный процесс развития отечественного модельпрома неожиданно был нарушен. Связано это с появлением на прилавках советских магазинов "тех самых" моделей железных дорог производства ГДР. История производства железных дорог в Германии к тому моменту была уже очень богатой, а часть Германии вошла в соцлагерь и расплачивалась с Советским Союзом за блага социализма многими изделиями своей промышленности. Первые немецкие модели были завезены в Союз в конце пятидесятых годов, а по прошествии нескольких лет было принято решение закрепить модельпромовские функции за предприятиями ГДР.

В основном в СССР поставляли свои изделия заводы PIKO (масштабы H0 и N) и Berliner-TT-Bahnen (масштаб TT). Впоследствии к ним добавились VERO (модели зданий и сооружений), PILZ (профилированный рельсовый материал) и некоторые другие.

Появление "немецкой железной дороги", безусловно, подхлестнуло все благотворные процессы в развитии этого увлечения среди советских граждан: и стремление к миниатюризации, и улучшение качества деталировки самостоятельно изготовляемых моделей — достойные образцы были теперь перед глазами. Да и началось увлечение моделизмом для многих именно с покупки немецкого набора.

Всё было бы очень хорошо, если бы не одно "но": среди поставляемых из ГДР моделей подвижного состава практически не оказалось копий советских прототипов. "Наши" модели можно было пересчитать по пальцам. В типоразмере ТТ это были электровоз ЧС1 и тепловоз ЧМЭ2, в типоразмере N — электровоз ЧС4 и пассажирские вагоны "Аммендорф", а в типоразмере Н0 — один-единственный вагон-ледник, всем хорошо известный "ашхабадец". Причём именно эти модели имели досадные недостатки: не очень точно воспроизводились детали, не соответствовали некоторые масштабные размеры.

К началу 80-х годов наши любители-энтузиасты создали великолепные модели советских локомотивов и вагонов в домашних условиях. Многие использовали "бонусы", предоставляемые импортными моделями: так, многие возвращали тепловозу BR120 (М62) фирмы PIKO его "законную" окраску и советские надписи, некоторые брались за переделку паровоза BR52 в трофейный ТЭ, распространённый у нас в послевоенные годы. Интерес к железнодорожному моделизму возрос в целом. Всё это стимулировало потребность в отечественных моделях железных дорог промышленного производства. Однако заводы, такие, как московский "Огонёк", выпускавшие вполне качественные игрушечные железные дороги, оказались не готовыми начать выпуск моделей-копий. Потому за это благородное дело взялись серьёзные организации, далёкие от игрушек.

Первой такой организацией стал приборостроительный завод "Счётмаш" из Курска. Он подготовил к выпуску ряд моделей подвижного состава и путевого материала. Для них был выбран самый распространённый и популярный в мире типоразмер — H0. В 1982 году была выпущена первая партия. Набор включал в себя паровоз серии Ов с угольным отоплением и два 14-метровых двухосных пассажирских вагона, путевой материал и блок питания.

Рассматривая эту железную дорогу, не без удовольствия отмечаешь, что разработчики явно не стремились ни подражать изделиям PIKO, ни даже копировать какие-либо их узлы. Первую отечественную модель железной дороги решили делать сами!

Современным детям сложно представить, что в девятнадцатом веке их пра-пра бабушки и дедушки приходили в восторг не от кукол Барби, а от игрушечных железных дорог. Это сегодня достаточно просто купить детскую железную дорогу , а когда -то они были дорогими игрушками, в прямом и переносном смысле.Известно даже, что любимой игрушкой русского царя Николая II в детстве была заводная железная дорога. И стоила она 154 рубля


История игрушечных паровозиков начинается одновременно с историей самой железной дороги. Европа тридцатых годов XIX века была практически наводнена деревянными вагончиками и паровозиками, которые изготавливали кустари-ремесленники из немецкого города Лейпцига. Деревянная железная дорога не имела рельсов, но от этого не становилась менее популярной и любимой детьми и взрослыми.
Игрушечные железные паровозики появляются на родине железной дороги в Англии в сороковых годах XIX столетия. Примечательно, что первые модели поездов из железа были сделаны отнюдь не в качестве игрушки, а для рекламы нового для Европы транспорта. Но как часто бывает, идея оказалась удачной и уже вскоре железные паровозики стали предметом коллекционирования местной аристократии и любимой забавой детей во многих странах Старого Света. Играли в эти популярные игрушки, например, и в ливерпульских и лондонских престижных клубах, где были уложены рельсы для игрушечной железной дороги.


Популярность игрушечных паровозиков стала такой, что считалось престижным преподносить их в качестве подарков коронованным особам. Например, их дарили испанскому королю, а для французского принца была даже построена в парке Сен-Клу игрушечная железная дорога.
Еще десятилетие спустя игрушечные паровозики попытались оснастить заводным часовым механизмом. Но движущиеся самостоятельно модели появились лишь в1981 году. Настоящей «бомбой» стали паровозы фирмы Marklin, впервые представленные на Лейпцигской ярмарке. Они передвигались самостоятельно по рельсам, за счет встроенной в них, работающей на спирте, миниатюрной паровой машины.


Двадцатые годы прошлого столетия стали революционными для Европы не только в политическом смысле. Игрушечные паровозики тоже переживают революцию: изобретены миниатюрные электродвигатели выпрямители переменного тока. Германия остается лидером по выпуску игрушечных железных дорог, но уже в 30-годы такая железная дорога появилась и в России. Миниатюрные паровозики начинает выпускать завод «Пресс» в Серпухове Московской области.

Я сегодня прелесть какая гадость В ответ на Хлеб . колбаска . а я, блин, на диете . 2 июня 2015, 14:37


В послевоенное время и в Советском Союзе начинается «железнодорожная болезнь», железные паровозики и вагоны быстро становятся популярной игрушкой. Ведь именно тогда появляется железная дорога » Пионерская», выпускаемая подмосковным заводом «Прожектор». Поставлялась игрушка в большой деревянной коробке, а ее вес был несколько килограмм. В набор « Пионерская» входили выполненные из метала шестиостный тепловоз, два грузовых и два пассажирских вагона, комплект рейсов, переезд со шлагбаумом, мост, здание вокзала, светофоры и фонари освещения.


Бумом игрушечных железных дорог в нашей стране считаются 70-е годы XX столетия. Именно тогда на прилавках « Детского мира» на Лубянке появились наборы игрушечных железных дорог фирмы «Pico» из ГДР.


Игрушечный поезд (игрушечная железная дорога) представляет собой уменьшенную имитацию реального железнодорожного поезда. Обычно представляет собой локомотив с несколькими вагонами, которые могут катится по рельсам (хотя это и не обязательное условие данной игрушки). Локомотив может быть как с приводом (на батарейках, с механическим заводом), так и без. В обиходе игрушечные поезда часто именуются Паровозиками.

Нередко игрушечными называют модельные железные дороги, что неверно, ввиду большого различия между ними (как и при сравнении прочих моделей техники и игрушек). Среди отличий игрушечной железной дороги от модельной можно отметить следующие:

Не нормирован масштаб, поэтому он может быть произвольным (например, фирма LEGO выпускает игрушечные поезда в масштабе 1:38), либо вовсе не выдерживаться;
У игрушки часто сводится к минимуму детализация и долговечность, что позволяет заметно снизить цену;
Игрушка создана прежде всего для игры детьми, тогда как модель имитирует техническое устройство, из-за чего, ввиду мелких деталей, имеет ограничения по возрасту.
Приводом для модели поезда служит установленный в модели локомотива миниатюрный электродвигатель, который получает питание по рельсам. Приводом же игрушки могут быть также электродвигатель с питанием от батареек, либо заводной механизм, либо внешние силы (т.н. «таскать за верёвочку»).
Рельсовые пути для игрушечных поездов могут быть выполнены в виде полос с желобками (деревянные детские железные дороги, пластиковые фирмы Plarail), либо вовсе отсутствовать, при этом игрушечный поезд значительно больше похож на несколько игрушечных машинок, соединённых вместе.


Однако стоит отдельно отметить, что многие современные модельные поезда также, тем не менее, могли бы обозначаться как игрушечная железная дорога, если таковые не точно соответствуют масштабу в порядке упрощений в пользу надежности, требуемой для игры детьми, или малозатратного изготовления.

Ввиду высокой популярности, игрушечные поезда фигурируют в значительном количестве литературных произведений, фильмах и даже спектаклях. Ниже приведены произведения, где игрушечный поезд играет значительную роль.

Сказочная повесть Джанни Родари «Путешествие «Голубой Стрелы»».
«Голубая стрела» — советский мультфильм, снятый по данной повести.
«Паровозик из Ромашкова» и «Паровозик Томас и друзья» — хотя повествование и идёт как о реальных поездах, но сильно заметна их игрушечность.
Эпизо д Последний поезд в Долларвилль мультсериала «Чип и Дейл спешат на помощь» — о розыске похищенного игрушечного поезда.
«Звёздный Экспресс» — мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера об оживших во сне маленького мальчика игрушечных поездах.
«Веселые паровозики из Чаггингтона» — мультсериал о городе где живут и работают антропоморфные поезда под руководством людей и суперкомпьютера с искусственным интеллектом.


Есть подозрение, что о железной дороге мечтали не только мальчики, для которых она была предназначена, но и их старшие братья, папы и даже дедушки. Поскольку все они сразу с энтузиазмом принимались за прокладку рельсов и запуск состава.Император Николай Второй, собирает железную дорогу для сына.

Кстати, любимой игрушкой самого императора в детстве тоже была железная дорога. И стоила она 154 рубля.

"Огляделся: комната волшебная. Ничего подобного сроду не видывал. Во-первых по полу идет железная дорога, маленькая, но настоящая, с рельсами, с сторожевыми будками, с тремя классами вагонов. - так описывали детскую, принадлежавшую будущему русскому императору. - Хозяин всех этих игрушечных сокровищ заводил ключиком свою дорогу, и вот уже «паровоз побежал, из будки вышла сторожиха, замахала флажком, на платформе появился пузатый начальник, зазвенел звонок"


Коронованные особы были явно не равнодушны к игрушечным паровозикам. Их дарили испанскому королю, а для французского принца Наполеона Бонапарта Четвертого игрушечная железная дорога была построена в парке Сен-Клу. Игрушечные паровозики коллекционировал король танца Рудольф Нуриев. Для него эта игрушка имела особый, сакральный смысл. Рожденный в поезде "под стук колес", он всю жизнь находился в движении: переезды, перелеты всегда составляли значительную часть его жизни. По случаю приобрел по случаю железную дорогу фирмы Marklin немецкий кайзер Вильгельм II . Вагоны и тендер паровоза этого «царского» поезда теперь заняли почетное место в Гепингенском музее игрушки (Goppingen, Германия, музей фирмы Marklin). Дарили разноцветные вагончики и внукам великого Гете. В любви к игрушечным паровозикам в свое время были замечены Род Стюарт, Рональд Рейган, Владимир Набоков. Сохранились фотографии, свидетельствующие о большой коллекции этих игрушек в имении Германа Геринга. Это была особая мрачная, милитаризованная коллекция. К потолочным балкам чердака, где располагались игрушечные составы, крепились миниатюрные самолеты, по сигналу с пульта сбрасывающие на железную дорогу деревянные бомбы.

Огромным собранием игрушечных паровозиков обладал Фрэнк Синатра. Выходец из небогатой семьи итальянских иммигрантов, он был одним из тех мальчиков, которые страстно хотели попасть в Нью-Йорк в новогодние и рождественские дни, чтобы иметь возможность полюбоваться на вожделенные игрушки в сияющих витринах больших магазинов. Можно представить себе его восторг, когда обожающая сына мать заложила "свои меха" - лису- и купила ему набор игрушек. Достать к нему всяческие "аксессуары" было делом чести для маленького Фрэнка. Он отправился в Нью-Джерси. Прямиком туда , где расположены заводы знаменитой фирмы LIONEL, производящей волшебные игрушки. Целью его визита были мусорные ящики и контейнеры вокруг предприятий, куда сваливали разнообразный брак. Брак, вполне пригодный для починки и использования в качестве комплектующих деталей. Так рождалась легендарная коллекция.

Шагал по ступеням певческой карьеры Синатра - множилось его собрание. Сначала он был патриотом "отечественного производителя". В частности, в его коллекции можно было обнаружить уникальные розовые паровозики, выпущенные в 1957 году небольшой серией специально для девочек. Позже американскую часть дополнила европейская. Уникальная коллекция не было мертвой - только "полочной". Соседские мальчишки с удовольствием захаживали в гости к знаменитому певцу в его калифорнийское поместье поиграть. Так собственно уже в коллекции Синатры можно было заметить "водораздел" между игрушками и экспонатами. Еще более глубокая граница пролегала между игрушками и моделями: разные степень детализации, уровень долговечности и соответственно цена. В 50-х годах прошлого века интерес к игрушечным паровозикам стал падать, и тогда "на выручку" , не дав умереть индустрии, пришли модели. Самые разные: точнейшие реконструкции исторических "первоисточников", садово-парковые "монстры", радиоуправляемые изделия.

Золото, платина, серебро, камни драгоценные, шелк, оникс, хрусталь, бархат, дерево
Литье, эмаль, гравировка, скань, зернь, гильошировка, чеканка.


Этот пасхальный шедевр Фаберже был подарен в 1900 году императором Николаем II своей супруге – императрице Александре Федоровне. Яйцо посвящено сооружению Сибирской железной дороги. Его сюрприз - модель транссибирского поезда - состоит из платинового паровоза с рубиновым фонарем и бриллиантовыми фарами, и золотых вагончиков. На каждом из них есть крошечные надписи: «Для дам», «Для курящих», «Для некурящих». Указано также количество мест и класс вагонов. Замыкает состав вагон-церковь. Яйцо украшено серебряным поясом с гравированной картой Российской империи и веткой Сибирской железной дороги. Держат яйцо грифоны с мечами и щитами в лапах. Механический сюрприз вынимается из яйца-футляра и приводится в движение крохотным золотым ключиком. Тоже действующая модель.


Строительство железных дорог в свое время имело прорывный характер, впечатление производимое этим новым видом транспорта можно сравнить с восторгом по поводу освоения космоса во второй половине 20 века. Все, связанное с железной дорогой, пользовалось особой популярностью. Дети мечтали играть в паровозики. Первыми носящееся в воздухе желание почувствовали игрушечники - ремесленники Лейпцига. Паровозики делались из дерева и двигались не по рельсам. Это было в 30-х годах 19 века. В 40-х встрепенулась Англия. Здесь все оказалось серьезнее. Паровозики металлические и, главное, для них прокладывались рельсы. Счастливые обладатели игрушек (даже не столько дети, сколько почтенные английские аристократы) объединялись в клубы "по интересам" или катали любимые паровозики в престижных лондонских и ливерпульских клубах.

В движение паровозики приводились с помощью часового механизма. Что вполне устраивало детей, но казалось скучноватым взрослым. Идя навстречу "пожеланиям трудящихся" фирма Marklin в 1981 году впервые представила на Лейпцигской ярмарке самостоятельно движущиеся модели. Они передвигались по рельсам, за счет встроенной в них, работающей на спирте, миниатюрной паровой машины.

Чуть позже фирма Marklin вынесла на общее обсуждение еще одно революционное предложение: почему бы не выработать единые стандарты, чтобы можно было использовать игрушки от разных производителей. Сказано - сделано. Первой стандартной колеей стала колея в 32 мм. Но в 1935 году уже другая немецкой фирма - Trix выпустила игрушечную железную дорогу с колеей в 16,5 мм. Она была не только меньше, но уже тогда имела настоящий пульт управления. При помощи специального устройства вагоны расцеплялись на расстоянии. Локомотивы же были оснащены буферными фонарями, которые переключались в зависимости от смены направления движения. Массовое производство игрушечных железных дорог по новому стандарту удалось наладить только после войны. До сегодняшнего дня самой популярной остается копия железной дороги в масштабе 1:87.

Россия долгое время довольствовалась импортными игрушками. На Рождество дети состоятельных родителей чаще всего получали наборы фирмы Marklin. Собственное производство было развернуто уже после революции в 30-х годах прошлого века. За производство игрушечных паровозиков взялись на заводе "Пресс" в Серпухове Московской области.

Но настоящий "паровозный бум" пришелся на послевоенное время. Тогда на подмосковном заводе "Прожектор" была выпущена знаменитая железная дорога "Пионерская".

Читайте также: