Что такое ограниченность ресурсов в конструкторе цифровых регламентов

Обновлено: 03.05.2024

До конца 2022 года регламенты по всем федеральным услугам должны быть переведены в цифровой формат, конструктор цифровых регламентов заработал с 1 декабря, заявила директор департамента обеспечения качества предоставления государственных услуг населению Минэкономразвития Елена Казмерчук на круглом столе в Совете Федерации «Актуальные вопросы увеличения доли массовых социально значимых услуг в электронном формате».

По её словам, закрепление новых принципов оказания госуслуг позволит выполнить поручение президента — обеспечить к 2024 году предоставление абсолютного большинства массовых социально значимых услуг в дистанционном формате.

Основные принципы нового порядка предоставления госуслуг — проактивный формат, реестровость и экстерриториальность — были установлены в законе, принятом в конце прошлого года, напомнила Казмерчук. Согласно новым положениям, все массовые социально значимые услуги должны быть включены в реестр госуслуг.

«Во исполнение этого положения Минэкономразвития разработало постановления о новых правилах создания административных регламентов и о требованиях к реестру государственных услуг», — сказала Казмерчук. Эти новшества позволят полностью пересмотреть процесс конструирования всех госуслуг, сообщила она. Новый порядок, по словам Казмерчук, позволяет собирать административный регламент как конструктор из стандартных блоков информации, содержащейся в реестре госуслуг.

«Цифровой административный регламент станет отправной точкой процесса предоставления госуслуг как с использованием платформы государственных сервисов, так и порталов предоставления услуг», — сказала представитель ведомства. Особую роль конструктор цифровых регламентов, по её словам, сыграет в цифровизации массовых социально значимых услуг.

В соответствии с законодательством до конца 2022 года регламенты по всем федеральным услугам должны быть переведены в цифровой формат, сообщила Казмерчук. Все региональные административные регламенты должны быть приведены в соответствие с новыми принципами до конца 2023 года.

«Сам конструктор цифровых регламентов заработал со вчерашнего дня. Сотрудники 15 федеральных органов власти уже приступили к разработке своих цифровых регламентов», — сообщила представитель Минэкономразвития.

По её словам, ожидается, что к концу года будут разработаны административные регламенты по порядка 50 федеральным государственным услугам, а с начала следующего года начнётся процесс разработки цифровых административных регламентов по всем массовым социально значимым услугам. Это, указала Казмерчук, станет началом большой работы по исполнению майского поручения президента, озвученного в ходе Послания Федеральному Собранию, в соответствии с которым к 2024 году необходимо обеспечить предоставление абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг гражданам дистанционно в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю, и в том числе в МФЦ.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 июля 2021 года N 1228

Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

2. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

3. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местным администрациям руководствоваться Правилами, утвержденными настоящим постановлением, при утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы проектов административных регламентов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

4. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации до 1 декабря 2021 г. обеспечить доработку федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" в целях реализации Правил, утвержденных настоящим постановлением.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 декабря 2021 г., за исключением пункта 4 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления, и пунктов 1 и 13 приложения к настоящему постановлению, которые вступают в силу с 1 января 2025 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июля 2021 года N 1228

Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" (далее соответственно - орган, предоставляющий государственные услуги, административный регламент).

2. Административные регламенты разрабатываются и утверждаются органами, предоставляющими государственные услуги.

3. Административные регламенты разрабатываются в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с единым стандартом предоставления государственной услуги (при его наличии) после внесения сведений о государственной услуге в федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - реестр услуг).

В случае если нормативным правовым актом, устанавливающим конкретное полномочие органа, предоставляющего государственную услугу, предусмотрено принятие отдельного нормативного правового акта, устанавливающего порядок осуществления такого полномочия, наряду с разработкой этого нормативного правового акта подлежит утверждению административный регламент предоставления соответствующей государственной услуги. При этом указанным порядком осуществления полномочия, утвержденным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда или государственной корпорации, не регулируются вопросы, относящиеся к предмету регулирования административного регламента в соответствии с настоящими Правилами.

Исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федеральных законов с предоставлением субвенций из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном административным регламентом предоставления государственной услуги в сфере переданных полномочий, который утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральным законом.

4. Разработка, согласование, проведение экспертизы и утверждение проектов административных регламентов осуществляются органами, предоставляющими государственные услуги, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение экспертизы, с использованием программно-технических средств реестра услуг.

5. Разработка административных регламентов включает следующие этапы:

а) внесение в реестр услуг органами, предоставляющими государственные услуги, сведений о государственной услуге, в том числе о логически обособленных последовательностях административных действий при ее предоставлении (далее - административные процедуры);

в) автоматическое формирование из сведений, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, проекта административного регламента в соответствии с требованиями к структуре и содержанию административных регламентов, установленными разделом II настоящих Правил.

6. Сведения о государственной услуге, указанные в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, должны быть достаточны для описания:

всех возможных категорий заявителей, обратившихся за одним результатом предоставления государственной услуги и объединенных общими признаками;

уникальных для каждой категории заявителей, указанной в абзаце втором настоящего пункта, сроков и порядка осуществления административных процедур, в том числе оснований для начала административных процедур, критериев принятия решений, результатов административных процедур и способов их фиксации, сведений о составе документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги, основаниях для отказа в приеме таких документов и (или) информации, основаниях для приостановления предоставления государственной услуги, критериях принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной услуги, а также максимального срока предоставления государственной услуги (далее - вариант предоставления государственной услуги).

Сведения о государственной услуге, преобразованные в машиночитаемый вид в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 настоящих Правил, могут быть использованы для автоматизированного исполнения административного регламента после вступления в силу соответствующего административного регламента.

7. При разработке административных регламентов органы, предоставляющие государственные услуги, предусматривают оптимизацию (повышение качества) предоставления государственных услуг, в том числе возможность предоставления государственной услуги в упреждающем (проактивном) режиме, многоканальность и экстерриториальность получения государственных услуг, описания всех вариантов предоставления государственной услуги, устранение избыточных административных процедур и сроков их осуществления, а также документов и (или) информации, требуемых для получения государственной услуги, внедрение реестровой модели предоставления государственных услуг, а также внедрение иных принципов предоставления государственных услуг, предусмотренных Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

8. Наименование административных регламентов определяется органами, предоставляющими государственные услуги, с учетом формулировки нормативного правового акта, которым предусмотрена соответствующая государственная услуга.

II. Требования к структуре и содержанию административных регламентов

9. В административный регламент включаются следующие разделы:

а) общие положения;

б) стандарт предоставления государственной услуги;

в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;

г) формы контроля за исполнением административного регламента;

д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, организаций, указанных в части 1_1 статьи 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.

10. В раздел "Общие положения" включаются следующие положения:

а) предмет регулирования административного регламента;

б) круг заявителей;

в) требование предоставления заявителю государственной услуги в соответствии с вариантом предоставления государственной услуги, соответствующим признакам заявителя, определенным в результате анкетирования, проводимого органом, предоставляющим услугу (далее - профилирование), а также результата, за предоставлением которого обратился заявитель.

11. Раздел "Стандарт предоставления государственной услуги" состоит из следующих подразделов:

а) наименование государственной услуги;

б) наименование органа, предоставляющего государственную услугу;

в) результат предоставления государственной услуги;

г) срок предоставления государственной услуги;

д) правовые основания для предоставления государственной услуги;

е) исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

ж) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

з) исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной услуги или отказа в предоставлении государственной услуги;

и) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной услуги, и способы ее взимания;

к) максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявителем запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги;

л) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

м) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные услуги;

н) показатели доступности и качества государственной услуги;

о) иные требования к предоставлению государственной услуги, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

12. Подраздел "Наименование органа, предоставляющего государственную услугу" должен включать следующие положения:

а) полное наименование органа, предоставляющего государственную услугу;

б) возможность (невозможность) принятия многофункциональным центром решения об отказе в приеме запроса и документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги (в случае, если запрос о предоставлении государственной услуги может быть подан в многофункциональный центр).

13. Подраздел "Результат предоставления государственной услуги" должен включать следующие положения:

наименование результата (результатов) предоставления государственной услуги;

наименование и состав реквизитов документа, содержащего решение о предоставлении государственной услуги, на основании которого заявителю предоставляется результат государственной услуги;

состав реестровой записи о результате предоставления государственной услуги, а также наименование информационного ресурса, в котором размещена такая реестровая запись (в случае, если результатом предоставления государственной услуги является реестровая запись);

наименование информационной системы, в которой фиксируется факт получения заявителем результата предоставления государственной услуги;

способ получения результата предоставления государственной услуги.

14. Положения, указанные в пункте 13 настоящих Правил, приводятся для каждого варианта предоставления государственной услуги в содержащих описания таких вариантов подразделах административного регламента.

15. Подраздел "Срок предоставления государственной услуги" должен включать сведения о максимальном сроке предоставления государственной услуги, который исчисляется со дня регистрации запроса и документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги:

в органе, предоставляющем государственную услугу, в том числе в случае, если запрос и документы и (или) информация, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем посредством почтового отправления в орган, предоставляющий государственную услугу;

в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), на официальном сайте органа, предоставляющего государственную услугу;

в многофункциональном центре в случае, если запрос и документы и (или) информация, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем в многофункциональном центре.

Максимальный срок предоставления государственной услуги для каждого варианта предоставления услуги приводится в содержащих описания таких вариантов подразделах административного регламента.

16. Подраздел "Правовые основания для предоставления государственной услуги" должен включать сведения о размещении на официальном сайте органа, предоставляющего государственную услугу, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг перечня нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, информации о порядке досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.

17. Подраздел "Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги" должен включать исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также следующие положения:

состав и способы подачи запроса о предоставлении государственной услуги, который должен содержать:


В ходе реализации положений Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 509 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Минэкономразвития России совместно с Минцифры ведёт работу по созданию механизма разработки административных регламентов предоставления государственных услуг в электронном машиночитаемом виде.


Цифровой административный регламент. Из презентации Минэкономразвития.

Принято постановление правительства Российской Федерации от 20 июля 2021 г. № 1228, предусматривающее разработку, согласование, экспертизу, утверждение и государственную регистрацию административных регламентов в электронном виде при помощи конструктора цифровых регламентов ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (ФГИС «ФРГУ»).

Также в работе регионам рекомендовано использовать постановление правительства № 1822 о новых правилах ведения ФРГУ.

Конструктор цифровых регламентов, как сообщил представитель Минэкономразвития, должен заработать с 1 декабря 2021 года, вход в систему будет осуществляться с помощью ЕСИА. Технической реализацией конструктора занимается Минцифры и «РТ-Лабс».

Регионам при разработке своих административным регламентов рекомендовано использовать федеральные правила, но и свои решения допустимы.


Конструктор цифровых регламентов.

Разработка цифровых административных регламентов для региональных и муниципальных услуг ожидается до конца 2023 года, для федеральных услуг – до конца декабря 2022 года.

Пилотный проект по построению цифровых административных регламентов прошёл в апреле в Республике Марий Эл, Ульяновской области и Ненецком автономном округе.

Ранее Минэкономразвития поясняло, что на этапе разработки текста административного регламента предполагается использовать машиночитаемое описание процедур предоставления соответствующей услуги, обеспечивающее автоматизацию процедур предоставления такой услуги с использованием информационных технологий.

При разработке административного регламента орган, предоставляющий государственную услугу, должен будет указать все варианты предоставления государственной услуги, включающие порядок предоставления услуг отдельным категориям заявителей, объединённых общими признаками, в том числе в отношении результата государственной услуги, за получением которого они обратились.

Согласование проектов административных регламентов предполагается осуществлять в ФГИС «ФРГУ», обеспечивающей ведение федерального реестра государственных услуг в электронной форме.


Процесс согласования.

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2021 г. № 2347

МОСКВА

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество"

Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Настоящее постановление вступает в силу c 1 января 2022 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 17 декабря 2021 г. № 2347

ИЗМЕНЕНИЯ,которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество"

1. Абзац тридцать пятый раздела II изложить в следующей редакции: "Правила распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по поддержке региональных проектов в сфере информационных технологий, приведены в приложении № 2.".

2. Приложение № 2 к указанной Программе изложить в следующей редакции:

"ПРИЛОЖЕНИЕ № 2к государственной программеРоссийской Федерации"Информационное общество"(в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 17 декабря 2021 г. № 2347)

ПРАВИЛАраспределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по поддержке региональных проектов в сфере информационных технологий

1. Настоящие Правила определяют цели, условия и порядок распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по поддержке региональных проектов в сфере информационных технологий (далее - субсидии), а также методику распределения субсидий между субъектами Российской Федерации.

2. Региональным проектом (мероприятием), направленным на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации, в соответствии с настоящими Правилами является реализация субъектами Российской Федерации мероприятий по модернизации ведомственных информационных систем с целью оказания массовых социально значимых услуг (сервисов) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных услуг органов местного самоуправления и услуг бюджетных учреждений (далее - региональные услуги) в электронном виде с применением машиночитаемых цифровых административных регламентов (далее соответственно - проект, цифровые регламенты).

3. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией проекта, по следующим направлениям:

а) обеспечение информационного взаимодействия ведомственной информационной системы с функционалом конструктора цифровых регламентов федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" в части получения сведений о цифровых регламентах, участвующих в предоставлении региональных услуг;

б) доработка ведомственной информационной системы в целях модернизации процессов предоставления региональных услуг с применением цифровых регламентов в автоматизированном виде.

4. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил.

5. Условиями предоставления субсидии являются:

а) наличие правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающих мероприятия по поддержке региональных проектов в сфере информационных технологий, при реализации которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения;

в) заключение соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).

6. Критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии являются:

а) наличие региональных услуг, планируемых субъектом Российской Федерации к предоставлению в электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг посредством ведомственной информационной системы с использованием цифровых регламентов в соответствии с информацией, представленной субъектами Российской Федерации в сроки и в порядке, которые установлены Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

б) осуществление приема и обработки заявлений при предоставлении региональных услуг в электронном виде с использованием ведомственной информационной системы;

в) предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, установленный Правительством Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, составляет более 10 процентов.


7. Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации (), определяется по формуле:


,


- общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренный на предоставление субсидий в федеральном бюджете (сводной бюджетной росписи) на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил, в соответствующем году;

mi - количество региональных услуг, планируемых к внедрению и предоставлению в электронном формате на едином портале государственных и муниципальных услуг с использованием функционала конструктора цифровых регламентов федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" в соответствии с перечнем массовых социально значимых услуг регионального и муниципального уровней, утвержденным протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 25 июня 2021 г. № 19;


- предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на соответствующий год, установленный Правительством Российской Федерации;

n - количество субъектов Российской Федерации, соответствующих критериям отбора, указанным в пункте 6 настоящих Правил.

8. Предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

9. Предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

10. Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значения результата использования субсидии, указанного в пункте 14 настоящих Правил, а также увеличение сроков реализации проекта не допускаются, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей и индикаторов государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии.

11. Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

12. Сроки и порядок представления высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также о достижении значений результатов использования субсидии в целях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, предусматриваются соглашением в соответствии с подпунктом "з" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

13. Эффективность использования субсидии определяется на основании значения результата использования субсидии "Доля региональных услуг, предоставляемых в субъекте Российской Федерации в электронном виде посредством ведомственной информационной системы с применением цифровых регламентов, от общего количества региональных услуг, предоставляемых посредством ведомственной информационной системы в субъекте Российской Федерации".

Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оценка эффективности использования субсидии осуществляется путем сравнения установленных соглашением и фактически достигнутых субъектом Российской Федерации по итогам завершения проекта значений результата использования субсидии.

14. В случае если субъектом Российской Федерации на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств в части достижения значения результата использования субсидии, предусмотренных соглашением, и до первого дня представления отчетности о достижении значения результата использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащих возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается в соответствии с пунктами 16 - 18 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий. Основания для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности регулируются пунктом 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

15. В случае нарушения субъектом Российской Федерации целей, установленных при предоставлении субсидии, к нему применяются бюджетные меры принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

16. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сведений возлагается на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и органами государственного финансового контроля.".

В России действуют законы, где описано, как правильно работать с информацией: кто отвечает за ее сохранность, как ее собирать, обрабатывать, хранить и распространять. Стоит знать их, чтобы случайно что-нибудь не нарушить.

Мы собрали для вас пять основных ФЗ о защите информации и информационной безопасности и кратко рассказали их ключевые моменты.

149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

В 149-ФЗ сказано, какая информация считается конфиденциальной, а какая — общедоступной, когда и как можно ограничивать доступ к информации, как происходит обмен данными. Также именно здесь прописаны основные требования к защите информации и ответственность за нарушения при работе с ней.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности:

  1. Нельзя собирать и распространять информацию о жизни человека без его согласия.
  2. Все информационные технологии равнозначны — нельзя обязать компанию использовать какие-то конкретные технологии для создания информационной системы.
  3. Есть информация, к которой нельзя ограничивать доступ, например сведения о состоянии окружающей среды.
  4. Некоторую информацию распространять запрещено, например ту, которая пропагандирует насилие или нетерпимость.
  5. Тот, кто хранит информацию, обязан ее защищать, например, предотвращать доступ к ней третьих лиц.
  6. У государства есть реестр запрещенных сайтов. Роскомнадзор может вносить туда сайты, на которых хранится информация, запрещенная к распространению на территории РФ.
  7. Владелец заблокированного сайта может удалить незаконную информацию и сообщить об этом в Роскомнадзор — тогда его сайт разблокируют.

152-ФЗ «О персональных данных»

Этот закон регулирует работу с персональными данными — личными данными конкретных людей. Его обязаны соблюдать те, кто собирает и хранит эти данные. Например, компании, которые ведут базу клиентов или сотрудников. Мы подробно рассматривали этот закон в отдельной статье «Как выполнить 152-ФЗ о защите персональных данных и что с вами будет, если его не соблюдать»

Ключевые моменты закона:

  1. Перед сбором и обработкой персональных данных нужно спрашивать согласие их владельца.
  2. Для защиты информации закон обязывает собирать персональные данные только с конкретной целью.
  3. Если вы собираете персональные данные, то обязаны держать их в секрете и защищать от посторонних.
  4. Если владелец персональных данных потребует их удалить, вы обязаны сразу же это сделать.
  5. Если вы работаете с персональными данными, то обязаны хранить и обрабатывать их в базах на территории Российской Федерации. При этом данные можно передавать за границу при соблюдении определенных условий, прописанных в законе — жесткого запрета на трансграничную передачу данных нет.

Серверы облачной платформы VK Cloud Solutions (бывш. MCS) находятся на территории РФ и соответствуют всем требованиям 152-ФЗ. В публичном облаке VKможно хранить персональные данные в соответствии с УЗ-2, 3 и 4. Для хранения данных с УЗ-2 и УЗ-1 также есть возможность сертификации, как в формате частного облака, так и на изолированном выделенном гипервизоре в ЦОДе VK.

При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.

Этот закон определяет, что такое коммерческая тайна, как ее охранять и что будет, если передать ее посторонним. В нем сказано, что коммерческой тайной считается информация, которая помогает компании увеличить доходы, избежать расходов или получить любую коммерческую выгоду.

Ключевые моменты закона о защите информации компании:

  1. Обладатель информации сам решает, является она коммерческой тайной или нет. Для этого он составляет документ — перечень информации, составляющей коммерческую тайну.
  2. Некоторые сведения нельзя причислять к коммерческой тайне, например, информацию об учредителе фирмы или численности работников.
  3. Государство может затребовать у компании коммерческую тайну по веской причине, например, если есть подозрение, что компания нарушает закон. Компания обязана предоставить эту информацию.
  4. Компания обязана защищать свою коммерческую тайну и вести учет лиц, которым доступна эта информация.
  5. Если кто-то разглашает коммерческую тайну, его можно уволить, назначить штраф или привлечь к уголовной ответственности.

63-ФЗ «Об электронной подписи»

Этот закон касается электронной подписи — цифрового аналога физической подписи, который помогает подтвердить подлинность информации и избежать ее искажения и подделки. Закон определяет, что такое электронная подпись, какую юридическую силу она имеет и в каких сферах ее можно использовать.

Ключевые моменты закона:

  1. Для создания электронной подписи можно использовать любые программы и технические средства, которые обеспечивают надежность подписи. Вы не обязаны использовать для этого какое-то конкретное государственное ПО.
  2. Подписи бывают простые, усиленные неквалифицированные и усиленные квалифицированные. У них разные технические особенности, разные сферы применения и разный юридический вес. Самые надежные — усиленные квалифицированные подписи, они полностью аналогичны физической подписи на документе.
  3. Те, кто работает с квалифицированной подписью, обязаны держать в тайне ключ подписи.
  4. Выдавать электронные подписи и сертификаты, подтверждающие их действительность, может только специальный удостоверяющий центр.

187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

Этот закон касается компаний, которые работают в сферах, критически важных для жизни государства — таких, что сбой в их работе отразится на здоровье, безопасности и комфорте граждан России.

К таким сферам относится здравоохранение, наука, транспорт, связь, энергетика, банки, топливная промышленность, атомная энергетика, оборонная промышленность, ракетно-космическая промышленность, горнодобывающая промышленность, металлургическая промышленность и химическая промышленность. Также сюда относят компании, которые обеспечивают работу предприятий из этих сфер, например, предоставляют оборудование в аренду или разрабатывают для них ПО.

Если на предприятии из этой сферы будет простой, это негативно отразится на жизни всего государства. Поэтому к IT-инфраструктуре и безопасности информационных систем на этих предприятиях предъявляют особые требования.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности критически важных структур:

Читайте также: