Бубнов конструктор подводных лодок

Обновлено: 02.05.2024

Строительство «Дельфина» доказало возможность создания полноценных субмарин на российских заводах и дало значительный практический опыт. В 1903 году И.Г. Бубнов стал начальником Кораблестроительной чертёжной, которая являлась конструкторским бюро подводных лодок при Морском техническом комитете Морского министерства. В том же году он разрабатывает проект «подводного миноносца № 140» (подлодки водоизмещением 140 тонн).

Подводные лодки типа «Касатка»

На Балтийском заводе Санкт-Петербурга в 1904 году началось строительство субмарин этого проекта, который стал именоваться «Касатка» по названию головной подлодки серии. Всего было построено шесть лодок такого типа:

  1. «Касатка»;
  2. «Скат»;
  3. «Налим»;
  4. «Макрель»;
  5. «Окунь»;
  6. «Фельдмаршал граф Шереметев» (значительная часть средств на постройку подлодки пожертвована потомками полководца Б.П. Шереметева, но в августе 1917 года название изменено на «Кета»).

В ходе строительства этой серии получили дальнейшее развитие идеи, впервые апробированные при создании «Дельфина». Субмарины представляли собой однокорпусные бензин-электрические лодки длиной более 33 метров (водоизмещение – около 140 тонн). Надводный ход обеспечивался двумя бензиновыми двигателями мощностью по 60 л/с каждый (на «Макрель» были установлены двигатели мощностью по 400 л/с), подводный – электромотором мощностью 100 л/с. Максимальная глубина погружения – до 100 метров. Максимальная скорость, которую подлодки могли развивать в надводном положении – 14 узлов (миль в час), в подводном – 8,5 узла. Вооружение субмарин состояло из четырёх внешних торпедных аппаратов системы С.К. Джевецкого. На лодках «Макрель» и «Окунь» бензомоторы в 1911 году были заменены на один дизельный двигатель мощностью 120 л/с. В дальнейшем подлодки этого проекта оснащались дополнительным вооружением – пулемётами и 47-мм артиллерийскими орудиями.

Подводная лодка «Минога»

Боевой опыт Русско-японской войны показал, что малые субмарины могут применяться только вблизи берега, а для действий в открытом море необходимо строительство больших подлодок. В 1905 году И.Г. Бубнов разрабатывает проекты подводных лодок двух типов – для патрулирования прибрежной зоны (водоизмещение 117 тонн) и крейсерской (400 тонн). Закладка малой субмарины, получившей название «Минога», состоялась в сентябре 1906 года на Балтийском заводе. Она стала первой в мире дизель-электрической подлодкой.

«Минога» спущена на воду в 1908 году, вошла в состав Балтийского флота в 1909 году. Это была небольшая однокорпусная подводная лодка, длиной около 33 метров, оснащённая двумя дизельными двигателями по 120 л/с и электромотором мощностью 70 л/с. Максимальная глубина погружения – до 50 метров. Максимальная скорость в надводном положении – 11 узлов, в подводном – 5 узлов. Вооружение субмарины – два трубчатых носовых торпедных аппарата (боезапас – четыре торпеды), в 1915 году на неё было установлено 37-мм артиллерийское орудие.

Подлодка участвовала в Первой Мировой войне, совершила четырнадцать боевых походов, несколько раз безуспешно пыталась атаковать неприятельские суда. В 1918 году «Минога» по железной дороге была отправлена из Петрограда в Саратов, где вошла в состав Волжской флотилии «красных», а позже, в ноябре того же года, спустилась по Волге до Каспийского моря и была зачислена в Астрахано-Каспийскую военную флотилию. С 1920 года лодка фактически не использовалась, её команда отправлена на Чёрное море. Субмарина в 1925 году исключена из состава флота, после чего разделана на металл.

Подводная лодка «Акула»

Большую крейсерскую подлодку «Акула», проект которой был разработан И.Г. Бубновым, планировалось использовать для активных действий на коммуникациях противника и атаки вражеских портов. Она была заложена на Балтийском заводе в декабре 1906 года, спустя некоторое время после начала строительства «Миноги». Субмарина спущена на воду в 1909 году, но длительное время дорабатывалась и вошла в состав Балтийского флота только в 1911 году.

В конструктивном отношении «Акула» представляла собой дальнейшее развитие проекта «Миноги», но с увеличенным водоизмещением, лучшей мореходностью и более мощным вооружением. Это была однокорпусная дизель-электрическая лодка, длиной более 56 метров. Надводный ход обеспечивался тремя дизелями мощностью по 300 л/с каждый, подводный – электромотором такой же мощности. Максимальная глубина погружения – до 100 метров. Максимальная скорость, которую лодка могла развить в надводном положении – более 10 узлов, в подводном – более 6 узлов. Вооружение субмарины состояло из четырёх трубчатых торпедных аппаратов (два носовых, два кормовых) и четырёх внешних торпедных аппаратов системы С.К. Джевецкого (общий боезапас – 12 торпед). В 1915 году на «Акулу» были установлены два пулемёта, 47-мм артиллерийское орудие и устройство для транспортировки и постановки четырёх мин заграждения.

Во время Первой Мировой войны подлодка совершила более пятнадцати боевых походов, неоднократно пыталась атаковать вражеские суда, но боевых успехов не имела. Субмариной впервые на российском подводном флоте была применена тактика активного поиска целей в море. В ноябре 1915 года «Акула» не вернулась на базу, впоследствии было установлено, что она подорвалась на германском минном заграждении. Вместе с лодкой погибли 35 подводников. Технические решения, применённые при строительстве подлодки «Акула», были в дальнейшем развиты Иваном Григорьевичем Бубновым при разработке лодок типов «Морж» и «Барс».

Bubn002.jpg

Иван Григорьевич Бубнов (1872 — 1919) — выдающийся русский инженер-кораблестроитель, механик, математик, один из авторов проекта первой русской подводной лодки. Автор серии трудов математически объясняющих вопросы местной и общей прочности судов.

Содержание

Вводная часть

Иван Григорьевич Бубнов — корабельный инженер, основоположник строительной механики судов, разработчик первых российских боевых подводных лодок. Имя этого ученого-изобретателя стоит в одном ряду с такими известными фамилиями, как Д. Голланд и С. Лебеф. Предел прочности рассчитывается «по Бубнову» как для современного подводных судов, так и для корпусов космических аппаратов.

Биография

Родился 6(18) января 1872 года, в Нижнем Новгороде, в семье известных нижегородских купцов. В 1887 году окончил Нижегородское Владимирское реальное училище, преподаватели которого отмечали выдающиеся способности в физике и математике. Образование продолжил в Техническом училище Морского ведомства, которое окончил в 1891 году с отличием.

По окончании училища приступил к работе в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, младшим судостроителем, принимал деятельное участие в постройке броненосца «Полтава».

В 1896 году закончил кораблестроительный отдел Николаевской Морской академии с занесением имени на мраморную доску. Во время учебы, в 1895 году, победил в конкурсе, представив уникальный проект быстроходного крейсера не имевшего аналогов.

Ещё во время учёбы проводил множество экспериментов по разработке способов по успокоению судовой качки. В то же время им были проведены исследования динамики спуска корабля на воду со стапеля, в том числе движение судна по спусковому фундаменту с переменным (убывающим и возрастающим) уклоном, с целью уменьшения повреждений набора судов при спуске. Также во время учебы им было разработано и воплощено в металле первое в мире устройство, измеряющее деформацию. Сразу же по окончании академии приглашен в нее преподавателем строительной механики кораблей.



В 1900 назначен старшим помощником заведующего Опытовым бассейном, одновременно, по заданию МорВеда, возглавил комиссию МТК по разработке проекта первой русской по настоящему подводной лодки. Интересный факт: на самом деле комиссия называлась «по проектированию и постройке полуподводной лодки», что было вызвано господствующим в МорВеде в то время мнением — «потонувший корабль сражаться не может». За полтора года И.Г. Бубнов, совместно с И.С. Горюновым и М.Н. Беклемишевым проектирует первую русскую военную подводную лодку. Лодка, строившаяся сначала под названием «Миноносец № 113», а затем «Миноносец № 150», получила название «Дельфин» и была спущена на воду со стапелей Балтийского завода в июне 1904 года.

Как и любой инновационный проект «Дельфин» имел массу недостатков и сырых решений приводивших к большим и малым трагедиям.Так именно на нём произошла первая катастрофа подводной лодки российского флота с человеческими жертвами. 16 июня 1904 года, во время восемнадцатого погружения у стапелей Балтийского завода исполняющий обязанности командира судна лейтенант А. Черкасов не задраил во время рубочный люк, предназначенный для стравливания избытка воздуха в прочном корпусе при погружении. Волна от проходившего рядом катера захлестнула люк и подводная лодка, с 36 членами экипажа (вместо штатных 13 человек), затонула. Удалось спастись лишь двенадцати морякам, в число которых не вошел отказавшийся покинуть судно капитан.



Несмотря на достаточно серьезное вооружение (пулемет и два торпедных аппарата решётчатого типа) «Дельфин», имел ряд недоработок, и особой боевой ценности не представлял. Ставившийся как Бубновым, так и остальными членами комиссии вопрос о необходимости дальнейших работ по усовершенствованию подводной лодки, был, несмотря на противодействие "адмиралов мирного времени", решён положительно, и уже в качестве начальника кораблестроительной чертёжной Морского технического комитета, Бубновым созданы начиная с 1903 года, проекты подводных лодок «Касатка», «Минога», «Акула», а также типов «Барс» и «Морж».

Субмарины, созданные И. Г. Бубновым, принимали участие в русско-японской, первой за всю мировую историю войне с участием подводных лодок. Интересный факт: после подрыва японских броненосцев на минах 2 мая 1904 года, не задетые минами корабли открыли мощную беспорядочную стрельбу по воде из орудий всех калибров, приняв подрывы мин за атаку русских подлодок.

11 марта 1906 года приказом Морского Министра вице-адмирала А. А. Бирилева был официально утвержден подводный флот России, а 20 имеющихся к тому времени боевых судов объединены в бригаду подводных лодок Балтийского флота. В 1907 году Бубнов зачисляется в экипаж офицеров подводного плавания.

В 1911 году провёл на черноморском крейсере «Кагул» первое в мире натурное испытание влияние глубины моря на скорость корабля. В том же году И. Г. Бубнов выступает инициатором применения судовых дизельных энергетических установок и электродвигателей.

Участвуя в проектировании линкора «Севастополь», предложил, впервые в мире, линейное расположение башен главного калибра. На однотипном «Измаиле» по его инициативе впервые была применена продольная конструкция набора корпуса, что привело к значительному уменьшения массы судна и усилению его артиллерийской мощи и броневой защиты. Данная конструкция, получившая за рубежом наименование «русская система», использовалась немецкими конструкторами при создании так называемых «карманных линкоров».

С 1912 года — генерал-майор Корпуса корабельных инженеров.

В 1912-17 годах являлся консультантом Балтийского завода и судостроительного общества «Ноблесснер» в Ревеле.

После 1917 года И.Г. Бубнов продолжил службу в РККФ, как и научную и преподавательскую деятельность в Морской Академии. И.Г. Бубнов активно участвовал в восстановлении судостроительных предприятий, входил в состав Центрального совета экспертов, под руководством К.П. Боклевского, руководил на Балтийском заводе переделкой лёгких крейсеров в нефтеналивные суда, участвовал в разработке программы воссоздания речного флота, выступил с предложениями о перестройке учебной и научной деятельности Морской академии.

Умер от тифа 13 марта 1919 года в Петрограде. Похоронен на Смоленском кладбище.

Список научных трудов

  • Бубнов И.Г. «О погашении боковой качки судна водным балластом». — 1896.
  • Бубнов И.Г. «Спуск судна на воду». — Морской сборник, №№ 1,2,3,5,6. — 1900.
  • Бубнов И.Г. «О непотопляемости судов». — Морской Сборник, №№ 4,5. — 1901.
  • Бубнов И.Г. «Основы статистики судостроения». — 1901.
  • Бубнов И.Г. «Напряжения в обшивке судов от давления воды». — 1902.
  • Бубнов И.Г. «Строительная механика и теория упругости». — 1906.
  • Бубнов И.Г. «Строительная механика корабля», в 2 частях. — Санкт-Петербург: 1912, 1914.
  • Бубнов И.Г. «Об одном методе определения главных размеров проектируемого судна». — 1916.
  • Бубнов И.Г. «Труды по теории пластин». — Москва: 1953.

Награды

  • Орден Св. Владимира четвертой степени
  • Орден Св. Владимира третьей степеней
  • Орден Св. Анны второй степени.

Увековечивание памяти

Установлены мемориальные доски в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.

Проводятся научно-практические конференции названные «Бубновские чтения».

Именем И. Г. Бубнова названы два корабля — танкер и контейнеровоз.

Портрет конструктора расположен в главном холле КБ «Рубин».

Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (утверждено постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 года N 527).

В 1993 году выпущена Почтой России почтовая марка достоинством 100 рублей "И. Г. Бубнов 1872-1919 Подводная лодка -Барс-"

Заключение

Иван Григорьевич Бубнов внес значительный вклад в отечественное и зарубежное кораблестроение. Им, в 1902 году, в статье "Напряжения в обшивке судов от давления воды", впервые были системно определены основные проблемы при расчетах элементов корпуса кораблей, и предложены общие и частные методы решения этих проблем.

Предложенная им в 1908 году, и в том же году утвержденная МТК, классификация действующих на корабль нагрузок, положила основу для развития нового направления в судостроении - судостроительной механике.

Предложенный Бубновым новый способ испытания подводных лодок в погруженном состоянии актуален и активно применяется и в наше время.

Открытый в 1913 году, как попутный, при исследовании частных задач по теории упругости «принцип Бубнова-Галёркина», широко применяется в математическом анализе до сих пор. Обоснования данного принципа для различных типов дифференциальных уравнений математической физики до сих пор является предметом исследований. В частности, одно из обоснований данного принципа впервые была дано только в 1943 году М. В. Келдышем.

Всего по проектам И.Г. Бубнова было построено 32 подводные лодки.

Разработанный И.Г. Бубновым инновационный для своего времени проект подводной лодки, имеющей секционное строение, водоизмещением 1260 тонн, так и остался не реализованным.

Примечания

Конструкция подводных лодок разработанных Бубновым коренным образом отличалась от аналогичных изделий иностранного производства, имея свои достоинства и недостатки.

В отличие от лодок Голланда (цистерны главного балласта расположены внутри прочного корпуса) и Лэка (часть водяного балласта размещена в надстройке над прочным корпусом), у «Дельфина» главный балласт разместили в концевых легких цистернах, вне прочного корпуса. Такое расположение цистерн главного балласта позволило лодкам русского типа погружаться на предельные для прочного корпуса глубины, не опасаясь того, что при повреждении этих цистерн забортная вода попадет внутрь прочного корпуса лодки. Однако такое конструктивное решение приводило к повышенному риску повреждения самих цистерн и, как следствие, возможному затоплению субмарины.

Основным же недостатком первых русских подводных лодок оказалось большое время погружения (до 10 минут), связанное с неудачным способом заполнения цистерн главного балласта (самотеком), с принудительной вентиляцией в прочный корпус при помощи специальных «сосунов».

Мал оказался и максимальный запас хода, что было обусловлено параметрами технического задания: предполагалось что подводные лодки будут заниматься в основном охраной входов в гавани и атаками исключительно проходящих поблизости от лодки, или стоящих на якорях кораблей.

С 1904 года Иван Григорьевич начал преподавать в Императорском Санкт-Петербургском политехническом институте, сотрудничая также в Морском кадетском корпусе и Николаевской морской академии. В 1907 году, после производства в подполковники, его официально зачисляют в списки офицеров подводного плавания. Став руководителем Опытового судостроительного бассейна в 1908 году, И.Г. Бубнов занимается исследовательской деятельностью, инициирует внедрение судовых дизельных энергетических установок и электродвигателей, впервые в мире разрабатывает и внедряет при строительстве продольную конструкцию набора корпуса корабля, впоследствии получившую название «русской системы». В 1909 году ему было присвоено учёное звание профессора.

Подводные лодки типа «Морж»

После вступления в строй лодки «Акула» в 1911 году, было принято решение о строительстве крейсерских субмарин водоизмещением 630 тонн. Проект, разработанный Иваном Григорьевичем, стал именоваться «Морж» по названию головной подлодки серии. Три субмарины такого типа были заложены в 1911 году на верфях Балтийского завода в городе Николаеве:

Они представляли собой однокорпусные дизель-электрические лодки, длиной более 67 метров. Надводный ход обеспечивался двумя дизелями мощностью по 250 л/с каждый, подводный – двумя электромоторами мощностью по 450 л/с. Максимальная глубина погружения – около 90 метров. Максимальная скорость, которую подлодки могли развивать в надводном положении – более 10 узлов (миль в час), в подводном – более 9 узлов. Вооружение субмарин состояло из четырёх трубчатых торпедных аппаратов (два носовых, два кормовых), восьми палубных торпедных аппаратов системы С.К. Джевецкого и двух артиллерийских орудий. С 1917 года на лодках устанавливались пулемёты.

Подводные лодки типа «Барс»

Разработанный под руководством И.Г. Бубнова проект «Барс», именуемый по названию головной подлодки серии, представлял собой дальнейшее развитие субмарин типа «Морж» – мореходные однокорпусные дизель-электрические подлодки увеличенного водоизмещения. Надводный ход обеспечивался двумя дизелями, мощность которых на разных моделях составляла от 250 до 1320 л/с каждый. Под водой лодки перемещались благодаря двум электромоторам мощностью по 450 л/с. Максимальная глубина погружения – около 90 метров. Максимальная скорость, которую лодки могли развивать в надводном положении – около 10 узлов (некоторые из модификаций проекта – до 16 узлов), в подводном – до 9 узлов. Вооружение субмарин состояло из четырёх трубчатых торпедных аппаратов (два носовых, два кормовых), палубных торпедных аппаратов системы С.К. Джевецкого (от четырёх до восьми) и артиллерийских орудий (от одного до трёх), кроме того, некоторые модели могли нести до восьми мин. С 1916 года на лодках стали устанавливать пулемёты.

Всего построено двадцать подлодок типа «Барс», одна из которых была переоборудована в подводный минный заградитель (ещё четыре субмарины так и остались недостроенными):

  1. «Барс»;
  2. «Гепард»;
  3. «Вепрь»;
  4. «Волк»;
  5. «Единорог»
  6. «Змея»;
  7. «Тигр»;
  8. «Львица»;
  9. «Пантера»;
  10. «Рысь»;
  11. «Кугуар»;
  12. «Леопард»;
  13. «Угорь»;
  14. «Тур»;
  15. «Ягуар»;
  16. «Ёрш» (переоборудована в минный заградитель);
  17. «Гагара»;
  18. «Утка»;
  19. «Буревестник»;
  20. «Орлан».
  1. «Форель»;
  2. «Язь»;
  3. «Пеликан»;
  4. «Лебедь».

Подлодки проекта «Барс» активно использовались в ходе Первой Мировой войны, участвовали в событиях Гражданской войны в России. Некоторые субмарины этой серии числились в боевом составе флота до 1936 года, а как зарядовые станции эксплуатировались до 1940 года. Две подлодки продолжали нести службу на Балтике и во время Великой Отечественной войны:
– «Ягуар» (с 1934 года называлась Б-4) – в 1941–1945 годах использовалась в качестве плавучей зарядовой станции (разделана на металл в 1956 году);
– «Пантера» (с 1934 года – Б-2) – в 1941 году выходила в поход, до мая 1943 года находилась в боевом составе флота, затем – переоборудована в зарядовую станцию (разделана на металл в 1955 году).

Помимо создания проектов подводных лодок, И.Г. Бубнов руководил разработкой первых дредноутов России – линейных кораблей типа «Севастополь». В 1911 году ему было присвоено звание генерал-майора Корпуса корабельных инженеров. С 1910 до 1917 года Иван Григорьевич занимал должности консультанта на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и на судостроительном объединении «Ноблесснер» в городе Ревеле (сейчас – столица Эстонии Таллин). После революции 1917 года И.Г. Бубнов не прекращал свою преподавательскую и экспертную деятельность. Он умер от тифа 13 марта 1919 года в возрасте 47 лет, его могила находится на Смоленском Православном кладбище Санкт-Петербурга.

Иван Григорьевич Бубнов – выдающийся конструктор, стоявший у истоков подводного кораблестроения России. Большинство русских подлодок первых десятилетий XX века было построено по его проектам. Некоторые принципы проектирования надводных и подводных кораблей, разработанные им более ста лет назад, продолжают оставаться актуальными до настоящего времени.

Сегодня мы начинаем серию публикаций о выдающемся конструкторе, пионере русского подводного кораблестроения, генерал-майоре И.Г. Бубнове. Текущая статья будет посвящена началу его жизненного пути и созданию подлодки «Дельфин» – первой субмарины, официально включенной в состав российского флота.

Иван Григорьевич Бубнов родился 18 (06 по ст.ст.) января 1872 года в нижегородской купеческой семье. Он с детства проявлял способности к математике и физике, до 1887 года обучался во Владимирском реальном училище в Нижнем Новгороде, а затем – в Техническом училище Морского ведомства (Кронштадт), которое в 1891 году с отличием окончил. С 1891 до 1893 года И.Г. Бубнов служил в должности младшего судостроителя на верфи Новое Адмиралтейство, где принимал участие в постройке броненосца «Полтава».

Затем Иван Григорьевич поступил на кораблестроительное отделение Николаевской морской академии в Санкт-Петербурге. Во время учёбы он занимался разработкой способов по успокоению боковой качки судна и проводил исследования динамики спуска корабля на воду со стапеля. Тогда же он создал первое в мире устройство, измеряющее деформацию, и разработал не имеющий аналогов проект океанского быстроходного крейсера. В 1896 году И.Г. Бубнов окончил обучение, и его имя было занесено на мраморную доску почёта лучших выпускников. Он остался в Академии преподавать строительную механику корабля, фактически заложив основы науки о прочности корпуса судов.

В 1900 году Иван Григорьевич назначен старшим помощником заведующего Опытовым судостроительным бассейном и, одновременно с этим, возглавил Комиссию по проектированию и постройке полуподводных судов при Морском техническом комитете Морского министерства. Перед комиссией была поставлена задача по созданию погружающегося корабля, который планировалось использовать для береговой обороны (в тот период полуподводные лодки считались более перспективным вооружением, чем подводные). Над проектом, помимо И.Г. Бубнова, работали и другие выдающиеся конструкторы того времени – Иван Семёнович Горюнов и Михаил Николаевич Беклемишев. Разработка «Миноносца № 113» (подводного миноносца водоизмещением 113 тонн) шла в условиях особой секретности. К маю 1901 года Комиссией был спроектирован не погружающийся корабль, а полноценная подводная лодка, строительство которой началось в июле того же года.

Подводная лодка «Дельфин»

Подлодка создавалась на Балтийском заводе Санкт-Петербурга под руководством Строительной комиссии, возглавляемой И.Г. Бубновым. Её экипаж сформирован в феврале 1902 года и, первоначально, состоял из командира, одного офицера и восьми матросов. В сентябре того же года субмарина получила наименование «Миноносец № 150» и была официально зачислена в списки судов, став первой подводной лодкой, включенной в состав российского флота. Командование ею принял М.Н. Беклемишев, вошедший в историю как первый командир-подводник России.

Субмарина представляла собой небольшую однокорпусную бензин-электрическую лодку, длиной около 20 метров. Надводный ход обеспечивался шестицилиндровым бензиновым двигателем мощностью 300 л.с., подводный – электромотором мощностью 120 л.с. Максимальная глубина погружения – до 50 метров. Максимальная скорость, которую лодка могла развить в надводном положении – 9 узлов (миль в час), в подводном – 7 узлов. Её вооружение состояло из внешних торпедных аппаратов системы С.К. Джевецкого, оснащённых двумя торпедами.

Подлодка была спущена на воду в мае 1903 года, в августе её осмотрел Император Николай II, а в октябре были завершены ходовые испытания корабля. С мая 1904 года субмарина стала называться «Дельфин». Во время учебного погружения, проходившего 16 июня того же года, из-за неправильных действий команды был несвоевременно закрыт рубочный люк и лодка затонула. В ходе аварии погибли двадцать четыре нижних чина и лейтенант Анатолий Нилович Черкасов, который исполнял обязанности командира и отказался покидать тонущий корабль, несмотря на то, что мог спастись. Впоследствии лодка была поднята и отремонтирована, погибшие подводники похоронены на Смоленском Православном кладбище.

В ноябре 1904 года субмарина направлена по железной дороге на Дальний Восток для участия в Русско-японской войне. «Дельфин» прибыл к месту назначения в конце декабря 1904 года, а в состав Отдельного отряда миноносцев, базирующегося во Владивостоке, включен с января 1905 года. Субмарина несла боевую службу до окончания Русско-японской, содействуя обороне Владивостокского порта, но столкновений с неприятельскими кораблями не имела.

Во время Первой Мировой войны принято решение о перебазировании «Дельфина» на Север, и в мае 1916 года по железной дороге он был направлен в Котлас, затем – на баржах по Северной Двине до Архангельска. В августе того же года пароход отбуксировал субмарину из Белого моря в Баренцево, к новому месту базирования в Александровске (сейчас – город Полярный Мурманской области). С октября 1916 года «Дельфин» вошёл в состав Дивизиона особого назначения Флотилии Северного Ледовитого океана, в феврале следующего года включен в Отряд судов охраны Кольского залива.

В апреле 1917 года лодка, находясь в базе, была сильно повреждена штормом, и в августе того же года исключена из состава флота. В 1920-х годах «Дельфин» некоторое время использовался в качестве судоподъёмного понтона, а в 1932 году первый корабль российских подводных сил разделан на металл.

И.Г. Бубнов

Выдающийся русский корабельный инженер, создатель первых русских боевых подводных лодок И.Г. Бубнов родился 6 (18) января 1872 года в Нижнем Новгороде. Он родился в семье купца, но с детства решил связать свою судьбу не с торговлей, а с морем. В 1887 году он окончил Нижегородское Владимирское реальное училище, где учился хорошо, и за всё время учёбы имел лишь одну «тройку» по рисованию. Правда, тот же преподаватель поставил ему «отлично» по черчению. После окончания реального училища Иван Бубнов уехал в Кронштадт, где поступил в Техническое училище Морского ведомства. И здесь он был одним из лучших учеников. «Всё порученное ему выполнял весьма усердно и тщательно», - писал в своем отзыве руководитель практики молодых моряков в Кронштадте. Учёбу Иван Бубнов закончил в 1891 году, после чего служил младшим судостроителем на Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге и участвовал в постройке эскадренного броненосца "Полтава".

В 1894 году И.Г. Бубнов поступает на кораблестроительное отделение Николаевской Морской академии в Санкт-Петербурге. В период обучения в академии (1894-1896) он разработал конкурсный проект океанского быстроходного крейсера, удостоенный в 1895 году 1-й премии, создал первый отечественный прибор для измерения деформаций, провел модельные эксперименты по успокоению качки, кроме того, на броненосном крейсере "Россия" он исследовал динамику спуска корабля на воду.

В 1896 году И.Г. Бубнов с отличием окончил Морскую академию, его имя было занесено на мраморную доску почета среди самых лучших учеников. В том же году, еще не защитив дипломного проекта, он начинает преподавать в академии курс «Проектирование боевых судов». Одновременно он прослушал курс математики, аналитической механики и теории вероятности в Петербургском университете. С 1896 года и до самой смерти в 1919 году И.Г. Бубнов преподавал на кораблестроительном отделении Морской академии.

И.Г. Бубнов был назначен старшим помощником заведующего Опытовым судостроительным бассейном, возглавил разработку проекта "подводного миноносца водоизмещением 113 тонн". В 1901-1902 годах, совместно с М.Н. Беклемишевым и И.С. Горюновым, И.Г. Бубнов спроектировал и построил на Балтийском заводе первую в России боевую подводную лодку с двигателями внутреннего сгорания. Подводная лодка, получившая название «Дельфин», имела в качестве двигателей бензиновый и электрический моторы. Лодка была заложена на Балтийском заводе в 1902 году, а вышла на испытания 21 июня 1904 года; руководителем испытаний и сдачи лодки был И.Г. Бубнов. Команду “Дельфина” составили офицеры-добровольцы.

Последующие серийные подводные лодки явились развитием типа лодки "Дельфин". В 1903 году И.Г. Бубнов стал начальником кораблестроительной чертежной Морского технического комитета, где разработал проекты подводных лодок "Касатка", "Минога", "Акула", типов "Барс" и "Морж" (“Нерпа”). Лодки типа “Барс” были уже гораздо более совершенными. Если время погружения первой русской подводной лодки «Дельфин» составляло около шести минут, то для лодки типа «Барс» (с дизельным двигателем) требовалось на это три минуты.

Подводная лодка типа Барс

Проекты И.Г. Бубнова осуществлялись с трудом, ему приходилось буквально пробивать их через стену бюрократизма чиновников морского ведомства, отравленных раболепным низкопоклонством перед всем иноземным. Кораблям Бубнова предпочитали подводные лодки зарубежных конструкций, хотя они порой были ничуть не лучше. Лодки Бубнова строились подолгу, они морально устаревали еще на стапелях. В этом не было вины ученого, его травит верхушка морского ведомства. Когда, наконец, по требованию моряков перед первой мировой войной Адмиралтейство решает построить довольно большие серии бубновских лодок «Морж» и «Барс», дизели для них умудряются заказать. в Германии. Естественно, из-за войны заказ остался невыполненным. Вместо двух машин по 1320 лошадиных сил на лодки ставили 250-сильные дизели, спешно снятые с амурских канонерок. Моряки прозвали их «швейными машинками». Лодки развивали с ними не больше 11 узлов против 18 проектных. Для части лодок удалось приобрести за рубежом дизели по 420 л.с. С этими невероятно капризными двигателями можно было развить скорость до 13 узлов. Лишь две субмарины типа «Барс» - «Змея» и «Кугуар» имели дизели проектной мощности!

Неосуществленным остался проект И.Г. Бубнова по созданию подводной лодки водоизмещением 1260 тонн и с разделенным на отсеки прочным корпусом. Всего же по разработкам ученого для Российского флота были построены 32 первые русские подводные лодки шести проектов. Эти лодки принимали непосредственное участие в боевых действиях, они сыграли выдающуюся роль в русско-японской и Первой Мировой войнах. В 1907 году конструктора зачислили в списки офицеров подводного плавания.

Не забывает Иван Григорьевич и исследовательскую работу. В 1911 году И.Г. Бубнов провел на черноморском крейсере "Кагул" первое в мире натурное испытание влияния глубины моря на скорость корабля. Разрабатывая проект линкора «Севастополь», он впервые в мировой практике предлагает разместить трехорудийные башни главного калибра в линию. На линкоре «Измаил» была применена разработанная Бубновым продольная система набора корпуса корабля, позволившая значительно уменьшить массу, усилить бронирование и артиллерию. Впоследствии недостроенные корпуса линкоров этого типа советское правительство продаст за бесценок Германии на металлолом и на вырученные деньги купит в Швеции паровозы. Немецкие специалисты извлекут уроки конструирования и применят их в строительстве своих «карманных линкоров», которые станут грозой для караванов союзников во время Великой Отечественной войны. В 1911-1912 годах И.Г. Бубнов стал инициатором широкого внедрения дизельных энергетических установок и принципов электродвижения.

В 1912 году И.Г. Бубнов получил звание генерал-майора корпуса корабельных инженеров. В том же году по проекту И.Г. Бубнова стали строиться самые совершенные подводные лодки типа «Барс». Эта субмарина длиной 68 м имела надводное водоизмещение 650 т (подводное – 782 т), развивала скорость до 18 узлов (под водой – 9,5 узлов) и погружалась на глубину до 100 метров. Для строительства подводных лодок этого типа было создано судостроительное акционерное общество «Ноблесснер», с которым тесно сотрудничал завод Лесснера, производивший минное вооружение, и завод Э.Л. Нобеля, который строил двигатели Дизеля, в том числе и для подводных лодок. Заказ на строительство 18 подводных лодок типа "Барс" по проекту И.Г. Бубнова был распределён следующим образом: общество "Ноблесснер" должно было построить в Ревеле двенадцать подводных лодок; в том числе восемь ("Тигр", "Львица", "Пантера", "Рысь", "Ягуар", "Кугуар", "Леопард", "Тур") для Балтийского моря и четыре подводных лодки ("Ерш", "Форель", "Угорь", "Язь") для Дальнего Востока. Балтийский завод получил заказ на строительство шести подводных лодок, в том числе четыре подводные лодки для Балтийского флота ("Барс", "Гепард", "Вепрь", "Волк"), и две подводные лодки для Дальнего Востока ("Змея", "Единорог"). В связи с этим строительством И.Г. Бубнов с 1912 по 1917 год был консультантом Балтийского завода и судостроительного общества «Ноблесснер» в Ревеле.

И.Г. Бубнову принадлежит приоритет в систематизации основных проблем прочности корабля и разработки их решения. Он был автором фундаментальных работ "О погашении боковой качки судна водным балластом" (1896), "О непотопляемости судов" (1901), "Основы статистики судостроения" (1901), "Напряжения в обшивке судов от давления воды" (1902), "Строительная механика и теория упругости" (1906), "Об одном методе определения главных размеров проектируемого судна" (1916) и других. В своей работе «Спуск судна на воду» (1900) И.Г. Бубнов впервые рассмотрел динамику спуска корабля со стапеля на воду, в том числе движение судна по спусковому фундаменту с переменным (убывающим и возрастающим) уклоном. Он первым разработал теорию спуска судна по продольному стапелю. Многие работы И.Г. Бубнова были переведены на иностранные языки.

И.Г. Бубнов почтовая марка_1993

Профессору Бубнову принадлежит также фундаментальный труд «Строительная механика корабля» (литографическое издание 1909-1911, печатное издание 1912-1914), в котором он впервые предложил методы расчета пластин, работающих в составе корпуса корабля, и формулу для вычисления показателей прочности судов. Этот труд являлся в то время единственным по строгой научности, оригинальности и полноте изложения. Практические расчеты прочности ряда линейных кораблей, произведенные под руководством Бубнова, были отлитографированы в пяти больших томах и явились важным руководством по проектированию судов. Задачи, поставленные и решенные Бубновым в этой работе, явились основными для новой самостоятельной научной дисциплины – строительной механики корабля – науки о прочности корпуса судов. В своих последующих работах И.Г. Бубнов дал дальнейшее математическое обоснование вопросов местной и общей прочности судов. За свою научную и практическую деятельность ученый-кораблестроитель был награжден орденами Св. Владимира 3-й и 4-й степеней, Св. Анны 2-й степени.

После Октябрьской революции 1917 года И.Г. Бубнов продолжил службу на Рабоче-Крестьянском Красном Флоте, научную и преподавательскую деятельность. Как только начала налаживаться экономика, были предприняты максимально возможные меры по укреплению обороноспособности страны, разработаны новые артиллерийские системы, стрелковое оружие, заложены основы танковой и авиационной промышленности. И.Г. Бубнов активно участвовал в послереволюционном восстановлении судостроительных предприятий, был членом Центрального совета экспертов, возглавлявшегося К.П. Боклевским, руководил на Балтийском заводе переделкой легких крейсеров в нефтеналивные суда, разрабатывал программу воссоздания речного флота, выступил с предложениями о перестройке учебной и научной деятельности Морской академии. Незадолго до смерти Иван Григорьевич изучал проблему буксировки судов и барж по узким речным фарватерам.

Выдающийся русский инженер и учёный-кораблестроитель, основоположник строительной механики корабля И.Г. Бубнов прожил до обидного мало – всего 47 лет. Он умер от тифа в Петрограде 13 марта 1919 года. Умирал он в одиночестве – из-за сыпного тифа к нему никого не пускали. На следующий день петроградские газеты скромно оповестили о смерти учёного. Похоронили его на Смоленском православном кладбище. Через 10 лет рядом была похоронена его супруга, Анастасия Алексеевна Шапиро-Бубнова (1877-1929), бывшая «охтинская второй гильдии купчиха», с которой И.Г. Бубнов прожил почти 30 лет.

В 1970 году в Ленинграде была установлена мемориальная доска в память И.Г. Бубнова. В центре Нижнего Новгорода на здании бывшего реального училища, где он учился, также установлена мемориальная доска. Его именем были названы танкер (1975) и контейнеровоз (1985). Значение и роль Ивана Григорьевича Бубнова раз и навсегда определены историей отечественного кораблестроения: выдающийся теоретик и видный конструктор, основоположник русского подводного кораблестроения. Всё, что сделано в России в этом направлении до Бубнова, - не более чем опыты, порой наивные. Иван Григорьевич дал России первые боеспособные субмарины того типа, который вошёл в историю под названием “Русского”. Заслуженный профессор, блестящий изобретатель, он до сих пор остаётся непререкаемым авторитетом мирового кораблестроения.

Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)

Читайте также: