Значение игрушек из дерева

Обновлено: 18.05.2024

Сейчас в наше время очень большое разнообразие детских игрушек-мягкие, пластиковые, резиновые, деревянные. Всем известно, что игрушка – лучший помощник малыша в его развитии. Именно через игрушки наши малыши познают мир, знакомятся с цветами и формами, развивают логику, творческое мышление и пр.

Мною отмечена тенденция, что деревянные игрушки все больше и больше вытесняют пластик и резину возвращаясь в нашу жизнь и в комнаты наших детей.

ВложениеРазмер
statya._derevyannye_igrushki_dlya_detey.docx 14.88 КБ

Предварительный просмотр:

Деревянные игрушки для детей. Чем они полезны?

Сейчас в наше время очень большое разнообразие детских игрушек-мягкие, пластиковые, резиновые, деревянные. Всем известно, что игрушка – лучший помощник малыша в его развитии. Именно через игрушки наши малыши познают мир, знакомятся с цветами и формами, развивают логику, творческое мышление и пр.

Наверняка, каждый родитель встает перед выбором, какие игрушки выбрать ребенку. Разнообразие их настолько велико, что глаз разбегается. Хочется, чтобы игрушка приносила максимальную пользу для вашего малыша, развивала его, и, конечно, была безопасной.

Мною отмечена тенденция, что деревянные игрушки все больше и больше вытесняют пластик и резину возвращаясь в нашу жизнь и в комнаты наших детей .

Перебрав многие варианты, мы зачастую интуитивно возвращаются к истокам. Ребенок, как часть природы, чувствует себя гармонично и комфортно в окружении предметов из натуральных материалов. Изделия из дерева – являются одними из самых древних, которые люди применяли в быту. Самые первые игрушки также были изготовлены из дерева.

Главная польза деревянных игрушек – 100% экологичность , что обеспечивает натуральность. Не нужно переживать о неприятном запахе некачественной резины или о вредных компонентах пластика. Конечно, отдельные недобросовестные производители могут применять некачественные краски, но вы всегда можете потребовать сертификат качества – это ваше право потребителя.

Современными технологиями нельзя воссоздать тепло и фактуру натурального материала, который положительно влияет на мелкую моторику рук малыша и на его психо-эмоциональное состояние-реальность ощущений. Деревянные игрушки дают возможность ощутить структуру, плотность, вес, запах материала. Ребенок получает правдивую информацию об окружающем мире. Деревянные игрушки обычно отличаются простыми конструкциями. Чем проще игрушка, тем больше она дает простора для развития фантазии ребенка . За деревянными игрушками легко ухаживать, их можно мыть чистой водой или мыльным раствором. Дерево — прочный материал, который непросто сломать. Следовательно, деревянная игрушка может прослужить не одному поколению в семье.

Сейчас из дерева мы можем встретить большое разнообразие игрушек. Это и конструкторы и лошадки-каталки, наборы для раскрашивания, для развития мелкой моторики, сортеры, пазлы, рамки-вкладыши, пирамидки, шнуровки, кукольные театры, в виде продуктов, мебель кукольная, посуда.

Деревянные игрушки обладают непередаваемой энергетикой. Они настраивают на положительный лад, дают ребенку правильный настрой, что все живое — ценно.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Р. М. ГЛИЭРА
ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
236017 г. Калининград, ул. Огарева, 22 Тел/факс: 21-24-44; glier - school @ mail . ru

http://www.klgd.ru/social/culture/glier/glier1.jpg

http://daypic.ru/wp-content/uploads/2012/08/2636-700x468.jpg

Русская народная деревянная игрушка

Методический материал по народному творчеству

Разработала Остапцова Татьяна Николаевна

преподаватель отделения музыкального фольклора

МАОУ ДО ДМШ им. Р.М. Глиэра

Введение

Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. История русской игрушки насчитывает многие тысячелетия. С древних времен игрушка является проявлением любви взрослых к детям, средством для общения. В народной игрушке отразились представления наших древних предков о мире. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

Утратив со временем свою обрядовую функцию, игрушки бытовали, как предмет игры, являясь необходимым элементом воспитательного процесса, с помощью которых ребенок познавал окружающий мир.

Функциональные свойства народной игрушки

1.СоколоваЛ., Некрылова А.. Воспитание ребенка в русских традициях – СПб,: «Паритет»,2003. С.26

Народная игрушка привлекает внимание и своей простотой. В ней нет ничего лишнего. Она всегда была проста и незамысловата, и приемы ее изготовления были легко усваиваемы даже детьми. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребенок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Не зря в народе говорили: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» 3 .

http://pics.livejournal.com/dmfff/pic/0008ysty/s640x480

Как любое произведение искусства, народная игрушка – часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. «Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве» 4 . Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность, вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка – всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.



Классификация народных игрушек

Деревянная игрушка


Рис. 5 Онежские игрушки

Основные мотивы производства игрушек для северных мастеров – это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Панка . Так называется северная кукла. Она представляет собой обрубок дерева, округлый или граненый, на котором топором намечена голова в форме шара или конуса и туловище в форме конуса или даже куба. Лица у таких кукол плоские и напоминают лики идолов. Единственное, что может украшать панку, это выжженный орнамент из кругов, косых крестов, резных квадратов и ромбов. Даже небольшие фигурки выглядят внушительно и торжественно. Ученые видят в панке отголоски древнего культа предков: на Севере, например, существовал обычай ставить перед избой деревянные столбы с резными головами, одетые в настоящую одежду, - памятные изображения хозяина и хозяйки. Такие игрушки выполняются в технике обрубовки топором и называются плотницкими.

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2012/09/rusderigr-3.jpg

Рис. 7 Северные коники

Рис. 6 Кукла-панка

Северные коники . У северных коников массивная короткая шея и легкая маленькая головка. Могучее тело опирается на короткие ноги, которые подпирают туловище подобно колоннам. Существуют и коники-каталки, их делали вплоть до начала ХХ в. Разновидность каталок – каретки. Такая фигурка похожа на двухголовое фантастическое существо. Роспись условная: на красно-оранжевом фоне косые кресты, клетки, черные штрихи. На задней стенке каретки рисовали колесо, в которое вписывали кресты. Ученые объясняют, что это не что иное, как небесные огненные кони, влекущие солнечный диск. Образы эти пришли в народное искусство из мифологии. Устойчивые сочетания коня и солнца, коня и красного цвета еще долго сохранялись в ее оформлении.

3 — черновая обработка;

4 — чистовая обработка и выжигание узора штампиками.

Рис. 8 Схемы последовательности резьбы

Рис. 9,10 Федосеевские «балясы»

Рис. 8 Городецкая лошадка

Рис. 9-11 Федосеевские «балясы»

Рис. 12 Ермиловская игрушка

Третий, наиболее известный центр производства традиционной русской деревянной игрушки – это район Сергиева Посада (Подмосковье).

Рис. 13 Гусар и барыня

http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2012/09/rusderigr-4.jpg

Богородская игрушка . Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих лиц». Самая знаменитая из богородских игрушек – «Кузнецы». Неизвестно, сколько лет этой игрушке. Подвигаешь планки, и мужичок с медведем начинают стучать молоточками по наковальне. Богородские мастера делали различные движущиеся игрушки, используя нехитрые, но всегда остроумные приспособления: колеса, спиральные проволочки, планки, разводы. Балансом для таких игрушек служит деревянный шарик, который подвешен под кругом. Такой баланс использован в известной богородской игрушке «Куры по кругу». Стоит раскачать шарик круговым движением, и куры примутся торопливо клевать зёрна, причём двигаться они будут в строгой последовательности, по очереди.

Матрёшка

Рис. 16 Семёновская матрёшка

5. Гончаров К. Ю. «Русская матрёшка» – статья в журнале «Народная традиционная культура» №9, 2008. С. 27

воду которых до сих пор идут споры. Суть споров сводится к следующему: является ли матрешка оригинальным русским явлением или это вариант японского изделия?

Как свидетельствуют многие источники, первая в России матрёшка появилась в Москве в конце XIX века. В начале XX века она перекочевала в Подмосковье, в Сергиев Посад, а всемирную славу в середине столетия ей принесла Нижегородская земля. В двадцатом веке именно семеновская матрешка стала своеобразным символом России, ее визитной карточкой.

http://www.maaam.ru/upload/blogs/487e8163e226ae9c547ee4d94cfde267.jpg.jpg

Рис.17 Первая русская матрешка «Девочка с петухом» (С. В. Малютин, В. П. Звездочкин, конец 19-го века)

Рис. 18 Семёновские матрёшки

6. Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.; «Советская Россия».1987. С. 153

Классификация матрёшек

Рис. 19 Матрёшки

http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/promisil/prom46.jpg
Матрешка Крутецкая

Рис. 20 Семёновские матрёшки

Рис. 36 Каргопольская игрушка

Заключение

«Многие сегодня пытаются найти истоки своей культуры, свои корни в надежде обрести будущее, сохранив при этом свое национальное достоинство. Духовное возрождение народного искусства поможет нам на этом нелегком пути» (народный мастер Н. Фролова).

Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось по семейной традиции из поколения в поколение. От новых мастеров не требовалось заново создавать образ, а лишь улучшить традиционные формы игрушек, сделать их занимательнее, не отступая от принятых норм. В дореволюционной России сложилось несколько промысловых центров изготовления игрушек и многие из них, к счастью, сохранились. Все они имеют характерные отличительные особенности, что связано с культурой и местными традициями тех мест, где зарождался промысел. Несмотря на то, что современная народная игрушка уже не отвечает своим первоначальным функциям, исчезла из игры детей, она остается ярким явлением декоративно-прикладного искусства, как обще- признанный сувенир и поныне служит украшением современного интерьера.

«В народной игрушке скрыт феномен долговечности. Проходят годы, десятилетия, века, а народная игрушка живет до сих пор. Она расцветала, умирала, возрождалась, менялась, превращалась в сувенир, экзотику, но продолжала жить. И она оживает каждый раз, когда ее берут в руки дети. Она до сих пор вызывает неподдельный интерес детей (и взрослых тоже), глядя на нее, у всех без исключения возникает желание взять ее в руки, поиграть с ней, иметь ее рядом или сделать такую же. Народную игрушку любят за ее простоту и доступность, она дарит радость и тепло человеческих добрых рук, в ней скрыта незамысловатая душевная мелодия. Народная игрушка учит знать свои корни, она является «потешной копилкой народной памяти». Любите народную игрушку, старайтесь узнать о ней больше, прикоснитесь к ней и она подарит вам радость!» Н. Абрамычева (из публикаций в газете «Интеллект и творчество», 2011 г.)

Список использованной литературы:

1. Абрамычева Н. «Интеллект и творчество», 2011.

2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.

3. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.

4. Дайн Г.Л. Русская игрушка. М.; «Советская Россия».1987.

5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.

6. Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. — М.: Советская Россия, 1969.

7. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.

8. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.

Конечно, никто не станет отрицать значение игрушек в воспитании и развитии ребёнка. Игрушки знакомят малыша с окружающим миром, формами, цветами, звуками. Взрослые не до конца осознают все возможности игрушек и всё чаще под этим словом подразумевают компьютерные игры, которые хоть и бывают интеллектуальными и развивающими, но никогда не смогут заменить развивающие игрушки для малышей.



Для гармоничного роста и развития ребёнка, родители покупают развивающие игрушки, задачами которых является развитие логики, мелкой моторики, работы памяти. Во время игр, малыш тренирует и развивает основные навыки, знакомится с окружающим миром.

Помимо того, что приобретаемые игрушки должны быть полезными и развивающими, они должны быть безопасными, это крайне важно. Игрушки должны быть изготовлены из высококачественного материала, который не вызовет аллергии и не нанесет вред здоровью малыша.

Именно такими могут стать деревянные игрушки для ребёнка: развивающими и экологичными. И если может показаться, что выбор деревянных игрушек ограничен, не надо спешить с выводами, ведь на рынке игрушек можно приобрести пазлы, счёты, алфавит, кубики, фигурки животных – и всё это будет сделано из дерева.


Предметы из дерева были первыми игрушками у первобытных людей и их детей. С течением времени куски дерева и ветки превращались в самые разные игрушки из дерева для детей: машинки, куклы, кубики. Родители создавали даже развивающие игры для детей из дерева.

В наши дни, несмотря на изобилие ярких пластмассовых игрушек, в продаже всегда есть игрушки из дерева, они актуальны и в современном мире.

В чём же их преимущество и польза?

Во-первых, дерево – экологически чистый материал, игрушки обычно делают из деревьев хвойных пород, липы, берёзы. В свою очередь, даже самые дорогостоящие пластмассовые игрушки выделяют токсины, вредные для здоровья. Так же, пластик, сломавшись, образует острые края и может поцарапать нежную кожу ребёнка.

Вторым преимуществом деревянных игрушек надо назвать их долговечность, ведь не так просто сломать игрушку, изготовленную из дерева. Детки могут без ущерба для здоровья облизывать деревянную игрушку, чесать десны, когда режутся зубки, грызть и сосать. Более взрослые дети, которые интересуется тем, как устроена игрушки и из чего сделаны, могут смело ронять, бить, пытаться сломать деревянную игрушку, ведь такая игрушка будет очень прочной и выдержит любые нагрузки. Даже самому гиперактивному ребёнку будет крайне сложно сломать игрушку из дерева. При покупке удостоверьтесь, чтобы деревянная игрушка была хорошо отшлифована, а если покрыта лаком или краской, то нетоксичной.

Деревянные игрушки довольно легко мыть, достаточно окунуть в мыльный раствор, ополоснуть и вытереть насухо. Пластмассовые игрушки также можно мыть, но если в них встроен какой-то механизм или батарейки, процесс будет сложным.

Дерево – материал с хорошей энергетикой, деревянные игрушки гораздо приятнее держать в руках. Ребёнок скорее всего предпочтёт деревянную яркой пластмассовой игрушке.

Из минусов таких игрушек стоит отменить их не слишком лёгкий вес, не в каждом возрасте ребёнка его моторика позволит удержать деревянную игрушку.

Развивающие деревянные игрушки – это часть культуры и истории русского народа, они будет развивать малыша как физически, интеллектуально, так и духовно.

Наверное, только игрушки из него. Деревянные игрушки обладают непередаваемой энергетикой, долговечны. В чем преимущество и польза развивающих игрушек из дерева и как их правильно выбирать – памятка для родителей

Положительное воздействие на формирование тактильных навыков

Приятная, а главное такая разная фактура дерева — именно то, что нужно для развития мелкой моторики пальцев.Осязая и исследуя разные по форме и текстуре игрушки, ребенок получает массу информации.

Безопасность
Игрушки из природных материалов не могут навредить. Дети могут без ущерба для здоровья их исследовать: чесать десны, когда режутся зубки, грызть и сосать, грызть и облизывать — вреда не будет, а будет только польза от получения новых впечатлений и бесценного опыта. Гладкая текстура и натуральные красители очень важны для безопасности малыша.

Энергетика
Деревянные игрушки обладают непередаваемой энергетикой. Они настраивают на положительный лад, дают ребенку правильный настрой, что все живое — ценно.

Эстетика
Что может быть красивее дерева? Наверное, только игрушки из него. Темные и светлые прожилки, годовые кольца, проступающие на поверхности кукол и домиков, дают ребенку правильное представление о гармонии и красоте, развивают фантазию и воображение. Ролан Барт описывал пластик и металл как «неизящные» и «химические», и говорил, что дерево — «знакомая и поэтическая субстанция, не отсекающая ребенку близкий контакт с лесом, со столом, с полом. Дерево не ранит и не разбивается. Оно не ломается, а изнашивается, и может прослужить долго».

Долговечность
Не так просто сломать игрушку, изготовленную из дерева. Более взрослые дети, которые интересуется тем, как все устроено и из чего сделано, могут смело ронять, бить, пытаться сломать деревянную игрушку, ведь она будет очень прочной и выдержит любые нагрузки. Даже самому гиперактивному ребёнку будет крайне сложно сломать игрушку из дерева.

Гигиена
Деревянные игрушки довольно легко мыть, достаточно окунуть в мыльный раствор, ополоснуть и вытереть насухо. Пластмассовые также можно мыть, но если в них встроен какой-то механизм или батарейки, процесс будет сложным.

Как правильно выбрать деревянную игрушку:

  • Текстура. У игрушки не должно быть шероховатых поверхностей, трещин, заноз.
  • Красители. Краска и лак должны быть качественными (пищевые и акриловые красители). Для детей менее года – без красителя.
  • Конкретное назначение – для тренировки счета, для обучения различиям в цветах и пр. Избыток функций – это лишнее для детской игрушки.
  • Простота. Чем проще игрушка – тем быстрее происходит развитие творческого начала ребенка.
  • Возраст и личный график развития своего малыша. Например, ребенку менее трех лет не следует брать конструктор из мелких деталей.
  • Для малышей менее 3 лет вес игрушки должен быть до 100 г; острые углы/выступы недопустимы; шнурки у каталок и прочих должны иметь ограничители и толщину от 2 мм.
  • Выбирая цвет, сразу исключайте черные рисунки на темных фонах – чтобы малыш не напрягал зрение.

Помните, когда-то набор деревянных кубиков был у каждого советского ребенка? И кукольная мебель из дерева. И пирамидка с деревянными кольцами. Сейчас на смену им пришел пластик и игрушки из него.

Иногда они прекрасны, иногда оставляют желать лучшего, но в любом случае это совсем не то же самое. И когда мы хотим порадовать малыша чем-то особенным, мы делаем выбор в пользу дерева.


Первая в мире деревянная игрушка

Ученые склонны полагать, что первая деревянная игрушка появилась примерно тогда же, когда человек создал и другие предметы быта из дерева, но официально самой старой считается египетская кукла, возраст которой оценивается в 4000 лет, найденная в одной из детских гробниц. Впрочем, есть и другая версия. Согласно ей, первыми деревянными игрушками были копии самых обычных «взрослых» предметов: маленькие топорики, дубинки и луки, с которыми дети забавлялись, подражая старшим. Такие игрушки были найдены, например, в Африке.

Долгое время деревянная игрушка была уникальной вещью, которая создавалась вручную родителями ребенка. Только к XVIII веку производство поделок из дерева постепенно начало приобретать промышленный характер, а настоящего расцвета достигло в XX веке, когда фабричные игрушки в целом (не только деревянные) стали повсеместно доступны.


А вот к началу XXI века деревянная игрушка, к сожалению, была смещена с пьедестала почета более дешевым и доступным пластиком. Но это не значит, что она стала хуже. Скорее, наоборот.

Польза деревянных игрушек для детей

Развитие фантазии

Не всегда, но очень часто деревянные игрушки многофункциональны и имеют нелинейную открытую природу. Что это значит? Что ваш ребенок сможет использовать один и тот же предмет по-разному. Детали деревянного конструктора становятся не только строительным материалом для домика или замка, но и всем, чем угодно (насколько хватит фантазии у детей и их родителей). Такая особенность вдохновляет на творческую игру, развивая познавательные способности и навыки решения разных проблем.

Развитие органов чувств

Дерево, в отличие от пластика, имеет более ощутимый вес, совсем иную текстуру и даже «звучит» иначе. Все вместе это позволяет ребенку получить новую гамму ощущений от игры и стимулирует развитие чувств, приглашая его к новым исследованиям и открытиям. Это может быть особенно полезно для детей с задержкой в ​​развитии мелкой моторики или с сенсорными расстройствами, потому что такие игрушки помогают им почувствовать свои движения.


Развитие зрительно-моторной координации

Соединять между собой деревянные детали – совсем не то же самое, что скреплять детали конструктора. Здесь задействованы другие принципы взаимодействия с предметами. Ребенку нужно больше учитывать гравитацию, неосознанно производить простые вычисления, позволяющие создавать новые конструкции. Кроме того, дети должны прикладывать больше энергии во время игры: например, колеса деревянной машинки могут двигаться не так плавно, как у пластиковой или металлической.

Эстетическое развитие

Как правило, большинство деревянных игрушек – еще и красивы. Даже неокрашенные кубики способствуют развитию чувства красоты у ребенка. Ведь всякая деревяшка имеет свой неповторимый узор, она уникальна, а игрушки из натуральных материалов всегда создают особое ощущение уюта в детской.

Важные доводы для взрослых

Давайте будем честными. Покупая игрушки своим детям, мы во многом опираемся не только на их желания, но и на свои убеждения и предпочтения. А нам важно, чтобы игрушка была практичной и вызывала положительные эмоции. Поэтому, приобретая деревянные кубики, каталки и домики, мы обеспечиваем себе:

уверенность, что ребенок не поранится (трудно поцарапаться хорошо отшлифованной гладкой игрушкой);

уверенность, что малыш не контактирует с токсичными веществами (не всякий пластик безопасен, а вот дерево – наверняка);

уверенность, что игрушка прослужит долго (сломать деревяшку тоже очень трудно);

чувство радости от поддержания идеи экологически чистого мира (вещь, которая не ломается, не окажется на свалке через месяц после покупки и даже через год, а если окажется, не будет засорять землю, поскольку сделана из природного материала);

снижение шумового фона (обычно деревянными игрушками дети играют тише, чем пластиковыми);

чувство эстетического удовольствия (не только же детям радоваться красоте разноцветных кубиков, родителям это тоже важно!).


А у вас много деревянных игрушек? Может быть пора пополнить коллекцию?

Читайте также: